Рабочая программа за курс среднего (полного) общего образования по истории для 10 класса

0
1
Материал опубликован 9 February 2020

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя школа №1 г. Пошехонье





РАССМОТРЕНА

на заседании ШМО гуманитарных дисциплин МБОУ СШ №1 г. Пошехонье

протокол № ____от « » _______ 2019г.

Руководитель ШМО ________Е.А.Павлова



УТВЕРЖДЕНА

Приказ по школе № _____

от «___» ___________20 г.

Директор МБОУ СШ №1 г. Пошехонье _______________ Г.В. Румянцева










Рабочая программа

за курс среднего (полного) общего образования

по истории для 10 класса

базовый уровень

на 2019 – 2020 учебный год






Составитель:

учитель истории Г.Н.Сулименко

первая квалификационная категория категория












Пошехонье, 2019



Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «История» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 (ред. от 29.12.2014 № 1644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), Образовательной программы основного общего образования



Роль и место дисциплины

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыка анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся.

Рабочая программа разработана на основе: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г.;

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (п.18.2.2); Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

Рабочая программа для 10 класса ориентирована на использование следующих учебников:

Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред.А.В.Торкунова. История России. 10 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. В 3 ч./ М., «Просвещение», 2017 г.

Сороко-Цюпа О. С., Сороко-Цюпа А. О. под ред. Искандерова А. А. Всеобщая история. 9 класс, 2015 г.

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории и проявления творческой инициативы учителей.

В рабочей программе учтены: преемственность с УМК по истории по концентрической системе на ступени основного общего образования; анализ результатов ВПР, ВСОКО по истории.

Адресат

Рабочая программа предназначена для обучающихся 10-х классов МБОУ СШ№1 г.Пошехонье

Цели изучения истории в 10-х классах

Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

формирование представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

овладение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

формирование умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

овладение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

формирование умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике

Место истории в учебном плане

Структурно предмет «История» включает учебные курсы по всеобщей (Новейшей) истории и истории России (1914-2012 гг.) и изучается на ступени среднего общего образования в качестве обязательного, в 10 классах по 2 часа в неделю. Учебный курс «История» в 10- х классах включает в себя Историю России и Всеобщую историю XX века. Рабочая программа расчитана на 34 учебные недели, 68 часов в год.

Планируемые результаты

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего об­разования:

Личностные результаты:

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

познавательный интерес к прошлому своей страны

освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

формирование коммуникативной компетентности;

обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других;

расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении;

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.


Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;

соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;

применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

активно применять знания и приобретённые умения, освоенные в школе, в повседневной жизни и продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме;

критически оценивать достоверность информации (с помощью учителя), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную.


Предметные результаты:

определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);

установление синхронистических связей истории Росии и стран Европы и Азии;

составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

применение понятийного аппарата и приемов исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;

овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества;

использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

использование сведений из исторической карты как источника информации;

описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в Новейшее время, памятников культуры, событий новейшей истории;

понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями;

высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;

описание характерных, существенных черт форм государственного устройства современных государств, положения основных групп общества, религиозных верований людей;

поиск в источниках различного типа и вида информации о событиях и явлениях прошлого;

анализ информации, содержащейся в исторических документах;

использование приёмов исторического анализа;

понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с этими источниками;

оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности исторических личностей исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;

сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;

систематизация информации в ходе проектной деятельности;

поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;

личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Российской империи;

уважение к русской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.



В связи с переходом в 2019-2020 учебном году на преподавание учебного предмета «История» с концентрической системы обучения в линейно-хронологическую образовательный процесс в 10-11 классах (ФГОС СОО) строиться исходя из следующих нормативных документов:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образованияи науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (в ред. приказов Министерства образованияи науки Российской Федерации от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с внесенными изменениями (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 8.06.2015 № 576, 28.12.2015 № 1529, 26.01.2016 № 38, 29.12.2016 № 1677);

Примерной основной образовательной программы среднего общего образования,одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)Электронный ресурс реестра основных образовательных программ http://fgosreestr.ru/).

Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (Вестник образования, 2014, № 13; сайт Российского исторического общества (http://rushistory.org/images/documents/kon);

Используемый УМК: История России. 10 класс. Учеб.для общеобразо­вательных учреждений. В 3ч. / Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др.; под ред. А.В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2017.


Планируемы предметные результаты освоения учебного предмета «История»


История Новейшего времени. Россия в XХ-XXI веках. ( 10 класс)


Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Новоейшего времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новейшее время;

использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новейшее время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений - походов, завоеваний, колонизации и др.;

анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Новейшего времени;

составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новейшее время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Новейшего времени;

систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Новейшего времени;

раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новейшее время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм». «диктатура», «тоталитаризм», «авторитаризм», «демократия» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Новейшего времени;

объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Новейшего времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

сопоставлять развитие России и других стран в Новейшее время, сравнивать исторические ситуации и события;

давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Новейшего времени.

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.

различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения.

давать сопоставительную характеристику политического устройства государства

сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять ее в виде письменного текста

используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новейшее время;

использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

сравнивать развитие России и других стран в Новейшее время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

применять знания по истории России и своего края в Новейшее время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.



