Рабочая программа учебного предмета «Математика» (базовый уровень, 11 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кистёрская средняя общеобразовательная школа
(МБОУ Кистёрская СОШ)
РАССМОТРЕНО: на заседании МО __________________ (протокол от __. __. 20__ № __) Руководитель МО ______ ________________ | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР _________ М. В. Сидоренкова ___. ___. 20___ г | ПРИНЯТО: педагогическим советом МБОУ Кистёрская СОШ (протокол от __. __. 20__ г № ___) | УТВЕРЖДЕНО: приказом МБОУ Кистёрская СОШ от ___. ___. 20___ г № ___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Математика»
(базовый уровень)
среднего общего образования
11 класс
на 2021 – 2022 учебный год
Составитель: Сидоренкова Марина Викторовна, учитель высшей квалификационной категории.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» ориентирована на обучающихся 11 класса и составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями;
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Минпросвещения России № 115 от 22 марта 2021 года);
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, с изменениями и дополнениями ) (далее - ФГОС ООО);
- Примерной рабочей программы среднего общего образования по учебным предметам Математика 10-11 классы;
- Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ОО, СОО организациями, осуществляющих образовательную деятельность, утверждённый приказом Минпросвещения РФ № 254 от 20.05.2020 года (с изменениями от 23.12.2020 № 766);
- Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ Кистёрская СОШ, утверждённой приказом № 41 / 18 от 27.08.2020 года (с изменениями и дополнениями);
Рабочая программа курса «Математика: Алгебра и начала математического анализа. Геометрия» (базовый уровень) ориентирована на использование учебников:
- Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций (базовый и углубленный уровни). В 2 частях; под ред. А.Г. Мордковича. - М.: Мнемозина, 2020:
- Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных организаций: базовый и углубленный уровни / Л.С. Атанасян. - М.: Просвещение, 2020
На изучение предмета Математика 11 класс учебным планом среднего общего образования МБОУ Кистёрская СОШ на 2021 – 2022 учебный год отводится 5 час в неделю, 170 часов в год (34 учебных недель).
Цель освоения программы предмета «Математика» 11 класс на базовом уровне – обеспечение возможности успешного продолжения образования по специальностям, не связанным с прикладным использованием математики.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия»
Изучение математики в старшей школе даёт возможность достижения обучающимися следующих результатов.
Планируемые личностные результаты освоения ООП:
- формулирование и объяснение собственной позиции в конкретных ситуациях общественной жизни на основе полученных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Планируемые метапредметные результаты освоения ООП:
- находить и извлекать информацию в различном контексте; объяснять и описывать явления на основе полученной информации; анализировать и интегрировать полученную информацию; формулировать проблему, интерпретировать и оценивать её; делать выводы, строить прогнозы, предлагать пути решения;
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» в 11 классе
| Базовый уровень «Проблемно-функциональные результаты» | |
I. Выпускник научится | III. Выпускник получит возможность научиться | |
Цели освоения предмета | Для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования по специальностям, не связанным с прикладным использованием математики | Для развития мышления, использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования по специальностям, не связанным с прикладным использованием математики |
Элементы теории множеств и математич еской логики | Оперировать на базовом уровне1 понятиями: конечное множество, элемент множества, подмножество, пересечение и объединение множеств, числовые множества на координатной прямой, отрезок, интервал; оперировать на базовом уровне понятиями: утверждение, отрицание утверждения, истинные и ложные утверждения, причина, следствие, частный случай общего утверждения, контрпример; находить пересечение и объединение двух множеств, представленных графически на числовой прямой; строить на числовой прямой подмножество числового множества, заданное простейшими условиями; распознавать ложные утверждения, ошибки в рассуждениях, в том числе с использованием контрпримеров. В повседневной жизни и при изучении других предметов: использовать числовые множества на координатной прямой для описания реальных процессов и явлений; проводить логические рассуждения в ситуациях повседневной жизни | - Оперировать2 понятиями: конечное множество, элемент множества, подмножество, пересечение и объединение множеств, числовые множества на координатной прямой, отрезок, интервал, полуинтервал, промежуток с выколотой точкой, графическое представление множеств на координатной плоскости; - оперировать понятиями: утверждение, отрицание утверж- дения, истинные и ложные утверждения, причина, следствие, частный случай общего утверждения, контрпример; - проверять принадлежность элемента множеству; - находить пересечение и объединение множеств, в том числе представленных графически на числовой прямой и на координатной плоскости; - проводить доказательные рассуждения для обоснования истинности утверждений. В повседневной жизни и при изучении других предметов: - использовать числовые множества на координатной прямой и на координатной плоскости для описания реальных процессов и явлений; - проводить доказательные рассуждения в ситуациях повседневной жизни, при решении задач из других предметов |
