12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Афанасьева Вера Леонидовна18

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Верхнегрековская основная обшеобразовательная школа




Утверждаю

Директор МБОУ

Верхнегрековская ООШ»

__________ А.И. Бычков

Приказ №

августа 2019 г.


















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Юный эколог»

социальное направление)

Количество часов по учебному плану: всего часов в год 34 (в неделю 1 час)



2 класс


Учитель: Афанасьева Вера Леонидовна



Планирование составлено на основе «Сборника программ внеурочной деятельности 1 - 4 классы» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана - Граф, 2012. — 192 с.













2019-2020 учебный год




Рабочая программа имеет структуру:

пояснительная записка

содержание программы

планируемые результаты

календарно-тематическое планирование







1. Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса, социального направления составлена в соответствии:

ФГОС НОО;

СанПиН 2.4.2 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

с учётом планируемых результатов начального образования и программой формирования УУД у учащихся, отражённых в НОО МБОУ «Верхнегрековская ООШ

с методическим письмом Министерства образования и науки РФ от 14.12.15 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;

с учебным планом МБОУ Верхнегрековской школа» на 2019 – 2020 учебный год;

с календарным учебным графиком работы МБОУ «Верхнегрековской школа» на 2019- 2020 учебный год.


В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы программа реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность».

Экологическое образование подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.

Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей.

«Моя первая эколо­гия» — интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мыш­ление младших школьников.

Отличительная особенность. Содержание программы строится на основе деятель­ностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственно­сти как черты личности.

Направление программы внеурочной деятельности - социальное.

Новизна состоит в том, что программа дополняет и рас­ширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естественнонаучного ха­рактера обогащаются благодаря введению элементов знаний математиче­ского и гуманитарно-эстетического циклов.

В новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность по освоению социального опыта, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, что обуславливает актуальность данной программы. Это позволяет реализовать запросы социальной практики, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Задачи программы:

- формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;

- формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;

- формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей (способность и готовность самостоятельно, совместно с другими субъектами и институтами решать общественно значимые экологические проблемы);

- воспитание ответственного отношения к здоровью, при­роде, жизни;

- развитие способности формирования научных, эстетиче­ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во­просам;

- развитие альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без­ образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы;

- развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школь­нику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;

- развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Данная программа рассчитана на детей 8 - 11 лет.

Срок реализации программы – 1 год: 2 класс – 34 часа (1час в неделю).

Формы организации дея­тельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая. Одним из основных методов обучения являются системати­ческие фенологические наблюдения, раскрывающие экологиче­ские взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей.

Средствами эффективного усвоения программного курса явля­ются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экс­курсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и соз­дание экознаков, театрализованные представления, экологиче­ские акции, знакомство с определителями, гербаризация, со­ставление памяток, различные формы привле­чения семьи к совместной экологической деятельности.

Формы подведения итогов реализации программы

Общественный смотр достижений;

Папка исследователя;

Коллективная творческая работа;

Публичная презентация результатов проведенного исследования;

Отчет о проведении опыта. Протокол эксперимента.



























2. Содержание программы


Раздел 1. Первые шаги по тропинке открытий

1.1 Готовимся наблюдать и изучать (1час)

Знакомство с оборудованием, необходимым для работы на природе: полевой дневник, компас, лупа, определители растений и животных, справочники, карта местности и др. Правила ведения полевого дневника: запись наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений.

1.2 Какие качества необходимы юному исследователю(1час)

Четыре основных качества, необходимые каждому во время прове­дения исследований в лесу: терпение, внимательность, точность, со­трудничество.

1.3 Учимся наблюдать

Наблюдение — основной метод работы на природе. Его цель, плани­рование. Значение систематичности в проведении наблюдений. Четыре основных вопроса, на которые необходимо ответить, прежде чем присту­пать к наблюдению: зачем? что? где? и как наблюдать?

1.4 Тренируем наблюдательность

Упражнения для развития наблюдательности: «В гармонии с приро­дой», «Ходим, подняв голову вверх», «Смотрим под ноги», «Ходим задом наперёд», «Прогулка вслепую» и др.

1.5 Десять заповедей друзей леса

Знакомство с правилами поведения на природе на основе анализа за­поведей, составленных учёным-экологом Ф. Тасси.

Раздел 2. Природа в наших ощущениях

2.1 Как мы воспринимаем окружающий мир

Каждый человек связан с окружающей средой посредством органов чувств. Сенсорное восприятие — один из путей существования в гармо­нии с окружающим миром.

2.2 Тренируем органы чувств

Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Нахождение объектов по заданным признакам. Упражнения на расширение опыта сенсорного взаимодействия с использованием слуха, обоняния, осяза­ния, вкуса.

