Рабочая программа за курс среднего (полного) общего образования по истории для 10 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя школа №1 г. Пошехонье
| | |
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО гуманитарных дисциплин МБОУ СШ №1 г. Пошехонье протокол № ____от « » _______ 2019г. Руководитель ШМО ________Е.А.Павлова | | УТВЕРЖДЕНА Приказ по школе № _____ от «___» ___________20 г. Директор МБОУ СШ №1 г. Пошехонье _______________ Г.В. Румянцева |
Рабочая программа
за курс среднего (полного) общего образования
по истории для 10 класса
базовый уровень
на 2019 – 2020 учебный год
Составитель:
учитель истории Г.Н.Сулименко
первая квалификационная категория категория
Пошехонье, 2019
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «История» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 (ред. от 29.12.2014 № 1644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), Образовательной программы основного общего образования
Роль и место дисциплины | Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыка анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся. Рабочая программа разработана на основе: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г.; Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (п.18.2.2); Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з). Рабочая программа для 10 класса ориентирована на использование следующих учебников: Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред.А.В.Торкунова. История России. 10 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. В 3 ч./ М., «Просвещение», 2017 г. Сороко-Цюпа О. С., Сороко-Цюпа А. О. под ред. Искандерова А. А. Всеобщая история. 9 класс, 2015 г. Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории и проявления творческой инициативы учителей. В рабочей программе учтены: преемственность с УМК по истории по концентрической системе на ступени основного общего образования; анализ результатов ВПР, ВСОКО по истории. |
Адресат | Рабочая программа предназначена для обучающихся 10-х классов МБОУ СШ№1 г.Пошехонье |
Цели изучения истории в 10-х классах | Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами; освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе; овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности. формирование представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире; овладение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе; формирование умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении; овладение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников; формирование умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике |
Место истории в учебном плане | Структурно предмет «История» включает учебные курсы по всеобщей (Новейшей) истории и истории России (1914-2012 гг.) и изучается на ступени среднего общего образования в качестве обязательного, в 10 классах по 2 часа в неделю. Учебный курс «История» в 10- х классах включает в себя Историю России и Всеобщую историю XX века. Рабочая программа расчитана на 34 учебные недели, 68 часов в год. |
Планируемые результаты | Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; познавательный интерес к прошлому своей страны освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями; уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох; уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности; следование этическим нормам и правилам ведения диалога; формирование коммуникативной компетентности; обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других; расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе. Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.; формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач; логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием; применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; активно применять знания и приобретённые умения, освоенные в школе, в повседневной жизни и продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме; критически оценивать достоверность информации (с помощью учителя), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную. Предметные результаты: определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век); установление синхронистических связей истории Росии и стран Европы и Азии; составление и анализ генеалогических схем и таблиц; применение понятийного аппарата и приемов исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории; овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества; использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период; использование сведений из исторической карты как источника информации; описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в Новейшее время, памятников культуры, событий новейшей истории; понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями; высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей; описание характерных, существенных черт форм государственного устройства современных государств, положения основных групп общества, религиозных верований людей; поиск в источниках различного типа и вида информации о событиях и явлениях прошлого; анализ информации, содержащейся в исторических документах; использование приёмов исторического анализа; понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с этими источниками; оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности исторических личностей исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок; сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей; систематизация информации в ходе проектной деятельности; поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России; личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Российской империи; уважение к русской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России. |
В связи с переходом в 2019-2020 учебном году на преподавание учебного предмета «История» с концентрической системы обучения в линейно-хронологическую образовательный процесс в 10-11 классах (ФГОС СОО) строиться исходя из следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образованияи науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (в ред. приказов Министерства образованияи науки Российской Федерации от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с внесенными изменениями (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 8.06.2015 № 576, 28.12.2015 № 1529, 26.01.2016 № 38, 29.12.2016 № 1677);
Примерной основной образовательной программы среднего общего образования,одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) – Электронный ресурс реестра основных образовательных программ http://fgosreestr.ru/).
Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (Вестник образования, 2014, № 13; сайт Российского исторического общества (http://rushistory.org/images/documents/kon);
Используемый УМК: История России. 10 класс. Учеб.для общеобразовательных учреждений. В 3ч. / Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др.; под ред. А.В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2017.
