Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» (35 часов, 6 класс)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Вяткинкая средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа учебного предмета
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
35 часов
6 класс
Составитель:
Бурцева Ольга Андреевна,
учитель истории и обществознания
Вяткино, 2021 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Место учебного предмета «Обществознание» в учебном плане.
В соответствии с учебным планом обществознание изучается с 6 по 9 класс. Общее количество времени на четыре года обучения составляет 136 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час, но согласно календарному учебному графику МКОУ «Вяткинская СОШ» на 2021-22 учебный год регламент образовательного процесса составляет 35 недель. Таким образом, на изучение обществознания в 6 классе отводиться 35 часов. В связи с этим в тематическое планирование внесены изменения: в рабочей программе предусмотрен практикум по теме «Общество, в котором мы живем» (1 час).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по обществознанию для основного общего образования (6—9 классы).
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обу-чающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности
в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным направлени-
ям воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, культурному, природному наследию и памятникам, тради-
циям разных народов, проживающих в родной стране.
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли социальных институтов (государства, семьи, церкви,
СМИ) в российском обществе и в жизни человека; представление о конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина Российской Федерации, социальных нормах и прави-
лах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе знания Конституции Российской Федерации и основ россий-
ского законодательства; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомо-
щи; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство; помощь людям, нуждающимся в ней).
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; осознанное и активное неприятие всех форм антиобщественного поведения и асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной
культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с при-
родной и социальной средой; овладение основными навыками исследовательской деятельности в познании социальных явлений и процессов; установка на осмысление собственного опыта
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм
вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные социально
одобряемые формы взаимодействия с другими людьми; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач социальной направленности (в рамках семьи, школы, города, края), способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения знаний об обществе и общественных отношениях; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности; уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для
окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культур-
ной среды; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том
числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и ком-петентностей, планировать своё развитие; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образователь-
ной программы, формируемые при изучении обществознания: 1. Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов; устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их обобщения и сравнения; на основе фактов социальной действительности выявлять
закономерности и противоречия развития общества; выявлять дефицит социальной информации, необходимой для решения поставленной познавательной или практической
задачи, и восполнять его путём использования доступных источников информации;
выявлять причинно-следственные связи при изучении социальных процессов; формулировать аргументированные выводы; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент социальных явлений;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формулировать гипотезу об истинности собственных суждений об обществе и общественных отношениях и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование отдельных сторон социальной действительности по установлению особенностей и объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между
собой; применимость и достоверность; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по ре-
зультатам проведённого наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие социальных процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе социальной информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать социальную информацию, представленную в различных видах и формах (текст, изображение, диаграмма, схема, таблица и пр.);
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных источниках социальной информации; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления социальной информации в соответствии с учебной задачей;
оценивать достоверность социальной информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций; смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать
свои возражения; в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного эксперимента, исследования проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно стро-
ить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять
свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного ре-
зультата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять
сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения другого; регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты
6 КЛАСС
Человек и его социальное окружение
— осваивать и применять знания о социальных свойствах человека, формировании личности, деятельности человека и её видах, образовании, правах и обязанностях учащихся, общении и его правилах, особенностях взаимодействия человека с другими людьми;
— характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности на примерах семьи, семейных традиций;
характеризовать основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер; особенности личностного становления и социальной позиции людей с ограниченными возможностями здоровья; деятельность человека; образование и его значение для человека и общества;
— приводить примеры деятельности людей, её различных мотивов и особенностей в современных условиях; малых групп, положения человека в группе; конфликтных ситуаций в малой группе и конструктивных разрешений конфликтов; проявлений лидерства, соперничества и сотрудничества людей в группах;
— классифицировать по разным признакам виды деятельности человека, потребности людей;
— сравнивать понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»; свойства человека и животных; виды деятельности (игра, труд, учение);
— устанавливать и объяснять взаимосвязи людей в малых группах; целей, способов и результатов деятельности, целей и средств общения;
— использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности общения как социального явления, познания человеком мира и самого себя как вида деятельности, роли непрерывного образования, значения личного социального опыта при осуществлении образовательной деятельности и общения в школе, семье, группе сверстников;
— определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт своё отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, к различным способам выражения личной индивидуальности, к различным формам неформального общения подростков;
— решать познавательные и практические задачи, касающиеся прав и обязанностей учащегося; отражающие особенности отношений в семье, со сверстниками, старшими и младшими;
— овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, в том числе извлечений из закона «Об образовании в Российской Федерации»; составлять на их основе план,
преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;
— искать и извлекать информацию о связи поколений в нашем обществе, об особенностях подросткового возраста, о правах и обязанностях учащегося из разных адаптированных ис-точников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
— анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию о человеке и его социальном окружении из адаптированных источников (в том числе учебных
материалов) и публикаций в СМИ;
— оценивать собственные поступки и поведение других людей в ходе общения, в ситуациях взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья; оценивать своё отношение к учёбе как важному виду деятельности;
— приобретать опыт использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для выстраивания отношений с представителями старших поколений, со сверстниками и младшими по возрасту, активного участия в жизни школы и класса;
— приобретать опыт совместной деятельности, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе гуманистических
ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.
