Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я — гражданин России»

0
0
Материал опубликован 24 November 2016

1.Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я –гражданин России»», 1-4 классы составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г .№ 03- 296;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от   6 октября 2009 года № 373  «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции  Российской Федерации  22 декабря   2009 года, регистрационный № 15785);.

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от  26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» (зарегистрирован  Министерством юстиции  Российской Федерации   04 февраля 2011 года, регистрационный № 19707).

Авторской программы «Я – гражданин России», автор Власенко И.Г. опубликованной в журнале «Завуч начальной школы»

Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №54»;

Цели программы

Цель программы: создание условий для формирования личности гражда­нина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Оте­честву, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи:

создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого ученика верности Оте­честву, готовности приносить пользу обществу и государству;

утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патрио­тических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образо­вания, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

повышать качество патриотического воспитания через организаторскую пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма, как стержневой духовной составляющей гражданина России.

2.Общая характеристика учебного предмета

. Программа «Я - гражданин России» имеет духовно – нравственную направленность

Программа курса направлена на поддержку становления и развития высоконравственного творческого компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно – нравственного воспитания и развития патриотических чувств.

Программа ориентирована на осознание ответственности младших школьников за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений, осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность ).

Обучающиеся получат ценный жизненный опыт. Кроме того, получат дополнительную информацию по изучаемым школьным предметам (литературе, окружающему миру, технологии).

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности Гражданина.

3.Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане.

Организация работы по программе «Я - гражданин России» в 1-4-х классах рассчитана на 1 час в неделю и предполагает 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:

1-я ступень - 1-й класс «Маленькие Россияне»;

2-я ступень - 2-й класс «Моя Малая Родина»;

3-я ступень - 3-й класс «Россия - Родина моя»;

4-я ступень - 4-й класс «Я - гражданин России».

4.Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья ответственности за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира.

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимания и взаимопомощи своим родным, уважительное отношение к старшим.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека.

Ценность социальной солидарности – обладание чувством справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.

Ценностные установки:

любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и право­порядок, свобода и ответственность, доверие к людям;

долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерант­ность;

родная земля, заповедная природа, планета Земля;

красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, ху­дожественное творчество.

5.Личностные и метапредметные результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками 4 класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

 

осознание себя членом общества и государства самоопределение

своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей

стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

осознание своей этнической и культурной принадлежности в

контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии

культур, национальностей, религий России;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других

народов России;

уважение к людям других национальностей, вероисповедания,

культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих

ценностей;

способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных

моральных норм, требующих для своего выполнения развития

самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты:

способность регулировать собственную деятельность (в том числе

учебную, направленную на познание закономерностей социальной

действительности;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения

учебных задач;

освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со

взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа,

семья, учреждения культуры в городе, т.д.).

способность использовать источники художественного наследия в

пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в

обществе).

совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой

литературы, историко-художественной и историко-популярной

литературы.

Предметные результаты:

усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об

обществе и роли человека в нем;

владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания

младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего

правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие,

хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека,

религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция,

Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство,

социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ

жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность,

ответственность.

владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные

связи в социуме;

овладение основами правовой грамотности, правилами правового и

нравственного поведения.

знание наиболее значимых событий в истории материальной и

духовной культуры России.

Планируемые результаты:

Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, госу­дарственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном до­стоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей се­мьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации граж­данской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного воз­раста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетическим отношением к окружа­ющему миру и самому себе.

У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в эко­логических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.

Формы организации внеурочной деятельности

Программа предполагает следующие формы работы: коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия (урочные, внеурочные, внешкольные):

беседы;

классный час;

встречи с интересными людьми;

литературно-музыкальные композиции;

просмотр и обсуждение видеоматериала;

экскурсии;

 

Практические занятия :

творческие конкурсы;

выставки декоративно-прикладного искусства;

коллективные творческие дела;

соревнования;

показательные выступления;

праздники;

викторины;

интеллектуально-познавательные игры;

трудовые дела;

тренинги;

наблюдение учащихся за событиями в стране;

обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

заочные путешествия;

акции благотворительности, милосердия;

творческие проекты, презентации;

проведение выставок семейного художественного творчества, музыкаль­ных вечеров;

сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содер­жания.

6.Содержание курса внеурочной деятельности.

1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе. Кто я? Какой я? Откуда я родом. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов.

2.“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье. День пожилого человека. Песни бабушек. Панорама добрых дел. Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности. Мини – проект.

3.“Я и культура”(4ч) – формирование отношения к искусству. Знаменитые писатели и поэты. Образ русской женщины. О красоте, моде и хорошем вкусе. Масленица.

4.“Я и школа”(6ч) – формирование гражданского отношения к школе. Продолжаем изучать Школьный Устав. Школьный двор. Десант чистоты и порядка. Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.

5.“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству. Поговорим о толерантности. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения. Права ребенка. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России. Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне. . Победа деда – моя победа.

6.“Я и планета”(6ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля. В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек. Растения из Красной книги. Я - житель планеты Земля. Берегите природу. Изготовление кормушек, поделок из бросового материала.

В результате реализации программы ожидается:

развитие творческих способностей;

осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, спо­собность руководствоваться ими в практической деятельности.

