Рабочая программа учебной дисциплины Основы финансовой грамотности
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБНИНСКИЙ ИНСТИТУТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
– филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
(ИАТЭ НИЯУ МИФИ)
ТЕХНИКУМ ИАТЭ НИЯУ МИФИ
Утверждено Ученый совет ИАТЭ НИЯУ МИФИ
Протокол №25.8 от 25.08.2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.06 Основы финансовой грамотности
по специальности среднего профессионального образования
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Форма обучения
очная |
|
Обнинск 2025
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее – СПО) специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Программу составил:
Гомырева Елена Витальевна, преподаватель Техникума ИАТЭ НИЯУ МИФИ
Программа рассмотрена на заседании предметной цикловой комиссии по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и экономических дисциплин
Протокол № 01 от «25» августа 2025г.
Председатель ПЦК
______________ Е.В.Гомырева
«25» августа 2025 г.
Составитель программы
__________________Е.В.Гомырева
«25» августа 2025г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.06 Основы финансовой грамотности
Область применения программы.
Программа учебной дисциплины (далее программа) – является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» и соответствующих компетенций: ОК 1 – ОК 6, ОК 9.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при реализации программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» всеми образовательными учреждениями среднего профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данным специальностям.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Целью учебной дисциплины является: изучение основ финансовой грамотности в организациях среднего профессионального образования, освоение знаний о финансовой жизни современного общества, финансовых институтах, финансовых продуктах, финансовых рисках, способах получения информации, позволяющей анализировать социальные ситуации и принимать индивидуальные финансовые решения с учетом их последствий и возможных альтернатив.
Задачи изучения дисциплины:
- овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и систематизировать финансовую информацию из различных источников, преобразовывать ее и использовать для самостоятельного решения учебно-познавательных, исследовательских и жизненных задач;
- формирование представлений о грамотном финансовом поведении, включая типичные стратегии, действия, связанные с осуществлением социальных ролей в финансовой сфере жизнедеятельности человека;
- совершенствование опыта применения полученных финансовых знаний и умений при анализе и оценке жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения людей и собственных поступков с учётом профессиональной направленности организации среднего профессионального образования.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия финансовой грамотности и основные законодательные акты, регламентирующие ее вопросы;
- виды принятия решений в условиях ограниченности ресурсов;
- основные виды планирования;
- устройство банковской системы, основные виды банков и их операций;
- сущность понятий «депозит» и «кредит», их виды и принципы;
- схемы кредитования физических лиц;
- устройство налоговой системы, виды налогообложения физических лиц;
- признаки финансового мошенничества;
- основные виды ценных бумаг и доходность;
- формирование инвестиционного портфеля;
- классификацию инвестиций, основные разделы бизнес-плана;
- виды страхования;
- виды пенсий,
- способы увеличения пенсий.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;
- взаимодействовать в коллективе и работать в команде;
- рационально планировать свои доходы и расходы;
- грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина;
- использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с банковскими операциями, рынком ценных бумаг, страховым рынком, фондовой и валютной биржами;
- анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации;
- определять назначение видов налогов и применять полученные знания для расчёта НДФЛ, налоговых вычетов, заполнения налоговой декларации;
- применять правовые нормы по защите прав потребителей финансовых услуг и выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц;
- планировать и анализировать семейный бюджет и личный финансовый план;
- составлять обоснование бизнес-идеи;
- применять полученные знания для увеличения пенсионных накоплений.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
всего – 77 часов, в том числе:
-обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 72 часа;
-самостоятельной работы обучающегося – 5 часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Результатом освоения программы дисциплины является овладение обучающимися общими компетенциями (ОК):
Наименование результата обучения | |
ОК 1. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. |
ОК 2. | Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности. |
ОК 3. | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях |
ОК 4. | Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде. |
ОК 5. | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
ОК 6. | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения. |
ОК 9. | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. |
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
3.1. Тематический план дисциплины.
