Рабочая программа «Персональный компьютер: настройка и техническая поддержка» для учащихся 10 класса
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. БРАТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № ____»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ____
РАССМОТРЕНО Заседание педагогического совета МБОУ «СОШ № ___» Протокол № __ от « __ » ______201____ г. |
СОГЛАСОВАНО Заседание НМС МБОУ «СОШ № ____» Протокол № __ от «__» ________ 201_____г. Зам. директора по НМР |
УТВЕРЖДАЮ Приказ № ___ от «__» __________ 201___г. Директор МБОУ «СОШ № _____» ____________М.В. ____ |
|
РЕКОМЕНДОВАНО Заседание ШМО учителей математики и информатики МБОУ «СОШ № _____» Протокол № 1 от « __ » _________201__ г. Руководитель ШМО |
Рабочая программа
специального курса
«ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР:
НАСТРОЙКА И ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА»
для учащихся 10 класса
на 201___-201____ учебный год
Предметная область: «Информатика и ИКТ»
Разработала: Перминова О.В.
учитель информатики,
первой квалификационной категории
Братск, 201____ г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по специальному курсу для учащихся 10а класса составлена на основе авторской программы «Персональный компьютер: настройка и техническая поддержка», разработана компанией Microsoft Corporation (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие /составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012), допущенной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с ФКГОС 2004 г., ООП СОО и учебным планом МБОУ «СОШ № 35» на 201___-201___ учебные годы.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской программой. В содержание и распределение часов в данной рабочей программе изменения не вносились.
Психолого-педагогические особенности обучающихся данного класса обусловлены следующим:
старший школьный возраст главным образом связан с задачами первого периода юношеского возраста - постановка жизненных целей.
ведущей деятельностью данного периода жизни человека является самоопределение как практика становления, связанная с конструированием возможных образов будущего, проектированием и планированием в нем своей индивидуальной траектории (своего пути).
развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
процессы самоопределения реализуются через осуществление набора проб и приобретение опыта подготовки к принятию решений о мере, содержании и способе своего участия в образовательных и социальных практиках, которые могут выражаться в разных формах.
Процессы самоопределения реализуются через осуществление набора проб и приобретение опыта подготовки к принятию решений о мере, содержании и способе своего участия в образовательных и социальных практиках, которые могут выражаться в разных формах. В качестве таких форм для юношества выступают:
внутренний мир и самопознание;
любовь и семья;
ценности и товарищество;
интересы и профессия;
мораль и общественная позиция.
Становление юношества - это попытка обретения практического мышления. Поэтому единицей организации содержания образования в старшей школе является «проблема» и проблемная организация учебного материала, предполагающая преодоление задачно-целевой организации учебной деятельности и выход в следующий управляющий контур – в пространство «смыслов», «горизонтов», «возможностей».
В данном классе есть много способных и талантливых учащихся, для которых освоение программы не составит большой трудности. Но вместе с тем в классе есть часть учащихся, у которых надо обращать особое внимание на проверку понимания изучаемого материала учащимися.
Курс рассчитан на учеников, имеющих базовую подготовку по информатике; может изучаться как при наличии компьютерной поддержки, так и в безмашинном варианте.
Специальный курс предусматривает классно-урочную и лекционно-практическую системы обучения.
Цель программы:
Расширить знания обучающихся в области ремонта, поддержки и защиты компьютеров, установки, настройки и сопровождения ОС Windows ХР Professional, ориентировать на профилизацию обучения..
Задачи программы:
формирование у обучаемых системное представление о теоретической базе информационных и коммуникационных технологий;
привитие учащимся навыков, требуемых большинством видов современной деятельности (налаживание контактов с другими членами коллектива, планирование и организация совместной деятельности и т. д.);
формирование умения решения исследовательских задач;
формирование умения решения практических задач, требующих получения законченного продукта;
формирование у выпускников школы основ научного мировоззрения;
обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием за счет более эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования;
создание условий для саморазвития и самовоспитания личности;
развитие способности к самообучению.
Общая характеристика курса
Программа данного курса носит интегрированный, междисциплинарный характер. Материал курса раскрывает базовые навыки ремонта, поддержки и защиты компьютеров (в том числе в составе локальной сети), установки, настройки и сопровождения ОС Windows ХР Professional.
Данный курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся, имеет прикладное общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, использует целый ряд межпредметных связей. Элективный курс должен позволить учащемуся не столько приобрести знания, сколько овладеть различными способами познавательной деятельности. В каждом разделе курса имеются задания на актуализацию и систематизацию знаний учащихся, содержание курса способствует решению задач самоопределения ученика в его дальнейшей профессиональной деятельности.
В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, согласно которому на всех уровнях организации образования – начиная с программных документов до методического обеспечения каждого педагогического действия, соблюдаются следующие условия:
понятия раскрываются через цели, способы и средства человеческих действий, лежащих за этими понятиями.
способы и средства действия не сообщаются в готовом виде – в форме образцов, правил и определений, а задаются в виде ситуаций, обеспечивающих самостоятельный поиск и открытие этих средств и способов.
присвоение способов и средств действия обеспечивается не только системой тренировки, но и через разнообразие организационных форм работы, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
создаются инструменты, позволяющие соотносить полученный результат действия и намеченную цель, и обеспечивающие непрерывный мониторинг образования для всех его участников.
Эти условия в равной степени относятся и к действиям учеников, и к педагогическим действиям, и к действиям тех, кто управляет образованием.
В соответствии с системно-деятельностным подходом активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения.
Основными видами деятельности подростков, связанные с освоением данного курса являются:
Совместно-распределенная учебная деятельность (С-РУД)
Совместно-распределенная проектная деятельность (С-РПД)
Учебная исследовательская деятельность (УИД)
Деятельность управления системными объектами (группами людей) (ДУСО)
Творческая деятельность (техническое и другие виды творчества) (ТД)
Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности
Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности.
Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности.
Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.
Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.
Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию.
Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними
Задачи, решаемые педагогами, реализующими данную программу на основной ступени обучения:
Реализовать программу в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, проекты, практики, и пр.), с постепенным расширением возможностей школьников осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной работы. Сфера учения должна стать для подростка местом встречи замыслов с их реализацией, местом социального экспериментирования, позволяющего ощутить границы собственных возможностей.
Подготовить учащихся к выбору и реализации индивидуальных образовательных траекторий в заданной программой области знаний.
Создать пространство для проявления инициативных действий.
Формы организации учебного процесса:
Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно-ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практикум.
Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися в школе является урок (урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный урок). Применение разнообразных, нестандартных форм обучения должно в первую очередь соответствовать интеллектуальному уровню развития обучающихся и их психологическим особенностям. Применяются нестандартные формы обучения: лекции, семинары, консультации, практикумы, деловые игры, дидактические игры, уроки-зачеты, работа в группах.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
В процессе реализации программы у учащихся формируется следующая система ценностей:
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность науки — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость.
Описание места курса в учебном плане
Данный курс «ПК: настройка и техническая поддержка» для обучающихся 10А реализуется через компонент образовательного учреждения. Рабочая программа курса рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю) в соответствие с учебным планом МБОУ СОШ №35 на 2013-2014 учебный год. Курс ориентирован на учащихся, желающих научится грамотно настраивать ПК и восстановить его работоспособность после происшедшего сбоя. Ставить новые драйверы и отменять их обновление, применять различные варианты загрузки ОС и восстанавливать имеющуюся, подключаться к сети и т.д.
Список группы сформирован в соответствии с заказом обучающихся.
тематическое планирование
№ урока |
Содержание учебного материала |
Количество часов |
Теория |
Практика |
1 |
Сбои в работе компьютера |
6 |
4 |
2 |
2 |
Оборудование компьютера |
6 |
4 |
2 |
3 |
Установка Windows XP Professional |
6 |
4 |
2 |
4 |
Устранение неполадок |
4 |
3 |
1 |
5 |
Поддержка оборудования |
8 |
4 |
4 |
6 |
Поддержка Windows XP Professional |
10 |
6 |
4 |
7 |
Поддержка сетевых компьютеров |
5 |
3 |
2 |
8 |
Защита компьютерных сетей |
5 |
4 |
1 |
9 |
Планирование школьной службы технической поддержки |
8 |
8 |
0 |
10 |
Обслуживание компьютеров. Работа над специальными проектами |
10 |
8 |
2 |
Итого |
68 |
Содержание программы
Сбои в работе компьютера (6 часов)
Сбои в работе компьютера. Действия при «зависании» компьютера. Моделирование «зависании» компьютера.
