Рабочая программа по курсу «Я - читатель» для обучающихся 2 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Я - читатель» для обучающихся 2 класса разработана в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9, от 29.12.2012г.; требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897; с требованиями Примерной основной программы НОО по курсу «Я - читатель» (протокол федерального учебно-методического объединения по НОО от 08.04.2015г. №1/15). Рабочая программа соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ООП НОО МБОУ ШР «СОШ №2», (приказ № №241-ш от 28.08. 2020г.) Положения о рабочей программе по математике в 1 классе, с учетом программ, включенных в структуру, учебного плана школы на 2022-2023 учебный год.
Программа курса «Я - читатель» является адаптированной, на основе программы для общеобразовательных учреждений "Ознакомление с художественной литературой". Эта программа адаптирована для детей 2 класса.
Цель данного курса: мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор обучающихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, факультативный курс может и должен готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.
Основными задачами для курса являются:
формировать у детей интерес к книге,
уметь воспринимать и понимать прочитанный текст,
учить отвечать на вопросы по содержанию,
учить пересказу,
развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков.
Курс необходим по ряду причин:
1. Количество базисных часов уменьшилось.
2. Перенасыщенность информацией через телевидение, Интернет ослабила интерес детей к книге.
Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности.
Для развития речи (словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Привлекается внимание детей к образованию новых форм слов, проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении.
Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, инсценирование, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы - фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления, проектная деятельность.
Данная программа ориентирована на детей 2 класса общеобразовательной школы. 34 часа из расчёта 1 занятие в неделю.
Обучающийся научится:
осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;
применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое);
полноценно воспринимать (при чтении вслух и «про себя», при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;
определять авторскую позицию и выражать свое отношение к герою и его поступкам;
устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;
распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);
осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.);
высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;
создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно популярном текстах;
ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленных в детской библиотеке.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
определять сходство и различие произведений разных жанров;
использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
высказывать и пояснять свою точку зрения;
применять правила сотрудничества;
выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
работать с детской периодикой;
расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Личностными результатами курса «Я - читатель» являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами курса «Я - читатель» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятиях кружка с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятиях;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами курса «Я - читатель» является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
делить текст на части, озаглавливать части;
выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
подробно и выборочно пересказывать текст;
составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
размышлять о характере и поступках героя;
относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - читатель»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Планируемые результаты освоения материала | Форма и вид деятельности | Дата | |
план | фактфф | |||||||
1 | 1 четверть (9 часов) | Самые интересные книги прочитанные летом. | 1 | Умение работать с книгой: различать тип книги, уметь пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавление. Выбор одной из интересных книг, прочитанных летом. Подготовка к рассказу об этой книге. | Знать приемы ориентирования в учебнике. Уметь различать элементы книги (учебника): обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, называть буквы и звуки, выбирать книгу, презентовать книгу | Беседа по вопросам | | |
2 | | Весёлые стихи Книги Б. Заходера. | 1 | Выбор и чтение стихов автора Определение формы выступления и подготовка к нему | Знатьтворчество Б.Заходера. Уметь: читать выразительно, определять тему и главную мысль; высказывать своё мнение. | Конкурс на лучшего чтеца-затейника | | |
3 | | Короткие рассказы и сказки Е.Пермяка | 1 | Чтение и анализ рассказов и сказок Е. Пермяка по выбору | Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному | Свободные высказывания | | |
4 | | Сказки датского сказочника Ганса Христиана Андерсена | 1 | Чтение и анализсказок. Живые картины. | Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному. | Малая конференция | | |
5 | | Синквейн. | 1 | Составление четверостиший. | Знать: правила составления синквейна Уметь составлять синквейн | Проба пера | | |
6 | | Книги Е.Чарушина | 1 | Правильное чтение. Чтение рассказов. Составление выставки. | Уметь читать и анализировать прочитанное. | Свободные высказывания | | |
7 | | Рассказы Б. Житкова о животных | 1 | Чтение нескольких рассказов о животных, изготовление игр-самоделок. | Уметь работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы, высказывать собственное мнение. | Игры-самоделки | | |