Коды общих компетенций | Наименования разделов дисциплины* | Всего часов (по плану) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | |||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | |||||
Всего, часов | Лекции, часов | Практические, часов | Всего, часов | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ОК 1 - 6, ОК 9 | 1. Личный бюджет: учет доходов и расходов | 14 | 14 | 12 | 2 | - |
2. Долги и кредиты: возможности и риски. | 13 | 12 | 10 | 2 | 1 | |
3.Личные сбережения: как сохранить и приумножить | 13 | 12 | 10 | 2 | 1 | |
4. Налоги и налогообложение физических лиц. | 13 | 12 | 10 | 2 | 1 | |
5. Страхование физических лиц | 10 | 10 | 6 | 4 | | |
6. Личная финансовая безопасность. | 10+2 конс | 10 | 6 | 4 | | |
| | | | | | |
| Зачет с оценкой | 2 | 2 | 2 | - | - |
| Всего | 77 | 72 | 56 | 16 | 5 |
| | | | | | |
3.2. Содержание обучения по дисциплине.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Компетенции |
1.Личный бюджет: учет доходов и расходов. | Содержание учебного материала Сущность и виды денег как основы финансовых отношений. Жизненный цикл человека: роль персональных финансов на каждом этапе. Финансовый план (бюджет) государства, организации, семьи, индивида. Основы личного финансового планирования Практическая работа. «Личный финансовый план» | 14 | ОК 1 - 6, ОК 9 |
| Самостоятельная работа обучающихся | | |
2.Долги и кредиты: возможности и риски. | Содержание учебного материала Эволюция кредитных отношений. Сущность и виды кредита. Банковский кредит: условия получения, риски и управление ими. Займы, предоставляемые физическим лицам микрофинансовыми организациями, потребительскими кооперативами и ломбардами. Долговая нагрузка физического лица. Личное банкротство Практическая работа. «Ведение бюджета» | 12 | ОК 1 - 6, ОК 9 |
| Самостоятельная работа обучающихся | | |
3.Личные сбережения: как сохранить и приумножить. | Содержание учебного материала Необходимость и формы сбережений. Принципы инвестирования. Условия открытия банковского вклада, возможные риски и управление ими. Ценные бумаги как объект инвестирования свободных денежных средств индивида Практическая работа. «Инвестиции и риски» | 12 | ОК 1 - 6, ОК 9 |
| Самостоятельная работа обучающихся | | |
4. Налоги и налогообложение физических лиц. | Содержание учебного материала Эволюция налогообложения. Сущность и функции налога. Элементы и принципы налогообложения. Классификация налогов. Налоговая система страны. Налоги, уплачиваемые физическими лицами в Российской Федерации Практическая работа. «Защита прав потребителей» | 12 | ОК 1 - 6, ОК 9 |
| Самостоятельная работа обучающихся | | |
5. Страхование физических лиц. | Содержание учебного материала Эволюция, сущность и функции страхования. Риск и методы управления им. Классификация страхования. Страховой рынок. Основные виды обязательного страхования физических лиц. Добровольное страхование физических лиц Практическая работа. «Управление кредитной нагрузкой» | 10 | ОК 1 - 6, ОК 9 |
| Самостоятельная работа обучающихся | | |
6. Личная финансовая безопасность. | Содержание учебного материала Личная финансовая безопасность Практическая работа. «Личная финансовая безопасность» «Финансовое воспитание» | 10 | ОК 1 - 6, ОК 9 |
| Самостоятельная работа обучающихся | | |
Зачет с оценкой | | 2 | |
| Всего | 72 | |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия специального учебного кабинета экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- комплект мебели по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- наглядные пособия: плакаты, планшеты по темам;
- методические материалы по дисциплине: раздаточные материалы по темам практических заданий;
- справочная литература и периодические издания по темам.
Технические средства:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедийный проектор.
4.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
4.2.1 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины.
Основные источники:
Фрицлер, А. В. Основы финансовой грамотности: учебник для среднего профессионального образования / А. В. Фрицлер, Е. А. Тарханова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 148 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16794-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531714
Дополнительные источники:
Куликов, Л. М. Основы экономической теории: учебник для среднего профессионального образования / Л. М. Куликов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 371 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03163-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510521
Интернет-ресурсы:
Образовательная платформа Юрайт urait.ru
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса.
Программа дисциплины обеспечивается учебно-методической документацией по всем разделам.
Реализация компетентного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Реализация программы дисциплины обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечены доступом к сети Интернет.
Итоговая аттестация по дисциплине – экзамен.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса.
