12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Костригина Наталья Сергеевна41

 

 

 

 

 

 

 

Государственное казенное учреждение Здравоохранения

Краевой Специализированный Дом ребенка №2


 


 


 


 


 


 

Рабочая программа учителя-дефектолога для детей

с ОВЗ от 2.6 мес. до 4 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

учитель-дефектолог

Костригина Н.С.

Содержание: Стр.


 

Раздел 1. Целевой 3

1.1. Пояснительная записка: цели, задачи и направления работы по реализации образовательной программы 3

1.2 Основные принципы образовательной программы дошкольного образования 3

1.3 Возрастные особенности детей с ОВЗ 7

1.4 . Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры) 9


 

Раздел 2. Содержательный 11

2.1. Направления коррекционной работы учителя-дефектолога 11

2.1.1 Диагностическое направление. 11

2.1.2 Коррекционное направление 12

2.1.3 Участие в методической работе 14

2.1.4 Организационно-педагогические условия коррекционной работы 14


 

2.2. Виды и формы организации коррекционной работы учителя-дефектолога 17


 

2.3. Тематическое планирование учителя-дефектолога 19


 

2.4. Перспективное планирование учителя-дефектолога прилож


 

Раздел 3. Организационный 19

3.1. Режим дня в группе 19

3.2. Расписание ООД учителя-дефектолога 19

3.3. Программно - методическое обеспечение коррекционно-педагогического

процесса 20

Литература 23

Приложения: перспективный план

Раздел 1. Целевой

1.1 Пояснительная записка: (цели, задачи и направления работы по реализации образовательной программы)

Рабочая программа составлена на основе примерной образовательной программы «Дошкольного образования ГКУЗ «КСДР №2» от 03.09.2019, разработанной на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой 2015г. в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольногообразования»; Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Программа спроектирована с учетом особенностей образовательного учреждения Содержание программы предусматривает обучение и воспитание детей с ОВЗ от 2.6 мес. – 4 лет в Доме ребенка, реализацию коррекционных задач в разнообразных специфических для детей видах деятельности

1.2 Основные принципы образовательной программы дошкольного образования

Представляется целесообразным выделение нескольких групп принципов формирования программы, сформулированных на основе требований ФГОС дошкольного образования:

1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;

2. Построение образовательной деятельности с учетом индивидуализации дошкольного образования;

3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;

4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5. Сотрудничество учреждения с семьей;

6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;

8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9. Учет этнокультурной ситуации развития детей.

10. Учет интеграции образовательных областей;

11.Соблюдение комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.

Среди подходов к формированию программы можно выделить:

- личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностно-ориентированного подхода – создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение;

- деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности в общем контексте образовательного процесса: ее структурой, взаимосвязанными мотивами и целями; видами деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, физическая и другие); формами и методами развития и воспитания; возрастными особенностями ребенка при включении в образовательную деятельность;

- ценностный подход, предусматривающий организацию развития и воспитания на основе общечеловеческих ценностей (например, ценности здоровья, что в системе образования позволяет говорить о создании и реализации моделей сохранения и укрепления здоровья воспитанников), этические, нравственные ценности, предусматривающие реализацию проектов диалога культур, этических отношений и т.д.;

- компетентностный подход, в котором основным результатом образовательной деятельности становится формирование готовности воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач:

- решать проблемы в сфере деятельности (определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими воспитанниками;

- диалогический подход, предусматривающий становление личности, развитие ее творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъект- субъектных отношений;

- системный подход – как методологическое направление, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними.

- средовой подход, предусматривающий использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка. Под внешней средой понимается все социокультурное окружение дошкольника, образовательной организации, которое может быть охарактеризовано понятием жизнедеятельности сообщества на определенной территории. В качестве элементов социокультурной среды можно назвать учреждения культуры (библиотеки, музеи, театры и т.д.); учреждения дополнительного образования, клубы по интересам, досуговые центры; средства массовой информации и коммуникации. Внутренняя (или образовательная) среда рассматривается как пространство, окружение, условия, в которых существует, функционирует и удовлетворяет свои образовательные потребности каждый дошкольник;

- проблемный подход позволяет сформировать видение Программы с позиций комплексного и модульного представления ее структуры как системы подпрограмм по образовательным областям и детским видам деятельности, организация которых будет способствовать достижению соответствующих для каждой области (направления развития ребенка) целевых ориентиров развития; - культурологический подход, имеющий высокий потенциал в отборе культуросообразного содержания дошкольного образования, позволяет выбирать технологии образовательной деятельности, организующие встречу ребенка с культурой, овладевая которой на уровне определенных средств, ребенок становится субъектом культуры и ее творцом.


