12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Богданова Светлана Валерьевна4181
По образованию учитель черчения и рисования, прошла переподготовку " Учитель -дефектолог" работаю учителем в школе для детей с ограниченными возможностями VIII вида.
Россия, Иркутская обл., Тулун

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 28 г. ТУЛУНА»

665265, г. Тулун, Иркутской области, ул. Горького, 5 , тел 47-0-90, 28-5-57

E-mail: tulun-shkola28@mail.ru

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по изодеятельности

для обучающихся с легкой умственной отсталостью

8-9 класса

на 2016 - 2017 учебный год

Составитель программы:

С.В Богданова.

учитель

Пояснительная записка.

Рабочая программа «Изодеятельность» для кружка 8-9 классов. Разработана на основе примерных программ по ИЗО «Просвещение» 2011 г., авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. 5-9 классы», рабочей программы под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство» «Просвещение» 2011.

Цель программы: формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой культуры духовной.

Задачами курса являются:

- формирование у обучающихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;

- формирование художественно-творческой активности школьника;

- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности, краеведческий материал.

В основе - эмоционально-деятельностный подход: переживание художественного образа в форме художественных действий. Это строится на основе собственного наблюдения детей и переживания окружающей реальности.

Основной принцип: от родного порога в мир общечеловеческой культуры.

 

Общая характеристика занятий кружка

Изобразительное искусство, как и письмо, имеет свои законы, свои приемы, свою азбуку.

Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.

Основными задачами преподавания изобразитель­ного искусства являются:

- овладение обучающимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навы­ков рисования с натуры, по памяти, по представле­нию, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству;

- Формирование художественной культуры, приобщение к миру профессионального искусства, красоте природы, человека, развитие умений и навыков художественной деятельности, формирование художественно – творческой активности, интереса к внутреннему миру человека.

Данная программа кружка образовательного типа рассчитана на 1 год обучения.

Кружок посещают дети различных способностей и одарённости, по желанию, т.к. у всех есть большой интерес к рисованию.

Кружковое занятие преследует в основном те же задачи и цели, что и учебные занятия, но они помогают решать эти задачи шире и глубже, с привлечением нового материала, в более серьёзной форме, с опорой на интерес обучающихся, на подготовку рисунков к конкурсам и различным выставкам.

Эти занятия для тех, кто интересуется изобразительным искусством, занятия являются для них в какой-то степени эстетической потребностью, потребностью к красоте, стремление творить.

Дети продолжают развиваться, совершенствуют свое мастерство. Изображения в детских рисунках становятся более грамотными, реалистичными. А реалистичное рисование требует применения законов перспективы, соблюдение закономерности светотени, правильного понимания конструктивного строения изображаемой натуры, знания законов цветоведения.

Для выполнения творческих заданий обучающиеся могут выбрать разнообразные художественные мате­риалы: карандаш, акварель, гуашь, фломастеры, цветные мелки, кисть, пе­ро, палочку и др. Выразительные рисунки получают­ся на тонированной бумаге. Умение подготавливать рисунок к выставке в рамку, имеет дополнительные сведения и умения аккуратности в работе.

 

Описание места занятий кружка в учебном плане.

В федеральном базисном учебном плане занятия изобразительным искусством в кружке в 8-9 классах отводится по 1 ч в неделю, всего 34 часа.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета на занятиях кружка

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся:

- воспитание гражданской идентичности: патриотизма и любви к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культуры народов России и человечества; усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование доброжелательного отношения к окружающим людям; Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных качеств и нравственного поведения; осознание ответственного отношения к своим поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём понимания;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливого отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающегося проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

- умение осуществлять самоконтроль, самооценку деятельности;

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры; развитие эстетического эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира и самовыражения;

- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров, стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное творчество, классические произведения, искусство современности);

- воспитание уважения к истории культуры Отечества;

- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;

- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, др.);

- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства4

- осознание значимости искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

 

Тематический план работы

Тема урока

Содержание

Кол-во часов

1

Рисование осеннего пейзажа

«Природа Сибири»

Рассмотреть репродукции картин художников на осеннюю тему. Обратить внимание на композицию пейзажа, на осенний колорит. Учить рисовать разное состояние осенней природы; разные породы деревьев, кустарников.

