12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сергеева Наталья Геннадьевна17
0

Рабочая программа внеурочной деятельности "Звуки, Буквы и Слова"



Аннотация


Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Звуки, буквы и слова» для учащихся 1-го класса составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа направлена на совершенствование информационного и образовательного пространства, способствующего расширению знаний у учащихся о неречевых звуках, различение одинаковых слов, фраз, звуков по высоте и силе голоса, различение слов, близких по звуковому сходству, дифференциация слогов, дифференциация фонем,развитие навыков элементарного звукобуквенного анализа и синтеза слов.






























































t1606280627aa.png


Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Звуки, буквы и слова» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Составлена в соответствии с программно – методическими материалами для логопедических занятий с младшими школьниками, автор Козырева Л.М. /Ярославль, Академия развития, 2006 год.

Горбачевской Н.Ю., «Организация логопедической работы в школе». - М. ТЦ Сфера , 2005. -192с.

Для создания новой программы были проанализированы:

- Козырева Л. М. Программно – методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. Ярославль «Академия развития» 2006г.

- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 2001.

- Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М., 1993.

- Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М.; Просвещение. 1984.

- Ястребова А.В., Бессонова, Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М., 2000.

С каждым годом увеличивается число детей поступающих в первый класс, имеющих нарушения устной речи. Современная система логопедической поддержки обучающихся начальной школы, позволяет значительному числу детей с речевыми нарушениями успешно усваивать школьную программу. Наиболее массовой формой помощи детям с нарушением речи являются логопедические занятия.

   Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка: произношение, грамматический строй, словарный запас, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Нарушения речи у большинства обучающихся носят характер системного недоразвития речи средней степени для которого характерно:

- нарушения звукопроизношения;

- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

- нарушения сложных форм словообразования;

- недостаточная сформированность связной речи;

- выраженная дислексия;

- дисграфия.

Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

       Программа внеурочных занятий включает три раздела:

- восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;

- обогащение словарного запаса;

- развитие грамматического строя и связной речи.

Все перечисленные направления работы осуществляются одновременно, то есть на одном занятии должна идти работа как по коррекции пробелов в развитии звуковой стороны речи, так и по обогащению словаря и развития грамматического строя. Поэтому курс внеурочной деятельности «Звуки, буквы и слова» – это система комбинированных занятий по риторике, логопедии, развитию речи.

       Цель программы - создание условий для оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ, коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей с нарушениями речи. А также: научить грамотной, правильной речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Содержание программы соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении.

     Основные задачи программы:

1.Своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода, осложняющего учебно – познавательную деятельность учащихся, на последующие этапы обучения.

2.Коррекция нарушений звукопроизношения и развития устной и письменной речи обучающихся;

3. Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ.

4.Создавать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.

5.Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

6.Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.

7.Создавать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики рук и артикуляционного речевого аппарата.

Основными задачами учебных занятий являются:

- исправление и коррекция произношения звуков;

формирование полноценного звукобуквенного анализа с установлением соотношения между буквами и звуками в слове;

дифференциация смешиваемых па письме букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляционным свойствам звуки;

уточнение и обобщение сведений о звукобуквенном составе русского языка;

обогащение словарного запаса и накопление представлений об окружающем мире.

Учебные занятия построены следующим образом:

Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

Занимательные задания в форме игры.

Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.

       Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по обучению грамоте, письму, литературному чтению и русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

В структуру занятия может входит:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

- формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

- работа над предложением;

- обогащение и активизация словарного запаса и др.

Описание места курса в плане

внеурочной деятельности

Данная программа внеурочной деятельности рассчитана на 1 года обучения, 33 часа в год (1 час в неделю) для обучающих 1 года обучения. Занятия с обучающимися проводятся в форме урока.Длительность занятий для 1 года обучения-30-35 минут.

 

Планируемые результаты освоения учащимися курса

     Освоение детьми программы курса внеурочной деятельности «Звуки, буквы и слова» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

1.Точная диагностика речевой патологии у детей при поступлении в первый класс; уменьшение количества детей с речевой патологией и как результат повышение качества успеваемости у этих детей по русскому языку и литературному чтению.

2.Повышение уровня знаний родителей, педагогов, обучающихся.

3.Оборудование предметно-развивающей среды, стимулирующее речевое и личностное развитие ребёнка.

4.Узнавание неречевых звуков.

5.Различение одинаковых слов, фраз, звуков по высоте и силе голоса.

6.Различение слов, близких по звуковому сходству.