Оборудование компьютера (6 часов)
Правила безопасности при работе с компонентами компьютера. Чтение спецификации. Знакомство с основными компонентами компьютера. Определение модели процессоров и объема оперативной памяти. Замена внутренних компонентов компьютера. Подбор современных моделей процессоров и объема оперативной памяти. Моделирование ошибок при замене внутренних компонентов компьютера
Установка Windows XP Professional (6 часов)
Что такое операционная система. Сохранение в файле сведений об имеющихся устройствах. Планирование установки Windows ХР Professional. Установка Windows ХР Professional.
Устранение неполадок (4 часа)
Категории технической поддержки. Методика устранения неполадок. Превентивная поддержка. Удаленный помощник. Подключение к компьютеру через удаленный помощник
Поддержка оборудования (8 часов)
Устранение механических неполадок. Изучение параметров настройки оборудования. Устранение неполадок, связанных с настройками. Устранение неполадок оборудования.
Поддержка Windows XP Professional (10часов)
Наиболее распространенные неполадки ОС. Изучение команд консоли восстановления. Особые варианты загрузки. Восстановление системы. Настройка виртуальной памяти. Возврат ОС в прежнее состояние
Поддержка сетевых компьютеров (5 часов)
Компьютерные сети. Протокол ТСР/IP. Настройка ТСР/IP. Устранение неполадок в работе сети
Защита компьютерных сетей (5 часов)
Защита сети. Создание консоли и настройка локальных параметров защиты
Планирование школьной службы технической поддержки (8 часов)
Что такое служба технической поддержки. Роли сотрудников службы технической поддержки. Задачи службы технической поддержки. Определение объема поддержки. Оценка доступных ресурсов. Типы поддержки. Компетенция службы технической поддержки
Обслуживание компьютеров. Работа над социальными проектами (10 часов)
Обслуживание компьютеров. Составление графика технического обслуживания. Определения приоритета проекта. Подведение промежуточных итогов работы службы технической поддержки .
Планируемые результаты изучения предмета
Личностное развитие
Изучение курса "ПК: настройка и техническая поддержка" дает возможность учащимся достичь следующих результатов развития:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
представление об информатике как сфере человеческой деятельности, об этапах развития компьютерной техники, о необходимости и значимости технической поддержки компьютера;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении поставленных задач;
умение контролировать процесс и результат учебной деятельности.
Формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности
Познавательная деятельность
Обучающийся научится:
основам реализации проектно-исследовательской деятельности. Исследовать несложные практические ситуации, выдвигать предположения, понимать необходимость их проверки на практике. Использовать практические и лабораторные работы, несложные эксперименты для доказательства выдвигаемых предположений; описывать результаты этих работ;
использовать под руководством учителя для познания окружающего мира метод наблюдение;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осуществлять сравнение, сопоставление,;
строить логическое рассуждение;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных проблем;
видеть необходимую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
понимать и использовать технические и программные средства для интерпретации, аргументации;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимать сущности алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Информационно-коммуникативная деятельность
Обучающийся научится:
адекватно воспринимать устную речь и передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
осознанно бегло читать тексты различных стилей и жанров, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
владеть монологической и диалогической речью, строить монологическое контекстное высказывание; вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);
владеть устной и письменной речью; создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять планы;
приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения.
Обучающийся получит возможность научиться:
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;
Рефлексивная деятельность
Обучающийся научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно организовывать учебную деятельность (постановка цели, планирование.).
оценивать свои учебные достижения, поведение.
соблюдать нормы поведения в окружающей среде
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Обращение с устройствами ИКТ
Обучающийся научится:
осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты.
