Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (Образовательная программа «Школа 2100»)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 станицы Марьинской»
Рабочая программа
по русскому языку
для 4 класса
(Образовательная программа «Школа 2100»)
Программа рассчитана на 170 часов в год (5 часов в неделю).
Пояснительная записка к рабочей программе «Русский язык»
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы по русскому языку (для четырехлетней начальной школы) Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, которая соответствует
- Федеральному государственному стандарту второго поколения;
- УМК «Русский язык», автор Р.Н. Бунеев , Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, учебник для 4 класса, часть 1-2;
- учебному плану МБОУ СОШ №5 станицы Марьинской на 2014-2015 учебный год (I ступень обучения);
- на основании «Сборника нормативно-правовых и организационно-методических материалов», г. Ставрополь, 2008г
Программа рассчитана на 170 часов в год (5 часов в неделю).
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании.
Цели обучения русскому языку в основной школе:
1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности:
чтения, письма, слушания, говорения;
2) формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формированияфункционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевоеразвитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке;
5) овладение орфографией и пунктуацией;
6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
7) развитие чувства языка.
Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов.
В период обучения грамоте закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов.
В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.
Из области морфологии первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.
Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов Букваря идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.
Содержание учебного предмета «Русский язык» 4 класс
170 ч (5 часов в неделю)
Повторение. (15 ч)
Предложение. Текст. (35 )
Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).
Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.
Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.
Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.
Слово.
1. Части речи и члены предложения.
Имя существительное. (45 )
Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.
Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.
Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.
Имя прилагательное. (20 )
Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.
Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).
Глагол. (36)
Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме.
Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания);-тся, -ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания -о–-а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.
2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.
Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса (длина – длинный, сон – сонный).
3. Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.
4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.
Наречие. (4 ч)
Значение наречия. Употребление в речи.
Повторение. (8 ч)
Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).
Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков:
закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма.
Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.
Резерв. (6 ч)
Информация о выполнении практической части программы
Программа рассчитана на 170 часов в год (5 часов в неделю).
Практическая часть запланирована на основании «Сборника нормативно-правовых и организационно-методических материалов», г. Ставрополь, 2008г
Виды работ | I | II | III | IV | итого |
Диктант | 2 | 2 | 3 | 2 | 9 |
Списывание | 1 | | 1 | | 2 |
Изложение | | | 1 | | 1 |
Русский язык
170 часов (5 часов в неделю)
№ | Основные разделы программы | Авторская программа | Рабочая программа | Примечание |
1 | Вводный урок | 1 | 1 | |
2 | Повторение | 15 | 15 | |
3 | Предложение. Текст. | 35 | 35 | |
4 | Слово | 105 | 111 | Для лучшего усвоения материала учащимися добавлено 6 часов из резерва на закрепление темы «Глагол». |
5 | Повторение | 8 | 8 | |
6 | Резерв | 6 | | |
| Итого: | 170 | 170 | |
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
– производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
– правильно писать слова с изученными орфограммами;
– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
– различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
– производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного;
– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
– писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
– читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
– воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
– создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
Таблица требований
к умениям учащихся по русскому языку 4 класс
Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык» | ||||
овладение функциональной грамотностью; развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи; развитие умений и навыков понимания и анализа текстов | приобретение и систематизация знаний о языке; развитие чувства языка | овладение орфографией и пунктуацией | ||
Речевые умения | Учебно–языковые умения | Правописные умения | ||
4-й класс | ||||
• владеть типом правильной читательской деятельности; • читать учебно-научный текст изучающим чтением; • писать подробное изложение доступного текста-повествования; • писать сочинение на заданную тему по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой; • использовать в речи предложения с однородными членами, сложные предложения; • подбирать к словам синонимы, антонимы, использовать их в речи | • выполнять фонетический разбор доступных слов; • выполнять разбор по составу доступных слов; • выполнять морфологический разбор слов изученных частей речи; • выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложения (в рамках изученного); • видеть в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова | • писать безударные гласные в окончаниях имен существительных 1,2,3 склонения; в окончаниях имен прилагательных; в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения; • писать ь после шипящих на конце имен существительных 3 склонения; не писать ь на конце имен существительных м.р. 2 склонения; • писать частицу не с глаголами; • писать буквосочетание –тся, -ться в глаголах; • писать ь после шипящих в глаголах ед.ч.; • ставить запятые в предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но); • ставить запятую в сложном предложении без союзов, состоящем из двух частей; • графически объяснять выбор написаний, знаков препинания; • находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила |
Перечень компонентов учебно-методического обеспечения,
по реализации рабочей программы
Литература для учителя:
Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: «Баласс», 2012
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Слова с непроверяемыми написаниями. Пособия в виде карточек к учебнику «Русский язык» - М.: Баласс, 2012
Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 4 класса/Серия «Свободный ум» - М.: Баласс, 2013
Кулагина Л.И. Сборник нормотивно-правовых и организационно-методических материалов., г. Ставрополь, Сервисшкола, 2008
5. Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru
6. http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/91-grades/2046--3-q-2100q.html?start=1
Литература для учащихся:
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2013
Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс – М.: Баласс, 2013
Исаева Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 3 класс (к учебнику «Русский язык», 3 кл., Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной). – М.: Баласс, 2012
Календарно-тематическое планирование предметной линии «Русский язык»
№ | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Виды деятельности | Дата провед. | |
предметные | метапредметные и личностные УУД | | ||||
1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык» | 1 | Знать: значимые части слова, признаки изученных частей речи, типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Уметь: – анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение– различать произношение и написание слов; – находить способ проверки написания слова; – без ошибок списывать несложный текст, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; – обозначать орфограммы, изученные во 2–3 классах, в словах и между словами; Знать: изученные орфографические правила. – находить способ проверки написания слова; – без ошибок списывать несложный текст, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; – выполнять фонетический разбор Знать о простом предложении как наименьшей единице синтаксиса, отличительные особенности простого предложения, – о стилистической роли в художественном тексте предложений с однородными членами Уметь: – узнавать в тексте словосочетания, простые предложения; – приводить примеры повествовательных, вопросительных и побудительных предложений; – определять предложения по цели высказывания и интонации – приводить примеры предложений с однородными членами; – ставить знаки препинания в конце предложений Знать: -порядок разбора слова как части речи, -правила постановки запятой в предложениях с однородными членами. Уметь: - работать со схемами предложений, рассуждать по образцу, - выполнять письмо текста по памяти с самопроверкой, - употреблять предложения с однородными членами в собственной письменной речи Знать: из чего состоят предложения с прямой речью, значение прямой речи, правило расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. Уметь: пунктуационно оформлять такие предложения, письменно излагать собственный текст, использовать предложения с прямой речью. Знать: – определение имени существительного, значение и употребление; – род имени существительного: мужской, женский, средний; – существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь); – правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин). Уметь: – различать имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?; имена существительные мужского, женского и среднего рода; – различать склонения имен существительных Знать: – определение имени существительного, значение и употребление; – род имени существительного: мужской, женский, средний; – существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь); – правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин). Уметь: – различать имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?; имена существительные мужского, женского и среднего рода; – различать склонения имен существительных; – изменять существительные по числам, падежам (падежные вопросы) Знать: -вывод сформулированного правила, алгоритм определения склонения имен существительных; - орфограмму «Ь после шипящих на конце существительных ж. р. 3-го склонения», - общее правило написания безударных падежных окончаний имен существительных Уметь: - выполнять морфологический разбор имени существительного; - находить, отличать несклоняемые существительные, определять их особенности; - употреблять в письменной речи несклоняемые существительные с разными предлогами, предложения с однородными членами - правильно записывать существительные м. р. с шипящим на конце; - применять изученный теоретический материал, орфографические и пунктуационные правила при выполнении практических заданий; - применять изученные орфограммы при написании контрольного диктанта Знать: – значение и употребление имен прилагательных в речи; – изменение прилагательных по родам, числам и падежам, согласование с именами существительными; – склонение имен прилагательных, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин; – правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на ц) - правило, порядок морфологического разбора прилагательного - правило написания безударных падежных окончаний имен прилагательных. Уметь: - изменять прилагательные по родам, числам и падежам; - выполнять морфологический разбор прилагательного; - применять правило на практике, графически обозначать орфограммы; - использовать в письменной речи слова с изученными орфограммами, предложения с однородными членами, сложные предложения; - актуализировать знания, выполнять словарную и проверочную работу, опираясь на изученный материал Знать: – значение и употребление глагола в речи; – неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?; – изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение); – изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам; – правописание глаголов во 2-м лице ед. ч.; - алгоритм определения спряжения глагола. – правописание безударных личных окончаний глаголов (1 и 2-го спряжения), не с глаголами; Уметь: – наблюдать за употреблением глаголов в устной и письменной речи; – пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола - применять изученный теоретический материал, орфографические и пунктуационные правила при выполнении практических заданий; -применять изученный материал по теме при написании контрольного диктанта Уметь: – видеть в словах изученные орфограммы; – использовать в устной и письменной речи глаголы; – составлять устный рассказ на тему «Что нового я узнал о глаголе в этом году» | Личностные результаты: - эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции; -эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей;сочувствовать другим людям, сопереживать; - чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану; сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; -в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - извлекать информацию, представленную в разных формах ; - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - осуществлять анализ и синтез; -устанавливать причинно – следственные связи; - строить рассуждения. Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы. | Знакомиться с новым учебником, Использовать приёмы ознакомительного и просмотрового чтения. Проводить фонетический разбор слов. Группировать звуки по их характеристикам. Соотносить количество звуков и букв в слове, объяснять причины расхождения количества звуков и букв. Группировать слова с изученными орфограммами, Графически объяснять выбор написания. Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения Различать простые и сложные предложения на слух и в письменном тексте. Характеризовать(на основе коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связность абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность. Использовать эти параметры при создании собственных текстов. Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения. Оформлять пунктуационно предложения с однородными членами и союзамии, а, но. (П) Конструировать предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. (П) Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком. Продуцировать текст с использованием однородных членов предложения, соединённых союзной и бессоюзной связью («Что я люблю?»). Проверять и редактировать текст сочинения. Находить исправлятьорфографические и пун-ктуационные ошибки, работать по алгоритму. Приобретать опыт разграничения сложных предложений и предложений с однородными членами (с союзамии, а, но и без союзов). (П) Создавать устное высказывание на грамматическую тему по предварительно составленному плану. Готовиться и писать свободный диктант по тексту с изученными синтаксическими конструкциями. Продуцировать текст с использованием сложных предложений с союзами и, а, но и без союзов (сочинение «Субботний вечер у нас дома»). Выделять на слух и в тексте предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь). (П) Приобретать опыт конструирования предложений с прямой речью и их пунктуационного оформления. (П) Продуцировать текст с использованием предложения с прямой речью (сочинение «Что сказала мама»). Письменно пересказывать текст (писать подробное изложение), включающий предложение с прямой речью (после предварительной подготовки). Выделять при обсуждении текста его значимые части, формулировать заголовки, составлять план (в группах, парах). Выбирать в коллективном обсуждении критерии оценки текста изложения (сочинения), применять их при самоанализе и взаимоанализе текстов работ с последующим их редактированием Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Накапливать опыт по выявлению грамматических признаков, общих для самостоятельных частей речи. Определять грамматические признаки имён существительных, начальную форму. Сравнивать формы имени существительного имени прилагательного, выявлять зависимость. Накапливать опыт употребления имён существительных в речи (обучающие изложения и сочинения, предусмотренные в планировании). Определять грамматические признаки имён существительных (морфологический разбор Относить имя существительное к одному из трёх склонений, определять падеж. Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного, работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль. Участвовать в совместной работе (в парах, группах, фронтально) по открытию нового знания, включать в учебный диалог. | |
Повторение 15 | | |||||
2 | Повторение фонетики и графики. | 1 | | |||
3 | Повторение фонетики. Слог и ударение. | 1 | | |||
4 | Что такое графика. | 1 | | |||
5 | Фонетический разбор слова. | 1 | | |||
6 | Закрепление. Фонетический разбор слова. | 1 | | |||
7 | Повторение орфографии. | 1 | | |||
8 | Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения. | 1 | | |||
9 | Развитие умений писать слова с изученными орфограммами. | 1 | | |||
10 | Развитие умений писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания.. | 1 | | |||
11 | Повторение состава слова. | 1 | | |||
12 | Повторение частей речи | 1 | | |||
13 | Повторение синтаксиса | 1 | | |||
14 | Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу | 1 | | |||
15 | Контрольный диктант №1 по теме «Повторение» | 1 | | |||
16 | Работа над ошибками. | 1 | | |||
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ.35 2. Простое предложение. Предложение с однородными членами. | | |||||
17 | Отличие простого предложения от сложного. | 1 | | |||
18 | Однородные члены без союзов и с союзом и. | 1 | | |||
19 | Предложения с однородными членами . | 1 | | |||
20 | Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и, а, но. | 1 | | |||
21 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами. | 1 | | |||
22 | Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с союзами. | 1 | | |||
23 | Закрепление. Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | | |||
24 | Закрепление. Однородные члены без союзов и с союзами. | 1 | | |||
25 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами. | 1 | | |||
26 | Упражнения в постановке знаков препинания в предложениях. | 1 | | |||
27 | Повторение по теме: Предложения с однородными членами. Постановка знаков препинания. | 1 | | |||
28 | Списывание №1 | 1 | | |||
29 | Работа над ошибками | 1 | | |||
Сложные предложения с союзами | | |||||
30 | Отличие сложного предложения от простого. | 1 | | |||
31 | Запятая в сложном предложении с союзами а, и, но. | 1 | | |||
32 | Знаки препинания в предложении с союзами. | 1 | | |||
33 | Запятая в сложном бессоюзном предложении. | 1 | | |||
34 | Запятая в сложном предложении с союзами а, и, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но. | 1 | | |||
35 | Развитие речи. Составление текста по плану. Свободный диктант. | 1 | | |||
36 | Запятая в сложном предложении. | 1 | | |||
37 | Закрепление. Запятая в сложном предложении. | 1 | | |||
38 | Повторение по теме: Сложные предложения с союзами. | 1 | | |||
39 | Контрольный диктант №2 «Простые и сложные предложения» | 1 | | |||
40 | Работа над ошибками | 1 | | |||
4. Предложения с прямой речью | | |||||
41 | Понятие о прямой речи. | 1 | | |||
42 | Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора. | 1 | | |||
43 | Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора. | 1 | | |||
44 | Знаки препинания в предложении с прямой речью. | 1 | | |||
45 | Составление и запись предложений с прямой речью. | 1 | | |||
46 | Запись цитаты. | 1 | | |||
47 | Знаки препинания в предложениях разных видов. | 1 | | |||
