Рабочая тетрадь по дисциплине «Обществознание» для студентов среднего профессионального образования
Рабочая тетрадь
по дисциплине «Обществознание (вкл.экономику и право)»
Для студентов среднего профессионального образования
Составитель: Миловидова А.Е.
2021 г.
Аннотация
Практические и самостоятельные работы являются составной частью учебного процесса при изучении курса «Обществознание (вкл.экономику и право)».
Дидактический материал подобран с целью: расширить знания студентов по дисциплине «Обществознание (вкл.экономику и право)»; научиться составлять сравнительные характеристики, применять полученные знания и умения для решения ситуационных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере. Проверять свои знания с использованием дополнительных источников информации, с использованием интерактивных технологий, при закреплении знаний студентов.
Уважаемый студент!
Рабочая тетрадь-практикум предназначена для студентов всех специальностей, изучающих курс «Обществознание (вкл.экономику и право)». Задания рассчитаны на более прочное усвоение, повторение и закрепление знаний. Некоторые задания содержат дополнительную информацию, расширяющую кругозор учащихся.
Включенные в тетрадь задания предусматривают разнообразные формы работы и могут быть использованы как на уроке, так и во внеурочное время.
В пособии представлены различные тесты, задачи, проблемные вопросы, и иные формы контроля ваших знаний.
Все задания соответствуют требованиям федерального государственного стандарта общего образования, и соответствуют программе.
Условные обозначения:
Напиши рассуждения по данному вопросу
Задание предусматривает возможность использования электронной информации
Дополнительное задание повышенной сложности
Отметь правильный ответ; установи соответствие между понятиями и определением.
Выполни практическую работу
Раздел 1. ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
«Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание - ЧЕЛОВЕК» К. Паустовский
З адание 1. 1. Установите соответствие между понятием и определением.
Понятие | определения |
1.Личность | а) это существо, принадлежащее к биологическому виду Homo sapiens |
2. Человек | б) это представитель человеческого рода, наделенный особыми, отличными от других людей чертами. |
3. Талант | в) специфические черты, которые выделяют человека из совокупности себе подобных. |
4. Индивид | г) это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. |
5. Индивидуальность | д) это осознание своей неповторимости как субъекта деятельности в качестве члена общества. |
6. Воспитание | е) человек, способный к активной социальной деятельности. |
7. Модальная личность | ж) принятый культурой соответствующего общества тип личности, в наибольшей степени отражающий особенности данной культуры. |
8. Социальный субъект | з) человек, разделяющий те же культурные образцы, что и большинство членов данного общества, это тип личности, наиболее распространенный на данной территории и в данный момент. |
Задание 1.2. Установите соответствие между понятием и определением.
1.Бессознательная информация | а) Наука, изучающая систему идей, взглядов на мир и место в нем человека |
2. Реальное бытие | б) результат познавательного процесса |
3. Идеальное бытие | в) Бытие, которое имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально и неповторимо и означает действительное существование вещи или человека. |
4.Самосознание | г) Бытие, которое представляет собой сущность предмета, оно лишено временного, практического характера, остается неизменным, им обладают идеи, ценности, понятия. |
5.Философия | д) Совокупность психических процессов, лежащих вне сферы осознанного, не подчиняющихся контролю со стороны разума и рассудка. |
6. Знание | е) Ощущение, восприятия, эмоции, чувства, которые не были переработаны сознанием. |
7. Бессознательное | ж) Свойство человеческого мозга воспринимать, осмысливать и активно преобразовывать окружающую действительность. |
8.Общественная психология | з) Вид общественного сознания, который отражает общественное бытие с позиций интересов тех или иных социальных групп, классов, партий. |
9. Сознание | и) Вид общественного сознания, характеризующий душевную, эмоционально-волевую жизнь людей на обыденном, бытовом уровне. |
10.Общественная идеология | к) Сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отношения к другим людям. |
Задание 1.3. Мир движется, совершенствуется; задача человека – участвовать в этом движении….. Л. Толстой
Составьте систематизирующую таблицу «Смысл и цель человеческой жизни » (можно использовать взгляды философов, ученых, родителей, друзей, учителей)
Задание 1.4. Верны ли утверждения: Да или Нет
1. Непроизводительный труд - деятельность, направленная не на создание, а на обслуживание самых разных материальных предметов. | |
2.Производительный труд - то, что подвергается преобразованию в процессе трудовой деятельности. | |
3.Технологический процесс - категория, которая выражается в количестве продукции, произведенной за единицу времени. | |
4.Производительность труда деятельность, связанная с созданием разнообразных материальных предметов. | |
5. Технология - совокупность операций по преобразованию исходного продукта в конечный. | |
6. Квалификация - наличие особых, более углубленных навыков и знаний по данной профессии. | |
7. Профессия - вид трудовой деятельности, отличающийся характером и целью трудовых функций, например: врач, учитель, юрист | |
Задание 1. 5. Составьте логическую схему, используя ключевые понятия.
