Рабочие листы для учащихся по литературе (5 класс)
В добрый путь!
0 7.04.2020. «Счастливая пора – !» (рабочий лист по рассказу А.П.Платонова «Никита»)
Тема урока
деоаитб
нотсимь
нпзтвоп
Какое слово зашифровано и отсутствует в теме урока?
Почему тему урока я записала разными цветами?
Подберите и запишите яркие, красочные определения к этому слову.
«Опросик» (ответы запишите в тетради для домашних работ)
Что на обед оставила мать Никите?
Кто, по мнению Никиты, живёт в большой бочке
Сколько лет Никите?
Что, по мнению Никиты, взял со стола у матери житель большой бочки?
Г де, по мнению Никиты, стал жить его добрый дедушка после смерти?
Кем, по мнению Никиты, стала его бабушка после смерти?
К уда на работу уходила мать?
На что был похож пень в огороде?
Кто, по мнению Никиты, жил под сараем?
Что выпрямлял отец молотком?
Работа с текстом (ответы запишите в тетради для домашних работ)
Заполните таблицу примерами из текста.
Фантастика | Реальность |
| |
| |
| |
| |
| |
Д/з:
« Моё творчество» (ответ запишите в тетради для домашних работ )
Как понимаете последние строки произведения: «Отец верил, что сын родился у него добрый и останется таким на весь свой долгий век»? Объясните письменно свою точку зрения (7-10 предложений). Ответ отправьте обратным файлом.
В добрый путь!
10.04.2020. Рабочий лист по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
«Опросик» (ответы запишите в тетради для домашних работ)
Сколько лет Васютке?
Ф ИО отца мальчика.
На какой реке работают рыбаки?
Какие орехи любили рыбаки?
За какой птицей охотился мальчик?
Как Васютка приготовил глухаря?
« … , наша кормилица, хлипких не любит!» — вспомнились ему слова отца и дедушки.
Как зовут собаку мальчика?
Зачем делают затеси на деревьях в тайге?
Что такое «затеси»?
«Таёжные» законы» (ответы запишите в тетради для домашних работ)
Вспомните и запишите «таёжные» законы, которые необходимо соблюдать в тайге.
1. | 6. |
2. | 7. |
3. | 8. |
4. | 9. |
5. | 10. |
Кто учит Васютку соблюдать «таёжные» законы? Зачем ему их знать?
Как думаете, должны ли мы их соблюдать? Зачем?
Д/з:
П ерескажите от лица Васютки, как он заблудился и искал дорогу домой.
В добрый путь!
11.04.2020. Рабочий лист по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
Карта путешествия Васютки
Предлагаю составить в тетради для домашних работ карту путешествия Васютки по сибирской тайге. Не забудьте про условные обозначения! Творчество приветствуется!
« Робинзонада»
Кто такой Робинзон?
Как думаете, можно ли Васютку назвать «Сибирским Робинзоном»? Почему?
Подумайте и запишите, что такое «Робинзонада»? Если не получается, на помощь придет учебник.
Робинзонада - |
|
Д/з:
« В мою честь»
Предлагаю вам сочинение - миниатюру. Хотелось бы вам, чтобы в вашу честь назвали что-либо? Расскажите об этом! Сочинение должно представлять собой небольшое публичное выступление (5-7 предложений). Запишите его в данном рабочем листе и отправьте обратным файлом.
14.04.2020. Рабочий лист по стихотворению К.Симонова «Маойр привёз мальчишку на лафете»
1. Вступление
Война самое трагичное событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и разрушения, страдание многих людей и в первую очередь детей. Войны всегда приносят горе, смерть, разрушения. И особенно трагической для советского народа была война 1941-1945 года. Поэтому ее называют Великой, т.к. она подняла весь советский народ на борьбу с фашистами, вероломно напавшими на нашу страну.
Учащиеся читают стихотворения о войне, приготовленные дома.
Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить Победу. В этой борьбе активное участие наравне со взрослыми принимали дети. Большую роль в борьбе с фашистскими захватчиками сыграли и военные корреспонденты. Они поднимали боевой дух бойцов своими статьями, давали надежду тем, кто был в тылу. Одним из таких корреспондентов был Константин Михайлович Симонов.