 

Цель: создать систему помощи детям с ОВЗ для успешного освоения образовательной программы на основе компенсации первичных и пропедевтики вторичных нарушений.

Задачи:

-выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ, обусловленные особенностями их физического и психического развития

-осуществить индивидуально-ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь

детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей


 

Основные направления работы по реализации адаптированной образовательной программы

1. социально-коммуникативное развитие;

2. познавательное развитие;

3. речевое развитие;

4. сенсорное развитие

5. изобразительное искусство


 

1. Социально-коммуникативное развитие

Направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.


 

2. Познавательное развитие

Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о

себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов

окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве,

числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),

об особенностях природы

3. Речевое развитие

Включает владение речью как средством общения и культуры;

воспитание плавности речи; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически

правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие

звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной

культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской

литературы; обогащение словаря ребенка названиями профессий (врач, шофер, воспитатель), растений, предметов питания, одежды, мебели, домашних животных и их детенышей, игрушек, частей и деталей предметов (рукава и воротник у рубашки, колеса и кузов у машины); обогащать словарь глаголами, побуждая детей соотносить словесное обозначение действий с собственными выразительными движениями и действиями игрушек; инициировать непроизвольную речь; побуждать ребенка активно использовать названия предметов и игрушек, стремясь к обладанию ими.

4. Сенсорное развитие

Предполагает развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве.

Включает выделение предметов по цвету, форме и величине, как особый признак предмета; представление об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине; закрепление в речи представлений о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами; обследование предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов; последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий; умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

5. Изобразительное искусство

Направлено на эмоциональные реакции на яркие по цвету, приятные по фактуре предметы, игрушки, на цвета красок

Включает знакомство детей с разными видами изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация; обучение детей простейшим способам изображения, создание простейших композиций из мазков, пятен, штрихов, линий, форм; освоение приемам лепки, раскатывание комка глины в ладонях, видоизменение комка с помощью пальцев, соединение частей; приемы наклеивания готовых форм; ориентировку в пространстве («солнышко на небе», «домик стоит на земле, рядом растет елочка» и т. д.).

1.3 Возрастные особенности детей с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.


 

Психологические особенности детей с ОВЗ.

У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации. Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ

1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;

2. Темп выполнения заданий очень низкий;

3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;

4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);

5. Низкий уровень развития речи, мышления;

6. Трудности в понимании инструкций;

7. Инфантилизм;

8. Нарушение координации движений;

9. Низкая самооценка;

10. Повышенная тревожность, многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;

11. Высокий уровень психомышечного напряжения;

12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;

14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.


 

1.4 Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)

- Ребёнок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности в игре,

общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

- Ребёнок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

- Проявляет умение слышать других и быть понятым другими, зрительно воспринимать

эмоции окружающих.

- Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах

деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает

условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

- Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

- Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, как с взрослым, так и со сверстниками, хорошо пересказывает небольшие литературные произведения; составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке

- У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими

- Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность).

- Обладает начальными знаниями о себе, о природе и социальном мире, в котором он живёт; имеет первичные представления о семье.

- Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные

представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо;

проявляет уважение к старшим и заботу о младших.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Раздел 2. Содержательный


 

2.1 Направления коррекционной работы учителя-дефектолога

Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно -педагогическую работу в группе, является учитель-дефектолог.

 

Содержание работы учителя-дефектолога:

2.1.1 диагностическое направление;

2.1.2 коррекционное направление;

2.1.3 участие в методической работе;

2.1.4 Организационно-педагогические условия коррекционной работы


 

2.1.1 Диагностическое направление.

