Рабочая программа занятий по развитию мелкой моторики для 1–4 классов «Волшебные пальчики»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Грязовецкого муниципального района Вологодской области
«Средняя школа №2 г. Грязовца»
Рабочая программа
занятий по развитию мелкой моторики
для обучающихся 2-5 класса
количество часов: 5 дней, по 40 минут
«Волшебные пальчики»
с 6 по 10 июня
Составитель: Сидоровская Наталья Сергеевна,
учитель начальных классов
г.Грязовец
2022
. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Программа “ Волшебные пальчики ” предназначена для правильного развития мелкой моторики детей школьного возраста и своевременная помощь в формировании последовательной координации движений пальцев рук.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Содержание данной рабочей программы дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.
.
Данная программа предназначена для работы с школьниками по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.
Цель: Создать условия для развития речи и формирования графических навыков у детей школьного возраста через укрепление мелкой моторики и развитие координации движений пальцев рук. Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей школьного возраста через игры, упражнения.
Задачи:
Образовательные:
Формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаз;
Формировать практические умения и навыки;
Обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином, крупами, пуговицами;
Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.
Развивающие:
Развивать осязательное восприятие (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
Совершенствовать движения рук;
Развить познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
Способствовать развитию речи детей.
Воспитательные:
Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
Воспитывать и развивать художественный вкус;
Воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Отличительные особенности работы данного кружка:
Работа в кружке «Волшебные пальчики» направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению, направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
1.2 Планируемые результаты освоения Программы
По итогам реализации Программы предполагается достижение определённых результатов всеми участниками образовательных отношений.
К концу первого года занятий в кружке дети должны знать:
некоторые виды бумаги;
основные формы штриховки (вертикальная, горизонтальная);
основные правила склеивания;
понятие «конструктор»; «мозаика»;
некоторые приемы лепки (шарик, колбаска и.т.п.);
несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками.
должны уметь:
правильно держать кисть, карандаш;
пользоваться клеем, клеенкой и салфеткой;
работать с трафаретами;
заштриховывать предметы двумя способами;
застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Общие положения содержания
Учитывая научные данные о том, что каждый период жизни человека характеризуется специфической социальной ситуацией развития, конкретными новообразованиями и их своеобразным сочетанием, ведущей деятельностью, в наибольшей степени влияющей на психическое развитие ребёнка и его подготовку к переходу на новую возрастную ступень, Программа разработана для детей 2-5 классов и строится на понимании особенностей процесса образования ребёнка данного возрастного периода, способствует формированию у него активной жизненной позиции, нравственных ценностей, предполагает развитие моторики и эмоционального благополучия каждого обучающегося.
В Программе определены пути, организационные формы, содержание, основные методы и приёмы взаимодействия взрослого и ребёнка в процессе воспитания и обучения, нацеленные на максимальную их эффективность.
Кружковая работа рассчитана на 5 занятий в неделю, 2 часа в день. Занятия проводятся в группах по 15 минут и предполагают использование следующих форм: беседа, дидактическая игра, ролевые, коммуникативные игры, физические упражнения, коллективное творчество, индивидуальная корректировка действий.
Неотъемлемым элементом каждого занятия являются пальчиковые игры и физкультминутки. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в обучении детей. Это позволяет:
– регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей;
– совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с речью;
– облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам;
– вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.
Длительность физкульт. паузы в одном занятии составляет 3-5 минут. В каждой физкульт. паузе содержится большое количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетаются с произносимыми стихами.
Направленность кружковой работы:
Работа кружка включает в себя следующие разделы:
пальчиковая гимнастика
рисуночные задания
работа с сыпучими материалами рисование на подносах, выкладывание мозаики)
работа с бумагой (оригами, аппликация, конструирование)
работа со шнурками
рисование
моделирование (счетные палочки)
лепка, изготовление поделок из различных материалов
В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми. Проводятся комплексы пальчиковой гимнастики с учебными предметами, направленные на закрепление умения правильно держать карандаш, линейку, кисточку, ножницы, на закрепление правильного расположения руки во время письма, задания на удержание позы кистей рук. Упражнение по удержанию позы могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
В разделе «Рисуночные задания» задания помогут улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в процессе деятельности. Выполнение детьми рисуночных заданий тренирует произвольное внимание, развивает память, логическое мышление.
