Самоанализ деятельности за 2019–2020 год методиста, учителя-дефектолога
КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции города Риддера»
Управления образования Восточно-Казахстанской области.
Отчёт о проделанной работе
учителя-дефектолога Гречишкиной Е.А. за 2019-2020 учебный год
В период работы с 01.09.2019 по 25.05.2020 г., в соответствии с целями работы КППК: -развивать основные психические процессы и связную речь, умение контролировать свои действия и достигать результата с учетом индивидуальных возможностей детей с ООП. - содействовать полноценному и личностному развитию детей с ООП с охватом интеллектуальной, психоэмоциональной и личностной сфер каждого ребенка, используя сов-ременные информационно-коммуникативные и образовательные технологии; - разнообразить формы работы с родителями и продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей в устранении имеющихся нарушений в развитии ребенка, свою профессиона-льную деятельность реализовывала по следующим направлениям:
-диагностическое;
-коррекционное;
-консультативно-просветительское и профилактическое;
-организационно-методическое;
-создание коррекционно-развивающей среды (оснащение кабинета).
Анализ работы учителя-дефектолога по направлениям
Диагностическое направление
На основании заключения ПМПКг.Шемонаихи в сентябре 2019годана занятия в КППК с учителем-дефектологомГречишкиной Е.А. были зачислены 5 дошкольников, с января 2020года курс коррекционного обучения с учителем-дефектологом проходили 9 человек. Из них:
ЗПР, ОНР 1 уровень, задержка формирования игровой деятельности 4-5 лет– 5 человек
ЗПР, ОНР 1 ур., задержка эмоционально-коммуникативного развития – 1 человек
ЗПР, ДЦП, дети с инвалидностью, тяжел.множественными нарушениями – 3 человека
В течение учебного года проведено три этапа диагностики учащихся, зачисленных на индивидуальные занятия.
Виды диагностики |
Цель обследования |
Сроки |
Первичная диагностика, зачисленных на занятия Индивидуальная(углубленная диагностика) |
Целью является определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи. |
Сентябрь 2019 |
Этапная(индивидуальная) с целью определения эффективности коррекционной работы и корректировки коррекционных планов |
Выявление особенностей динамики развития каждого ребенка. Оценивание правильности выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребенком. Определение целей и задач коррекционно-пе-дагогической работы в следующем полугодии. |
Январь-февраль 2020г. |
Итоговая (индивидуальная) с целью анализа результативности коррекционной работы и составления рекомендаций |
Определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого обучающегося |
Май 2020 |
Используемые диагностические методики
Автор |
Название методики |
Забрамная С.Д. |
«Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей», 2015 г. |
Н.Я.Семаго, М.М. Семаго |
«Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности», 2016 г. |
Стребелева Е.А. |
«Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста», 2016 г. |
Диагностический тест RCDI-2000 |
Оценка развития ребенка по шкале RCDI-2000 @Cанкт-Петербургский институт раннего вмешательства |
В рамках работы по данному направлению проведена работа с документацией(для ознакомления):
- заключения направлений ПМПК;
- рабочие тетради, рисунки учащихся;
- выписки из протоколов командной оценки.
В результате анализа данных, полученных в ходе дефектологического обследования, у детей в разной степени проявления были выявлены недостатки в развитии мыслительных процессов, сниженной познавательной активностью, недостаточной сформированностью мотивационно-целевой основы деятельности, самоконтроля, нарушения интеллектуальной работоспособности с падением по мере утомления способности к запоминанию, концентрации внимания. У некоторых детей выявлены недостатки в развитии сенсорной сферы, нарушение пространственной ориентировки, сформированности математических представлений.
Практически у всех детей отмечался дефицит общего запаса знаний и представлений об окружающем мире, а также запаздывание формирования мышления в целом - способности к обобщению, абстрагированию, логическим построениям.
Коррекционное направление
В течение 2019 – 2020 учебного года проводилась коррекционно-развивающая работа по коррекции имеющихся недостатков развития учебно- познавательной деятельности учащихся по направлениям:
- формирование коммуникативной компетенции;
- совершенствование зрительного восприятия,памяти и внимания;
- развитие мелкой моторики, графомоторных навыков;
- формирование словесно-логического мышления;
- формирование пространственно-временных представлений;
- формирование математического анализа и синтеза.
