Рабочие программы
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа №1 г. Ангарска»
Приложение к АООП, вариант - 2
Рабочая программа по предмету:
«Речь и альтернативная коммуникация»
АООП, вариант 2
Учитель: И. М. Соколова
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» разработана с целью организации получения качественного образования обучающимися с нарушением интеллекта, инвалидами (детьми – инвалидами) имеющими заключения психолого-медико- педагогической комиссии, сохранения и совершенствования единого образовательного процесса.
Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» разработана на основе:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп. вступ. в силу с 08.08.2024)
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ №1599 Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) ГОКУ СКШ №1 г. Ангарска от 01.09.2023
Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи:формирование у обучающихся интереса и потребности к взаимодействию с учителем;
активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных) средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия;
развитие ручной и мелкой моторики,
развитие слухового внимания и слухового восприятия,
формирование интереса к чтению взрослым коротких текстов с иллюстрациями.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание учебного предмета "Речь и альтернативная коммуникация" представлено следующими разделами: "Коммуникация", "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации", "Чтение и письмо".
Раздел "Коммуникация".
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием воспроизводящего устройства. Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием кнопки (клавиши), нажатие которой запускает воспроизводящее речь устройство. Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях с использованием пошагового коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера).
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
. Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, обучающихся класса, педагогических работников. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание
обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.
Экспрессивная речь. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя). Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (обучающихся класса, педагогических работников класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за). Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имён членов семьи (обучающихся класса, педагогических работников класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов
(пять, второй). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).
Чтение и письмо. Глобальное чтение.
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования с нарушением интеллекта, инвалидами (детьми – инвалидами)
В соответствии с учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) количество часов в неделю, отводимых на изучение учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в 1 классе - 3 часа в неделю. В 1 классе по 99 часов (33 учебные недели).
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
формирование уважительного отношения к окружающим;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Планируемые результаты освоения учебного предмета "Речь и альтернативная коммуникация":Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта обучающегося: понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека; умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
Овладение доступными средствами коммуникации и общения -вербальными и невербальными:
Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями. Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами).
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач:
Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).
Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму. Узнавание и различение образов графем (букв).
Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов. Начальные навыки чтения и письма.
1 класс
Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное
имя. Приветствие собеседника жестом. Привлечение к себе внимания жестом. Выражение своих желаний жестом. Обращение с просьбой о помощи, выражая её жестом.
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний. Выражение мимикой согласия, с использованием мимики, жестом. Привлечение внимания звучащим предметом; обращение за помощью, предполагающие согласие с использованием звучащего предмета. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом себя и своего отражения в зеркале. Упражнения на подражание выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям (жалеет — обнимает, гладит по голове; радуется — хлопает в ладоши и т. п.).
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникацииИмпрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа). Реагирование на собственное имя. Понимание слов, обозначающих предмет, посуда, игрушки. Понимание слов, обозначающих действия предмета (есть). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я).
Экспрессивная речь.
Называние отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние простых по звуковому составу слов (мама, папа). Называние собственного имени. Называние слов, обозначающих предмет (посуда, игрушки) Называние слов, обозначающих признак предмета (цвет) Называние слов, указывающих на предмет, его признак (я).
Движение по различным сенсорным дорожкам (учитель держит ученика за руку и указательным жестом показывает направление движения, движение по подражанию действиям учителя и по образцу).
Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делают»: Покажи, чем нюхают (понюхай хлеб...). Покажи, чем слушают (послушай, как я буду стучать деревянными ложками...).
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Использование карточек «Пекс», для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я). Аудиальные и визуальные упражнения с использованием большой дидактической куклы типа «Слушай и показывай на кукле»: у куклы — руки, у тебя — руки; у куклы — ноги, у тебя — ноги (упражнения с фотографиями и картинками). Игровые упражнения с куклой, соотносимой с образом ученика.
Чтение и письмоГлобальное чтение.
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Совместные с учителем упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе.
Визуальные упражнения с картинками: покажи — куклу, мячик, медвежонка, кубики, барабан, машину, ведерко.
Нахождение игрушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация). Узнавание игрушки по характерным звукам (звучащие игрушки).
Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка.
«Чтение» изображений на картинках и пиктограммах. Упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе.