Система мониторинга достижений детей

Дети при поступлении в специализированный Дом ребенка проходят систематическое комплексное медико-психолого-педагогическое обследование в сентябре, мае.

Каждый из специалистов проводит комплексную диагностику по своему направлению для

выявления уровня знаний и навыков детей, состояния их здоровья.

Учитель-дефектолог определяет уровень развития зрительного восприятия, познавательной деятельности, ориентировки в пространстве, должен знать диагноз заболевания каждого обследуемого ребенка.

Целью диагностического обследования ребенка с ОВЗ является выявление

имеющихся отклонений в развитии его познавательной и социальной сфер для последующей их коррекции и контроля над происходящими изменениями. Составляющие этой деятельности отражены в следующих направлениях коррекционно-педагогического процесса: развитие зрительного восприятия, ориентировка в пространстве, социально-бытовая ориентировка, зрительно-моторная координация.

В процессе мониторинга учитель-дефектолог решает следующие задачи: определяет

индивидуальные особенности познавательной деятельности ребенка, его готовность к

коррекционному обучению, возможности педагогической коррекции нарушений в его развитии.

Обследование проводится в начале и конце учебного года. Используем методику

К.Л. Печора «Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста», которая включает в себя разделы: «активная речь», «Сенсорное развитие», «Игра и действия с предметами», «Движения», «Навыки», «Конструктивная деятельность», «Изобразительная деятельность», «Социальное развитие», Москва 2006г

Данные обследования фиксируются в индивидуальных картах нервно-психического развития ребенка.

Индивидуальная карта развития ребенка рассчитана на 3 года

Предложенная форма заполнения карты позволяет отслеживать динамику развития ребенка в течение всего его пребывания в Доме ребенка, проводить качественный анализ

познавательных возможностей.

В начале учебного года проводится диагностика, разрабатываются направления коррекционно-педагогической работы со всеми детьми, составляются индивидуальные программы на каждого ребенка, вырабатывают рекомендации.

В конце учебного года дефектолог анализирует и обобщает данные всех проведенных

обследований. Так он получает возможность проследить динамику развития каждого ребенка в процессе коррекционного обучения.


 

2.1.2 Коррекционное направление

Основываясь на результатах комплексной диагностики, специалист работает в тесной

взаимосвязи с педагогами.

В своей деятельности учитель-дефектолог руководствуется должностной инструкцией учителя дефектолога, утвержденной приказом № 140 от 10.01.2020г, разработанной на основе документов Министерства здравоохранения РФ, рекомендациями Министерства образования РФ, положением о специализированном Доме ребенка.

Документация учителя –дефектолога по планированию коррекционно-развивающей

работы детей с ОВЗ ведется в соответствии с требованиями по ФГОС

 


 


 

название

назначение

I. Личное дело ребенка

1

Характеристика ребенка

Предоставляются данные психолого- педагогического обследования Составляется воспитателем и педагогом-психологом по утвержденной форме при направлении на ПМПК

2

Протоколы ПМПк

Заключение городской ПМПк, рекомендации /Единая форма выписки из протокола ПМПк

3

Карта обследования детей с нарушением зрения

Отражение результатов диагностики (в динамике)

II. Рабочая программа учителя-дефектолога

1

Список детей группы

Указываются развернутые диагнозы из мед.карт

2

Расписание ООД педагогов группы

Составляется в соответствии с требованиями САНПИН к максимально допустимой образовательной нагрузке

3

Циклограмма деятельности учителя-дефектолога

Хронометраж рабочего времени (распределение коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога в течение дня)

4

Тематическое планирование

Примерное распределение лексических тем по годам обучения

5

Перспективный план

Планирование работы с детьми по социально-бытовой ориентировке, развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве

6

Самообразование педагога

Указывается тема по самообразованию

 

 

 

III. Календарный план коррекционной работы /Планирование коррекционно-развивающей работы с детьми на каждый день/

IV. Журнал связи с воспитателями /Отражение взаимодействия в работе учителя-дефектолога и воспитателей при планировании коррекционной работы с детьми./

V. Индивидуальная программа на ребенка /Оказание индивидуальной и дифференцированной помощи ребенку, сопровождение его развития/


 

Учитель-дефектолог осуществляет опережающее обучение, предварительное ознакомление детей с тем, что будет преподнесено на занятиях воспитателей, формирует у детей алгоритм действий, показывает и отрабатывает способы зрительного, осязательного, слухового восприятия окружающего мира.


