Рабочая программа по воспитательной работе для 6 группы
Рабочая программа по воспитательной работе составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников - умственного, речевого, моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, эстетического и социально-личностного развития, ведущих мотивов и потребностей, характера ведущей деятельности.
Цель: создание оптимальных условий для полноценного развития ребенка – личностного, интеллектуального, физического, нравственно - эстетического, а так же профессионального самоопределения, формирования гражданской позиции, позволяющей каждому воспитаннику выстроить собственную жизнь, семью, стать востребованным в обществе и государстве.
Задачи:
- Формировать нравственно-эстетические понятия как основу успешной социализации в обществе.
- Укреплять здоровье, формировать положительный настрой на здоровый образ жизни и как следствие – устойчивая потребность вести здоровый, активный образ жизни.
- Формировать элементы гражданско-патриотического сознания, основные понятия экономических и правовых отношений.
- Осуществлять профориентацию воспитанников.
- Воспитывать любовь и ответственное отношение к труду.
- Содействовать творческому развитию личности, их социальной активности, потребности в самореализации.
- Проводить коррекцию недостатков личностного развития ребенка, осложняющих процесс социальной адаптации. Возрастная группа: 11-14 лет (5-7 классы)
Основные мотивы:
- потребность занять свое место в коллективе;
- ориентация на оценки, суждения сверстников (а не взрослого); требования коллектива становятся важнейшим
фактором психологического развития;
- потребность личностной самооценки; стремление к взрослости, самостоятельности, к самоутверждению;
- стремление выйти за рамки школы и приобщится к жизни и деятельности взрослых.
Содержание программы:
Содержание программы разработано на основе принципов:
- целеустремленности и общественной направленности (работа воспитателя с детьми должна быть подчинена воспитательной цели, отвечающей потребностям общества);
- целостности и единства воспитательного процесса (развитие интеллектуальных, нравственных, эстетических чувств, представлений и понятий, которые протекают в тесной связи и взаимодействии между собой, а так же предусматривает согласованную деятельность различных организаций и лиц, занимающихся воспитанием детей).
- связи воспитательного процесса с жизнью (способствует активизации деятельности детей, имеющей для них широкую социальную значимость);
- педагогического оптимизма (опирается на идею Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» - установка на положительный результат при имеющемся актуальном уровне развития, при учете потенциальных возможностей ребенка);
- коррекционно - компенсирующей направленности (предполагает опору на здоровые силы воспитанника, построение воспитательного процесса с использованием сохранных систем организма, на основе сглаживания, ослабления недостатков психофизического развития создаются условия, в которых ребенок может проявить себя полноценной личностью);
- воспитания (учет возрастных, индивидуальных и типологических особенностей детей);
- сознательности и активности (единство словесных разъяснений и практического опыта детей, проявление активности, формирование у них умений самостоятельно организовывать и осуществлять свою деятельность, как индивидуальную, так и коллективную);
- последовательности воспитания (занятие является продолжением ранее проводившейся работы, закрепляет и развивает достигнутое);
- единства уважения и требовательности к личности воспитанника, который разработан А.С. Макаренко (доброжелательное, но требовательное отношение к ребенку со стороны воспитателя, требования должны быть посильны).
Содержание воспитательной деятельности структурировано по направлениям развития личности. Программа предусматривает различные формы организации деятельности воспитанников в период пребывания в школе - интернат:
- Коррекционные занятия как специально организованная форма воспитательного процесса по направлениям.
- Общешкольные мероприятия.
- Общешкольные и групповые трудовые дела.
- Занятия творчеством.
- Исследование уровня воспитанности.
Направления воспитательной работы:
Личностное развитие:
- познание своего «Я», становление личностной позиции;
- формирование адекватной самооценки, самодисциплины, самоанализа;
- знакомство с приемами самовоспитания и формирование навыка применения;
- формирование основ морали и нравственного самосознания личности.
Основы социализации и общения:
- формирование и выработка у воспитанников адекватных профессиональных намерений и осмысление необходимости трудовой профессиональной деятельности;
- формирование и развитие навыков и умений коммуникативного поведения;
- формирование положительного отношения к семье как к основе российского общества, а так же знакомство воспитанника с традициями семьи;
- формирование и становление этических норм поведения в обществе для успешной социализации и адаптации
воспитанника в обществе.
