Рабочая программа учебной дисциплины Основы финансовой грамотности

0
0
Материал опубликован 23 October

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБНИНСКИЙ ИНСТИТУТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

(ИАТЭ НИЯУ МИФИ)


ТЕХНИКУМ ИАТЭ НИЯУ МИФИ


Утверждено Ученый совет ИАТЭ НИЯУ МИФИ

Протокол №25.8 от 25.08.2025 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОГСЭ.06 Основы финансовой грамотности


по специальности среднего профессионального образования


46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение



Форма обучения

очная












Обнинск 2025



Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее – СПО) специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»


Программу составил:

Гомырева Елена Витальевна, преподаватель Техникума ИАТЭ НИЯУ МИФИ



Программа рассмотрена на заседании предметной цикловой комиссии по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и экономических дисциплин

Протокол № 01 от «25» августа 2025г.


Председатель ПЦК

______________ Е.В.Гомырева

«25» августа 2025 г.



Составитель программы

__________________Е.В.Гомырева

«25» августа 2025г.

















СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

6.ПЕРЕЧЕНЬ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

14

7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14

8. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ

16

9. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ

16

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.06 Основы финансовой грамотности


Область применения программы.

Программа учебной дисциплины (далее программа) – является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» и соответствующих компетенций: ОК 1 – ОК 6, ОК 9.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при реализации программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» всеми образовательными учреждениями среднего профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данным специальностям.


Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


Целью учебной дисциплины является: изучение основ финансовой грамотности в организациях среднего профессионального образования, освоение знаний о финансовой жизни современного общества, финансовых институтах, финансовых продуктах, финансовых рисках, способах получения информации, позволяющей анализировать социальные ситуации и принимать индивидуальные финансовые решения с учетом их последствий и возможных альтернатив.

Задачи изучения дисциплины:

- овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и систематизировать финансовую информацию из различных источников, преобразовывать ее и использовать для самостоятельного решения учебно-познавательных, исследовательских и жизненных задач;

- формирование представлений о грамотном финансовом поведении, включая типичные стратегии, действия, связанные с осуществлением социальных ролей в финансовой сфере жизнедеятельности человека;

- совершенствование опыта применения полученных финансовых знаний и умений при анализе и оценке жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения людей и собственных поступков с учётом профессиональной направленности организации среднего профессионального образования.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные понятия финансовой грамотности и основные законодательные акты, регламентирующие ее вопросы;

- виды принятия решений в условиях ограниченности ресурсов;

- основные виды планирования;

- устройство банковской системы, основные виды банков и их операций;

- сущность понятий «депозит» и «кредит», их виды и принципы;

- схемы кредитования физических лиц;

- устройство налоговой системы, виды налогообложения физических лиц;

- признаки финансового мошенничества;

- основные виды ценных бумаг и доходность;

- формирование инвестиционного портфеля;

- классификацию инвестиций, основные разделы бизнес-плана;

- виды страхования;

- виды пенсий,

- способы увеличения пенсий.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;

- взаимодействовать в коллективе и работать в команде;

- рационально планировать свои доходы и расходы;

- грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина;

- использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с банковскими операциями, рынком ценных бумаг, страховым рынком, фондовой и валютной биржами;

- анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации;

- определять назначение видов налогов и применять полученные знания для расчёта НДФЛ, налоговых вычетов, заполнения налоговой декларации;

- применять правовые нормы по защите прав потребителей финансовых услуг и выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц;

- планировать и анализировать семейный бюджет и личный финансовый план;

- составлять обоснование бизнес-идеи;

- применять полученные знания для увеличения пенсионных накоплений.



Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

всего – 77 часов, в том числе:

-обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 72 часа;

-самостоятельной работы обучающегося – 5 часов.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.


Результатом освоения программы дисциплины является овладение обучающимися общими компетенциями (ОК):


Код

Наименование результата обучения

ОК 1.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.

ОК 2.

Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 3.

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

ОК 4.

Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.

ОК 5.

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 6.

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения.

ОК 9.

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

3.1. Тематический план дисциплины.


Коды общих компетенций

Наименования разделов дисциплины*

Всего часов

(по плану)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Всего,

часов

Лекции,

часов

Практические,

часов

Всего,

часов

1

2

3

4

5

6

7

ОК 1 - 6, ОК 9


1. Личный бюджет: учет доходов и расходов

14

14

12


2

-

2. Долги и кредиты: возможности и риски.