Коммуникация и социальное взаимодействие
Обучающийся научится:
использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
Поиск и организация хранения информации
Обучающийся научится:
использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Обучающийся получит возможность научиться:
планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
Формирование читательской компетентности,
умений и навыков работы с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Обучающийся научится:
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.;
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
интерпретировать текст:
сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
откликаться на содержание текста:
связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
находить доводы в защиту своей точки зрения;
откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения этого курса учащиеся будут знать:
об основных устройствах компьютера;
способах выявления признаков «зависания» компьютеров;
основных действиях при «зависании» компьютера;
внутренних компонентах компьютера;
классификации операционных систем;
способах установки операционной системы Windows;
основные сетевые протоколы.
уметь:
устранять основные неполадки компьютера;
устанавливать новые компоненты компьютера;
устанавливать и обновлять операционную систему
настраивать компьютерную сеть.
Учебно–методическое обеспечение программы
При проведении занятий предусмотрена реализация системно-деятельностного, дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными, для этого предусмотрены задания разной степени трудности.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 10 классах 15-20 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.
Особое внимание уделяется организации самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.
Для развития познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности используются:
технология проблемного обучения, которая предполагает организацию самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению проблем: учитель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учеником проблему, заинтересовывает его, пробуждает желание найти способ ее решения. В ходе проблемного обучения у учащихся формируются новые знания и умения, развиваются познавательная активность, творческое мышление и другие личностные качества;
технология проектного обучения, которая предполагает решение практических задач, проживание конкретных ситуаций, конструирование новых процессов. Целью проектного обучения является не столько усвоение суммы знаний, а развитие и обогащение собственного опыта учащихся и их представлений о мире;
дифференцированное обучение – создание групп разного уровня по качеству знаний, темпам усвоения материала, учебной мотивацией, способу мышления.
Вопрос эффективного использования ИКТ на уроке очень актуален.
Ученики принимают активное участие в образовательной деятельности, где технология представляет собой простой инструмент, используемый для создания и выполнения поставленных задач и обучения.
Ученики используют технологию, чтобы понять содержание и придать смысл их обучению.
Ученики используют технологические средства для совместной работы с другими обучающимися.
Ученики выбирают соответствующие технологические инструменты, чтобы выполнять межпредметные задания, включая вопросы цифрового этикета и ответственного социального взаимодействия.
Ученики используют технологические инструменты для исследования данных, постановки цели, планирования деятельности, контроля за ходом выполнения заданий, и оценке результатов.
При организации занятий по информатике и информационным технологиям необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.
На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:
словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);
проблемное обучение;
метод проектов;
ролевой метод.
Основные типы уроков:
урок изучения нового материала;
урок контроля знаний;
обобщающий урок;
комбинированный урок.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Для контроля и оценки достижения общеучебных результатов используется следующие система форм и видов контрольно-оценочных действий:
стартовый контроль:
- стартовая диагностическая работа;
текущий контроль:
- наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе занятий;
- самостоятельные работы;
- текущее выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
- диагностическая работа по изучаемой теме и др.;
промежуточный контроль:
- тестирование;
- выполнения творческих работ;
- проверочные работы;
итоговый контроль
– итоговая работа
Формы итогового контроля:
тест;
творческая практическая работа.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Зачетная работа (устный или письменный ответ)
«Зачёт» - полный развернутый ответ, с привлечением дополнительного материала.. Ответ излагается последовательно, с использованием своих примеров. Обучающийся сравнивает материал с предыдущим. Самостоятельно может вывести теоретические положения на основе фактов, наблюдений, опытов. Сравнивает различные теории и высказывает по ним свою точку зрения с приведением аргументов. Или при ответе неполно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала. Имеются ошибки в определении понятий, использовании физических терминов, которые исправляются при наводящих вопросах учителя.
«Незачёт» - знания отрывочные несистемные, допускаются грубые ошибки. Недостаточные знания не позволяют понять материал или отказ от ответа.
Практическая работа
«Зачёт» - создание обучающимся модели прибора, макета или реферата, самостоятельно разрабатывает план постановки, технику безопасности, может объяснить результат. Создание модели, макета, реферата с некоторыми недочеты (результаты опыта объясняются только с наводящими вопросами, результаты не соответствуют истине).