Числа и выражения | Оперировать на базовом уровне понятиями: целое число, делимость чисел, обыкновенная дробь, десятичная дробь, рациональное число, приближённое значение числа, часть, доля, отношение, процент, повышение и понижение на заданное число процентов, масштаб; оперировать на базовом уровне понятиями: логарифм числа, тригонометрическая окружность, градусная мера угла, величина угла, заданного точкой на тригонометрической окружности, синус, косинус, тангенс и котангенс углов, имеющих произвольную величину; выполнять арифметические действия с целыми и рациональными числами; выполнять несложные преобразования числовых выражений, содержащих степени чисел, либо корни из чисел, либо логарифмы чисел; сравнивать рациональные числа между собой; оценивать и сравнивать с рациональными числами значения целых степеней чисел, корней натуральной степени из чисел, логарифмов чисел в простых случаях; изображать точками на числовой прямой целые и рациональные числа; изображать точками на числовой прямой целые степени чисел, корни натуральной степени из чисел, логарифмы чисел в простых случаях; выполнять несложные преобразования целых и дробно-рациональных буквенных выражений; выражать в простейших случаях из равенства одну переменную через другие; вычислять в простых случаях значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования; изображать схематически угол, величина которого выражена в градусах; оценивать знаки синуса, косинуса, тангенса, котангенса конкретных углов. В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов: выполнять вычисления при решении задач практического характера; выполнять практические расчеты с использованием при необходимости справочных материалов и вычислительных устройств; соотносить реальные величины, характеристики объектов окружающего мира с их конкретными числовыми значениями; использовать методы округления, приближения и прикидки при решении практических задач повседневной жизни | Свободно оперировать понятиями: целое число, Делимость чисел, обыкновенная Дробь, Десятичная Дробь, рациональное число, приближённое значение числа, часть, Доля, отношение, процент, повышение и понижение на заданное число процентов, масштаб; приводить примеры чисел с заданными свойствами Делимости; оперировать понятиями: логарифм числа, тригонометрическая окружность, радианная и градусная мера угла, величина угла, заданного точкой на тригонометрической окружности, синус, косинус, тангенс и котангенс углов, имеющих произвольную величину, числа е и п; выполнять арифметические Действия, сочетая устные и письменные приемы, применяя при необходимости вычислительные устройства; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, корни, логарифмы и тригонометрические функции; находить значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования; изображать схематически угол, величина которого выражена в градусах или радианах; - использовать при решении задач табличные значения тригонометрических функций углов; - выполнять перевод величины угла из радианной меры в градусную и обратно. В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов: - выполнять действия с числовыми данными при решении задач практического характера и задач из различных областей знаний, используя при необходимости справочные материалы и вычислительные устройства; - оценивать, сравнивать и использовать при решении практических задач числовые значения реальных величин, конкретные числовые характеристики объектов окружающего мира |
Уравнения и неравенства | Решать линейные уравнения и неравенства, квадратные уравнения; решать логарифмические уравнения вида log a (bx + c) = d и простейшие неравенства вида log a x < d; решать показательные уравнения, вида abx+c= d (где d можно представить в виде степени с основанием a) и простейшие неравенства вида ax < d (где d можно представить в виде степени с основанием a);. приводить несколько примеров корней простейшего тригонометрического уравнения вида: sin x = a, cos x = a, tg x = a, ctg x = а, где a - табличное значение соответствующей тригонометрической функции. В повседневной жизни и при изучении других предметов: составлять и решать уравнения и системы уравнений при решении несложных практических задач | - Решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, неравенства и их системы; - использовать методы решения уравнений: приведение к виду «произведение равно нулю» или «частное равно нулю», замена переменных; - использовать метод интервалов для решения неравенств; - использовать графический метод для приближенного решения уравнений и неравенств; - изображать на тригонометрической окружности множество решений простейших тригонометрических уравнений и неравенств; - выполнять отбор корней уравнений или решений неравенств в соответствии с дополнительными условиями и ограничениями. В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов: - составлять и решать уравнения, системы уравнений и неравенства при решении задач других учебных предметов; - использовать уравнения и неравенства для построения и исследования простейших математических моделей реальных ситуаций или прикладных задач; - уметь интерпретировать полученный при решении уравнения, неравенства или системы результат, оценивать его правдоподобие в контексте заданной реальной ситуации или прикладной заДачи |
Функции | Оперировать на базовом уровне понятиями: зависимость величин, функция, аргумент и значение функции, область определения и множество значений функции, график зависимости, график функции, нули функции, промежутки знакопостоянства, возрастание на числовом промежутке, убывание на числовом промежутке, наибольшее и наименьшее значение функции на числовом промежутке, периодическая функция, период; оперировать на базовом уровне понятиями: прямая и обратная пропорциональность линейная, квадратичная, логарифмическая и показательная функции, тригонометрические функции; распознавать графики элементарных функций: прямой и обратной пропорциональности, линейной, квадратичной, логарифмической и показательной функций, тригонометрических функций; соотносить графики элементарных функций: прямой и обратной пропорциональности, линейной, квадратичной, логарифмической и показательной функций, тригонометрических функций с формулами, которыми они заданы; - находить по графику приближённо значения функции в заданных точках; определять по графику свойства функции (нули, промежутки знакопостоянства, промежутки монотонности, наибольшие и наименьшие значения и т.п.); строить эскиз графика функции, удовлетворяющей приведенному набору условий (промежутки возрастания / убывания, значение функции в заданной точке, точки экстремумов и т.д.). В повседневной жизни и при изучении других предметов: определять по графикам свойства реальных процессов и зависимостей (наибольшие и наименьшие значения, промежутки возрастания и убывания, промежутки знакопостоянства и т.