 

2.1.3 Участие в методической работе

составляющей частью деятельности учителя-дефектолога является методическая работа, в которую входят следующие направления: посещение общеобразовательных занятий с целью изучения того, как дети усваивают программный материал, какие трудности испытывают, как овладевают приемами предметно-практической деятельности, что наиболее интересно и доступно каждому ребенку, насколько эффективны применяемые воспитателем методы коррекционного воздействия; выступления на педагогических советах для ознакомления воспитателей с особенностями развития, воспитания и обучения детей со зрительной патологией, а также коррекционными программами и методиками; обобщение и распространение опыта работы, участие в методических мероприятиях различного уровня; индивидуальное консультирование воспитателей по конкретным вопросам воспитания и обучения детей, методов коррекционной работы; показ занятий с детьми с целью ознакомления воспитателей с конкретными методами и приемами коррекционной работы.


 

2.1.4 Организационно-педагогические условия коррекционной работы

Оборудование кабинета учителя-дефектолога:

Основные требования к оборудованию и использованию помещения, которое отводится для занятий учителя-дефектолога, следующие:

- достаточный уровень освещенности всего помещения (в соответствии с гигиеническими

требованиями;

- максимальное использование дневного освещения; правильное сочетание естественного и искусственного освещения;

- использование удобной мебели, соответствующей возрасту и росту детей, а также видам

проводимых занятий;

- наличие необходимого для каждого вида коррекционных занятий специального

оборудования и технических средств;

- наличие разнообразной наглядности: натуральные предметы, муляжи, макеты, предметные и сюжетные изображения, отвечающие требованиям, предъявляемым

к материалам для работы с детьми с ОВЗ;

-демонстрационный и раздаточный наглядный и дидактический материл, подобранный с

учетом познавательных возможностей и особенностей восприятия окружающего мира

учащимися;

-тематически стимульный материал для активизации зрительных функций (например, наборы предметных и сюжетных изображений в черно-белом, цветном, силуэтном, контурном изображениях, модифицированные изображения); вспомогательный материал: трафареты, обводки;

-конструкторы, мозаики, разнообразные по цвету, форме, величине;

-наборы предметов и предметных изображений по всем обобщающим понятиям, для

классификации, исключения, сравнения; наборы сюжетных изображений ;

-наборы натуральных предметов и игрушек разной формы и величины;

-образцы различных материалов, эталоны формы, величины, разнообразные пособия для

развития осязания и мелкой моторики;

-предметы и игрушки, которые могут быть использованы в качестве цветовых, световых и

звуковых ориентиров;

-различные предметы, геометрические фигуры, специальные пособия, отображающие пространственные признаки предметов (форму, величину, объем);

- рисунки, изображающие человека и животных в различных позах (при выполнении различных движений, при ходьбе, беге) – для занятий по ориентировке в пространстве;

-специальные игры и пособия (например, музыкальные и озвученные игрушки, кассеты с

записями шумов природы, голосов птиц и зверей и т.д.);

Правильно оборудованный и оснащенный кабинет дефектолога позволяет сделать

коррекционные занятия не только эффективными в плане решения поставленных задач, но и интересными для детей.


 

Требования к материалам и пособиям:

1. Материалы и пособия для психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ

и дальнейшей коррекционно-педагогической работы должны состоять из подлинных

объектов, муляжей, игрушек, объемных и плоскостных геометрических фигур, рельефных и плоскостных изображений предметов и объектов на карточках, листах бумаги, картона, фанеры (как контурные, так и закрашенные силуэты различной цветовой гаммы).

2. Материалы и пособия должны быть доступны для зрительного восприятия: быть яркими, красочными, насыщенными по цвету (в основном используются красный, синий, желтый, зеленый цвета; остальные цветовые изображения должны иметь чистые натуральные цвета).

