Рабочая программа учебной дисциплины Экономика организации
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБНИНСКИЙ ИНСТИТУТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
– филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
(ИАТЭ НИЯУ МИФИ)
ТЕХНИКУМ ИАТЭ НИЯУ МИФИ
Утверждено Ученый совет ИАТЭ НИЯУ МИФИ
Протокол №25.8 от 25.08.2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 Экономика организации
по специальности среднего профессионального образования
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Форма обучения
очная |
|
Обнинск 2025
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее – СПО) специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Программу составил:
Гомырева Елена Витальевна, преподаватель Техникума ИАТЭ НИЯУ МИФИ
Программа рассмотрена на заседании предметной цикловой комиссии по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и экономических дисциплин
Протокол № 01 от «25» августа 2025г.
Председатель ПЦК
______________ Е.В.Гомырева
«25» августа 2025 г.
Составитель программы
__________________Е.В.Гомырева
«25» августа 2025г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 11 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
6.ПЕРЕЧЕНЬ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ | 14 |
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 14 |
8. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ | 16 |
9. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ | 16 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 Экономика организации
1.1. Область применения программы.
Программа учебной дисциплины (далее программа) – является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» и соответствующих компетенций: ОК 1 –ОК 5; ПК 1.3, ПК 1.8.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при реализации программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» всеми образовательными учреждениями среднего профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данным специальностям.
1.2. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
– сущность организации как основного звена экономики;
– основные принципы построения экономической системы организации;
– управление основными и оборотными средствами и оценку эффективности их использования;
– организацию производственного и технологического процессов;
– состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
– способы экономии ресурсов, энергосберегающие технологии;
– механизмы ценообразования, формы оплаты труда;
– основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчета;
– аспекты развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
– определять организационно-правовые формы организаций;
– планировать деятельность организации;
– определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
– заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;
– рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;
– находить и использовать необходимую экономическую информацию;
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
всего – 80 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 60 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 18 часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Результатом освоения программы дисциплины является овладение обучающимися общими компетенциями (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):
Код | Наименование результата обучения |
ОК 1. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. |
ОК 2. | Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности. |
ОК 3. | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях |
ОК 4. | Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде. |
ОК 5. | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
ПК 1.3. | Владеть навыками планирования рабочего времени руководителя и секретаря. |
ПК 1.8. | Оформлять документы по личному составу и организовывать работу с ними, в том числе с использованием автоматизированных систем. |
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
3.1. Тематический план дисциплины.
Коды компетенций | Наименования разделов дисциплины | Всего часов (по плану) | Объем времени, отведенный на освоение дисциплины (междисциплинарного курса) | ||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося (с преп.) | Самостоятельная работа обучающегося | Часы на контроль (ПАтт) | |||||
