Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса по УМК «Школа России»

0
0
Материал опубликован 24 October 2022

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Тульской области

МО Плавский район в лице комитета образования администрации МО Плавский район

МБОУ МО Плавский район "Плавская СОШ № 4"




РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
Председатель педагогического совета
 _____________(Кутанова О.М.)
Протокол №12
от
 "31" августа  2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
___________(Моисеева Т.А.)
Приказ № 176
от
 "01" сентября  2022 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(
ID 4122138)

учебного предмета
«Окружающий мир»

для 3 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Шандрова Наталья Фёдоровна
учитель начальных классов

Плавск 2022



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.

Программа учебного предмета Окружающий мир разработана с учётом рекомендаций рабочей программы воспитания МБОУ МО Плавский район «Плавская СОШ №4»

Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка.

Это проявляется:

в выделении в цели программы ценностных приоритетов;

в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в рабочей программе воспитания МБОУ МО Плавский район «Плавская СОШ №4»;

• в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлечённость в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.

Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому
планированию.

Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 3 классе начальной школы.

Содержание обучения в 3 классе завершается перечнем универсальных учебных действий —познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших школьников.

Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за третий год обучения в начальной школе В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания обучения 3 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы. Представлены также способы организации дифференцированного обучения.

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 3 класса начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта.

Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:

формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета;

развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;

духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся;

развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления



культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса«Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

раскрытие роли человека в природе и обществе;

освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».

Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе, составляет 68 часов (два часа в неделю).



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина — Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.

Семья — коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи.

Уважение к семейным ценностям.

Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии.

Страны и народы мира. Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся.

Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире.

Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха.

Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные
ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.

Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений.

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.

Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных.

Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе
наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.

Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена отдельных органов и систем органов человека. Измерение



температуры тела человека, частоты пульса.

Правила безопасной жизни
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.

Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности).

Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности). Безопасность в Интернете (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.

Универсальные учебные действия.

Познавательные универсальные учебные действия:

проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;

устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни животного;

определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;

моделировать цепи питания в природном сообществе;

различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой (историческим периодом).

Работа с информацией:

понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную информацию о природе нашей планеты;

находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион;

читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами;

находить по предложению учителя информацию в разных источниках — текстах, таблицах, схемах, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);

соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой:

понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры);

понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);

понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного



движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение).

описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
— на основе сравнения объектов природы описывать схожие, различные, индивидуальные признаки;
— приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы; — называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма; — описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного).

Регулятивные универсальные учебные действия:
— планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя);
— устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия.

Совместная деятельность:
— участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого; — справедливо оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес;
— выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение;
— самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения.



ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение предмета "Окружающий мир" в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине - России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;

первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.

Духовно-нравственного воспитания:

проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;

принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;

применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетического воспитания:

понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);

приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.



Трудового воспитания:

осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологического воспитания:

осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;

осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательныеуниверсальные учебные действия: 1) Базовые логические действия:

понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;

на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть - целое; причина - следствие; изменения во времени и в пространстве);

сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;

определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;

выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма

2) Базовые исследовательские действия:

проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;

определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;

формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его



последствия; коллективный труд и его результаты и др. );

проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —следствие);

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).

3) Работа с информацией:

использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;

находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;

читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);

соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);

анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).

Коммуникативные универсальные учебные действия:

в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;

признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;

соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;

использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;

находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;

готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.



Регулятивные универсальные учебные действия: 1) Самоорганизация:

планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;

выстраивать последовательность выбранных действий и операций.

2) Самоконтроль:

осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);

предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.

3) Самооценка:

объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;

оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.

Совместная деятельность:

понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);

коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;

ответственно выполнять свою часть работы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего региона;

проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;

приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России;

показывать на карте мира материки, изученные страны мира;



различать расходы и доходы семейного бюджета;
— распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
— проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов;
— группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию;
— сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы; — описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
— использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
— использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
— фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной
деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;
— создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);
— соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта;
— соблюдать периодичность двигательной активности и профилактики заболеваний;
— соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
— соблюдать правила нравственного поведения на природе;
— безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в Интернет; ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в
мессенджерах.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Человек и общество.

1.1.

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.

2

0

0

01.09.2022 07.09.2022

Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций на тему: «Что такое общество»;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/

1.2.

Наша Родина — Российская Федерация —многонациональная страна.

