Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению Школьный театр "Вдохновение" для обучающихся 7-9 классов
Пояснительная записка
Программа «От этюда до театра» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной общеобразовательной программы, в том числе в соответствии С Законом ФЗ №273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам", СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей» и др. Программа является авторской.
Программа носит художественн0-эстетическую направленность
В век гаджетов навыки естественного артистизма исчезают у детей. Обосабливаясь, они теряют коммуникативные способности, уверенность в себе, творческое начало. Теперь детям часто нужна помощь для адаптации в социуме. Лучший способ — актёрские тренинги, конечно, в игровой форме. Дети, оторванные от телефонов, учатся: навыкам живого общения; импровизации; фантазировать, перевоплощаться; не бояться публичных выступлений; смеяться над собой; сочувствовать, помогать. Творческие уроки развивают речь, улучшают дикцию, расширяют кругозор, словарный запас, развивают память ребёнка. Самое главное: навыки эти помогают проявить свою индивидуальность, стать личностью, выбрать для себя лучшее направление во взрослой жизни.
Театрализованная деятельность детей является одним из методов развивающего обучения, направленного на развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики), психофизических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.), речи. Представленная в программе система разнообразных игр, упражнений направлена на развитие умений понимать и отражать чувства и состояния других, умения видеть, анализировать и драматизировать ситуацию с позиций разных персонажей, что способствует нравственному развитию детей: умению сопереживать, наблюдать, контролировать свои поступки и отвечать за них.
Цель и задачи учебного предмета
Цели программы:
- художественно-эстетическое развитие личности ребенка на основе приобретенных им в процессе освоения программы театрально-исполнительских знаний, умений и навыков.
- развитие инициативности, эмоциональной сферы, коммуникативных навыков учащихся средствами театрализованной деятельности.
Для осуществления этих целей необходимы занятия по трем дисциплинам – актерскому мастерству, сценической речи и сценическому движению.
Задачи:
опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала;
формировать навык коллективного творческого взаимодействия и общения;
привить интерес через театр к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;
заложить первоначальную основу творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе;
ориентация на воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, интересную личность, обладающую художественным вкусом, энциклопедическими знаниями, собственным мнением.
Актуальность программы заключается в том, что систематизированные средства и методы театрально-игровой деятельности направлены на развитие речевого аппарата, дикции, пластики, фантазии и воображения детей, формирование уверенности в себе, а также способствуют эффективному овладению навыками общения, способствуют развитию межличностного взаимодействия, помогают детям адаптироваться в обществе. Реализуются задачи, ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей.
Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на один год обучения, всего 34 часа в очной форме.
Режим, периодичность и продолжительность занятий. В течение всего периода обучения учебный процесс организован следующим образом: групповые очные учебные занятия проводятся по 1 академический час.
Адресат программы. В студии актерского мастерства занимаются ребята от 11 до 15 лет.
В силу значительной поведенческой, психо-эмоциональной, физиологической разницы между детьми 11-12 и 13-15 лет большая часть занятий проводится по двум возрастным подгруппам с учетом возрастных особенностей согласно требованиям СаНПиНа и здоровьесберегающим технологиям (общее количество обучающихся не более 30). Однако, для сплочения коллектива при подготовке к спектаклям задействуются все участники студии. Так в школе несколько лет традиционно готовятся спектакли к Новому году с участием детей 5-9 классов.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
• умение организовывать самостоятельную творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
• анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
• планировать свои действия на отдельных этапах работы над выступлением, пьесой;
• осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности
• осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; позитивной самооценки своих актёрских способностей.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
۰ пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя.
۰ понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
۰ проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям, в инсценизации.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
۰ включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
۰работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
۰ обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; понимать свой успех и неуспех;
۰предлагать помощь и сотрудничество другим;
۰ слушать собеседника и слышать его;
۰ договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
۰ формулировать собственное мнение и позицию;
۰уметь слушать и слышать товарищей; понимать их позицию;
۰осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
обучающиеся научатся:
۰ выполнять упражнения актёрского тренинга;
۰строить этюд в паре с любым партнёром;
۰ развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
۰учатся говорить четко, красиво;
۰ видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
۰ сочинять этюды на заданную тему;
۰изучать особенности декламации стихотворного текста и прозы;
۰ умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение, счастье).
Содержание курса
РАЗДЕЛ 1. Основы театральной культуры. Театр как вид искусства
Роль театрального искусства в формировании личности. Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда артистов театра.
История возникновения театра. Виды театрального искусства. Культура поведения в театре. «Зритель» и «фанат». Структура театра, основные профессии: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Театральное здание. Зрительный зал. Сцена. Мир кулис. Сценарий и правила работы с ним. Выразительное чтение разных текстов.
РАЗДЕЛ 2. Ритмопластика
Ритмопластика массовых сцен и образов. Совершенствование осанки и походки. Владение своим телом, свобода и выразительность движений.
Постановка танцев (для отдельных эпизодов).
Раздел 3. Театральная игра
Театральные игры, импровизация. Действия с воображаемым предметом. Пластические, ритмические, музыкальные игры.
Этюд. Сценический этюд. Беспредметный этюд на контрасты (2 человека, сцена разделена перегородкой). Артикуляция. Работа над дикцией.
РАЗДЕЛ 4. Этика и этикет
«Этика», «этикет», «этикетка» Такт. Золотое правило нравственности. Культурный человек… Какой он?
РАЗДЕЛ 5. Культура и техника речи
Учимся говорить красиво. Развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Правильная артикуляция, чёткая дикцией, разнообразная интонация. Дыхательные и артикуляционные упражнения. Выразительное чтение поэзии и прозы. Работа над выразительностью речи.