Деятельность, субъект деятельности, объект деятельности, орудия деятельности, цель, средства, поведение, действия, мотив, потребности, виды деятельности.
Деятельность=__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 1.6.Практическая работа по разделу «Человек»
Вариант 1 | Вариант 2. | Вариант 3. |
Дайте определения следующим понятиям: | ||
Мировоззрение, сознание, общение, ценности, социология. | Человек, бессознательное в человеке, общение, социализация, познание | Человек, сознание, ценности, свобода деятельность |
2. Охарактеризуйте этапы социализации личности | ||
ЗРЕЛОСТЬ как этап социализации | ЮНОСТЬ как этап социализации. | ДЕТСТВО как этап социализации |
3. Ответь на вопросы | ||
Укажите виды общения, приведите примеры. | Критерии истины. Чем отличается абсолютная истина от относительной | В чем особенность трудовой деятельности человека. |
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздел 2. ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
«Общество- это наиболее могущественный фокус физических и моральных сил, какой только существует в мире» Э. Дюркгейм
Задание 2.1. Установите соответствие между понятиями и определением
понятия | определения |
1. страна | А.Политико-правовая организация страны, имеющая определенную структуру |
2. государство | Б. Отношения, связанные с воспроизводством человека, воспитанием и пр. |
3. общество | В. Это определенная территория, имеющая государственную принадлежность |
4. межличностные отношения | Г. Определенная группа людей, объединившихся для совместного выполнения какой- либо деятельности. |
5. общественные отношения | Д. Это группа людей, складывающаяся на основе общности территории, экономических связей, языка, культуры, сознания свое внутреннего единства |
6. Нация | Е. Система связей, с помощью которых общество приобретает целостность и устойчивость |
Задание 2. 2. Прочитайте приведенные ниже высказывания. Сделайте вывод о взаимодействии общества и человека (В ФОРМЕ ЭССЕ)
Сенека: «Мы рождены, чтобы совместно жить, наше общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого»
Л.Н. Толстой: «Человек немыслим вне общества»
З адание 2.3. Заполните пропуски:
Сферы общества
Как взаимосвязаны сферы общества, приведите примеры.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.4. Допиши недостающие понятия:
В соответствии с периодами исторического развития выделяют цивилизации:
а) _________________________
б) средневековые
в)__________________________
2. В соответствии с уровнем экономического развития выделяют цивилизации:
а) _________________________
б) индустриальные
в) _________________________
3. Назовите понятие, которое характеризует все стороны и причины развития различных обществ
а) формация; в) культура; г) цивилизация; д) популяция;
4. Установите соответствие между теориями общественного развития и их основоположникам.
а) теория локальных цивилизаций.
б) теория общественно-экономических формации;
в) теория стадиального развития цивилизации
1. У. Ростоу
2. Н. Я. Данилевский; 3. К. Маркс.
З адание 2.5. Завершите схему.
