Рабочая программа учебной дисциплины «Коммуникативный практикум»
Министерство образования и молодежной политики Рязанской области
ОГБПОУ « Рязанский железнодорожный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины Коммуникативный практикум.
По профессии:
19722 Штукатур
Рассмотрена Утверждаю
На заседании МК Зам. Директора по УР
_________________________ _________Цыбизова А.В.
_________________________ «___» _____ 20 ____ г.
«____» __________ 20 ____ г
Протокол № ________
Преподаватель
Кондрашова Вероника Викторовна
( ФИО разработчика)
Пощупово, 2020
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с письмом Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров от 22 апреля 2015 г. № 06-443 «О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования» на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
08.01.08 Мастер отделочных строительных работ:
профессия 19727 Штукатур,
35.01.19 Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства:
профессия 17531 Рабочий зеленого хозяйства.
Организация – разработчик: ОГБПОУ « Рязанский железнодорожный колледж»
Разработчики:
Кондрашова В.В. – преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 4
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 5
УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ 10
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 11
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Коммуникативный практикум
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной программы профессионального обучения по профессиям:
19727 Штукатур,
17531 Рабочий зеленого хозяйства
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина адаптивного цикла
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоение учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- толерантно воспринимать и правильно оценивать людей, включая их индивидуальные характерологические особенности, цели, мотивы, намерения, состояния;
- выбирать такие стиль, средства, приемы общения, которые бы с минимальными затратами приводили к намеченной цели общения;
- находить пути преодоления конфликтных ситуаций, встречающихся как в пределах учебной жизни, так и вне ее;
- ориентироваться в новых аспектах учебы и жизнедеятельности в условиях профессиональной организации, правильно оценивать сложившуюся ситуацию, действовать с ее учетом;
- эффективно взаимодействовать в команде;
- взаимодействовать со структурными подразделениями образовательной организации, с которыми обучающиеся входят в контакт;
- ставить задачи профессионального и личностного развития;
знать:
- теоретические основы, структуру и содержание процесса деловой коммуникации;
- методы и способы эффективного общения, проявляющиеся в выборе средств убеждения и оказании влияния на партнеров по общению;
- приемы психологической защиты личности от негативных, травмирующих переживаний, способы адаптации;
- способы предупреждения конфликтов и выхода из конфликтных ситуаций;
- правила активного стиля общения и успешной самопрезентации в деловой коммуникации.
Рекомендуемое количество часов на освоении программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 78 часов
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 52 часа, в том числе практическая работа – 26 часов, самостоятельная работа- 26 часов.
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка ( всего) | 78 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка ( всего) | 52 |
В том числе: | |
Практические занятия | 26 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 26 |
Из них: подготовка к практических занятиям работа с конспектом | 13 13 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины: Коммуникативный практикум
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения | |||||
1 | 2 | | | |||||
| Введение | 1 | 1 | |||||
Тема 1.1 Сущность коммуникации в разных социальных сферах. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||
1 | Понятие коммуникации | |||||||
2 | Современные социальные сферы коммуникации | |||||||
Самостоятельная работа Составление конспекта по перечню вопросов | 3 | |||||||
Тема 1.2 Основные функции и виды коммуникации. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||
1 | Виды коммуникации | |||||||
2 | Основные функции коммуникации | |||||||
Практическая работа Развиваем коммуникацию | 2 | |||||||
Самостоятельная работа Общение по парам | 3 | |||||||
Тема 1.3 Понятие деловой этики. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||
1 | Общие сведения об этической культуре | |||||||
2 | Деловая этика. Внешний облик человека. | |||||||
Практическая работа: Деловая беседа Визитная карточка в деловой жизни. Самостоятельная работа Оформить практические работы. | 3 3 | |||||||
Тема 1.4 Специфика вербальной и невербальной коммуникации. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||
1 | Особенности вербальной коммуникации | |||||||
2 | Особенности невербальной коммуникации | |||||||
3 | Сравнительная характеристика вербальной и невербальной коммуникации | |||||||
Практическая работа: Упражнение: « Кулак, палец, ладонь» Упражнение « Счет» Упражнение « Переключатель» Упражнение « Счетная машинка» | ||||||||
2 | ||||||||
Тема 1.5 Методы постановки целей в деловой коммуникации. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||
