Рабочая программа учебного предмета «Математика» (5 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Карталы»
Филиал МОУ СОШ №1 г. Карталы «Специальная (коррекционная) школа Для учащихся с ОВЗ» 2019-2020 учебный год | УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ «СОШ №1 г. Карталы» ________________(А.Н. Солдатенко) |
Рабочая программа учебного предмета
«Математика»
5 класс
Разработчик: Карпова А.А.
Карталы
2019-2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика учебного предмета
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
5. Содержание учебного предмета
6. Тематическое планирование
7. Календарно-тематическое планирование
8. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Индивидуальная рабочая программа по математике 5 год обучения для обучающегося составлена с учетом действующих ФГОС НОО, , на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г), с учетом рекомендаций программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР (М,1984г), программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 классы М. « Просвещение» 2010 г. под редакцией В.В. Воронковой, Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
Цель: Формировать элементарные математические представления.
Закладывать основы математических знаний и умений.
Задачи:
Формировать до числовые представления.
Развивать восприятие цвета, величины, массы, формы предметов.
Обучать ориентировке в пространстве и на плоскости.
Формировать временные представления.
Развитие сенсомоторных навыков.
Развитие когнитивных функций.
Индивидуальная рабочая программа по формированию математических представлений и конструированию «Особый ребенок» 5-й год обучения составлена с учетом возраста, психофизических особенностей и диагноза обучаемого на дому Ф.И. ребенка. Программа содержит материал, направленный на формирование у ребенка основ социальной адаптации.
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «Математика» для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью включает:
ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде;
упражнения, игровые ситуации, игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными, мозаикой, палочками);
игры и упражнения на ознакомление со свойствами и качествами конструктивных материалов и расположением их в пространстве;
конструирование из строительного, природного и бросового материалов;
формирование количественных представлений;
«чтение» и письмо цифр;
формирование представлений о форме;
формирование представлений о величине;
формирование пространственно-временных представлений и ориентировок.
ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде;
упражнения, игровые ситуации, игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными, мозаикой, палочками);
игры и упражнения на ознакомление со свойствами и качествами конструктивных материалов и расположением их в пространстве;
конструирование из строительного, природного и бросового материалов;
формирование количественных представлений;
«чтение» и письмо цифр;
формирование представлений о форме;
формирование представлений о величине;
формирование пространственно-временных представлений и ориентировок.
3.ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «математика» изучается с 1 по 9 класс. Общий объём учебного времени составляет 1,5 час в неделю, 51 час в год.
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Итого |
12,75 | 12,75 | 12,75 | 12,75 | 51 |
4.ЛИЧНОСТНЫЕ И УЧЕБНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
- умение организовывать рабочее место с предстоящим видом деятельности
- умение обратиться за помощью
- умение использовать вещи в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации;
Предметные результаты
- узсвоение знаний о свойствах фигур и форм
-формирование количественных представлений – много-один
-количественные представление в пределах 3
-устный счёт (1,2)
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ | Тема | Коррекционно-развивающие задачи |
1 | 2 | 4 |
1 2 3 4 5 6 | Свойства предметов: цвет, форма, величина Геометрические формы предметов. Количество и счет. Сравнение предметных совокупностей. Временные представления. Положение в пространстве, на плоскости. | Развивать сенсорные возможности посредством восприятия цвета, формы, массы, величины предметов. Формировать представление о простых геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, путем их сравнения. Обучать элементарному анализу и синтезу, сравнению предметов, определению их сходства и различия, умению выделять существенные и несущественные признаки. Уточнять временные представления. Формировать пространственные представления. Развивать глазомер, умение ориентироваться в плоскости и в пространстве. Корригировать мелкую моторику и зрительно-пространственную координацию. Расширять «пассивный» лексический запас простыми математическими терминами. |
