Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и икт в профессиональной деятельности» 43.02.11 «Гостиничный сервис»
Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области
Рыбинский промышленно-экономический колледж
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.01 ИНФОРМАТИКА И ИКТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
43.02.11 «Гостиничный сервис»
уровень подготовки БАЗОВЫЙ
г. Рыбинск
2015 год
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по информационным технологиям в профессиональной деятельности для профессии естественнонаучного профиля: 43.02.11 Гостиничный сервис (приказ Минобрнауки №273 от 05.04.10).
Разработчик:
Беляева О.С., преподаватель ГПОАУ ЯО Рыбинского промышленно-экономического колледжа
Одобрена методической комиссией ____________________________ |
Составлена в соответствии с рабочим учебным планом и примерной программой профессиональной подготовки по специальности 43.02.11 «Гостиничный сервис» |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 15
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
-
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы естественнонаучного профиля в соответствии с ФГОС по профессиям СПО: 43.02.11 Гостиничный сервис (приказ Минобрнауки №273 от 05.04.10).
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке рабочих по профессиям: 43.02.10 Туризм.
-
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в естественнонаучный цикл.
-
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
- организацию деятельности с использованием автоматизированных рабочих мест (АРМ), локальных и отраслевых сетей;
- прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы в гостиничном сервисе;
- основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности.
уметь:
- пользоваться современными средствами связи и оргтехникой;
- использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
- использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального;
- применять телекоммуникационные средства;
- обеспечивать информационную безопасность;
- осуществлять поиск необходимой информации;
Перечень формируемых компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 1.1. Принимать заказ от потребителей и оформлять его.
ПК 1.2. Бронировать и вести документацию.
ПК 1.3. Информировать потребителя о бронировании.
ПК 2.3. Принимать участие в заключении договоров об оказании гостиничных услуг.
ПК 2.4. Обеспечивать выполнение договоров об оказании гостиничных услуг.
ПК 2.5. Производить расчеты с гостями, организовывать отъезд и проводы гостей.
ПК 3.3. Вести учет оборудования и инвентаря гостиницы.
-
Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося в количестве 138 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 92 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 46 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
-
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
138 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка, в том числе: |
92 |
теоретические занятия |
20 |
практические занятия |
72 |
Самостоятельная работа обучающегося |
46 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 2 |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень усвоения |
Введение |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
Дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности», ее задачи, связь с учебными дисциплинами общепрофессионального цикла и профессиональными модулями. Техника безопасности Информация, понятие, свойства, представление |
|||
Самостоятельная работа |
2 |
3 |
|
№1. Подготовка сообщения по теме: «Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком» |
|||
РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ |
|||
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
Понятие информационной системы. Структура, основные функции информационных систем, классификация. Информационные технологии, понятие, проблемы, этапы развития. Классификация информационных технологий. Роль информационных технологий в гостиничном бизнесе. |
|||
Самостоятельная работа |
2 |
3 |
|
№2. Подготовка сообщения по теме: «Влияние информационных технологий на развитие социально-культурного сервиса и туризма» |
|||
РАЗДЕЛ 2. АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО СПЕЦИАЛИСТА |
|||
Тема 1.1 АРМ специалиста |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
Автоматизированное рабочее место специалиста: определение, область применения, принципы создания, виды обеспечения. Схема АРМ. |
|||
Тема 1.2 Техническое и программное обеспечение АРМ |
Содержание учебного материала |
3 |
2 |