В разделе «Работа с сыпучими материалами» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими.
В разделе «Рисование» дети знакомятся с различными техниками рисования, с особенностями изобразительных материалов. Занятия рисованием развивают эстетическое восприятие, творческие способности, совершенствуют сложнокоординированные движения руки.
В разделе «Моделирование» подобраны задания для формирования тонких движений рук, развития мускульной и тактильной памяти, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений. Занятие моделированием развивает внимание, память, пространственное мышление.
В разделе «Лепка, изготовление поделок из различных материалов» используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто, налеп), а также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала.
Результатом работы данного кружка должно стать:
развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту;
овладение разными видами трудовой деятельности;
умение создавать художественный образ своего изделия;
овладение приемами работы с разными инструментами;
овладение нормами этики поведения.
В течение всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном и итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы: тестирование по индивидуальным карточкам; самостоятельные работы; выставки графических работ; участие в конкурсах.
2.3 Тематическое планирование занятий
| Задачи | Тема занятия |
1 | 1. Совершенствовать мелкую моторику рук. 2. Обучать детей ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии. | « Аквариум» «Проехала машина» - рисуем на манке, рассыпанной тонким слоем на подносе, следы от машины. |
2 | 1. Совершенствовать мелкую моторику рук. 2. Учить детей катать из пластилина шарик и сплющивать его пальцами. | «Зайчик» «Пирамидка» |
3 | 1. Совершенствовать мелкую моторику рук. 2. Учить выкладывать изображение с помощью счетных палочек. | Фигурки из счетных палочек «Лодка», «Пароход», «Машина», «Парусник», «Самолет». |
4 | 1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук. 2. Учить детей аккуратно переливать воду из стакана в тарелочки ложкой. |
«Эксперименты» |
6 | 1. Совершенствовать мелкую моторику рук. 2. Упражнять детей проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии. 3. Развивать глазомер и точность. | «Дорисуй железную дорогу» «Гусеница» |
7 | 1. Совершенствовать мелкую моторику рук. 2. Учить детей завязывать узелки и бантики. 3. Стимулировать тактильные ощущения. | Завязывание узлов на толстой веревке, шнуре. |
8 | 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 2. Учить детей нанизывать бусины (крупные макароны) на ленту. 3. Воспитывать бережное отношение к родителям, желание их порадовать. | «Бусы для мамы»- нанизывание макарон на ленту. «Цветы для бабушки» |
9 | 1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Учить создавать несложную композицию с помощью прищепок. | «Капель»- с помощью прищепок имитируем капель на картоне в виде крыши. |
10 10 | Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук. Стимулирование тактильных ощущений. Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим | «Гусеница» - выкладывание гусеницы из пуговиц. |
3.3. Учебно-методическое и материально-техническое сопровождение.
Дидактические материалы:
- иллюстрации, репродукции.
Учебно-методическое сопровождение:
- картотека пальчиковых игр.
Материально-техническое обеспечение:
- массажные мячики;
-конструктор, кубики.
- коробочки с крупой;
- шнуровки, пазлы, мозаики;
- комплекты для изобразительного творчества (пластилин, краски, фломастеры, цветные карандаши, коврики для лепки, салфетки для рук и т.п.)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: «Фким», 2000.
Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Дрофа», 2000.
Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: «Астрель», 2001.
Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: «Просвещение», 2001.
Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: «Академия Холдинг», 2002.
Карпушина
Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: «Родничок», 2001.
Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: «Академия развития», 2008.
Светлова О. Веселые пальчиковые игры. – М.: «Сова», 2005.
Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Астрель», 2006.
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – Санкт – Петербург: 2005.
Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. «Радуга», 2007.