Планируемы предметные результаты освоения учебного предмета «История»
История Новейшего времени. Россия в XХ-XXI веках. ( 10 класс)
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Новоейшего времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новейшее время; использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новейшее время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений - походов, завоеваний, колонизации и др.; анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Новейшего времени; составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новейшее время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Новейшего времени; систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Новейшего времени; раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новейшее время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм». «диктатура», «тоталитаризм», «авторитаризм», «демократия» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Новейшего времени; объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Новейшего времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.); сопоставлять развитие России и других стран в Новейшее время, сравнивать исторические ситуации и события; давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Новейшего времени. | устанавливать причинно-следственные связи между явлениями. различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения. давать сопоставительную характеристику политического устройства государства сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять ее в виде письменного текста используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новейшее время; использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.); сравнивать развитие России и других стран в Новейшее время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности; применять знания по истории России и своего края в Новейшее время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д. |
Содержание учебного предмета «История»
Класс | Объем учебного времени | Разделы программы | |
Всеобщая история | История России | ||
10 | 68 | Всеобщая история (XX в. – начало XXI вв.) – не менее 24 ч. | История России (XX – начало XXI вв., включая региональный компонент) – не менее 44 ч. |
Класс | Всеобщая история | История России |
10 | Мир накануне и в годы Первой мировой войны (1 ч.) Межвоенный период (1918–1939 гг.) (9 ч.) Вторая мировая война (1 ч.) Соревнование социальных систем (11 ч.) Современный мир (2 ч.) | Россия в годы великих потрясения (7 часов) Советский Союз в 1920-1930-х годах (9 часов) Великая Отечественная война 1941-1945 гг. (7 часов) Апогей и кризис советской системы 1945 – 1991 гг. (14 часов) Российская Федерация (7 часов) |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока |
Мир накануне и в годы Первой мировой войны (1 ч.) | |
1 | Мир накануне и в годы Первой мировой войны |
Межвоенный период (1918–1939 гг.) (9 ч.) | |
2 | Революционная волна после Первой мировой войны. |
3 | Версальско-вашингтонская система |
4 | Индустриальное общество в начале 20 в. |
5 | Страны Европы и США в 20-е годы |
6 | Политическое развитие стран Южной и Восточной Азии |
7 | Великая депрессия. Мировой экономический кризис. Преобразования Ф. Рузвельта в США |
8 | Нарастание агрессии. Германский нацизм |
9 | Политика «умиротворения» агрессора |
10 | «Народный фронт» и Гражданская война в Испании |
| Вторая мировая война (1ч.) |
11 | Вторая мировая война 1939-1945гг. |
| Соревнование социальных систем (11ч.) |
12 | Послевоенное мирное урегулирование |
13 | «Холодная война» Военно-политические блоки |
14 | Завершение эпохи индустриального общества1945-1970 г.г. |
15 | Кризисы 70-80-хг.г. Становление информационного общества |
16 | Политическое развитие стран Запада во второй половине ХХ в. |
17 | Гражданское общество. Социальные движения |
18 | Соединенные Штаты Америки Великобритания, Франция, Италия, Германия во второй половине ХХ в. |
19 | Преобразование и революции в странах Восточной Европы. 1945-1999 гг. |
20 | Страны Азии и Африки, Латинской Америки во второй половине ХХ в. |
21 | Япония, Индия, Китай во второй половине ХХ в. |
22 | Международные отношения 60-90-е годы. |
| Современный мир (2 ч.) |
23 | Культура второй половины 20 века |
24 | Глобализация в конце 20 века |
| Россия в годы великих потрясения (7 часов) |
25 | Россия и мир накануне первой мировой войны |
26 | Российская империя в Первой мировой войне |
27 | Великая российская революция. Февраль 1917 г. |
28 | Великая российская революция. Октябрь 1917 г. Первые революционные преобразования большевиков |
29 | Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм |
30 | Гражданская война. Идеология и культура периода Гражданской войны |
31 | Наш край в Первой мировой войне |
| Советский Союз в 1920-1930-х годах (9 часов) |
32 | Экономический и политический кризис начала 1920-х годов. Переход к НЭПу. Экономика НЭПа |
33 | Образование СССР. Национальная политика в 1920-х годах |
34 | Политическое развитие в 1920-е годы. |
35 | Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е годы |
36 | Культурное пространство советского общества в 1920-е годы |
37 | «Великий перелом». Индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства |
38 | Политическая система СССР в 1930-е годы |
39 | Культурное пространство советского общества в 1930-е годы |
40 | Наш край в 1920-1930-х гг. ХХ в. |
| Великая Отечественная война 1941-1945 гг. (7 часов) |
41 | СССР накануне Великой Отечественной войны |
42 | Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 – ноябрь 1942 г.) |
43 | Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома |
44 | Человек и война: единство фронта и тыла |
45 | Второй период Великой Отечественной войны (ноябрь 1942 – 1943 г.) |
46 | Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны |
47 | Наш край в годы Великой Отечественной войны |
| Апогей и кризис советской системы 1945 – 1991 гг. (14 часов) |
48 | Место и роль СССР в послевоенном мире |
49 | Восстановление и развитие экономики. Изменение в политической системе в послевоенные годы. |
50 | Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны». Смена политического курса. |
51 | Экономическое и социальное развитие в период 1950-х – середине 1960-х гг. |
52 | Политика мирного сосуществования в 1950-х – середине 1960-х гг. |
53 | Политическое развитие в 1960-х – середине 1980-х гг. |
54 | Социально-экономическое развитие. Национальная политика и национальные движения в 1960-х – середине 1980-х гг. |
55 | Культурное пространство и повседневная жизнь в 1950-х – середине 1980-х гг. |
56 | Политика разрядки международной напряженности. |
57 | СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ. |
58 | Реформы политической системы. Новое политическое мышление. |
59 | Перемены в духовной сфере в годы перестройки |
60 | Национальная политика и подъём национальных движений. Распад СССР |
61 | Наш край во второй половине ХХ в. |
| Российская Федерация (7 часов) |
62 | Политическое развитие Российской Федерации в 1990-х гг. Российская экономика на пути к рынку |
63 | Духовная жизнь страны в 1990-е годы |
64 | Геополитическое положение и внешняя политика в 1990-е годы |
65 | Политическая жизнь России в начале XXI века |
66 | Экономика России в начале XXI века |
67 | Внешняя политика России в начале XXI века. Россия в 2008-2014 гг. |
68 | Наш край в начале XXI века. |
Залевская Наталья Ивановна