Охрана здоровья и физическое развитие:
- укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
- формирование системы привычек по физической тренировке тела, закаливанию и ухода за организмом.
- осуществление эффективной пропаганды здорового питания и здорового образа жизни как способа повышения качества жизни;
- профилактика инфекционных заболеваний.
Профилактика наркомании:
- формирование и укрепление негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и других наркотических
веществ;
- формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, а так же актуализация потребности воспитанника в сохранении здоровья.
Основы жизнеобеспечения и экономического просвещения:
- формирование и развитие навыков ориентировочного поведения в различных знакомых и незнакомых,
экстремальных ситуациях;
- формирование знаний по оказанию первой помощи и основ безопасности;
- формирование основ экономической грамотности.
Основы гражданского самосознания:
- знакомство с истоками национальной культуры;
- формирование гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, родному краю, окружающей природе.
Трудовое воспитание:
- формирование положительного отношения к труду как важнейшей ценности в жизни;
- формирование и воспитание ответственного отношения к труду, самостоятельности в трудовых делах;
- Развитие системы трудовых навыков и умений при организации генеральных уборок в школе, классе, спальном корпусе и т.д.
Общешкольные мероприятия:
- содействие творческому развитию личности воспитанников, их социальной активности, потребности в самореализации;
- содействие приобретению опыта творческого взаимодействия и сотрудничества в коллективе;
- эстетическое развитие личности ребенка;
-формирование и воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Санитарно – бытовой день:
- формирование и отработка навыков самообслуживания;
- формирование и отработка трудовых навыков по уходу за собой.
Досуговая деятельность:
- развитие и совершенствование творческих способностей;
- формирование и создание благоприятной зоны активного общения через совместное творчество, игры, отдых и т.п.
Календарное планирование работы с детьми среднего школьного возраста.
Сентябрь
Дни |
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
Суббота |
Воскресенье |
||||
Направления воспитательной работы |
Личностное развитие |
Охрана здоровья. Физическое развитие. |
Профилактика наркомании. |
Трудовое воспитание |
Общешкольные мероприятия |
Санитарно-бытовой день |
Досуговая деятельность |
||||
1 неделя |
Линейка, посвященная дню знаний 1 |
Подготовка школьной формы, Маркировка вещей. 2 |
Рисование «Как я провел лето» 3 |
||||||||
2 неделя |
"Я" и лето: труд, отдых, развлечения. 4 |
Режим дня в школе - интернат и дома. 5 |
Что такое наркотики. 6 |
Генеральная уборка. 7 |
8 |
Подготовка школьной формы, банных принадлежностей. 9 |
Вышивка крестом. Чтение худ. литературы. 10 |
||||
3 неделя |
Я и школа-интернат (вспоминаем правила поведения) 11 |
Что такое здоровый образ жизни? 12 |
Алкоголь и его влияние на организм. 13 |
Генеральная уборка. 14 |
15 |
Подготовка школьной формы, банных принадлежностей. 16 |
Прогулка «Золотая осень» 17 |
||||
4 неделя |
Что такое самодисциплина 18 |
Закаливание, его значение для юноши. 19 |
Курение и его последствия. 20 |
Генеральная уборка. 21 |
22 |
Подготовка школьной формы, банных принадлежностей. 23 |
Готовим подарки пожилым людям 24 |
||||
5 неделя |