В своем развитии проходит несколько стадий: зарождение, расцвет, разложение, гибель.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Длительность и изменчивость существования во времени и пространстве
Особый менталитет
Характеризуется определенным типом культуры и особенностями духовной жизни
Задание 2.6. Дать определение следующим понятиям:
Регресс _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прогресс __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Верны ли утверждения: | ДА или НЕТ |
1. Прогресс и регресс не взаимосвязаны | |
2. В процессе развития никогда не сочетаются прогрессивные и регрессивные тенденции | |
3. Развитие производительных сил (орудий труда) включает развитие самого человека | |
4. Развитие общества – это обратимый процесс в масштабе всемирной истории | |
5.Духовная сфера включает в себя все предметы материального мира, созданные человеком | |
З адание 2.7. Согласны ли вы с точкой зрения: Н. Чернышевский: «Прогресс основывается на умственном развитии, коренная сторона его прямо и состоит в успехах и развитии знаний» Какие критерии общественного прогресса можно еще указать?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.8. Допиши недостающие понятия:
Наиболее характерными чертами глобализации являются:
формирование единого мирового экономического пространства;
____________________________________________________________
____________________________________________________________
формирование единого языка;
__________________________________________________________
2) Глобальными проблемами являются:
предотвращение мировой ядерной войны
____________________________________________________________
____________________________________________________________
истощение природных ресурсов;
_____________________________________________________________
Задание 2.9. Практическая работа по разделу «Общество как сложная динамическая система».
Какой фактор не оказал решающего влияния на становление современного общества?
А. промышленная революция;
Б.Урбанизация;
В.Буржуазные революции;
Г. Великое переселение народов
2. Модернизация связана с увеличением в жизни общества роли:
А. техники:
Б. религии;
В. Физического труда;
Г. взаимодействие с природой.
3. Основной причиной глобализации является:
А. распространение на весь мир капиталистической модели развития экономики как наиболее эффективной;
Б. развитие электронных средств массовой информации;
В. Распространение единого общепринятого разговорного языка;
Г.Рост роли и влияния транснациональных корпораций.
4.Термин постиндустриальное общество ввел:
А. К. Маркс;
Б. О. Шпенглер;
В. Д. Белл;
Г. Ф. Фукуяма.
5. Верны следующие суждения об общественном развитии?
А. Для традиционного общества характерны медленные, почти незаметные изменения орудий труда на протяжении жизни сотен поколений.
Б. На каждую последующую стадию развития человеческого общества уходит гораздо меньше времени, чем на предыдущую.
1. верно только А;
2. верно только Б.;
3. верны оба суждения;
4. оба суждения неверны.
6. Процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.
А. урбанизация;
Б. модернизация;
В. глобализация;
Г. промышленная революция.
7. Исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы и человечество превращается в единую политическую систему.
А. глобализация;
Б. ассимиляция;
В. сепаратизм;
Г. неорганическая модернизация.
8. страна – это…
А. политико-правовая организация.
Б. определенная группа людей, объединившихся для совместной деятельности.
В. определенная территория, имеющая государственную принадлежность.
Г. межличностные отношения.
9. Прочитайте текст, приведенный ниже, каждое положение которого пронумеровано, определите, какие положения носят фактический характер (А) и характер оценочных суждений (Б)
1. Большинство ученых полагают , что Вселенная возникла в результате большого взрыва около 12-14 млрд. лет назад.
2. Наша Солнечная система, включая Землю , имеет возраст 4,6 млрд. лет.
3. Приблизительно 3,8 млрд. лет назад появилась жизнь.
4. Быть может от микроорганизмов обнаруженных в осадочных породах произошло многообразие земной биосферы, в том числе человек.
