Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки нравственности»
Аннотация
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственно направления «Уроки нравственности» для обучающихся 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа направлена на формирование у обучающихся культуры нравственного поведения.
В процессе анализа художественных текстов, разбора этикетных ситуаций, просмотра добрых мультфильмов, разработки ряда правил поведения в общественных местах, знакомства со справочной литературой у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственно направления «Уроки нравственности» составлена для обучающихся 2 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель программы: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.
Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:
обучение навыкам общения и сотрудничества;
формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
формирование устойчивой положительной самооценки школьников.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа внеурочной деятельности «Уроки нравственности» предусматривает достижение учащимися начальных классов в процессе обучения определённых результатов – личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения курса
Личностные результаты освоения курса отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят:
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты освоения курса
Метапредметные результаты освоения курса характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных, регулятивных.
Познавательные:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий;
строить сообщения в устной и письменной форме.
Коммуникативные:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей
Предметные результаты освоения курса
Предметные результаты освоения курса характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения курса внеурочной деятельности «Уроки добра».
В результате освоения курса учащиеся должны знать/уметь/иметь:
иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
уметь почтительно относится к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
знать традиции своей семьи и школы, бережно относится к ним.
иметь первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
иметь первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В содержательном программа курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности» дополняет и расширяет содержание учебных предметов гуманитарной направленности за счет раскрытия обучающимися социальных представлений о добре и зле, справедливости и смыслах человеческой жизни. Содержание данного кружка тесно связано с такими учебными дисциплинами школьной программы, как:
• «Литературное чтение»,
• «Окружающий мир»,
• «Изобразительное искусство»,
Содержание кружка в единстве с содержанием других гуманитарных предметов Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является компонентом учебного плана и позволяет полнее реализовать развивающие возможности межпредметных связей в обучении и воспитании обучающихся, содействовать развитию личностного восприятия базовых духовно-нравственных ценностей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИ
№ | Тема (кол-во часов) | Содержание | Характеристика основных видов деятельности | Планируемые результаты | Основные направления воспитательной деятельности, календарные мероприятия. |
1 | Культура общения (9 ч.) | Этикет разговора. Волшебная палочка – это речь. Обращение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Почему люди ссорятся? Играем роль воспитанного человека | Знать правила поведения и определять особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, учиться воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации | Л1, Л2, Л4, Л5, М2, М3, М4, М5. М8, М9, М10, П1 | 1.Содействовать осознанию учащимися ценностей человеческой жизни, принятие базовых национальных ценностей, формирование патриотизма. 2. Развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других. 3. Организация сотрудничества и взаимопомощи в классе. 4. Передача школьникам социально значимых знаний, развивающих их любознательность, позволяющих привлечь их внимание к экономическим, политическим, гуманитарным проблемам нашего общества. 5. День Знаний. 6. Всероссийская акция «Вместе, всей семьёй». 7. Международный день пожилых людей. 8. День учителя. 9. День народного единства. |
2 | Самовоспитание (7 ч.) | Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Я и мое настроение. За что мы сами себя иногда не любим. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании. | Уметь анализировать и оценивать свои действия, выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение. | Л1, Л2, Л5, М4, М7, М8, П1, П5 | 1.Содействовать осознанию учащимися ценностей человеческой жизни, принятие базовых национальных ценностей, формирование патриотизма. 2. Развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других. 3. Организация сотрудничества и взаимопомощи в классе. 4. Передача школьникам социально значимых знаний, развивающих их любознательность, позволяющих привлечь их внимание к экономическим, политическим, гуманитарным проблемам нашего общества. 5. День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России. 6. Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет. 7. Всероссийский день призывника. 8. День матери в России. 9. День неизвестного солдата. 10. Международный день инвалидов. 11. День добровольца в России. 12. День героев Отечества. 13. День Конституции Российской Федерации. Всероссийская акция «Мы – граждане России». 14. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов. |
