Программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» (1-4 классы)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ
|
|
|
|
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса предназначена для учащихся начальной школы (1-4) и реализуется через занятия внеурочной деятельности, содержание которой предусматривает взаимосвязь с программой «Русский язык» под редакцией В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого (УМК «Школа России»).
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 40 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
Возраст и особенности набора детей
На занятия принимаются все дети, желающие заниматься изучением родного языка в возрасте 7 - 10 лет.
Ожидаемые результаты реализации внеурочной деятельности и способы определения результативности
1-й класс
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять
2-й класс
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять
3-4-й классы
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять
Способы определения результативности
Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия ребёнка в конкурсных мероприятиях или выполнения им некоторых работ. Минимальное обязательное количество таких сертификационных испытаний не должно быть больше четырёх за учебный год.
Формы представления результатов внеурочной деятельности
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на уровне начального общего образования.
Особенностями системы оценки являются:
1. комплексный подход к оценке результатов образования (в рамках внеурочной деятельности - метапредметных и личностных результатов общего образования);
2. использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
3. использование накопительной системы оценивания (Портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
4. использование таких форм оценки, как проекты, карты достижений, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
Содержание курса
Содержание занятий 1 класс.
Тема 1. Ввдное занятие. (1ч.) Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».
Тема 2. В Страну Слов. Первые встречи. (1ч.) Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».
Тема3 . К тайнам волшебных слов. (1ч.) Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».
Тема 4. Выбор друзей в Стране Слов. (1ч.) Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.
Тема 5. К несметным сокровищам Страны Слов. (1ч.) Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».
Тема6. Чудесные превращения слов.(1ч.) Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А. Шибаева.
Тема 7. В гости к Алфавиту. (1ч) Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».
Тема 8. К тайнам звуков и букв. (1ч.) Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».
Тема 9. Встреча с Радугой.(1ч.) Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».
Тема 10. В Страну Говорящих Скал. (1ч.) Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»
Тема11. В глубь веков на Машине времени. (1ч.) Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.
Тема 12.. В Королевстве Ошибок.(1ч.) Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.
Тема 13. В Страну Слогов. (1ч.) Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».
Тема 14. Фокусник Ь(1ч.)
Игра «Преврати слово Ребусы. Анаграммы.
Тема 15. Неожиданная остановка в пути. (1ч.) Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.
Тема 16. В удивительном городе Неслове.(1ч.) Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».
Тема 17. «Крылатые» слова и выражения. (1ч.)
Работа со словарём. Разгадывание ребусов.
Тема 18. Чудеса в Стране Слов. (1ч.) Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.
Тема 19. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (1ч.) Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.
Тема 20 Слова-друзья. Слова-спорщики. (1ч).
Словари антонимов и синонимов. Игра с мячом. Сочиняем сказку «Всё наоборот».
Тема 21. На карнавале слов(1ч.). Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омонимы. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.
Тема 22. В театре близнецов. (1ч.) Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.
Тема 23. Конкурс знатоков. (1ч.) Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.
Тема 24. Новое представление. (1ч.) Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».
Тема 25. Необычный урок.(1ч.) Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.
Тема 26. Следопыты развлекают детей. (1ч.) «Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.
Тема 27. В Клубе весёлых человечков(1ч.). Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.
Тема 28. К словам – родственникам. Почему их так назвали? (2ч.) Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».
Тема 29. Экскурсия в прошлое. (1ч.) Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.
Тема 30. Полёт в будущее. (2ч.) Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка
Тема 31. Итоговое занятие. (1ч.) Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов.
Содержание занятий 2 класс.
Тема 1. Как обходились без письма?(1 ч.)
Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».
Тема 2. Древние письмена.(1ч.)
Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки.
Тема 3. Как возникла наша письменность? (1 ч.)
Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».
Тема 4 . Меня зовут Фонема.(1 ч.)
Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».
Тема 5. Для всех ли фонем есть буквы?(2 ч.)
Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.
Тема 6. «Ошибкоопасные» места. (3 ч.)
«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.
Тема 7. Тайны фонемы.(1 ч.)
Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».
Тема 8. Опасные согласные. (1ч.)
Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».
Тема 9. На сцене гласные.(1 ч.)
Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот!
Тема 10. «Фонемы повелевают буквами».(1 ч.)
Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.
Тема 11. Ваши старые знакомые. Практическое занятие.(1 ч.)
Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.
Тема 12. Правила о непроизносимых согласных.(2 ч.)
Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.
Тема 13. Волшебное средство – «самоинструкция».(2 ч.)
Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.
Тема 14. Память и грамотность.(2 ч.)
Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.
Тема 15. Строительная работа морфем.(2ч.)
«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.
Тема 16. Где же хранятся слова?(2 ч.)
Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.
Тема 17. Поговорим обо всех приставках сразу.(2ч.)
Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.
Тема 18. Слова – «родственники».(1 ч.)
Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.
Тема 19. Кто командует корнями?(2 ч.)
Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.
Тема 20. «Не лезьте за словом в карман!»(1 ч.)
Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.
Тема 21. «Пересаженные» корни.(2 ч.)
Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения.
Тема 22. Итоговое занятие. Олимпиада.(1ч.)
Содержание занятий 3 класс.
Тема 1. Сказочное царство слов.(1ч.)
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .
Тема 2. Путешествие в страну слов. (1ч.)
Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н. Надеждиной « Снежные слова». Игра « Найди лишнее слово»
Тема 3. Чудесные превращения слов.(1 ч.)
Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ –загадка.
Тема 4. В гостях у слов родственников. (1ч.)
Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.
Тема 5. Добрые слова (2ч.)
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.
Тема 6. Экскурсия в прошлое (3 ч.)
Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
Тема 7. Новые слова в русском языке.(1ч.)
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».
Тема 8. Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)
Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».
Тема 9. Синонимы в русском языке (1ч.)
Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте.
Тема 10. Слова- антонимы (1ч.)
Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.
Тема11. Слова- омонимы (1ч.)
Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».
Тема 12. Крылатые слова (2ч.)
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».
Тема 13. В королевстве ошибок. (2ч.)
Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».
Тема 14. В стране Сочинителей.(2ч.)
Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .
Тема 15. Искусство красноречия. (2ч.)
Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.
Тема 16. Праздник творчества и игры. (2ч.)
Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Тема 17. Трудные слова. (2ч.)
Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.
Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.
Тема 18. Анаграммы и метаграммы. (2ч.)
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).
Тема 19. Шарады и логогрифы (2ч.)
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.
Тема20. Откуда пришли наши имена.(1ч.)
Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».
Тема 21. Занимательное словообразование (2ч.)
Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.
Тема 22. КВН по русскому языку. (1ч.)
Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
Тема 23. Итоговое занятие.( 1 ч.)
Содержание занятий 4 класс.
Фонетика и орфоэпия (7 часов)
Тема 1. Что такое орфоэпия?(1ч.)
Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
Тема 2.Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)
Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.
Тема 3. Звуки не буквы! (1ч.)
Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.
Тема 4. Звучащая строка. (1ч.)
Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.
Тема 5. Банты и шарфы. (1ч.)
Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими словами.
Тема 6. «Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)
Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.
Тема 7. Кое- что о звукоподражаниях. (1ч.)
Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».
Лексикология (27 часов)
Тема 8. Имена вещей. (1ч.)
Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение словарного запаса учащихся.
Тема 9. Разнообразие словарей. (2ч.)
Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.
Тема 10. В царстве смыслов много дорог. (2ч.)
Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».
Тема 11. Как и почему появляются новые слова? (2ч.)
Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.
Тема 12. Многозначность слова. (2ч.)
Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».
Тема 13. Об исторических словарях.(1ч.)
Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова,.
Тема 14. Об одном и том же- разными словами. (1ч.)
Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи.
Тема 15. Как возникают названия. (1ч.)
Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.
Тема 16. Слова – антиподы. (1ч.)
Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».
Тема 17. Фразеологические обороты. (2ч.)
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».
Тема 18. Словари «чужих» слов. (2ч.)
Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
Тема 19. Капитан и капуста. (1ч.)
Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.
Тема20. «Он весь свободы торжество». (1ч.)
Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.
Тема21. Мы говорим его стихами. (1ч.)
Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.
Тема22. Слова, придуманные писателями. (1ч.)
Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.
Тема 23. Слова уходящие и слова – новички. (2ч.)
Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.
Тема 24. Словарь языка Пушкина. (1ч.)
Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.
Тема 25. Смуглая Чернавка. (1ч.)
Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.
Тема 26. Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. (1ч.)
Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи .
Тема27. Итоговое занятие. (1ч.)
Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.
Тематическое планирование 1 класс (33 часа)
№ п/п | Тема | Форма организации деятельности | Количество часов | ||
Теория | Практика | Итого | |||
1 | Вводное занятие. | Круглый стол. | 0,5 | 0,5 | 1 |
2 | В страну слов. Первые встречи. | Практическое занятие. | - | 1 | 1 |
3 | К тайнам волшебных слов. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
4 | Выбор друзей в Стране Слов | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
5 | К несметным сокровищам Страны Слов. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
6 | Чудесные превращения слов. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
7 | В гости к Алфавиту. | Практическое занятие. | - | 1 | 1 |
8 | К тайнам звуков и букв. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
9 | Встреча с Радугой. | Практическое занятие. | - | 1 | 1 |
10 | В Страну Говорящих Скал. | Практическое занятие. | 1 | - | 1 |
11 | В глубь веков на Машине времени. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
12 | В Королевстве ошибок. | Практическое занятие. | 1 | 1 | 1 |
13 | В Страну Слогов. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
14 | Фокусник Ь. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
15 | Неожиданная остановка в пути. | Практическое занятие. | 1 | 1 | 1 |
16 | В удивительном городе Неслове. | Практическое занятие. | 1 | 1 | 1 |
17 | Чудеса в Стране Слов. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
18 | «Крылатые» слова и выражения. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
19 | Чудеса в Стране Слов выдуманных. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
20 | К словам разнообразным, одинаковым, но разным. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
21 | Слова-друзья. Слова-спорщики. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
22 | На карнавале слов. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
23 | В театре близнецов. | Практическое занятие. | 1 | - | 1 |
24 | Конкурс знатоков. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
25 | Новое представление. | Практическое занятие. | - | 1 | 1 |
26 | Необычный урок. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
27 | Следопыты развлекают гостей. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
28 | В Клубе весёлых человечков. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
29 | К словам – родственникам. Почему их так назвали? | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
30 | К словам – родственникам. Почему их так назвали? | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
31 | Экскурсия в прошлое. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
32 | Полёт в будущее. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
33 | Итоговое занятие. | | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Итого: | | 17 | 19 | 33 |
Тематическое планирование 2 класс (34 часа)
№ п/п | Тема | Форма организации деятельности | Количество часов | ||
Теория | Практика | Итого | |||
1 | Как обходились без письма? | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
2 | Древние письмена. | Практическое занятие. | - | 1 | 1 |
3 | Как возникла наша письменность? | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
