Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению кружка «Шахматы»
Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицея с. Месягутово средняя общеобразовательная школа в с. Ариево имени Марата Нафикова муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан
«Согласовано» Зам. директора по ВР _______ Якупова Ф.К. "___" __________2019г | «Утверждаю» Заместитель директора по УВР __________Гайнуллин А.А. Приказ № 112-а от 30. 08. 2019г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению
кружка «Шахматы»
Данная программа составлена на основе:
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ от 17.12.2010 г. №1897 с изменениями, внесенными приказом МОРФ от 29 декабря 2014 г. № 1644 от 31. 12. 2015г. № 1577)
Примерной программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование) Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др./Под ред. Горского Д.В.
Составил: учитель математики
Нургалин Р.Х.
Пояснительная записка
В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 3 – 9 классов (8-16 лет). Программа рассчитана на 3 года обучения из расчета 1 час в неделю. Всего: 35 часов в год.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;
научить воспитанников играть шахматную партию с записью;
обучить решать комбинации на разные темы;
обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения решать комбинации на различные темы;
научить детей видеть в позиции разные варианты.
Развивающие:
развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость;
развивать способность анализировать и делать выводы;
развивать волевые качества личности.
Воспитательные:
воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели;
сформировать правильное поведение во время игры;
воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
Личностные результаты освоения программы курса.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
Предметные результаты освоения программы курса.
Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой;
Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Содержание программы
Первый год обучения
Шахматная доска и фигуры. Начальная расстановка фигур
Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат. Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения. Научиться различать и называть шахматные фигуры. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Ходы и взятия фигур
Правила хода и взятия каждой из фигур. Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза, нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля. Шах. Короткая и длинная рокировка. Запись шахматных позиций. Практическая игра.
Дидактические игры и задания
"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат
Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат. «Бешеные» фигуры. Сходство и различие между понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.
Дидактические игры и задания
"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.
"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
Запись шахматных ходов
Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.
Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен
Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.
Общие принципы разыгрывания дебюта
Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Дебютные ловушки. Раннее развитие ферзя. Дебютные ловушки.
К концу первого года обучения учащиеся должны знать:
—шахматную доску и её структуру;
—обозначение полей линий;
—ходы и взятия всех фигур, рокировку;
—основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья,
ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение, за-
щита, три стадии шахматной партии, развитие и др.);
уметь:
—играть партию от начала до конца по шахматным правилам;
—записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;
—находить мат в один ход в любых задачах такого типа;
—оценивать количество материала каждой из сторон и определять
наличие материального перевеса;
—планировать, контролировать и оценивать действия соперников;
—определять общую цель и пути её достижения;
Второй год обучения
Повторение
Ходы и взятия фигур. Понятия шаха, мата и пата. Задачи на ценность.
Правила записи ходов. Принципы игры в дебюте, анализ учебных партий.
Защита
Понятие о защите. Уничтожение атакующей фигуры, уход из-под
удара, перекрытие линии атаки, защита атакованной фигуры своей фигурой, контратака.
Реализация большого материального перевеса
Матование одинокого короля ферзём и ладьёй, двумя ладьями, королём и ферзём, королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски. Оппозиция.
Эндшпиль
Общие принципы разыгрывания эндшпилей, их классификация.
—Пешечные эндшпили. Король и пешка против короля. Роль оппозиции, правило квадрата, ключевые поля. Король и крайняя пешка против короля. Треугольник как средство вынуждения цугцванга. Пешечный прорыв.
—Ладейные эндшпили. Ладья и пешка против короля. Позиция Филидора. Мост и его построение. Ферзь против пешки. Алгоритм выигрыша.
Практическая игра
Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи.
Анализ ошибок.
К концу второго года обучения учащиеся должны знать:
—выигрышные стратегии матования одинокого короля;
уметь:
—ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королём и ферзём,
королём и ладьёй из любой позиции;
—понимать причины своего выигрыша и проигрыша;
—сравнивать и анализировать действия других игроков;
—разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили.
Третий год обучения
Повторение
Способы защиты от нападения. Матование одинокого короля. Простейшие пешечные и ладейные эндшпили.
Тактика в шахматах и определение комбинации
Тактические приёмы и комбинации. Определение комбинации. Вариант, форсированный вариант, жертва. Двойной удар, связка, открытое нападение, слабость последней горизонтали. Устранение защиты, отвлечение, завлечение, блокировка, освобождение пространства, перекрытие, «мельница», «рентген», перегрузка, разрушение пешечного прикрытия короля — основные идеи комбинаций. Комбинации на сочетание идей.
