Рабочая программа внеурочной деятельности «Звуки, Буквы и Слова»
Аннотация
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Звуки, буквы и слова» для учащихся 1-го класса составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа направлена на совершенствование информационного и образовательного пространства, способствующего расширению знаний у учащихся о неречевых звуках, различение одинаковых слов, фраз, звуков по высоте и силе голоса, различение слов, близких по звуковому сходству, дифференциация слогов, дифференциация фонем,развитие навыков элементарного звукобуквенного анализа и синтеза слов.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Звуки, буквы и слова» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Составлена в соответствии с программно – методическими материалами для логопедических занятий с младшими школьниками, автор Козырева Л.М. /Ярославль, Академия развития, 2006 год.
Горбачевской Н.Ю., «Организация логопедической работы в школе». - М. ТЦ Сфера , 2005. -192с.
Для создания новой программы были проанализированы:
- Козырева Л. М. Программно – методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. Ярославль «Академия развития» 2006г.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 2001.
- Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М., 1993.
- Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М.; Просвещение. 1984.
- Ястребова А.В., Бессонова, Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М., 2000.
С каждым годом увеличивается число детей поступающих в первый класс, имеющих нарушения устной речи. Современная система логопедической поддержки обучающихся начальной школы, позволяет значительному числу детей с речевыми нарушениями успешно усваивать школьную программу. Наиболее массовой формой помощи детям с нарушением речи являются логопедические занятия.
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка: произношение, грамматический строй, словарный запас, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Нарушения речи у большинства обучающихся носят характер системного недоразвития речи средней степени для которого характерно:
- нарушения звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушения сложных форм словообразования;
- недостаточная сформированность связной речи;
- выраженная дислексия;
- дисграфия.
Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Программа внеурочных занятий включает три раздела:
- восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;
- обогащение словарного запаса;
- развитие грамматического строя и связной речи.
Все перечисленные направления работы осуществляются одновременно, то есть на одном занятии должна идти работа как по коррекции пробелов в развитии звуковой стороны речи, так и по обогащению словаря и развития грамматического строя. Поэтому курс внеурочной деятельности «Звуки, буквы и слова» – это система комбинированных занятий по риторике, логопедии, развитию речи.
Цель программы - создание условий для оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ, коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей с нарушениями речи. А также: научить грамотной, правильной речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Содержание программы соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении.
Основные задачи программы:
1.Своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода, осложняющего учебно – познавательную деятельность учащихся, на последующие этапы обучения.
2.Коррекция нарушений звукопроизношения и развития устной и письменной речи обучающихся;
3. Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ.
4.Создавать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
5.Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
6.Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
7.Создавать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики рук и артикуляционного речевого аппарата.
Основными задачами учебных занятий являются:
- исправление и коррекция произношения звуков;
- формирование полноценного звукобуквенного анализа с установлением соотношения между буквами и звуками в слове;
- дифференциация смешиваемых па письме букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляционным свойствам звуки;
- уточнение и обобщение сведений о звукобуквенном составе русского языка;
- обогащение словарного запаса и накопление представлений об окружающем мире.
Учебные занятия построены следующим образом:
Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
Занимательные задания в форме игры.
Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по обучению грамоте, письму, литературному чтению и русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
В структуру занятия может входит:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением;
- обогащение и активизация словарного запаса и др.
Описание места курса в плане
внеурочной деятельности
Данная программа внеурочной деятельности рассчитана на 1 года обучения, 33 часа в год (1 час в неделю) для обучающих 1 года обучения. Занятия с обучающимися проводятся в форме урока.Длительность занятий для 1 года обучения-30-35 минут.
Планируемые результаты освоения учащимися курса
Освоение детьми программы курса внеурочной деятельности «Звуки, буквы и слова» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
1.Точная диагностика речевой патологии у детей при поступлении в первый класс; уменьшение количества детей с речевой патологией и как результат повышение качества успеваемости у этих детей по русскому языку и литературному чтению.
2.Повышение уровня знаний родителей, педагогов, обучающихся.
3.Оборудование предметно-развивающей среды, стимулирующее речевое и личностное развитие ребёнка.
4.Узнавание неречевых звуков.
5.Различение одинаковых слов, фраз, звуков по высоте и силе голоса.
6.Различение слов, близких по звуковому сходству.
7.Дифференциация слогов.
8.Дифференциация фонем.
9.Развитие навыков элементарного звукобуквенного анализа и синтеза слов.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения курса
В результате изучения курса внеурочной деятельности «Звуки, буквы и слова» у младших школьников будут сформированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные и коммуникативные) универсальные учебные действия.