4 | Меня зовут Фонема. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
5 | Для всех ли фонем есть буквы? | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
6 | Для всех ли фонем есть буквы? | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
7 | «Ошибкоопасные» места. | Практическое занятие. | - | 1 | 1 |
8 | «Ошибкоопасные» места. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
9 | «Ошибкоопасные» места. | Практическое занятие. | - | 1 | 1 |
10 | Тайны фонемы | Практическое занятие. | 1 | - | 1 |
11 | Опасные согласные. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
12 | На сцене гласные. | Практическое занятие. | 1 | 1 | 1 |
13 | «Фонемы повелевают буквами». | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
14 | Когда ь пишется, а когда не пишется? | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
15 | Ваши старые знакомые. | Практическое занятие. | 1 | 1 | 1 |
16 | Ваши старые знакомые. | Практическое занятие. | 1 | 1 | 1 |
17 | Правила о непроизносимых согласных. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
18 | Правила о непроизносимых согласных. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
19 | Волшебное средство – «самоинструкция». | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
20 | Волшебное средство – «самоинструкция». | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
21 | Строительная работа морфем. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
22 | Строительная работа морфем. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
23 | Где же хранятся слова? | Практическое занятие. | 1 | - | 1 |
24 | Где же хранятся слова? | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
25 | Поговорим о всех приставках сразу. | Практическое занятие. | - | 1 | 1 |
26 | Поговорим о всех приставках сразу. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
27 | Слова – «родственники». | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
28 | Слова – «родственники». | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
29 | Кто командует корнями? | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
30 | Кто командует корнями? | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
31 | «Не лезьте за словом в карман!». | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
32 | «Пересаженные» корни. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
33 | «Пересаженные» корни. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
34 | Итоговое занятие. | Круглый стол. | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Итого: | | 17,5 | 19,5 | 34 |
Тематическое планирование 3 класс (34 часа)
№ п/п | Тема | Форма организации деятельности | Количество часов | ||
Теория | Практика | Итого | |||
1 | Сказочное царство слов . | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
2 | Путешествие в страну Слов. | Практическое занятие. | - | 1 | 1 |
3 | Чудесные превращения слов. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
4 | В гостях у слов- родственников. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
5 | Добрые слова. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
6 | Добрые слова. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
7 | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. | Практическое занятие. | - | 1 | 1 |
8 | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
9 | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. | Практическое занятие. | - | 1 | 1 |
10 | Новые слова в русском языке. | Практическое занятие. | 1 | - | 1 |
11 | Встреча с зарубежными друзьями. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
12 | Синонимы в русском языке. | Практическое занятие. | 1 | 1 | 1 |
13 | Слова- антонимы. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
14 | Слова- омонимы. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
15 | Крылатые слова. | Практическое занятие. | 1 | 1 | 1 |
16 | Крылатые слова. | Практическое занятие. | 1 | 1 | 1 |
17 | В королевстве ошибок. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
18 | В королевстве ошибок. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
19 | В стране Сочинителей. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
20 | В стране Сочинителей. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
21 | Искусство красноречия. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
22 | Искусство красноречия. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
23 | Праздник творчества и игры. | Практическое занятие. | 1 | - | 1 |
