Рабочая программа учителя-логопеда.

0
0
Материал опубликован 3 October




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Иркутска СОШ №45





СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания кафедры

от _____________________



. ______________


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

от ________________________



_____________________


СОГЛАСОВАНО


Решением педагогического совета

От __________________________



________________










Рабочая программа учителя-логопеда.

Коррекция речевых нарушений

и профилактика дисграфии

у учащихся 1-х классов.





















2023-2024

уч.г.

Пояснительная записка.


Направленность и уровень освоения программы. Программа коррекционно - развивающей направленности. Уровень освоения программы – базовый.


Актуальность программы

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, которое предполагает определенную степень сформированности таких сторон речи, как лексико-грамматическая и фонетико- фонематическая, а также навыков свободного и адекватного пользования этими средствами для успешного освоения общеобразовательной программы.

Контингент общеобразовательных школ претерпел за последние годы значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с различными нарушениями в речевом развитии, что препятствует полноценному усвоению базовой общеобразовательной программы. Чаще всего при обследовании речи учащихся учителями-логопедами формулируется такое логопедической заключение, как нарушение формирования процесса письма, переходящее во втором полугодии 2 класса в «смешанную» дисграфию. Для таких детей необходимы коррекционно-развивающие занятия для уменьшения или устранения логопатических ошибок на письме и создания базы для овладения системными знаниями по курсу русского языка.

Методическое обоснование

Организация коррекционно – логопедической работы в школе осуществляется на основе Инструктивного письма Министерства образования РФ №2 от 14.12.2000г. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

Коррекционно развивающие логопедические занятия проводятся с обучающимися 2 классов, имеющих различные речевые нарушения:

«Общее недоразвитие речи» (ОНР);

«Фонетико фонематическое недоразвитие речи» (ФФНР);

«Фонематическое недоразвитие речи» (ФНР);

«Нарушения письма и чтения», обусловленные перечисленными выше нарушениями речи;

Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико- грамматическом развитии (ОНР, ФФНР, ФНР) является серьѐзным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы и требует обязательной логопедической помощи коррекционно-развивающих логопедических занятий.


Нормативно-правовое обеспечение:

Программа разработана на основе:

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

Инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.01.98 г. № 20-58-07 ин.20-4 «Об учителях - логопедах и педагогах – психологах учреждений образования»;

Инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации 14.12.2000 г. 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

Адресат программы:

Занятия проводятся с учащимися 1 -ых классов. Дети зачисляются на групповые занятия по результатам индивидуального консультирования учителем- логопедом .

По данной рабочей программе проводятся занятия в группе ( до 6- ти чел.). У этих детей наблюдается ФФНР и ЛГНР, нарушение формирования процессов чтения и письма, что проявляется в нарушении звукопроизношения, несформированности фонематического восприятия, анализа и синтеза, недоразвитии лексико-грамматического строя речи. Учащиеся допускают в письме и чтении следующие ошибки: пропуски, перестановки, вставки и смешения букв, слогов, слитное написание слов. Также у учащихся отмечаются неустойчивость внимания, трудности запоминания, недостаточная сформированность самоконтроля и саморегуляции.

Цели и задачи. .Цель:

Оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи и испытывающим трудности в обучении и общении.

Задачи:

Профилактика речевых нарушений;

Логопедическая диагностика;

Коррекция речевых дефектов;

Повышение орфографической грамотности;

Формирование нравственных установок ребѐнка;

Формирование рекомендаций и логопедическое консультирование по вопросам Обучения и коррекции нарушений речи;

Информационно-просветительская работа с родителями по вопросам Взаимодействия с детьми, воспитания и речевого развития.

Группы задач:

обучающие

Развивать артикуляционную моторику;

Формировать правильное звукопроизношение;

Развивать грамматическую сторону речи;

Расширять и совершенствовать словарь;

Развивать связную речь;

Помочь в коррекции разных форм дисграфии;

Способствовать освоению программного материала по русскому языку.

развивающие

Развивать невербальные психические функции;

Развивать эмоционально волевую сферу;

Формировать элементарные учебные навыки (уметь внимательно слушать учителя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки).

воспитательные

Воспитывать интерес и любовь к родному языку;

Воспитывать ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, а так же к здоровому образу жизни;

Воспитывать толерантное отношение к другим детям.


Условия реализации.

Условия набора в группы: учащиеся зачисляются в группы после логопедического обследования;

Условия формирования групп: основным условием для формирования групп является схожесть дефекта, а так же возраст учащихся, т.к. календарно-тематическое планирование составляется согласно программам по русскому языку. По результатам итогового тестирования учащимся может быть рекомендовано обучение на второй год.