Аудиальные и визуальные упражнения типа «Слушай стишок и показывай картинку»
Знакомство с пиктограммами «нос», «голова», «ухо», «глаза». Визуальные упражнения с картинками, которые выполняются по образцу, данному учителем: покажи
— куклу, мячик, медвежонка, кубики, барабан, машину, ведерко.
Визуальные и аудиальные упражнения с игрушками и картинками: внимательно рассмотри куклу и мишку, слушай и показывай.
Начальные навыки чтения и письма.
Упражнения для развития тонкой моторики рук. Привлечение внимания учащихся к предметам. Рассматривание предметов и обучение фиксации взгляда на объекте, активному восприятию, перемещению предметов в руке для рассматривания их со всех сторон (совместно с учителем).
Упражнения для кистей рук: сжимание, разжимание (совместно с учителем, по подражанию его движениям).
Формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: игры с пирамидками и т. д.
Упражнения с природным материалом и бытовыми предметами: «Раскопки», «Карандаши ставим в карандашницу», «Чашки на блюдца» Упражнения для кистей рук: сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием межанализаторного взаимодействия (зрительного, слухового и тактильного анализаторов) совместно с педагогом и по подражанию его движениям.
Формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: игры с пирамидками, матрешками, кубиками и т. д.
Упражнения с природным материалом и бытовыми предметами: «Раскопки»,
«Прищепки» в корзину», «Переливание из одного сосуда в другой», «Переливание из чайника в чашку», «Выжимание губки» и т. п.
«Рисуночное письмо». Рисование учителем для учеников (мелом на доске или кистью, фломастером, волоконным карандашом, маркером на большом листе бумаги) предметных изображений и изображений детей с предметами: с куклой, с мячом, с медвежонком, с кубиками, с барабаном, с машиной, с ведерком. Выбор учащимися соответствующего предмета и действия с ним имеете с учителем.
Игры на соотнесение реальных предметов и игровых действий с их изображениями: подкладывание, демонстрация действий с использованием указательного и соотносящего жестов, называние учителем или учащимися с использованием вербаль- ных и невербальных средств коммуникации.
Игры на соотнесение реальных предметов, простых бытовых и игровых действий с их изображениями: подкладывание, демонстрация действий с использованием указательного и соотносящего жестов, называние учителем или учащимися с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации. Обучение учащихся правильно пользоваться карандашом (не сжимать карандаш в кулаке, придерживать бумагу свободной рукой, правильно держать карандаш).
Игры и упражнения на идентификацию и простейшую группировку по образцу (вместе с учителем, с его помощью) статических и динамических изображений предметов, животных, людей.
Календарно - тематическое планирование 1 класс
№ п/п | № п/ч | Темы | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту | Основные виды учебной деятельности | Примечание |
1 четверть (8 недель х 3 ч. = 24 ч.) | |||||||
1-2 | 1-2 | Выявление моторных возможностей обучающихся. | 2 | 02.09 03.09 | | Установление контакта с собеседником. Установление зрительного контакта с собеседником. Ознакомление со словом приветствия «здравствуйте» жестом, символом. Неречевые звуки. Слушание; рассматривание наглядных пособий; ответы на вопросы; практические занятия; просмотр учебных фильмов; работа с раздаточным материалом; игры. Выполнение простых игровых поручений по заданию учителя. Практический контроль. Работа в тетрадях, разлиновка. Правила поведения на уроке. Подражание звукам домашних животных | |
333 | 333 | Экскурсия по теме: «Звуки вокруг нас». | 1 | 03.0903.000004.09 | | | |
4 | 4 | Определение источника звука с опорой на практические действия. | 1 | 09.09 | | | |
5 | 5 | Упражнение в определении направлении звука. | 1 | 10.09 | | Упражнение в употреблении слов «привет», «здравствуйте» жестом, символом в коммуникативной ситуации. Слушание; рассматривание наглядных пособий; ответы на вопросы; практические занятия; просмотр учебных фильмов; работа с раздаточным материалом; игры. Выполнение простых игровых поручений по заданию учителя. Закрепление понятий о вертикальных, | |