Всего, часов | Лекции, часов | Практические, часов | Всего, часов | Всего, часов | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
ОК 1- ОК 5; ПК 1.3, ПК 1.8 | Введение | 2 | 2 | 2 | - | - | |
ОК 1- ОК 5; ПК 1.3, ПК 1.8 | 1. Предприятие и формы его существования: понятие, определения, классификация предприятий, объединения предприятий в экономике | 4 | 4 | 3 | 1 | | |
ОК 1- ОК 5; ПК 1.3, ПК 1.8 | 2. Предпринимательство: сущность, история, перспективы развития | 4 | 4 | 2 | 2 | | |
ОК 1- ОК 5; ПК 1.3, ПК 1.8 | 3. Жизненный цикл предприятия | 6 | 4 | 3 | 1 | 2 | |
ОК 1- ОК 5; ПК 1.3, ПК 1.8 | 4. Основные средства предприятия | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | |
ОК 1- ОК 5; ПК 1.3, ПК 1.8 | 5. Оборотные средства предприятия | 6 | 4 | 3 | 1 | 2 | |
ОК 1- ОК 5; ПК 1.3, ПК 1.8 | 6. Затраты предприятия | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | |
ОК 1- ОК 5; ПК 1.3, ПК 1.8 | 7. Доходы предприятия | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | |
ОК 1- ОК 5; ПК 1.3, ПК 1.8 | 8. Денежные потоки предприятия | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | |
ОК 1- ОК 5; ПК 1.3, ПК 1.8 | 9. Инвестиции предприятия | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | |
ОК 1- ОК 5; ПК 1.3, ПК 1.8 | 10. Определение, классификация финансирования, внутреннее финансирование предприятия | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | |
ОК 1- ОК 5; ПК 1.3, ПК 1.8 | 11. Собственное внешнее (паевое, эмиссионное) финансирование | 6 | 4 | 3 | 1 | | |
ОК 1- ОК 5; ПК 1.3, ПК 1.8 | 12. Финансирование за счет заемных средств | 4 | 2 | 2 | | | |
ОК 1- ОК 5; ПК 1.3, ПК 1.8 | 13. Управление финансами предприятия. Планирование, бюджетирование, учет | 4 | 4 | 2 | 2 | | |
ОК 1- ОК 5; ПК 1.3, ПК 1.8 | 14. Управление производством | 2 | 2 | 2 | - | | |
ОК 1- ОК 5; ПК 1.3, ПК 1.8 | 15. Экономика персонала | 2 | 2 | 2 | - | | |
ОК 1- ОК 5; ПК 1.3, ПК 1.8 | 16. Исследования и разработки в деятельности компании | 2 | 2 | 2 | - | | |
ОК 1- ОК 5; ПК 1.3, ПК 1.8 | 17. Экологический менеджмент на предприятии | 2 | 2 | 2 | | | |
ОК 1- ОК 5; ПК 1.3, ПК 1.8 | Зачет с оценкой | 2 | | | - | | 2 |
| Всего | 80 | 60 | 40 | 20 | 18 | 2 |
3.2. Содержание обучения по дисциплине.
Наименование разделов дисциплины | Содержание раздела дисциплины | Объем часов | Компетенции |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание дисциплины, ее задачи, связь с другими дисциплинами, с практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности | 2 | ОК 1- ОК 5; ПК 1.3, ПК 1.8 |
1. Предприятие и формы его существования: понятие, определения, классификация предприятий, объединения предприятий в экономике | 1.1. Определение и классификация предприятий. 1.2. Организационно-правовые формы предприятий. 1.3. Объединение предприятий: общие принципы. 1.4. Объединения первой стадии (кооперативные объединения). 1.5. Объединения второй стадии Самостоятельная работа обучающихся Практическая работа №1 Расчёт основных показателей производственной программы | 4 | ОК 1- ОК 5; ПК 1.3, ПК 1.8 |
2. Предпринимательство: сущность, история, перспективы развития | 2.1. Предпринимательство в период античности и раннего Средневековья. 2.2. Теории предпринимательства XVIII—XIX вв. 2.3. Учения о предпринимательстве XX в. 2.4. Трансформация предпринимательской деятельности в постиндустриальном обществе Самостоятельная работа обучающихся Практическая работа №2 Расчёт производственной мощности и показателей её использования | 4 | ОК 1- ОК 5; ПК 1.3, ПК 1.8 |
3. Жизненный цикл предприятия. | 3.1. Основание предприятия. 3.2. Стадия роста предприятия. 3.3. Нисходящая стадия жизненного пути предприятия. 3.4. Реорганизация предприятия. Формы реорганизации предприятий. 3.5. Система раннего предупреждения Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ОК 1- ОК 5; ПК 1.3, ПК 1.8 |
4. Основные средства предприятия. | 4.1. Классификация основных фондов. 4.2. Виды оценки и переоценка основных средств. 4.3. Износ и амортизация основных средств. 4.4. Показатели и пути повышения эффективности основных средств. 4.5. Оптимальный срок службы основных средств снижения себестоимости. Самостоятельная работа обучающихся Практическая работа №3 Расчёт среднегодовой стоимости основных средств. Начисление амортизации. | 4 | ОК 1- ОК 5; ПК 1.3, ПК 1.8 |
