Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности нравственного направления «Уроки нравственности»
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Ростовской области «Красносулинская специальная школа-интернат № 1»
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов «___» ___________ 2022 Протокол № _____ _____________________________ | | Утверждена педсоветом школы-интерната № 1 «___» ___________ 2022 Протокол № _____ Заместитель директора по УР Ветохина И.В. _____________ | Утверждена директором школы-интерната № 1 «___» ___________ 2022 Приказ № _____ Маликова Н.А. |
РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НРАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ
"УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ"
КЛАСС "ОСОБЫЙ РЕБЕНОК" 6 ГОД ОБУЧЕНИЯ «А»на 2022 – 2023 учебный год.
Учитель: Кобзарева Е.А.
Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности нравственного направления "Уроки нравственности" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)».
Тематическое планирование рассчитано на 1час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год.
Внеурочная деятельность по нравственному направлению "Уроки нравственности" ориентирована на создание условий для: расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.
Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у учащихся.
Задачи:
1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе.
3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (урочные, внеурочные, внешкольные):
• беседы;
• предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир.
музыка, ИЗО);
• классный час;
• встречи с интересными людьми;
• литературно-музыкальные композиции;
• просмотр и обсуждение видеоматериала;
• экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная);
Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):
• творческие конкурсы;
• выставки декоративно-прикладного искусства;
• коллективные творческие дела;
• соревнования;
• показательные выступления;
• праздники;
• викторины;
• интеллектуально-познавательные игры;
•трудовые дела;
• тренинги;
• наблюдение учащихся за событиями в стране;
• обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
• заочные путешествия;
• акции благотворительности, милосердия;
• творческие проекты, презентации;
• проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;
• сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная).
Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования.
Планируемые результаты освоения курса
личностные результаты
учащийся научится:
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
учащийся получит возможность научится:
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Предметные результаты
учащийся научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебной материале в сотрудничестве с учителем;
«планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
учащийся получит возможность научится:
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей родителей и других людей;
•вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Метапредметные результаты
Учащийся научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
•строить сообщения в устной и письменной форме;
•осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия
учащийся получит возможность научиться:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
•допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
•учитывать разные мнения и стремиться, к координации различных позиций в сотрудничестве;
•формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Учащийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия:
Учащийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Учащийся научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Нормативная база
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;
Учебный план образовательного учреждения на 2022/2023 учебный год, принятый педагогическим советом.
Содержание программы
№ п/п | Раздел программы | Всего часов | Содержание |
1 | Правила поведения в школе | 6 | Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом. БУД: воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). |
2 | О добром отношении к людям | 10 | Понятия «доброжелательность», «вежливость». Отношение человека к окружающим его людям. Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». Содержание понятий «дружба» и «одноклассники». Законы дружбы. Тестирование « мой друг». Знакомство с правилами общения, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Проигрывание ситуаций общения с учителем. Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам. Изучение поступков сказочных героев. Умение вести диалог, спор. Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций. БУД: использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. |
3 | Как стать трудолюбивым | 7 | Понятие « учебный труд». Труд ученика на уроке и дома. Развивающие игры. Понятие « трудолюбие». Польза труда в жизни человека. Элементы культуры труда. способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться. Организация труда. БУД: Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств. |
4 | Правила опрятности и аккуратности | 6 | Культура внешнего вида человека: чистота, опрятность, аккуратность. Как должен выглядеть ученик. Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний. Понятие « гигиена». Правила личной гигиены. БУД: воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека. |
5 | Правила поведения на улице и дома | 5 | Общение с незнакомыми людьми. Правила поведения в городе. Моделирование ситуаций. Соблюдение правил дорожного движения. Сигналы светофора. Понятие « общественный транспорт». Проигрывание ситуаций поведения в транспорте. Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание. Ситуации. Усвоение стандартных приёмов эстетических форм общения. БУД: использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. |
Используемая литература:
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.
Календарно-тематическое планирование «Уроки нравственности»
№ | Тема раздела Тема урока | Дата | Кол-во часов | Планируемые | результаты | Деятельность учащихся |
Предметные | Личностные | |||||
| 1 четверть | | 9 | | | |
1 | День знаний! О культуре поведения в школе. | 01.09 | 1 | Знать правила поведения на уроке. | Развитие готовности к сотрудничеству. | Игровая ситуация: я пришел на урок. Правила поведения на уроке. |
2 | Беседа-игра «Учимся дружить» | 08.09 | 1 | Знать правила поведения на перемене. | Развитие учебных мотивов познавательных интересов. | Закрепление правил поведения на переменах. Веселые инсценировки. |
3 | Беседа «Больше никаких ссор». | 15.09 | 1 | Знать правила поведения в столовой, за столом. | Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие. | Закрепление правил поведения в столовой, за столом. Ролевая игра : "Мы в столовой". |
4 | Решаем проблемы по мере их поступления. | 22.09 | 1 | Знать правила поведения в школе, в классе. | Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. | Ролевая игра "Дима пришел в первый класс". |
5 | Учимся слушать сказки. | 29.09 | 1 | Знать правила обращения с веником и совком. | Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях. | Ролевая игра "Наведем порядок". |
6 | Занимательная игра «Цветик-семицветик» | 06.10 | 1 | Уметь содержать свой класс в чистоте. | Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем. | Познавательная беседа. Операция «Чистокласс». |
7 | Практическое занятие «Спешим на помощь». | 13.10 | 1 | Знать правила поведения в библиотеке. Знать значения вежливых слов. | Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни. | Закрепление правил поведения в библиотеке. Экскурсия в библиотеку. |
8 | Практическое занятие «Спешим на помощь». | 20.10 | 1 | Игра «Вежливо - невежливо». | ||
9 | Беседа «О профессии и трудолюбии». | 27.10 | 1 | Уметь содержать свой класс в чистоте. | Принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. | Моделирование ситуаций. Практическая работа - «Правила крепкой дружбы». |
| II четверть | | 7 | | | |
1 | Беседа «Ох уж этот ветер…перемен». | 10.11 | 1 | Знать правила обращения с клеем.. | Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Практическая работа. |
2 | Сюжетно-ролевая игра «Под крышей дома моего». | 17.11 | 1 | Знать правила работы с колющими и режущими предметами. | Принятие и освоение социальной роли учащегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности. | Познавательная беседа. |
3 | Давайте, друзья, поговорим о наших любимых и близких. | 24.11 | 1 | Знать правила работы с колющими и режущими предметами. | Проявление готовности к самостоятельной жизни. | Составление рассказа по плану про Деда Мороза. |
4 | Беседа-игра «Времена года». | 01.12 | 1 | Уметь оказывать помощь друзьям. | Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни. | Делаем кормушки. |
5 | Экскурсия «Отправляемся в путешествие». | 08.12 | 1 | Уметь отвечать за свои слова. | Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. | «Мы в ответе за тех кого приручили», |
6 | Практическое занятие «Красота зимнего леса» | 15.12 | 1 | Уметь вести диалог со сверстниками. | Принятие и освоение социальной роли учащегося. | Работа с сюжетными картинками. |
7 | Игра «Зимние тропинки» | 22.12 | 1 | Уметь подбирать нужные слова, ориентируясь на ситуацию. | | Познавательная беседа. |
| III четверть | | 9 | | | |
1 | По страницам русских народных сказок. | 12.01 | 1 | Знать правила общения с товарищами и друзьями. | Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи. | Знакомство с понятиями "товарищ", "друг". Товарищество и дружба в традициях русского народа. Правила общения с товарищами и друзьями. |
2 | По страницам русских народных сказок. | 19.01 | 1 | | Знать названия профессий. | Познавательная беседа. |
3 | «Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок» | 26.01 | 1 | Быть трудолюбивыми. | Развитие готовности к сотрудничеству. | Практическое занятие: «Наш общий дом». |
4 | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». | 02.02 | 1 | Уметь доводить начатое дело до конца. | Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие. | Практическое занятие: Начал делать - доведи дело до конца. |
5 | «Посиделки у камина» | 09.02 | 1 | Уметь оказывать взаимопомощь дома и в школе. | Проявление готовности к самостоятельной жизни. | Познавательная беседа. |
6 | Об уважительном отношении к старшим. | 16.02 | 1 | Бережно относиться к результатам труда. | Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни | Беседа "Почему надо беречь труд?" |
7 | В мире мудрых мыслей. | 02.03 | 1 | Беречь свои школьные вещи. | Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие. | Игра " Найди вещам свое место". |
8 | И снова весна «Что за праздник без цветов?» | 09.03 | 1 | Знать и соблюдать правила личной гигиены. | Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем. | |
9 | Беседа-игра «В гостя у белочки». | 16.03 | 1 | Бережное отношение к родной земле. | Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи. | Практическое занятие. Чтение сказки К.И.Чуковского "Федорино горе". Закрепление правил соблюдения личной гигиены. |
| IV четверть | | 9 | | | |
1 | В гости к друзьям в Простоквашино». | 06.04 | 1 | Быть трудолюбивыми. | Развитие готовности к сотрудничеству. | |
2 | О хороших и дурных привычках. | 13.04 | 1 | Уметь ухаживать за своими вещами. | Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие. | Практикум по уходу за вещами, обувью. |
3 | Беседа «Берегите время!» | 20.04 | 1 | Различать одежду для будничных дней и праздничных. | Проявление готовности к самостоятельной жизни. | Веселые инсценировки. |
4 | Мои достоинства и недостатки. | 27.04 | 1 | Уметь оказывать взаимопомощь дома и в школе. | Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие. | |
5 | Развивающая игра «Цветочная карусель» | 04.05 | 1 | Употреблять в своей речи слова "спасибо" и "пожалуйста". | Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. | Умение вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми. |
6 | Большое значение маленьких радостей. | 11.05 | 1 | Знать правила поведения в общественных местах. | Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем. | Беседа о нормах и правилах поведения в обществе. Культура общения. |
7 | Спешите делать добро! | 18.05 | 1 | | Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Изготовление открыток, просмотр познавательного мульфильма. |
8 | Приветливость – золотой ключик, открывающий сердца людей. | 25.05 | 1 | Знать правила поведения в гостях. | Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей. | Мы умеем трудиться. |