2

2

Рисование животных (уголь)

Рассмотреть иллюстрации животных. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать животных разными способами, передавать среду обитания; использовать разные способы работы углем. (штрихи, растушевки)

2

3

Рисование животных (гуашь)

Рассмотреть иллюстрации животных. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать животных разными способами, передавать среду обитания; использовать разные способы работы красками.

2

4

Рисование композиции «Зимующие птицы»

Рассмотреть иллюстрации разных пород птиц. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать разные породы птиц, передавать их среду обитания; использовать разные способы работы красками.

2

5

Рисование зимнего пейзажа

Рассмотреть репродукции работ художников зимних пейзажей. Обратить внимание на композицию пейзажа, на зимний колорит. Учить рисовать разные породы деревьев зимой, передавать зимний колорит, используя холодные цвета; использовать разные способы работы красками.

2

6

Рисование композиции "Новогодние фантазии"

Рассмотреть репродукции работ художников, рисующих зиму, зимнюю сказку, новогодние открытки. Обсудить композицию и сюжет темы. Учить рисовать сказочных героев, передавать сказочную атмосферу композиции. Использовать в работе смешанную технику (акварель, гуашь, фломастеры, карандаши).

3

7

Рисование новогоднего плаката

Рассмотреть новогодние открытки. Обсудить композицию оформления и сюжет плаката, рисовать сказочных героев, делать праздничную надпись. Использовать в работе смешанную технику (акварель, гуашь, фломастеры, карандаши).

3

8

Декоративная работа из полос бумаги

Рассмотреть узоры, составить узор в любой из геометрической форм. Учить выполнять декоративную работу из узких полос бумаги; наклеивать полосу на ребро.

2

9

Изготовление из бумаги карнавальных масок и их роспись

Познакомиться с происхождением и изготовлением масок, с правилами их украшения. Учить изготавливать новогодние маски из бумаги и украшать их перьями, бусами, мишурой т.д.

2

10

Рисование животных в технике АРТ

Рассмотреть иллюстрации животных. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности. Учить рисовать животных разными способами, передавать среду обитания; использовать выразительные средства графики.

3

11

Рисование портрета

Учиться рисовать портрет по памяти, соблюдая пропорции фигуры человека, передавать характерные черты лица, цвет волос, любимый наряд.

3

12

Рисование цветов

Рассмотреть открытки и репродукции работ художников рисовавших цветы. Обратить внимание на их строение, форму, цветовую окраску. Учить рисовать и закрашивать цветы разными способами.

2

13

Рисование животных «Фауна Сибири»

Рассмотреть иллюстрации животных. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать животных разными способами, передавать среду обитания; использовать разные способы работы красками.

2

14

Рисование фигуры человека

Рассмотреть репродукции картин художников, рисующих портреты человека в полный рост; таблицу-схему пропорций фигуры человека. Учить рисование фигуры человека в полный рост с соблюдением пропорции

2

15

Рисование «Мой друг».

Учить рисовать людей, соблюдая пропорции фигуры человека; передавать портретное сходство своего друга. Использовать выразительные средства живописи.

2

   

Итого часов

34

 

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

К концу обучения обучающиеся должны знать:

- основные этапы развития русского изобразительного искусства, национальные тра­диции в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, искусство и памятники культуры своего края;

- систему теоретических основ изобразительного искусства (законы и закономерности конструктивно­го строения формы, перспективы, светотени, цветоведения, композиции).

- последовательность ведения работы по любому виду художественно-творческой деятельности — по рисунку, живописи, тематической или декоративной композиции;

- систему ведущих теоретических понятий по изобразительной грамоте (перспектива, конструктив­ное строение, светотень, цветоведение, композиция).

Обучающиеся должны уметь:

- проводить связь темы про­изведения художников с музыкальными и литератур­ными произведениями;

- самостоятельно выполнять различные учебные творческие рисунки и художественные поделки, используя основы изобразительной грамоты и добива­ясь художественно-образной выразительности;
- при выполнении рисунков применять различные средства художественной выразительности: оригинальное композиционное и цветовое решение, конт­расты, светотени, технические приемы работы карандашом, акварелью и др.;

- определять оттен­ки различных цветов, передавать в рисунках разное время года и дня и выражать свои впечатления от наблюдения заката, восхода солнца, яркой весенней зелени, порыва ветра и других состояний природы;

- в тематической композиции сознательно при­менять законы наблюдательной перспективы (выбирать высокий и низкий горизонт), формат и художественные материалы, наиболее подходящие для воп­лощения замысла.

- использовать изобразительные знания, умения и навыки на других учебных предметах.