13

12

10

2

1

3.Личные сбережения: как сохранить и приумножить

13

12

10

2

1

4. Налоги и налогообложение физических лиц.

13

12

10

2

1

5. Страхование физических лиц

10

10

6

4


6. Личная финансовая безопасность.

10+2 конс

10

6

4









Зачет с оценкой

2

2

2

-

-


Всего

77

72

56

16

5












3.2. Содержание обучения по дисциплине.


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Компетенции

1.Личный бюджет: учет доходов и расходов.

Содержание учебного материала

Сущность и виды денег как основы финансовых отношений. Жизненный цикл человека: роль персональных финансов на каждом этапе. Финансовый план (бюджет) государства, организации, семьи, индивида. Основы личного финансового планирования

Практическая работа. «Личный финансовый план»

14

ОК 1 - 6, ОК 9



Самостоятельная работа обучающихся



2.Долги и кредиты: возможности и риски.

Содержание учебного материала

Эволюция кредитных отношений. Сущность и виды кредита. Банковский кредит: условия получения, риски и управление ими. Займы, предоставляемые физическим лицам микрофинансовыми организациями, потребительскими кооперативами и ломбардами. Долговая нагрузка физического лица. Личное банкротство

Практическая работа. «Ведение бюджета»

12

ОК 1 - 6, ОК 9



Самостоятельная работа обучающихся




3.Личные сбережения: как сохранить и приумножить.

Содержание учебного материала

Необходимость и формы сбережений. Принципы инвестирования. Условия открытия банковского вклада, возможные риски и управление ими. Ценные бумаги как объект инвестирования свободных денежных средств индивида

Практическая работа.

«Инвестиции и риски»

12

ОК 1 - 6, ОК 9



Самостоятельная работа обучающихся



4. Налоги и налогообложение физических лиц.

Содержание учебного материала

Эволюция налогообложения. Сущность и функции налога. Элементы и принципы налогообложения. Классификация налогов. Налоговая система страны. Налоги, уплачиваемые физическими лицами в Российской Федерации

Практическая работа.

«Защита прав потребителей»

12

ОК 1 - 6, ОК 9



Самостоятельная работа обучающихся



5. Страхование физических лиц.

Содержание учебного материала

Эволюция, сущность и функции страхования. Риск и методы управления им. Классификация страхования. Страховой рынок. Основные виды обязательного страхования физических лиц. Добровольное страхование физических лиц

Практическая работа. «Управление кредитной нагрузкой»

10

ОК 1 - 6, ОК 9



Самостоятельная работа обучающихся



6. Личная финансовая безопасность.

Содержание учебного материала

Личная финансовая безопасность

Практическая работа.

«Личная финансовая безопасность» «Финансовое воспитание»

10

ОК 1 - 6, ОК 9



Самостоятельная работа обучающихся



Зачет с оценкой


2



Всего

72








4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.


4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.


Реализация программы дисциплины требует наличия специального учебного кабинета экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

- комплект мебели по количеству студентов;

- рабочее место преподавателя;

- наглядные пособия: плакаты, планшеты по темам;

- методические материалы по дисциплине: раздаточные материалы по темам практических заданий;

- справочная литература и периодические издания по темам.

Технические средства:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедийный проектор.


4.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

4.2.1 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины.

Основные источники:

Фрицлер, А. В. Основы финансовой грамотности: учебник для среднего профессионального образования / А. В. Фрицлер, Е. А. Тарханова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 148 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16794-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531714

Дополнительные источники:

Куликов, Л. М. Основы экономической теории: учебник для среднего профессионального образования / Л. М. Куликов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 371 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03163-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510521

Интернет-ресурсы:

Образовательная платформа Юрайт urait.ru


4.3. Общие требования к организации образовательного процесса.


Программа дисциплины обеспечивается учебно-методической документацией по всем разделам.

Реализация компетентного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Реализация программы дисциплины обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечены доступом к сети Интернет.

Итоговая аттестация по дисциплине – экзамен.


4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса.


Реализация ППССЗ по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимися профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.


5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.


Результаты

(освоенных компетенций)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1.Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.