Содержание учебного предмета «История»


Класс

Объем учебного

времени


Разделы

программы


Всеобщая история

История России

10

68

Всеобщая история

(XX в. – начало XXI

вв.) – не менее 24 ч.


История России

(XX – начало XXI вв., включая региональный компонент) –

не менее 44 ч.




Класс


Всеобщая история



История России

10

Мир накануне и в годы Первой мировой войны (1 ч.)

Межвоенный период (1918–1939 гг.) (9 ч.)

Вторая мировая война (1 ч.)

Соревнование социальных систем (11 ч.)

Современный мир (2 ч.)

Россия в годы великих потрясения (7 часов)

Советский Союз в 1920-1930-х годах (9 часов)

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. (7 часов)

Апогей и кризис советской системы 1945 – 1991 гг. (14 часов)

Российская Федерация (7 часов)



Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Мир накануне и в годы Первой мировой войны (1 ч.)

1

Мир накануне и в годы Первой мировой войны


Межвоенный период (1918–1939 гг.) (9 ч.)


2

Революционная волна после Первой мировой войны.

3

Версальско-вашингтонская система

4

Индустриальное общество в начале 20 в.

5

Страны Европы и США в 20-е годы

6

Политическое развитие стран Южной и Восточной Азии

7

Великая депрессия. Мировой экономический кризис. Преобразования Ф. Рузвельта в США

8

Нарастание агрессии. Германский нацизм

9

Политика «умиротворения» агрессора

10

«Народный фронт» и Гражданская война в Испании


Вторая мировая война (1ч.)

11

Вторая мировая война 1939-1945гг.



Соревнование социальных систем (11ч.)


12

Послевоенное мирное урегулирование

13

«Холодная война» Военно-политические блоки

14

Завершение эпохи индустриального общества1945-1970 г.г.

15

Кризисы 70-80-хг.г. Становление информационного общества

16

Политическое развитие стран Запада во второй половине ХХ в.

17

Гражданское общество. Социальные движения

18

Соединенные Штаты Америки Великобритания, Франция, Италия, Германия во второй половине ХХ в.

19

Преобразование и революции в странах Восточной Европы. 1945-1999 гг.

20

Страны Азии и Африки, Латинской Америки во второй половине ХХ в.

21

Япония, Индия, Китай во второй половине ХХ в.

22

Международные отношения 60-90-е годы.



Современный мир (2 ч.)


23

Культура второй половины 20 века

24

Глобализация в конце 20 века



Россия в годы великих потрясения (7 часов)


25

Россия и мир накануне первой мировой войны

26

Российская империя в Первой мировой войне

27

Великая российская революция. Февраль 1917 г.

28

Великая российская революция. Октябрь 1917 г. Первые революционные преобразования большевиков

29

Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм

30

Гражданская война. Идеология и культура периода Гражданской войны

31

Наш край в Первой мировой войне



Советский Союз в 1920-1930-х годах (9 часов)


32

Экономический и политический кризис начала 1920-х годов. Переход к НЭПу. Экономика НЭПа

33

Образование СССР. Национальная политика в 1920-х годах

34

Политическое развитие в 1920-е годы.

35

Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е годы

36

Культурное пространство советского общества в 1920-е годы

37

«Великий перелом». Индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства

38

Политическая система СССР в 1930-е годы

39

Культурное пространство советского общества в 1930-е годы

40

Наш край в 1920-1930-х гг. ХХ в.



Великая Отечественная война 1941-1945 гг. (7 часов)


41

СССР накануне Великой Отечественной войны

42

Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 – ноябрь 1942 г.)

43

Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома

44

Человек и война: единство фронта и тыла

45

Второй период Великой Отечественной войны (ноябрь 1942 – 1943 г.)

46

Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны

47

Наш край в годы Великой Отечественной войны



Апогей и кризис советской системы 1945 – 1991 гг. (14 часов)


48

Место и роль СССР в послевоенном мире

49

Восстановление и развитие экономики. Изменение в политической системе в послевоенные годы.

50

Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны». Смена политического курса.

51

Экономическое и социальное развитие в период 1950-х – середине 1960-х гг.

52

Политика мирного сосуществования в 1950-х – середине 1960-х гг.

53

Политическое развитие в 1960-х – середине 1980-х гг.

54

Социально-экономическое развитие. Национальная политика и национальные движения в 1960-х – середине 1980-х гг.

55

Культурное пространство и повседневная жизнь в 1950-х – середине 1980-х гг.

56

Политика разрядки международной напряженности.

57

СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ.

58

Реформы политической системы. Новое политическое мышление.

59

Перемены в духовной сфере в годы перестройки

60

Национальная политика и подъём национальных движений. Распад СССР

61

Наш край во второй половине ХХ в.


Российская Федерация (7 часов)

62

Политическое развитие Российской Федерации в 1990-х гг. Российская экономика на пути к рынку

63

Духовная жизнь страны в 1990-е годы

64

Геополитическое положение и внешняя политика в 1990-е годы

65

Политическая жизнь России в начале XXI века

66

Экономика России в начале XXI века

67

Внешняя политика России в начале XXI века. Россия в 2008-2014 гг.

68

Наш край в начале XXI века.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Похожие публикации