п.); интерпретировать свойства в контексте конкретной практической ситуации | Оперировать понятиями: зависимость величин, функция, аргумент и значение функции, область определения и множество значений функции, график зависимости, график функции, нули функции, промежутки знакопостоянства, возрастание на числовом промежутке, убывание на числовом промежутке, наибольшее и наименьшее значение функции на числовом промежутке, периодическая функция, период, четная и нечетная функции; оперировать понятиями: прямая и обратная пропорциональность, линейная, квадратичная, логарифмическая и показательная функции, тригонометрические функции; определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции; строить графики изученных функций; описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения; строить эскиз графика функции, удовлетворяющей приведенному набору условий (промежутки возрастания/убывания, значение функции в заданной точке, точки экстремумов, асимптоты, нули функции и т.д.); - решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков. В повседневной жизни и при изучении других учебных предметов: - определять по графикам и использовать для решения прикладных задач свойства реальных процессов и зависимостей (наибольшие и наименьшие значения, промежутки возрастания и убывания функции, промежутки знакопостоянства, асимптоты, период и т.п.); - интерпретировать свойства в контексте конкретной практической ситуации; - определять по графикам простейшие характеристики периодических процессов в биологии, экономике, музыке, радиосвязи и др. (амплитуда, период и т.п.) |
Элементы математичес кого анализа | Оперировать на базовом уровне понятиями: производная функции в точке, касательная к графику функции, производная функции; определять значение производной функции в точке по изображению касательной к графику, проведенной в этой точке; решать несложные задачи на применение связи между промежутками монотонности и точками экстремума функции, с одной стороны, и промежутками знакопостоянства и нулями производной этой функции - с другой В повседневной жизни и при изучении других предметов: пользуясь графиками, сравнивать скорости возрастания (роста, повышения, увеличения и т.п.) или скорости убывания (падения, снижения, уменьшения и т.п.) величин в реальных процессах; соотносить графики реальных процессов и зависимостей с их описаниями, включающими характеристики скорости изменения (быстрый рост, плавное понижение и т.п.); использовать графики реальных процессов для решения несложных прикладных задач, в том числе определяя по графику скорость хода процесса | Оперировать понятиями: производная функции в точке, касательная к графику функции, производная функции; вычислять производную одночлена, многочлена, квадратного корня, производную суммы функций; вычислять производные элементарных функций и их комбинаций, используя справочные материалы; исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа. В повседневной жизни и при изучении Других учебных предметов: - решать прикладные задачи из биологии, физики, химии, экономики и других предметов, связанные с исследованием характеристик реальных процессов, нахождением наибольших и наименьших значений, скорости и ускорения и т.п.; - интерпретировать полученные результаты |
Статистика и теория вероятностей , логика и комбинатори ка | - Оперировать на базовом уровне основными описательными характеристиками числового набора: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения; оперировать на базовом уровне понятиями: частота и вероятность события, случайный выбор, опыты с равновозможными элементарными событиями; вычислять вероятности событий на основе подсчета числа исходов. В повседневной жизни и при изучении других предметов: оценивать и сравнивать в простых случаях вероятности событий в реальной жизни; - читать, сопоставлять, сравнивать, интерпретировать в простых случаях реальные данные, представленные в виде таблиц, диаграмм, графиков | Иметь представление о дискретных и непрерывных случайных величинах и распределениях, о независимости случайных величин; иметь представление о математическом ожидании и дисперсии случайных величин; иметь представление о нормальном распределении и примерах нормально распределенных случайных величин; понимать суть закона больших чисел и выборочного метода измерения вероятностей; иметь представление об условной вероятности и о полной вероятности, применять их в решении задач; иметь представление о важных частных видах распределений и применять их в решении задач; иметь представление о корреляции случайных величин, о линейной регрессии. В повседневной жизни и при изучении других предметов: вычислять или оценивать вероятности событий в реальной жизни; выбирать подходящие методы представления и обработки данных; уметь решать несложные задачи на применение закона больших чисел в социологии, страховании, здравоохранении, обеспечении безопасности населения в чрезвычайных ситуациях. |
Текстовые задачи | Решать несложные текстовые задачи разных типов; анализировать условие задачи, принеобходимости строить для ее решения математическую модель; понимать и использовать для решения задачи информацию, представленную в виде текстовой и символьной записи, схем, таблиц, диаграмм, графиков, рисунков; действовать по алгоритму, содержащемуся в условии задачи; использовать логические рассуждения при решении задачи; работать с избыточными условиями, выбирая из всей информации, данные, необходимые для решения задачи; осуществлять несложный перебор возможных решений, выбирая из них оптимальное по критериям, сформулированным в условии; анализировать и интерпретировать полученные решения в контексте условия задачи, выбирать решения, не противоречащие контексту; решать задачи на расчет стоимости покупок, услуг, поездок и т.п.; решать несложные задачи, связанные с долевым участием во владении фирмой, предприятием, недвижимостью; решать задачи на простые проценты (системы скидок, комиссии) и на вычисление сложных процентов в различных схемах вкладов, кредитов и ипотек; решать практические задачи, требующие использования отрицательных чисел: на определение температуры, на определение положения на временной оси (до нашей эры и после), на движение денежных средств (приход/расход), на определение глубины/высоты и т.