5. Оборотные средства предприятия. | 5.1. Оборотные средства, их состав, источники финансирования. 5.2. Оборачиваемость оборотных средств и их элементов. 5.3. Определение потребности в оборотных средствах. Общее правило определения потребности в оборотных средствах. 5.4. Показатели и пути повышения эффективности использования оборотных средств. 5.5. Проблемы управления запасами предприятия Самостоятельная работа обучающихся Практическая работа № 4. Расчёт показателей эффективности использования основного капитала | 4 | ОК 1- ОК 5; ПК 1.3, ПК 1.8 |
6. Затраты предприятия. | 6.1. Затраты и расходы предприятия. 6.2. Калькуляция себестоимости Самостоятельная работа обучающихся Практическая работа № 5. Расчёт норматива оборотных средств и показателей эффективности использования материальных ресурсов | 4 | ОК 1- ОК 5; ПК 1.3, ПК 1.8 |
7. Доходы предприятия. | 7.1. Виды доходов предприятия. 7.2. Прибыль предприятия. 7.3. Маржинальный доход. 7.4. Показатели рентабельности Самостоятельная работа обучающихся Практическая работа № 6. Показатели эффективности использования оборотных средств. | 4 | ОК 1- ОК 5; ПК 1.3, ПК 1.8 |
8. Денежные потоки предприятия. | 8.1. Понятие и виды денежных потоков. 8.2. Анализ отчета о движении денежных средств. 8.3. Косвенный метод расчета денежного потока Самостоятельная работа обучающихся Практическая работа № 7. Расчёт заработной платы по каждой категории работающих. | 4 | ОК 1- ОК 5; ПК 1.3, ПК 1.8 |
9. Инвестиции предприятия | 9.1. Определение понятия «инвестиции». 9.2. Методы обоснования инвестиционных проектов Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ОК 1- ОК 5; ПК 1.3, ПК 1.8 |
10. Определение, классификация финансирования, внутреннее финансирование предприятия. | 10.1. Определение и классификация финансирования. 10.2. Внутреннее финансирование предприятия Самостоятельная работа обучающихся Практическая работа № 8. Расчёт фонда заработной платы. | 4 | ОК 1- ОК 5; ПК 1.3, ПК 1.8 |
11. Собственное внешнее (паевое, эмиссионное) финансирование. | 11.1. Собственный капитал предприятия. 11.2. Изменение уставного капитала. 11.3. Акционерное финансирование для публичных компаний. 11.4. Проблемы долевого финансирования для неэмиссиоспособных предприятий Самостоятельная работа обучающихся Практическая работа № 8. Расчёт фонда заработной платы. | 4 | ОК 1- ОК 5; ПК 1.3, ПК 1.8 |
12. Финансирование за счет заемных средств. | 12.1. Финансирование за счет средств кредитных организаций. 12.2. Промежуточные формы финансирования. 12.3. Заемное финансирование за счет средств не кредитных организаций Самостоятельная работа обучающихся Изучение основной и дополнительной литературы по теме: | 2 | ОК 1- ОК 5; ПК 1.3, ПК 1.8 |
13. Управление финансами предприятия. Планирование, бюджетирование, учет | 13.1. Задачи, решаемые финансами предприятия. 13.2. Цена капитала. 13.3. Бюджетирование и учет. 13.4. Методы финансового планирования Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ОК 1- ОК 5; ПК 1.3, ПК 1.8 |
14. Управление производством | 14.1. Принципы организации производства. 14.2. Выбор месторасположения производства. 14.3. Выбор варианта производственного процесса. 14.4. Производственная мощность. 14.5. Совершенствование производственных процессов Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ОК 1- ОК 5; ПК 1.3, ПК 1.8 |
15. Экономика персонала. | 15.1. Персонал как ресурс предприятия. Структура персонала. 15.2. Рабочее время. 15.3. Затраты на персонал. 15.4. Нормирование труда. 15.5 Оценка эффективности и результативности труда Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ОК 1- ОК 5; ПК 1.3, ПК 1.8 |
16. Исследования и разработки в деятельности компании. | 16.1. Инновационный процесс. 16.2. Стадии инновационного процесса. 16.3. Инновационные стратегии компании. 16.4. Защита и коммерциализация интеллектуальной собственности Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ОК 1- ОК 5; ПК 1.3, ПК 1.8 |
17. Экологический менеджмент на предприятии. | Самостоятельная работа обучающихся Изучение основной и дополнительной литературы по теме: | 2 | ОК 1- ОК 5; ПК 1.3, ПК 1.8 |
Всего | 60 | | |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия специального учебного кабинета экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- комплект мебели по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- наглядные пособия: плакаты, планшеты по темам;
- методические материалы по дисциплине: раздаточные материалы по темам практических заданий;
- справочная литература и периодические издания по темам.