 

ДИАГНОСТИКА

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ.

План

Введение.

Диагностическая карта по изодеятельности.

Уровни освоения программы по изобразительной деятельности.

Анализ процесса изобразительной деятельности.


 

I. Введение.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА- СИСТЕМА МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ, СПЕЦИАЛЬНО РАЗРАБОТАННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕТОДИК И ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИЙ ОПРЕДЕЛИТЬ УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТЕНЦИИ ПЕДАГОГА, УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА, А ТАКЖЕ ДИАГНОСТИРОВАТЬ НЕДОСТАТКИ И НАХОДИТЬ ПУТИ ИХ РАЗВИТИЯ.

Для диагностики я использую наблюдение за уровнем выполнения работы в различных видах изодеятельности. Помимо этого провожу отслеживание за формированием практических умений и навыков. Систематические результаты помогают диагностировать актуальное состояние практического состояния практического умения , зону ближайшего развития, определения стратегии мотивации в овладении необходимыми навыками.

Для отслеживания и контроля результатов, я создала: « Карту определения сформированности изобразительных умений и навыков обучающихся». Критерии использованы в соответствии с требованиями государственной программы: Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 кл. / под ред. В. В. Воронковой. - М. : ВЛАДОС.

В начале года отмечаю в карте, на каком уровне у того или иного ученика находиться сформированность данного умения , есть ли мотивация. По мере прохождения программного материала, один раз в полугодие отмечается:

Произошёл ли переход в овладении умением с одного уровня на другой;

Появилась ли мотивация к овладению навыком, ели её не было.

II. Диагностика

В системе обучения и воспитания обучающихся специальной ( коррекционной) образовательной школы VIII вида важное значение имеют уроки изобразительного искусства. Задача учителя состоит не в том, чтобы научить рисовать, сколько в том, чтобы в процессе занятий преодолеть или сгладить присущее обучающимся недостатки.

Особенность восприятия и передачи формы изображаемых предметов ( определение формы предмета, величины, строение, цвета).

Отражение в рисунках пространственных отношений предметов ( композиция- расположение, соединение частей в единое целое).

Цвет в рисунках обучающихся (использование цветов и оттенков, их сочетание)

Понимание различного вида инструкций ( объяснения, указания, рекомендации).

Осуществление контроля за своей работы ( восприятие, представление).

Самооценка результатов изодеятельности ( установление и устранение допущенных ошибок).

 

Карта определения сформированности изобразительных умений и навыков обучающихся.

Расположение на листе;

Рисование с натуры;

Рисование по представлению;

Смешивание красок;

Смешивание цветов и оттенков;

Применение цвета (орнамент в полосе, квадрате, круге и т.д);

Копирование элементов, дорисовывание.

п\п

Фамилия, имя

Расположение на листе

Рисование с натуры

Рисование по представлению

Смешивание красок

Смешивание цветов и оттенков

Копирование элементов, дорисовывание

1

полуг.

2

полуг.

1

полуг.

2

полуг.

1

полуг.

2

полуг.

1

полуг.

2

полуг.

1

полуг.

2

полуг.

1

полуг.

2

полуг.

1

                         

2

                         

3

                         

Примечание:

«В» - высокий уровень развития

«С» - средний уровень развития

«Н» - низкий уровень развития

Уровни освоения программы по изобразительной деятельности.

Высокий. Ребенок обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности и произведениях искусства, испытывает удовольствие и радость от встречи с ним. Видит общие, типичные, характерные и индивидуальные признаки предметов, живых объектов и явлений действительности. Видит и понимает разнообразные эмоциональные проявления в окружающем мире, а также в художественных образах, за внешним выражением переживаний видит внутреннее состояние, настроение, сопереживает им. Знает различные виды и жанры изобразительного искусства, видит их особенности; рассказывает о профессиях художника, скульптора, графика, декоратора, архитектора, об особенностях их творческого труда. Ниже высокого

Средний. Ребенок проявляет интерес и потребность в общении с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, испытывает радость от встречи с ним. Видит характерные признаки объектов и явлений окружающего мира. Различает виды искусства по их жанрам, средствам выразительности. Имеет представление о творческом труде художников, скульпторов, графиков, видит особенности творческой манеры некоторых из них. Может самостоятельно и целенаправленно рассматривать произведения искусства, соотносить воспринятое со своим опытом, чувствами и представлениями. Общается по поводу воспринятого со сверстниками, взрослыми. Использует в собственной деятельности средства выразительности, навыки и умения для создания выразительного образа. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество.

