Рабочая программа внеурочной деятельности "Россия-мои горизонты"

4
0
Материал опубликован 29 May в группе

Министерство образования и науки Алтайского края

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Воеводская общеобразовательная школа-интернат»



РАССМОТРЕНО:

Руководитель МО

___________Коврига Т.М.

Протокол № ______

от_________________

ПРИНЯТО:

на заседании педагогического совета

Протокол №______

от ________________


УТВЕРЖДАЮ:

Директор

________ Горбунова Т.В.


Приказ №____ от________









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

профориентационной направленности

«Россия- мои горизонты»

для 8 класса


на 2023-2024 учебный год








Составитель: Т.М. Коврига












с. Воеводское – 2023г.








Содержание рабочей программы

Паспорт рабочей программы………………………стр.3

Пояснительная записка……………………………..стр.4 -5

Содержание учебного материала………………….стр.5-7

Планируемые результаты освоения курса

внеурочной деятельности…………………………..стр. 7-8

Тематическое планирование ………………………стр. 9-10

Учебно-методическое обеспечение ………………...стр. 11









































ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Тип программы: адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Статус программы: рабочая программа внеурочной деятельности

Назначение программы: для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, право на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.


Категория обучающихся: учащиеся 8 класса КГБОУ «Воеводская общеобразовательная школа-интернат».

Форма обучения: очная.

Объём учебного времени: 34часа.

Режим занятий:1 час в неделю.



























Пояснительная записка

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

Федерального закона от 29.12.2012 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; или основного общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения от 31.05.2021

№ 287;

Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 СК-295/06;

Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 09-1672;

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 996-р;

СанПиН 1.2.3685-21;

Место курса в плане внеурочной деятельности: учебный курс предназначен для обучающихся 8 класса; рассчитан на 1 час в неделю (34 часа в год в каждом классе).



Программа «Россия –мои горизонты» направлена на расширение кругозора учащихся по профориентации и создание условий для формирования личностных качеств.

Цель: формирование у учащихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших подростков в будущем.

Задачи:

Выявление интересов, склонностей и личностных особенностей учащихся , необходимых для осознанного профильного и личностного самоопределения;

Овладение школьниками информацией о мире профессий, путях, условиях их получения, состоянии рынка труда;

Формирование у учащихся устойчивой системы мотивов, интересов, развитие способностей и возможностей;

Развитие у учащихся самосознания, потребности самовыражения и самоутверждения в будущей профессиональной деятельности;

Формирование у школьников социальных и профессиональных качеств, навыков, установок, ориентаций, позволяющих стать конкурентноспособным на рынке труда, самостоятельно принимать необходимые решения.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Программа предназначена для обучающихся 8 класса; рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год). Занятия проводятся в форме уроков- конструктора, деловых игр, викторин, мини-проектов, а также видео-уроки по отдельным профессиям и направлениям профессиональной деятельности человека. Программа предусматривает итоговую работу в форме мини-сочинения, теста, проекта.

Программа даёт информацию о мире профессий, знакомит с профессиями своих родителей, c умениями и навыками общего труда на пользу людям, культурой труда, расширяет знания о производственной деятельности людей, о технике, о воспитании и уважении к людям труда, значения труда в жизни человека. Труд– как целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд как основа и непременное условие жизнедеятельности человека. Труд как средство развития мышления, способностей, интересов человека, приобретения знаний, умений и навыков, совершенствования воли и формирования характера. Программа помогает учащимся

разобраться в себе, что они хотят в этой жизни, что могут, и что им не по силам. Направляет на понятие что ему нужно сделать, чтобы его планы были осуществимыми.



Содержание курса внеурочной деятельности


Краткое описание содержания раздела, темы

Основные понятия

Виды деятельности учащихся

1. Вводное занятие. Что такое профессия?

Понятие профессии .Какие бывают профессии? Классификация типов профессий по предметам труда. Тренинг

«Утро профессионал начинает с…»

«Человек Природа» (П)

«Человек Техника» (Т)

«Человек – Человек» (Ч)

«Человек знаковая система» (З)

«Человек Художественный образ» (Х)

В ходе беседы дают определение профессии.

Классифицируют типы профессий по предметам труда.

Классифицируют типы профессий по фото.

2.Опасные в мире профессии.

Пожарный,шахтёр, и т.д. Важность

опасных профессий.Плюс и минус опасных профессий.

Героизм, отвага, ответственность

Просмотр видеофильма . Называют опасные профессии. Называют плюсы и минусы данной профессии .В ходе игры определяют профессию по

предметам труда, классифицируют её тип. Составляют характеристику специалисту по выбору (работа в

группах). Выполняют рисунок (презентуют )

3. Викторина «Мир профессий»

Викторина по темам:«Мир профессий»,

«Классификация типов профессий»,

«Характеристика профессий», «Качества и

Характеристика ,качества,способности

Классифицируют тип профессии по орудиям труда. Определяют профессии по характеристике.




способности специалиста»


Называют важные качества специалиста. Определяют профессии

по загадкам.

4.Экскурсия в столовую. Знакомство с профессией повар.

Повар.Характеристика и классификация профессии .Плюс и минус профессии.

Место работы и способности повара.

Шеф-повар, повар-кондитер ,повар-технолог, повар-кулинар.

Экскурсия. Беседа по профессии повар. Просмотр мультфильма. Рисунок .

5. Экскурсия в библиотеку. .Знакомство с профессией библиотекарь.

Библиотекарь.Характеристика профессии. Обязанности библиотекаря.

Коммуникативные навыки. Библиотечный фонд

Экскурсия. Беседа по профессии

библиотекарь. Просмотр мультфильма

Рисунок.

6.Знакомство с профессией учитель.