Упражнения на формирование и развитие самодисциплины 25 |
Движение – это жизнь и здоровье. 26 |
Токсикомания и ее последствия. 27 |
Генеральная уборка. 28 |
29 |
Подготовка школьной формы, банных принадлежностей. 30 |
Октябрь
Дни |
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
Суббота |
Воскресенье |
|
Направления воспитательной работы |
Личностное развитие |
Охрана здоровья. Физическое развитие |
Профилактика наркомании/основы экономического просвещения |
Трудовое воспитание |
Общешкольные мероприятия |
Санитарно-бытовой день |
Досуговая деятельность |
|
1 неделя |
|
Посещение библиотеки. 1 |
||||||
2 неделя |
Что такое самовоспитание. 2 |
Основы правильного питания. 3 |
Насвай. Последствия употребления. 4 |
Генеральная уборка. 5 |
6 |
Подготовка школьной формы, банных принадлежностей. 7 |
Вышивка крестом. Рисование. 8 |
|
3 неделя |
Основные приемы самовоспитания. 9 |
Осторожно еда – чипсы. 10 |
Ситуационная итоговая игра – «Что отнимают наркотики» 11 |
Генеральная уборка. 12 |
13 |
Подготовка школьной формы, банных принадлежностей. 14 |
Вышивка крестом. Муз гостиная. 15 |
|
4 неделя |
Сделай себя сам (итоговое занятие) 16 |
Осторожно еда – кириешки и фастфуд. 17 |
Что такое экономика. 18 |
Генеральная уборка. 19 |
20 |
Подготовка школьной формы, банных принадлежностей. 21 |
Посещение библиотеки. Вышивка крестом. 22 |
|
5 неделя |
Что такое самооценка или как победить неуверенность в себе. 23 |
Осторожно еда – газированная вода. 24 |
Труд, работа и домашнее хозяйство. 25 |
Генеральная уборка. 26 |
27 |
Подготовка домашних вещей к отъезду, банных принадлежностей. 28 |
Муз гостиная «Я рисую музыку». 29 |
|
6 неделя |
КАНИКУЛЫ |
Ноябрь
Дни |
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
Суббота |
Воскресенье |
Направления воспитательной работы |
Личностное развитие |
Охрана здоровья. Физическое развитие |
Основы экономического просвещения |
Трудовое воспитание |
Общешкольные мероприятия |
Санитарно-бытовой день |
Досуговая деятельность |
1 неделя |
К А Н И К У Л Ы |
||||||
2 неделя |
Что такое бережливость, ее значение в жизни. 6 |
Диетическое питание – значение и виды. 7 |
Семейный бюджет, от чего он зависит. 8 |
Генеральная уборка. 9 |
10 |
Подготовка школьной формы, банных принадлежностей. 11 |
Посещение библиотеки. Вышивка крестом. 12 |
3 неделя |
Что такое конфликт. 13 |
Гигиена тела мальчика -подростка. 14 |
История появления денег. 15 |
Генеральная уборка. 16 |
17 |
Подготовка школьной формы, банных принадлежностей. 18 |
Вышивка крестом. Рисование 19 |
4 неделя |
Как преодолеть конфликты в группе. 20 |
Гигиена зрения 21 |
Понятие о продавце и покупателе. 22 |
Генеральная уборка. 23 |
24 |
Подготовка школьной формы, банных принадлежностей. 25 |
Осенняя прогулка. 26 |
5 неделя |
Я учусь управлять собой (упражнения). 27 |
Когда мы устаем… (упражнения на снятие ПФН) 28 |
Как правильно совершать покупки в магазине. 29 |
Генеральная уборка. 30 |
Декабрь
Дни |
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
Суббота |
Воскресенье |
||||
Направления воспитательной работы |
Личностное развитие |
Охрана здоровья. Физическое развитие |
Основы экономического просвещения |
Трудовое воспитание |
Общешкольные мероприятия |
Санитарно-бытовой день |
Досуговая деятельность |
||||
1 неделя |
1 |
Подготовка школьной формы, банных принадлежностей. 2 |
Посещение библиотеки. Вышивка крестом. 3 |
||||||||
2 неделя |
Урок милосердия «Доброе слово» 4 |
Иммунитет. Способы укрепления.