Реализация ППССЗ по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимися профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Результаты (освоенных компетенций) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1.Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. | Успешное освоение программы дисциплины; - деятельность, направленная на овладение профессиональными компетенциями в соответствии с квалификационными требованиями по специальности | Наблюдение и анализ результатов деятельности обучающегося в процессе освоения дисциплины |
ОК 2.Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности. | Обоснованный выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области управления; - планирование действий по достижению поставленных целей Планирование информационного поиска в соответствии с поставленной задачей | Наблюдение и анализ результатов деятельности обучающегося в процессе освоения дисциплины |
ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях | Выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственной профессиональной деятельности | Наблюдение и анализ результатов деятельности обучающегося в процессе освоения дисциплины |
ОК 4. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде. | Создание эффективной среды общения | Наблюдение и анализ результатов деятельности обучающегося в процессе освоения дисциплины |
ОК 5 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. | Формулирование проблем при решении профессиональных задач в области экономики | Наблюдение и анализ результатов деятельности обучающегося в процессе освоения дисциплины |
ОК 6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения. | Создание эффективной среды общения Знание коммуникационных технологий | Наблюдение и анализ результатов деятельности обучающегося в процессе освоения дисциплины |
ОК 9. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. | Создание эффективного алгоритма взаимодействия | Наблюдение и анализ результатов деятельности обучающегося в процессе освоения дисциплины |
6.ПЕРЕЧЕНЬ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ.
№/п | Наименование оценочного средства | Краткая характеристика оценочного средства | Представление оценочного средства в фонде |
1 | Доклад, сообщение | Продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определённой учебно-практической, учебно-исследовательской темы. | Темы для индивидуальных проектов |
2. | Практическая работа | Письменные ответы на поставленные вопросы по теме практической работы | Варианты практических работ в печатном виде по темам |
3. | Экзамен | Собеседование с преподавателем по вопросам темы | Вопросы для подготовки экзамену |
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Вид учебных занятий | Организация деятельности студента |
Лекция | Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. Уделить внимание следующим понятиям (перечисление понятий) и др. Раздел 1. Личный бюджет: учет доходов и расходов. Понятия: - семейный бюджет; - сбережения населения; - страхование; - эффект замещения; - эффект дохода; - кривая безразличия. 2. Долги и кредиты: возможности и риски. Что такое кредит Чем кредит отличается от займа и ссуды Кто может взять кредит Формы кредитования Основные виды банковских кредитов Что такое рефинансирование 3.Личные сбережения: как сохранить и приумножить Понятия: - личный сберегательный счет. -депозит - коллективные сбережения: - семейный счет - сберегательный кооператив. - пенсионные фонды: 4. Налоги и налогообложение физических лиц. Понятия: - налог; - сбор; - налоговая база; - налоговая ставка; - налоговый период. 5. Страхование физических лиц. Понятия: - страхователь - страховщик - застрахованный - страховой интерес - страховая сумма - объект страхования - страховая ответственность - выгодоприобретатель - страховой полис. 6. Личная финансовая безопасность. Понятия: - стабильность доходов - оптимальное планирование бюджета - эффективное управление долгами - накопления и инвестиции - защита от рисков и страхование |
Практическая работа | Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требующих для запоминания и являющихся основополагающими в этой теме. |
Подготовка к экзамену | При подготовке к зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рекомендуемую литературу и др. |
8. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
Интерактивная оболочка для комплексного изучения основ финансовой грамотности, содержащая компьютерная демонстрационные материалы:
1. Библиографические данные ученых, определяющих развитие экономической науки.
2. Интерактивные модели.
3. Учебные видеоматериалы.
9. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ
9.1 Перечень образовательных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по междисциплинарному курсу
Для преподавания дисциплины предусмотрены традиционные технологии в рамках аудиторных занятий, самостоятельной и внеаудиторной работы студентов.
Аудиторные занятия включают:
лекции, на которых излагается теоретическое содержание курса;
проверочные работы, предназначенные для закрепления теоретического курса и приобретения студентами навыков самостоятельной и коллективной работы.
Самостоятельная работа студентов предназначена для работы по закреплению теоретического курса и практических навыков курса; по изучению дополнительных разделов.
Внеаудиторная работа студентов вне рамок программы по плану работы кабинета с целью привития интереса к процессу обучения и будущей профессии.
Разработчик:
Гомырева Елена Витальевна, преподаватель техникума ИАТЭ НИЯУ МИФИ
3