2.3 Какого цвета лес?

Восприятие цвета и формы различных природных объектов. Цвета леса. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и ку­старников. Составление палитры красок одного растения. Составление гаммы оттенков зелёного цвета — основного цвета леса, коричневого — цвета коры и почвы, голубого — цвета неба.

2.4 Что такое гармония?

Выразительность линий и форм живых организмов. Гармония в при­роде как «связь», «стройность», «соразмерность».

Гармоничное сочетание в организме растений и животных отдельных частей, пропорциональность форм.

2.5 Рисуем впечатления

Знакомство с различными техниками рисования, позволяющими вы­разить своё впечатление от посещения леса: монотипия, акватипия, ри­сунок пером, использование трафаретов и пр.

2.6 Учимся пользоваться приборами

Использование различных оптических приборов — биноклей, ручных и бинокулярных луп, микроскопов — для изучения различных микро- и макрообъектов.

2.7 «Микроскоп» из пластикового стаканчика

Изготовление модели, позволяющей понять принцип действия уве­личивающих линз микроскопа. Изготовление простейшего «микроскопа» из пластмассового стаканчика, прозрачной плёнки и резинового колечка.

2.8 Игра «Давайте познакомимся»

Игра проводится с использованием «чёрного ящика» — «волшебного мешочка», в котором находятся пластиковые игрушки небольшого раз­мера из различных наборов (дикие и домашние животные, морские оби­татели, насекомые и т. п.). Дети садятся в круг и по очереди «вслепую» достают одну игрушку и на ощупь определяют название животного. Если возникают затруднения, учитель задаёт наводящие вопросы. Затем каж­дый участник игры готовит небольшое (три-четыре предложения) вы­ступление от имени этого животного, представляя его наиболее интересным образом.

Раздел 3. Геометрия живой природы

3.1 Что такое симметрия?

Элементарные представления о симметрии. Ось симметрии. Основ­ные типы симметрии: двусторонняя и лучевая. Симметрия в природе. Двусторонняя симметрия в различных органах животных и строении рас­тений. Использование прямоугольного карманного зеркальца для опре­деления типа симметрии у различных природных объектов (листья, цветки, насекомые и др.).

3.2 Лучевая симметрия

Лучевая симметрия в строении растений и органов животных. Цветки растений, имеющие различное количество лучей симметрии (ост­ролист — три луча, пастушья сумка — четыре, яблоня, шиповник — пять и т. д.). Животные, имеющие лучевую симметрию: гидры, актинии, ме­дузы. Связь образа жизни и типа симметрии живых организмов.

3.3 Живая спираль

Примеры спирали в живой и неживой природе (рога винторогого козла, барана, раковины моллюсков; сворачивающиеся спиралью змеи, хвост хамелеона и т. п.). Примеры спирального расположения отдельных органов растений и животных: расположение листьев на побеге, почек на клубне картофеля. Спираль в движении, росте и развитии растений (усики растений, бутоны цветков, листья в растительной почке, вайи па­поротника и др.). Спираль как способ достижения дополнительной жё­сткости и устойчивости в пространстве (ножки грибов, побеги растений).

3.4 Такие разные листья

Строение листьев растений: листовая пластинка и черешок. Разно­образие форм листьев деревьев и кустарников. Сопоставление формы листьев с геометрическими фигурами (овальные, треугольные, круглые и т. д.) и другими объектами окружающего мира.

3.5 Различаем деревья по кроне

Описание разнообразия форм кроны деревьев и кустарников. Ис­пользуются наиболее широко распространённые виды: берёза, липа, то­поль, клён, яблоня, сосна, ель, можжевельник. Обращается внимание на то, что в условиях города или на дачном участке человек часто из­меняет форму кроны в декоративных или иных целях, используя для этого обрезку.

3.6 О кронах, густых и ажурных

Определение различной степени густоты кроны деревьев и кустар­ников с использованием простейшей трёхбалльной шкалы (густая, сред­няя, сквозистая).

3.7 Организм и среда обитания

Выявление на доступных примерах зависимости особенностей внеш­него строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни.

Раздел 4. Природа и её обитатели

4.1 Учимся планировать наблюдение

Поэтапное обсуждение с учителем плана наблюдений. Планирование конкретных наблюдений за растениями в соответствии с целью, постав­ленной учителем или предложенной учениками.

4.2 Наблюдаем за животными

Наблюдения за животными (насекомыми, птицами, домашними пи­томцами) по согласованному с учителем плану.

4.3 Изучаем условия обитания растений

Изучение условий обитания, особенностей произрастания (для рас­тений — одиночные или образуют заросли, угнетён ли рост и т. д.).