Технические средства:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедийный проектор.
4.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
4.2.1 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины.
Перечень учебных изданий
Основные источники:
Экономика организации: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. В. Колышкин [и др.]; под редакцией А. В. Колышкина, С. А. Смирнова. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 498 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06278-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516314
Экономика организации: учебник для среднего профессионального образования / Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова, Е. С. Дарда; под редакцией Е. Н. Клочковой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 370 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16988-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/532165
Коршунов, В. В. Экономика организации: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. В. Коршунов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 363 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16416-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531004
Дополнительные источники:
Милкова, О. И. Экономика и организация предприятия: учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. И. Милкова. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 473 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16140-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/530519
Экономика организации агропромышленного комплекса. Практический курс: учебное пособие для среднего профессионального образования / Р. Г. Ахметов [и др.] ; под общей редакцией Р. Г. Ахметова. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 213 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15846-5. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509872
Экономика организации агропромышленного комплекса: учебник для среднего профессионального образования / Р. Г. Ахметов [и др.]; под редакцией Р. Г. Ахметова, Ю. В. Чутчевой. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 425 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-17393-2. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533001
Экономика предприятия. Практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / С. П. Кирильчук [и др.]; под общей редакцией С. П. Кирильчук. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 517 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10724-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516681
Экономика предприятия: учебник для среднего профессионального образования / С. П. Кирильчук [и др.] ; под общей редакцией С. П. Кирильчук. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 458 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15879-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/530594
Чалдаева, Л. А. Экономика предприятия: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. А. Чалдаева. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 435 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11534-5. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518471
Интернет-ресурсы:
Образовательная платформа Юрайт urait.ru
Медиаматериалы
Выбор формы бизнеса // Roman Yankovskiy — https://youtu.be/MLxNXAzMt-s
Организационно-правовые формы предприятий // SimpleScience (менеджмент и другие науки) — https://youtu.be/EvqNC-LOhNA
Бизнес-ассоциации как инструмент улучшения делового климата // OnlineUniver.RU — https://youtu.be/dJPAE4PyXt0
Опционы и бизнес-ангелы // Roman Yankovskiy — https://youtu.be/LE4QJpNr5xo
Предпринимательство в теории Й. Шумпетера // SimpleScience (менеджмент и другие науки) — https://youtu.be/zOL5i6HYhTM
Что такое предпринимательство? // Roman Yankovskiy — https://youtu.be/4RjX3YgxGJw
Организация и этапы ее жизненного цикла // SimpleScience (менеджмент и другие науки) — https://youtu.be/u0mlD08YsuU
Принятие основного средства к учету в бюджетной организации // Образовательный центр Руно. Бухучет Кадры Логистика — https://youtu.be/kMuB85ekLUk
Начисление амортизации по основным средствам // Образовательный центр Руно. Бухучет Кадры Логистика — https://youtu.be/pY7ZB_a3tcY