1 год обучения
Личностными результатами в первом классе являются:
-осознание языка как основного средства человеческого общения;
-развитие внимания и интерес к слову;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
-способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами являются:
- умение слушать и понимать речь других;
-умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
-понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
-осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
-умение задавать вопросы;
-осознание цели и ситуации устного общения;
-выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
-практическое овладение диалогической формой речи;
- овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание, задать вопрос и т.п. ;
-овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Предметными результатами являются:
-овладение звукобуквенным анализом слов; умение проверять написанное;
-умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
-способность контролировать свои действия, проверять написанное.
К концу коррекционного обучения дети должны знать: термины, используемые для обозначения основных понятий – речь, звук, буква, артикуляция, все буквы и звуки родного языка; гласные и согласные звуки.
К концу обучения дети должны уметь: узнавать и различать гласные и согласные звуки; обозначать гласные; твёрдые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме; подбирать слова на заданный звук; сравнивать слова со сходными звуками; строить звуковые схемы слогов и слов; писать большую букву в начале предложения, в именах собственных; ставить знак препинания в конце предложения.
Содержание программы внеурочной деятельности «Звуки, буквы и слова» тесно связана с такими дисциплинами, как: письмо, обучение грамоте, русский язык, литературное чтение.
Отслеживание динамики развития устной
и письменной речи
Коррекционная работа всегда основывается на данных диагностики устной и письменной речи. Диагностика помогает выделить ведущие механизмы языковых затруднений в нарушении письменной речи у детей и определяет ведущие стратегии ее коррекции. В начале и в конце года учитель проводит обследование устной и письменной речи учащихся. Учитель при проведении диагностики обращает внимание на результаты деятельности :
-с какими дефектами речевого развития пришли дети в 1-й класс;
-сколько детей выпущено с уровнем письма и чтения, соответствующим норме;
-какие речевые недостатки удалось исправить и над какими будет продолжена работа во второй год обучения
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Звукобуквенный анализ слов. Элементарные формы звукового анализа – 11 часов.
Понятия «звук» – «буква», отличия понятий «звук» – «буква». Звуки гласные, согласные. Обогащение словарного запаса. Сонорные согласные звуки.
Раздел 2. Твердые и мягкие согласные звуки – 5 часов.
Твердые, мягкие согласные звуки. Различие твердых и мягких согласных звуков. Обозначение мягкости согласных с помощью гласных звуков. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью буквы ь. Разделительный ь, его роль в слове.
Раздел 3. Глухие и звонкие согласные звуки – 10 часов.
Глухие и звонкие согласные звуки в устной речи и соответствующих им букв при чтении и на письме. Оглушение, озвончение согласных звуков. Звуковой анализ слов.
Раздел 4. Непарные глухие и звонкие согласные звуки. Буква ъ – 6 часов.
Непарные по глухости-звонкости согласные звуки. Звуки X, Ц, Ч, Щ (непарные глухие), обозначение их буквами. Звуки Й,Н,М,Р,Л (непарные звонкие), обозначение их буквами. Буква Ъ.