6-76-7 | 6-76-7 | Кодировка звуков окружающей среды. | 2 | 11.09 16.09 | | | |
8-98-9 | 8-98-9 | Упражнение в определении источника звука. | 2 | 17.09 18.09 | | |
10 | 10 | Чтение стихотворений А. Барто. «Зайка» | 1 | 23.09 | | горизонтальных и наклонных (вправо) линий. Практический контроль. Ответы на вопросы по сюжетной картинке. Дикие животные. Кодировка звуков окружающей среды (цветными мелками в виде палочек, кружочков, точек). | |
11-12 | 11-12 | Установление зрительного контакта с собеседником. | 2 | 24.09 25.09 | | Слушание; рассматривание наглядных пособий; ответы на вопросы; практические занятия; просмотр учебных фильмов; работа с раздаточным материалом; игры. Упражнение в определении источника звука воспроизводимого с изменением силы звучания (источники те же). Линии-элементы как структурные единицы графической системы письменных букв русского алфавита. Реагирование на собственное имя. Диалогическая речь на ситуативно-бытовом уровне. Описание предмета по двум признакам (цвету и форме) с опорой на технологическую карту и словесный образец учителя. Установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Упражнение для кистей и пальцев рук на основе подражания действиям с игрушками. Рисование мелом на доске произвольных линий. Определение источника звука с опорой на практические действия (не более трёх источников). | |
13-14 | 13-14 | Определение направления звука, исходящего из одного источника. | 2 | 3030.09 01.10 | | | |
115-16 | 115-16 | Определение источника звука с опорой на практические действия (не более трёх источников). | 2 | 02.10 07.10 | | | |
17-18 | 17-18 | Определение направления звука, исходящего из разных источников. | 2 | 08.10 09.10 | | Упражнение в употреблении слов «пока», «до свидания» жестом, символом в коммуникативной ситуации. Слушание; рассматривание наглядных пособий; ответы на вопросы; практические занятия; просмотр учебных фильмов; работа с раздаточным материалом; игры. Выполнение простых игровых поручений по заданию учителя. Ответы на вопросы с использованием подвижных фигур. Обводка пальцем по шаблону круга (яблока) в воздухе, на доске, на парте. Ознакомление с шаблоном. Упражнение для кистей и пальцев рук на основе подражания действиям с игрушками. Рисование мелом на доске произвольных линий. Проверочная работа. | |
19 | 19 | Упражнение в определении источника звука, воспроизводимого с изменением силы звучания. | 1 | 14.10 | | | |
| |||||||
20 | 20 | Проверочная работа за 1 четверть по теме: «Звуки» | 1 | 15.10 | | ||
21-22 | 21-22 | Тема: «Овощи». Составление рассказа по теме «Что можно приготовить из овощей?» | 2 | 16.10 21.10 | | | |
23-24 | 23-24 | Составление предложений по несложной сюжетной картинке. | 2 | 22.10 23.10 | | Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника жестом. Слушание; рассматривание наглядных пособий; ответы на вопросы; практические занятия; просмотр учебных фильмов; работа с раздаточным материалом; игры. Выполнение простых игровых поручений по заданию учителя. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Обводка по шаблону квадрата пальцем в воздухе, на доске, на парте. | |
2 четверть (8 недель х 3 ч. = 24 ч.) | | ||||||
25-26 | 1-2 | Закрепление представлений об источнике звука, направлении, силе звучания. | 2 | 05.11 06.11 | | | |
27 | 3 | Ориентирование на листе бумаги (альбомном). | 1 | 11.11 | | | |
28 | 4 | Обводка пальцем по шаблону круга (яблока) в воздухе, на доске, на парте. | 1 | 12.11 | | Привлечение к себе внимания жестом. Слушание; рассматривание наглядных пособий; ответы на вопросы; практические занятия; просмотр учебных фильмов; работа с раздаточным материалом; игры. Выполнение простых игровых поручений по заданию учителя. Воспроизведение элементов письменных букв в процессе рисования узоров, бордюров. Укрепление мышц артикуляционного аппарата Описание предмета по двум признакам (цвету, форме, величине) с опорой на технологическую карту. Составление с помощью учителя предложений – описаний. Обучение имитации звуков окружающей среды речевыми звуками. | |
29-30 | 5-6 | Составление предложений – описаний. | 2 | 13.11 18.11 | | | |
31 | 7 | Слушание сказки «Теремок» в изложении учителя с опорой на наглядность. | 1 | 19.11 | | |
