Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» (35 часов, 6 класс)

0
0
Материал опубликован 10 February 2022

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Вяткинкая средняя общеобразовательная школа»



Рабочая программа учебного предмета

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

35 часов

6 класс

Составитель:

Бурцева Ольга Андреевна,

учитель истории и обществознания











Вяткино, 2021 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Место учебного предмета «Обществознание» в учебном плане.

В соответствии с учебным планом обществознание изучается с 6 по 9 класс. Общее количество времени на четыре года обучения составляет 136 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час, но согласно календарному учебному графику МКОУ «Вяткинская СОШ» на 2021-22 учебный год регламент образовательного процесса составляет 35 недель. Таким образом, на изучение обществознания в 6 классе отводиться 35 часов. В связи с этим в тематическое планирование внесены изменения: в рабочей программе предусмотрен практикум по теме «Общество, в котором мы живем» (1 час).




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по обществознанию для основного общего образования (6—9 классы).

Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обу-чающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности

в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным направлени-

ям воспитательной деятельности, в том числе в части:

Патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, культурному, природному наследию и памятникам, тради-

циям разных народов, проживающих в родной стране.

Гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли социальных институтов (государства, семьи, церкви,

СМИ) в российском обществе и в жизни человека; представление о конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина Российской Федерации, социальных нормах и прави-

лах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе знания Конституции Российской Федерации и основ россий-

ского законодательства; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомо-

щи; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство; помощь людям, нуждающимся в ней).

Духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; осознанное и активное неприятие всех форм антиобщественного поведения и асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной

культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с при-

родной и социальной средой; овладение основными навыками исследовательской деятельности в познании социальных явлений и процессов; установка на осмысление собственного опыта

наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни; установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм

вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные социально

одобряемые формы взаимодействия с другими людьми; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач социальной направленности (в рамках семьи, школы, города, края), способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения знаний об обществе и общественных отношениях; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности; уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из социальных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для

окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи

природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической

деятельности экологической направленности.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной

жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культур-

ной среды; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том

числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и ком-петентностей, планировать своё развитие; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных

последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения основной образователь-

ной программы, формируемые при изучении обществознания: 1. Овладение универсальными познавательными действиями

Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов; устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их обобщения и сравнения; на основе фактов социальной действительности выявлять

закономерности и противоречия развития общества; выявлять дефицит социальной информации, необходимой для решения поставленной познавательной или практической

задачи, и восполнять его путём использования доступных источников информации;

выявлять причинно-следственные связи при изучении социальных процессов; формулировать аргументированные выводы; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи

(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

использовать вопросы как исследовательский инструмент социальных явлений;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формулировать гипотезу об истинности собственных суждений об обществе и общественных отношениях и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование отдельных сторон социальной действительности по установлению особенностей и объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между

собой; применимость и достоверность; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по ре-

зультатам проведённого наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие социальных процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе социальной информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать социальную информацию, представленную в различных видах и формах (текст, изображение, диаграмма, схема, таблица и пр.);

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных источниках социальной информации; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления социальной информации в соответствии с учебной задачей;

оценивать достоверность социальной информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию.

2. Овладение универсальными коммуникативными действиями

Общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций; смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать

свои возражения; в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного эксперимента, исследования проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием

иллюстративных материалов.

Совместная деятельность (сотрудничество):

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно стро-

ить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять

свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного ре-

зультата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять

сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

3. Овладение универсальными регулятивными действиями

Самоорганизация:

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом

имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;

делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль (рефлексия):

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут

возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональный интеллект:

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и

намерения другого; регулировать способ выражения эмоций.

Принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость себе и другим;

осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

Предметные результаты

6 КЛАСС

Человек и его социальное окружение

осваивать и применять знания о социальных свойствах человека, формировании личности, деятельности человека и её видах, образовании, правах и обязанностях учащихся, общении и его правилах, особенностях взаимодействия человека с другими людьми;

характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности на примерах семьи, семейных традиций;

характеризовать основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер; особенности личностного становления и социальной позиции людей с ограниченными возможностями здоровья; деятельность человека; образование и его значение для человека и общества;

приводить примеры деятельности людей, её различных мотивов и особенностей в современных условиях; малых групп, положения человека в группе; конфликтных ситуаций в малой группе и конструктивных разрешений конфликтов; проявлений лидерства, соперничества и сотрудничества людей в группах;

классифицировать по разным признакам виды деятельности человека, потребности людей;

сравнивать понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»; свойства человека и животных; виды деятельности (игра, труд, учение);

устанавливать и объяснять взаимосвязи людей в малых группах; целей, способов и результатов деятельности, целей и средств общения;

использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности общения как социального явления, познания человеком мира и самого себя как вида деятельности, роли непрерывного образования, значения личного социального опыта при осуществлении образовательной деятельности и общения в школе, семье, группе сверстников;

определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт своё отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, к различным способам выражения личной индивидуальности, к различным формам неформального общения подростков;

решать познавательные и практические задачи, касающиеся прав и обязанностей учащегося; отражающие особенности отношений в семье, со сверстниками, старшими и младшими;

овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, в том числе извлечений из закона «Об образовании в Российской Федерации»; составлять на их основе план,

преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;

искать и извлекать информацию о связи поколений в нашем обществе, об особенностях подросткового возраста, о правах и обязанностях учащегося из разных адаптированных ис-точников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;

анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию о человеке и его социальном окружении из адаптированных источников (в том числе учебных

материалов) и публикаций в СМИ;

оценивать собственные поступки и поведение других людей в ходе общения, в ситуациях взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья; оценивать своё отношение к учёбе как важному виду деятельности;

приобретать опыт использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для выстраивания отношений с представителями старших поколений, со сверстниками и младшими по возрасту, активного участия в жизни школы и класса;

приобретать опыт совместной деятельности, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе гуманистических

ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.