Итоговое занятие – 1 час
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
1 год обучения - 33 часа
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Форма организации учебной деятельности | Основные виды учебной деятельности |
1. | Звукобуквенный анализ слов. Элементарные формы звукового анализа. | 11 | Групповая, в форме игры | Звуко-буквенный анализ слов: Выделение звука в слове. Нахождение слова с заданными звуками. Характеристика звука (гласные – ударные, безударные; согласные – звонкие, глухие; парные – непарные; твёрдые – мягкие, парные – непарные; шипящие). Постановка ударения, деление слова на слоги. Письмо прописных и строчных букв, сравнение написанного с образцом. Запись под диктовку отдельных слов,предложений. Участие в учебном диалоге, включение в групповую работу. Диалог с учителем и одноклассниками. Рисование, лепка, раскрашивание по контуру. Заучивание стихов наизусть, декламация, чтение вслух и про себя. Речевые и артикуляционные упражнения. Упражнения для артикуляционного аппарата, рук, пальцев рук, спины. Чтение-рассматривание детских книг, пересказ сказок. Работа со скороговорками. Участие в игровой деятельности. |
2. | Твердые и мягкие согласные звуки | 5 | Групповая, в форме игры | |
3. | Глухие и звонкие согласные звуки | 10 | Групповая, в форме игры | |
4. | Непарные глухие и звонкие согласные звуки. Буква ъ | 6 | Групповая, в форме игры. | |
5. | Итоговое занятие | 1 | Групповая, в форме игры. |
Календарно - тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Звуки, буквы и слова»
(1час в неделю 33 часа в году)
№ заня-тия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | |
По плану | Фактически | |||
Звукобуквенный анализ слов. Элементарные формы звукового анализа-11ч. | ||||
1 | Вводное занятие. Диагностика речевых недостатков. | 1 | 03.09 |
|
2 | Различение понятий «звук» и «буква». Звуки гласные и согласные. Значение слова. | 1 | 10.09 |
|
3 | Звук и буква А. Выделение звука из слова. Однозначные и многозначные слова. | 1 | 17.09 |
|
4 | Звук и буква О. Выделение звука из слова. Словосочетание. | 1 | 24.09 |
|
5 | Звук и буква У. Выделение звука из слова. Предложение. | 1 | 01.10 |
|
6 | Звук и буква Ы.Восклицательные и вопросительные предложения. | 1 | 08.10 |
|
7 | Звук и буква Э. Текст. | 1 | 15.10 |
|
8 | Звук [Н] [Н']. Буква Н. Работа с деформированным текстом. | 1 | 22.10 |
|
9 | Звук [М] [М']. Буква М. Прямое и переносное значение слов. | 1 | 29.10 |
|
10 | Звук [Л] [Л']. Буква Л. Пословицы. | 1 | 12.11 |
|
11 | Звук [Р] [Р']. Буква Р. Скороговорки и чистоговорки. | 1 | 19.11 |
|
Твердые и мягкие согласные звуки – 5 ч. | ||||
12 | Буква И. Обозначение мягкости согласных с помощью гласных звуков. Правила общения. | 1 | 26.11 |
|
13 | Буква Я. Правила слушателя. | 1 | 03.12 |
|
14 | Буква Ю. Речевой этикет. | 1 | 10.12 |
|
15 | Буква Е. Буква Ё. Обозначение мягкости согласных с помощью гласных звуков. Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). | 1 | 17.12 |
|
16 | Обозначение мягкости согласных при помощи Ь. Правила дорожного движения. | 1 | 24.12 |
|
Глухие и звонкие согласные звуки – 10 ч. | ||||
17 | Звук [П] [П'].Буква П. Звуковой анализ слов. Учимся дружить. | 1 | 14.01 |
|
18 | Звук [Б] [Б']. Буква Б.Звуковой анализ слов. Громко - тихо. Быстро - медленно. | 1 | 21.01 |
|
19 | Звук [Т] [Т']. Буква Т. Звуковой анализ слов. Несловесные средства устного общения: мимика и жесты. | 1 | 28.01 |
|
20 | Звук [Д] [Д']. Буква Д. Звуковой анализ слов. Оформление текста на письме. Знаки в тексте. Абзацы. | 1 | 04.02 |
|
21 | Звук [К] [К']. Буква К. Звуковой анализ слов. Кто? Что? | 1 | 11.02 |
|
22 | Звук [Г] [Г']. Буква Г. Звуковой анализ слов. Какой? Какая? Какие? | 1 | 25.02 |
|
23 | Звук[Ф] [Ф']. Буква Ф. Звуковой анализ слов. Что делает? Что делают? | 1 | .04.03 |
|
24 | Звук [В] [В']. Буква В. Звуковой анализ слов. Книга – наш друг. | 1 | 11.03 |
|
25 | Звуки [С] [С'] и [З] [З']. Буквы С и З. Звуковой анализ слов. Домашние животные. | 1 | 18.03 |
|
26 | Звук [Ш]. Буква Ш. Звук [Ж]. Буква Ж. Дикие животные. | 1 | 01.04 |
|
Непарные глухие и звонкие согласные звуки. Буква ъ – 6 ч. | ||||
27 | Звук [Й] Буква Й. Растения вокруг нас. | 1 | 08.04 |
|
28 | Звук [Ц]. Буква Ц. Страны и города. | 1 | 15.04 |
|
29 | Звук [Ч]. Буква Ч. Школа – наш дом. | 1 | 22.04 |
|
30 | Звук [Щ]. Буква Щ. Экскурсия в библиотеку. | 1 | 29.04 |
|
31 | Буква Х. Что за прелесть эти сказки! | 1 | 06.05 |
|
32 | Буква разделительный Ъ .Мои любимые стихи. | 1 | 13.05 |
|
33 | Итоговое занятие: «Письмо другу» | 1 | 20.05 | |