Рабочая программа дисциплины «Основы электроматериаловедения по профессии» для «Электромонтёр охранно-пожарной сигнализации»
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКИЙ ТЕХНИКУМ СВЯЗИ»
УТВЕРЖДЕНО
Директор ОБПОУ «КТС»
___________П.П. Ремпель
Приказ 135-осн.
от «05» июля 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
учебной дисциплины
ОП.03 Основы электроматериаловедения
по профессии
15.01.21 Электромонтер охранно-пожарной сигнализации
Курск 2019
РАССМОТРЕНО
на заседании методической комиссии
Протокол № 10
От «20 » мая 2019 г.
Председатель методической комиссии
__________ С.А.Горбунов
Разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. № 691 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования» (далее – СПО) по профессии 15.01.21 «Электромонтер охранно-пожарной сигнализации».
Разработчик:
Мурашев Роман Константинович - преподаватель дисциплин профессионального цикла, мастер производственного обучения ОБПОУ «Курский техникум связи».
ОП.03 Основы электроматериаловедения
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 15.01.21Электромонтер охранно-пожарной сигнализации.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке и переподготовке работников в области организации и проведения работ по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию радиоэлектронных устройств систем связи по профессиям 19832 Электромонтер охранно-пожарной сигнализации.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;
- применять материалы при выполнении работ;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- общие сведения о строении материалов;
- общие сведения о полупроводниковых, проводниковых, диэлектрических и магнитных материалах и изделиях;
- сведения об электромонтажных изделиях;
- назначение, виды и свойства материалов;
- номенклатуру закладных и установочных изделий;
- общую классификацию материалов, их характерные свойства и области применения.
Перечень формируемых компетенций
Общие компетенции (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 48 часов, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка 32 часа,
- самостоятельная работа обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
практические занятия | 14 |
лабораторные занятия | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
Доклад: | |
Высокотемпературные и низкотемпературные припои, их применение. | 4 |
Сегнетоэлектрики. Пьезоэлектрики. Электреты. | 4 |
Презентация: | |
Магнитные свойства веществ. | 4 |
Исследование: | |
Обзор новинок полупроводниковых приборов и их применение в системах ОПС | 4 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплиныОП.03 Основы электроматериаловедения
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Формируемые компетенции | Уровень освоения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
Раздел 1. | Введение. Общие сведения о строении вещества | | | | |||
Тема 1.1. Строение веществ. | Содержание учебного материала | 1 | | 1 | |||
Задачи курса « Основы электроматериаловедения ». Строение веществ. | 1 | ОК 1-2 | |||||
Раздел 2. | Классификация электроматериалов | | | | |||
Тема 2.1. Деление материалов по электрическим, меаническим, химическим, магнитным свойствам. | Содержание учебного материала | 2 | | 1 1 | |||
Электрические и механические свойства материалов | 1 | ОК 1-2 | |||||
Химические и магнитные свойства материалов | 1 | ОК 1-2 | |||||
Раздел 3 | Проводниковые материалы | | | | |||
Тема 3.1. Характеристики, применение проводниковых материалов | Содержание учебного материала | 10 | | 3 | |||
Характеристики проводниковых материалов | 1 | ОК 1-2 | |||||
Применение проводниковых материалов | 1 | ОК 1-2 | |||||
Практические занятия | 8 | | | ||||
Практическое занятие №1.Измерение удельного сопротивления проводников | 4 | ОК 2, ОК3, ОК 6 | 3 3 3 3 | ||||
Практическое занятие №2.Расшифровка марок монтажных и обмоточных проводов | 4 | ОК 2, ОК3 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ОК 4-5 | |||||
| Высокотемпературные и низкотемпературные припои, их применение. | 4 | |||||
Раздел 4 | Полупроводниковые материалы | | | | |||
Тема 4.1. Характеристики, применение полупроводниковых материалов. | Содержание учебного материала | 4 | | 2 2 | |||
Характеристики полупроводниковых материалов | 1 | ОК 1-2 | |||||
Применение полупроводниковых материалов | 1 | ОК 1-2 | |||||
Практические занятия | 2 | | | ||||
Практическое заняте №3.Работа с полупроводниковыми приборами | 2 | ОК 1, ОК 2, ОК3, ОК 4 | 3 | ||||
| Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ОК 4-5 | 3 | |||
Исследование: Обзор новинок полупроводниковых приборов и их применение в системах ОПС | 4 | ||||||
Раздел 5 | Диэлектрические материалы | | | | |||
Тема 5.1. Характеристика, классификация диэлектрических материалов, их свойства и применение. | Содержание учебного материала | 7 | | 2 | |||
Характеристики и классификация диэлектрических материалов | 1 | ОК 1-2 | |||||
Свойства диэлектрических материалов | 1 | ОК 1-2 | 2 | ||||
Применение диэлектических материалов | 1 | ОК 1-2 | |||||