24 | Праздник творчества и игры. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
25 | Трудные слова. | Практическое занятие. | - | 1 | 1 |
26 | Трудные слова. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
27 | Анаграммы и метаграммы. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
28 | Шарады и логогрифы. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
29 | Шарады и логогрифы. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
30 | Откуда пришли наши имена. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
31 | Занимательное словобразование. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
32 | Занимательное слообразование. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
33 | КВН по русскому языку. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
34 | Итоговое занятие. | Круглый стол. | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Итого: | | 17,5 | 19,5 | 34 |
Тематическое планирование 4 класс (34часа)
№ п/п | | Форма организации деятельности | Количество часов | ||
Теория | Практика | Итого | |||
1 | Что такое орфоэпия? | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
2 | Что такое фонография или звукозапись? | Практическое занятие. | - | 1 | 1 |
3 | Звуки не буквы! | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
4 | Звучащая строка. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
5 | Банты и шарфы. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
6 | «Пигмалион» учит орфоэпии. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
7 | Кое- что о звукоподражаниях. | Практическое занятие. | - | 1 | 1 |
8 | Имена вещей. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
9 | Разнообразие словарей. | Практическое занятие. | - | 1 | 1 |
10 | Разнообразие словарей. | Практическое занятие. | 1 | - | 1 |
11 | В царстве смыслов много дорог. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
12 | В царстве смыслов много дорог. | Практическое занятие. | 1 | 1 | 1 |
13 | Как и почему появляются новые слова? | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
14 | Как и почему появляются новые слова? | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
15 | Многозначность слова. | Практическое занятие. | 1 | 1 | 1 |
16 | Многозначность слова. | Практическое занятие. | 1 | 1 | 1 |
17 | Об исторических словарях. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
18 | Об одном и том же - разными словами. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
19 | Как возникают названия. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
20 | Слова – антиподы. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
21 | Фразеологические обороты. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
22 | Фразеологические обороты. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
23 | Словари «чужих» слов. | Практическое занятие. | 1 | - | 1 |
24 | Словари «чужих» слов. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
25 | Капитан и капуста. | Практическое занятие. | - | 1 | 1 |
26 | «Он весь свободы торжество». | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
27 | Мы говорим его стихами. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
28 | Слова, придуманные писателями. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
29 | Слова уходящие и слова – новички. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
30 | Слова уходящие и слова – новички. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
31 | Словарь языка Пушкина. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
32 | Смуглая Чернавка. | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
33 | Паронимы, или «ошибкоопасные слова». | Практическое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
34 | Итоговое занятие. | Круглый стол. | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Итого: | | 17,5 | 19,5 | 34 |
Поурочно-тематическое планирование 1 класс
№ занятия | Дата | Тема занятия | ||
План | Факт | |||
| | Вводное занятие. | ||
| | В страну слов. Первые встречи. | ||
| | К тайнам волшебных слов. | ||
| | Выбор друзей в Стране Слов | ||
| | К несметным сокровищам Страны Слов. | ||
| | Чудесные превращения слов. | ||
| | В гости к Алфавиту. | ||
| | К тайнам звуков и букв. | ||
| | Встреча с Радугой. | ||
| | В Страну Говорящих Скал. | ||
| | В глубь веков на Машине времени. | ||
| | В Королевстве ошибок. | ||
| | В Страну Слогов. | ||
| | Фокусник Ь. | ||
| | Неожиданная остановка в пути. | ||