3 | Общечеловеческие нормы нравственности (10 ч.) | Заповеди: как мы их исполняем. Главное правило жизни. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если...? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Милосердие – зеркало души.Душевность и бездушие. Жадность. Что это такое? Без труда не вытащишь и рыбку из пруда | Уметь анализировать добрые и недобрые поступки, приводить примеры, уметь проявлять внимание и заботу к другим | Л1, Л2, Л3, Л4, Л5, М1, М2. М3, М4, М5, М6, М7, М8, П1, П2, П3, П4, П5 | 1.Содействовать осознанию учащимися ценностей человеческой жизни, принятие базовых национальных ценностей, формирование патриотизма. 2. Развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других. 3. Организация сотрудничества и взаимопомощи в классе. 4. Передача школьникам социально значимых знаний, развивающих их любознательность, позволяющих привлечь их внимание к экономическим, политическим, гуманитарным проблемам нашего общества. 5. День полного освобождении Ленинграда от фашистской блокады. Урок памяти. 6. День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. 7. День защитника Отечества. 8. День Воссоединения России и Крыма. Урок–диспут. 9. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов. |
4 | Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8 ч.) | «Как сердцу высказать себя?» В трудной ситуации, попытаемся разобраться. Каким тебя видят окружающие? «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». Ты, да я, да мы с тобой! Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему мы научились на уроках этики. | Уметь анализировать свои действия, адекватно принимать оценку других, уметь использовать доброжелательный тон в общении | Л1, Л2, Л3, Л4, М2, М4. М5, М8, П1, П2, П5 | 1.Содействовать осознанию учащимися ценностей человеческой жизни, принятие базовых национальных ценностей, формирование патриотизма. 2. Развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других. 3. Организация сотрудничества и взаимопомощи в классе. 4. Передача школьникам социально значимых знаний, развивающих их любознательность, позволяющих привлечь их внимание к экономическим, политическим, гуманитарным проблемам нашего общества. 5. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов. 6. День Победы. Международная акция «Георгиевская ленточка» 7. День космонавтики. 8. Международный день семьи. 9. День детских общественных организаций России. 100 –летие Всесоюзной пионерской организации. 10. День защиты детей. 11. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов. 12. Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады |
КАЛЕНДАРО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ»
(1 час в неделю, 34 часа в год)
№ п/п | Тема занятия | Кол. Часов | Дата | |
План | Факт | |||
Культура общения. | ||||
1 | Этикет разговора | 1 | | |
2 | Волшебная палочка – это речь | 1 | | |
3 | Обращение к разным людям | 1 | | |
4 | Вежливый отказ, несогласие | 1 | | |
5 | Этикетные ситуации | 1 | | |
6 | Афоризмы | 1 | | |
7 | Разговор по телефону | 1 | | |
8 | Почему люди ссорятся? | 1 | | |
9 | Играем роль воспитанного человека | 1 | | |
Самовоспитание. | ||||
10 | Что значит быть вежливым? | 1 | | |
11 | Мои достоинства и недостатки | 1 | | |
12 | Я и моё настроение | 1 | | |
13 | За что мы сами себя иногда не любим. | 1 | | |
14 | Большое значение маленьких радостей. | 1 | | |
15 | О хороших и дурных привычках. | 1 | | |
16 | Афоризмы о самовоспитании. | 1 | | |
Общечеловеческие нормы нравственности. | ||||
17 | Заповеди: как мы их исполняем. | 1 | | |
18 | Главное правило жизни. | 1 | | |
19 | О сострадании и жестокосердии. | 1 | | |
20 | Лгать нельзя, но если...? | 1 | | |
21 | Всегда ли богатство счастье? | 1 | | |
22 | Спешите делать добро. | 1 | | |
23 | Милосердие – зеркало души. | 1 | | |
24 | Душевность и бездушие. | 1 | | |
25 | Жадность. Что это такое? | 1 | | |
26 | Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. | 1 | | |
Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? | ||||
27 | «Как сердцу высказать себя?» | 1 | | |
28 | В трудной ситуации, попытаемся разобраться. | 1 | | |
29 | Каким тебя видят окружающие? | 1 | | |
30 | «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать» | 1 | | |
31 | Ты, да я, да мы с тобой! | 1 | | |
32 | Люди! Берегите природу! | 1 | | |
33 | Диалоги о хороших манерах, добре и зле. | 1 | | |
34 | Промежуточная аттестация. Тест | 1 | | |
| Итого | 34 ч. | | |
Виды деятельности обучающихся:
игровая
познавательная
Формы организации деятельности
классные часы;
беседы, викторины;
коллективные творческие дела;
смотры-конкурсы, выставки
тренинги общения
наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
ролевые игры
просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.
Подведение итогов может осуществляться в следующих формах: творческие, практические работы, тестирование.
Промежуточная аттестация
Тест «Вежливость»
1. Правила, которые устанавливают, какое поведение является правильным, а какое неправильным:
а) поступок
б) мораль
в) закон
2. В телефонном разговоре важнее всего:
а) вежливость
б) чёткость
в) доброжелательность
3. Без зубов, а грызёт:
а) совесть
б) радость
в) достоинство
4. Талант искреннего, душевного общения с людьми вне зависимости от их взглядов и убеждений:
а) любовь
б) вежливость
в) доброжелательность
5. Это бывает большим и огромным, никто не называет это маленьким. В 21 веке это встречается так же часто, как и ранее, но ленивые люди сократили это слово. Назовите это слово полностью:
а) привет
б) простите
в) спасибо
6. Единственный тактильный жест прикосновения к собеседнику, который разрешен в деловой среде:
а) похлопывание по плечу
б) рукопожатие
в) похлопывание по спине
7. Противоположность добродетели:
а) порок
б) благо
в) несправедливость
8. Черта характера, которая характеризует личность хорошими манерами, добрыми делами и образованностью:
а) искренность
б) вежливость
в) открытость
9. Под вежливостью обычно понимают умение:
а) неуважительно общаться с людьми
б) игнорировать окружающих
в) уважительно и тактично общаться с людьми
10. Человек, не забывающий о простых словах «спасибо», «пожалуйста», «благодарю», – проявляет:
а) открытость
б) вежливость
в) порядочность