На каждого ученика был оформлен протокол командной оценки
Используемые коррекционно-развивающие программы: -Программа индив-ных занятий с детьми с задержкой психического развития.
-Коррекционно-развивающая программа Нишевой для дошкольников с ОНР1ур.
Шевченко С.Г.«Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»
Шевченко С.Г. Капустина Г.М. «Предметы вокруг нас» Учебное пособие для индивидуальных и групповых коррекционных занятий с дошкольниками
Нищева Н.В. «Веселая артикуляционная гимнастика»
Стребелева Е. Л. «Дидактические игры и упражнения с дошкольниками»
Специально разработан дидактический̆ материал, который содержит комплекс упражнений, направленных на развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления, зрительно-моторных координаций, коррекцию недоразвития математических представлений и буквенного анализа, синтеза у детей с ОВР. Занятия построены по принципу перехода от простых, доступных заданий, к более сложным.
В течение учебного года проводилась коррекция имеющихся недостатков развития учебно–познавательной деятельности учащихся в форме индивидуальных занятий. Занятия для дошкольников проводились по 35 минут согласно учебного плана и утвержденного в КППК расписания.
В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности была определена содержательная направленность коррекционной работы с позиций индивидуально-дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Коррекционно-педагогическое воздействие, реализующееся в форме индивидуальной образовательной деятельности, было направлено на восполнение пробелов предшествующего этапа развития, и ориентировано на зону ближайшего развития ребёнка (в соответствии с программным содержанием).
Усвоение программного материала детьми происходило в соответствии с индивидуальными возможностями и темпом психического развития, в связи с чем осуществлялся более тщательный отбор содержания образования, использовались адекватные методы и приёмы обучения.
При проведении коррекционно-развивающих занятий использовались разнообразные упражнения и задания, которые помогают развить произвольное внимание, зрительное восприятие и логическое мышление, а так же выработать графические навыки, стать наблюдательнее.
В результате коррекционно-развивающего обучения на конец 2019-2020 учебного года имеются следующие результаты:
Таблица эффективности группы в баллах за 2019 – 2020учебный год*
Уровень развития детей |
Общий бал группы / 9 человек |
||
Начало уч-го года |
Середина уч-го года |
Конец уч-го года |
|
РАЗВИТИЕ игровой деятельности |
7 |
15 |
20 |
РАЗВИТИЕ речевых навыков |
7 |
11 |
18 |
РАЗВИТИЕ элементарныхматемпр-ний |
6 |
14 |
20 |
РАЗВИТИЕ ВПС (внимания, памяти, мышления, восприятия) |
6 |
13 |
19 |
*Примечание: в таблице и на графике приведена динамика данные уровня развития группы дошкольников в баллах. Детис диагнозом ЗПР,ОНР 1 уровень, и др. сопутствующими заболеваниями, которыепроходили цикл коррекционного обучения в 2019-2020г.с дефектологом Гречишкиной Е.А.
На занятиях широко использовался наглядный материал, игры, различные упражнения для того, чтобы повысить интерес детей к учебной деятельности. В своей работе использовала такие принципы, как принцип научности, системности, доступности, принцип наглядности и, конечно же, индивидуализации обучения.
Исходя из результатов диагностики в конце года можно сделать вывод о том, что индивидуальные занятия приносят свои результаты в учебно-воспитательном процессе. Но ребята нуждаются в индивидуальной работе с учителем-дефектологом, учителем-логопедом и психологом.
В следующем году при работе необходимо:
1) оказывать все виды помощи;
2) частая смена видов деятельности;
3) развивать все виды познавательной деятельности (память, мышление, речь, восприятие, общую и мелкую моторику);
4) развивать эмоционально-волевую сферу;
5) создавать ситуацию успеха на занятиях.
Несмотря на достигнутые результаты и проделанную работу, многиезадачи не выполнены до конца и следует продолжать работу по их реализации. Коррекционные занятия – дополнительный шанс, который предоставляется детям для того, чтобы наладить взаимодействие с окружающим миром.
