Рабочая программа внеурочной деятельности «Корригирующая гимнастика» (3 класс)
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Залуженская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании МО Согласовано классных руководителей Заместитель директора поВР Председатель ______Казачкова А.Н. __________Л.А.Симагина Протокол № 1 от .26.08 2016 г «29» 08 2016г |
Утверждаю Директор_____Е.В.Полуэктова Приказ №______от «29_»_08 2016_г. |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М МА
внеурочной деятельности по
спортивно- оздоровительному направлению
«Корригирующая гимнастика»
для 3 Б и 3Акласса
на 2016-2017 учебный год
Разработал: руководитель кружка
Крупицына Ольга Николаевна
2016
Рабочая программа внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности « Корригирующая гимнастика» разработана на основе программы внеурочной деятельности В.П.Степанова, С.В.Сизяева, Т.Н.Сафронова (Москва.: Просвещение, 2011г.), предназначенной для работы по ФГОС НОО. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Место внеурочной деятельности в учебном плане
В рабочей программе « Корригирующая гимнастика» по спортивно- оздоровительному направлению в 3 классе отводится 1 час в неделю, 34часа в год (34 учебные недели).
Общий объём программы |
34 часа |
Наполняемость групп |
15 человек (класс-группа,) |
Режим занятий |
1 раз в неделю |
Продолжительность занятия |
45 минут |
Учебно-тематический план
№ п/п |
Название разделов |
Общее кол-во часов |
Часы аудиторных занятий |
Часы внеаудиторных активных занятий |
|||
1 |
Вводное занятие (правила техники безопасности) |
1 |
1 |
— |
|||
2.2 |
Влияние питания на здоровье |
1 |
1 |
— |
|||
2.3 |
Гигиенические и этические нормы |
1 |
1 |
— |
|||
3.1 |
Упражнения в ходьбе и беге |
4 |
— |
4 |
|||
3.2 |
Упражнения для плечевого пояса и рук |
4 |
__ |
4 |
|||
3.3 |
Упражнения для ног |
4 |
__ |
4 |
|||
3.4 |
Упражнения для туловища |
4 |
1 |
3 |
|||
3.5. |
Комплексы общеразвивающих упражнений |
3 |
__ |
3 |
|||
4.2 |
Укрепление мышечного корсета |
4 |
__ |
4 |
|||
4.3 |
Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени |
4 |
__ |
4 |
|||
8 |
Самомассаж и взаимомассаж |
3 |
1 |
2 |
|||
9.1 |
Физкультурный праздник |
1 |
__ |
1 |
|||
Всего: |
34 |
5 |
29 |
Содержание курса
Раздел 1. Вводное занятие (правила техники безопасности) (1 ч)
Правила техники безопасности. Правила подбора и хранения инвентаря.
Раздел 2. Теоретические сведения (основы знаний) (2 ч)
2.2. Влияние питания на здоровье (1ч). Режим и рацион питания для растущего организма. Питьевой режим школьника. Психогигиена питания. Формирование ценностного отношения к еде и воде как к связующей нити человека и природы.
2.3. Гигиенические и этические нормы (1ч). Гигиенические нормы (гигиенические процедуры до и после занятия, в повседневной жизни; уход за гимнастической формой, за повседневной одеждой, за инвентарём). Этические нормы (нормы поведения на занятиях, до и после них, в повседневной жизни, взаимоотношения с педагогом, с товарищами, помощь начинающим и отстающим, основы бесконфликтного поведения на занятиях и в повседневной жизни). Взаимосвязь гигиенических и этических норм (соблюдение правил гигиены как проявление уважения к окружающему миру). Взаимосвязь этических норм и правил техники безопасности (уважительное и бесконфликтное поведение как основа безопасности на занятиях).