Общество, в котором мы живём
— осваивать и применять знания об обществе и природе, положении человека в обществе; процессах и явлениях в экономической жизни общества; явлениях в политической жизни общества, о народах России, о государственной власти в Российской Федерации; культуре и духовной жизни; типах общества, глобальных проблемах;
— характеризовать устройство общества, российское государство, высшие органы государственной власти в Российской Федерации, традиционные российские духовно-нравствен-
ные ценности, особенности информационного общества;
— приводить примеры разного положения людей в обществе, видов экономической деятельности, глобальных проблем;
— классифицировать социальные общности и группы;
— сравнивать социальные общности и группы, положение в обществе различных людей; различные формы хозяйствования;
— устанавливать взаимодействия общества и природы, человека и общества, деятельности основных участников экономики;
использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) влияния природы на общество и общества на природу сущности и взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности;
— определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к проблемам взаимодействия человека и природы, сохранению духовных ценностей российского народа;
— решать познавательные и практические задачи (в том числе, задачи, отражающие возможности юного гражданина внести свой вклад в решение экологической проблемы);
— овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, касающихся отношений человека и природы, устройства общественной жизни, основных сфер жизни общества;
— извлекать информацию из разных источников о человеке и обществе, включая информацию о народах России;
— анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных
материалов) и публикаций в СМИ; используя обществоведческие знания, формулировать выводы;
— оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия духовным традициям общества;
— использовать полученные знания, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности, направленной на охрану природы; защиту прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг), на соблюдение традиций общества, в котором мы живём;
— осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе взаимопонимания между людьми разных культур; осознавать ценность культуры и традиций народов России.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
6 КЛАСС
Человек и его социальное окружение
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия человека и животного. Потребности человека (биологические, социальные, духовные). Способности человека.
Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни человека и формирование личности. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и социальная позиция.
Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение). Познание человеком мира и самого себя как вид деятельности.
Право человека на образование. Школьное образование. Права и обязанности учащегося.
Общение. Цели и средства общения. Особенности общения подростков. Общение в современных условиях. Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила.
Лидерство в группе. Межличностные отношения (деловые, личные).
Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейные традиции. Семейный досуг. Свободное время подростка. Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты в меж-
личностных отношениях.
Общество, в котором мы живём
Что такое общество. Связь общества и природы. Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие.
Социальные общности и группы. Положение человека в обществе.
Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического развития. Виды экономической деятельности. Ресурсы и возможности экономики нашей страны.
Политическая жизнь общества. Россия — многонациональное государство. Государственная власть в нашей стране. Государственный Герб, Государственный Флаг, Государственный Гимн Российской Федерации. Наша страна в начале XXI века. Место нашей Родины среди современных государств.
Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности российского народа.
Развитие общества. Усиление взаимосвязей стран и народов в условиях современного общества.
Глобальные проблемы современности и возможности их решения усилиями международного сообщества и международных организаций.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ п/п | Название темы | Количество часов | Количество контрольных работ | Количество практических работ |
1 | Человек и его социальное окружение | 20 | | 1 |
2 | Общество, в котором мы живём | 11 | | 1 |
3 | Защита проектов, итоговое повторение | 4 | | 2 |
| Итого | 35 | | 4 |
УРОЧНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| | |
№ п/ п | Раздел программы. Тема урока | Кол-во часов |
| Тема №1. Человек и его социальное окружение. 20 ч. | |
1 | Биологическое и социальное в человеке. | 1 |
2 | Потребности человека (биологические, социальные, духовные). | 1 |
3 | Способности человека. | 1 |
4 | Индивид, индивидуальность, личность. | 1 |
5 | Возрастные периоды жизни человека и формирование личности. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. | 1 |
6 | Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и социальная позиция. | 1 |
7 | Деятельность человека. | 1 |
8 | Как человек познает мир и самого себя. | 1 |
9 | Право человека на образование. | 1 |
10 | Школьное образование. Права и обязанности учащегося. | 1 |
11 | Общение и его роль в жизни человека. | 1 |
12 | Особенности общения подростков. Общение в современных условиях. | 1 |
13 | Отношения в малых группах. | |
14 | Групповые нормы и правила. Лидерство в группе. | 1 |
15 | Межличностные отношения (деловые, личные). | 1 |
16 | Семья в жизни человека. | 1 |
17 | Семейные традиции. Семейный досуг. | 1 |
18 | Свободное время подростка. Отношения с друзьями и сверстниками. | 1 |
19 | Конфликты в межличностных отношениях. | 1 |
20 | Практикум по теме «Человек и его социальное окружение» | 1 |
| Тема №2. Общество, в котором мы живём. 11 ч. | |
21 | Что такое общество. | 1 |
22 | Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. | 1 |
23 | Положение человека в обществе. | 1 |
24 | Роль экономики в жизни общества. Основные участники экономики. | 1 |
25 | Политическая жизнь общества. | 1 |
26 | Российское общество в начале нового века | 1 |
27 | Культурная жизнь. | 1 |
28 | Развитие общества. | 1 |
29 | Усиление взаимосвязей стран и народов в условиях ин- формационного общества. | 1 |
30 | Глобальные проблемы современности | 1 |
31 | Практикум по теме «Общество, в котором мы живём» | 1 |
| Тема №3. Защита проектов, итоговое повторение. 4 ч. | |
32 | Защита проектов по теме «Человек и его социальное окружение» | 1 |
33 | Защита проектов по теме «Общество, в котором мы живём» | 1 |
34 | Итоговое повторение. | 1 |
35 | Итоговое повторение. | 1 |
Лист внесения изменений в программу
Название темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | № приказа по корректировке |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |