Программа курса внеурочной деятельности «Чтение с увлечением» (3 класс)
Рабочая программа
курса
внеурочной деятельности
«Чтение с увлечением»
3 класс
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности обучающихся «Чтение с увлечением» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями документов и методических рекомендаций:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2009;
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
Устав школы.
Основными целями курса «Чтение с увлечением» являются:
формирование нравственных качеств личности, оценивание героев произведения, размышление над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, освоение идеи произведения;
формирование познавательного интереса к литературному чтению через задания творческого и занимательного характера;
создание условий для интеллектуального и языкового развития обучающихся.
Задачи:
формировать мотивацию чтения;
развивать устойчивый и осознанный интерес к чтению детских произведений;
совершенствовать навыки чтения обучающихся;
формировать читательские умения, расширять читательский кругозор;
формировать умение извлекать необходимую информацию из прочитанных произведений;
развивать воображение;
создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
создавать условия для развития у детей познавательных интересов, формирования стремления ребенка к размышлению и поиску;
Программа «Чтение с увлечением» рассчитана на обучающихся 3 класса (8-9 лет). Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность 40 минут, всего 68 часов.
На занятиях используются следующие формы контроля.
Текущий - позволяет определить динамику индивидуального уровня продвижения обучающихся (результаты фиксируются учителем на каждом занятии)
Самооценка - фиксируется учеником в рабочей тетради в конце каждого занятия и отражает определение границ своего «знания-незнания».
Итоговый - представлен в виде заданий на итоговом занятии. По окончании всего курса обучающиеся заполняют «Лист самооценивания», который позволяет каждому ученику оценить себя, определить умения, которыми он овладел в результате изучения курса.
Планируемые результаты освоения курса
«Чтение с увлечением»
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир;
воспитание духовно-нравственных качеств, художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей на основе опыта чтения произведений для детей;
формирование нравственных качеств и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные универсальные учебные действия:
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами;
активное использование речевых средств для решения познавательных задач;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Предметные результаты:
понимание литературы как средства сохранения и передачи духовных и нравственных ценностей и традиций, принятых в семье, в обществе;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения природоведческого характера, работать с планом произведения;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование первоначальных этических представлений, понятий о доброте, заботе; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, анализа текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
понимание роли чтения, участие в обсуждении содержания текстов, обоснование нравственной оценки поступков героев.
Ожидаемые результаты освоения программы
В результате изучения курса «Чтение с увлечением»
обучающиеся получат возможность:
закрепить умение работать с книгой;
закрепить умение работать с текстом;
проявить интерес к книге;
расширить читательский кругозор;
заинтересовать родителей, побудить их принимать активное участие в развитии познавательных способностей у своих детей.
Обучающиеся закрепят умение:
называть автора произведения;
записывать название произведения;
определять тему произведения;
составлять вопросы по содержанию рассказа;
понимать содержание произведений и отвечать на вопросы;
формулировать письменные ответы на вопросы;
восстанавливать сюжетную линию произведения;
восстанавливать порядок плана;
восстанавливать цитатный план;
дополнять план произведения;
называть героев рассказа;
составлять план произведения;
составлять картинный план;
выбирать сюжет, к которому относится рисунок;
отвечать на вопросы теста;
дополнять предложения из текста и вписывать пропущенные слова (в кроссворде);
собирать из слов предложения;
записывать значения слов, пословиц и фразеологизмов;
находить и подбирать самим слова—синонимы;
подбирать свои заголовки к рассказам;
определять ключевые слова в произведении;
восстанавливать предложения;
определять смысл пословиц;
выбирать из пословиц те, которые соответствуют идейному пониманию сказки и рассказа;
давать характеристику герою, определять его качества характера;
анализировать чувства героев на протяжении всего рассказа;
анализировать поступки героев сказки и рассказов и делать вывод о том, какие действия являются положительными, какие отрицательными;
определять главную мысль произведения;
подбирать слова-ассоциации к предложенным словам;
определять тему и содержание произведения;
описывать героя, используя слова для справок;
определять качества героя, используя описания из текста;
разгадывать кроссворды;
разгадывать кроссворд, используя слова для справок;
вписывать предметы, изображённые на рисунке;
разгадывать анаграммы;
читать и отгадывать зашифрованные загадки и пословицы;
составлять из слов пословицы;
составлять из предложенного слова новые слова;
читать слова наоборот;
разгадывать слова по указанным номерам букв.
Содержание программы
Рассказы и сказка В. Осеевой (6 ч)
Тема 1. Отомстила.
Тема 2. Почему?
Тема 3. Волшебная иголочка (сказка)
Рассказы Н.Артюховой (19 ч)
Тема 1. Подружки.
Тема 2. Три копухи.
Тема 3. Камень.
Тема 4. Строгая бабушка.
Тема 5. Большая берёза.
Тема 6. Мяу.
Тема 7. Фарфоровые шаги.
Тема 8. Совесть заговорила.
Тема 9. Кролик и репутация.
Тема 10. Новые соседи.
Рассказы Л.Воронковой (3 ч)
Тема 1. Что сказала бы мама?
Тема 2. Ласковое слово.
Рассказы Е.Пермяка (7 ч)
Тема 1. Чужая калитка.
Тема 2. Надёжный человек.
Тема 3. Обманное озеро.
Тема 4. Славка.
Рассказы и сказки В.Драгунского (4 ч)
Тема 1. Сверху вниз, наискосок!
Тема 2. Надо иметь чувство юмора.
Рассказы и сказки Н.Носова (12 ч)
Тема 1. Леденец.
Тема 2. Про репку.
Тема 3. Карасик.
Тема 4. Клякса.
Тема 5. Прятки.
Тема 6. Замазка.
Тема 7. Про тигра.
Рассказ А.Гайдара (2 ч)
Тема 1. Совесть.
Рассказы М.Зощенко( 6 ч)
Тема 1. Трусишка Вася.
Тема 2. Показательный ребёнок.
Тема 3. Лёля и Минька. Бабушкин подарок.
Тема 4. Лёля и Минька. Не надо врать.
Проектная деятельность (8 ч)
Наши любимые рассказы и сказки о детях.
Книга – верный друг твой и товарищ.
Герой моей любимой книги.
Пословицы о честности, добре, труде, совести, дружбе.
Итоговое занятие (1 ч)
Тематический план
№ | Наименование тем | Всего часов |
1 | Рассказы и сказка В. Осеевой | 6 ч |
2 | Рассказы Н.Артюховой | 19 ч |
3 | Рассказы Л.Воронковой | 3 ч |
4 | Рассказы Е.Пермяка | 7 ч |
5 | Рассказы и сказки В.Драгунского | 4 ч |
6 | Рассказы и сказки Н.Носова | 12 ч |
7 | Рассказ А.Гайдара | 2 ч |
8 | Рассказы М.Зощенко | 6 ч |
9 | Проектная деятельность | 8 ч |
10 | Итоговое занятие | 1 ч |
Итого: | 68 ч |
Календарно тематическое планирование занятий внеурочной деятельности курса «Чтение с увлечением»
№ п/п | Тема занятия | План | Факт |
Рассказ Валентины Осеевой «Отомстила» | |||
В.Осеева «Отомстила» Поступки героев. | |||
Любовь Воронкова «Что сказала бы мама?» Анализ качеств героев рассказа. | |||
Евгений Пермяк «Чужая калитка». Определение жанра произведения. | |||
Виктор Драгунский «Сверху вниз, наискосок!» | |||
В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок!» Деление текста на смысловые части. | |||
Нина Артюхова «Подружки». Главная мысль произведения. | |||
Н. Артюхова «Подружки». Характеристика героев рассказа. | |||
Николай Носов «Леденец». Чувство ответственности за свои поступки | |||
Аркадий Гайдар «Совесть». Описание героев рассказа. | |||
Аркадий Гайдар «Совесть». Основная мысль произведения. | |||
Михаил Зощенко «Трусишка Вася». Описание героев рассказа. | |||
Николай Носов «Про репку». Соответствие между героями и их действиями. | |||
Валентина Осеева «Почему?». Восстановление цитатного плана. | |||
Валентина Осеева «Почему?». Чувство ответственности за свои поступки. | |||
Проект «Наши любимые рассказы и сказки о детях» | |||
Проект «Наши любимые рассказы и сказки о детях» | |||
Михаил Зощенко «Показательный ребёнок». Составление картинного плана | |||
Николай Носов «Карасик». Тема произведения. | |||
Николай Носов «Карасик». Сюжетная линия рассказа. | |||
Нина Артюхова «Три копухи». Анализ произведения. | |||
Нина Артюхова «Три копухи». Деление текста на смысловые части. | |||
Нина Артюхова «Камень». Характеристика героев. | |||
Нина Артюхова «Камень». Составление плана. | |||
