Рабочая программа учителя-логопеда.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Иркутска СОШ №45
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания кафедры от _____________________ . ______________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР от ________________________ _____________________ | СОГЛАСОВАНО Решением педагогического совета От __________________________ ________________ |
Рабочая программа учителя-логопеда.
Коррекция речевых нарушений
и профилактика дисграфии
у учащихся 1-х классов.
2023-2024
уч.г.
Пояснительная записка.
Направленность и уровень освоения программы. Программа коррекционно - развивающей направленности. Уровень освоения программы – базовый.
Актуальность программы
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, которое предполагает определенную степень сформированности таких сторон речи, как лексико-грамматическая и фонетико- фонематическая, а также навыков свободного и адекватного пользования этими средствами для успешного освоения общеобразовательной программы.
Контингент общеобразовательных школ претерпел за последние годы значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с различными нарушениями в речевом развитии, что препятствует полноценному усвоению базовой общеобразовательной программы. Чаще всего при обследовании речи учащихся учителями-логопедами формулируется такое логопедической заключение, как нарушение формирования процесса письма, переходящее во втором полугодии 2 класса в «смешанную» дисграфию. Для таких детей необходимы коррекционно-развивающие занятия для уменьшения или устранения логопатических ошибок на письме и создания базы для овладения системными знаниями по курсу русского языка.
Методическое обоснование
Организация коррекционно – логопедической работы в школе осуществляется на основе Инструктивного письма Министерства образования РФ №2 от 14.12.2000г. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
Коррекционно – развивающие логопедические занятия проводятся с обучающимися 2 классов, имеющих различные речевые нарушения:
«Общее недоразвитие речи» (ОНР);
«Фонетико – фонематическое недоразвитие речи» (ФФНР);
«Фонематическое недоразвитие речи» (ФНР);
«Нарушения письма и чтения», обусловленные перечисленными выше нарушениями речи;
Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико- грамматическом развитии (ОНР, ФФНР, ФНР) является серьѐзным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы и требует обязательной логопедической помощи – коррекционно-развивающих логопедических занятий.
Нормативно-правовое обеспечение:
Программа разработана на основе:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
Инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.01.98 г. № 20-58-07 ин.20-4 «Об учителях - логопедах и педагогах – психологах учреждений образования»;
Инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
Адресат программы:
Занятия проводятся с учащимися 1 -ых классов. Дети зачисляются на групповые занятия по результатам индивидуального консультирования учителем- логопедом .
По данной рабочей программе проводятся занятия в группе ( до 6- ти чел.). У этих детей наблюдается ФФНР и ЛГНР, нарушение формирования процессов чтения и письма, что проявляется в нарушении звукопроизношения, несформированности фонематического восприятия, анализа и синтеза, недоразвитии лексико-грамматического строя речи. Учащиеся допускают в письме и чтении следующие ошибки: пропуски, перестановки, вставки и смешения букв, слогов, слитное написание слов. Также у учащихся отмечаются неустойчивость внимания, трудности запоминания, недостаточная сформированность самоконтроля и саморегуляции.
Цели и задачи. .Цель:
Оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи и испытывающим трудности в обучении и общении.
Задачи:
Профилактика речевых нарушений;
Логопедическая диагностика;
Коррекция речевых дефектов;
Повышение орфографической грамотности;
Формирование нравственных установок ребѐнка;
Формирование рекомендаций и логопедическое консультирование по вопросам Обучения и коррекции нарушений речи;
Информационно-просветительская работа с родителями по вопросам Взаимодействия с детьми, воспитания и речевого развития.
Группы задач:
обучающие
Развивать артикуляционную моторику;
Формировать правильное звукопроизношение;
Развивать грамматическую сторону речи;
Расширять и совершенствовать словарь;
Развивать связную речь;
Помочь в коррекции разных форм дисграфии;
Способствовать освоению программного материала по русскому языку.
развивающие
Развивать невербальные психические функции;
Развивать эмоционально – волевую сферу;
Формировать элементарные учебные навыки (уметь внимательно слушать учителя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки).
воспитательные
Воспитывать интерес и любовь к родному языку;
Воспитывать ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, а так же к здоровому образу жизни;
Воспитывать толерантное отношение к другим детям.
Условия реализации.
Условия набора в группы: учащиеся зачисляются в группы после логопедического обследования;
Условия формирования групп: основным условием для формирования групп является схожесть дефекта, а так же возраст учащихся, т.к. календарно-тематическое планирование составляется согласно программам по русскому языку. По результатам итогового тестирования учащимся может быть рекомендовано обучение на второй год.