6.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Кол- во часов |
1 2 3 4 5 6 | Свойства предметов: цвет, форма, величина Геометрическиеформы предметов. Количество и счет. Сравнение предметных совокупностей. Временные представления. Положение в пространстве, на плоскости | 12 6 26 10 6 8 |
7. КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| Тема | Кол-во час. | Дата | Обязательный минимум | Математические действия и понятия | ||||
| | | | знать | уметь | | |||
1-я четверть (12 часов) | |||||||||
1 | Знакомство с игрушкой и действие с ней: мяч (круг, шар). | 0,75 | | -название предмета (игрушки) и его изображение; -слова, побуждающие к действию с предметом (пассивный словарь). | Фиксировать внимание на предмете, брать в руку названный предмет, отдавать названный предмет по просьбе, действовать с предметом, узнавать предмет на картинке. | - разнообразные действия с игрушкой. | |||
2 | Знакомство с игрушкой и действие с ней: кубик (квадрат, куб). | 0,75 | | -название предмета (игрушки) и его изображение; -слова, побуждающие к действию с предметом (пассивный словарь). | Фиксировать внимание на предмете, брать в руку названный предмет, отдавать названный предмет по просьбе, действовать с предметом, узнавать предмет на картинке. | -разнообразные действия с игрушкой. . | |||
3 | Знакомство с игрушкой и действие с ней: пирамидка (треугольник, пирамида). | 0,75 | | -название предмета (игрушки) и его изображение; -слова, побуждающие (пассивный словарь) к действию с предметом. | Фиксировать внимание на предмете, брать в руку названный предмет, отдавать названный предмет по просьбе, действовать с предметом, узнавать предмет на картинке. | -разнообразные действия с игрушкой. . | |||
4 | Действия с игрушками разной формы: мяч, кубик, пирамидка. | 0,75 | | -различение игрушек и их изображений и действий с ними; -слова, обозначающие действия с предметами. | Фиксировать внимание на предмете, брать в руку названный предмет, отдавать названный предмет по просьбе, действовать с предметом, узнавать предмет на картинке. | - сравнение игрушек разной формы, -выбор игрушки нужной формы, действие с ней | |||
5 | Понятия: «большой», «маленький», | 0,75 | | -различие предметов по величине; | -сравнивать предметы по величине, размеру: большой - маленький, | -сравнение одинаковых предметов разной величины. -пополнение пассивного словаря | |||
6-7 | Понятия «большой», «маленький», «одинаковые по величине». | 1,5 0,75 0,75 | | -отличие и сходство предметов по величине; | -сравнивать предметы по величине, размеру: большой - маленький, одинаковые по величине, | -сравнение одинаковых предметов разной величины и одинаковых по величине предметов. | |||
8-9 | Понятия: «много» - «мало» - «один». | 1,5 0,75 0,75 | | -понятия «много», «мало», «один» и соответствующие им количественные соотношения | -выделять один предмет из множества; -собирать множество предметов. -выполнять действия по просьбе педагога. | слово «предмет» - обобщающее, им обозначаются разные понятия. (в пассивном словаре) | |||
10 | Точка, линия. | 0,75 | | -понимать значение слов «точка», «линия» | рисовать точку; проводить линию; ставить точку на линии и вне ее. | - выполнять действия по образцу и по словесной инструкции | |||
11 | Понятия: «много»-«мало». | 0,75 | | -понятия «много», «мало» и соответствующие им количественные соотношения | - выделять один предмет из множества; - собирать множество предметов; -действовать с предметами. | слово «предмет» - обобщающее, им обозначаются разные понятия. (в пассивном словаре) | |||
12 | Понятие «один»-«много» | 0,75 | | понимание слов: число «один»; «много» | выделять один предмет из множества, узнавать цифру 1 в разных вариантах. | -«число», -«цифра» (пассивный словарь) - вопрос «сколько?» | |||
13 | Понятия: «длинный», «короткий». | 0,75 | | -понятие длины: длинный, короткий | -правильно соотносить длину одинаковых и подобных предметов; -сравнивать предметы по длине путем наложения и приложения | -при сравнении использовать слова-жесты: «длиннее, короче» (пассивный словарь). | |||
14 | Понятия: «длинный», «короткий», «одинаковые по длине» | 0,75 | | -понятие длины: длинный, короткий - сравнение путем наложения | -правильно соотносить длину одинаковых и подобных предметов; -сравнивать предметы по длине путем наложения и приложения. | -при сравнении использовать слова-жесты: «длиннее», «короче»,«равной длины». | |||