Организационно-методическое направление
Оформление документации
В интересах организации планомерной и целенаправленной коррекционно-развивающей деятельности в начале учебного года была оформлена следующая документация:
- протоколы командной оценки (дефектологическое обследование учащихся);
-индивидуальные коррекционно-развивающие программы, включающие учёт динамики развития ребёнка с особыми образовательными потребностями
-табель учёта коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога;
-журнал консультаций учителя-дефектолога;
-список детей, зачисленных на занятия;
-расписание индивидуальных занятий;
-перспективный план работы учителя-дефектолога.
Участие в работе конференций, семинаров:
Уровень и название организатора |
Тема международной конференции |
Дата |
Международная онлайн-конференцияорганизована обр. порталом «МегаТалант» |
«Инклюзивное образование. Опыт, практика, сложности и перспективы» |
9.11.2020 |
Очная Международная научно- практическая конференция центр «Зияткер» кафедра психологии и коррекционной педагогики |
«Трансформация профессионального сознания педагога инклюзивного образования» (Аманжоловкие чтения) |
26.11.2019 |
Международная онлайн-конференция ЦРТ «МегаТалант» |
«Цифровые инструменты в работе» (св-во на 11 академических часов) |
7.12.2019 г. 8.12.2019 |
Практическая онлайн-конференция в рамках проекта:Учителя на карантине |
«Педагог-эксперт: саморазвитие, опыт, инновации» |
26.05.2020 |
После выступления на секции опубликована статья в сборке Международной научно-практической конференции.
Принимаю участие в проведении совещаний, методических и педагогических советов:
В соответствии с планом работы КППК продолжена совместная работа с различными организациями и службами города. Продолжена работа с детским отделением социально-педагогической помощи на дому детям с ограниченными возможностями при ГУ «Отдел занятости, социальных программ и регистрации актов гражданского состояния города Риддера». Совместно проведены творческие конкурсы для детей и взаимообмен информацией о новинках психолого-педагогической литературы. Согласно годового плана совместной работы с социальными педагогами города проведен мастер-класс. Совестно с ГОРО ведется сбор информации по школьникам охваченным инклюзивным образованием и детям дошкольникам с ООП.
Принимаю участие в вебинарах проводимых специалистами образовательного портала МегаТалант, онлайн школы талантливого учителя и Московского логопедического портала «МЕРСИБО», с получением сертификатов.
Наименование мероприятия |
Тема и краткое содержание вопросов |
Дата |
Вебинар от портала Мерсибо 3 часа |
«Речевое обследование детей с помощью интерактивной речевой карты» |
19.07.2019 |
Вебинар от портала Мерсибо 3 часа |
«Использование интерактивных игр в закреплении навыков чтения у дошк-ов» |
09.10.2019 |
Вебинар от портала Мерсибо 3 часа |
«Использование новых дидактических пособий и интерактивных игр в работе над речью у детей с ОВЗ» |
11.12.2019 |
Вебинар от портала Мега-талант 3 часа |
«Сервис ZOOM для организации и проведения дистанционных занятий» |
01.04.2020 |
Вебинар от портала Мерсибо 3 часа |
«Проведение дистанционных развивающих занятий с детьми с помощью интерактивных технологий» |
08.04.2020 |
Онлайн Вебинар от логопедического портала Мерсибо 3ч. |
«Конструктор учебных программ для воспитателей и специалистов работающих с детьми раннего возраста» |
21.04.2020 |
Онлайн Вебинар от логопедического портала Мерсибо 3 часа |
«Введение в прикладной анализ поведения: его вклад в практику работы с детьми ОВЗ. Перспективы для дефек-тологов, кор-нных педагогов,психологов» |
28.04.2020 |
Онлайн Вебинар от портала Мерсибо 3ч. |
«Эффективная организация игрового процесса в работе над звукопроизношением детей с ОВЗ» |
06.05.2020 |
Вебинар от портала Мега-талант 3 часа |
«Подготовка к онлайн-уроку. Создаем ди-дактические материалы быстро и легко» |
26.05.2020 |
Наличие публикаций в Интернет СМИ за 2019-2020 г.: Имею публикации на сайтах учителей: www.multiurok.ru,www.infourok.ru,www.uchitelya.kz
№ |
дата |
Название публикации |
Сайт / № св-ва |
1 |
01.12.2019 |
Инновационная технология КОУЧИНГ в условиях КППК и инклюзивной школы. |
www.uchitelya.kz № 008580 |
2 |
09.12.2019 |
Альтернативные системы коммуникации, как средство формирования навыков общения у детей с ООП в условиях КППК |
www.infourok.ru №ОВ65567068 |
3 |
15.05.2020 |
Задания для детей с ЗПР ОНр1 уровень на тему: Насекомые в условиях КППК |
www.uchitelya.kz № 014159 |
4 |
20.05.2020 |
Оказание консультативной помощи в рамках гос.услуг от дефектолога на лето |
www.multiurok.ru №MUF1468205 |
5 |
27.05.2020 |
Занятие в КППК с детьми с ОНР - Лексическая тема-ПОСУДА |
www.multiurok.ru №MUF1468205 |
Участие в творческих конкурсахдля детей с ООП
Вфеврале 2020г. 5 воспитанников дефектолога участвовали в городском творческом кон-курсе «Таланты без границ», трое из них награждены подарками и дипломами в номинации декоративно-прикладное искусство.