Учебно-тематический план
Учитель: Панасенко Мария Александровна
Количество часов: 35 часов, в неделю: 1 час
№ п/п | Разделы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
| Организационное занятие. Основы театральной культуры. Театр как вид искусства | 17 | 5 | 8 |
| Ритмопластика | 3 | 1 | 3 |
| Театральная игра | 7 | 2 | 7 |
| Этика и этикет | 2 | 1 | 2 |
| Культура и техника | 6 | 1 | 5 |
| Итого: | 35 | 10 | 25 |
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Теоретические навыки | Практические навыки | Дата | ||
План | Факт | ||||||
ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. ТЕАТР КАК ВИД ИСКУССТВА | | ||||||
1 | Вводное занятие «Что такое театр?». Особенности театра. | 1 | Словарь: театр, актер, аншлаг, бутафория, декорации. | Игра «Назови свое имя ласково». | | | |
2 | Виды театрального искусства. Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. | 1 | Драма, комедия, трагедия, интермедия | | | | |
3 | Подготовка ко Дню учителя. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Распределение ролей. | 1 | Словарь: балет драматический; Театр зверей, кукольный. | Представьте разные театры. Подготовка костюмов, декораций. | | | |
4 | Подготовка декораций и костюмов. Репетиция. Работа над темпом, громкостью речи. | 1 | Декорации. | Выразительное чтение стихов. | | | |
5 | Генеральная репетиция к празднику День учителя. | 1 | | | | | |
6 | Анализ выступления на празднике День учителя (недостатки, интересно ли было работать над спектаклем, что будем делать дальше). | 1 | | Учимся высказывать отношение к работе, аргументируя | | | |
7 | Что такое сценарий? Обсуждение сценария сказки «Рукавичка» на новый лад. | 1 | | | | | |
8 | Выразительное чтение сказки по ролям. | 1 | | Учимся выразительному чтению | | | |
9 | Культура поведения в театре. Понятия «зритель» и «фанат». Обсуждение сценария. | 1 | | | | | |
10 | Театральное здание. Зрительный зал. Сцена. Мир кулис. | 1 | Кулисы, рампа, подмостки. | | | | |
11 | Знакомство с Новогодними сказками. Чтение сказок по ролям. | 1 | | Работа над артикуляцией звуков. | | | |
12 | Сценарий и правила работы с ним. | 1 | Сценарий, сценарист | | | | |
13 | Выбор сценария для постановки на Новый год. Распределение ролей с учетом пожеланий артистов. | 1 | | | | | |
14 | Подбор музыкального сопровождения. Репетиция. Изготовление декораций. | 1 | Декорации | | | | |
15 | Изготовление декораций, костюмов. Репетиция. | 1 | | Изготовление декораций и костюмов | | | |
16 | Генеральная репетиция Новогоднего сценария. | 1 | | | | | |
17 | Обсуждение спектакля (успех или неуспех? ошибки, недостатки). | 1 | | | | | |
РИТМОПЛАСТИКА | |||||||
18 | Ритмопластика массовых сцен и образов. Совершенствование осанки и походки. Учимся создавать образы животных. | 1 | Осанка, и походка. | | | | |
19 | Творческие задания «Изобрази», «Войди в образ». «Профессионалы», «Что бы это значило», «Перехват». Упражнения «Исходное положение», « Зернышко» | 1 | | Учить показывать животных с помощью мимики. | | | |
20 | Музыкальные пластические игры и упражнения. Работа в парах, группах, чтение диалогов, монологов. | 1 | | Работа над дикцией и пластикой. | | | |
ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА | |||||||
21 | Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславский). | 1 | Этюд, диалог, монолог. | | | | |
22 | Шутливые словесные загадки. Найди ошибку и назови слово правильно. | 1 | | | | | |
23 | Подготовка ко Дню 8 Марта. Выбор сценок и распределение ролей. Подбор музыкального сопровождения. | 1
| | Работа над движениями на сцене. | | | |
24 | Генеральная репетиция. Подготовка костюмов и декораций. | 1 | | | | | |
25 | Обсуждение праздничного выступления. | 1 | | Учить высказывать свое мнение, аргументируя. | | | |
26 | Этюд как основное средство воспитания актера. Беспредметный этюд на контрасты (2 человека, сцена разделена перегородкой). «Разговор по телефону с невидимым оппонентом». | 1 | | | | | |
27 | Сценический этюд: «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных. (Курица – петух, свинья-корова, лев-баран, собака – кошка, две обезьяны, большая собака – маленькая собака) | 1 | Д/и «Угадай животное». | Показ «разговора» животных. | | | |
ЭТИКА И ЭТИКЕТ | |||||||
28 | «Этика», «этикет», «этикетка», научиться их различать. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». | 1 | Познакомить с понятиями «этика», «этикет». | Ирга: « Я начну, а вы кончайте...» | | | |
29 | Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». | 1 | | | | | |
КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ. | |||||||
30 | Что такое культура и техника речи. Выразительное чтение поэзии и прозы. | 1 | | | | | |
31 | Учусь говорить красиво. Что значит красиво говорить? «Сквернословие… это всегда плохо или иногда хорошо?». | 1 | Познакомить с понятиями «сквернословие». | Учить высказывать свое мнение, аргументировать | | | |
32 | Культура и техника речи. В мире пословиц, поговорок, скороговорок. | 1 | | Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями. | | | |
33 | Выразительное чтение поэзии и прозы. | 1 | | Работа над дикцией. | | | |
34 | Посиделки за круглым столом: «Наши успехи и недостатки». Итоги работы за год. Показ заранее подготовленных самостоятельно сценок из школьной жизни. | 1 | | | | | |
35 | Резервный урок | 1 | | | | |