2. Слово о писателе
Константин (Кирилл) Симонов родился 15 ноября 1915 года в Петрограде. Своего отца так и не увидел: тот погиб на фронте в Первую мировую войну. Мальчика воспитывал отчим, который преподавал тактику в военном училище, а потом стал командиром Красной Армии. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Семья была не богата, поэтому мальчику пришлось после окончания семи классов пойти в фабрично-заводское училище и работать токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда переехала его семья в 1931 году. Так он заработал рабочий стаж и продолжал работать еще два года после того, как поступил в литературный институт имени М. Горького.
В1938 году К. Симонов закончил литературный институт. К этому времени он уже приготовил несколько больших произведений. В 1936 году- были напечатаны его первые стихотворения.
Во время войны он работал военным корреспондентом. Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. Тема войны, жизни и смерти прочно вошли в творчество К. М. Симонова. Умирая, К. Симонов попросил исполнить его последнюю волю: остаться с теми, кто погиб в первые дни войны. Прах Константина Михайловича по его просьбе развеяли над полем недалеко от Бобруйска.
3. Чтение стихотворения
выразительно прочитайте стихотворение: первый раз про себя для ознакомления, второй – вслух.
4. Первичное восприятие от стихотворения (устно ответьте на вопросы)
Какое впечатление на вас произвело это произведение?
Какой момент войны (наступление или отступление) описан в стихотворении?
Откуда везли мальчика.
5. Д/з:
найдите описание мальчика, отметьте его в тексте;
письменно в тетради для домашних работ объясните значение слов: Брест, Брестская крепость, лафет.
17.04.2020. Рабочий лист по стихотворению К.Симонова «Маойр привёз мальчишку на лафете»
1. Анализ произведения (устно ответьте на вопросы с опорой на текст)
Что означает выражение «седой мальчишка на лафете спал
Почему мальчик стал « седым»?
Сколько лет мальчику? Как вы понимаете фразу «За десять лет на том и этом свете // Ему зачтутся эти десять дней»?
Как вы понимаете слова: « Ты говоришь, что есть еще другие,// Что я там был и мне пора домой…»
Какими словами из стихотворения можно ответить на эту просьбу остаться дома?
Что значат эти строки? Как следующее четверостишие раскрывает мысль автора?
Почему автор пишет: «Твой мальчик спит за тридевять земель, в горах Урала»?
Прочитайте две последние строфы. Как вы их понимаете?
Что хотел сказать Симонов этим стихотворением? Зачем рассказал эту историю?
Если бы вам предложили создать иллюстрацию к данному произведению, что бы вы нарисовали? Почему?
2. Заключение.
Стихотворение К. М. Симонова – это монолог мужчины. Оно состоит из двух частей: описание увиденной при отступлении картины и обращение к любимой женщине. Стих- откровение производит сильное эмоциональное впечатление. Именно такие проникновенные стихи нужны были русским людям в тяжелые месяцы отступлений: они зажигали сердца и звали на борьбу с врагом.
3. Д/з:
проиллюстрируйте любой эпизод данного стихотворения (по желанию)
18.04.2020. Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А.Бунин, А.А.Прокофьев, Д.Б.Кедрин. Образ Родины в стихах о природе.
1. Подготовка к восприятию материала.
На страницах вашего учебника напечатаны стихи русских поэтов ХХ века. Прочитаем их имена.
Какие из этих имен вам уже знакомы? Произведения каких поэтов вы изучали, читали самостоятельно?
2. Анализ стихотворения И.А.Бунина (устно ответить на вопросы)
Какова основная тема стихотворения?
Какие мысли и чувства автор вкладывает в понятие «Родина»?
Как думаете, какова главная мысль стихотворения?
Какое впечатление на вас произвело стихотворение?
3. Анализ стихотворения Д. Б.Кедрина «Аленушка» (устно ответить на вопросы)
Определить тему и главную мысль стихотворения.
Определить значение слов околица, омут, вотчина, нетленная по толковому словарю.
4. Анализ стихотворения А.А. Прокопьева «Аленушка» (устно ответить на вопросы)
Похожи ли по настроению стихотворения Прокофьева и Кедрина? В чем сходство и в чем различия настроения авторов?