32 | 8 | Обводка по шаблону квадрата пальцем в воздухе, на доске, на парте. | 1 | 20.11 | | Привлечение к себе внимания жестом. Слушание; рассматривание наглядных пособий; ответы на вопросы; практические занятия; просмотр учебных фильмов; работа с раздаточным материалом; игры. Выполнение простых игровых поручений по заданию учителя. Правила посадки при письме. Пользование учебными принадлежностями. Составление предложений по несложной сюжетной картинке. Закрепление умения ориентироваться на листе бумаги. | |
33-34 | 9-10 | Тема «Осень». Составление рассказа по картинкам, через ответы на вопросы. | 2 | 25.11 26.11 | | | |
35 | 11 | Рисование бордюров | 1 | 27.11 | | | |
36-37 | 12-13 | Составление предложений по несложной сюжетной картинке. | 2 | 02.12 03.12 | | Привлечение к себе внимания жестом. Слушание; рассматривание наглядных пособий; ответы на вопросы; практические занятия; просмотр учебных фильмов; работа с раздаточным материалом; игры. Выполнение простых игровых поручений по заданию учителя. Воспроизведение элементов письменных букв в процессе рисования узоров- бордюров. Составление предложений по несложной сюжетной картинке. Составление предложений по несложной сюжетной картинке. Упражнение в произнесении имитационных речевых звуков с изменением силы звучания. Элементарная артикуляционная гимнастика. Разучивание пальчиковых упражнений. Обучение умению держать карандаш и проводить произвольные линии на листе бумаги. Обучение умению раскрашивать круг. | |
38 | 14 | Рисование круга по шаблону. | 1 | 04.12 | | | |
39 | 15 | Определение направления имитационных речевых звуков. | 1 | 09.12 | | | |
40-41 | 16-17 | Составление предложений по практическим действиям. | 2 | 10.12 11.12 | | Обращение с просьбой о помощи, выражая её жестом. Слушание; рассматривание наглядных пособий; ответы на вопросы; практические занятия; просмотр учебных фильмов; работа с раздаточным материалом; игры. Выполнение простых игровых поручений по заданию учителя. Написание букв на основе двигательных элементов по определенному алгоритму. Рисование в альбоме композиции из двух кругов (различных по цвету) по шаблонам с помощью учителя. | |
42 | 18 | Определение принадлежности имитационных речевых звуков конкретному человеку. | 1 | 16.12 | | | |
43 | 19 | Проверочная работа за 2 четверть по теме «Составь предложения» | 1 | 17.12 | | | |
44 | 20 | Рисование композиции из двух кругов по шаблонам самостоятельно. | 1 | 18.12 | | Обращение с просьбой о помощи, выражая её жестом. Слушание; рассматривание наглядных пособий; ответы на вопросы; практические занятия; просмотр учебных фильмов; работа с раздаточным материалом; игры. Выполнение простых игровых поручений по заданию учителя. Практический контроль. Знать границы рабочей строки. Уметь ориентироваться в тетради, её разлиновка. Составление предложений по практическим действиям. Раскрашивание фигур (для детей с достаточным уровнем – дорисовывание до мяча, шарика). Рисование в альбоме квадрата по шаблону. Раскрашивание фигур. | |
45-46 | 21-22 | Составление предложений по несложной сюжетной картинке | 2 | 23.12 24.12 | | | |
47-48 | 23-24 | Рисование квадрата по шаблону. | 2 | 25.12 28.12 | | | |
3 четверть (9 недель х 3ч. = 27ч.) | |||||||
49 | 1 | Рисование композиции из двух квадратов. | 1 | 13.01 | | Ознакомление со словом «туалет» жестом, символом. Слушание; рассматривание наглядных пособий; ответы на вопросы; практические занятия; просмотр учебных фильмов; работа с раздаточным материалом; игры. Организация речевой деятельности Обучающихся при работе с буквариком, использование иллюстраций, картинок. Рассматривание предметных картинок и ответы на вопросы. Выяснение значений картинок. Выполнение простых игровых поручений по заданию учителя. Разучивание пальчиковых упражнений. Рисование в альбоме композиции из двух квадратов (различных по цвету) по шаблону с помощью учителя. | |
50-51 | 2-3 | Речевые звуки | 2 | 14.01 15.01 | | | |
52-53 | 4-5 | Рисование композиции. | 2 | 20.01 21.01 | | |