1 | 2 | 3 | 4 |
| | | |
10. Вставьте пропущенные слова в таблицу «Сравнение стадий цивилизационного развития»
Позиции для сравнения | Аграрное общество | Индустриальное общество | Постиндустриальное общество |
Основной принцип деления на группы | Сословно-кастовый | | Профессиональный |
Важнейшие социальные институты | Армия и церковь | | |
Главная отрасль экономики | | Промышленность | |
Самая распространенная форма государственного правления | Монархия | | |
Задание 2.10. Современный этап развития общества характеризуется историческим процессом глобализации. Перечислите признаки глобализации.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
З адание 2.11. Согласны ли вы с данными утверждениями (да, нет)
1.Религия возникает в традиционных обществах | |
2.Классы и социальные группы относятся к политической сфере. | |
3.Цивилизация – ступень в развитии человечества. | |
4.Может ли трудовая деятельность быть релаксационной? | |
5.Понятие общественно-экономические формации впервые ввел К. Маркс. | |
6.Главный критерий каждого культурно-исторического типа – уровень образования, наличие сословной структуры, религии. | |
7.Теория стадиального развития – это единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяют определенные этапы. | |
8.Экстенсивные технологии характерны для западной цивилизации? | |
9.Урбанизация – это характеристика постиндустриального времени. | |
10.Общество- это часть материального мира. | |
Раздел 3. Человек в системе общественных отношений
«Благовоспитанность есть внешнее выражение внутренней деликатности души, заключающейся в общей благожелательности и внимании ко всем людям»
Д. Локк
З адание 3.1. Выбери правильный ответ:
1. Основой духовной сферы общества является:
а) экономика;
б) право;
в) политика;
г) культура.
2. К духовной сфере не относится:
а) открытие библиотеки;
б) создание сайта библиотеки в Интернете;
в) посещение библиотеки;
г) оплата счета за предоставление библиотеке электричество.
3. Важнейшим элементом культуры являются:
а) материальные ценности;
б) духовные ценности;
в) формы и способы взаимодействия людей;
г) религиозные нормы.
4.Существует несколько форм культуры. К какой из них относится движение эмо?
а) к элитарной культуре;
б) к народной культуре;
в) к субкультуре;
г) к массовой культуре.
5. Массовую культуру, как правило, характеризует:
а) анонимность;
б) доступность восприятия;
в) новаторство;
г) опора на традиции классического искусства и литературы.
6. Какая из функций массовой культуры является главной в современных условиях?
а) информативная;
б) ценностная;
в) воспитательная;
г) развлекательная.
7. Разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям, представляют собой….
а) мировоззрение;
б) менталитет;
в) социальные ценности;
г) социальные нормы.
8. Нужна ли современному обществу массовая культура?
а) да;
б) нет.
9. С каким суждением Вы согласны?
а) массовая культура в условиях демократизации общественной жизни заменяет собой так называемую высокую культуру;
б) массовая культура призвана дополнить высокую культуру с целью приобщения к культурным ценностям как можно более широких масс народа.
10. Отличается ли язык науки от языка других форм культуры?
а) да;
б) нет.
Задание 3.2. Выберите верный ответ
1.Эмпирический метод познания – это …
а) познание с помощью чувств;
б) описание предметов;
в) изучение предметов с помощью эксперимента;
2. Что такое гипотеза в научном познании:
а) написание закона;
б) система утверждений по какому-либо поводу;
в) система предположений;
3. Философы- агностики – это…
а) философы, считавшие, что познание возможно только с помощью чувств;
б) философы, считавшие, что познать мир до конца невозможно;
в) философы, считавшие, что все познаваемо в мире.
4. Относительная истина – это …
а) неизменная, точная истина;
б) истина, которую можно опровергнуть;
в) истина, независимая от мнения других людей.
5. Назовите метод чувственного познания:
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) описание;
г) анкетирование.
6. Для чего в науке необходимо моделирование ситуации:
а) для имитации явления в разных ситуациях;
б) для создания формулы будущего эксперимента.
В) для объяснения эмпирических фактов;
7. Из перечисленных примеров не относится к научному познанию, следующие:
а) магия;
б) философия;
в) миф;
г) теорема;
д) искусство.
8. Что может быть источником научного познания:
а) сон;
б) книга;
в) религия;
г) паранаука.
9. Объектом социального познания являются:
а) человек;
б) мировое сообщество;
в) исторические процессы;
г) все из перечисленных примеров
10. Что из перечисленных примеров является социальным фактом:
а) выступления президента;
б) сон;
в) Великая Китайская стена; г) Революция 1917 г.