Почему для обоих поэтов картина В. М. Васнецова стала символом Родины?
5. Д/з:
создайте иллюстрацию к одному из стихотворений.
20.04.2020. Рабочий лист по стихотворениям русских поэтов 20 века о Родине и родной природе (Н.М.Рубцов и Дон-Аминадо)
1. Вступление
Родина… Родные места… Какой-то необъяснимой силой обладают они! Любовь к Родине, к её народу, традициям, истории, родной природе, желание сделать свою страну еще прекрасней издавна является источником вдохновения художников, композиторов, поэтов и писателей. Тема Родины, родной природы звучит в творчестве поэтов 20 вв.
1. Чтение стихотворения Дона-Аминадо «Города и годы»
2. Работа со стихотворением
Каким чувством проникнуто стихотворение?
С каким запахом связаны воспоминания о Родине?
Почему запахи других стран и городов кажутся ему чужими?
Что сообщает читателю предпоследним четверостишием Дон – Аминадо?
3. Чтение стихотворения Н.М.Рубцова «Родная деревня»
4. Работа со стихотворением
Какова тема стихотворения?
Какой представляется родина в стихотворении «Родная деревня»?
Почему стихотворение начинается строками «Хотя проклинает проезжий дороги моих побережий»?
За что можно проклинать дороги?
Какие картины детства встают перед глазами лирического героя?
Почему в детстве многие хотят уехать из родных мест?
Удалось ли поэту передать в нем любовь к малой родине?
Почему поэт включил в стихотворение повтор «где кончил начальную школу»?
Как вы думаете, почему именно школа глубоко запала в душу лирического героя?
5. Д/з:
подготовьте выразительное чтение одного из стихотворений
21.04.2020. Рабочий лист по рассказу Тэффи (Лохвицкой Н.А.) «Валя»
1. Страницы биографии
Запишите 5 интересных фактов из биографии писательницы
2. Чтение рассказа
Мне шел двадцать первый год.
Ей, моей дочери, четвертый.
Мы не вполне сходились характерами.
Я была в то время какая-то испуганная, неровная, либо плакала, либо смеялась.
Она, Валя, очень уравновешенная, спокойная и с утра до вечера занималась коммерцией - выторговывала у меня шоколадки.
Утром она не желала вставать, пока ей не дадут шоколадку. Не желала идти гулять, не желала возвращаться с прогулки, не желала завтракать, обедать, пить молоко, идти в ванну, вылезать из ванны, спать, причесываться, - за все полагалась плата - шоколадки. Без шоколадки прекращалась всякая жизнь и деятельность, а затем следовал оглушительный систематический рев. И тогда я чувствовала себя извергом и детоубийцей и уступала.
Она презирала меня за мою бестолочь - это так чувствовалось, но обращалась со много не очень плохо. Иногда даже ласкала мягкой, теплой, всегда липкой от конфет рукой.
- Ты моя миленькая, - говорила она, - у тебя, как у слоника, носик.
В словах этих, конечно, ничего не было лестного, но я знала, что красоту своего резинового слоненка она ставила выше Венеры Милосской. У каждого свои идеалы. И я радовалась, только старалась при посторонних не вызывать ее на нежность.
Кроме конфет, она мало чем интересовалась. Раз только, пририсовывая усы старым теткам в альбоме, спросила вскользь:
- А где сейчас Иисус Христос?
И, не дожидаясь ответа, стала просить шоколадку.
Насчет приличий была строга и требовала, чтобы все с ней первой здоровались. Раз пришла ко мне очень взволнованная и возмущенная:
- Кухаркина Мотька вышла на балкон в одной юбке, а там гуси ходят.
Да, она была строга.
Рождество в тот год подходило грустное и заботное. Я кое-как смеялась, потому что очень хотела жить на Божьем свете, и еще больше плакала, потому что жить-то и не удавалось.
Валя со слоненком толковала целые дни про елку. Надо было, значит, непременно елку схлопотать.
Выписала, по секрету, от Мюра и Мерелиза картонажи. Разбирала ночью.
