Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Юный краевед» (3–4 классы)

2
1
Материал опубликован 23 August 2020

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный краевед» духовно-нравственного направления

Программа «Юный краевед» является актуальной т.к. занимается воспитанием юных патриотов своей Родины, своего края. Интеграция природоведческих и социальных знаний формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Программа рассчитана для детей 9-11 лет.

В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с ведением, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», национально- регионального компонента школьного образования.

Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, городе крае, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.

В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности – в этом заключается основной смысл кружка «Юный краевед».

Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы в рамках учебно-воспитательной деятельности, а также призвана помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, принять участие в созидательной деятельности, развить свои способности – в этом и заключается смысл кружка «Юный краевед». Программа кружка предполагает большую исследовательскую, проектную деятельность, организацию выставок, изготовление наглядных пособий, посещение библиотеки, работу с различными источниками.

На курс внеурочной деятельности «Юный краевед» отводится 1 час в неделю (34 часов в год) для детей 9-11 лет.

Цель программы: создать оптимальные условия для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и исследовательской работы.

Основные задачи, которые необходимо решить для достижения цели программы:

- знакомство с историей, флорой и фауной, культурными памятниками и традициями родного края;

- ознакомление с историей малой родины;

- активизация познавательной и исследовательской деятельности учащихся;

- развитие их творческих способностей;

- приобщение школьников к культуре предков, к традициям и обычаям населения нашего края, привитие чувства любви к родному краю;

- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса  учащихся к краеведению.

- развитие в детях наблюдательности, самостоятельности и инициативы;

- воспитание у учащихся гражданственности и патриотизма;

- привлечение внимания школьников к проблемам сохранения истории и культуры родного края.

Основные принципы, положенные в основу программы:

- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основные методы и формы познавательной деятельности учащихся:

словесные методы: рассказ, беседа, дискуссии, сообщения, проведение виртуальных экскурсий - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, буклетов. летописей, очерков о событиях по истории края, города, отдельных памятников; практические и исследоватедьские работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

участие в конференциях, викторинах, олимпиадах и конкурсах.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию целостно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

Дети должны:

- знать народный фольклор, народные игры;

- знать историю своего народа;

- знать традиции и обычаи своего народа.

- у детей появится интерес к изучению родного края;

- они научатся элементам исследовательской деятельности;

- учащиеся приобретут опыт природоохранной деятельности;

- у детей разовьётся умение работать в коллективе, чувство ответственности.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Планируемые результаты освоения программы по внеурочной деятельности

Личностные результаты

готовность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,

ценностно – смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие и личностные, социальные компетентности, личностные качества;

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные УУД:

- умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации;

- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД:

-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- умение координировать свои усилия с усилиями других.

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-задавать вопросы; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Предметные результаты

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Содержание курса

раздела

Название раздела

Кол-во часов

1.

Введение

1 ч.

2.

«Край на карте»

5 ч.

3.

«Природа нашего края»

7 ч.

4.

«Что дает наш край стране»

6 ч.

5.

«Моя малая Родина»

5 ч.

6.

«Край в годы Великой Отечественной войны»

3 ч.

7.

«Алтай – перекресток культур»

3 ч.

8.

Индивидуальная проектная деятельность.

2 ч.

ИТОГО: 34 ч.

Тематическое планирование

Разделы и темы

занятий

Количество часов

Дата



Теоретические

(аудиторные)

занятия

Практические

(внеаудиторные)

занятия



1. Вводное занятие – 1час




1

Что изучает краеведение. Понятия «краевед», край, область, регион

1




2. «Край на карте» - 5 часов




2

Территория и географическое положение Алтайского края

0,5

0,5


3

Символика Алтайского края

0,5

0,5


4

Открытие Алтая: как всё начиналось.

Легенды и предания нашей земли

0,5

0,5


5

Барнаул- столица Алтайского края

0,5

0,5


6

Путешествие по городам и районам Алтая

0,5

0,5



3. «Природа нашего края»- 7 часов




7

Поверхность и полезные ископаемые

0,5

0,5


8

Особенности климата края

0,5

0,5


9

Внутренние воды Алтая

0,5

0,5


10

Растительный мир Алтая

0,5

0,5


11

Животный мир Алтая

0,5

0,5


12

Уникальные уголки края

0,5

0,5


13

Заповедники, заказники, охраняемые территории.

0,5

0,5


14

Экологические проблемы и их решение

0,5

0,5



4. «Что дает наш край стране» - 6 часов




15

Знакомство с промышленностью, предприятиями, их история

0,5

0,5


16

Сельское хозяйство – основа развития края

0,5

0,5


17

Народные промыслы, их художественная и культурная ценность.

0,5

0,5


18

Алтай туристический

0,5

0,5


19

Достопримечательности и музеи

0,5

0,5


20-21

Знаменитые люди Алтая

1

1



5. «Моя малая Родина» - 5 часов




22-23

Любимый город Бийск. История, достопримечательности,почетные жители города.

1

1


24

Их именами названы улицы города

0,5

0,5


25

История и традиции нашей школы

0,5

0,5


26

Проект «Бийск: вчера, сегодня, завтра…»

0,5

0,5



6. «Край в годы Великой Отечественной войны» - 3 часа




27

Исторические события в крае в период ВОВ

0,5

0,5


28

Герои-земляки.

0,5

0,5


29

Как сохранить историю семьи.

0,5

0,5



7. «Алтай – перекресток культур» - 3 часа




30

Великие имена и памятники

0,5

0,5


31

Волшебные краски Алтая

0,5

0,5


32

Поэты и писатели об Алтае

0,5

0,5



12. Итоговое занятие. – 2 часа


1


33-34

Индивидуальная проектная деятельность. Оформление выставки


1



Итого

34




Список литературы

Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей.---М.: Просвещение, 1982.—223с.

Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами краеведо-туристской деятельности: Пособие по реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 г.» /М.:АРКТИ, 2004.-208 с.

Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий/ авт.-сост. И.А.Пашкевич.- Волгоград: Учитель, 2008.-169с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо! Актуально.

22 February 2021

Похожие публикации