Количество детей в группах: списочный состав группы формируется ежегодно в соответствии с технологическим регламентом, с учѐтом санитарных норм и прописывается в рабочей программе;
Особенности организации образовательного процесса: коррекционно – развивающие логопедические занятия проводятся в течение учебного года (с 15 сентября по 15 мая) не менее 2 раз в неделю в соответствии с тематическим планированием, на основании которого составляется календарно-тематическое планирование. Первые две недели учебного года ( с 1-го по 15-е сентября) отводятся для полного комплектования групп и подгрупп, которые будут заниматься на логопедическом пункте в новом учебном году. Учитель-логопед в это время проводит обследование устной и письменной речи обучающихся. Занятия с обучающимися проводятся во внеурочное время. Расписание логопедических занятий составляется учителем-логопедом с учетом режима работы общеобразовательного учреждения. С 15-го по 30-е мая проводится повторная диагностика для определения результативности работы и составления годовых отчетов.
формы проведения занятий
Коррекционно – логопедические занятия проводятся в группе. Продолжительность группового логопедического занятия для учащихся 1- х классов составляет 30 минут. Программа рассчитана на 56 часов.
формы организации деятельности учащихся на занятии
Основной формой организации логопедической работы являются фронтальные (групповые) занятия. В группы подбираются дети с однородной структурой речевого дефекта. На этих занятиях все учащиеся выполняют одну и ту же работу.
материально-техническое оснащение
Кабинет учителя-логопеда представляет собой специально оборудованное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей работы с детьми и консультативной работы с родителями.
В логопедическом кабинете должно находиться следующее оборудование:
1. Парты по количеству занимающихся учеников. Подставки для карандашей и ручек. В эти же подставки учитель-логопед перед занятием кладет раздаточный материал.
2. Классная доска, расположенная на высоте, соответствующей росту учеников начальной школы.
3. Шкафы или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы.
4. Компьютер, проектор, экран
5. Стандартная таблица прописных и стандартных букв, прикрепленная над доской.
6. Наглядный материал, используемый при обследовании устной и письменной речи учащихся, размещенный в отдельном ящике или конвертах.
7.Учебно-методическае пособия:
-Программно- методическая литература:
- по формированию словаря,
- по развитию фонематического слуха,
- по развитию грамматического строя речи,
- по коррекции звукопроизношения,
- по звуко- слоговому анализу и синтезу,
- по развитию связной монологической речи
Планируемые результаты
Уменьшение (до полного исчезновения) количества специфических (логопатических) ошибок в письменных работах учащихся.
Содержание учебного курса для 1-х классов.
Содержание работы по данной программе тесно связано с программой по русскому языку и чтению и условно делится на несколько этапов. Учитель-логопед вправе менять этапы коррекционного обучения, исключать или добавлять количество часов для повторения, если это необходимо для данной группы учащихся.
этап. Диагностический
На этом этапе учитель-логопед проводит обследование письменной речи учащихся.
Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.
этап. Звуковой состав слов
Развитие слогоритмической структуры слова, слогового анализа и синтеза, звукобуквенного анализа и синтеза.
этап. Дифференциация твѐрдых и мягких согласных
Образование гласных II ряда; гласных первого и второго ряда; обозначение мягкости согласных буквами я, е, ѐ, ю; дифференциация твѐрдых и мягких согласных.
этап. Дифференциация звуков и букв
Звук и буква о; звук и буква а; дифференциация о – а; звук и буква у; дифференциация о – у; звук и буква и; дифференциация и – у; буквы ѐ, ю.