Задание 3.3. Ответь на вопросы:
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 |
1.Что такое абсолютная истина, какую роль она играет в познании? | 1.Какую роль играет гипотеза в научном познании? | 1.В чем, на ваш взгляд, «сила» и «слабость» научного эксперимента? |
2. Как вы определите свое отношение к паранауке: имеет ли право на существование такого рода знание? Можно ли доверять сведениям, выходящим за рамки принятого в науке? Свой ответ аргументируйте. | 2. Приведите примеры социальных фактов. Подумайте, существуют ли уроки истории или нет? Учит ли она чему-либо государственных деятелей, политиков, полководцев? Каково ваше мнение? Приведите примеры. | 2. Почему в детском возрасте в образе «Я» преобладающее место занимает внешность, а с взрослением все большее внимание уделяется «деятельной сущности», которая проявляется в разных видах деятельности. Обоснуйте. |
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.4. Заполните пропуски текста или выберите верный ответ:
1.Общеобязательными элементами религии являются:
а) Признание духовного надмирового Начала- Бога, являющегося причиной бытия всего сущего, в том числе человека;
б) ________________________________________________________________________
в) _______________________________________________________________________
г) ________________________________________________________________________
д) ________________________________________________________________________
2. Ранними формами религии были:
а) тотемизм;
б) ________________________________________________________________________
в) ________________________________________________________________________
г) ________________________________________________________________________
3. Мировыми религиями являются:
а) ___________________________________________________________________________
б) христианство;
в) ___________________________________________________________________________
4. Разновидностями христианства являются:
а) православие;
б) шиизм;
в) католицизм;
г) язычество;
д) ислам.
5. К какой религии относятся данные положения: «Причина страданий – желания, привязанности, страсти»:
а) христианство; б) ислам; в) буддизм; г) протестантизм.
Задание 3.5. Что из перечисленного включает в себя религиозный культ?
Обряды
Таинства
Храмы
Ритуалы
Жертвоприношения
Святилища
Богослужения
Посты
Священные реликвии
Молитвы
Религиозная утварь
Религиозное одеяние
З адание 3.6 Верны ли данные утверждения, ДА или НЕТ
1. Основа любой религии – вера в бога | |
2. Язык– это базисный элемент культуры. | |
3. Предметы быта, культурные традиции – это артефакты культуры. | |
4. Элементы культуры, которые ее констатируют относятся к культурной динамике. | |
5. Церковь – религиозная организация любой религии. | |
6. Вера в магические свойства предметов - тотемизм | |
7. Сложная по содержанию и трудная для неподготовленного восприятия народная культура | |
8. Основная черта всех мировых религий – Космополизм. | |
9. Основная функция образования – социализация поколения | |
10. Анимизм – вера в духов, и всеобщую одухотворенность природы | |
11. Примитивные верования составляют основу религиозной жизни наций. | |
12. Религиозные нормы являются социальными регуляторами. | |
13. Религиозный культ – составляющий признак любой религии | |
14. Иудаизм, Синтоизм – национально-государственные религии. | |
Задание 3.7. Выбери правильный ответ
К какому виду искусства относиться графика?
К
изобразительному; К «синтетическому»;
К «техническому»;
К деклративно-прикладному.
Искусство выполняет множество функций , какая является основной?
Познавательная;
Ценностная;
Эстетическая;
Воспитательная.
К какому виду искусства относиться балет?
К изобразительному;
К «синтетическому»;
К «техническому»;
К деклративно-прикладному.
4.Что может быть предметом эстетического чувства?
Природные стихии;
Предметы матиральной культуры;
Предметы духовной культуры;
Сами люди;
Все что угодно.
Раздел 4. Правовое регулирование общественных отношений
Задание 4.1. Выбери верный ответ.
1. Понятие, обозначающее группу — структурную единицу общества:
а) каста; в) страта;
б) сословие; г) титул.
2. Совокупность социальных групп и социальных институтов общества и их взаимодействие между собой называется:
а) социальная мобильность;
б) социальная дифференциация;
в) социальная структура;
г)социализация.