История возникновения профессии учитель . Характеристика профессии . Основные задачи и обязанности учителя. Требования к профессии.

Педагогический такт, этика, дикция, чуткость, выдержка, самообладание, доброжелательность

Просмотр мультфильма. Беседа по профессии учитель . Составляют характеристику учителя. Рисуют в

группе портрет идеального учителя и подписывают основные качества .

7.Викторина «Все профессии важны!»

Профессии которые нас окружают

.Важность любой профессии.

Все профессии важны!

Отгадывают загадки по профессиям, выполняют задания в командах:

«Закончи пословицу», «Отгадай профессию по рисунку», «Пантомима»

8. Профессии родителей.

Важность выбранной профессии. Место работы и обязанности родителей как специалиста.

Качества, обязанности, основные требования к профессии.

Беседа по профессиям родителей. Называют место работы родителей . Указывают профессиональные качества родителей .Составляют

коллаж из профессий родителей группе)




9. Мини-сочинение на тему «Моя любимая профессия»

Моя любимая профессия. Почему я выбрал именно её? Какую пользу я

принесу обществу?

Профессия, выбор, польза обществу

Составляют мини –сочинение по теме

«Моя любимая профессия» .



Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Курс внеурочной деятельности «Россия-мои горизонты» ориентирован на формирование личностных и метапредметных результатов учащихся.

Личностные результаты:

непрерывное духовно-нравственное развитие, реализация творческого потенциала в социально ориентированной, общественно-полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания;

воспитание уважительного отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;

формирование поведенческих навыков трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД

высказывать своё предположение (версию), работать по плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД

доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной

речи.


Ожидаемые результаты обучения

К концу обучения дети должны знать/понимать:

- виды профессий;

-об учебных заведениях, предоставляющих возможность получения профессии;

-алгоритм стратегии выбора профессии и целеполагания, состояние современного рынка труда, пути получения профессии.

-иметь представление о себе и своём профессиональном соответствии;

-уметь принимать предварительное решение в профессиональном выборе;



Программа курса предусматривает вводный, текущий и итоговый контроль. В начале года вводное тестирование, которое помогает выявить уже имеющиеся знания и скорректировать работу в соответствии с уровнем подготовленности. Роль текущего контроля выполняют деловые игры, викторины, ребусы, кроссворды. По завершении года обучения курса учащиеся делают итоговую работу: пишут письменную работу в форме мини-сочинения 5 класс « Моя любимая профессия»

Критерии оценивания итоговой работы


Параметры

Наличие


1

Знает виды профессий

Да / нет


2

Имеет представления о требованиях, предъявляемых к выбранной профессии

Да / нет


3

Имеет представление о себе и своём профессиональном

соответствии

Да / нет


4

Видит перспективы своего развития в профессии

Да / нет


5

Понимает необходимость сверять свой выбор с

востребованностью на рынке труда

Да / нет




Календарно тематическое планирование.



Дата

Тема

Кол-во часов

1


Вводное занятие. Что такое профессия?

1

2


Человек и профессия.

1

3


Опасные профессии.

1

4


Ошибки при выборе профессии

1

5


Мифы выбора профессии.

1

6


Викторина «Мир профессий»

1

7


Профессии которые нас окружают

1

8


Знакомство с профессией повар.

1

9


Знакомство с профессией библиотекарь.

1

10


Знакомство с профессией учитель(презентация)

1

11


В каких профессиях не обойтись без души .

1

12


Викторина «Все профессии важны!»

1

13


Профориентационная игра «Угадай профессии.»

1

14


Профессии родителей.

1

15


Что такое профориентация

1

16


Здоровье и выбор профессии

1

17


Задатки и склонности.

1

18


Игра «Все работы хороши, выбирай

на вкус!»

1

19


« Счастье в труде» .Высказывания мудрецов о труде.

1

20


Формула профессии. «Хочу могу - надо».

1

21


Мои достоинства и недостатки

1

22


«Наперегонки с будущим » (жд-транспорт) (видеоурок)

1

23


«Быстрее! Выше! Умнее!» (здоровый образ жизни)(видеоурок)

1

24


« Профессия-

Чемпион»(видеоурок)

1

25


Что влияет на выбор профессии

1

26


Формула выбора профессии

1

27


Темперамент в профессиональном

становлении личности

1

28


Коммуникативные и организаторские

способности в выборе профессии

1

29


Качества личности в профессии. Самооценка

свойств личности.

1

30


Мотивы выбора профессии

1

31


Профессионал своего дела

1

32


Игротека «Все работы хороши выбирай на

вкус»

1

33


Мини-сочинение на тему «Моя

любимая профессия»

1

34


Итоговое занятие


1


Учебно-методическое обеспечение

Используемая литература

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование Под редакцией В.А. Горского Просвещение, 2014



Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники.

Практическое руководство для классных руководителей , школьных психологов, социальных педагогов. Н.С.Пряжников - М.: «ВАКО» , 2005


Профориентационная поддержка старшеклассников.

Учебно-методическое пособие / Т. В. Черникова М.: « Глобус», 2006


Игры и методики для профессионального самоопределения школьников.. Н.С.Пряжников .,Е.Ю.Пряжникова - М.: Academia , 2005,



Скорая помощь в выборе профессии. Практическое и методическое руководство для профконсультантов, школьных психологов и учителей, Г.В.Резапкина М.: «Генезис»

,2010



Список полезных интернет – ресурсов для педагога Презентации по профориентации:

PPt4WEB.ru “Вернисаж профессий»;

http://www.myshare “Профориентация. Как правильно выбрать профессию?»;

Prezentacii.com “Такие разные профессии»;

Сайт «Билет в будущее»






6


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей