12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кобзарева Елена Александровна8671
Работаю в ГКОУ РО Красносулинской школе-интернате №1 для детей с умственной отсталостью. Учитель класса "Особый ребенок" (обучающиеся с ТМНР и РАС). Стаж работы 23 года.
Россия, Ростовская обл., город Красный Сулин
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»
6

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НРАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ "УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ"

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Ростовской области «Красносулинская специальная школа-интернат № 1»


Рассмотрено на заседании

МО учителей начальных классов

«___» ___________ 2022

Протокол № _____

_____________________________


Утверждена педсоветом

школы-интерната № 1

«___» ___________ 2022

Протокол № _____

Заместитель директора по УР

Ветохина И.В. _____________


Утверждена директором школы-интерната № 1

«___» ___________ 2022

Приказ № _____

Маликова Н.А.









РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НРАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ

"УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ"

КЛАСС "ОСОБЫЙ РЕБЕНОК" 6 ГОД ОБУЧЕНИЯ «А»

на 2022 – 2023 учебный год.


Учитель: Кобзарева Е.А.





Пояснительная записка

Примерная адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности нравственного направления "Уроки нравственности" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)».

Тематическое планирование рассчитано на 1час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год.

Внеурочная деятельность по нравственному направлению "Уроки нравственности" ориентирована на создание условий для: расширения опы­та поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся с ум­ственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей сре­де, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жи­з­не­де­ятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального ста­новления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском со­об­ществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального са­моопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных пла­нов обучающихся.

Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у учащихся.

Задачи:

1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в се­мье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представи­телями социальных групп.

2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учрежде­нии, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе.

3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано выска­зывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного по­ведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального пред­ставления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художествен­ные выставки, просмотр видеофильмов.

Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия (урочные, внеурочные, внешкольные):

• беседы;

• предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир.

музыка, ИЗО);

• классный час;

• встречи с интересными людьми;

• литературно-музыкальные композиции;

• просмотр и обсуждение видеоматериала;

• экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная);


Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

• творческие конкурсы;

• выставки декоративно-прикладного искусства;

• коллективные творческие дела;

• соревнования;

• показательные выступления;

• праздники;

• викторины;

• интеллектуально-познавательные игры;

•трудовые дела;

• тренинги;

• наблюдение учащихся за событиями в стране;

• обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

• заочные путешествия;

• акции благотворительности, милосердия;

• творческие проекты, презентации;

• проведение выставок семейного художественного творчества, музыкаль­ных вечеров;

• сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содер­жания (урочная, внеурочная, внешкольная).

Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования.

Планируемые результаты освоения курса


личностные результаты

учащийся научится:

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных по­ступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов мо­рального поведения;

• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

учащийся получит возможность научится:

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к реше­нию моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопережива­ния им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение бла­гополучия.

Предметные результаты

учащийся научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебной материале в сотрудничестве с учителем;

«планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

учащийся получит возможность научится:

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей родителей и других людей;

•вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложе­ния и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, соб­ственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Метапредметные результаты

Учащийся научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

•строить сообщения в устной и письменной форме;

•осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несуще­ственных признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия

учащийся получит возможность научиться:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, сред­ства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое вы­сказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

•допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

•учитывать разные мнения и стремиться, к координации различных пози­ций в сотрудничестве;

•формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятель­ности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Учащийся научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.


Познавательные универсальные учебные действия:

Учащийся научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.


Коммуникативные универсальные учебные действия:

Учащийся научится:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.







Нормативная база

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;

Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;

Основная образовательная программа начального общего образования;

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;

Учебный план образовательного учреждения на 2022/2023 учебный год, принятый педагогическим советом.

Содержание программы

п/п

Раздел программы

Всего часов

Содержание

1

Правила поведения в школе


6

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом.

БУД: воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

2

О добром отношении к людям


10

Понятия «доброжелательность», «вежливость». Отношение человека к окружающим его людям. Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». Содержание понятий «дружба» и «одноклассники». Законы дружбы. Тестирование « мой друг». Знакомство с правилами общения, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Проигрывание ситуаций общения с учителем. Знакомство с историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам. Изучение поступков сказочных героев. Умение вести диалог, спор. Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.

БУД: использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

3

Как стать трудолюбивым


7

Понятие « учебный труд». Труд ученика на уроке и дома. Развивающие игры.

Понятие « трудолюбие». Польза труда в жизни человека. Элементы культуры труда. способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться. Организация труда.

БУД: Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

4

Правила опрятности и аккуратности



6

Культура внешнего вида человека: чистота, опрятность, аккуратность. Как должен выглядеть ученик. Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний. Понятие « гигиена». Правила личной гигиены.

БУД: воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека.

5

Правила поведения на улице и дома


5

Общение с незнакомыми людьми. Правила поведения в городе. Моделирование ситуаций. Соблюдение правил дорожного движения. Сигналы светофора. Понятие « общественный транспорт». Проигрывание ситуаций поведения в транспорте. Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание. Ситуации. Усвоение стандартных приёмов эстетических форм общения.

БУД: использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Используемая литература:

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.

Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.

Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.

Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.

Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.

Календарно-тематическое планирование «Уроки нравственности»

Тема раздела

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Планируемые

результаты

Деятельность учащихся

Предметные

Личностные


1 четверть


9




1

День знаний!

О культуре поведения в школе.


01.09

1

Знать правила поведения на уроке.

Развитие готовности к сотрудничеству.

Игровая ситуация: я пришел на урок. Правила поведения на уроке.

2

Беседа-игра «Учимся дружить»

08.09

1

Знать правила поведения на перемене.

Развитие учебных мотивов познавательных интересов.

Закрепление правил поведения на переменах. Веселые инсценировки.

3

Беседа «Больше никаких ссор».

15.09

1

Знать правила поведения в столовой, за столом.

Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие.

Закрепление правил поведения в столовой, за столом. Ролевая игра : "Мы в столовой".

4

Решаем проблемы по мере их поступления.

22.09

1

Знать правила поведения в школе, в классе.

Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.

Ролевая игра "Дима пришел в первый класс".

5

Учимся слушать сказки.

29.09

1

Знать правила обращения с веником и совком.

Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях.

Ролевая игра "Наведем порядок".

6

Занимательная игра «Цветик-семицветик»

06.10

1

Уметь содержать свой класс в чистоте.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем.

Познавательная беседа. Операция «Чистокласс».

7

Практическое занятие «Спешим на помощь».

13.10

1

Знать правила поведения в библиотеке.

Знать значения вежливых слов.

Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.

Закрепление правил поведения в библиотеке. Экскурсия в библиотеку.

8

Практическое занятие «Спешим на помощь».

20.10

1

Игра «Вежливо - невежливо».

9

Беседа «О профессии и трудолюбии».

27.10

1

Уметь содержать свой класс в чистоте.

Принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Моделирование ситуаций. Практическая работа - «Правила крепкой дружбы».


II четверть


7




1

Беседа «Ох уж этот ветер…перемен».

10.11

1

Знать правила обращения с клеем..

Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Практическая работа.

2

Сюжетно-ролевая игра «Под крышей дома моего».

17.11

1

Знать правила работы с колющими и режущими предметами.

Принятие и освоение социальной роли учащегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности.

Познавательная беседа.

3

Давайте, друзья, поговорим о наших любимых и близких.

24.11

1

Знать правила работы с колющими и режущими предметами.

Проявление готовности к самостоятельной жизни.

Составление рассказа по плану про Деда Мороза.

4

Беседа-игра «Времена года».

01.12

1

Уметь оказывать помощь друзьям.

Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Делаем кормушки.

5

Экскурсия «Отправляемся в путешествие».

08.12

1

Уметь отвечать за свои слова.

Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

«Мы в ответе за тех кого приручили»,


6

Практическое занятие «Красота зимнего леса»

15.12

1

Уметь вести диалог со сверстниками.

Принятие и освоение социальной роли учащегося.

Работа с сюжетными картинками.

7

Игра «Зимние тропинки»

22.12

1

Уметь подбирать нужные слова, ориентируясь на ситуацию.



Познавательная беседа.


III четверть


9




1

По страницам русских народных сказок.

12.01

1

Знать правила общения с товарищами и друзьями.

Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи.

Знакомство с понятиями "товарищ", "друг". Товарищество и дружба в традициях русского народа. Правила общения с товарищами и друзьями.

2

По страницам русских народных сказок.

19.01

1


Знать названия профессий.

Познавательная беседа.

3

«Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок»

26.01

1

Быть трудолюбивыми.

Развитие готовности к сотрудничеству.

Практическое занятие: «Наш общий дом».

4

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

02.02

1

Уметь доводить начатое дело до конца.

Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие.

Практическое занятие: Начал делать - доведи дело до конца.

5

«Посиделки у камина»

09.02

1

Уметь оказывать взаимопомощь дома и в школе.

Проявление готовности к самостоятельной жизни.

Познавательная беседа.

6

Об уважительном отношении к старшим.

16.02

1

Бережно относиться к результатам труда.

Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни

Беседа "Почему надо беречь труд?"

7

В мире мудрых мыслей.

02.03

1

Беречь свои школьные вещи.

Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие.

Игра " Найди вещам свое место".

8

И снова весна «Что за праздник без цветов?»

09.03

1

Знать и соблюдать правила личной гигиены.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем.


9

Беседа-игра «В гостя у белочки».

16.03

1

Бережное отношение к родной земле.

Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи.

Практическое занятие.

Чтение сказки К.И.Чуковского "Федорино горе".

Закрепление правил соблюдения личной гигиены.



IV четверть


9




1

В гости к друзьям в Простоквашино».

06.04

1

Быть трудолюбивыми.

Развитие готовности к сотрудничеству.


2

О хороших и дурных привычках.

13.04

1

Уметь ухаживать за своими вещами.

Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие.

Практикум по уходу за вещами, обувью.

3

Беседа «Берегите время!»

20.04

1

Различать одежду для будничных дней и праздничных.

Проявление готовности к самостоятельной жизни.

Веселые инсценировки.

4

Мои достоинства и недостатки.

27.04

1

Уметь оказывать взаимопомощь дома и в школе.

Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие.


5

Развивающая игра «Цветочная карусель»

04.05

1

Употреблять в своей речи слова "спасибо" и "пожалуйста".

Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.

Умение вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми.

6

Большое значение маленьких радостей.

11.05

1

Знать правила поведения в общественных местах.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем.


Беседа о нормах и правилах поведения в обществе. Культура общения.

7

Спешите делать добро!

18.05

1


Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Изготовление открыток, просмотр познавательного мульфильма.

8



Приветливость – золотой ключик, открывающий сердца людей.

25.05

1



Знать правила поведения в гостях.

Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.

Мы умеем трудиться.




Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.