п.; использовать понятие масштаба для нахождения расстояний и длин на картах, планах местности, планах помещений, выкройках, при работе на компьютере и т.п. В повседневной жизни и при изучении других предметов: решать несложные практические задачи, возникающие в ситуациях повседневной жизни. | - Решать задачи разных типов, в том числе задачи повышенной трудности; - выбирать оптимальный метод решения задачи, рассматривая различные методы; - строить модель решения задачи, проводить доказательные рассуждения; - решать задачи, требующие перебора вариантов, проверки условий, выбора оптимального результата; - анализировать и интерпретировать результаты в контексте условия задачи, выбирать решения, не противоречащие контексту; - переводить при решении задачи информацию из одной формы в другую, используя при необходимости схемы, таблицы, графики, диаграммы; В повседневной жизни и при изучении других предметов: - решать практические задачи и задачи из других предметов |
Геометрия | - Оперировать на базовом уровне понятиями: точка, прямая, плоскость в пространстве, параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей; распознавать основные виды многогранников (призма, пирамида, прямоугольный параллелепипед, куб); изображать изучаемые фигуры от руки и с применением простых чертежных инструментов; делать (выносные) плоские чертежи из рисунков простых объемных фигур: вид сверху, сбоку, снизу; извлекать информацию о пространственных геометрических фигурах, представленную на чертежах и рисунках; применять теорему Пифагора при вычислении элементов стереометрических фигур; находить объемы и площади поверхностей простейших многогранников с применением формул; распознавать основные виды тел вращения (конус, цилиндр, сфера и шар); находить объемы и площади поверхностей простейших многогранников и тел вращения с применением формул. В повседневной жизни и при изучении других предметов: соотносить абстрактные геометрические понятия и факты с реальными жизненными объектами и ситуациями; использовать свойства пространственных геометрических фигур для решения типовых задач практического содержания; соотносить площади поверхностей тел одинаковой формы различного размера; соотносить объемы сосудов одинаковой формы различного размера; - оценивать форму правильного многогранника после спилов, срезов и т.п. (определять количество вершин, ребер и граней полученных многогранников) | - Оперировать понятиями: точка, прямая, плоскость в пространстве, параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей; - применять для решения задач геометрические факты, если условия применения заданы в явной форме; - решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам; - делать (выносные) плоские чертежи из рисунков объемных фигур, в том числе рисовать вид сверху, сбоку, строить сечения многогранников; - извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах; - применять геометрические факты для решения задач, в том числе предполагающих несколько шагов решения; - описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве; - формулировать свойства и признаки фигур; - доказывать геометрические утверждения; - владеть стандартной классификацией пространственных фигур (пирамиды, призмы, параллелепипеды); - находить объемы и площади поверхностей геометрических тел с применением формул; - вычислять расстояния и углы в пространстве. В повседневной жизни и при изучении других предметов: - использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из других областей знаний |
Векторы и координаты в пространстве | Оперировать на базовом уровне понятием декартовы координаты в пространстве; находить координаты вершин куба и прямоугольного параллелепипеда | - Оперировать понятиями декартовы координаты в пространстве, вектор, модуль вектора, равенство векторов, координаты вектора, угол между векторами, скалярное произведение векторов, коллинеарные векторы; - находить расстояние между двумя точками, сумму векторов и произведение вектора на число, угол между векторами, скалярное произведение, раскладывать вектор по двум неколлинеарным векторам; - задавать плоскость уравнением в декартовой системе координат; - решать простейшие задачи введением векторного базиса |
Методы математики | Применять известные методы при решении стандартных математических задач; замечать и характеризовать математические закономерности в окружающей действительности; приводить примеры математических закономерностей в природе, в том числе характеризующих красоту и совершенство окружающего мира и произведений искусства | Использовать основные методы доказательства, проводить доказательство и выполнять опровержение; применять основные методы решения математических задач; на основе математических закономерностей в природе характеризовать красоту и совершенство окружающего мира и произведений искусства; |
Содержание учебного предмета
Модуль: «Аглебра и начала математического анализа»
Вводное повторение (4 ч)
Функции. Тригонометрические уравнения и методы решения. Тригонометрические формулы. Производная и ее применение.
Степени и корни. Степенные функции (15ч)
Понятие корня n-ой степени из действительного числа. Функции y= Од , их свойства и графики. Свойства корня n-ой степени. Преобразование выражений, содержащих радикалы. Обобщение понятия о показателе степени. Степенные функции, их свойства и графики. Дифференцирование и интегрирование. Извлечение корня п-й степени.
Показательная и логарифмическая функции (22ч)
Показательная функция, её свойства и график. Показательные уравнения и неравенства. Понятие логарифма. Логарифмическая функция, её свойства и график. Свойства логарифмов. Логарифмические уравнения и неравенства. Дифференцирование показательной и логарифмической функций.
Первообразная и интеграл (7ч)
Первообразная. Неопределенный интеграл. Определенный интеграл, его вычисление и свойства. Вычисление площадей плоских фигур. Примеры применения интеграла в физике.
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей (4ч)
Вероятность и геометрия. Независимые повторения испытаний с двумя исходами. Статистические методы обработки информации. Гауссова кривая. Закон больших чисел.
Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств (17ч)
Равносильность уравнений. Общие методы решения уравнений. Уравнение с модулями. Иррациональные уравнения. Доказательство неравенств. Решение рациональных неравенств с одной переменной. Неравенства с модулями. Иррациональные неравенства. Уравнения и неравенства с двумя переменными. Системы уравнений. Задачи с параметрами.
Повторение и систематизация учебного материала курса алгебры и начал математического анализа 11 класса (16ч)
Годовая промежуточная аттестация (1 час)
Степени и корни. Степенная, показательная и логарифмическая функции. Первообразная и интеграл. Уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств.
Модуль «Геометрия»
Цилиндр, конус, шар (13ч)
Сфера и шар. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость. Многогранники, вписанные в сферу. Многогранники, описанные около сферы. Цилиндр, конус. Поворот. Фигуры вращения. Вписанные и описанные цилиндры. Сечения цилиндра плоскостью. Эллипс. Вписанные и описанные конусы. Конические сечения. Симметрия пространственных фигур (центральная, осевая, зеркальная). Движение пространства, виды движений. Элементы симметрии многогранников и круглых тел. Примеры симметрии в окружающем мире.
Объемы тел (15ч)
Объём и его свойства. Принцип Кавальери. Формулы объёма параллелепипеда, призмы, пирамиды. Формулы объёма цилиндра, конуса, шара и его частей. Отношение объёмов подобных тел. Площадь поверхности многогранника. Формулы площади поверхности цилиндра, конуса, шара и его частей.
Векторы в пространстве (6ч)
Прямоугольная система координат в пространстве. Векторы в пространстве. Равенство векторов. Сложение векторов и умножение вектора на число. Угол между векторами. Коллинеарные и компланарные векторы.
Метод координат в пространстве (11ч)
Координаты середины отрезка. Формула расстояния между двумя точками. Уравнение сферы. Координаты вектора. Длина вектора. Скалярное произведение векторов. Уравнение плоскости в пространстве. Уравнение прямой в пространстве.
Повторение и систематизация учебного материала курса геометрии 11 класса (7ч)
Решение задач на вычисление и доказательство с использованием изученных формул и свойств.
Годовая промежуточная аттестация. Подведение итогов. (1 ч.)
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы | Общее кол-во часов | В том числе: | ||
Уроки | контрольные работы | Зачёт | |||
Модуль «Алгебра и начала математического анализа» | |||||
1 | Вводное повторение | 6 | 5 | 1 | |
Вводное повторение курса математика 10 класс | 5 | 5 | | | |
Вводная контрольная работа | 1 | | 1 | | |
2 | Степени и корни. Степенные функции | 18 | 17 | 1 | |
§ 4. Понятие корня п-й степени из действительного числа | 2 | | | | |
§ 5. Функции вида у= , их свойства и графики | 3 | | | | |
§ 6. Свойства корня п-й степени | 3 | | | | |
§ 7. Преобразование выражений, содержащих радикалы | 3 | | | | |
Контрольная работа по теме «Степени и корни» | 1 | | 1 | | |
§ 8. Понятие степени с любым рациональным показателем | 2 | | | | |
§ 9. Степенные функции, их свойства и графики | 3 | | | | |
§ 10. Извлечение корней из комплексных чисел | - | | | | |
Проверочная работа по теме «Степенные функции» | 1 | | | | |
3 | Показательная и логарифмическая функции | 29 | 26 | 3 | |
§ 11. Показательная функция, ее свойства и график | | 3 | | | |
§ 12. Показательные уравнения | | 3 | | | |
§ 13. Показательные неравенства | | 3 | | | |
Контрольная работа по теме «Показательная функция. Показательные уравнения и неравенства» | | | 1 | | |
§ 14. Понятие логарифма | | 2 | | | |
§ 15. Логарифмическая функция, ее свойства и график | | 3 | | | |
§ 16. Свойства логарифмов | | 3 | | | |
Контрольная работа по теме: «Свойства логарифмов. | | | 1 | | |
§ 17. Логарифмические уравнения | | 3 | | | |
§ 18. Логарифмические неравенства | | 3 | | | |
Контрольная работа по итогам 1 полугодия. | | | 1 | | |
§ 19. Дифференцирование показательной и логарифмической функций | | 3 | | | |
4 | Первообразная и интеграл | 7 | 6 | 1 | |
§ 20. Первообразная и неопределенный интеграл | | 3 | | | |
§ 21. Определенный интеграл | | 3 | | | |
Контрольная работа по теме «Первообразная и интеграл» | | | 1 | | |
5 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 9 | 9 | 1 | |
§ 22. Вероятность и геометрия | | 2 | | | |
§ 23. Независимые повторения испытаний с двумя исходами | | 3 | | | |
§ 24. Статистические методы обработки информации | | 2 | | | |
§ 25. Гауссова кривая. Закон больших чисел | | 2 | | | |
6 | Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств | 20 | 18 | 2 | |
§ 26. Равносильность уравнений | | 1 | | | |