«Незачёт» - Не соблюдаются правила техники безопасности, не соблюдается последовательность создания модели, макета, реферата. Ученик не может объяснить результат или отказ от выполнения работы.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Учебно-методический комплект
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М. Н. Бородин. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012. – 584с
«ПК: настройка и техническая поддержка".Серия Microsoft/ методическое пособие для учителя - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
«ПК: настройка и техническая поддержка".Серия Microsoft/: учебное пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
2. Технические средства обучения:
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
мультимедийный проектор;
экспозиционный экран;
персональный компьютер для учителя (1 шт.);
персональный компьютер для учащихся (11 шт.)
сканер;
принтер лазерный;
фотокамера цифровая;
3. Экранно-звуковые пособия:
мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
4. Оборудование класса:
ученические двухместные столы с комплектом стульев;
стол учительский с тумбой;
шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература, использованная при подготовке программы
В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу «Математические основы информатики» входят:
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М. Н. Бородин. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012. – 584с
«ПК: настройка и техническая поддержка".Серия Microsoft/ методическое пособие для учителя - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
«ПК: настройка и техническая поддержка".Серия Microsoft/: учебное пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Стандарт базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года.
Примерная программа (основного) общего образования по информатике и информационным технологиям (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005г. № 03-1263)
Кузнецов А.А., Пугач В. Тестовые задания. Методическое пособие. – М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2003 + дискета [160]
Самылкина В. Построение тестовых заданий по информатике. Методическое пособие. – М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2003 [161]
Чернов А.В. Информатика. Тесты к олимпиадам и итоговому тестированию. – Волгоград: «Учитель», 2006 [175]
Литература, рекомендованная для обучающихся
Шакин В.Н. Информатика. Учебное пособие для абитуриентов МТУСИ. Москва, 2005 [176]
Шакин В.Н. Информатика. Сборник задач для абитуриентов МТУСИ. Москва, 2005 [177]
Тихомиров В.П. Информатика часть 1-5. МЭСИ. – Москва, 2005 [178]
Ларина Э.С. Информатика. 5-11 классы. Проектная деятельность учащихся. – Волгоград: «Учитель», 2009 [179]
Пышная Е.А. Информатика. 5-11 классы. Материалы к урокам и внеклассным мероприятиям. – Волгоград: «Учитель», 2009 [180]
Мендель А.В. Информатика 9-11. Подготовка учащихся к олимпиадам. – Волгоград: «Учитель», 2009 [181]
Энциклопедия учителя информатики ГИ №11-17.07
Олимпиады по информатике ГИ №16.06, 23.06(стр. 22 – 40)
Набор цифровых образовательных ресурсов для 10 класса (http://metodist.lbz.ru)
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Ресурсы Википедии
Интернет-ресурсы
«Российский образовательный портал – [электронный ресурс].http://www.school.edu.ru/ (дата обращения: 22.08.2013)
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – [электронный ресурс].http://school-collection.edu.ru/(дата обращения: 22.08.2013)
Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов– [электронный ресурс]. http://fcior.edu.ru/(дата обращения: 22.08.2013)
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарные сроки |
№ урока |
Тема и тип урока |
Количество часов |
Результаты обучения |
Вид контроля, самостоятельной деятельности |
||
Предметные |
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности, компетентности |
||||||
|
1. Раздел «Сбои в работе компьютера» (6 ч) |
||||||
07.09 |
1 |
Сбои в работе компьютера |
1 |
Знать: признаки сбоев в работе ПК, основные действия при сбоях в работе ПК, системные сообщения Windows, Уметь: грамотно завершать работу ПК в нештатных ситуациях, выявлять признаки «зависания» компьютера |