Конечным результатом реализации программы должна стать активная граж­данская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:

доброжелательный;

порядочный;

самодисциплинированный;

уверенный;

терпимый (толерантный);

самостоятельный;

ответственный;

целеустремленный (особенно к знаниям);

внимательный к сверстникам;

аккуратный;

уважительный;

любящий;

интеллектуальный;

здоровый;

общительный;

любознательный;

сопереживающий;

воспитанный;

трудолюбивый;

открытый;

активный;

коммуникабельный;

социально зрелый и др.

В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личност­ным потенциалом

7.Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся

Тема

Основные виды внеурочной деятельности

Количество часов

1

Символика России

Называть символы России

Называть задачи общения.

Называть некоторые коммуникативные профессии

Анализировать отношение к при­роде, окружающей среде

Реализовывать мораль­ные нормы и правила поведения

1

2

Символы нашего края.

1

3

Поговорим о толерантности

1

4

Кто я? Какой я? Беседа с творческим заданием

1

5

Тропы природы. Изготовление поделок из бросового материала.

1

6

Моя семья. Мини – проект

1

7

Наши классные обязанности. Выпуск буклетов

1

8

Десант чистоты и порядка

1

9

В ответе за тех, кого приучили. Беседа с элементами игры

1

10

Я и мой класс. Конкурс рисунков

1

11

Правила жизни. Беседа с элементами игры.

Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами.

Называть задачи слушания .

Формулировать права и обязанности человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетическим отношением к окружа­ющему миру и самому себе.

.

Демонстрировать эстетическое отношение к окружа­ющему миру и самому себе.

Анализировать отношение к учебному труду

\

1

12

Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети»

1

13

Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо

1

14

Государственный праздник – День Согласия и примирения

1

15

День пожилого человека. Акция «Доброта души»

1

16

Песни бабушек. Конкурс песен

1

17

Откуда я родом. Презентация.

1

18

Зачем нужно учиться в школе

1

19

Мой город. Конкурс сочинений

Анализировать

Называть задачи общения .

Называть некоторые коммуникативные профессии .

Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче .

Формулировать представления об эстетиче­ских идеалах


 

Формировать начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, меж­ду поколениями

1

20

Путешествие в страну Законию. Викторина.

1

21

Знаменитые писатели и поэты. Литературная викторина.

1

22

Основной закон жизни нашего государства. Беседа

1

23

Я и моя семья. Фотовыставка.

1

24

Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.

1

25

Растения из Красной книги. Просмотр видеофильма.

1

26

Панорама добрых дел.

1

27

Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов.

1

28

Мир моих интересов. Беседа с творческим заданием

Называть задачи общения

Анализировать отношение к семье, старшему поколению

Анализировать отношение к при­роде, окружающей среде

1

29

Забота о родителях – дело совести каждого.

1

30

Мой лучший школьный друг. Письмо другу

1

31

Я - житель планеты Земля. Круглый стол

1

32

Берегите природу. Конкурс экологических сказок

1

33

Победа деда – моя победа. Мини – проекты о своих героических родственниках.

Формировать чувство гордости за родную страну

1

34

Есть такая профессия – Родину защищать. Конкурсная познавательная программа.

Называть профессии, связанные с защитой Родины

1

 

6.Материально-техническое обеспечение курса

1. Компьютер – 1 шт.

2.Принтер – 1 шт.

3.Проектор -1 шт.

4. Парты -15 шт.

5.Стулья – 30 шт.

6.Доска – 1 шт

7. Алексеева Л.Н. Стихи о растениях. СПб.: Тритон, 1997 г.

8. Антошин М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе М Айрис-пресс, 2003 г.

9. Баранова И.В. Нравственные ценности. М.: Генезис, 2004 г.

10. Бродовска З.В. В стране экологических загадок. Новосибирск, 2003 г.

Приложение

Оценочные материалы

Критерии

Индикатор

Измеритель

Обретение чувства граждан­ственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Имеет четкое представление о принад­лежности к РФ

Анкета

Испытывает чувство гордости за родную страну

Анкета, педагогическое наблюде­ние, педагогический анализ

Имеет представление о понятии «граж­данин»

Анкета

Имеет начальные представления о пра­вах, свободах и обязанностях человека

Анкета, анализ творческих работ, собеседование

Сформированность мораль­ных норм и правил поведения

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспи­танности, наблюдение педагогов, родителей

Ценностное отношение к учебному труду; Сформиро­ванность первоначальных навыков общественно-полезной и личностно-значимой деятельности

Имеет ценностную установку «Учение», «Труд»

Методика изучения ценностных установок и ориентации, портфолио обучающихся, результаты выполнения проектных работ

Участвует в общественно-полезной дея­тельности

Мониторинг участия в обще­ственно-полезных делах, акциях

Ценностное отношение к при­роде, окружающей среде

Имеет ценностную установку «Природа»

Методика изучения ценностных установок и ориентации, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проект­ных работ

Ценностное отношение к пре­красному, Сформированность представления об эстетиче­ских идеалах

Имеет ценностную установку «Прекрас­ное», интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, вы­ставкам, музыке

Методика изучения ценностных установок и ориентации, педаго­гическое наблюдение, портфолио обучающихся, результаты вы­полнения творческих и проектных работ

Ценностное отношение к семье, старшему поколению

Имеет ценностную установку «Семья», начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, меж­ду поколениями

Анкета, анализ творческих и проектных работ, собеседование, отзывы родителей

Развитое социальное парт­нерство

Степень участия и эффективность взаи­модействия с учреждениями дополни­тельного образования

Анализ воспитательной работы класса, отзывы социальных парт­неров, достижения обучающихся

Комментарии
Комментариев пока нет.