1

0

0

08.09.2022 09.09.2022

Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему: «Жизнь народов нашей страны»;

Устный опрос;

https://uchi.ru/

1.3.

Особенности жизни, быта, культуры народов РФ.

2

0

0

12.09.2022 16.09.2022

Ролевая игра по теме «Встречаем гостей из разных республик РФ»: рассказы гостей об их крае и народах;
рассказы для гостей о родном крае;;

Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/

1.4.

Уникальные памятники культуры (социальные и природные объекты) России, родного края.

2

0

0

19.09.2022 23.09.2022

Моделирование маршрута по Золотому кольцу с
использованием фотографий достопримечательностей; сувениров и т.д.;;

Тестирование;

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/

1.5.

Города Золотого кольца России.

3

0

1

26.09.2022 06.10.2022

Составление сообщения о городах Золотого кольца России с использованием дополнительных источников информации (дифференцированное задание);;

Устный опрос;

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/

1.6.

Государственная символика Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона.

2

0

0

07.10.2022 13.10.2022

Просмотр и обсуждение иллюстраций;
видеофрагментов и других материалов (по выбору) по теме«Уникальные памятники культуры России»;;

Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/

1.7.

Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов.

2

0

0

14.10.2022 20.10.2022

Просмотр и обсуждение иллюстраций;
видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему:«Жизнь народов нашей страны»;;

Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/

1.8.

Семья коллектив близких, родных людей. Поколения в семье.

1

0

0

21.10.2022 25.10.2022

Учебный диалог по теме «Для чего создаётся семья»;«Почему семью называют коллективом»;;

Устный опрос;

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/

1.9.

Взаимоотношения в семье: любовь, доброта, внимание, поддержка.

1

0

0

26.10.2022 28.10.2022

Работа в группах: коллективный ответ на вопрос «Какие бывают семьи?»;;

Устный опрос;

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/

1.10.

Семейный бюджет, доходы и расходы семьи.

1

0

1

07.11.2022 09.11.2022

Беседа по теме «Доходы и расходы семьи»;;

Практическая работа;

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/

1.11.

Страны и народы мира на карте.

2

0

0

10.11.2022 16.11.2022

«Путешествие по странам мира» (достопримечательности отдельных стран мира, по выбору детей): рассматривание видеоматериалов, слайдов, иллюстраций;

Устный опрос;

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/




1.12

Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся.

1

0

0

17.11.2022 18.11.2022

«Путешествие по странам мира» (достопримечательности отдельных стран мира, по выбору детей): рассматривание видеоматериалов, слайдов, иллюстраций;

Тестирование;

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/

Итого по разделу

20


Раздел 2. Человек и природа.

2.1.

Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твёрдые тела, жидкости, газы, их свойства.

1

0

0

21.11.2022 25.11.2022

Упражнения: классификация тел и веществ, сравнение естественных и искусственных тел; классификация твёрдых, жидких и газообразных веществ;

Устный опрос;

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/

2.2.

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение для жизни.

1

0

0

28.11.2022 30.11.2022

Упражнения: классификация тел и веществ, сравнение естественных и искусственных тел; классификация твёрдых, жидких и газообразных веществ;

Устный опрос;

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/

2.3.

Вода. Свойства воды.Состояния воды, её распространение в природе, значение для жизни. Круговорот воды в
природе.

1

0

1

01.12.2022 02.12.2022

Демонстрация учебных экспериментов: состояния воды, свойства воздуха;

Практическая работа;

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/

2.4.

Охрана воздуха, воды.

1

0

0

05.12.2022 07.12.2022

Практические работы: горные породы и минералы — название, сравнение, описание;

Устный опрос;

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/

2.5.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека.Полезные ископаемые родного края.

1

0

1

08.12.2022 09.12.2022

Практические работы: горные породы и минералы — название, сравнение, описание;

Практическая работа;

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/

2.6.

Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной деятельности человека.

1

0

0

12.12.2022 14.12.2022

Экскурсия: почвы (виды, состав, значение для жизни природы и хозяйственной деятельности людей);

Устный опрос;

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/

2.7.

Царства природы. Бактерии, общее представление. Грибы: строение шляпочного гриба; съедобные и несъедобные грибы.

1

0

0

15.12.2022 16.12.2022

Рассказ учителя (чтение текста учебника) о бактериях;
Рассматривание и описание особенностей внешнего вида бактерий;
Работа с иллюстративным материалом по теме «Какие грибы мы не положим в корзинку»;

Устный опрос;

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/

2.8.

Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды.

1

0

0

19.12.2022 21.12.2022

Работа в группе: классификация растений из списка, который предложили одноклассники;
Коллективное создание схемы по теме «Условия жизни растений»;

Устный опрос;

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/

2.9.

Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений.

1

0

1

22.12.2022 23.12.2022

Практическая работа в паре по теме «Размножения растений (побегом, листом, семе нами)»;

Практическая работа;

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/

2.10.

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.

2

0

0

26.12.2022 13.01.2023

Охраняемые растения родного края (наблюдение, рассматривание иллюстраций);

Тестирование;

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/

2.11.

Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений.

2

0

0

14.01.2023 20.01.2023

Рассказ-рассуждение о жизни растений;

Устный опрос;

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/

2.12

Растения родного края, названия и краткая характеристика. Охрана растений.

2

1

0

23.01.2023 27.01.2023

Охраняемые растения родного края (наблюдение, рассматривание иллюстраций);

Тестирование;

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/

2.13

Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружаю щей среды.

1

0

0

30.01.2023 31.01.2023

Дидактическая игра по теме «Каких животных мы знаем»;

Устный опрос;

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/




2.14.

Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери, пресмыкающиеся, земноводные).

2

0

0

01.02.2023 07.02.2023

Коллективное составление схемы по теме «Разнообразие животных»;

Устный опрос;

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/

2.15.

Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).

2

0

0

08.02.2023 14.02.2023

Учебный диалог по теме «Как животные питаются»; Составление и анализ цепей питания;

Устный опрос;

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/

2.16.

Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных.

2

0

0

15.02.2023 21.02.2023

Моделирование стадий размножения животных (на примере земноводных, рыб);
Рассказ учителя по теме «Как человек одомашнил животных»; Рассказы детей по теме «Мой домашний питомец»;

Устный опрос;

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/

2.17.

Животные родного края, их названия.

2

0

0

22.02.2023 28.02.2023

Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему «Охрана животных»;

Устный опрос;

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/

2.18.

Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе.

2

0

0

01.03.2023 07.03.2023

Рассказ учителя по теме «Что такое природное сообщество» ; Учебный диалог по теме «Особенности леса (луга, водоёма) как сообщества»;

Устный опрос;

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/

2.19.

Создание человеком природных сообществ для хозяйственной деятельности, получения продуктов питания (поле, сад, огород).

1

0

0

13.03.2023 15.03.2023

Беседа по теме «Для чего человек создает новые сообщества?»;

Устный опрос;

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/

2.20.

Природные сообщества родного края.

2

1

0

16.03.2023 22.03.2023

Сравнение понятий: естественные сообщества, искусственные сообщества;

Устный опрос;

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/

2.21.

Правила поведения в лесу, на водоёме, на лугу.

1

1

0

23.03.2023 24.03.2023

Обсуждение ситуаций, раскрывающих правила положительного и отрицательного отношения к природе;

Тестирование;

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/

2.22.

Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека.

1

0

0

03.04.2023 05.04.2023

Обсуждение текстов учебника, объяснения учителя: «Строение тела человека»;

Устный опрос;

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/

2.23.

Системы органов (опорно-двигательная,
пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма.

2

0

0

06.04.2023 12.04.2023

Рассматривание схемы строения тела человека: называние, описание функций разных систем органов;

Устный опрос;

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/

2.24.

Гигиена отдельных органов и систем органов человека.

1

0

0

13.04.2023 15.04.2023

Рассматривание схемы строения тела человека: называние, описание функций разных систем органов;
обсуждение гигиенических норм;

Устный опрос;

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/

2.25.

Измерение температуры тела человека, частоты пульса.

1

0

1

17.04.2023 19.04.2023

Практическая работа по теме «Измерение температуры тела и частоты пульса»;

Практическая работа;

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/

Итого по разделу

35


Раздел 3. Правила безопасной жизни.

3.1.

Здоровый образ жизни; забота о здоровье и безопасности окружающих людей.

2

0

0

20.04.2023 26.04.2023

Практическая работа по теме «Рассматривание знаков (опасно, пожароопасно, взрывоопасно; внимание — автопогрузчик; электрический ток; малозаметное препятствие; падение с высоты), коллективное объяснение их значения»;

Устный опрос;

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/

3.2.

Безопасность во дворе жилого дома (внимание к зонам электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов; предупреждающие знаки
безопасности).

2

0

0

27.04.2023 16.05.2023

Рассказ учителя по теме «Правила поведения в транспорте, на вокзалах, в аэропортах, на борту самолета, судна»;

Тестирование;

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/




3.3.

Транспортная безопасность пассажира разных видов транспорта, правила поведения на вокзалах, в
аэропортах, на борту самолёта, судна.

2

1

0

17.05.2023 23.05.2023

Работа в группах: составление памятки по теме «Правила поведения в аэропортах, на борту самолета, судна (по выбору группы)»;

Тестирование;

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/

3.4.

Безопасность в Интернете (ориентировка в признаках мошенничества в сети; защита персональной
информации) в условиях контролируемого доступа в Интернет.

1

0

0

24.05.2023 26.05.2023

Учебный диалог по теме «Как обеспечить безопасность при работе в Интернете»;

Тестирование;

https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/

Итого по разделу

7


Резервное время

6


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

4

6





ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Человек и общество.Общество — совокупность людей, которые
объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. с 13

1

0

1

02.09.2022

Устный опрос;

2.

Общество — совокупность людей, которые
объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.

1

0

1

07.09.2022

Устный опрос;

3.

Наша Родина — Российская Федерация —многонациональная страна. с 17

1

0

1

09.09.2022

Устный опрос;

4.

Особенности жизни, быта, культуры народов РФ.


1

0

1

14.09.2022

Устный опрос;


Особенности жизни, быта, культуры народов РФ.

Тестирование .

1

0

0

16.09.2022

Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

5.

Уникальные памятники культуры (социальные и природные объекты) России.

1

0

1

21.09.2022

Устный опрос;

6.

Уникальные памятники культуры (социальные и природные объекты) Нижегородской области.

1

0

1

23.09.2022

Устный опрос;;

7.

Города Золотого кольца России. с 86

1

0

1

28.09.2022

Устный опрос;

8.

Города Золотого кольца России.

1

0

1

30.09.2022

Устный опрос;

9.

Города Золотого кольца России.

1

0

1

05.10.2022

Тестирование;

10.

Государственная символика Российской Федерации (гимн, герб, флаг)

1

0

1

07.10.2022

Устный опрос;

11.

Государственная символика Тульской области (гимн, герб, флаг).

1

0

1

12.10.2022

Самооценка с
использованием

«Оценочного листа»;

12.

Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов.

1

0

1

21.10.2022

Устный опрос;

13.

Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов.

1

0

1

14.10.2022

Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

14.

Семья — коллектив близких, родных людей. Поколения в семье.

1

0

1

19.10.2022

Устный опрос;

15.

Взаимоотношения в семье: любовь, доброта, внимание, поддержка.

1

0

1

26.10.2022

Практическая работа;

16.

Семейный бюджет, доходы и расходы семьи.с 69

Контрольная работа за 1 четверть.

1

0

1

28.10.2022

Контрольная работа

17.

Страны и народы мира на карте.с 96

1

0

1

09.11.2022

Практическая работа;

18.

Страны и народы мира на карте.

1

0

1

11.11.2022

Тестирование;




19.

Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся.с 119

1

0

1

16.11.2022

Тестирование;

20.

Человек и природа. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твёрдые тела, жидкости, газы, их свойства.с 44

1

0

1

18.11.2022

Практическая работа;

21.

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение для жизни.с 52

1

0

1

23.11.2022

Устный опрос;

22.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её
распространение в природе, значение для жизни.

Круговорот воды в природе.с 56,60

1

0

1

25.11.2022

Устный опрос;

23.

Охрана воздуха, воды.с 52,63



1

0

1

30.11.2022

Устный опрос;

24.

Горные породы и минералы. Полезные
ископаемые, их значение в хозяйстве человека. Полезные ископаемые Нижегородской области.с 46 ч 2

1

0

1

02.12.2022

Практическая работа;

25.

Почва, её состав, значение для живой
природы и хозяйственной деятельности человека.с 68

1

0

1

07.12.2022

Устный опрос;

26.

Царства природы. Бактерии, общее
представление. Грибы: строение шляпочного гриба; съедобные и несъедобные грибы.с 107

1

0

1

09.12.2022

Практическая работа;

27.

Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей
среды.с 72

1

0

1

14.12.2022

Практическая работа;

28.

Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. с 80

1

0

1

16.12.2022

Практическая работа;

29.

Роль растений в природе и жизни людей,
бережное отношение человека к растениям.с 84

1

0

1

21.12.2022

Тестирование;

30.

Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений.с 77

1

0

1

23.12.2022

Устный опрос;

31.

Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений.

Контрольная работа за 2 четверть.

1

0

1

28.12.2022

Конитрольная работа

32.

Растения родного края, названия и краткая характеристика.

1

0

1

13.01.2023

Устный опрос

33.

Охрана растений.с 84

1

0

0

18.01.2023

Устный опрос

34.

Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружаю щей
среды.с 88

1

0

1

20.01.2023

Устный опрос;

35.

Размножение и развитие животных (рыбы, земноводные).с 98

1

0

1

25.01.2023

Устный опрос;

36.

Размножение и развитие животных ( пресмыкающиеся, птицы).с 98

1

0

1

27.01.2023

Устный опрос;

37.

Размножение и развитие животных ( звери, земноводные).с 98

1

0

1

01.02.2023

Устный опрос;




38.

Особенности питания животных. Цепи питания. с 94

1

0

1

03.02.2023

Тестирование;

39.

Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).

1

0

1

08.02.2023

Устный опрос;

40.

Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.

1

0

1

10.02.2023

Устный опрос;

41.

Охрана животных. с 103

1

0

1

15.02.2023

Устный опрос;

42.

Животные родного края, их названия.

1

0

1

17.02.2023

Тестирование;

43.

Животные родного края, их названия.

1

0

1

24.02.2023

Устный опрос;

44.

Природные сообщества- лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе.

1

0

0

01.03.2023

Тестирование;

45.

Природные сообщества- лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе.

1

0

1

03.03.2023

Устный опрос;

46.

Великий круговорот в природе. с 114

1

0

1

10.03.2023

Устный опрос;

47.

Создание человеком природных сообществ для хозяйственной деятельности, получения
продуктов питания (поле, сад, огород).

1

0

1

15.03.2023

Устный опрос;

48.

Проверочная работа по теме "Растения и животные родного края"

1

0

1

17.03.2023

Тестирование

49.

Природные сообщества родного края

1

0

1

22.03.2023

Устный опрос;

50.

Природные сообщества Тульского края края.

Контрольная работа за 3 четверть.

1

0

1

24.03.2023

Контрольная работа;

51.

Правила поведения в лесу, на водоёме, на лугу.

1

0

1

05.04.2023

Устный опрос

52.

Проверочная работа по теме "Наша безопасность"

1

1

0

07.04.2023

Проверочная работа

53.

Системы органов (опорно-двигательная), их роль в жизнедеятельности организма и гигиена.

1

0

1

12.04.2023

Устный опрос

54.

Системы органов ( пищеварительная), их роль в жизнедеятельности организма и гигиена.

1

0

1

14.04.2023

Устный опрос

55.

Системы органов дыхания, их роль в жизнедеятельности организма и гигиена.

1

0

1

19.04.2023

Устный опрос

56.

Органы кровеносной системы, их роль в жизнедеятельности организма и гигиена.

1

0

1

21.04.2023

Устный опрос

57.

Органы нервной системы, их роль в жизнедеятельности организма и гигиена.

1

0

1

26.04.2023

Устный опрос

58.

Системы органов чувств, их роль в
жизнедеятельности организма и гигиена.

1

0

0

28.04.2023

Устный опрос

59.

Измерение температуры тела человека, частоты пульса

1

0

1

03.05.2023

Практическая работа;

60.

Здоровый образ жизни; забота о здоровье и безопасности окружающих людей.

1

0

1

05.05.2023

Устный опрос;

61.

Здоровый образ жизни; забота о здоровье и безопасности окружающих людей.

1

0

1

10.05.2023

Устный опрос;

62.

Проверочная работа по теме "Мы и наше здоровье"

1

1

0

12.05.2023

Тестирование;




63.

Безопасность во дворе жилого дома (внимание к зонам электрических, газовых, тепловых
подстанций и других опасных объектов;
предупреждающие знаки безопасности).

1

0

1

17.05.2023

Устный опрос;

64.

Безопасность во дворе жилого дома (внимание к зонам электрических, газовых, тепловых
подстанций и других опасных объектов;
предупреждающие знаки безопасности).

1

0

1

19.05.2023

Устный опрос;

65.

Транспортная безопасность пассажира разных видов транспорта, правила поведения на вокзалах, в аэропортах, на борту самолёта, судна.

1

0

1

24.05.2023

Устный опрос;

66.

Безопасность в Интернете (ориентировка в признаках мошенничества в сети; защита персональной информации) в условиях контролируемого доступа в Интернет.

1

0

0

26.05.2023

Устный опрос;;

67.

Итоговая проверочная работа.

1

1

0

31.08.2022

Тестирование;

68.

Анализ работ

1

0

0

31.08.2022


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

4

64





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Окружающий мир (в 2 частях), 3 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство«Просвещение»;
Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

https://cdn.catalog.prosv.ru/attachment/f9939401-b298-11e0-9fda-001018890642.pdf

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://resh.edu.ru/subject/43/3/

УЧИ.РУ
ИНФОУРОК



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Интерактивная доска, ноутбук, колонки.


УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.