Количество детей в группах: списочный состав группы формируется ежегодно в соответствии с технологическим регламентом, с учѐтом санитарных норм и прописывается в рабочей программе;

Особенности организации образовательного процесса: коррекционно развивающие логопедические занятия проводятся в течение учебного года (с 15 сентября по 15 мая) не менее 2 раз в неделю в соответствии с тематическим планированием, на основании которого составляется календарно-тематическое планирование. Первые две недели учебного года ( с 1-го по 15-е сентября) отводятся для полного комплектования групп и подгрупп, которые будут заниматься на логопедическом пункте в новом учебном году. Учитель-логопед в это время проводит обследование устной и письменной речи обучающихся. Занятия с обучающимися проводятся во внеурочное время. Расписание логопедических занятий составляется учителем-логопедом с учетом режима работы общеобразовательного учреждения. С 15-го по 30-е мая проводится повторная диагностика для определения результативности работы и составления годовых отчетов.

формы проведения занятий

Коррекционно логопедические занятия проводятся в группе. Продолжительность группового логопедического занятия для учащихся 1- х классов составляет 30 минут. Программа рассчитана на 56 часов.

формы организации деятельности учащихся на занятии

Основной формой организации логопедической работы являются фронтальные (групповые) занятия. В группы подбираются дети с однородной структурой речевого дефекта. На этих занятиях все учащиеся выполняют одну и ту же работу.

материально-техническое оснащение

Кабинет учителя-логопеда представляет собой специально оборудованное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей работы с детьми и консультативной работы с родителями.

В логопедическом кабинете должно находиться следующее оборудование:

1. Парты по количеству занимающихся учеников. Подставки для карандашей и ручек. В эти же подставки учитель-логопед перед занятием кладет раздаточный материал.

2. Классная доска, расположенная на высоте, соответствующей росту учеников начальной школы.

3. Шкафы или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы.

4. Компьютер, проектор, экран

5. Стандартная таблица прописных и стандартных букв, прикрепленная над доской.

6. Наглядный материал, используемый при обследовании устной и письменной речи учащихся, размещенный в отдельном ящике или конвертах.

7.Учебно-методическае пособия:

-Программно- методическая литература:

- по формированию словаря,

- по развитию фонематического слуха,

- по развитию грамматического строя речи,

- по коррекции звукопроизношения,

- по звуко- слоговому анализу и синтезу,

- по развитию связной монологической речи


Планируемые результаты

Уменьшение (до полного исчезновения) количества специфических (логопатических) ошибок в письменных работах учащихся.


Содержание учебного курса для 1-х классов.


Содержание работы по данной программе тесно связано с программой по русскому языку и чтению и условно делится на несколько этапов. Учитель-логопед вправе менять этапы коррекционного обучения, исключать или добавлять количество часов для повторения, если это необходимо для данной группы учащихся.

этап. Диагностический

На этом этапе учитель-логопед проводит обследование письменной речи учащихся.

Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.

этап. Звуковой состав слов

Развитие слогоритмической структуры слова, слогового анализа и синтеза, звукобуквенного анализа и синтеза.

этап. Дифференциация твѐрдых и мягких согласных

Образование гласных II ряда; гласных первого и второго ряда; обозначение мягкости согласных буквами я, е, ѐ, ю; дифференциация твѐрдых и мягких согласных.

этап. Дифференциация звуков и букв

Звук и буква о; звук и буква а; дифференциация о а; звук и буква у; дифференциация о у; звук и буква и; дифференциация и у; буквы ѐ, ю.

этап. Дифференциация согласных звуков, сходных по акустическим и артикуляционным признакам, и букв, сходных по графическим и оптическим признакам. На этом этапе предусмотрено выполнение следующих видов работ:

развитие умения дифференцировать согласные звуки и буквы в устной и письменной речи;

дифференциация звонких и глухих согласных;

дифференциация твѐрдых и мягких согласных;

дифференциация согласных звуков, сходных по акустическим признакам;

дифференциация согласных звуков, сходных по артикуляционным признакам;

дифференциация согласных звуков, сходных по графическим и оптическим признакам





Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Кол-во часов


Примечания.

1

Речевые и неречевые звуки.

1


2

Гласные звуки и буквы.

1


3

Гласные звуки и буквы. Слоговой состав слов.

4


4

Дифференциация а-о

2

Проводится работа по дифференциации смешиваемых часто звуков и букв акустически и графически.

5

Дифференциация И-У

2

6


Дифференциация И-Ы

2

7

Дифференциация А-О-У-И

2

8

Согласные звуки. Звук П,П*. Буква П

2


10

Звук М,М*. Буква М

2


11

Звук В,В*. Буква В

2


12

13

Задания и упражнения по теме.

1


14

Родственные слова.