§ 27. Общие методы решения уравнений | | 3 | | | |
§ 27. Равносильность неравенств | | 2 | | | |
§ 28. Уравнения и неравенства с модулями | | 2 | | | |
§ 29. Иррациональные уравнения и неравенства | | 2 | | | |
§ 30. Уравнения и неравенства с двумя переменными | | 2 | | | |
§ 31. Доказательство неравенств | | - | | | |
§ 32. Системы уравнений | | 4 | | | |
Контрольная работа по теме «Уравнения, неравенства и их системы» | | | 2 | | |
§ 33. Задачи с параметрами | | 2 | | | |
7 | Повторение и систематизация учебного материала курса алгебры и начал математического анализа 11 класса | 13 | 13 | | |
ИТОГО: | 102 | 94 | 8 | | |
Модуль «Геометрия» | |||||
8 | Цилиндр, конус, шар | 13 | 11 | 1 | 1 |
Цилиндр. | 3 | 3 | | | |
Конус. | 3 | 2 | | | |
Сфера. | 5 | 5 | | | |
Обобщение по теме «Цилиндр, конус, шар» Зачёт. | 1 | | | 1 | |
Контрольная работа по теме «Цилиндр, конус, шар» | 1 | | 1 | | |
9 | Объёмы тел | 15 | 13 | 1 | 1 |
Объем прямоугольного параллелепипеда. | 2 | 2 | | | |
Объем прямой призмы и цилиндра | 3 | 3 | | | |
Объем наклонной призмы, пирамиды и конуса | 4 | 4 | | | |
Объем шара и площадь сферы | 4 | 4 | | | |
Обобщение по теме «Объёмы тел вращения». Зачёт | 1 | | | 1 | |
Контрольная работа по теме «Объемы тел» | 1 | | 1 | | |
10 | Векторы в пространстве | 6 | 5 | | 1 |
Понятие вектора в пространстве. | 1 | 1 | | | |
Сложение и вычитание векторов. Умножение векторов. | 2 | 2 | | | |
Компланарные векторы. | 2 | 2 | | | |
Контрольная работа по теме "Векторы в пространстве" | | | 1 | | |
11 | Метод координат в пространстве | 11 | 9 | 1 | 1 |
Координаты точки и координаты вектора. | 3 | 1 | | | |
Скалярное произведение векторов | 4 | 4 | | | |
Движения. | 2 | 2 | | | |
Обобщение по теме «Метод координат в пространстве». Зачёт | 1 | | | 1 | |
Контрольная работа по теме «Скалярное произведение векторов в пространстве. Движения» | 1 | | 1 | | |
12 | Повторение и систематизация учебного материала курса геометрии 11 класса | 6 | | | |
Решение задач по теме «Цилиндр, конус, шар» | 2 | | | | |
Решение задач по теме «Объемы» | 2 | | | | |
Решение задач по теме «Метод координат в пространстве» | 2 | | | | |
ИТОГО: | 51 | 44 | 4 | 3 | |
13 | Повторение и систематизация знаний учебного материала за курс математики 10-11 классы. Подготовка к ГИА. | 14 | 14 | - | |
14 | Годовая промежуточная аттестация по итогам курса «Математика» 11 класс. Подведение итогов. | 3 | 1 | 2 | |
| ИТОГО: | 170 | 153 | 14 | 3 |
Приложение.
Календарно-тематическое планирование учебного предмета
«Математика» 11 класс
Используемый учебно-методический комплект:
- Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций (базовый и углубленный уровни). В 2 частях; под ред. А.Г. Мордковича. - М.: Мнемозина, 2020:
- Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных организаций: базовый и углубленный уровни / Л.С. Атанасян. - М.: Просвещение, 2020
№ п\п урока | Тема раздела и урока | Дата проведения | |
По плану | фактически | ||
Повторение. Многогранники. | 02..09 | | |
Повторение. Производная и её применение. | 03.09 | | |
Повторение. Тригонометрические функции. | 06.09 | | |
Повторение. Решение тригонометрических уравнений | 07.09 | | |
Повторение. Площади полной поверхности многогранников. | 07.09 | | |
Вводная контрольная работа. | 09.09 | | |
§ 4. Понятие корня n-ой степени из действительного числа. | 10.09 | | |
Вычисление корней n-ой степени из действительного числа | 13.09 | | |
§ 5. Функции вида у= , их свойства и графики | 14.09 | | |
Понятие цилиндра. | 14.09 | | |
Площадь поверхности цилиндра. | 16.09 | | |
Область определения и область значения функции у= | 17.09 | | |
Построение и чтение графиков сложной функции у = f(x) | 20.09 | | |
§ 6. Свойства корня п-й степени | 21.09 | | |
Решение задач по теме «Цилиндр. Площадь поверхности цилиндра» | 21.09 | | |
Понятие конуса. | 23.09 | | |
Свойства корней п-й степени при вычислении. | 24.09 | | |
Свойства корней п-й степени при преобразовании. Проверочная работа по теме «Свойства корней п-й степени» | 27.09 | | |
§ 7. Преобразование выражений, содержащих радикалы | 28.09 | | |
Площадь поверхности конуса. | 28.09 | | |
Усечённый конус. | 30.09 | | |
Выполнение действий выражения, содержащий радикал. | 01.10 | | |
Освобождение от иррациональности в знаменателе дроби. | 04.10. | | |
Контрольная работа по теме «Степени и корни» | 05.10 | | |
Сфера и шар. | 05.10 | | |
Сфера. Уравнение сферы. | 07.10 | | |
§ 8. Понятие степени с любым рациональным показателем | 08.10. | | |
Преобразование выражений | 11.10 | | |
§ 9. Степенные функции, их свойства и графики | 12.10 | | |