48 | Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении , сложном и в предложении с прямой речью. | 1 | | |||
49 | Повторение по теме: Предложения с прямой речью. | 1 | | |||
50 | Контрольный диктант №3 по теме «Предложение. Текст » | 1 | | |||
51 | Работа над ошибками. | 1 | | |||
СЛОВО.111ч ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Имя существительное. 5. Что мы знаем об имени существительном. | | |||||
52 | Признаки имени существительного. | 1 | | |||
53 | Роль существительного в речи. | 1 | | |||
54 | Р/р Сочинение – миниатюра «Вид из окна» | 1 | | |||
55 | Закрепление. Многозначные слова, синонимы, омонимы. | 1 | | |||
6. Изменение существительных по падежам. | | |||||
56 | Словоизменение имени существительного. | 1 | | |||
57 | Изменение по падежам в единственном числе. | 1 | | |||
58 | Изменение по падежам во множественном и единственном числе. | 1 | | |||
59 | Знакомство с падежами. | 1 | | |||
60 | Именительный падеж | 1 | | |||
61 | Родительный падеж | 1 | | |||
62 | Дательный падеж | 1 | | |||
63 | Винительный падеж | 1 | | |||
64 | Творительный падеж | 1 | | |||
65 | Предложный падеж | 1 | | |||
66 | Различие имен существительных в именительном и винительном падежах | 1 | | |||
67 | Обобщение. Составление устного рассказа о падежах | 1 | | |||
68 | Закрепление по теме: Изменение существительных по падежам | 1 | | |||
7. Три склонения имен существительных. | | |||||
69 | Знакомство со склонениями. | 1 | | |||
70 | Определение склонения у существительных. | 1 | | |||
71 | Упражнение в склонении имен существительных | 1 | | |||
72 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | | |||
73 | Несклоняемые имена существительные. | 1 | | |||
74 | Контрольный диктант №4 | 1 | | |||
75 | Работа над ошибками | 1 | | |||
8. Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных. | | |||||
76 | Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода | 1 | | |||
77 | Развитие умения писать слова с орфограммой «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода» | 1 | | |||
78 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать выбор написания. | 1 | | |||
79 | Упражнения в правописании буквы Ь после шипящих на конце имен сущ-х. | 1 | | |||
80 | Развитие орфографических умений. | 1 | | |||
81 | Закрепление по теме: Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных | 1 | | |||
82 | Р/р.Составление текста по плану « Зимние забавы!» | 1 | | |||
9. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. | | |||||
83 | Правило правописания безударных окончаний имен существительных. | 1 | | |||
84 | Правописание безударных окончаний имен существительных. Выведение алгоритма. | 1 | | |||
85 | Развитие умения применять орфограмму. | 1 | | |||
86 | Развитие умения действовать по алгоритму. | 1 | | |||
87 | Развитие умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных, действовать по алгоритму. | 1 | | |||
88 | Правописание падежных окончаний имен существительных. | 1 | | |||
89 | Применения правила написания слов с безударными падежными окончаниями имен сущ-х. | 1 | | |||
90 | Р/р Написание текста по серии картинок | 1 | | |||
91 | Развитие умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных, графически объяснять выбор написания. | 1 | | |||
92 | Развитие орфографических умений. | 1 | | |||
93 | Закрепление по теме:Правописание безударных падежных окончаний имен существительных | 1 | | |||
94 | Повторение по теме: Имя существительное | 1 | | |||
95 | Контрольный диктант №5 по теме : Имя существительное | 1 | | |||
96 | Работа над ошибками | 1 | | |||
Имя прилагательное. 10. Что мы знаем об имени прилагательном | | |||||
97 | Роль прилагательных в речи. Два типа текстов. | 1 | | |||
98 | Роль прилагательных-антонимов в речи. | 1 | | |||
99 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | | |||
11. Словоизменение имен прилагательных. | | |||||
100 | Изменение прилагательных по падежам. | 1 | Личностные результаты: - эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции; -эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей;сочувствовать другим людям, сопереживать; - чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану; сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; -в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - извлекать информацию, представленную в разных формах ; - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - осуществлять анализ и синтез; -устанавливать причинно – следственные связи; - строить рассуждения. Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы. | Находить в тексте несклоняемые имена существительные, Приобретать опыт их согласования с именами прилагательными в речи. Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы. Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков. Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание. Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм. Различать и характеризовать тексты двух типов речи – повествования и описания (П). Наблюдать роль прилагательных (в том числе прилагательных-антонимов) в речи. Называть грамматические признаки имён прилагательных (морфологический разбор),определять начальную форму. Накапливать опыт употребления в речи имён прилагательных (обучающее изложение и сочинение-описание). Выделять в тексте и конструировать словосочетания прил. + сущ. Обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль. Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами. | | |