8 | | Рассказы Н.Носова | 1 | Выделять при чтении героев и рассказать о них, подготовка инсценировок. Упражнение в технике чтения. Рассказ от лица героя | Уметь инсценировать прочитанное. | Инсценирование | | |
9 | | Стихи о Родине. Мой город Нижневартовск. | 1 | Отбор и чтение стихов о Родине. | Уметь комментировать прочитанное, играть в группах, в парах. | Свободные высказывания | | |
10 | 2 четверть (7 часов) | «Не насытится око зрением, а человек знанием» Работа со справочниками, энциклопедиями. | 1 | Отбор и чтение научно-популярных статей. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на вопросы. | Уметь пользоваться справочниками, энциклопедиями, словарями, читать и комментировать прочитанное, пересказывать. | Выставка | | |
11 | | Золотая осень. | 1 | Выступления учащихся перед родителями. | Уметь участвовать в диалоге: слушать, высказывать свое мнение, доказывать его; уметь войти в роль. | Утренник. | | |
12 | | Проба пера. Составление загадок и сказок. | 1 | Сочинение загадок и сказок. | Уметь формулировать и высказывать своё мнение; уметь фантазировать и творчески мыслить. | Проба пера | | |
13 | | Сказки – несказки В. Бианки. | 1 | Выбор и чтение произведений автора, инсценирование и пересказ прочитанного. | Уметь анализировать героя, отвечать на вопросы по тексту, презентовать любимую сказку. | Защита своего мнения. | | |
14 | | По дорогам сказки. | 1 | Чтение авторских сказок, групповая подготовка выступления-отчёта по плану. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного | Уметь работать в группах, составлять текст, формулировать своё отношение к прочитанному | Урок-отчёт | | |
15 | | Сказки дружной семьи. | 1 | Проба пера. Составление сказок в семье. | Уметь сочинять сказки, фантазировать. | Малая конференция | | |
16 | | Здравствуй, гостья-зима! | 1 | Выбор и чтение стихов о зиме. Отыскивание и отгадывание загадок о зиме. | Уметь выбирать произведения по данной теме. | Конкурс на лучшего чтеца-затейника. | | |
17 | 3 четверть (10 часов) | Сказки А. Толстого для детей. | 1 | Чтение сказки «Золотой ключик». Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения | Уметь находить нужную книгу, читать текст, отвечать на вопросы. | Малая конференция | | |
18 | | Творческая работа «Продолжи рассказ по началу». | 1 | Составление рассказов. | Уметь составлять устный рассказ по картинкам | Проба пера | | |
19 | | Рассказы о природе. «Лес не школа, а всему учит» | 1 | Выбор и чтение книг. | Уметь прогнозировать содержание по иллюстрациям, уметь слушать и отвечать на вопросы | Выставка | | |
.
20 | | Книги о человеке и его делах. | 2 | Формулировка личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. Герои произведения | Уметь выразительно читать и вести беседу о прочитанном | Урок-отчёт | | |
21 | | Книги – самоделки. | 1 | Издание своей книги. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. | Уметь анализировать чтение, фантазировать. | Проектирование книги-самоделки | | |
22 | | Произведения М.Пришвина | 1 | Чтение и перечитывание любимых произведение М.Пришвина. Рассказ от лица героя | Уметь выступать перед зрителями | Защита своего мнения. | | |
23 | | Мамы и мы. Урок-отчёт | 1 | Выступление перед родителями. | Уметь выразительно читать и выступать перед зрителями | Урок-отчёт | | |
24 | | Стихи А.Л. Барто. | 1 | Произведения об игрушках. Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев | Уметь выразительно читать стихотворение, читать по ролям, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию; уметь делать выводы из прочитанного | Урок-игра | | |
25 | | Наша библиотека Библиотечный урок. | 1 | Упражнение в технике чтения. Рассказ от лица героя | Уметь читать стихотворение по строфам, производить лексическую работу с непонятными словами | Экскурсия | | |
26 | | Конкурс чтецов. | 1 | Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста | Уметь читать стихотворение по строфам, производить лексическую работу с непонятными словами | Конкурс | | |
27 | 4 четверть (8 часов) | С. Михалков и его творчество | 1 | Чтение стихов С. Михалкова. Произведения о детях. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Уметь анализировать стихотворение, находить его тему; уметь читать по строфам | Выставка книг. | | |
28 | | Изучаем космос. | 1 | Чтение книг о космосе, о космонавтах. | Уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту | Составление презентации. | | |
29 | | «Глаз видит далеко, а ум ещё дальше» Книге о человеке – умельце. | 1 | Чтение книг и статей из газет, из интернета о человеке-умельце. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. | Уметь анализировать прочитанное, уметь соотносить текст и иллюстрации к нему | Конкурс «Бей прямо в цель» | | |
30 | | С.Я. Маршак. «Что говорят стихи». | 1 | Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. | Уметь анализировать стихотворение, находить его тему; уметь читать по строфам | Составление презентации. | | |
31 | | Вести со всей планеты. Интернет и мы. | 1 | Рассказать интересные истории о детях, семье, школе. | Уметь работать с разнообразно литературой. | Выразительное чтение; составление плана; творческое задание | | |
32 | | Любимые стихи. | 1 | Выразительное чтение стихотворений. Выступление перед родителями. | Уметь создавать словесную картину, уметь читать стихотворение по строфам, выбирать и обосновывать нужную информацию | Урок-концерт | | |
33 | | Викторина «Любимые произведения» | 1 | Ответить на вопросы. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. | Уметь выразительно читать стихотворный текст, формулировать и высказывать своё отношение к прочитанному, уметь подбирать к тексту заглавия | Тестирование | | |
34 | | О чём хочу читать летом | 1 | Работать со списком литературы, обсуждение тематики. | Уметь выбрать литературу, высказывать своё отношение. | Обобщение. Урок-отчёт | | |
9