1516 | Число и цифра 1. | 1,5 0,75 0,75 | | понимание слов: число «один»; записывать на листе бумаги цифру 1. | выделять один предмет из множества, узнавать цифру 1 в разных вариантах. | -«число», -«цифра» (пассивный словарь) - вопрос «сколько?» | |||
2-я четверть (12 часов) | |||||||||
17 | Свойства предметов. | 0,75 | | Цвет, форму, величину, назначение предметов. | Сравнивать предметы «на глаз», приложением, наложением. Проталкивать предметы разной формы в соответствующие отверстия. | Каждый, все, кроме, остальные, другие. | |||
18 | Сравнение предметов по величине (2-3шт.) | 0,75 | | Отличие и сходство предметов по величине. | Сравнивать предметы по величине, размеру. Выбирать из двух предметов большего или меньшего. | Сравнение одинаковых предметов «на глаз», наложением приложением. | |||
19 20 | Сравнение предметов по размеру: длинный-короткий, широкий-узкий. | 1,5 0,75 0,75 | | Отличие предметов по размеру: длине, ширине. | Сравнивать предметы по величине, размеру. Раскладывать однородные предметы разной длины на две группы по принципу «такой- не такой». | Сравнение одинаковых предметов: длинный -короткий; короче; широкий -узкий, уже. | |||
21 22 | Сравнение и различение предметов по цвету. Выделение предметов заданного цвета. | 0,75 0, 75 | | Основные цвета. Слова и понятия: «такой же», «одинаковые». | Правильно сравнивать и различать предметы по цвету, группировать их. Выделять предмет заданного цвета, дифференцировать его (различать). | Выбор предметов одного цвета. Группировка предметов одинаковых по форме, по размеру, имеющих одинаковый цвет. | |||
23 | Ориентировка во времени: быстро, медленно. | 0,75 | | Понятия: быстро-медленно. | Осознавать скорость движения, сравнивать скорость движения. | Использовать картинки и иллюстрации к словам: быстро, медленно. | |||
24 | Сравнение по возрасту: молодой, старый. | 0,75 | | Возрастные этапы. | Осознать возраст, дифференцировать по возрасту: дети, взрослые, пожилые люди, старики. | Использовать картинки и иллюстрации к словам: молодой, старый. | |||
25 26 | Количественные представления много, мало, один (2-3 множества) | 0,75 0,75 | | Множества предметов. | Сравнивать предметы по количеству. | Больше, меньше, столько же. | |||
27 | Основы счета: узнавание и показ цифры 1, понятия «один-много», соотнесение числа с количеством предметов. | 0,75 | | Образ цифры 1. | Соотносить число с количеством предметов, количество предметов с соответствующей цифрой, числительным. | Прорисовывание цифры 1 по трафарету. | |||
28 | Ориентировка в пространстве: вверху, внизу. | 0,75 | | Положение предметов в пространстве на плоскости. | Осознавать положение предметов в пространстве относительно себя, на листе бумаги. | Располагать предметы согласно словесной инструкции. | |||
29 | Ориентировка в пространстве: близко, далеко, рядом. | 0,75 | | Понятия: далеко, близко, рядом. | Определять предметы на расстоянии, относительно себя, помещать предметы в указанное положение. | Далеко, дальше, близко, ближе, рядом. | |||
30 | Соотношение формы предметов с геометрическими фигурами. | 0,75 | | Геометрические фигуры, формы. | Узнавать геометрические фигуры, соотносить их с формами предметов. Раскладывать предметы, близкие по форме. | Треугольник-пирамидка, круг- шар, квадрат- кубик. | |||
31 | Основы счета: узнавание и показ цифры 1, понятия «один-много», соотнесение числа с количеством предметов. | 0,75 | | Образ цифры 1. | Соотносить число с количеством предметов, количество предметов с соответствующей цифрой, числительным. | Прорисовывание цифры 1 по трафарету. | |||
32 | Соотношение формы предметов с геометрическими фигурами. | 0,75 | | Геометрические формы. | Узнавать геометрические Фигуры, соотносить их с формами предметов группировать предметы по форме. | Треугольник, круг, квадрат. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами. | |||
3-я четверть (15 часов) | |||||||||
33 | Повторение. Свойства предметов | 0,75 | | Цвет, форму, величину, назначение предметов. | Сравнивать предметы «на глаз», приложением, наложением. Проталкивать предметы разной формы в соответствующие отверстия. | Каждый, все, кроме, остальные, другие | |||
34 | Сравнение предметов по величине (2-3 шт.) | 0,75 | | Отличие и сходство предметов по величине | Сравнивать предметы по величине, размеру Выбирать из двух предметов большего или меньшего. | Сравнение одинаковых предметов « на глаз», наложением, приложением | |||