2


16

Задания и упражнения по теме.

1


18

Звук и буква Э

2


19

Звук и буква Ы- И

2


20

Гласные второго ряда. Образование гласных второго ряда.

1


21

Буква Я. Фонетический анализ слов. Буквы А-Я.

2


22


23

Буква ю. Фонетический анализ буквы ю. Дифференцифция У-Ю


2


24

Буква Ё. Фонетический анализ буквы Ё. дифференциация о-Ё

2


25

Согласные. Дифференциация твердых и мягких согласных

2


26

27

Обозначение мягкости согласных буквами я, е, ѐ, ю, и

3


28

29

Звук и буква п

Звук и буква б

Дифференциация п-б

3


30

31

32

Парные согласные в конце слова.

2


33

Звук и буква ф

1


34

Звук и буква в

1


35

Парные согласные в конце слова.

Дифференциация ф-в

2


36

Звук и буква к

1


37

Звук и буква г

1


38

Дифференциация к-г

2


39

Парные согласные в конце слова.

2


40.

Итоговая работа.

1




Методическое обеспечение

Методическое обеспечение предполагает наличие в логопедическом кабинете карточек для индивидуальной и фронтальной работы по темам данной Рабочей программы, раздаточного материала, наборы цветных шариковых ручек для каждого обучающегося, картинный материал, сборники текстов и предложений для диктовок, дидактические игры по темам Рабочей программы.

Литература:


Азова О.И. Обследование младших школьников с дизорфографией: учеб.-метод. пособие. М.: РУДН, 2007. 51 с.

Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1996.

ЕлецкаяО.В. Метод отключения денотата в логопедической работе по преодолению дизорфографии у школьников // Научная перспектива. 2011.

Елецкая О.В. Методика диагностики дизорфографии у школьников. М., 2014.

// Вестник тамбовского университета. сер.: Гуманитарные науки. 2007.

Елецкая О.В., Логинова Е.А. теоретические аспекты изучения формирования орфографических навыков у школьников // Коррекционная педагогика: концепция и методы: сб. научно-методических трудов. сПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. с. 55–60.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991.

Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М., 1990.

Корнев А.Н. На рушения чтения и письма у детей. сПб., 2003.

Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. сПб.: ИД «М и М», 1997. 286 с.

Крупенчук О.И. Игры со звуками и буквами для дошкольников. сПб.: Изд. дом ЛИтЕРА, 2009.

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 1998.

Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушения чтения и письма у младших школьников. сПб, 1997.

Лалаева Р.И., Прищепова И.В. Выявление дизорфографии у младших школьников. сПб., 1999.

Логопедия / под ред. Л.с. Волковой. М.: Просвещение, 1995.

Мазанова Е.В. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. М., 2004.

Мазанова Е.В. Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. М.: Аквариум, 2004.

Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. М., 2010.

Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом No 1. М.: Изд-во ГНОМ, 2012.

Парамонова Л.Г. Как научить ребенка правописанию. сПб., 1997.

Парамонова Л.Г. Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. Профилактика дизорфографии. сПб.: Детство–Пресс, 2008. 224 с.

Парамонова Л.Г. Правописание шаг за шагом. сПб.: Дельта, 1998.

Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи. сПб.: Дельта, 1999.

Парамонова Л.Г. Чтение и письмо. сПБ., 1998.

УзороваО.В.Диктанты повышенной сложности.3–4-еклассы.М.,2001.

Узорова О.В., Нефедова Е.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. М., 1997.

Узорова О.В., Нефедова Е.А. Подготовка к контрольным диктантам по русскому языку. М., 2002.

Узорова О.В., Нефѐдова Е.А. Правила и упражнения по русскому языку для начальной и средней школы. М., 1996.


Аудиовизуальные средства:

Альбомы по орфоэпии; по дифференциации звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих, сонорных согласных;

Схемы, таблицы, мнемотаблицы, речевой материал (методическая копилка); 3.Мультимедийное сопровождение по РСВ и ФП, разработанное в программе

PowerPoint, интерактивные игры.


Сетевые источники:

Дефектология для вас. Практические и теоретические материалы (http://defectus.ru/);

Педагогическая библиотека (http://www.pedlib.ru/);

Педсовет:образование,учитель,школа (http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1357/);

Педсовет.су - образовательный сайт, интернет-сообщество (http://pedsovet.su/load/343);

Раздел "Материалы для коррекционных школ и классов" (http://pedsovet.su/load/340);

Социальная сеть работников образования (http://nsportal.ru/);

Электронная библиотека (http://www.koob.ru);

Электронная библиотека детской литературы (http://www.kidsbook.ru/);

Электронный портал логопедов и дефектологов (http://www.logoped.ru/index.htm).




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.