Раздел 3. Общая физическая подготовка (19ч)
Упражнения в ходьбе и беге (4ч). Строевые упражнения. Упражнения в ходьбе с соблюдением правильной осанки; на носках, пятках, наружном и внутреннем крае стопы; с перекатом с пятки на носок; с высоким подниманием бедра; в полуприседе; сочетание ходьбы с дыханием. Упражнения в беге на месте и в передвижении; на носках; с высоким подниманием бедра; с захлёстом голени; боком приставным и скрестным шагом; спиной вперёд; с различными движениями рук; с подскоками; с изменением темпа.
Упражнения для плечевого пояса и рук (4ч). На месте в различных исходных положениях (и. п.); в движении; с предметами (скакалками, палками, мячами, обручами); с партнёром.
Упражнения для ног (4ч). На месте в различных и. п.; у опоры; в движении; с предметами; с партнёром.
Упражнения для туловища (4ч). На месте в различных и. п. (стоя, сидя, лёжа на спине, на животе, на боку); у опоры; в движении; с предметами; с партнёром.
Комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ) (3ч). На месте в различных и. п.; с чередованием и. п.; у опоры; в движении; с предметами; с партнёром. Формирование эстетического вкуса и проявление творческих способностей школьников посредством самостоятельного составления комплексов ОРУ (под музыкальное сопровождение).
Раздел 4. Специальная физическая подготовка (8ч)
4.2. Укрепление мышечного корсета (4ч). Упражнения на месте в различных и. п. (стоя, сидя, лёжа на спине, на животе, на боку); у опоры; в движении; с предметами (палками, резиновыми бинтами); с предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами); с партнёром.
4.3. Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени (4ч). Упражнения у опоры; в движении; с предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами).
Раздел 8. Самомассаж и взаимомассаж (3ч)
Назначение массажа (снятие утомления, психоэмоционального напряжения, подготовка организма к выполнению предстоящей деятельности); показания и противопоказания к применению; гигиенические требования к проведению массажа; приёмы массажа в различных и. п. массируемого (лёжа, сидя, стоя); массаж различных мышечных групп; активные и пассивные приёмы массажа.
Раздел 9. Контрольные испытания и показательные выступления (1ч)
9.1. Физкультурный праздник (1ч)
II вариант (мероприятие для начальной школы: соревнуются только занимающиеся или занимающиеся с незанимающимися). Соревнования по физической подготовке и простейшим элементам гимнастики (с предметами и без). Можно предложить выступающим следующие тесты на физическую подготовленность:
• гибкость позвоночника: наклон вперёд из положения сидя;
гибкость (выворотность) — силовая выносливость мышц туловища: в положении лёжа на животе удержание туловища, разогнутого под углом 45°;
сила мышц ног: прыжок в длину с места;
силовая выносливость мышц брюшного пресса: в положении лёжа на спине удержание ног, согнутых под углом 45° в тазобедренных суставах;
проба на равновесие: стоя на всей стопе одной ноги с закрытыми глазами или на носке одной ноги с открытыми глазами;
комплексное тестирование координации движений, скоростной выносливости, силы мышц ног: прыжки через скакалку до ошибки или отказа испытуемого.
Методическое обеспечение
К разделу 2.3 «Гигиенические и этические нормы» Помимо традиционных сведений о правилах чистоты, школьникам следует прививать понятия о чистоте нравственной, о чистоте помыслов как основе благородных поступков (гигиена тела и души). Важно:
демонстрировать правильное выполнение норм гигиены и поведения (опрятный внешний вид, осанка, уверенная походка, красивые и выразительные жесты, вежливое и уважительное отношение к ученикам, помощь отстающим, справедливость и гуманность при разрешении конфликтных ситуаций);
проводить тренинги на закрепление норм;
моделировать различные ситуации, требующие самостоятельного выбора линии поведения.