7.Дифференциация слогов.

8.Дифференциация фонем.

9.Развитие навыков элементарного звукобуквенного анализа и синтеза слов.

 

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения курса

     В результате изучения курса внеурочной деятельности «Звуки, буквы и слова» у младших школьников будут сформированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные и коммуникативные) универсальные учебные действия.

1 год обучения

Личностными результатами в первом классе являются:

-осознание языка как основного средства человеческого общения;

-развитие внимания и интерес к слову;

- понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;

-способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами   являются:

- умение слушать и понимать речь других;

-умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

-понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

-осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

-умение задавать вопросы;

-осознание цели и ситуации устного общения;

-выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

-практическое овладение диалогической формой речи;

- овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание, задать вопрос и т.п. ;

-овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Предметными результатами являются:

-овладение звукобуквенным анализом слов; умение проверять написанное;

-умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

-способность контролировать свои действия, проверять написанное.

       К концу коррекционного обучения дети должны знать: термины, используемые для обозначения основных понятий – речь, звук, буква, артикуляция, все буквы и звуки родного языка; гласные и согласные звуки.

   К концу обучения дети должны уметь: узнавать и различать гласные и согласные звуки; обозначать гласные; твёрдые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме; подбирать слова на заданный звук; сравнивать слова со сходными звуками; строить звуковые схемы слогов и слов; писать большую букву в начале предложения, в именах собственных; ставить знак препинания в конце предложения.

     Содержание программы внеурочной деятельности «Звуки, буквы и слова» тесно связана с такими дисциплинами, как: письмо, обучение грамоте, русский язык, литературное чтение.

 

Отслеживание динамики развития устной

и письменной речи

     Коррекционная работа всегда основывается на данных диагностики устной и письменной речи. Диагностика помогает выделить ведущие механизмы языковых затруднений в нарушении письменной речи у детей и определяет ведущие стратегии ее коррекции. В начале и в конце года учитель проводит обследование устной и письменной речи учащихся. Учитель при проведении диагностики обращает внимание на результаты деятельности :

-с какими дефектами речевого развития пришли дети в 1-й класс;

-сколько детей выпущено с уровнем письма и чтения, соответствующим норме;

-какие речевые недостатки удалось исправить и над какими будет продолжена работа во второй год обучения

 

Содержание курса внеурочной деятельности

Раздел 1. Звукобуквенный анализ слов. Элементарные формы звукового анализа – 11 часов.

Понятия «звук» – «буква», отличия понятий «звук» – «буква». Звуки гласные, согласные. Обогащение словарного запаса. Сонорные согласные звуки.

Раздел 2. Твердые и мягкие согласные звуки – 5 часов.

Твердые, мягкие согласные звуки. Различие твердых и мягких согласных звуков. Обозначение мягкости согласных с помощью гласных звуков. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью буквы ь. Разделительный ь, его роль в слове.

Раздел 3. Глухие и звонкие согласные звуки – 10 часов.

Глухие и звонкие согласные звуки в устной речи и соответствующих им букв при чтении и на письме. Оглушение, озвончение согласных звуков. Звуковой анализ слов.

Раздел 4. Непарные глухие и звонкие согласные звуки. Буква ъ – 6 часов.

Непарные по глухости-звонкости согласные звуки. Звуки X, Ц, Ч, Щ (непарные глухие), обозначение их буквами. Звуки Й,Н,М,Р,Л (непарные звонкие), обозначение их буквами. Буква Ъ.

Итоговое занятие – 1 час

 

 Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

1 год обучения - 33 часа


п/п

Название раздела

Кол-во часов

Форма организации учебной деятельности

Основные виды учебной деятельности

1.

Звукобуквенный анализ слов.

Элементарные формы звукового анализа.

11

Групповая, в форме игры

Звуко-буквенный анализ слов: Выделение звука в слове. Нахождение слова с заданными звуками. Характеристика звука (гласные – ударные, безударные; согласные – звонкие, глухие; парные – непарные; твёрдые – мягкие, парные – непарные; шипящие). Постановка ударения, деление слова на слоги. Письмо прописных и строчных букв, сравнение написанного с образцом. Запись под диктовку отдельных слов,предложений.

Участие в учебном диалоге, включение в групповую работу. Диалог с учителем и одноклассниками. Рисование, лепка, раскрашивание по контуру.