54-55 | 6-7 | Рассказывание сказки «Колобок» по мнемотаблице. | 2 | 22.01 27.01 | | Выражение мимикой согласия с использованием мимики. Слушание; рассматривание наглядных пособий; ответы на вопросы; практические занятия; просмотр учебных фильмов; работа с раздаточным материалом; игры. Практический контроль. Уметь ориентироваться в тетради. Закрепление понятий о вертикальных, горизонтальных и наклонных (вправо) линий. Практическое ознакомление с понятием «слово» и его условно- графическим изображением. | | ||
56-57 | 8-9 | Рисование треугольника по шаблону. | 2 | 28.01 29.01 | | | |||
58-59 | 10-11 | Понятие «слово» и его условно- графическим изображением. | 2 | 03.02 04.02 | | | |||
60-61 | 12-13 | Чтение стихотворений А. Барто. «Лошадка» | 2 | 05.02 10.02 | | Привлечение внимания звучащим предметом. Слушание; рассматривание наглядных пособий; ответы на вопросы; практические занятия; просмотр учебных фильмов; описание предмета по двум признакам (цвету и форме) с опорой на технологическую карту и словесный образец учителя. Составление предложений по несложной сюжетной картинке. Тема «Фрукты». Ответы на вопросы с использованием подвижных фигур. Рисование в альбоме композиции из двух треугольников (различных по цвету) по шаблону с помощью учителя. Раскрашивание фигур. Называние предмета. | | ||
62-63 | 14-15 | Условно – графическая фиксация слов. | 2 | 11.0211.02 12.02 | | | |||
64 | 16 | Рисование композиции из двух треугольников. | 1 | 24.02 | | | |||
65-66 | 17-18 | Кодирование двух слов, предложенных учителем к сюжетной картинке | 2 | 25.02 26.02 | | Обращение за помощью с использованием звучащего предмета. Слушание; рассматривание наглядных пособий; ответы на вопросы; практические занятия; просмотр учебных фильмов. Кодирование двух слов, предложенных учителем к сюжетной картинке (к стихотворению «Мишка»), Подбор признаков к предмету. Рисование в альбоме композиции из двух фигур по шаблонам с опорой на рисунок. Упражнения в условно – графической фиксации слова с последующим его называнием или показом. Рисование в альбоме композиции из трёх фигур по шаблонам с помощью учителя. | | ||
67 | 19 | Раскрашивание фигур. | 1 | 03.03 | | | |||
68-69 | 20-21 | Рисование композиции. | 2 | 04.03 05.03 | | | |||
70-71 | 22-23 | Условно – графическая фиксация 3 х слов. | 2 | 10.03 11.03 | | Обращение за помощью с использованием звучащего предмета. Слушание; рассматривание наглядных пособий; ответы на вопросы; практические занятия; просмотр учебных фильмов; узнавание предмета по признаку. Уметь писать наклонные прямые с петлей внизу. Уметь правильно сидеть за партой. Составление предложений по несложной сюжетной картинке. Ответы на вопросы с использованием подвижных фигур к сказке «Репка». Раскрашивание фигур. Рисование в альбоме композиции из трёх фигур по шаблонам с помощью учителя. Проверочная работа | | ||
72 | 24 | Проверочная работа за 3 четверть по теме: «Расскажи сказку» | 1 | 12.03 | | | |||
73-74 | 25-26 | Знакомство со сказкой «Репка» | 2 | 17.03 18.03 | | | |||
75 | 27 | Инсценировка сказки «Репка». | 1 | 19.03 | | Рассматривание себя в зеркале. Слушание; рассматривание наглядных пособий; ответы на вопросы; практические занятия; просмотр учебных фильмов; описание предмета по двум признакам (цвету, форме, величине) с опорой на технологическую карту. Упражнение в «подписи» картинки словами (схемы слов) с их последующим «чтением» по порядку и в разбивку. Рисование фигуры по трафарету, контуру с последующим раскрашиванием. Ознакомление с трафаретами простых фигур и соотнесение их с предметами окружающей действительности. | | ||
4 четверть – (8 недель х 3ч. = 24ч.) | | ||||||||
7676 | 11 | Рисование фигуры по шаблону. | 1 | 31.03 | | | |||
77 | 2 | Рисование фигуры по трафарету. | 1 | 01.04 | | | |||
78-79 | 3-4 | Подпись» сюжетной картинки к сказке «Репка». | 2 | 02.04 07.04 | | Показ указательным жестом себя и своего отражения в зеркале. Слушание; рассматривание наглядных пособий; ответы на вопросы; практические занятия; просмотр учебных фильмов; составление предложений | | ||
80 | 5 | Обводка по трафарету | 1 | 08.04 | | |