этап. Дифференциация согласных звуков, сходных по акустическим и артикуляционным признакам, и букв, сходных по графическим и оптическим признакам. На этом этапе предусмотрено выполнение следующих видов работ:
развитие умения дифференцировать согласные звуки и буквы в устной и письменной речи;
дифференциация звонких и глухих согласных;
дифференциация твѐрдых и мягких согласных;
дифференциация согласных звуков, сходных по акустическим признакам;
дифференциация согласных звуков, сходных по артикуляционным признакам;
дифференциация согласных звуков, сходных по графическим и оптическим признакам
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Примечания. |
1 | Речевые и неречевые звуки. | 1 | |
2 | Гласные звуки и буквы. | 1 | |
3 | Гласные звуки и буквы. Слоговой состав слов. | 4 | |
4 | Дифференциация а-о | 2 | Проводится работа по дифференциации смешиваемых часто звуков и букв акустически и графически. |
5 | Дифференциация И-У | 2 | |
6 | Дифференциация И-Ы | 2 | |
7 | Дифференциация А-О-У-И | 2 | |
8 | Согласные звуки. Звук П,П*. Буква П | 2 | |
10 | Звук М,М*. Буква М | 2 | |
11 | Звук В,В*. Буква В | 2 | |
12 | |||
13 | Задания и упражнения по теме. | 1 | |
14 | Родственные слова. | 2 | |
16 | Задания и упражнения по теме. | 1 | |
18 | Звук и буква Э | 2 | |
19 | Звук и буква Ы- И | 2 | |
20 | Гласные второго ряда. Образование гласных второго ряда. | 1 | |
21 | Буква Я. Фонетический анализ слов. Буквы А-Я. | 2 | |
22 | | ||
23 | Буква ю. Фонетический анализ буквы ю. Дифференцифция У-Ю | 2 | |
24 | Буква Ё. Фонетический анализ буквы Ё. дифференциация о-Ё | 2 | |
25 | Согласные. Дифференциация твердых и мягких согласных | 2 | |
26 | |||
27 | Обозначение мягкости согласных буквами я, е, ѐ, ю, и | 3 | |
28 | |||
29 | Звук и буква п Звук и буква б Дифференциация п-б | 3 | |
30 | |||
31 | |||
32 | Парные согласные в конце слова. | 2 | |
33 | Звук и буква ф | 1 | |
34 | Звук и буква в | 1 | |
35 | Парные согласные в конце слова. Дифференциация ф-в | 2 | |
36 | Звук и буква к | 1 | |
37 | Звук и буква г | 1 | |
38 | Дифференциация к-г | 2 | |
39 | Парные согласные в конце слова. | 2 | |
40. | Итоговая работа. | 1 | |
Методическое обеспечение предполагает наличие в логопедическом кабинете карточек для индивидуальной и фронтальной работы по темам данной Рабочей программы, раздаточного материала, наборы цветных шариковых ручек для каждого обучающегося, картинный материал, сборники текстов и предложений для диктовок, дидактические игры по темам Рабочей программы.
Литература:Азова О.И. Обследование младших школьников с дизорфографией: учеб.-метод. пособие. М.: РУДН, 2007. 51 с.
Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1996.
ЕлецкаяО.В. Метод отключения денотата в логопедической работе по преодолению дизорфографии у школьников // Научная перспектива. 2011.
Елецкая О.В. Методика диагностики дизорфографии у школьников. М., 2014.
// Вестник тамбовского университета. сер.: Гуманитарные науки. 2007.
Елецкая О.В., Логинова Е.А. теоретические аспекты изучения формирования орфографических навыков у школьников // Коррекционная педагогика: концепция и методы: сб. научно-методических трудов. сПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. с. 55–60.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991.
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М., 1990.
Корнев А.Н. На рушения чтения и письма у детей. сПб., 2003.
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. сПб.: ИД «М и М», 1997. 286 с.
Крупенчук О.И. Игры со звуками и буквами для дошкольников. сПб.: Изд. дом ЛИтЕРА, 2009.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 1998.
Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушения чтения и письма у младших школьников. сПб, 1997.
Лалаева Р.И., Прищепова И.В. Выявление дизорфографии у младших школьников. сПб., 1999.
Логопедия / под ред. Л.с. Волковой. М.: Просвещение, 1995.
Мазанова Е.В. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. М., 2004.
Мазанова Е.В. Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. М.: Аквариум, 2004.
Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. М., 2010.
Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом No 1. М.: Изд-во ГНОМ, 2012.
Парамонова Л.Г. Как научить ребенка правописанию. сПб., 1997.
Парамонова Л.Г. Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. Профилактика дизорфографии. сПб.: Детство–Пресс, 2008. 224 с.
Парамонова Л.Г. Правописание шаг за шагом. сПб.: Дельта, 1998.
Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи. сПб.: Дельта, 1999.
Парамонова Л.Г. Чтение и письмо. сПБ., 1998.
УзороваО.В.Диктанты повышенной сложности.3–4-еклассы.М.,2001.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. М., 1997.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Подготовка к контрольным диктантам по русскому языку. М., 2002.
Узорова О.В., Нефѐдова Е.А. Правила и упражнения по русскому языку для начальной и средней школы. М., 1996.
Альбомы по орфоэпии; по дифференциации звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих, сонорных согласных;
Схемы, таблицы, мнемотаблицы, речевой материал (методическая копилка); 3.Мультимедийное сопровождение по РСВ и ФП, разработанное в программе
PowerPoint, интерактивные игры.
Дефектология для вас. Практические и теоретические материалы (http://defectus.ru/);
Педагогическая библиотека (http://www.pedlib.ru/);
Педсовет:образование,учитель,школа (http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1357/);
Педсовет.су - образовательный сайт, интернет-сообщество (http://pedsovet.su/load/343);
Раздел "Материалы для коррекционных школ и классов" (http://pedsovet.su/load/340);
Социальная сеть работников образования (http://nsportal.ru/);
Электронная библиотека (http://www.koob.ru);
Электронная библиотека детской литературы (http://www.kidsbook.ru/);
Электронный портал логопедов и дефектологов (http://www.logoped.ru/index.htm).