Выше или ниже среднего.

Низкий.Ребенок проявляет интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, замечает общие и характерные признаки предметов, живых объектов и явлений. Видит и понимает эмоциональные состояния (наиболее ярко выраженные] окружающих, а также художественных образов, сопереживает им. Виды, жанры и средства выразительности изобразительного искусства не выделяет. Понимает, для чего предназначено искусство, как относятся к нему люди; соотносит воспринятое с личным опытом. При активном побуждении взрослого может общаться по поводу воспринятого, эмоционально, образно высказывать свои суждения. Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями, но пользуется ими еще недостаточно осознанно и самостоятельно. Творчество не проявляет. Выше низкого.

Анализ процесса изобразительной деятельности.

1.Характер линии

а) характер линии:

слитная;

линия прерывистая;

дрожащая (жесткая, грубая);

б) нажим:

средний;

сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);

слабый (иногда еле видный);

в) раскрашивание (размах):

мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;

крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;

беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;

г) регуляция силы нажима:

регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;

не всегда регулирует силу нажима и размах;

не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.

2.Регуляция деятельности

а) отношение к оценке взрослого:

адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности;

эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при критике – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);

безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б) оценка ребёнком созданного им изображения:

адекватна;

неадекватна (завышенная, заниженная);

отсутствует;

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребёнок относится:

к предложенному заданию;

к процессу деятельности;

к продукту собственной деятельности.

3.Уровень самостоятельности:

выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;

необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

4.Творчество:

а) самостоятельность замысла;

б) оригинальность изображения;

в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нём показателям носит не количественный, а качественный характер и даётся в описательной форме.

 

Заключение

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.

Изобразительная деятельность – это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых образов. Созданный

образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью.

Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.

Очень важны условия, при которых ребенок эмоционально реагирует на  краски, цвет, формы, выбирая их по своему желанию. Благодаря  воспитанию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринимать окружающую

действительность, что способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов.

Занятия показали, что у детей есть огромный интерес и желание, но необходимо постоянно заниматься с детьми для повышения уровня  способностей, иначе эти способности могут угаснуть.

 

Литература

1. Алехин А. Д. Когда начинается художник. — М., 1993.

2. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. — М., 1989.

4. Ватагин В. А. Изображение животного. — М., 1996.

5. Карлов Г. Н. Изображение птиц и зверей. М., 1976.

6. Карцер Ю. М. Рисунок и живопись. — М., 1992.

7. Кузин В. С. Методика преподавания изобрази­тельного искусства в 1—3 кл. — 2-е изд. — М., 1983.

8. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методы его преподавания в школе: учебник для студентов средних специальных учебных заведений и художест­венных факультетов педагогических институтов и университетов. — 3-е изд. — М., 1998.

9. Кузин В. С, Кубышкина Э. И. Изобрази­тельное искусство. 1 кл.: учебник. — М.: Дрофа, 2002—2007.

10. Кузин В. С, Кубышкина Э. И. Изобрази­тельное искусство. 2 кл.: учебник. — М.: Дрофа,2003—2007.

11. Кузин В. С, Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. Зкл.: учебник. — М.: Дрофа, 2004—2007.

12. Кузин В. С. Изобразительное искусство. 4 кл.: учебник. — М.: Дрофа, 2005—2007.

13. Кузин В. С. Рисунок. Наброски и зарисовки: учебное пособие для студентов художественно-графи­ческих факультетов педагогических институтов и университетов. М., 2004.

14. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – М. 1981.

15. Яшухин А.П., Ломов С.П. Живопись: учебник для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов и университетов.

16. Беляев Т. Ф. Упражнения по развитию простран­ственных представлений у учащихся. М., 1983.

17. Кузин В. С. Рисунок. Наброски и зарисовки: учебное пособие для студентов художественно-графи­ческих факультетов педагогических институтов и университетов. М., 2004.

18. Маслов Н. Я. Пленэр. М., 1984.
19.
Михайлов А. М. Искусство акварели. М., 1995.

20. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изо­бразительного искусства в школе. 3-е изд. М., 1998.

21. Тиханова В. А. Птицы и звери Василия Ватагина. М., 1987.

22. Шорохов Е. В. Композиция. М., 1980.

23.Степанов С. Диагностика интеллекта методом рисунчатого теста. – М., 1992.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.