101 | Упражнение в изменении прилагательных по падежам | 1 | | |||
102 | Словосочетания сущ. + прил. Главное и зависимое слово. | 1 | | |||
103 | Упражнение в выделении словосочетаний сущ. + прил.из предложения | 1 | | |||
12. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных | | |||||
104 | Правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных. | 1 | | |||
105 | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных | 1 | | |||
106 | Упражнение в правописании безударных окончаний имен прилагательных | 1 | | |||
107 | Упражнение в написании падежных окончаний имен прилагательных. | 1 | | |||
108 | Отработка умения написания слов с безударными падежными окончаниями имен прилагательных. | 1 | | |||
109 | Закрепление . Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных | 1 | | |||
110 | Изложение « ………………» | 1 | | |||
111 | Работа над ошибками. | 1 | | |||
112 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. | 1 | | |||
113 | Развитие орфографической зоркости. | 1 | | |||
114 | Повторение по теме : Имя прилагательное | 1 | | |||
115 | Контрольный диктант №6. Имя прилагательное. | 1 | | |||
116 | Работа над ошибками. | 1 | | |||
ГЛАГОЛ 13. Что мы знаем о глаголе | | |||||
| ||||||
117 | Роль глаголов в речи. | 1 | | |||
118 | Правописание глаголов с частицей не. | 1 | | |||
119 | Значение и грамматические признаки глагола. | 1 | | |||
120 | Закрепление. Грамматические признаки глагола. | 1 | | |||
121 | Морфологический разбор глагола. | 1 | | |||
122 | Обобщение «Что мы знаем о глаголе» | 1 | | |||
14. Словоизменение глаголов. | | |||||
123 | Понятие о спряжении глагола. | 1 | | |||
124 | Личные окончания глаголов I и II спряжения. | 1 | | |||
125 | Определение спряжения глагола по ударному окончанию. | 1 | | |||
15. Правописание безударных личных окончаний глаголов. | | |||||
126 | Определение спряжения глагола по безударному окончанию. | 1 | | |||
127 | Упражнение в определении спряжения глагола по безударному окончанию. | 1 | | |||
128 | Правописание безударных окончаний глаголов. | 1 | | |||
129 | Глаголы – исключения. | 1 | | |||
130 | Выбор способа определения спряжения глагола. | 1 | | |||
131 | Закрепление. | 1 | | |||
132 | Развитие умения писать глаголы с личными окончаниями. | 1 | | |||
133 | Разбор глагола как часть речи. | 1 | | |||
134 | Закрепление. Разбор глагола как часть речи. | 1 | | |||
135 | Р/р Составление текста по картине. | 1 | | |||
136 | Контрольный диктант №7 по теме: Правописание безударных личных окончаний глаголов | 1 | | |||
137 | Работа над ошибками. | 1 | | |||
138 | Знакомство с возвратной формой глагола. | 1 | | |||
139 | Возвратная форма глагола. Правописание глаголов с - ться, - тся. | 1 | | |||
140 | Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица ед. числа. | 1 | | |||
141 | Правописание мягкого знака после шипящих в глаголах 2-го лица ед.ч. | 1 | | |||
142 | Закрепление.Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица ед. числа. | 1 | | |||
143 | Развитие умения писать букву Ь в глаголах 2-го лица един.числа. | 1 | | |||
144 | Развитие умения писать глаголы с личными окончаниями. | 1 | | |||
145 | Обобщение. Правописание мягкого знака после шипящих в глаголах 2-го лица ед.ч. | 1 | | |||
146 | Контрольное списывание № 2. | 1 | | |||
147 | Работа над ошибками. | 1 | | |||
16. Разбор глагола по составу. | | |||||
148 | Знакомство с алгоритмом разбора. Безударная гласная в окончаниях глагола. | 1 | | |||
149 | Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов. | 1 | | |||
150 | Упражнение в написании безударных гласных в окончаниях глаголов. | 1 | | |||
151 | Закрепление. Безударная гласная в окончаниях глагола. | 1 | | |||
152 | Упражнение в правописаний безударных гласных в окончании глаголов. | 1 | | |||
153 | Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. | 1 | | |||
154 | Развитие орфографических умений. | 1 | | |||
155 | Повторение по теме: Безударная гласная в окончаниях глагола. | 1 | | |||
156 | Обобщение по теме: «Глагол» | 1 | | |||
157 | Контрольный диктант № 8 по теме : Глагол. | 1 | | |||
158 | Работа над ошибками | 1 | | |||
Наречие. 4 | | |||||
159 | Значение наречия. | 1 | | |||
160 | Употребление в речи наречия. | 1 | | |||
161 | Правописание наречий. | 1 | | |||
162 | Обобщение «Наречие» | 1 | | |||
17. Повторение8 | | |||||
163 | Повторение раздела «Слово», | 1 | | |||
164 | Повторение раздела «Предложение» | 1 | | |||
165 | Повторение раздела «Текст» | 1 | | |||
166 | Итоговый контрольный диктант. | 1 | | |||
167 | Работа над ошибками. | 1 | | |||
168 | Упражнение в морфологическом разборе слов. | 1 | | |||
169 | Упражнение в синтаксическом разборе предложений. | 1 | | |||
170 | КВН | 1 | |