1 | Понятие деловой коммуникации | |||||||
2 | Методы постановки целей | |||||||
Практическая работа: Постановка целей и задач | 3 | |||||||
Самостоятельная работа Рисуем « Моя жизнь» | 2 | |||||||
Тема 1.6 Эффективное общение. | Содержание учебного материала | 1 | 2 | |||||
1 | Техники эффективного общения | |||||||
Практическая работа: Упражнение : Навык « Задавание вопроса» Упражнение : Навык « Начало беседы» Упражнение : Навык « Принятие критики» Упражнение : Навык « Как сказать нет» Упражнение : Навык « Просьба о помощи» Упражнение : Навык « Введение переговоров» Упражнение : Навык « Отстаивание своего мнения» Упражнение : Навык « Преодоления обвинения» Упражнение : Навык « Выражения благодарности» | 4 | |||||||
Тема 1.7 Основные коммуникативные барьеры и пути их преодоления в межличностном общении. Стили поведения в конфликтной ситуации. | Содержание учебного материала | 3 | 2 | |||||
1 | Понятие коммуникационных барьеров и основные причины их возникновения | |||||||
2 | Правила и принципы построения эффективной коммуникации | |||||||
3 | Модели поведения участников конфликта | |||||||
Практическая работа: Тестирование | 2 | |||||||
Самостоятельная работа Определение результатов теста | 2 | |||||||
Тема 1.8. Способы психологической защиты. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||
1 | Психологические механизмы защиты | |||||||
2 | Основные приемы | |||||||
Практическая работа: Занятие : Психологическая защита от манипуляций | 2 | |||||||
Самостоятельная работа Просмотр видеоматериалов | 4 | |||||||
Тема 1.9. Виды и формы взаимодействия студентов в условиях образовательной организации. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||
1 | Взаимодействие в группе | |||||||
2 | Сотрудничество: студент-преподователь | |||||||
Практическая работа: Составление заявлений, объяснительных. | 3 | |||||||
Самостоятельная работа Составление конспекта по перечню вопросов | 2 | |||||||
Тема 1.10 Моделирование ситуаций, связанных с различными аспектами учебы и жизнедеятельности студентов-инвалидов. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||
1 | Характеристика основных проблем студентов- инвалидов в образовательном учреждении | |||||||
2 | Пенсионное обеспечение инвалидов | |||||||
Практическая работа: Проведение практических занятий по оформлению документов | 3 | |||||||
Самостоятельная работа Заполнение личных документов | 4 | |||||||
Тема 1.11 Формы, методы, технологии самопрезентации. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||
1 | Виды самопрезентации | |||||||
2 | Условия хорошей самопрезентации | |||||||
Практическая работа: Составление резюме | 2 | |||||||
Тема 1.12. Конструирование цели жизни. Технология превращения мечты в цель. | Содержание учебного материала | 2 3 | 2 | |||||
1 | Конструирование цели жизни | |||||||
2 | Технология превращения мечты в цель | |||||||
Самостоятельная работа Сочинение «Цель моей жизни» | ||||||||
Зачет. | 1 | | ||||||
Всего: | 78 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
доска классная,
рабочее место преподавателя,
рабочие места для обучающихся,
компьютер, проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Основная литература
Е.Г. Трошихина. Тренинг развитие жизненных целей
Нормативно – правовая база:
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Электронные средства обучения:
- электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедия, учебники, информационные справочные и поисковые системы).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а так же выполнения обучающимися внеаудиторной работы для формирования и развития общих и профессиональных компетенции
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля о оценки результатов обучения |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - толерантно воспринимать и правильно оценивать людей, включая их индивидуальные характерологические особенности, цели, мотивы, намерения, состояния; - выбирать такие стиль, средства, приемы общения, которые бы с минимальными затратами приводили к намеченной цели общения; - находить пути преодоления конфликтных ситуаций, встречающихся как в пределах учебной жизни, так и вне ее; - ориентироваться в новых аспектах учебы и жизнедеятельности в условиях профессиональной организации, правильно оценивать сложившуюся ситуацию, действовать с ее учетом; - эффективно взаимодействовать в команде; - взаимодействовать со структурными подразделениями образовательной организации, с которыми обучающиеся входят в контакт; - ставить задачи профессионального и личностного развития; знать: - теоретические основы, структуру и содержание процесса деловой коммуникации; - методы и способы эффективного общения, проявляющиеся в выборе средств убеждения и оказании влияния на партнеров по общению; - приемы психологической защиты личности от негативных, травмирующих переживаний, способы адаптации; - способы предупреждения конфликтов и выхода из конфликтных ситуаций; - правила активного стиля общения и успешной самопрезентации в деловой коммуникации. | Оценка выполнения практического задания. Устный опрос. Оценка выполнения контрольного задания. Оценка выполнения самостоятельной работы |
5