К разделу 3 «Общая физическая подготовка» ОФП не только ставит целью повышение уровня физической подготовленности, но и решает более фундаментальные задачи: обучение и практическое применение принципов и способов эффективного и физиологически оправданного выполнения простейших двигательных действий (как правильно ходить, бегать с точки зрения оптимальной работы суставов и позвоночника, снятия излишнего мышечного напряжения и т. д.). Важно:
не допускать монотонности;
не допускать утомления;
относиться к упражнениям не только как к техническим действиям, но и как средству мобилизации внимания, точности действий и корректности взаимодействий с товарищами, что особенно важно в процессе гуманистического воспитания.
К разделу 3.5 «Комплексы общеразвивающих упражнений» Помимо сугубо физкультурных задач, комплексы ОРУ призваны вырабатывать эстетический вкус и творческие способности. Для этого нужно предложить каждому ученику самостоятельно подготовить комплекс (любой длительности) и продемонстрировать его на любом техническом уровне под музыку, им же и подобранную. В начале обучения педагог должен сам составлять комплексы для учащегося, используя принцип доступности освоения и простоты запоминания.
При самостоятельном составлении комплексов ученик следует определённой логике:
элементы плавно переходят от одного к другому;
элементы сложные и простые чередуются;
набор и сочетание элементов должны быть разнообразными (прыжки сочетаться с равновесиями, широкоамплитудные движения с малоамплитудными, линейные передвижения с поворотами и вращениями);
музыка должна соответствовать характеру исполнителя и содержанию программы;
чувство меры должно быть во всём.
Кроме того, необходимо стремиться не только к качеству исполнения, но и к презентабельности: выступление должно легко и с удовольствием восприниматься зрителем.
Помимо строго образовательных задач по освоению и совершенствованию техники, составление комплексов требует проявления творческих способностей. При грамотном руководстве у школьников формируется эстетический вкус.
.
К разделу 8 «Самомассаж и взаимомассаж» Требования аналогичны требованиям к разделу 4.5 «Упражнения на гибкость»: принцип «массируемый пассивен, массирующий активен», взаимопонимание и доверительность между партнёрами, ответственность за здоровье товарища. Важно:
• своевременно выполнять упражнения (в соответствии с пред
шествующей и предстоящей работой);
строго соблюдать правила гигиены и техники выполнения массажных приёмов;
контролировать состояние массируемого, не допускать появления вялости и снижения работоспособности;
воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью товарища, формировать чувство ответственности за выполняемые действия;
способствовать формированию здорового образа жизни.
К разделам 9.1 «Физкультурный праздник» и 9.2 «Праздник здоровья»
Мероприятия должны быть построены по принципу «от каждого по способностям» и поощрять любые проявления ученика, связанные с его занятиями: постановка показательного номера с демонстрацией даже минимальных достижений; отзывы о тренировках и пожелания самому себе, которые могут быть выражены в виде рисунков, рассказов, фотографий.
Мероприятия должны проводиться в форме дружеского общения с целью обмена опытом, а не в форме соревнований. Каждый участник должен быть отмечен за свои достижения (в том числе и будущие), он поощряется благодарностью, грамотой, его фото вывешивают на доске почёта. Такой подход призван повысить мотивацию школьников к занятиям, следованию ЗОЖ, поддержанию и сохранению здоровья.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Характеристика деятельности обучающихся |
дата |
|
план |
факт |
||||
1. |
Правила техники безопасности на занятиях «Корригирующей гимнастикой» |
1 |
Соблюдать правила техники безопасности |
||
2. |
Режим и рацион питания для растущего организма. Питьевой режим школьника. |
1 |
Выявлять влияние питания на здоровье |
||
3. |
Гигиенические и этические нормы |
1 |
Соблюдать гигиенические и этические нормы |
||