Что такое амортизация? Основы финансов и финансовой грамотности // Основы финансов. Онлайн-курс — https://youtu.be/jk8LH0E_C94
Управление рабочим капиталом // UNIWEB | Онлайн-курсы от ведущих вузов России — https://youtu.be/wroztay9oLw
Оптимизация управления запасами и прогноза спроса // UNIWEB | Онлайн-курсы от ведущих вузов России — https://youtu.be/dfcMkew5F-I
Правовое регулирование экстраординарных сделок // Roman Yankovskiy — https://youtu.be/gicmtGZbfpU
Расчёт амортизационных отчислений. Сколько стоит простой транспорта? // Нескучные финансы — https://youtu.be/aiSIHi49jqQ
Методы калькулирования себестоимости продукции // Образовательный центр Руно. Бухучет Кадры Логистика — https://youtu.be/G2BLNDpDdHk
Выручка, прибыль, доход и прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации (EBITDA) // InvestFuture — https://youtu.be/gkD91ij6FCs
Расчёт чистой прибыли на одного сотрудника и рентабельности бизнеса // Бизнес-оптимизатор — https://youtu.be/p450a7yccSo
Максимизация прибыли по формуле Лернера // Express Economy — https://youtu.be/wsF6zP7Kp3I
Функции чистой прибыли // Нескучные финансы — https://youtu.be/-9O95hm8f1s
Расчет маржинальной прибыли и рентабельности // Бизнес-оптимизатор — https://youtu.be/XUeRT8ySJEg
Учёт денежных потоков в отчёте о движении денежных средств (cash flow statement) // Нескучные финансы — https://youtu.be/hgVH95dcsh8
Отчет о движении денежных средств // Нескучные финансы — https://youtu.be/bgbSSHdg7Gk
Что такое net present value (NPV) инвестиционного проекта? // Нескучные финансы — https://youtu.be/mDyvVN414UQ
Источники финансирования // МГПУ Московский городской педагогический университет — https://youtu.be/iVcccuY3dFg
Эмиссия ценных бумаг // Roman Yankovskiy — https://youtu.be/DNW0T839auw
Цикл стартапа, венчурные фонды и IPO // Roman Yankovskiy — https://youtu.be/ZcpODVIj3XY
Кредитоспособность компании // UNIWEB | Онлайн-курсы от ведущих вузов России — https://youtu.be/d0jg7fIF9JU
Лизинг как форма кредитования // Lextorium — https://youtu.be/jm6ti8uJngs
Плата за финансирование по договору лизинга // Lextorium — https://youtu.be/_y0JKAcE8tw
Как работают венчурные фонды? // Roman Yankovskiy — https://youtu.be/PATJ3RFq-DE
Краудфандинг // Roman Yankovskiy — https://youtu.be/6hyWrXoGSpA
Кредиты для бизнеса // Finversia — https://youtu.be/Sg40Wc3h6no
Финансирование и льготы для малого и среднего бизнеса // Социальное предпринимательство — https://youtu.be/y3b-f3i_xOg
Бюджет проекта // МГПУ Московский городской педагогический университет — https://youtu.be/0OynuijX8f4
Процесс разработки бюджета // UNIWEB | Онлайн-курсы от ведущих вузов России — https://youtu.be/aK7IIdobCeU
Beta-коэффициент // UNIWEB | Онлайн-курсы от ведущих вузов России — https://youtu.be/eNJU4jW3_D0
Отчет о прибылях и убытках (ОПиУ). Как правильно считать прибыль бизнеса // Нескучные финансы — https://youtu.be/9XrUXa906kU
Организационная структура проекта // UNIWEB | Онлайн-курсы от ведущих вузов России — https://youtu.be/egP-ljbBT70
Пять групп функций управления проектами // UNIWEB | Онлайн-курсы от ведущих вузов России — https://youtu.be/7a8kuUoKtko
Кадровая политика компании // UNIWEB | Онлайн-курсы от ведущих вузов России — https://youtu.be/-wo42DrqB9o
Постановка целей кадровой политики // UNIWEB | Онлайн-курсы от ведущих вузов России — https://youtu.be/P59tfTTLBmM
Трудовые ресурсы // SimpleScience (менеджмент и другие науки) — https://youtu.be/hsU5fnQqLfM
Методы изучения затрат рабочего времени // SimpleScience (менеджмент и другие науки) — https://youtu.be/IyNfGu-VIKA
Бюджетирование расходов на персонал // KadryVPoryadke — https://youtu.be/3lLgAIZRMEI
Методы нормирования труда // SimpleScience (менеджмент и другие науки) — https://youtu.be/Q9BUPr_wIA0
Нормирование труда // SimpleScience (менеджмент и другие науки) — https://youtu.be/afcXaH04T4w
Производительность труда // SimpleScience (менеджмент и другие науки) — https://youtu.be/QQQzrDHbV2E
Государственная поддержка инноваций // Roman Yankovskiy — https://youtu.be/kLj3nes2ySQ
Авторское право и смежные права // Roman Yankovskiy — https://youtu.be/1bcZWnT9AEM
Патентное право // Roman Yankovskiy — https://youtu.be/AONJ5DRwALY
Средства индивидуализации и ноу-хау // Roman Yankovskiy — https://youtu.be/FtVunkm0AY8
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса.