Картонажи оказались прямо чудесные: попугаи в золотых клеточках, домики, фонарики, но лучше всего был маленький ангел, с радужными слюдяными крылышками, весь в золотых блестках. Он висел на резинке, крылышки шевелились. Из чего он был, - не понять. Вроде воска. Щечки румяные и в руках роза. Я такого чуда никогда не видала.
И сразу подумалось - лучше его на елку не вешать. Валя все равно не поймет всей его прелести, а только сломает. Оставлю его себе. Так и решила.
А утром Валя чихнула, - значит, насморк. Я испугалась.
- Это ничего, что она на вид такая толстуха, она, может быть, хрупкая. А я не забочусь о ней. Я плохая мать. Вот ангела припрятала. Что получше-то, значит, себе. "Она не поймет"!.. Оттого и не поймет, что я не развиваю в ней любви к прекрасному.
Под сочельник, ночью, убирая елку, достала и ангела. Долго рассматривала. Ну, до чего был мил! В коротенькой, толстой ручке - роза. Сам веселый, румяный и вместе нежный. Такого бы ангела спрятать в коробочку, а в дурные дни, когда почтальон приносит злые письма и лампы горят тускло, и ветер стучит железом на крыше, - вот тогда только позволить себе вынуть его и тихонько подержать за резиночку и полюбоваться, как сверкают золотые блестки и переливаются слюдяные крылышки. Может быть, бедно все это и жалко, но ведь лучше-то ничего нет...
Я повесила ангела высоко. Он был самый красивый из всех вещиц, значит, и надо его на почетное место. Но была еще одна мысль тайная, подлая: высоко, не так заметно для людей "маленького роста".
Вечером елку зажгли. Пригласили кухаркину Мотьку и прачкиного Лешеньку. Валя вела себя так мило и ласково, что черствое сердце мое оттаяло. Я подняла ее на руки и сама показала ей ангела.
- Ангел? - деловито спросила она. - Давай его мне.
Я дала.
Она долго рассматривала его, гладила пальцем крылышки.
Я видела, что он ей нравился, и почувствовала, что горжусь своей дочерью. Вот ведь на идиотского паяца не обратила никакого внимания, а уж на что яркий.
Валя вдруг, быстро нагнув голову, поцеловала ангела... Милая!..
Тут как раз явилась соседка Нюшенька с граммофоном и начались танцы.
Надо бы все-таки ангела пока что спрятать, а то сломают они его... Где же Валя?
Валя стояла в углу за книжным шкафом. Рот и обе щеки ее были вымазаны во что-то ярко-малиновое и вид ее был смущенный.
- Что это? Валя? Что с тобой? Что у тебя в руке? В руке ее были слюдяные крылышки, сломанные и смятые.
- Он был немножко сладкий.
Нужно скорее вымыть ее, вытереть ей язык. Может быть, краска ядовитая. Вот о чем надо думать. Это главное, Кажется, слава Богу, все обойдется благополучно. Но отчего же я плачу, выбрасывая в камин сломанные слюдяные крылышки? Ну, не глупо ли? Плачу!..
Валя снисходительно гладит меня по щеке своей мягкой рукой, теплой и липкой, и утешает:
- Не плачь, глупенькая. Я тебе денег куплю.
3. Устная работа с текстом
Кто является главным героем рассказа?
Какова главная тема рассказа?
А основная мысль?
Понравились ли вам герои этого рассказа? Почему?
Как вы понимаете финал рассказа?
4. Д/з:
какой представляете себе девочку - героиню рассказа? (устно опишите её внешность и характер)
5 интересных фактов из биографии Тэффи
24.04.2020. Рабочий лист по рассказам Саши Чёрного (Гликберга А.М.) «Кавказский пленик» и «Игорь – Робинзон»
1. Страницы биографии
Запишите 5 интересных фактов из биографии писателя
2. Чтение рассказа «Кавказский пленник» и работа с ним
Где происходит действие?
Какое время года изображено? Докажите!
Как автор изображает радость и веселье, царившие в жизни природы и в жизни города?
Как выглядели девочки? Почему?
Какое впечатление на девочек оказал рассказ "Кавказский пленник "? Почему?