4. |
Упражнения в ходьбе и беге. Строевые упражнения. |
1 |
Определять и кратко характеризовать физическую культуру как занятия физическими упражнениями |
||
5. |
Упражнения в ходьбе с соблюдением правильной осанки; на носках, пятках |
1 |
Осваивать технику упражнений. Выявлять характерные ошибки при выполнении упражнений |
||
6. |
Упражнения в ходьбе с перекатом с пятки на носок; в полу-приседе; сочетание ходьбы с дыханием |
1 |
Осваивать технику упражнений. Выявлять характерные ошибки при выполнении упражнений |
||
7. |
Упражнения в беге на месте и в передвижении; на носках; с высоким подниманием бедра. |
1 |
Выявлять характерные ошибки при выполнении упражнений. Описывать технику разучиваемых упражнений |
||
8. |
Упражнения для плечевого пояса и рук на месте в различных и.п. |
1 |
Осваивать технику упражнений. Выявлять характерные ошибки при выполнении упражнений. |
||
9. |
Упражнения для плечевого пояса и рук в движении |
1 |
Описывать технику разучиваемых упражнений. |
||
10. |
Упражнения для плечевого пояса и рук с предметами |
1 |
Соблюдать правила техники Безопасности. |
||
11. |
Упражнения для плечевого пояса и рук с партнером |
1 |
Выявлять характерные ошибки при выполнении упражнений. |
||
12. |
Упражнения для ног на месте в различных и.п. |
1 |
Описывать технику разучиваемых упражнений. |
||
13. |
Упражнения для ног у опоры, в движении. |
1 |
Описывать технику разучиваемых упражнений. Выявлять характерные ошибки при выполнении упражнений. |
||
14. |
Упражнения для ног с предметами. |
1 |
Соблюдать правила техники Безопасности. |
||
15. |
Упражнения для ног с партнером. |
1 |
Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах |
||
16. |
Упражнения для туловища на месте в различных и.п. |
1 |
Описывать технику разучиваемых упражнений. |
||
17. |
Упражнения для туловища у опоры, в движении. |
1 |
Соблюдать правила техники Безопасности. |
||
18 |
Упражнения для туловища с предметами. |
1 |
Описывать технику разучиваемых упражнений. |
||
19. |
Упражнения для туловища с партнером. |
1 |
Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах |
||
20. |
ОРУ на месте в различных и.п., с чередованием и.п. |
1 |
Соблюдать правила техники Безопасности. Описывать технику разучиваемых упражнений. Составлять комплексы упражнений для формирования правильной осанки |
||
21. |
ОРУ у опоры; в движении, с предметами. |
1 |
|||
22. |
ОРУ с партнёром, самостоятельное составление комплексов ОРУ |
1 |
|||
23. |
Укрепление мышечного корсета. Упражнения на месте в различных и. п. |
1 |
Составлять комплексы упражнений для формирования правильной осанки. |
||
24. |
Укрепление мышечного корсета. Упражнения стоя, сидя, лёжа на спине. |
1 |
Описывать технику разучиваемых упражнений. |
||
25. |
Укрепление мышечного корсета, упражнения в движении, с предметами. |
1 |
Выявлять характерные ошибки при выполнении упражнений |
||
26. |
Укрепление мышечного корсета, упражнения с предметами художественной гимнастики. |
1 |
Соблюдать правила техники Безопасности. Описывать технику разучиваемых упражнений. |
||
27. |
Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени, упражнения у опоры. |
1 |
|||
28. |
Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени, упражнения в движении. |
1 |
Выявлять характерные ошибки при выполнении упражнений |
||
29. |
Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени, упражнения с предметами художественной гимнастики. |
1 |
|||
30. |
Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени в движении. |
1 |
Соблюдать правила техники Безопасности. |
||
31. |
Назначение массажа,показания и противопоказания к применению; гигиенические требования к проведению массажа. |
1 |
|||
32. |
Приёмы массажа в различных и. п. массируемого (лёжа, сидя, стоя). |
1 |
Описывать технику массажа |
||
33. |
Массаж различных мышечных групп; активные и пассивные приёмы массажа. |
1 |
Соблюдать правила техники безопасности. |
||
34. |
Контрольные испытания и показательные выступления |
1 |
Составлять показательные выступления |
||