Программа дисциплины обеспечивается учебно-методической документацией по всем разделам.
Реализация компетентного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Реализация программы дисциплины обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечены доступом к сети Интернет.
Итоговая аттестация по дисциплине –зачет c оценкой.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса.
Реализация ППССЗ по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимися профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Результаты (освоенных компетенций) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки | |
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. | Успешное освоение программы дисциплины; - деятельность, направленная на овладение профессиональными компетенциями в соответствии с квалификационными требованиями по специальности | Наблюдение и анализ результатов деятельности обучающегося в процессе освоения дисциплины | |
ОК 2. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности. | Обоснованный выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области управления; - планирование действий по достижению поставленных целей Планирование информационного поиска в соответствии с поставленной задачей | Наблюдение и анализ результатов деятельности обучающегося в процессе освоения дисциплины | |
ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях | Выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственной профессиональной деятельности | Наблюдение и анализ результатов деятельности обучающегося в процессе освоения дисциплины | |
ОК 4. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде. | Создание эффективной среды общения | Наблюдение и анализ результатов деятельности обучающегося в процессе освоения дисциплины | |
ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. | Формулирование проблем при решении профессиональных задач в области экономики | Наблюдение и анализ результатов деятельности обучающегося в процессе освоения дисциплины |
|
ПК 1.3. Владеть навыками планирования рабочего времени руководителя и секретаря. | Рациональное планирование рабочего времени | Наблюдение и анализ результатов деятельности обучающегося в процессе освоения дисциплины |
|
ПК 1.8. Оформлять документы по личному составу и организовывать работу с ними, в том числе с использованием автоматизированных систем. | Согласовывать действия подчиненных в организации Знание коммуникационных технологий | Наблюдение и анализ результатов деятельности обучающегося в процессе освоения дисциплины |
|
6.ПЕРЕЧЕНЬ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ.
№/п | Наименование оценочного средства | Краткая характеристика оценочного средства | Представление оценочного средства в фонде |
1 | Доклад, сообщение | Продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определённой учебно-практической, учебно-исследовательской темы. | Темы для докладов |
2. | Практическая работа | Письменные ответы на поставленные вопросы по теме контрольной работы | Варианты контрольных работ в печатном виде по темам |
3. | Зачет с оценкой | Собеседование с преподавателем по вопросам темы | Вопросы для подготовки к зачету. |
7. Методические указания для обучающихся по освоению учебной дисциплины.
Вид учебных занятий | Организация деятельности студента |
Лекция | Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. |
Практическая работа | Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требующих для запоминания и являющихся основополагающими в этой теме. |
Реферат | Реферат: Поиск литературы и составление библиографии, использование от 3 до 5 источников, изложение мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу; изложение основных аспектов проблемы. Ознакомиться со структурой и оформлением реферата. Рефераты по темам: «Предпринимательство», «Физические и юридические лица», «Бизнес-планирование», «Рынок труда», «Система КСУКП» |
Подготовка к зачету | При подготовке к зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рекомендуемую литературу и др. |
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
Интерактивная оболочка для комплексного изучения экономической теории, содержащая компьютерная демонстрационные материалы:
1. Библиографические данные ученых, определяющих развитие экономической науки.
2. Интерактивные модели.
3. Учебные видеоматериалы.
9. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ
9.1 Перечень образовательных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по междисциплинарному курсу
Для преподавания дисциплины предусмотрены традиционные технологии в рамках аудиторных занятий, самостоятельной и внеаудиторной работы студентов.
Аудиторные занятия включают:
лекции, на которых излагается теоретическое содержание курса;
проверочные работы, предназначенные для закрепления теоретического курса и приобретения студентами навыков самостоятельной и коллективной работы.
Самостоятельная работа студентов предназначена для работы по закреплению теоретического курса и практических навыков курса; по изучению дополнительных разделов.
Внеаудиторная работа студентов вне рамок программы по плану работы кабинета с целью привития интереса к процессу обучения и будущей профессии.
Разработчик:
Гомырева Елена Витальевна, преподаватель техникума ИАТЭ НИЯУ МИФИ
3