Евгений Пермяк «Надёжный человек». Анализ текста. | |||
Евгений Пермяк «Надёжный человек». Характеристика героев рассказа. | |||
Николай Носов «Клякса». Поступки героев. | |||
Николай Носов «Клякса». Основная идея произведения. | |||
Виктор Драгунский «Надо иметь чувство юмора». Лексическое значение слов. | |||
Виктор Драгунский «Надо иметь чувство юмора». Деление текста на смысловые части. | |||
Проект «Книга – верный друг твой и товарищ» (Буклет – совет) | |||
Проект «Книга – верный друг твой и товарищ» (Буклет – совет) | |||
Нина Артюхова «Строгая бабушка». Анализ текста. | |||
Нина Артюхова «Строгая бабушка». Сюжетная линия рассказа. | |||
Евгений Пермяк «Обманное озеро». Анализ поведения героя. | |||
Евгений Пермяк «Обманное озеро». Деление текста на смысловые части. | |||
Любовь Воронкова «Ласковое слово». Подбор заголовка. | |||
Любовь Воронкова «Ласковое слово». Характеристика героев и их поступков. | |||
Нина Артюхова «Большая берёза». Деление текста на смысловые части. | |||
Нина Артюхова «Большая берёза». Анализ чувств и настроения главного героя. | |||
Валентина Осеева «Волшебная иголочка». Характер героев и их поступки. | |||
Валентина Осеева «Волшебная иголочка». План рассказа. | |||
Николай Носов «Прятки». Анализ поступков героя. | |||
Николай Носов «Прятки». Деление текста на смысловые части и составление картинного плана. | |||
Нина Артюхова «Мяу». восстановление цитатного плана. | |||
Евгений Пермяк «Славка». Лексическое значение слов и сочетаний слов. | |||
Евгений Пермяк «Славка». Пословицы, раскрывающие смысл произведения. | |||
Нина Артюхова «Фарфоровые шаги». Анализ текста. | |||
Нина Артюхова «Фарфоровые шаги». План произведения. | |||
Николай Носов «Замазка». Деление текста на смысловые части. | |||
Николай Носов «Замазка». Правила этикета. | |||
Проект «Герой моей любимой книги» (выставка рисунков) | |||
Проект «Герой моей любимой книги» (выставка рисунков) | |||
Нина Артюхова «Совесть заговорила». Анализ текста. | |||
Нина Артюхова «Совесть заговорила». Работа с пословицами. | |||
Нина Артюхова «Кролик и репутация». Анализ текста. | |||
Нина Артюхова «Кролик и репутация». Деление текста на смысловые части и составление плана рассказа. | |||
Михаил Зощенко «Лёля и Минька: Бабушкин подарок. | |||
Михаил Зощенко «Лёля и Минька: Бабушкин подарок. Характер героев и их поступки. | |||
Михаил Зощенко «Лёля и Минька: Не надо врать». Анализ текста. | |||
Михаил Зощенко «Лёля и Минька: Не надо врать». Работа с пословицами. | |||
Нина Артюхова «Новые соседи». Подбор заголовка. | |||
Нина Артюхова «Новые соседи». Поучительный смысл рассказа. | |||
Николай Носов «Про тигра. Смысл пословиц и фразеологизмов. | |||
Николай Носов «Про тигра. Ответственность за свои поступки. | |||
Проект «Пословицы о честности, добре, труде, совести, дружбе» | |||
Проект «Пословицы о честности, добре, труде, совести, дружбе» | |||
Итоговое занятие. Чему учат рассказы о детях и взаимоотношениях между ними. |
Литература.
1. Чтение с увлечением. 3 класс. Интегрированный образовательный курс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением /
М. Б. Буряк, Е. Н. Карышева. – М.: Планета, 2016.
2. Чтение с увлечением. 3 класс. Развивающие задания для школьников / М. Б. Буряк, Е. Н. Карышева. – М.: Планета, 2020