35 | Сравнение предметов по размеру: длинный - короткий, широкий - узкий | 0,75 | | Отличие предметов по размеру: длине, ширине | Сравнивать предметы по величине, размеру . Раскладывать однородные предметы разной длины на две группы по принципу «такой –не такой» | Сравнение одинаковых предметов « на глаз», наложением, приложением. Длинный- короткий; короче; широкий- узкий, уже. | |||
36 | Сличение и различение предметов по цвету. Выделение предметов заданного цвета. | 0,75 | | Основные цвета | Правильно сличать и различать предметы по цвету, группировать их. Выделять предмет заданного цвета, дифференцировать его (различать) | «Такой же», одинаковые. Выбор предметов одного цвета. Группировка предметов одинаковых по форме, размеру, цвету. | |||
37 | Ориентировка во времени: быстро, медленно | 0,75 | | Понятия: «быстро – медленно». | Осознавать скорость движения, сравнивать скорость движения. | Игра «Быстро- медленно». | |||
38 | Составление из геометрических фигур поезда | 0, 75 | | геометрические фигуры: квадрат , треугольник, круг | подбирать геометрическую фигуру, соответствующую одной из частей «поезда» | Игра «Геометрический поезд» | |||
39 | Количественные представления: много, мало, один (2-3 множества) | 0,75 | | Множества предметов | Сравнивать предметы по количеству | Больше, меньше, столько же | |||
4041 | Основы счета: узнавание и показ цифр 1-2, соотнесение числа с количеством предметов, образование числа 2 | 1,5 0,75 0,75 | | Образ цифры 2, цифры 1-2 Место числа в изучаемом отрезке числового ряда | Соотносить число с количеством предметов, количество предметов с соответствующей цифрой, числительным. | Прорисовывание цифр по трафарету | |||
42 43 | Сопоставление числа и количества предметов в пределах 2 | 1,5 0,75 0,75 | | Числа, цифры 1-2 | Соотносить число с количеством предметов, количество предметов с соответствующей цифрой, числительным. | «Игра «соедини с цифрой» | |||
44 45 | Отсчитывание предметов в пределах 2 | 1,5 0,75 0,75 | | Числа, цифры 1-2 | Отсчитывать из большего количества нужное, образовывать число 2 | Формирование умения находить в множестве заданное количество предметов «Зарисуй 1 (2) шарик» | |||
46. | Построим дорожку из геометрических фигур | 0,75 | | Геометрические фигуры, формы. | Узнавать , называть, классифицировать геометрические фигуры, продолжать последовательность из фигур | Игра «продолжи ряд и помоги белочке добраться до дома» | |||
47 48 | Основы счета: узнавание и показ цифр 1-3, соотнесение числа с количеством предметов, образование числа 3 | 0,75 0,75 | | Образ цифры в пределах 3. Место числа в изучаемом отрезке числового ряда | Соотносить число с количеством предметов, количество предметов с соответствующей цифрой, числительным. Пересчитывать, отсчитывать предметы, узнавать количество из двух-трех предметов. | Счет предметов в пределах трех, количественные, порядковые числительные Прорисовывание цифры через трафарет. | |||
50 | Сопоставление числа и количества предметов в пределах 3 | 0,75 | | Числа, цифры 1-3 | Соотносить число с количеством предметов, количество предметов с соответствующей цифрой, числительным. | «Игра «соедини с цифрой» | |||
51 | Отсчитывание предметов в пределах 3 из множества | 0,75 | | Числа, цифры 1-3 | Отсчитывать из большего количества нужное, образовывать число 3 | Формирование умения находить в множестве заданное количество предметов «Зарисуй 1 (2-3) шарик» «Что изменилось» | |||
52 53 | Сравнение количества предметов в пределах 3 | 0,75 0,75 | | числа, цифры от 1 до 3; Понятия: больше, меньше | сравнивать множества сопоставлением, пересчитыванием, соотносить цифру с количеством | счётный материал, цифры от 1до 3, карточки с 2 полосками Игра «Хватит ли белкам орехов» «Чего больше?» | |||
4-я четверть (8 часов) | |||||||||
54 | Счёт в пределах 3, сравнение 2-х множеств | 0,75 | | числа, цифры от 1 до 3; Понятия: больше, меньше | сравнивать множества сопоставлением, пересчитыванием, соотносить цифру с количеством | счётный материал, цифры от 1до 3, карточки с 2 полосками Игра «Хватит ли белкам орехов» «Чего больше?» | |||
55 | Ориентировка в пространстве: слева-справа | 0,75 | | Понятия: слева, справа. | Определять предметы на расстоянии, относительно себя, помещать предметы в указанное положение. | Игровое упражнение «Положи слева,…» | |||
56 | Порядковые числительные в пределах 3 | 0,75 | | первый, второй, третий, большой, меньше, самый маленький | определять место предмета на полке, относительно других предметов, сравнивать по величине, слушать и выполнять инструкции | Игра «Расставим по местам на полочках» | |||
57 | Сравнение предметных множеств | 0,75 | | числовой ряд в пределах 3, порядковый счёт в пределах 3 | сравнивать предметные множества путем наложения, приложения, сопоставления предметов | Игра «Грибники» | |||