Архитектура персонального компьютера, основные блоки и их назначение. Программное обеспечение компьютера, классификация ПО. Системное программное обеспечение: операционные системы, функции, состав. Сервисное программное обеспечение: архиваторы, файловые менеджеры. Защита информации: антивирусные программы. Защита информации в сетях. Защита информации от несанкционированного доступа. Необходимость защиты. Криптографические методы защиты. Электронная подпись. Контроль права доступа. |
|||
Практические работы |
7 |
2 |
|
№1. Комплектация компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности |
1 |
||
№2. Работа с антивирусными программами |
2 |
||
№3. Архивация данных |
1 |
||
№4. Работа с внешними устройствами |
3 |
||
Самостоятельная работа |
6 |
3 |
|
№3. Подготовка сообщения по теме: «Профилактика нарушений работы ПК» |
2 |
||
№4. Подготовка сравнительной характеристики операционных систем в виде таблицы» |
2 |
||
№5. Подготовка сообщения по теме: «Антивирусные программы» |
2 |
||
РАЗДЕЛ 3. ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ |
|||
Тема 3.1 MS Word |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
Возможности MS Word |
|||
Практические работы |
12 |
2 |
|
№5. Редактирование текста. Проверка орфографии и грамматики |
1 |
||
№6. Форматирование текста в MS Word |
1 |
||
№7. Колонки. Списки |
1 |
||
№8. Границы и заливка |
1 |
||
№9. Работа с графическими объектами |
1 |
||
№10.Таблицы в MS Word |
2 |
||
№11. Работа с объектами MS Word |
1 |
||
№12. Автоматизация форматирования. Стили |
1 |
||
№13. Гипертекстовое представление информации |
1 |
||
№14. Подготовка документа для печати |
1 |
||
№15. Дополнительные возможности MS Word |
1 |
||
Самостоятельная работа |
8 |
3 |
|
№6. Подготовка сообщения по теме: «Использование MS Word в профессиональной деятельности» |
2 |
||
№7. Составление резюме средствами MS Word |
2 |
||
№8. Создание составных документов |
2 |
||
№9. Создание шаблонов документов |
2 |
||
Тема 3.2 MS Excel |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
Возможности MS Excel |
|||
Практические работы |
14 |
2 |
|
№16. Редактирование данных в MS Excel |
1 |
||
№17. Форматирование данных |
1 |
||
№18. Формулы |
2 |
||
№19. Функции в MS Excel |
4 |
||
№20. Диаграммы в MS Excel |
2 |
||
№21. Автоматическая обработка списочных данных: сортировка, примечания, фильтрация, группировка |
2 |
||
№22. Дополнительные возможности MS Excel |
2 |
||
Самостоятельная работа |
6 |
3 |
|
№10. Подготовка сообщения по теме: «Использование MS Excel в профессиональной деятельности» |
2 |
||
№11. Подготовка таблиц средствами MS Excel «Гостиница» |
2 |
||
№12. Решение задач средствами Excel |
2 |
||
Тема 3.3 MS Publisher |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
Возможности MS Publisher |
|||
Практические занятия |
2 |
2 |
|
№23. Создание рекламного буклета гостиницы |
|||
Самостоятельная работа |
2 |
3 |
|
№13. Подготовка сообщения по теме: «Использование MS Publisher в профессиональной деятельности» |
|||
Тема 3.4 MS PowerPoint |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
Возможности MS PowerPoint |
|||
Практические занятия |
6 |
2 |
|
№24. Создание и редактирование мультимедийных объектов с использованием презентации |
2 |
||
№25. Создание презентации, связанной с профессией |
4 |
||
Самостоятельная работа |
2 |
3 |
|
№14. Подготовка сообщения по теме: «Использование MS PowerPoint в профессиональной деятельности» |
|||
Тема 3.5 MS Access |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
Возможности MS Access |
|||
Практические занятия |
9 |
2 |
|
№26. Создание БД |
2 |
||
№27.Работа с базой данных |
3 |
||
№28.Подготовка формы для ввода данных и отчетов |
2 |
||
№29.Работа с запросами. Использование информационных ресурсов для поиска и хранения информации |
2 |
||
Самостоятельная работа |
6 |
3 |
|
№15. Подготовка сообщения по теме: «Использование MS Access в профессиональной деятельности» |
2 |
||
№16. Подготовка БД «Гостиница» |
4 |
||
РАЗДЕЛ 4. ПОИСК ИНФОРМАЦИИ |
|||
Тема 4.1 Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей |
Содержание учебного материала |
3 |
2 |
Локальные и глобальные компьютерные сети. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска. |
|||
Практические занятия |
6 |
2 |
|
№30. Работа в различных браузерах |
2 |
||
№31. Поиск информации |
2 |
||
№32. Работа с электронной почтой |
2 |
||
Самостоятельная работа |
4 |
3 |
|
№17. Подготовка сравнительной характеристики поисковых систем в виде таблицы |
2 |
||
№18. Подготовка сообщения по теме: «Браузеры» |
2 |
||
Тема 4.2 Справочно-правовые системы |
Содержание учебного материала |
1 |
2 |