4.4 Всё связано со всем

Выявление взаимоотношений между различными видами живых ор­ганизмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и др.).

4.5 – 4.6 Изучаем поведение животных и растений

Выявление в ходе наблюдений особенностей поведения живых орга­низмов. Обращается особое внимание на то, что и у растений также можно изучать поведение: это разнообразные формы движения побегов и листьев, открывание и закрывание цветков и т. п.

4.7 Чья «столовая»?

Изучение типов повреждений растений насекомыми, грибами и мик­роорганизмами.

4.8 Что и кто влияет на живой организм?

Изучение зависимости состояния растений от условий произраста­ния, от видов растений и животных, существующих в ближайшем окру­жении.

Выявление примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и жи­вотных.

Раздел 5. Лесные ремёсла

5.1 Лес в работе народных умельцев

Традиционные народные промыслы, связанные с лесом: резьба по де­реву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута, берестоплетение.

5.2 Лесные мотивы

Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в роспи­си павловопосадских платков. Игрушки пришли из леса: богородская игрушка, сергиевопосадские матрёшки.

5.3- 5.4 Животные и растения в народном творчестве

Элементарные представления об антропоморфизме в народном твор­честве. Животные и растения, наделяемые различными положительными и отрицательными человеческими качествами.

5.5 Лесная палитра

Растения-красители. Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем природными красками.

5.6 Лес — кормилец и врачеватель

Лесное «меню». Лекарственные растения леса.



































3. Планируемые результаты освоения программы


Личностными результатами освоения программы являются:

развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру при­роды различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);

воспитание ответственного отношения к природе, осознания не­обходимости сохранения окружающей среды;

формирование мотивации дальнейшего изучения природы.


Метапредметными результатами являются:

овладение элементами самостоятельной организации учебной дея­тельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать лич­ную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование про­стых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, ри­сунков и т. д.;

развитие коммуникативных умений и овладение опытом межлич­ностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискус­сии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.


Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения программы:

Познавательные УУД:

подведение под понятия, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

умение структурировать знания;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение, извлечение информации;

определение основной и второстепенной информации.

Регулятивные УУД:

способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

преодоление импульсивности, непроизвольности;

понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;

умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД:

понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета; понимание относительности оценок или подходов к выбору;

учет разных мнений и умение обосновать собственное;

умение договариваться, находить общее решение.








































4. Календарно-тематическое планирование


п/п

Разделы программы и темы учебных занятий

Количество часов

Дата проведения

Теория

Практика

По плану

По факту

1

Первые шаги по тропинке открытий

5




1.1

Готовимся наблюдать и изучать

1


3.09


1.2

Какие качества необходимы юному исследователю

1


10.09


1.3

Учимся наблюдать


1

17.09


1.4

Тренируем наблюдательность


1

24.09


1.5

Десять заповедей друзей леса

1


1.11


2

Природа в наших ощущениях

8




2.1

Как мы воспринимаем окружающий мир

1


8.11


2.2

Тренируем органы чувств


1

15.11


2.3

Какого цвета лес?


1

22.11


2.4

Что такое гармония?

1


5.11


2.5

Рисуем впечатления


1

12.11


2.6

Учимся пользоваться приборами


1

19.11


2.7

«Микроскоп» из пластикового стаканчика


1

26.11


2.8

Игра «Давайте познакомимся»


1

3.12


3

Геометрия живой природы

7




3.1

Что такое симметрия?

1


10.12


3.2

Лучевая симметрия

1


17.12


3.3

Живая спираль

1


24.12


3.4

Такие разные листья


1

14.01


3.5

Различаем деревья по кроне

1


21.01


3.6

О кронах, густых и ажурных

1


28.01


3.7

Организм и среда обитания

1


3.02


4

Природа и её обитатели

8




4.1

Учимся планировать наблюдение

1


11.02


4.2

Наблюдаем за животными


1

18.02


4.3

Изучаем условия обитания растений



25.02


4.4

Всё связано со всем



3.03


4.5-4.6

Изучаем поведение животных и растений

1

1

10.03

17.03


4.7

Чья «столовая»?

1


31.03


4.8

Что и кто влияет на живой организм?

1


7.04


5

Лесные ремёсла

6




5.1

Лес в работе народных умельцев

1


14.04


5.2

Лесные мотивы

1


21.04


5.3-5.4

Животные и растения в народном творчестве

1

1

28.04

5.05


5.5

Лесная палитра


1

19.05


5.6

Лес — кормилец и врачеватель

1

1

26.05



Всего часов: 34

20

14









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.