Практические занятия | 4 | | 3 3 2 2 3 3 | ||||
Практическое занятие №4.Расшифровка марок конденсаторов. | 4 | ОК 2, ОК3, ОК4 | |||||
| Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ОК 4-5 | ||||
Сегнетоэлектрики. Пьезоэлектрики. Электреты. | 4 | ||||||
Раздел 6. | Магнитные материалы. | | | ||||
Тема.6.1 Характеристика, классификация магнитных материалов, их свойства и применение. | Содержание учебного материала | 6 | | ||||
Характеристика магнитных материалов | 1 | ОК 1-2 | |||||
Классификация и свойства магнитных материалов и их применение | 1 | ОК 1-2 | |||||
Лабораторные занятия | 4 | | |||||
Лабораторное занятие №1.Исследование типов интегральных микросхем и их конструктивно-технологических параметров | 4 | ОК3, ОК6, ОК 7 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | | |||||
Магнитные свойства веществ. | 4 | ОК 4-5 | |||||
Дифференцированный зачет | 2 | ОК 5 | |||||
Всего: | 32 | | |||||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебной лаборатории «электромонтажных и слесарных работ».Оборудование кабинета и рабочих мест:
- наличие компьютеров по числу учащихся и 1 компьютер учителя;
- необходимое количество проводников, полупроводников и диэлектриков различных маркировок.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
Рабочее место ученика
Компьютер учителя (Аппаратное обеспечение: не менее 2-х сетевых плат, 2-х ядерный процессор с частотой не менее 3 ГГц, оперативная память объемом не менее 2 Гб; программное обеспечение: лицензионное ПО – CryptoAPI, операционные системы Windows, UNIX, MSOffice, пакет САПР).
Технические средства обучения:
- макетные панели и лабораторные стенды;
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- проектор.3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Журавлѐва Л.В. Электроматериаловедение – Академия, 2016.
2. Никулин Л.В. Электроматериаловедение – Высшая школа, 2017
3. Немцов М.В. Немцова М.Л. Электротехника и электроника. – Академия , 2015
4. Петленко Б.И. Электротехника и электроника - Академия, 2016
В целях расширения и более углубленного рассмотрения отдельных аспектов теоретических знаний по изучаемой дисциплине рекомендованы следующие дополнительные источники информации:
1. Китаев В.Е. Электротехника с основами промышленной электроники - Москва, Высшая школа, 2017
2. Журавлѐва Л.В. Радиоэлектроника – Академия. 2017
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: | |
- подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ; | ПР №1: контроль подбора оборудования для выполнения измерений удельного сопротивления; ПР №3: контроль подбора полупроводниковых приборов согласно классификации и назначению |
- применять материалы при выполнении работ | Контроль правильного подбора проводниковых материалов для выполнения ПР №1 |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: | |
- общие сведения о строении материалов; | Т 2.1: контроль знаний о строении материалов; проверка знаний о электрических и механических свойствах материалов |
- общие сведения о полупроводниковых, проводниковых, диэлектрических и магнитных материалах и изделиях; | Т 3.1; Т4.1;Т 5.1: контроль знаний характеристик и применения материалов ( проводимость, плавкость, радиус изгиба, удельное сопротивление проводниковых материалов) |
- сведения об электромонтажных изделиях; | ПР №4: сведения о применении конденсаторов ( емкость, понятие Фарада) |
- назначение, виды и свойства материалов; | Разделы 1-6 темы классификации и свойств материалов. Контроль знаний основных свойств материалов: рабочий диапазон температур, условия эксплуатации материалов. |
- номенклатуру закладных и установочных изделий; | ЛР №1: контроль знаний установочного изделия «интегральная микросхема» |
- общую классификацию материалов, их характерные свойства и области применения. | Т 2.1: контроль знаний классификации материалов; проверка знаний электротехнического стандарта материалов |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Практическое занятие № 3. Контроль грамотного подбора резисторов для подключения извещателей. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | Практические занятия № 1-4 , контроль за самостоятельным выполнением методических рекомендаций по выполнению практических занятий. |
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | Контроль анализа ситуации по выбору полупроводниковых компонентов (резисторов) ПЗ №3, защита выполненных практических занятий. |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | Работа с техническим паспортом прибора приемно-контрольного ПЗ №3, работа по поиску информации технических характеристик конденсаторов при выполнении ПЗ №4. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Оценка качества выполненного мультимедиа- проекта на дифференцированном зачете |
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | Оценка слаженной работы при выполнении практических заданий |
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | Использование здоровьесберегающих технологий в рамках получения профессиональных знаний |