Заучивание стихов наизусть, декламация, чтение вслух и про себя. Речевые и артикуляционные упражнения. Упражнения для артикуляционного аппарата, рук, пальцев рук, спины. Чтение-рассматривание детских книг, пересказ сказок. Работа со скороговорками. Участие в игровой деятельности.

2.

Твердые и мягкие согласные звуки

5

Групповая, в форме игры

3.

Глухие и звонкие согласные звуки

10

Групповая, в форме игры

4.

Непарные глухие и звонкие согласные звуки. Буква ъ

6

Групповая, в форме игры.

5.

Итоговое занятие

1

Групповая, в форме игры.

 


Календарно - тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Звуки, буквы и слова»

(1час в неделю 33 часа в году)

заня-тия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

По плану

Фактически

Звукобуквенный анализ слов.

Элементарные формы звукового анализа-11ч.

1

Вводное занятие. Диагностика речевых недостатков.

1

 03.09

 

2

Различение понятий «звук» и «буква». Звуки гласные и согласные. Значение слова.

1

 10.09

 

3

Звук и буква А. Выделение звука из слова. Однозначные и многозначные слова.

1

 17.09

 

4

Звук и буква О. Выделение звука из слова. Словосочетание.

1

 24.09

 

5

Звук и буква У. Выделение звука из слова. Предложение.

1

 01.10

 

6

Звук и буква Ы.Восклицательные и вопросительные предложения.

1

 08.10

 

7

Звук и буква Э. Текст.

1

 15.10

 

8

Звук [Н] [Н']. Буква Н. Работа с деформированным текстом.

1

 22.10

 

9

Звук [М] [М']. Буква М. Прямое и переносное значение слов.

1

 29.10

 

10

Звук [Л] [Л']. Буква Л. Пословицы.

1

 12.11

 

11

Звук [Р] [Р']. Буква Р. Скороговорки и чистоговорки.

1

 19.11

 

Твердые и мягкие согласные звуки – 5 ч.

12

Буква И. Обозначение мягкости согласных с помощью гласных звуков. Правила общения.

1

 26.11

 

13

Буква Я. Правила слушателя.

1

 03.12

 

14

Буква Ю. Речевой этикет.

1

10.12 

 

15

Буква Е. Буква Ё. Обозначение мягкости согласных с помощью гласных звуков. Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры).

1

 17.12

 

16

Обозначение мягкости согласных при помощи Ь. Правила дорожного движения.

1

 24.12

 

Глухие и звонкие согласные звуки – 10 ч.

17

Звук [П] [П'].Буква П. Звуковой анализ слов. Учимся дружить.

1

 14.01

 

18

Звук [Б] [Б']. Буква Б.Звуковой анализ слов. Громко - тихо. Быстро - медленно.

1

 21.01

 

19

Звук [Т] [Т']. Буква Т. Звуковой анализ слов. Несловесные средства устного общения: мимика и жесты.

1

 28.01

 

20

Звук [Д] [Д']. Буква Д. Звуковой анализ слов. Оформление текста на письме. Знаки в тексте. Абзацы.

1

 04.02

 

21

Звук [К] [К']. Буква К. Звуковой анализ слов. Кто? Что?

1

 11.02

 

22

Звук [Г] [Г']. Буква Г. Звуковой анализ слов. Какой? Какая? Какие?

1

 25.02

 

23

Звук[Ф] [Ф']. Буква Ф. Звуковой анализ слов. Что делает? Что делают?

1

 .04.03

 

24

Звук [В] [В']. Буква В. Звуковой анализ слов. Книга – наш друг.

1

 11.03

 

25

Звуки [С] [С'] и [З] [З']. Буквы С и З. Звуковой анализ слов. Домашние животные.

1

 18.03

 

26

Звук [Ш]. Буква Ш. Звук [Ж]. Буква Ж. Дикие животные.

1

 01.04

 

Непарные глухие и звонкие согласные звуки. Буква ъ – 6 ч.

27

Звук [Й] Буква Й. Растения вокруг нас.

1

 08.04

 

28

Звук [Ц]. Буква Ц. Страны и города.

1

 15.04

 

29

Звук [Ч]. Буква Ч. Школа – наш дом.

1

 22.04

 

30

Звук [Щ]. Буква Щ. Экскурсия в библиотеку.

1

 29.04

 

31

Буква Х. Что за прелесть эти сказки!

1

06.05

 

32

Буква разделительный Ъ .Мои любимые стихи.

1

 13.05

 

33

Итоговое занятие: «Письмо другу»

1

20.05



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.