Познавательная: Строить логическую цепочку вычислений, связно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи. Информационно-коммуникативная: формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность Рефлексивная: адекватно оценивать и применять свои способности |
|
|
07.09 |
2 |
Признаки «зависания» компьютера |
1 |
|
|||
14.09 |
3
|
Выявление признаков «зависания» компьютеров» |
1 |
Практическая работа |
|||
14.09
|
4
|
Моделирование «зависания» компьютера» |
1 |
|
|||
21.0921.09 |
5 6 |
Действия при «зависании» компьютера |
2 |
Практическая работа |
|||
|
2. Раздел «Оборудование компьютера» (6 часов) |
||||||
28.09 |
7 |
Правила безопасности при работе с компонентами компьютера |
1 |
Знать: правила ТБ при разборке и сборке ПК, основные компоненты ПК, Уметь: читать спецификацию компьютера, определять сбои по звуковым сигналам ПК при загрузке, безопасно и без ошибок заменять внутренние компоненты ПК. |
Познавательная: планирование и осуществление алгоритмической деятельности, выполнение заданных и конструирование новых алгоритмов. Информационно-коммуникативная: ориентироваться на разнообразие способов решения задач; Согласовывать и координировать деятельность с другими участниками; объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива |
|
|
28.09 |
8 |
Чтение спецификации компьютера |
1 |
|
|||
05.10 |
9 |
Определение модели процессора |
1 |
|
|||
05.10 |
10 |
Замена внутренних компонентов компьютера |
1 |
Практическая работа |
|||
12.10 |
11 |
Подбор современных моделей процессоров и объема оперативной памяти |
1 |
|
|||
12.10 |
12 |
Моделирование ошибок при замене внутренних компонентов |
1 |
Практическая работа |
|||
|
3. Раздел «Установка Windows XP Professional» (6 часов) |
||||||
19.10 |
13 |
Что такое операционная система |
1 |
Знать: типы установок, файловые системы. Уметь: планировать установку и устанавливать с дистрибутива Windows Professional, активировать Windows Professional. |
Познавательная: планирование и осуществление алгоритмической деятельности. Информационно-коммуникативная: ориентироваться на разнообразие способов решения задач; Рефлексивная: адекватно оценивать и применять свои способности в коллективной деятельности |
|
|
19.10 |
14 |
Сохранение сведений об имеющихся устройствах |
1 |
|
|||
02.11 |
15 |
Планирование установки Windows |
1 |
|
|||
02.11 09.11 |
16 17 |
Установка ОС Windows |
2 |
Практическая работа |
|||
09.11 |
18 |
Обновление ОС |
1 |
Практическая работа |
|||
|
4. Раздел «Устранение неполадок» (4 часа) |
||||||
16.11 |
19 |
Определение категории неполадок |
1 |
Знать: категории технической поддержки, службу Удаленного помощника Уметь: оказывать превентивную поддержку ПК, подключаться к компьютеру через Удаленного помощника |
Познавательная: планирование и осуществление алгоритмической деятельности. Информационно-коммуникативная: ориентироваться на разнообразие способов решения задач; Рефлексивная: адекватно оценивать и применять свои способности в коллективной деятельности |
|
|
16.11 |
20 |
Выбор мер превентивной поддержки |
1 |
|
|||
23.11
23.11 |
21
22 |
Подключение к компьютеру через Удаленного помощника. Практическая работа: «Удаленный помощник» |
1
1 |
Практическая работа |
|||
|
5. Раздел «Поддержка оборудования» (8 часов) |
||||||
30.11 |
23 |
Изучение параметров настройки оборудования |
1 |
Уметь: проводить диагностику устройств с помощью Диспетчера устройств, определять вероятную причину сбоя устройства, устанавливать новое оборудование, устанавливать драйверы устройств, настраивать жесткий диск |
Информационно-коммуникативная: ориентироваться на разнообразие способов решения задач; согласовывать и координировать деятельность с другими участниками; объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива. Рефлексивная: адекватно оценивать и применять свои способности в коллективной деятельности |
|
|
30.11 |
24 |
Настройка оборудования |
1 |
Практическая работа |
|||
07.12 |
25 |
Устранение неполадок оборудования |
1 |
Практическая работа |
|||
07.12 |
26 |
Протокол устранения неполадок |
1 |
|
|||
14.12 14.12 |
27 28 |
Установка нового оборудования |
2 |
|
|||
21.12 |
29 |
Установка драйверов |
1 |
Практическая работа |
|||
21.12 |
30 |