5 |
Что такое карманные расходы. 6 |
Генеральная уборка. 7 |
8 |
Подготовка школьной формы, банных принадлежностей. 9 |
Вышивка крестом. Рисование. 10 |
||||
3 неделя |
Учимся анализировать свои поступки 11 |
Профилактика инфекционных заболеваний – грипп. 12 |
Зачем нужна копилка. 13 |
Генеральная уборка. 14 |
15 |
Подготовка школьной формы, банных принадлежностей. 16 |
Готовимся к новому году – поделки. 17 |
||||
4 неделя |
Долг и ответственность 18 |
Витамины, их роль для здоровья 19 |
Деловая игра «Я – бизнесмен» 20 |
Генеральная уборка. 21 |
22 |
Подготовка школьной формы и домашней одежды. 23 |
Готовимся к новому году – поделки. 24 |
||||
5 неделя |
Урок милосердия «Доброе слово» 25 |
Зимние забавы на воздухе. 26 |
К А Н И К У Л Ы |
Январь
Дни |
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
Суббота |
Воскресенье |
Направления воспитательной работы |
Основы социализации и общения. |
Охрана здоровья. Физическое развитие |
Основы жизнеобеспечения |
Трудовое воспитание |
Общешкольные мероприятия |
Санитарно-бытовой день |
Досуговая деятельность |
1 неделя |
К А Н И К У Л Ы |
||||||
2 неделя |
К А Н И К У Л Ы |
Экстремальная ситуация в жизни человека 10 |
Генеральная уборка. 11 |
12 |
Подготовка школьной формы, банных принадлежностей. 13 |
Зимняя прогулка.
14 |
|
3 неделя |
Моя профессия – штукатур – маляр. 15 |
Зимние игры и забавы на свежем воздухе. 16 |
Первая помощь при переломах 17 |
Генеральная уборка. 18 |
19 |
Подготовка школьной формы, банных принадлежностей. 20 |
Вышивка крестом. Рисование. 21 |
4 неделя |
Моя профессия – пчеловод 22 |
Сила воли и тренировка . 23 |
Первая помощь при обморожении 24 |
Генеральная уборка. 25 |
26 |
Подготовка школьной формы, банных принадлежностей. 27 |
Вышивка крестом. Посещение библиотеки 28 |
5 неделя |
Моя профессия - повар. 29 |
Гимнастика тела. 30 |
Первая помощь при кровотечениях. 31 |
Февраль
Дни |
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
Суббота |
Воскресенье |
||||
Направления воспитательной работы |
Основы социализации и общения |
Охрана здоровья. Физическое развитие |
Основы жизнеобеспечения |
Трудовое воспитание |
Общешкольные мероприятия |
Санитарно-бытовой день |
Досуговая деятельность |
||||
1 неделя |
Генеральная уборка. 1 |
2 |
Подготовка школьной формы, банных принадлежностей. 3 |
Вышивка крестом. Рисование. 4 |
|||||||
2 неделя |
Профессия – цветовод. 5 |
Что такое стресс. 6 |
Первая помощь при отравлении 7 |
Генеральная уборка. 8 |
9 |
Подготовка школьной формы, банных принадлежностей. 10 |
Вышивка крестом. Чтение рассказов о доброте. 11 |
||||
3 неделя |
Моя профессия – дворник. 12 |
Основные приемы снятия стресса. Понятие саморегуляции. 13 |
Первая помощь при поражении электрическим током 14 |
Генеральная уборка. 15 |
16 |
Подготовка школьной формы, банных принадлежностей. 17 |
Готовим подарок папе, брату, дяде… 18 |
||||
4 неделя |
Моя профессия - водитель 19 |
Гармоничный человек – здоровый человек. 20 |
Первая помощь при солнечном ударе и обмороке 21 |
Генеральная уборка 22 |
23 |
Подготовка школьной формы, банных принадлежностей. 24 |
Вышивка крестом. Посещение библиотеки. 25 |
||||
5 неделя |
Моя профессия - санитар 26 |
Упражнения на снятие психоэмоцион. напряжения 27 |
Первая помощь при ожогах 28 |
Март
Дни |
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
Суббота |
Воскресенье |
||||||
Направления воспитательной работы |
Основы социализации и общения |
Охрана здоровья. Физическое развитие |
Основы жизнеобеспечения |
Трудовое воспитание |
Общешкольные мероприятия |
Санитарно-бытовой день |
Досуговая деятельность |
||||||
1 неделя |
Генеральная уборка. 1 |
2 |