Творческое развитие особенных детей не менее важно, чем коррекция и реабилитация. Через творчество дети могут не только развить свои таланты, повысить уверенность в собственных силах, но и получить помощь в преодолении барьеров и недугов.
Консультативно-просветительское направление
Консультативная деятельность велась в течение всего учебного года с педагогами и родителями. В течение учебного года принимала участие в родительских собраниях.
За период 2019-2020 учебного года было проконсультировано более 15 родителей дошкольников на темы: преодоление трудностей в обучении, особенностей формирования познавательной сферы при ЗПР, выбора дальнейшего образовательного маршрута, особенностей выполнения дома-шнего задания, на тему «Ребёнок с особыми потребностямив семье» и др.
На протяжении всего 2019-2020 учебного года проводились консультации для родителей, педагогов и социальных работников.
За период с октября по май проведено ___ консультаций, оказана консультативно-методическая помощь родителям:
- проведены беседы с родителями в диагностический период;
- консультирование по результатам диагностики;
- консультирование по запросу родителей;
- даны задания рекомендательного характера по развитию мелкой мотори-ки, пространственно-временных представлений, познавательной деятельности.
Обобщение и распространение опыта:
Содержание работы. |
Вид деятельности. |
Сроки. |
1. Мастер-класс практикум по вопросам игротерапии для социальных педагогов отдела занятости и социальных программ г.Риддера. 2. Подготовка буклетов и раздаточных материалов, презентации. Оформление выставки пособий и книг. |
1.Обмен опытом работы и по вопросам игротерапии в домашних условиях. 2. Консультирование о развитии детей с инвалидностью и оказании помощи родителям в подборе игр. 3.Организация информационной компании по формированию толеран-тного отношения к детям с ООП. 4. Создание 20 игр и пособий своими руками, которые родители берут «напрокат» для решения развиваю-щих и образовательных задач дому. |
Февраль 2020г. |
Выдержки из книги отзывов и благодарностей КГУ «КППК г.Риддера»УО ВКО
Таким образом, годовой план организационно-методической, коррекционно-развивающей работы и все поставленные задачи на учебный год выполнены.
Проанализировав проводимую коррекционную работу в течение учебного года и проследив положительную динамику детей, можно говорить о том, что поставленные цели на учебный год были достигнуты.
Задачи учителя-дефектолога на новый 2020-2021 учебный год:
Обобщить и представить результаты работы над проблемной темой «Взаимодействие учителя дефектолога с родителями по использованию игротерапии с целью коррекции детей дошкольного возраста работы».
Определить проблемную тему на новый учетный год, прописать задачи и пути её реализации на следующий период.
Продолжить работу над самообразованием (посещение курсов повышения квалификации, психологических семинаров и тренингов).
Проводить просвещение семей воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями через мастер-классы, тренинги, родительские собрания, информацию размещенную на стендах.
Проводить консультированиеродителей по вопросам коррекционного обучения детей с особыми образовательными потребностями.
______________ Гречишкина Елена Александровна
26 мая 2020 года
Кияйкина Наталья Федоровна