81-82 | 6-7 | Составление предложений по практическим действиям. | 2 | 09.04 14.04 | | по практическим действиям. «Подпись» сюжетной картинки к сказке «Репка» словами с их последующим «чтением» по порядку и в разбивку. Обводка по трафарету в воздухе, на доске, в альбоме изученных фигур. Составление рассказа по предметным картинкам и признакам. Составление предложений: по вопросу учителя, по данному началу, по схеме предложения, по сюжетной картинке, по опорным картинкам. | |
83-84 | 8-9 | Условно графическая фиксация 2-3 слов. | 2 | 15.04 16.04 | | Упражнения на подражание. Слушание; рассматривание наглядных пособий; ответы на вопросы; практические занятия; просмотр учебных фильмов; составление предложений по практическим действиям. Организация речевой деятельности обучающихся при работе с буквариком, использование иллюстраций, картинок. Упражнения на подражание выражению лица учителя перед зеркалом. Обводка по контуру кругов различной величины с последующим раскрашиванием. Обводка по контуру цветными карандашами композиции из геометрических фигур с последующим раскрашиванием. | |
85 | 10 | Обводка по контуру кругов | 1 | 21.0421.04 | | | |
86 | 11 | Обводка по контуру цветными карандашами. | 1 | 22.04 | | | |
87-87 | 12-13 | «Слово». | 2 | 23.04 28.04 | | Упражнения на подражание. Слушание; рассматривание наглядных пособий; ответы на вопросы; практические занятия; просмотр учебных фильмов; ответы на вопросы с использованием подвижных фигур. Упражнения на подражание выражению лица учителя перед зеркалом и его действиям гладит по голове. организация речевой деятельности обучающихся при работе с буквариком, использование иллюстраций, картинок. Сюжетные картинки, построение предложения и связных высказываний. Выделение предложения, как единицы речи; составление предложений.. Ознакомление с контурным изображением фигур. Обводка по контуру треугольников различной величины с последующим раскрашиванием. Обводка по контуру треугольников различной величины, раскрашивание. | |
89-90 | 14-15 | Предложение. | 2 | 30.04 05.05 | | | |
91 | 16 | Обводка по контур треугольников. | 1 | 06.05 | | | |
92-93 | 17-18 | Условно – графическая фиксация заданных предложений с их последующим «чтением». | 2 | 07.05 12.05 | | Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа). Слушание; рассматривание наглядных пособий; ответы на вопросы; практические занятия; просмотр учебных фильмов; сюжетные картинки, построение предложения и связных высказываний. Организация речевой деятельности. Условно – графическая фиксация заданных предложений с их последующим «чтением». Сюжетные картинки, построение предложения и связных высказываний. «Дикие животные» лиса, волк, заяц (обобщение). Закрепление умений обводить фигуры по контуру, трафарету, с последующим раскрашиванием. | |
94-95 | 19-20 | «Дикие животные». | 2 | 13.05 14.05 | | | |
96 | 21 | «Обводка фигуры по трафарету, контуру с последующим раскрашиванием». | 1 | 19.05 | | | |
97-98 | 22-23 | Знакомство со сказкой «Колобок». | 2 | 20.05 | | Реагирование на собственное имя. Слушание; рассматривание наглядных пособий; ответы на вопросы; практические занятия; просмотр учебных фильмов; Составление предложений по несложной ситуативной картинке. Сюжетные картинки, построение предложения и связных высказываний. Рисование прямых вертикальных линий. Составление предложений с опорой на ситуативную картинку, его кодирование и последующее «чтение». Ознакомление с рабочей строкой. Ориентировка в строке (верхняя линия, нижняя линия).Проверочная работа. | |
9899 | 24 | Проверочная работа за 4 четверть по теме: «Предложение» | 1 | 21.05 | | | |
100 | 25 | Драматизация сказки «Колобок» | 1 | 26.05 | | |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» предполагает использование следующей литературы:
графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
электронные устройства для альтернативной коммуникации: записывающие и воспроизводящие устройства, коммуникаторы (например, Language Master “Big Mac”, “Step by step”, “GoTalk”, “MinTalker” и др.), компьютерные устройства, синтезирующие речь (например, планшетный компьютер и др.);
информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм (например, “Boardmaker”, “Alladin” и др.), системы символов (например, “Bliss”); компьютерные программы для общения (например, «Общение» и др.), обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;
аудио и видеоматериалы.