Подготовка школьной формы, банных принадлежностей. 3 |
Готовим подарок маме, бабушке… 4 |
|||||||||
2 неделя |
Моя профессия - столяр 5 |
Первые признаки гриппа. Что делать? 6 |
Первая помощь утопающим 7 |
Генеральная уборка. 8 |
9 |
Подготовка школьной формы, банных принадлежностей. 10 |
Вышивка крестом. Рисование. 11 |
||||||
3 неделя |
С какого возраста можно работать. 12 |
Мое здоровье зависит от меня. 13 |
Безопасное поведение в бытовой ситуации и повседневной жизни 14 |
Генеральная уборка. 15 |
16 |
Подготовка школьной формы, домашней одежды, банных принадлежностей. 17 |
Вышивка крестом. Посещение библиотеки. 18 |
||||||
4 неделя |
Выбор профессии – это серьезно 19 |
Влияние солнечных лучей на организм. 20 |
Осторожно – клещи. Первая помощь при укусе 21 |
Генеральная уборка. 22 |
23 |
К А Н И К У Л Ы |
|||||||
5 неделя |
К А Н И К У Л Ы |
Апрель
Дни |
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
Суббота |
Воскресенье |
|
Направления воспитательной работы |
Основы социализации и общения |
Охрана здоровья. Физическое развитие |
Основы жизнеобеспечения/ гражданского самосознания |
Трудовое воспитание |
Общешкольные мероприятия |
Санитарно-бытовой день |
Досуговая деятельность |
|
1 неделя |
КАНИКУЛЫ 1 |
|||||||
2 неделя |
Что такое семья. 2 |
Весеннее тепло и его опасность. 3 |
Пешеход. Безопасность пешехода. 4 |
Генеральная уборка. 5 |
6 |
Подготовка школьной формы, банных принадлежностей. 7 |
Вышивка крестом. Посещение библиотеки. 8 |
|
3 неделя |
Мои родители, бабушка и дедушка. 9 |
Викторина о здоровом образе жизни 10 |
Пассажир. Безопасность пассажира. 11 |
Генеральная уборка. 12 |
13 |
Подготовка школьной формы, банных принадлежностей. 14 |
Вышивка крестом. Рисование. 15 |
|
4 неделя |
Основа счастливой семьи. 16 |
Весенняя пробежка – отдыхаем с пользой. 17 |
Россия – моя родина.
18 |
Генеральная уборка. 19 |
20 |
Подготовка школьной формы, банных принадлежностей. 21 |
Музыкальная гостиная. Вышивка крестом. 22 |
|
5 неделя |
Семейные праздники и традиции. 23 |
Что такое кариес. 24 |
Моя малая родина – Алтай. 25 |
Генеральная уборка. 26 |
27 |
Подготовка школьной формы, банных принадлежностей. 28 |
Вышивка крестом. Чтение поучительных сказок. 29 |
|
6 неделя |
Наши имена в семье. 30 |
Май
Дни |
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
Суббота |
Воскресенье |
|||||
Направления воспитательной работы |
Основы социализации и общения |
Охрана здоровья. Физическое развитие |
Основы гражданского самосознания |
Трудовое воспитание |
Общешкольные мероприятия |
Санитарно-бытовой день |
Досуговая деятельность |
|||||
1 неделя |
Выходной день. Праздник труда. 1 |
Что такое война? Военные точки сегодня. 2 |
Генеральная уборка. 3 |
4 |
Подготовка школьной формы, банных принадлежностей. 5 |
Готовим подарки ветеранам. 6 |
||||||
2 неделя |
Собираемся на праздник 7 |
Марш-бросок здоровья. 8 |
Этот праздник с сединою на висках… 9 |
Генеральная уборка. 10 |
11 |
Подготовка школьной формы, банных принадлежностей. 12 |
Вышивка крестом. Рисование весны. 13 |
|||||
3 неделя |
Что такое этикет. 14 |
Отдыхаем с пользой для здоровья. 15 |
Что такое патриотизм. 16 |
Генеральная уборка. 17 |
18 |
Подготовка школьной формы, банных принадлежностей. 19 |
Вышивка крестом. Чтение притч. 20 |
|||||
4 неделя |
Применение правил этикета в повседневной жизни. 21 |
Мой режим дня и летнее время. 22 |
Правила поведения во время летнего отдыха. 23 |
Генеральная уборка. 24 |
25 |
Подготовка школьной формы, банных принадлежностей. 26 |
Весенняя прогулка. 27 |
|||||
5 неделя |
Чем заниматься летом? 28 |
Мини-футбол «Я за здоровый и активный образ жизни». 29 |
Понемногу обо всем… (краткий итог). 30 |
Генеральная уборка. 31 |