3. Материалы и пособия должны иметь матовую неотражающую поверхность, четкое

композиционное построение, вычленение контуров, лаконичность рисунков, конкретные

визуальные признаки предметов, объектов и явлений окружающего мира.

4. Не допускается наслоение одного предмета на другой (кроме специальных заданий).

5. Материалы и пособия должны быть изготовлены из натурального, прочного, нетоксичного, безопасного материала, гигиеничны, эстетично оформлены, вызывать у ребенка желание играть и заниматься с ними.

6. В изображении должна соблюдаться пропорциональность соотношений по величине в

соответствии с соотношениями по величине реальных объектов (кроме специальных заданий).


 

2.2 Виды и формы организации коррекционной работы учителя-дефектолога

Организованная образовательная деятельность реализуется через организацию различных

видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательной, исследовательской,

коммуникативной, продуктивной) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогом самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения рабочей программы и решения конкретных коррекционно-образовательных задач.

1. В процессе обучения используются подгрупповая и индивидуальная формы организации коррекционных занятий .

2. Коррекционные упражнения в самостоятельной деятельности детей и режимных

моментах.

3. Педагогическое сопровождение на музыкальных и физкультурных занятиях, праздниках, развлечениях, экскурсиях.

Практика показывает, что наиболее эффективной формой организации детей с ОВЗ в процессе организованной образовательной деятельности является индивидуальная форма.

Подгруппы формируются с учетом уровня развития познавательных процессов детей. Учитель-дефектолог и воспитатель (или специалисты) работают с подгруппами

параллельно.

Коррекционные занятия дефектолога проводятся с учетом специальных требований,

предъявляемых к коррекционно-образовательному процессу при работе с детьми с ОВЗ

- коррекционно-образовательный процесс организовывать с учетом индивидуальных особенностей детей;

- сочетать задачи коррекционно-педагогической работы с рекомендациями медицинских

специалистов ;

- применять специальные приемы и методы обучения.

- занятия (ООД) проводятся в первую половину дня;

- каждое занятие представляет тематическую и игровую целостность;

- распределение учебной нагрузки на занятии соответствует уровню познавательного развития ребенка;

- обязательно проведение артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений с использованием игр независимо от темы занятия;

- широкое использование наглядности, максимальное использование натуральных объектов;

- осуществление индивидуального подхода с учетом состояния сохранных, нервно-психических функций и положительных свойств личности ребёнка.

Индивидуальную коррекционную работу дефектолог осуществляет не только в специально созданных условиях своего кабинета, но и включаясь в общеобразовательные занятия (например, на лепке, аппликации, конструированию и т.д.)


 

2.3 Тематическое планирование учителя – дефектолога

месяц

неделя

тема

Сентябрь

1

2

3

4

Осень

Осеннее дерево. Рисование пальчиками

Один-много

Один-много

Октябрь

1

2

3

4

Наши любимые игрушки

Круг, квадрат, треугольник

Круг, квадрат, треугольник

Закрепление фигур

Ноябрь

1

2

3

4

Домашние животные.

Домашние животные.

Дикие животные.

Дикие животные. Аппликация

Декабрь

1

2

3

4

Зима.

Новый год.

Нарядная елочка. Аппликация.

Каникулы. Диагностика

Январь

1

2

3

4

Круг, квадрат, треугольник (повторение, закрепление)

Домашние и дикие животные

Соотнесение картинки и предмета

Один-много- мало

Февраль

1

2

3

4

Цвет красный

Цвет зеленый

Цвет желтый

Группирование по цвету. Цвет синий

Март

1

2

3

4

Посуда (обобщение)

Величина

Матрешка

Форма

Апрель

1

2

3

4

Весна. Аппликация

Одежда. Лепка

Повторение. Цвет

Повторение. Цвет

Май

1

2

3

4

Транспорт

Величина, форма

Цвет

Диагностика


 

2.4 Перспективное планирование учителя-дефектолога /Приложение № 1)


 


 

Раздел 3. Организационный раздел


 