Взаимное расположение сферы и плоскости. | 12.10 | | |
Касательная плоскость к сфере. | 14.10 | | |
Производная степенной функции. | 15.10. | | |
Применение производной степенной функции при решении заданий ЕГЭ. | 18.10 | | |
Проверочная работа по теме «Степенные функции» | 19.10. | | |
Площадь сферы. | 19.10 | | |
Контрольная работа по теме «Цилиндр. Конус. Шар» | 21.10 | | |
§ 11. Показательная функция, ее свойства и график | 22.10. | | |
Построение и чтение графика показательной функции. | 25.10 | | |
Решение показательных уравнений и неравенств графически | 26.10 | | |
Обобщение и решение задач по теме «Цилиндр, конус, шар». Зачёт | 26.10 | | |
§ 12. Показательные уравнения. | 05.11 | | |
Решение показательных уравнений методом уравнивания оснований. | 08.11 | | |
Проверочная работа «Показательные уравнения» Решение показательных уравнений методом введения новой переменной. | 09.11 | | |
Понятие объёма. | 09.11 | | |
Объём прямоугольного параллелепипеда. | 11.11 | | |
§ 13. Показательные неравенства | 12.11 | | |
Решение показательных неравенств методом уравнивания оснований. | 15.11 | | |
Проверочная работа «Показательные неравенства». Решение показательных неравенств методом введения новой переменной. | 16.11 | | |
Объём прямой призмы.. | 16.11 | | |
Объём цилиндра. | 18.11 | | |
Контрольная работа по теме «Показательная функция. Показательные уравнения и неравенства» | 19.11 | | |
§ 14. Понятие логарифма | 22.11 | | |
Решение простейших логарифмических уравнений по определению | 23.11 | | |
Вычисление объёмов тел вращения | 23.11 | | |
Объём наклонной призмы. | 25.11 | | |
Самостоятельная работа по теме: «Понятие логарифма» § 15. Логарифмическая функция, ее свойства и график | 26.11 | | |
Решение логарифмических уравнений и неравенств графически. | 29.11 | | |
Построение и чтение графиков функции. | 30.11 | | |
Объём конуса. | 30.11 | | |
Решение задач на вычисление объёмов призмы, пирамиды, цилиндра, конуса | 02.12 | | |
§ 16. Свойства логарифмов | 03.12 | | |
Свойства логарифма при вычислении. | 06.12 | | |
Решение заданий по теме «Свойства логарифмов» | 07.12 | | |
Объём шара. | 07.12 | | |
Объём шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора. | 09.12 | | |
Контрольная работа по теме: «Свойства логарифмов». | 10.12 | | |
§ 17. Логарифмические уравнения. | 13.12. | | |
Проверочная работа по теме: «Простейшие логарифмические уравнения» Решение логарифмических уравнений введением новой переменной. | 14.12 | | |
Площадь сферы. | 14.12 | | |
Обобщение по теме: «Объёмы тел вращения». Зачёт. | 16.12 | | |
Решение систем логарифмических уравнений. | 17.12 | | |
§ 18. Логарифмические неравенства | 20.12 | | |
Решение логарифмических неравенств введением новой переменной. | 21.12 | | |
Контрольная работа по теме: «Объёмы тел вращения» | 21.12 | | |
Решение систем логарифмических неравенств | 23.12 | | |
Контрольная работа по итогам 1 полугодия. | 24.12. | | |
Работа над ошибками. Решение уравнений и неравенств. | 27.12. | | |
§ 19. Число е. Функция у=ех, её свойства, график, дифференцирование. | 10.01 | | |
Натуральный логарифм. Функция у= ln x, её свойства, график, дифференцирование. | 11.01 | | |
Понятие вектора. Равенство векторов. | 11.01 | | |
Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов. | 13.01 | | |
Дифференцирование показательной и логарифмической функций. | 14.01 | | |
§ 20. Первообразная. Таблица первообразных. | 17.01 | | |
Правила отыскания первообразной. | 18.01 | | |
Умножение вектора на число. | 18.01 | | |
Компланарные векторы. Правило параллелограмма. | 20.01 | | |
Неопределённый интеграл. Вычисление неопределённого интеграла. | 21.01. | | |
§ 21. Определенный интеграл. Формула Ньютона-Лейбница. | 24.01 | | |
Вычисление определённого интеграла. | 25.01 | | |
Разложение вектора по трём некомпланарным векторам. | 25.01 | | |
Контрольная работа по теме «Векторы в пространстве» | 27.01 | | |
Вычисление площадей плоских фигур с помощью определённого интеграла. | 28.01 | | |
Контрольная работа по теме «Первообразная и интеграл» | 31.01. | | |
Анализ контрольной работы по теме «Первообразная и интеграл». Вероятность и геометрия. | 01.02. | | |
Прямоугольная система координат в пространстве. | 01.02 | | |
Координаты вектора. Связь между координатами векторов и координатами точек. | 03.02 | | |
Геометрическая модель вероятностных задач. Задача о встрече. | 04.02 | | |
§ 23. Независимые повторения испытаний с двумя исходами. Схема Бернули и теорема Бернули | 07.02. | | |
Биноминальное разложение. | 08.02. | | |