Успешное освоение программы дисциплины;

- деятельность, направленная на овладение профессиональными компетенциями в соответствии с квалификационными требованиями по специальности

Наблюдение и анализ результатов деятельности обучающегося в процессе освоения дисциплины

ОК 2.Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.

Обоснованный выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области управления;

- планирование действий по достижению поставленных целей

Планирование информационного поиска в соответствии с поставленной задачей

Наблюдение и анализ результатов деятельности обучающегося в процессе освоения дисциплины

ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

Выявлять достоинства и

недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия

собственной профессиональной

деятельности

Наблюдение и анализ результатов деятельности обучающегося в процессе освоения дисциплины

ОК 4. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.

Создание эффективной среды общения

Наблюдение и анализ результатов деятельности обучающегося в процессе освоения дисциплины

ОК 5 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.

Формулирование проблем при решении профессиональных задач в области экономики

Наблюдение и анализ результатов деятельности обучающегося в процессе освоения дисциплины

ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения.

Создание эффективной среды общения

Знание коммуникационных технологий

Наблюдение и анализ результатов деятельности обучающегося в процессе освоения дисциплины

ОК 9. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

Создание эффективного алгоритма взаимодействия

Наблюдение и анализ результатов деятельности обучающегося в процессе освоения дисциплины



6.ПЕРЕЧЕНЬ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ.


/п

Наименование оценочного средства

Краткая характеристика оценочного средства

Представление оценочного средства в фонде

1

Доклад, сообщение

Продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определённой учебно-практической, учебно-исследовательской темы.

Темы для индивидуальных проектов

2.

Практическая работа

Письменные ответы на поставленные вопросы по теме практической работы

Варианты практических работ в печатном виде по темам

3.

Экзамен

Собеседование с преподавателем по вопросам темы

Вопросы для подготовки экзамену


7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Вид учебных занятий

Организация деятельности студента

Лекция

Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. Уделить внимание следующим понятиям (перечисление понятий) и др.

Раздел 1. Личный бюджет: учет доходов и расходов.

Понятия:

- семейный бюджет;

- сбережения населения;

- страхование;

- эффект замещения;

- эффект дохода;

- кривая безразличия.

2. Долги и кредиты: возможности и риски.

Что такое кредит

Чем кредит отличается от займа и ссуды

Кто может взять кредит

Формы кредитования

Основные виды банковских кредитов

Что такое рефинансирование

3.Личные сбережения: как сохранить и приумножить

Понятия:

- личный сберегательный счет.

-депозит

- коллективные сбережения:

- семейный счет

- сберегательный кооператив.

- пенсионные фонды:

4. Налоги и налогообложение физических лиц.

Понятия:

- налог;

- сбор;

- налоговая база;

- налоговая ставка;

- налоговый период.

5. Страхование физических лиц.

Понятия:

- страхователь

- страховщик

- застрахованный

- страховой интерес

- страховая сумма

- объект страхования

- страховая ответственность

- выгодоприобретатель

- страховой полис.

6. Личная финансовая безопасность.

Понятия:

- стабильность доходов

- оптимальное планирование бюджета

- эффективное управление долгами

- накопления и инвестиции

- защита от рисков и страхование


Практическая работа

Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требующих для запоминания и являющихся основополагающими в этой теме.


Подготовка к экзамену

При подготовке к зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рекомендуемую литературу и др.


8. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ


Интерактивная оболочка для комплексного изучения основ финансовой грамотности, содержащая компьютерная демонстрационные материалы:

1. Библиографические данные ученых, определяющих развитие экономической науки.

2. Интерактивные модели.

3. Учебные видеоматериалы.

9. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ

9.1 Перечень образовательных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по междисциплинарному курсу


Для преподавания дисциплины предусмотрены традиционные технологии в рамках аудиторных занятий, самостоятельной и внеаудиторной работы студентов.

Аудиторные занятия включают:

лекции, на которых излагается теоретическое содержание курса;

проверочные работы, предназначенные для закрепления теоретического курса и приобретения студентами навыков самостоятельной и коллективной работы.

Самостоятельная работа студентов предназначена для работы по закреплению теоретического курса и практических навыков курса; по изучению дополнительных разделов.

Внеаудиторная работа студентов вне рамок программы по плану работы кабинета с целью привития интереса к процессу обучения и будущей профессии.



Разработчик:

Гомырева Елена Витальевна, преподаватель техникума ИАТЭ НИЯУ МИФИ



*

3


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.