3. К признакам, определяющим социально-экономический статус человека в обществе не относится:
а) возраст; в) отношение к власти;
б) доход; г) престижность профессии
Приписываемым социальным статусом является:
а) возраст; в) образование;
б) доход; г) гражданство.
5. Маргинальность (от позднелат. marginalis — находящийся на краю) — социологическое понятие, обозначающее промежуточность положения человека между какими-либо социальными группами. Приведите примеры маргинальности: ________________________________________________________________________________
6. Люмпен-пролетариат (от нем. Lumpen — лохмотья) — термин введен К. Марксом для обозначения низших слоев пролетариата. Позднее «люмпенами» стали называться деклассированные слои населения (__________________________________________________.).
7. Начальник сборочного цеха назначен главным инженером машиностроительного завода. Это пример:
а) горизонтальной мобильности;
б) вертикальной нисходящей мобильности;
в) вертикальной восходящей мобильности;
г) географической мобильности.
8. Примером горизонтальной социальной мобильности является:
а) крещение князя Владимира I;
б) свержение с престола императора Петра III;
в) назначение наследником престола цесаревича Николая;
г) добровольная отставка Б.Н. Ельцина с поста Президента РФ.
9. Верны ли следующие суждения о семье и браке?
А. Брак — социальный институт, регулирующий отношения только между супругами.
Б. Семья — социальный институт, регулирующий отношения только между родителями и детьми.
Верно только А; 3) верны оба суждения;
верно только Б; 4) оба суждения неверны.
10. Современная семья, как правило, бывает:
а) многопоколенная; в) неполная;
б) расширенная; г) нуклеарная.
З адание 4. 2. Завершите схему «Социальная мобильность»
СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
Горизонтальная
Восходящая
Нисходящая
Индивидуальная
З адание 4. 3. Установите соответствие между понятиями и определениями.
Понятия | Определения |
Социальный статус. Социальная стратификация. Социальная роль. Социальная мобильность. Семья. | Расположение социальных слоев (групп) Определенная позиция индивида в социальной структуре общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Совокупность перемещений людей из группы в группу, связанная с изменением социального статуса. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Манера или способ поведения человека, |
Задание 4.4. Социальный статус человека определяют различные природные и социальные признаки. Подумайте, какие приведенные ниже признаки будут определять приписываемые, а какие приобретаемые статусы. Запишите их в таблицу.
возраст; 2) пол; 3) профессия; 4) образование; 5) раса; 6) доход; 7) национальность; 8) отношение к браку; 9) гражданство; 10) происхождение.
Социальный статус | |
Приписываемый | Достигаемый |
| |
Задание 4. 5. Ниже приведены имена людей, известных тем, что они сумели подняться на вершину социальной лестницы с относительно низких стартовых позиций. Определите, какими каналами социальной мобильности они воспользовались, и заполните таблицу.
А) В.В. Путин Б) М.В. Ломоносов; В) София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская (Екатерина II); Г) Г.К. Жуков; Д) Р.А. Абрамович.
1) Собственность; 2) семья; 3) церковь; 4) образование; 5) армия.
А | Б | В | Г | Д |
| | | | |
Задание 4.6. Выбери правильный ответ.
1. К формам правления не относятся:
а) деспотия;
б) монархия;
в) охлократия;
г) аристократия;
2. Источником власти революционных вождей является:
а) сила; б) харизма; в) авторитет; г) богатство.
3. В правовом государстве существует разделение власти на:
а) исполнительную
б) ________________
в) ________________
4. Государство – территориальная организация публичной власти, да или нет? ______
5. Автором распространенной типологией власти является:
а) Т. Гоббс; б) М. Вебер; в) К. Марк; г) А. Смит
Задание 4.7. Установите соответствие между понятием и определением.