Простейшие задачи в координатах. | 08.02. | | |
Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. | 10.02 | | |
Наивероятнейшее число успехов. | 11.02 | | |
§ 24. Статистические методы обработки информации. Табличное и графическое представления информации. | 14.02. | | |
Числовые характеристики данных, среднее и дисперсия. | 15.02 | | |
Движение. Решение задач по теме «Метод координат в пространстве» | 15.02 | | |
Обобщение по теме «Метод координат в пространстве». Зачёт. | 17.02 | | |
§ 25. Гауссова кривая. Простейшая форма закона больших чисел. | 18.02. | | |
Проверочная работа по теме «Вероятность и геометрия» | 21.02. | | |
§ 26. Равносильность уравнений. О проверке и потери коней. | 22.02 | | |
Контрольная работа по теме «Метод координат в пространстве» | 22.02 | | |
Анализ контрольной работы по теме: Метод координат в пространстве. Повторение «Тела вращения» | 24.02 | | |
§ 27. Общие методы решения уравнений. | 25.02 | | |
Общие методы решения уравнений: метод разложения на множители. | 28.02 | | |
Общие методы решения уравнений: метод введения новой переменной. | 01.03 | | |
Повторение. Площади поверхности тел вращения: цилиндр, конус, шар. | 01.03 | | |
§ 28. Равносильность неравенств. Теоремы равносильности неравенств. | 03.03 | | |
Системы и совокупности неравенств. | 04.03 | | |
§ 29. Уравнения с модулями | 07.03 | | |
Неравенства с модулем. | 08.03 | | |
Повторение. Объёмы тел вращения. | 08.03 | | |
Повторение. Комбинация многогранников и тел вращения. Объёмы | 10.03 | | |
§ 30. Иррациональные уравнения. | 11.03 | | |
Иррациональные неравенства. | 14.03 | | |
§ 32. Уравнения с двумя переменными. | 15.03 | | |
Повторение. Метод координат в пространстве. | 15.03 | | |
Повторение. Скалярное произведение векторов. | 17.03 | | |
Неравенства с двумя переменными. | 18.03 | | |
§ 33. Системы алгебраических уравнений. | 21.03 | | |
Системы показательных и логарифмических уравнений | 22.03 | | |
Системы тригонометрических уравнений. | 22.03 | | |
Задачи на составление систем уравнений. | 01.04 | | |
§ 34. Задачи с параметрами | 04.04. | | |
Решение задач с параметрами. | 05.04 | | |
Контрольная работа по теме «Уравнения, неравенства и их системы» | 05.04 | | |
Контрольная работа по теме «Уравнения, неравенства и их системы» | 07.04 | | |
Анализ контрольной работы по теме «Уравнения, неравенства и их системы». | 08.04. | | |
Повторение. Степени. Свойство степеней. | 11.04. | | |
Повторение. Корень n-ой степени. | 12.04 | | |
Повторение. Многогранники. | 12.04 | | |
Повторение. Нахождение элементов многогранников. | 14.04 | | |
Повторение. Логарифмы. Вычисление логарифмов. | 15.04 | | |
Повторение. Решение логарифмических уравнений . | 18.04 | | |
Повторение. Решение логарифмических неравенств. | 19.04 | | |
Повторение Площади поверхности многогранников | 19.04 | | |
Повторение. Объёмы многогранников. | 21.04 | | |
Повторение. Решение показательных уравнений | 22.04 | | |
Повторение. Решение показательных неравенств. | 25.04 | | |
Повторение. Первообразная и её применение при решении задач. | 26.04 | | |
Многогранники. Комбинации с вписанной сферой. | 26.04 | | |
Многогранники. Комбинации с вписанными телами вращения. | 28.04 | | |
Повторение. Вероятность и геометрия. | 29.04 | | |
Повторение. Тригонометрические преобразования выражений. | 02.05 | | |
Вычисление тригонометрических выражений. | 03.05 | | |
Многогранники. Комбинации с описанными телами вращения. | 03.05 | | |
Решение стереометрических задач на нахождение расстояния от точки до прямой. . | 05.05 | | |
Решение тригонометрических уравнений. | 06.05 | | |
Решение тригонометрических уравнений формата ЕГЭ. | 09.05 | | |
Решение тригонометрических уравнений формата ЕГЭ | 10.05 | | |
Решение стереометрических задач на нахождение расстояния от точки до плоскости. | 10.05 | | |
Решение стереометрических задач на нахождение угла между прямой и плоскостью. | 12.05. | | |
Решение показательных уравнений формата ЕГЭ | 13.05 | | |
Решение показательных неравенств формата ЕГЭ | 16.05 | | |
Годовая промежуточная аттестация по итогам изучения курса «Математика» 11 класс. | 17.05 | | |
Годовая промежуточная аттестация по итогам изучения курса «Математика» 11 класс. | 17.05 | | |
Решение логарифмических уравнений формата ЕГЭ | 19.05 | | |
Решение логарифмических уравнений формата ЕГЭ | 20.05 | | |
Решение текстовых задач практической направленности формата ЕГЭ. | 23.05 | | |
Применение производной при решении заданий формата ЕГЭ | 24.05 | | |
Системы уравнений и неравенств. | 24.05 | | |
Подведение итогов изучения курса «Математика» 10-11 класс.. | | |
20