3.1 Режим дня в группе для детей с ОВЗ

мероприятия

время

Приём и осмотр, игры, утренняя гимнастика, дежурство

7.00 – 8.00

Подготовка к завтраку, завтрак

8.00 – 8.30

Организованная образовательная деятельность: воспитатель , учитель – дефектолог

8.30 – 10.00

2 завтрак

10.00 -10.30

Индивидуальная работа с детьми (учитель - дефектолог)

10.00- 12.00

Индивидуальные лечебные процедуры

8.30 – 12.00

Обед

12.00 – 12.30

Дневной сон

12.30 – 15.30

Полдник

15.30 - 16.00

Прогулка, игры, занятия

16.15 – 17.30

Ужин

18.00 – 18.30

Игры, вечерние процедуры

18.30 – 20.00

2 ужин

20.00 – 20.30

Купание, подготовка ко сну

20.30 – 21.00

сон

21.00 – 7.00


 

3.2 Расписание ООД учителя-дефектолога

Коррекционно-педагогическая работа учителя-дефектолога в течение дня распределена в соответствии с хронометражем рабочего времени.

Хронометраж рабочего времени учителя-дефектолога

Вид деятельности

Время

1

Индивидуальная работа с детьми, педагогическое сопровождение в режимных моментах

9.00 -10.00

2

Организованная образовательная деятельность (по

подгруппам) с последующим сопровождением детей в

группу.

11.00 -12.00

3

Анализ и учет результатов коррекционной работы

12.00 -12.30

4

Работа с воспитателями (консультации)

13.40 – 14.00

5

Методическая работа

13.30 – 14.15

6

Работа с документацией

14.15 – 15.00

7

Подготовка кабинета к занятию

8.45 – 9.00


 

3.3 Программно-методическое обеспечение коррекционно-педагогического процесса


 

1. Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

2. Программа «Воспитания и обучения детей в Доме ребенка» Министерство здравоохранения, М.1987г

3. Программа «Дошкольного образования ГКУЗ «КСДР №2» от 03.09.2019

4. Программа Обучения и воспитания развития ребенка третьего года жизни, составитель Костригина Н.С., Чита 2009г

5. Екжанова Е.А. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М., «Просвещение», 2010

6. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста Ю.И.Забаровская

Перечень диагностического инструментария

1. Показатели психического развития детей раннего возраста, А.Н. Корнев, 2000г

2. Диагностика развития детей от рождения до трех лет по А.М. Казьмину
3. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста, К.Л. Печора, М-2006г

4. Психологическая диагностика детей дошкольного возраста, под ред. А.А. Катаева, Е.А. Стребелева

5. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей» М., «Просвещение», 2014

6. Диагностические материалы для оказания психокоррекционной помощи детям 1-3 лет с проблемами в развитии Н.А. Коваль, Н.Н. Иванова, М.- 2014г

Список литературы по коррекционно-развивающей работе

Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития, Н.В.Ершова, И.В. Аскерова, О.А. Чистова

Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями, под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной

Дефектология словарь-справочник

Дошкольная олигофренопедагогика, под ред. А.А. Катаева, Е.А. Стребелева

Настольная книга дефектолога, изд. №2

Математика в детском саду, В.П. Новикова

Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР, Н.Ю. Борякова, М.А. Касицына

Психическое и физическое развитие ребенка от 1-3 лет, А.С. Галанов

100 развивающих игр для детей, А.Г. Прокофьева

Психическое и физическое развитие ребенка до года, А.С. Галанов

Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста, Е.В. Полозова

Развитие речи у детей 2-3 лет, Л.Н. Смирнова

Курс лекции по основам нейрофизиологии и высшей нервной деятельности, Т.А. Высотская, О.Н. Крысюк

Комплексные занятия в первой младшей круппе, Т.М. Бондаренко

Интегрированные занятия во второй младшей группе, А.В. Аджи

Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста, О.Е. Громова

Программма работы по системе М.Монтессори «Умелые ручки» для детей 2-3 лет, Т.В. Кирюшина

Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста под ред. И.В. Петровой.