Понятия | Определения |
Государство | А. Власть основанная на обычаях, привычке повиноваться ей, вере в непоколебимость установленного порядка |
Суверенитет народа | Б. Право и реальная возможность народа участвовать в управлении делами государства, формировать органы власти. |
Республика | В. Политическая организация общества, распространяющая власть на всю территорию страны и все ее население, располагающая специальным аппаратом управления. |
Традиционная власть | Г. «единовластие» |
Монархия | Д. «Общее дело» |
З адание 4. 8.
Заполните таблицу «Формы территориального устройства государства», воспользовавшись приведенными ниже списками определений и примеров государств.
Формы территориального устройства государства | Определение понятия | Примеры |
Унитарное государство | | |
Федерация | | |
Конфедерация | | |
А) Европейский Союз; б) Франция; в) Индия; г) Россия; д) Содружество независимых государств. Е) Египет; ж) Бразилия Допишите свои примеры…
Определите, какое понятие является лишним в предложенном ряду, и объясните почему. Земство, городская дума, министерство, сход. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Формы правления
___________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4.9. Завершите схему «Формы государства»
____________________________________________________________
Задание 4.10. Найдите в приведенном ниже списке формы политической деятельности граждан. Выпишите их номера в порядке возрастания.
Участие в выборах и референдумах;
Участие в деятельности политических партий и движений;
Высказывание своего мнения публично и в средствах массовой информации по вопросам литературы и искусства;
Участие в предвыборных собраниях, митингах и демонстрациях;
Участие в карнавалах;
Сбор средств в фонд помощи бездомным животным.
Ответ
| | | | | |
Задание 4.11. Завершите схему «Избирательное право граждан РФ»
Избирательное право граждан
Активное избирательное право –
право избирать в органы государственной власти и местного самоуправления
Пассивное избирательное право - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4.12. Завершите схему «Принципы избирательной системы РФ»
Принципы избирательной системы РФ
4.13. Впишите пропущенные понятия
1. _______________________- содружество родственных дисциплин: философии, психологии, экономики, социологии, политологии, права и т.д., которые образуют самостоятельную подсистему научного знания.
2. Кто из философов вел активную политическую деятельность? Ответ обоснуйте
Аристотель Платон Сократ
Итог: __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3.______________- часть света или территории, которая имеет определенные границы.
4. Государство - __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА:
(амер. Эдвард Шилз)
__________ не является частью какой-либо более крупной системы;
Браки заключаются между представителями данного ___________;
Пополняется за счет _________ тех, кто входит в общество;
Имеет ________, собственное _________ и свою _____________;
Обладает собственной системой управления;
Существует дольше средней _____________________________ отдельного индивида;
Общая система ценностей (_______________________________).
4.14. С каким современным явлением связаны данные изображения. Напишите эссе.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4.15. Заполните пропущенные слова
1. __________________- высшая ступень развития живых организмов на земле, субъект общественно-исторической и культурной деятельности.
Вехи познания человеческой сущности:
Античность:_______________________________________________________
«Познай самого себя!»
Средневековье:_____________________________________________________
Ренессанс:_________________________________________________________
XVII век:___________________________________________________________
XVIII век:__________________________________________________________
XIX - XX век:_______________________________________________________
Индивид -____________________________________________________________________________________________________________________________________
Индивидуальность -____________________________________________________________________________________________________________________________________
Личность -______________________________________________________________
_______________ - специальный период времени, в течение которого ребенок обучается и приспосабливается к взрослому миру.
У человека самый продолжительный период приспособления = детство + юность.
Феральные люди («маугли») -____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Решить тесты:
1. И человек, и животное
1) свободно определяют цель своего поведения
2) имеют индивидуальные интересы
3) осознают свою уникальность
4) зависят от природных условий
2. Верны ли следующие суждения о личности
А. Основные качества личности проявляются в человеке с момента рождения.
Б. Большое влияние на становление личности оказывает ее ближайшее социальное окружение.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
3. Найдите в приведенном ниже списке отличительные характеристики человека
1) Существо биологическое
2) Сознательно выдвигает цели деятельности
3) Живет среди себе подобных
4) Обладает способностью к творчеству
5) Производит орудия труда с помощью других людей
6) Обладает врожденными инстинктами самосохранения
4. Какое понятие включает в себя совокупность природных и общественных компонентов?