Как решили поиграть девочки? Чем запомнилась их игра?
А какие игры нравились вам в их возрасте?
Вспомните рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Что изменили девочки в сюжете рассказа? Почему?
Как автор подчёркивает исключительное миролюбие игры детей?
Объясните заключительные строки рассказа?
Можно ли назвать рассказ юмористическим? Почему?
3. Чтение рассказа «Игорь – Робинзон»
4. Д/з:
составьте и запишите 10 вопросов по тексту «Игорь – Робинзон», которые могли бы задать одноклассникам (можно составить кроссворд, тест, викторину);
запишите 5 интересных фактов из биографии писателя.
27.04.2020. Рабочий лист по теме «Ю.Ч.Ким «Рыба-кит»
1. Вступление
Улыбка и добрый смех – именно те частички радости, которые помогают жить, учиться и справляться с трудностями!
2. Чтение стихотворения Ю.Ч.Кима «Рыба-кит» (самостоятельно), прослушивание исполнения автором песни на данное стихотворение
3. Лексическая работа
Страница 190, задание №2 в вашем учебнике (письменно в тетради для домашних работ)
4. Работа с текстом
Найдите неправдоподобное (небылицы) в стихотворении!
Найдите повторы!
Найдите необычные эпитеты и восклицания!
Именно они (повторы, необычные эпитеты и восклицания, неправдоподобное (или небылицы) делают стихотворение забавным, смешным.
5. Д/з:
страница 191 вашего учебника задание «Учимся читать выразительно»
28.04.2020. Рабочий лист по теме развития речи «В роли какого литературного героя я могу себя представить»
1. Подготовка к работе
Вспомните произведения о детях и детстве, с которыми работали на уроках литературы и родной литературы.
Какие герои наиболее понравились, запомнились? Почему?
С кем из них хотелось бы дружить? Почему?
А с кем – нет? Почему?
2. Д/з:
Напишите небольшое сочинение «В роли какого литературного героя я могу себя представить» (объем 10-15 предложений). В работе объясните свой выбор.
Примерный список литературы для чтения в 6 классе (для закончивших 5 класс)
Обязательная литература
А. Пушкин «Дубровский», «Барышня-крестьянка»
Н. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»
И. Тургенев «Бежин луг»
А. Чехов Рассказы «Толстый и тонкий», «Жалобная книга», «Налим», «Злоумышленник», «Смерть чиновника» и др.
А. Куприн «Изумруд» и другие рассказы
М. Пришвин « Кладовая солнца»
А.Платонов «В прекрасном и яростном мире»
В. Распутин « Уроки французского»
Литература для внеклассного чтения в 6 классе
Детям о детях
С. Аксаков « Детские годы Багрова – внука»
А. Алексин «Звоните и приезжайте»
В. Железников «Чудак из шестого "Б"», «Путешествие с багажом», «Чучело»
В. Крапивин «Валькины друзья и паруса», «Брат, которому семь»
М. Твен «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна»
В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»
О. Генри «Вождь краснокожих»
В. Драгунский «Денискины рассказы».
Люди и звери
Г. Троепольский «Белый Бим Чёрное Ухо»
Д. Даррелл «Моя семья и другие звери»
Э.Сетон-Томпсон «Рассказы о животных»
Приключения и фантастика
В.Беляев «Человек- амфибия», «Голова профессора Доуэля»
А. Дюма «Три мушкетёра»
М. Рид «Всадник без головы»
Ж. Верн «Таинственный остров»
Ф. Куприн «Последний из Могикан», «Следопыт», «Зверобой»
Г. Уэллс «Человек-невидимка»
К. Булычев «Миллион приключений», «Девочка с Земли»
И. Ефремов «Звёздные корабли», «На краю Окуймены»
Дж. Свифт «Путешествия Гулливера»
Д. Дефо «Робинзон Крузо»
А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»
Д.Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»
Р. Стивенсон «Остров сокровищ»
Сказки
Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки»
А. Платонов «Финист Ясный сокол», «Волшебное кольцо»
В. Гауф «Карлик-нос»
Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»
Волкова Светлана Ивановна
Ирина Владимировна Казарцева