Общество, в котором мы живём

осваивать и применять знания об обществе и природе, положении человека в обществе; процессах и явлениях в экономической жизни общества; явлениях в политической жизни общества, о народах России, о государственной власти в Российской Федерации; культуре и духовной жизни; типах общества, глобальных проблемах;

характеризовать устройство общества, российское государство, высшие органы государственной власти в Российской Федерации, традиционные российские духовно-нравствен-

ные ценности, особенности информационного общества;

приводить примеры разного положения людей в обществе, видов экономической деятельности, глобальных проблем;

классифицировать социальные общности и группы;

сравнивать социальные общности и группы, положение в обществе различных людей; различные формы хозяйствования;

устанавливать взаимодействия общества и природы, человека и общества, деятельности основных участников экономики;

использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) влияния природы на общество и общества на природу сущности и взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности;

определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к проблемам взаимодействия человека и природы, сохранению духовных ценностей российского народа;

решать познавательные и практические задачи (в том числе, задачи, отражающие возможности юного гражданина внести свой вклад в решение экологической проблемы);

овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, касающихся отношений человека и природы, устройства общественной жизни, основных сфер жизни общества;

извлекать информацию из разных источников о человеке и обществе, включая информацию о народах России;

анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных

материалов) и публикаций в СМИ; используя обществоведческие знания, формулировать выводы;

оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия духовным традициям общества;

использовать полученные знания, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности, направленной на охрану природы; защиту прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг), на соблюдение традиций общества, в котором мы живём;

осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе взаимопонимания между людьми разных культур; осознавать ценность культуры и традиций народов России.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


6 КЛАСС

Человек и его социальное окружение

Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия человека и животного. Потребности человека (биологические, социальные, духовные). Способности человека.

Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни человека и формирование личности. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и социальная позиция.

Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение). Познание человеком мира и самого себя как вид деятельности.

Право человека на образование. Школьное образование. Права и обязанности учащегося.

Общение. Цели и средства общения. Особенности общения подростков. Общение в современных условиях. Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила.

Лидерство в группе. Межличностные отношения (деловые, личные).

Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейные традиции. Семейный досуг. Свободное время подростка. Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты в меж-

личностных отношениях.

Общество, в котором мы живём

Что такое общество. Связь общества и природы. Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие.

Социальные общности и группы. Положение человека в обществе.

Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического развития. Виды экономической деятельности. Ресурсы и возможности экономики нашей страны.

Политическая жизнь общества. Россия — многонациональное государство. Государственная власть в нашей стране. Государственный Герб, Государственный Флаг, Государственный Гимн Российской Федерации. Наша страна в начале XXI века. Место нашей Родины среди современных государств.

Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности российского народа.

Развитие общества. Усиление взаимосвязей стран и народов в условиях современного общества.

Глобальные проблемы современности и возможности их решения усилиями международного сообщества и международных организаций.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ



п/п

Название темы

Количество часов

Количество контрольных работ

Количество практических работ

1

Человек и его социальное окружение

20


1

2

Общество, в котором мы живём

11


1

3

Защита проектов, итоговое повторение

4


2


Итого

35


4











УРОЧНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



















п/ п

Раздел программы. Тема урока

Кол-во часов


Тема №1. Человек и его социальное окружение. 20 ч.


1

Биологическое и социальное в человеке.

1

2

Потребности человека (биологические, социальные, духовные).

1

3

Способности человека.

1

4

Индивид, индивидуальность, личность.

1

5

Возрастные периоды жизни человека и формирование личности. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста.

1

6

Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и социальная позиция.

1

7

Деятельность человека.

1

8

Как человек познает мир и самого себя.

1

9

Право человека на образование.

1

10

Школьное образование. Права и обязанности учащегося.

1

11

Общение и его роль в жизни человека.

1

12

Особенности общения подростков. Общение в современных условиях.

1

13

Отношения в малых группах.


14

Групповые нормы и правила. Лидерство в группе.

1

15

Межличностные отношения (деловые, личные).

1

16

Семья в жизни человека.

1

17

Семейные традиции. Семейный досуг.

1

18

Свободное время подростка. Отношения с друзьями и сверстниками.

1

19

Конфликты в межличностных отношениях.

1


20

Практикум по теме «Человек и его социальное окружение»

1


Тема №2. Общество, в котором мы живём. 11 ч.


21

Что такое общество.

1

22

Основные сферы жизни общества и их взаимодействие.

1

23

Положение человека в обществе.

1

24

Роль экономики в жизни общества. Основные участники

экономики.

1

25

Политическая жизнь общества.

1

26

Российское общество в начале нового века

1

27

Культурная жизнь.

1

28

Развитие общества.

1

29

Усиление взаимосвязей стран и народов в условиях ин-

формационного общества.

1

30

Глобальные проблемы современности

1

31

Практикум по теме «Общество, в котором мы живём»

1


Тема №3. Защита проектов, итоговое повторение. 4 ч.


32

Защита проектов по теме «Человек и его социальное окружение»

1

33

Защита проектов по теме «Общество, в котором мы живём»

1

34

Итоговое повторение.

1

35

Итоговое повторение.

1









Лист внесения изменений в программу



Название темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

приказа по корректировке




















































































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.