Понятие и свойства справочно-правовой системы. Общая характеристика справочно-правовых систем «КонсультантПлюс», «ГарантПлюс» |
|||
Практические занятия |
8 |
2 |
|
№33. Работа в «КонсультантПлюс» |
4 |
||
№34. Работа в «ГарантПлюс» |
4 |
||
Самостоятельная работа |
4 |
3 |
|
№19. Поиск документов по специальности в СПС «КонсультантПлюс» |
2 |
||
№20. Поиск документов по специальности в СПС «Гарант» |
2 |
||
Тема 4.3 Компьютерные системы бронирования и резервирования |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
Характеристики компьютерных систем бронирования и резервирования. Системы бронирования Amadeus, Galileo, Worldspan, Sabre. |
|||
Практические занятия |
8 |
2 |
|
№35. Российские компьютерные системы бронирования |
2 |
||
№36. Резервирование авиабилетов при помощи сети Интернет |
2 |
||
№37. Бронирование отелей при помощи сети Интернет |
2 |
||
№38. Туристские порталы, сайты, серверы сети Интернет |
2 |
||
Самостоятельная работа |
4 |
3 |
|
№21. Подготовка презентации «Автоматизированные системы управления гостиницами, общая характеристика» |
|||
Дифференцированный зачет |
2 |
2 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Технические средства:
Экран
Мультимедиа проектор
Персональный компьютер – рабочее место учителя
Персональный компьютер – рабочее место ученика
Принтер лазерный
Специальные модификации устройств для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами
Комплект оборудования для подключения к сети Интернет
Комплект сетевого оборудования
Сканер
Устройства ввода/вывода звуковой информации
Мобильное устройство для хранения информации
Программное обеспечение:
ОС Windows;
интегрированный пакет MS Office;
СПС «Консультант Плюс», «Гарант».
-
Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Учебник Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика. Базовый курс. 10 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний
Ветитнев А.М., Коваленко Вл.В., Коваленко В.В. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника: учебное пособие / А.М.Ветитнев, Вл.В.Коваленко, В.В.Коваленко. – М.: ФОРУМ, 2010. – 400 с.
Синаторов С.В. Информационные технологии в туризме: учебное пособие / С.В. Синаторов, О.В.Пикулик, Н.В.Боченина. – М.: Альфа-М : ИНФА-М, 2012. – 336 с.
Дополнительные источники:
Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 512 с.: ил.
Киселев С. В., Куранов В. П. Оператор ЭВМ. М.: ИРПО; Изд. центр «Академия», 2000.
Пестерева Е. Ю. Информатика. Ответы на экзаменационные билеты. 11 класс: Учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 64 с.
Соколова О. Л. Универсальные поурочные разработки по информатике. 10 класс. М.: ВАКО, 2006. – 400 с.
Уроки информатики: методическое пособие/ Босова Л.Л., Босова А.Ю.. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
Периодические издания:
Методическая газета «1 сентября «Информатика»
Электронные ресурсы:
Информационные системы и технологии - http://aeroschool.narod.ru/it/it-mak.html
Информатика и информационно – коммуникационные технологии - http://www.kolomna-school7-ict.narod.ru/index.htm
Информационные технологии управления- http://library.tuit.uz/skanir_knigi/book/info_teh_upr/info_teh_upr1.htm
В.Г.Матвейкин, Б.С.Дмитриевский, К.А.Садов. Информационный менеджмент - http://www.aup.ru/files/m661/m661.pdf
О. В. Васюхин, А. В. Варзунов. Информационный менеджмент: краткий курс - http://www.aup.ru/files/m919/m919.pdf
Автоматизированное рабочее место (АРМ) менеджера - http://www.twirpx.com/file/124482/
Требования ГОСТов к оформлению научных работ - http://www.vipstudent.ru/index.php?q=info&p=0&v=0&s=1238157815#t4
Морозов М.А. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме - http://rudocs.exdat.com/docs/index-44302.html
Npark - http://npark.ru/avtomatizirovannaya-sistema-upravleniya-gostinicej-russkij-otel-page3.html
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и самостоятельной работы
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
знать/понимать:
|
Практические работы, тестирование, самостоятельная работа, контрольная работа |
уметь:
|
Практические работы, тестирование, самостоятельная работа, собеседование по результатам внеаудиторной самостоятельной работы, контрольная работа |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании; ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами; автоматизации коммуникационной деятельности; соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией; эффективной организации индивидуального информационного пространства. |
Практические работы, тестирование, самостоятельная работа, собеседование по результатам внеаудиторной самостоятельной работы |