58 | Ориентировка в пространстве: слева -справа, выше- ниже, дальше -ближе | 0,75 | | выше, ниже, справа, слева, дальше, ближе | определять место предмета относительно себя, называть порядковый номер | «Помоги расставить» | |||
59 | Сличение и различение предметов по размеру | 0,75 | | понятия: большая, меньше, самая маленькая; формы: круг, квадрат, треугольник | подбирать сходные по размеру два разных предмета | «Подбери крышку для банки с компотом» | |||
60 | Сравнение чисел с опорой на числовой ряд | 0,75 | | образование последующего числа за 1 (2) | сравнивать предметные множества, соотносить цифру с количеством | «Ёжик угощает гостей» | |||
61 | Соотнесение числа с количеством предметов | 0,75 | | числа, цифры от 1 до 3; Понятия: больше, меньше | сравнивать множества сопоставлением, с помощью счёта, соотносить цифру с количеством | счётный материал, цифры от 1до 3, карточки с 2 полосками Игра «Ёжик угощает гостей» | |||
62 | Ориентировка в пространстве по элементарному плану | 0,75 | | понятия: прямо, дальше, направо, налево, вверх, вниз | определять взаимное расположение предметов в пространстве, направление, перемещать правильно фигуру на плане. | «В гостях у Винни-Пуха» | |||
63 | Ориентировка в пространстве: определение направления (лабиринт) | 0,75 | | понятия: прямо, дальше, направо, налево, вверх, вниз | определять направление, перемещать правильно фигуру на плане | Игра «В гости к птицам» | |||
64 | Сравнение предметов по длине одинаковой ширины | 0,75 | | понятия: длинный, короткий , короче; такой же | Сравнивать предметы по длине. Подбирать такой же по длине предмет на глаз, с помощью приложения | Сравнение предметов. Игра «Подбери поясок к платью» | |||
65 | Сравнение предметов по длине разной величины | 0,75 | | понятия: длинный, короткий , короче; такой же | Сравнивать предметы по длине. Находить признаки их сходства и отличия. | Сравнение предметов. Игра «Подбери поясок к юбке» | |||
66 | Составление множества равного данному Сравнение предметов по высоте | 0,75 | | счёт в пределах 3; понятия больше, меньше, столько же; верхний, нижний | составлять множество путем прибавления, убавления 1 | Игра «Магазин игрушек» | |||
67 | Объединение предметов по сходным признакам в пары | 0,75 | | одинаковые, такой же | формировать пару по сходным признакам | «Найди пару» «Игра «Федорка» | |||
68 | Соотношение геометрических фигур | 0,75 | | понятия: круг, квадрат, треугольник | различать геометрические фигуры, находить одинаковые по форме | «Игра «Подбери заплатку к одежде» | |||
68 | Высокий-низкий | 0,75 | | понятия: высокий, низкий | сравнивать предметы по высоте, упорядочивать их по признаку высоты | «Построй башню» «Построй дом» |
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В обучении используются дидактические материалы по математике для дошкольников
- пособие Л.С. Метлина « Математика в детском саду», Москва, «Просвещение», 1984г.;
- учебник математики для 1-х классов специальных (коррекционных) школ VIII вида А.А.Хилько,Б.Л. Мершон,
М, «Просвещение», 1987г.;
- учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Математика. 1 класс. В 2-х частях. ...
Рабочая тетрадь. Математика. 1 класс. В 2 частях (VIII вид). Алышева Т.В.
- пособие Дедюхиной Г.В., Кирилловой Е.В. «55 способов общения с неговорящим ребенком», Москва, изд.центр «Техинформ»,
МАИ 1997-1998 гг.
Методическая литература для учителя
Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью».
М., «Академия», 2003 год.
Л.Б.Баряева, И.М.Бгажнокова, Д.И.Бойков «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта».
М.«Владос»,2009г
Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта.
С-Петербург, «Речь», 2005 год.
Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития»
М. «Владос», 2007г.
«Особенности интеграции детей с тяжелыми нарушениями развития» автор-составитель Т.М. Головкина
г. Переяславль, 2007 г.
Программы для подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
под общей редакцией В.В. Воронковой. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Издание 7-е. Москва: «Просвещение», 2010г.
Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Под редакцией В.Г. Перовой. М., «Просвещение», 1976.
Перова М. Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. Учебник для вузов. М., «Владос», 2001.
Дополнительная литература для учителя:
Волина В. Праздник числа. М., «АСТпресс», 1997.
Волина В. Веселая арифметика. Екатеринбург, «АТД ЛТД», 1999.
Тумановская М. П. Скоро в школу. М., «ОНИКС 21 век», 2004.