Установка жесткого диска |
1 |
Практическая работа |
|||
|
6. Раздел «Поддержка Windows XP Professional» (10 часов) |
||||||
12.01 |
31 |
Консоль восстановления |
1 |
Уметь: определять проблемы ОС и выбирать способы ее сбоев, применять различные варианты загрузки, восстанавливать ОС и повышать ее производительность |
Информационно-коммуникативная: ориентироваться на разнообразие способов решения задач; согласовывать и координировать деятельность с другими участниками; объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива. Рефлексивная: адекватно оценивать и применять свои способности в коллективной деятельности |
|
|
12.01 |
32 |
Команды консоли восстановления |
1 |
|
|||
19.01 19.01 |
33 34 |
Особые варианты загрузки |
2 |
Практическая работа |
|||
26.01 26.01 |
35 36 |
Восстановление системы |
2 |
Практическая работа |
|||
02.02 02.02 |
37 38 |
Настройка виртуальной памяти |
2 |
Практическая работа |
|||
09.02 09.02 |
39 40 |
Возврат ОС в прежнее состояние |
2 |
Практическая работа |
|||
|
7. Раздел «Поддержка сетевых компьютеров» (5 часов) |
||||||
16.02 |
41 |
Компьютерные сети |
1 |
Знать: типы компьютерных сетей, сетевые протоколы, сетевое оборудование Уметь: создавать рабочие группы и общие для них ресурсы, определять и обновлять IP-адреса, исправлять сетевые подключения, настраивать параметры протокола TCP/IP и браузера Microsoft IE |
Познавательная: планирование и осуществление алгоритмической деятельности. Информационно-коммуникативная: ориентироваться на разнообразие способов решения задач; Рефлексивная: адекватно оценивать и применять свои способности в коллективной деятельности |
|
|
16.02 |
42 |
Протокол ТСР/IP |
1 |
|
|||
01.03 |
43 |
Настройка ТСР/IP |
1 |
Практическая работа |
|||
01.03 15.03 |
44 45 |
Устранение неполадок в работе сети |
2 |
Практическая работа |
|||
|
8. Раздел «Защита компьютеров и сетей» ( 5 часов) |
||||||
15.03 05.04 05.04 12.04 |
46 47 48 49 |
Защита сети |
4 |
Знать: основные сетевые угрозы, способы защиты Уметь: укреплять защиту на стороне клиента, определять меры защиты от кражи вычислительной техники |
Познавательная: планирование и осуществление алгоритмической деятельности. Информационно-коммуникативная: ориентироваться на разнообразие способов решения задач; Рефлексивная: адекватно оценивать и применять свои способности в коллективной деятельности |
|
|
12.04 |
50 |
Создание консоли и настройка локальных параметров защиты |
1 |
Практическая работа |
|||
|
9. Раздел «Планирование школьной службы технической поддержки» (8 часов) |
||||||
19.04
|
51 |
Что такое служба технической поддержки. Роли сотрудников службы технической поддержки |
|
Знать: роль и функции службы технической поддержки (СТП), обязанности сотрудников школьной СТП, ее задачи, объём оказываемой поддержки |
Познавательная: планирование и осуществление алгоритмической деятельности. Информационно-коммуникативная: ориентироваться на разнообразие способов решения задач; Рефлексивная: адекватно оценивать и применять свои способности в коллективной деятельности |
|
|
19.04 |
52 |
Задачи службы технической поддержки |
1 |
|
|||
26.04 26.04 |
53 54 |
Определение объема поддержки |
2 |
|
|||
03.05 03.05 |
55 56 |
Оценка доступных ресурсов |
1 |
|
|||
10.05 |
57 |
Типы поддержки |
1 |
|
|||
10.05 |
58 |
Компетенция службы технической поддержки |
1 |
|
|||
|
10. Раздел «Обслуживание компьютеров. Работа над специальным проектом» (10 часов) |
||||||
17.05 17.05
24.05
24.05 |
59 60
61
62 |
Обслуживание компьютеров |
4 |
Уметь: выполнять основные процедуры по техническому обслуживанию ПК, составлять график регулярного обслуживания ПК
|
Информационно-коммуникативная: ориентироваться на разнообразие способов решения задач; согласовывать и координировать деятельность с другими участниками; объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива. Рефлексивная: адекватно оценивать и применять свои способности в коллективной деятельности |
Практическая работа Практическая работа |
|
31.05 31.05 |
63 64 |
Составление графика технического обслуживания |
2 |
Практическая работа |
|||
|
65 66 |
Определения приоритета проекта |
2 |
|
|||
|
67 68 |
Подведение итогов работы службы технической поддержки |
2 |
|
|||
|
|
ИТОГО |
68 |
|
|
|