Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Юный краевед» (3–4 классы)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный краевед» духовно-нравственного направления
Программа «Юный краевед» является актуальной т.к. занимается воспитанием юных патриотов своей Родины, своего края. Интеграция природоведческих и социальных знаний формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Программа рассчитана для детей 9-11 лет.
В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с ведением, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», национально- регионального компонента школьного образования.
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, городе крае, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.
В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности – в этом заключается основной смысл кружка «Юный краевед».
Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы в рамках учебно-воспитательной деятельности, а также призвана помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, принять участие в созидательной деятельности, развить свои способности – в этом и заключается смысл кружка «Юный краевед». Программа кружка предполагает большую исследовательскую, проектную деятельность, организацию выставок, изготовление наглядных пособий, посещение библиотеки, работу с различными источниками.
На курс внеурочной деятельности «Юный краевед» отводится 1 час в неделю (34 часов в год) для детей 9-11 лет.
Цель программы: создать оптимальные условия для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и исследовательской работы.
Основные задачи, которые необходимо решить для достижения цели программы:
- знакомство с историей, флорой и фауной, культурными памятниками и традициями родного края;
- ознакомление с историей малой родины;
- активизация познавательной и исследовательской деятельности учащихся;
- развитие их творческих способностей;
- приобщение школьников к культуре предков, к традициям и обычаям населения нашего края, привитие чувства любви к родному краю;
- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.
- развитие в детях наблюдательности, самостоятельности и инициативы;
- воспитание у учащихся гражданственности и патриотизма;
- привлечение внимания школьников к проблемам сохранения истории и культуры родного края.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основные методы и формы познавательной деятельности учащихся:
словесные методы: рассказ, беседа, дискуссии, сообщения, проведение виртуальных экскурсий - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, буклетов. летописей, очерков о событиях по истории края, города, отдельных памятников; практические и исследоватедьские работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
участие в конференциях, викторинах, олимпиадах и конкурсах.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию целостно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Дети должны:
- знать народный фольклор, народные игры;
- знать историю своего народа;
- знать традиции и обычаи своего народа.
- у детей появится интерес к изучению родного края;
- они научатся элементам исследовательской деятельности;
- учащиеся приобретут опыт природоохранной деятельности;
- у детей разовьётся умение работать в коллективе, чувство ответственности.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы по внеурочной деятельности
Личностные результаты
– готовность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,
ценностно – смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие и личностные, социальные компетентности, личностные качества;
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные УУД:
- умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации;
- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД:
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- умение координировать свои усилия с усилиями других.
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-задавать вопросы; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Предметные результаты
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Содержание курса
№ раздела | Название раздела | Кол-во часов |
1. | Введение | 1 ч. |
2. | «Край на карте» | 5 ч. |
3. | «Природа нашего края» | 7 ч. |
4. | «Что дает наш край стране» | 6 ч. |
5. | «Моя малая Родина» | 5 ч. |
6. | «Край в годы Великой Отечественной войны» | 3 ч. |
7. | «Алтай – перекресток культур» | 3 ч. |
8. | Индивидуальная проектная деятельность. | 2 ч. |
ИТОГО: 34 ч. |
Тематическое планирование
№ | Разделы и темы занятий | Количество часов | Дата | |
| | Теоретические (аудиторные) занятия | Практические (внеаудиторные) занятия | |
| 1. Вводное занятие – 1час | | | |
1 | Что изучает краеведение. Понятия «краевед», край, область, регион | 1 | | |
| 2. «Край на карте» - 5 часов | | | |
2 | Территория и географическое положение Алтайского края | 0,5 | 0,5 | |
3 | Символика Алтайского края | 0,5 | 0,5 | |
4 | Открытие Алтая: как всё начиналось. Легенды и предания нашей земли | 0,5 | 0,5 | |
5 | Барнаул- столица Алтайского края | 0,5 | 0,5 | |
6 | Путешествие по городам и районам Алтая | 0,5 | 0,5 | |
| 3. «Природа нашего края»- 7 часов | | | |
7 | Поверхность и полезные ископаемые | 0,5 | 0,5 | |
8 | Особенности климата края | 0,5 | 0,5 | |
9 | Внутренние воды Алтая | 0,5 | 0,5 | |
10 | Растительный мир Алтая | 0,5 | 0,5 | |
11 | Животный мир Алтая | 0,5 | 0,5 | |
12 | Уникальные уголки края | 0,5 | 0,5 | |
13 | Заповедники, заказники, охраняемые территории. | 0,5 | 0,5 | |
14 | Экологические проблемы и их решение | 0,5 | 0,5 | |
| 4. «Что дает наш край стране» - 6 часов | | | |
15 | Знакомство с промышленностью, предприятиями, их история | 0,5 | 0,5 | |
16 | Сельское хозяйство – основа развития края | 0,5 | 0,5 | |
17 | Народные промыслы, их художественная и культурная ценность. | 0,5 | 0,5 | |
18 | Алтай туристический | 0,5 | 0,5 | |
19 | Достопримечательности и музеи | 0,5 | 0,5 | |
20-21 | Знаменитые люди Алтая | 1 | 1 | |
| 5. «Моя малая Родина» - 5 часов | | | |
22-23 | Любимый город Бийск. История, достопримечательности,почетные жители города. | 1 | 1 | |
24 | Их именами названы улицы города | 0,5 | 0,5 | |
25 | История и традиции нашей школы | 0,5 | 0,5 | |
26 | Проект «Бийск: вчера, сегодня, завтра…» | 0,5 | 0,5 | |
| 6. «Край в годы Великой Отечественной войны» - 3 часа | | | |
27 | Исторические события в крае в период ВОВ | 0,5 | 0,5 | |
28 | Герои-земляки. | 0,5 | 0,5 | |
29 | Как сохранить историю семьи. | 0,5 | 0,5 | |
| 7. «Алтай – перекресток культур» - 3 часа | | | |
30 | Великие имена и памятники | 0,5 | 0,5 | |
31 | Волшебные краски Алтая | 0,5 | 0,5 | |
32 | Поэты и писатели об Алтае | 0,5 | 0,5 | |
| 12. Итоговое занятие. – 2 часа | | 1 | |
33-34 | Индивидуальная проектная деятельность. Оформление выставки | | 1 | |
| Итого | 34 | |
Список литературы
Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей.---М.: Просвещение, 1982.—223с.
Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами краеведо-туристской деятельности: Пособие по реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 г.» /М.:АРКТИ, 2004.-208 с.
Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий/ авт.-сост. И.А.Пашкевич.- Волгоград: Учитель, 2008.-169с.
Ирина Алексеевна Яковлева