1) индивид 2) индивидуальность
3) личность 4) гражданин
3 Установите соответствие между приведенными в первом столбце определениями и приведенными во втором столбце понятиями.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ПОНЯТИЕ |
1. Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и себя | А. Индивидуальность |
2. Отдельно взятый представитель человеческого рода | Б. Индивид |
3. Неповторимое своеобразие человека, набор его индивидуальных свойств | В. Личность |
4. Ниже приведены качества, присущие человеку. Все они, за исключением одного, имеют социальную природу.
Свобода, наследственность, интересы, убеждения, сознание, ответственность.
Найдите и укажите качество, «выпадающее» из общего ряда.
Ответ:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Практические задания
Задание А: К какому миру принадлежит человек? Ответ аргументируйте.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание Б. Философия пытается дать общую картину, показать сущность человека.Признаки человека:
1._________________________________________________________________
2._________________________________________________________________
3._________________________________________________________________
4._________________________________________________________________
5._________________________________________________________________
6._________________________________________________________________
Задание В: Какой признак самый отличительный.
Ответ аргументируйте.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание Г.Развитие общества – это результат деятельности людей.
_________________- активность какого-либо рода__________________
(в литературе) действие, поступок
« Деяние»
(в юриспруденции) действие или бездействие
Структура деятельности:
1._____________________ - тот, кто осуществляет деятельность.
2._____________________ - то, на что направлена деятельность.
Задание Д:
1. Социализация - __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Стадии социализации:
I._________________________________________________________________
II.________________________________________________________________
III.________________________________________________________________
IV.________________________________________________________________
2. Возрастные кризисы -______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Психологи выделяют:
1-й:______________________________________________________________
2-й:______________________________________________________________
3-й:______________________________________________________________
4-й:______________________________________________________________
5-й:______________________________________________________________
6-й:______________________________________________________________
7-й: _____________________________________________________________
Социологи выделяют иные фазы:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.______________________________ - это односторонне направленный механизм отсева кандидатов, не способных или не достойных занимать освободившиеся вакансии.
Задание Е. Чувственное и рациональное познание.
Знания не возникают сами по себе. Они – результат особого процесса –
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Органы чувств:
1)_________________________________________________________________
2)_________________________________________________________________
3)_________________________________________________________________
4)_________________________________________________________________
5)_________________________________________________________________
- Какие органы чувств дают наибольший объём информации человеку? Почему? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Формы рационального познания:
1)_________________________________________________________________
2)_________________________________________________________________
3)_________________________________________________________________
Истина -__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Объективна ли истина?
Наши знания объективны, т.е. независимы от людей, их пристрастий и интересов. | Наши знания субъективны, т.е. зависят исключительно от познающего субъекта. |
__________________________________________________________________
Как вы понимаете выражения: «Платон мне друг, но истина дороже» (напишите эссе)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание Ж. Вставьте пропущенные слова
1._______________________________________ - теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, основанные на данных научных исследований.
Функции науки:
1.___________________________________________________________________________________________________________________________________
2.___________________________________________________________________________________________________________________________________
3.___________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Научные познания
Особенности: ___________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Методы научного познания:
а)_________________________________________________________________
б)_________________________________________________________________
в)_________________________________________________________________
г)_________________________________________________________________
3. Мораль - ________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________- это этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю.
___________________________- это этическая категория, включающая в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения.
___________________________- это самооценка личности, осознание их своих качеств, способностей и общественного значения.
Право и мораль регулируют поведение людей.
Заполнить таблицу.
Факторы | Право | Мораль |
С | 1 | |
Х | 2 | |
О | 3 | |
Д | 4 | |
С | 5 | |
Т | 6 | |
В | 7 | |
О | 8 | |
Факторы | Право | Мораль |
О | 1 | |
Т | 2 | |
Л | 3 | |
И | 4 | |
Ч | 5 | |
И | 6 | |
Е | 7 | |
Для заметок
___________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
34