| | В удивительном городе Неслове. | ||
| | Чудеса в Стране Слов. | ||
| | «Крылатые» слова и выражения. | ||
| | Чудеса в Стране Слов выдуманных. | ||
| | К словам разнообразным, одинаковым, но разным. | ||
| | Слова-друзья. Слова-спорщики. | ||
| | На карнавале слов. | ||
| | В театре близнецов. | ||
| | Конкурс знатоков. | ||
| | Новое представление. | ||
| | Необычный урок. | ||
| | Следопыты развлекают гостей. | ||
| | В Клубе весёлых человечков. | ||
| | К словам – родственникам. Почему их так назвали? | ||
| | К словам – родственникам. Почему их так назвали? | ||
| | Экскурсия в прошлое. | ||
| | Полёт в будущее. | ||
| | Итоговое занятие. |
Поурочно-тематическое планирование 2класс
№ занятия | Дата | Тема занятия | ||
План | Факт | |||
| | Как обходились без письма? | ||
| | Древние письмена. | ||
| | Как возникла наша письменность? | ||
| | Меня зовут Фонема. | ||
| | Для всех ли фонем есть буквы? | ||
| | Для всех ли фонем есть буквы? | ||
| | «Ошибкоопасные» места. | ||
| | «Ошибкоопасные» места. | ||
| | «Ошибкоопасные» места. | ||
| | Тайны фонемы. | ||
| | Опасные согласные. | ||
| | На сцене гласные. | ||
| | «Фонемы повелевают буквами». | ||
| | Когда ь пишется, а когда не пишется? | ||
| | Ваши старые знакомые. | ||
| | Ваши старые знакомые. | ||
| | Правила о непроизносимых согласных. | ||
| | Правила о непроизносимых согласных. | ||
| | Волшебное средство- «самоинструкция». | ||
| | Волшебное средство- «самоинструкция». | ||
| | Строительная работа морфем. | ||
| | Строительная работа морфем. | ||
| | Где же хранятся слова? | ||
| | Где же хранятся слова? | ||
| | Поговорим о всех приставках сразу. | ||
| | Поговорим о всех приставках сразу. | ||
| | Слова – «родственники». | ||
| | Слова – «родственники». | ||
| | Кто командует корнями? | ||
| | Кто командует корнями? | ||
| | «Не лезьте за словом в карман!» | ||
| | «Пересаженные» корни. | ||
| | «Пересаженные» корни. | ||
| | Итоговое занятие. |
Поурочно-тематическое планирование 3класс
№ занятия | Дата | Тема занятия | ||
План | Факт | |||
| | Сказочное царство слов . | ||
| | Путешествие в страну Слов. | ||
| | Чудесные превращения слов. | ||
| | В гостях у слов- родственников. | ||
| | Добрые слова. | ||
| | Добрые слова. | ||
| | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. | ||
| | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. | ||
| | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. | ||
| | Новые слова в русском языке. | ||
| | Встреча с зарубежными друзьями. | ||
| | Синонимы в русском языке. | ||
| | Слова- антонимы. | ||
| | Слова- омонимы. | ||
| | Крылатые слова. | ||
| | Крылатые слова. | ||
| | В королевстве ошибок. | ||
| | В королевстве ошибок. | ||
| | В стране Сочинителей. | ||
| | В стране Сочинителей. | ||
| | Искусство красноречия. | ||
| | Искусство красноречия. | ||
| | Праздник творчества и игры. | ||
| | Праздник творчества и игры. | ||
| | Трудные слова. | ||
| | Трудные слова. | ||
| | Анаграммы и метаграммы. | ||
| | Шарады и логогрифы. | ||
| | Шарады и логогрифы. | ||
| | Откуда пришли наши имена. | ||
| | Занимательное словообразование. | ||
| | Занимательное словообразование. | ||
| | КВН по русскому языку. | ||
| | Итоговое занятие. |
Поурочно-тематическое планирование 4класс
№ занятия | Дата | Тема занятия | ||
План | Факт | |||
| | Что такое орфоэпия? | ||
| | Что такое фонография или звукозапись? | ||
| | Звуки не буквы! | ||
| | Звучащая строка. | ||
| | Банты и шарфы. | ||
| | «Пигмалион» учит орфоэпии. | ||
| | Кое- что о звукоподражаниях. | ||
| | Имена вещей. | ||
| | Разнообразие словарей. | ||
| | Разнообразие словарей. | ||
| | В царстве смыслов много дорог. | ||
| | В царстве смыслов много дорог. | ||
| | Как и почему появляются новые слова? | ||
| | Как и почему появляются новые слова? | ||
| | Многозначность слова. | ||
| | Многозначность слова. | ||
| | Об исторических словарях. | ||
| | Об одном и том же - разными словами. | ||
| | Как возникают названия. | ||
| | Слова – антиподы. | ||
| | Фразеологические обороты. | ||
| | Фразеологические обороты. | ||
| | Словари «чужих» слов. | ||
| | Словари «чужих» слов. | ||
| | Капитан и капуста. | ||
| | «Он весь свободы торжество». | ||
| | Мы говорим его стихами. | ||
| | Слова, придуманные писателями. | ||
| | Слова уходящие и слова – новички. | ||
| | Слова уходящие и слова – новички. | ||
| | Словарь языка Пушкина. | ||
| | Смуглая Чернавка. | ||
| | Паронимы, или «ошибкоопасные слова». | ||
| | Итоговое занятие. |