Практическая игра
К концу третьего года обучения учащиеся должны знать и уметь:
—основные идеи комбинаций различных типов;
—осуществлять простейшие комбинации;
—определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Тематическое планирование
№ | Темы | Кол-во часов |
Первый год обучения | ||
1 | Фигуры и шахматная доска | 3 |
2 | Ходы и взятия фигур | 12 |
3 | Цель и результат шахматной партии | 10 |
4 | Запись шахматных ходов | 2 |
5 | Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен | 2 |
6 | Общие принципы разыгрывания дебюта | 6 |
| Итого | 35 |
Второй год обучения | ||
1 | Повторение | 6 |
2 | Защита | 6 |
3 | Реализация большого материального перевеса | 10 |
4 | Эндшпиль | 9 |
5 | Практическая игра | 4 |
| Итого | 35 |
Третий год обучения | ||
1 | Повторение | 3 |
2 | Тактика в шахматах и определение комбинации | 29 |
3 | Практическая игра | 3 |
Календарно - тематическое планирование. 1-й год обучения | ||||
№ ур. | Тема занятия | Кол. час. | Дата | |
по плану | по факту | |||
Фигуры и шахматная доска (3 ч) | ||||
1 | Шахматная доска. Поля, линии. Обозначение полей и линий. Легенда о возникновении шахмат | 1 | | |
2 | Шахматные фигуры и их обозначения. | 1 | | |
3 | Начальная расстановка фигур | 1 | | |
Ходы и взятия фигур (12 ч) | ||||
4 | Ходы ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. | 1 | | |
5 | Взятие ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. | 1 | | |
6 | Практическая игра. | 1 | | |
7 | Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. | 1 | | |
8 | Угроза, нападение, защита. | 1 | | |
9 | Превращение и взятие на проходе пешкой. | 1 | | |
10 | Значение короля. | 1 | | |
11 | Шах | 1 | | |
12 | Короткая и длинная рокировка. | 1 | | |
13-15 | Практическая игра. | 3 | | |
Цель и результат шахматной партии. (10 ч) | ||||
16 | Шах, мат и пат. | 1 | | |
17 | Способы защиты от шаха. | 1 | | |
18 | Открытый, двойной шах. | 1 | | |
19-20 | Сходство и различие между понятиями шаха и мата. | 2 | | |
21 | Алгоритм решения задач на мат в один ход | 1 | | |
22 | Пат. «Бешеные» фигуры. | 1 | | |
23-24 | Выигрыш, ничья, виды ничьей. | 2 | | |
25 | Правила шахматных соревнований. Шахматные часы. | 1 | | |
Запись шахматных ходов (2 ч) | ||||
26 | Принцип записи перемещения фигуры. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. | 1 | | |
27 | Полная и краткая нотация. | 1 | | |
Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2 ч) | ||||
28 | Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. | 1 | | |
29 | Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество. | 1 | | |
Общие принципы разыгрывания дебюта (6 ч) | ||||
30 | Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. | 1 | | |
31 | Классификация дебютов. | 1 | | |
32 | Анализ учебных партий | 1 | | |
33 | Раннее развитие ферзя. | 1 | | |
34-35 | Дебютные ловушки. | 2 | | |
Календарно - тематическое планирование. 2-й год обучения | ||||
№ ур. | Тема занятия | Кол. часов | Дата | |
по плану | по факту | |||
Повторение (6 ч) | ||||
1 | Ходы и взятия фигур. | 1 | | |
2 | Понятия шаха, мата и пата. | 1 | | |
3 | Задачи на ценность. | 1 | | |
4 | Правила записи ходов. | 1 | | |
5 | Принципы игры в дебюте. | 1 | | |
6 | Анализ учебных партий. | 1 | | |
Защита (6 ч) | ||||
7 | Понятие о защите. | 1 | | |
8 | Уничтожение атакующей фигуры. | 1 | | |
9 | Уход из-под удара. | 1 | | |
10 | Перекрытие линии атаки. | 1 | | |
11 | Защита атакованной фигуры своей фигурой. | 1 | | |
12 | Контратака. | 1 | | |
Реализация большого материального перевеса (10 ч) | ||||
13 | Матование одинокого короля ферзём и ладьёй. | 1 | | |
14 | Матование одинокого короля двумя ладьями. | 1 | | |
15 | Матование одинокого короля королём и ферзём. | 1 | | |
16 | Матование одинокого короля королём и ладьёй. | 1 | | |
17 | Матование одинокого короля королём и ладьёй. | 1 | | |
18-20 | Матовые и патовые позиции. | 3 | | |
21 | Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски. | 1 | | |
22 | Оппозиция. | 1 | | |
Эндшпиль (9 ч) | ||||
23 | Общие принципы разыгрывания эндшпилей. | 1 | | |
24-25 | Классификация эндшпилей. | 2 | | |
26-27 | Защита от эндшпиля. | 2 | | |
28-29 | Пешечные эндшпили. | 2 | | |
30-31 | Ладейные эндшпили. | 2 | | |
Практическая игра (4 ч) | ||||
32-33 | Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. | 2 | | |
34-35 | Анализ ошибок. | 2 | | |
Календарно - тематическое планирование. 3-й год обучения | ||||
№п/п | Тема занятия | Кол. часов | Дата | |
по плану | по факту | |||
Повторение (3 ч) | ||||
1 | Способы защиты от нападения. | 1 | | |
2 | Матование одинокого короля. | 1 | | |
3 | Простейшие пешечные и ладейные эндшпили. | 1 | | |
Тактика в шахматах и определение комбинации (29 ч) | ||||
4-5 | Тактические приёмы и комбинации. | 2 | | |
6-7 | Форсированный вариант. | 2 | | |
8-9 | Вариант жертва. | 2 | | |
10-11 | Двойной удар. | 2 | | |
12-13 | Связка. | 1 | | |
14-15 | Открытое нападение. | 2 | | |
16-17 | Слабость последней горизонтали. | 2 | | |
18-19 | Устранение защиты. | 2 | | |
20 -21 | Отвлечение, завлечение. | 2 | | |
22-23 | Блокировка. | 2 | | |
24-25 | Освобождение пространства. | 2 | | |
26 | Перекрытие. | 1 | | |
27- 29 | «Мельница», «рентген», перегрузка. | 3 | | |
30-31 | Разрушение пешечного прикрытия короля. | 2 | | |
32 | Комбинации на сочетание идей. | 1 | | |
Практическая игра (3 ч) | ||||
33-35 | Практическая игра | 3 | | |