Формирование мелкой моторики рук С.Е.Большакова

Развитие и обучение детей в ДОУ Е.А Сухова

Индивидуальный подход в воспитании ребенка Я.И Ковальчук

Дидактические игры в детском саду А.К. Бондаренко

Правильно ли говорит ваш ребенок А.И Максаков

Формирование начального детского лексикона О.Е Громова

Руководство играми детей в дошкольных учреждениях М.А Васильева

Корекциоонно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта Е.А Екжанова Е.А Стребелева

Помощь детям с недостатками развития А.Р. Маллер

Игры с детьми раннего возраста М.А Аралова Т.В. Ермолова

Развитие правильной речи ребенка в семье А.И Максаков

Игры которые лечат А.С. Галанов

Конструирование З.В. Лиштван

Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста С.Л. Новоселова

Лепим из пластилина А. Деброва И. Гученко

Занятия по ознакомлению с окружающим миром О.В. Дыбина

Занятие по развитию речи В.В. Гербова

Ребенок третьего года жизни С.Н. Теплюк

Практическая энциклопедия развивающих игр О.Н Теплякова О.Л. Козлова

Учим ребенка говорить и читать С.П. Цуканова Л.Л Бетц (1-3 период)

Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления С. Шанина А.Гаврилова

Лучшие развивающие игры от 1 до 3 А. Кузнецова

Лепка с детьми раннего возраста Е.А Янушко

Развитие мелкой моторики Е.А Янушко

Конспекты в первой младшей группе Н.А Корпухина

Сенсорное развитие в раннем возрасте Е.А Янушко

Игры с прищепками творим и говорим Ю.А. Фдеева Г.А. Пичугина И.И. Жилина

Комплексное развивающее занятие с детьми раннего возраста Е.Е. Хомякова

Дети с аутизмом П.Сатмари

Развитие речи ребенка Е.Е ШевцоваЕ.В Воробьева

49. Раннее детство: познавательное развитие Л.Н Павлова Э.Г. Пилюгина Е.Б Волосова


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Литература

1. Авдеева И.С. Помоги мне сделать самому - СП.: Паритет, 2003. 2. Афанасьева И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний - С.-П.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

З. Белоусова Л.Е. Веселые встречи - С.-П.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2003.

4. Белкина В.Н. Дошкольник: обучение и развитие -Ярославль: Академия развития,2003.

5. Борисенко М.Г. Мне купили игрушку - С.-П.: Паритет, 2004.

6. Борисенко М.Г. Наши пальчики играют - СП.: Паритет, 2003.

7. Борисенко М.Г. Начинаем говорить - СП.: Паритет, 2003.

8. Ю.Борисенко М.Г. Творю, строю, мастерю - С.-П.: Паритет, 2004. 1 9. Г.Борисенко М.Г. Смотрим, видим, запоминаем - С.-П.: Паритет, 2004.004.

10. Волосовец Т.В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида - М.: Владос,2004.

11. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования 12. Галанов А.С. Психофизическое и физическое развитие ребенка от рождения до года - М.:АРКТИ, 2001.

13. ГригорьеваГ.Г. Кроха-М.: Просвещение, 2004.

14. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? - М.: Айрис Пресс, 2004.

15. Гаврина СЕ. Развиваем руки - чтоб учиться и писать и красиво рисовать -Ярославль: Академия развития, 2002.

16. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. В.И. Логинова - СПб.: Детство-пресс, 2004.

17. Катаева А.А. Дошкольная олигофренопедагогика - М.: Владос, 2001.

18. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг -СПб.:САГА,2002.

19. Лютова Е.К. Трениг общения с ребенком период раннего детства - СПб.: Речь, 2003.

20. Павлова Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие 1-3 года - М.: Творческий Центр Сфера, 2003

21. К.Л. Печора «Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста» М.-2006г

22. О.Е. Громова «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста» М.2006г.

23. Л.Н. Смирнова «Развитие речи у детей 2-3 лет» М. – 2007г

24. Дефектология словарь-справочник. М.- 2007г.

25. Н.Ю. Борякова, М.А. Касицына «Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР» М.- 2007г.

26. Л.Н. Павлова, Э.Г. Пилюгина, Е.Б. Волосова «Ранее детство: познавательное развитие». М.- 2006г


 


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Костригина Наталья Сергеевна
Комментарий был удалён пользователем 20 окт 2020 в 04:42
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.