Рабочая программа по русскому языку в 7 классе

2
0
Материал опубликован 14 February 2022

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №12 г. Макеевки








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку в 7 классе

Количество часов: 4 часа в неделю (132 часов)

Уровень: базовый

Срок реализации программы: 1 год (2018-2019 учебный год)

Учитель: Гриль Л.Ю.

Контрольные измерители:

диктанты: 2

диктант с грамматическим заданием

сочинения: 1

изложения: 1

тестовый контроль: 4

Структура 2018-2019 учебного года

В 2018-2019 учебном году планирование и организация учебного процесса будут осуществляться по учебным четвертям (семестрам)

Структура 2018-2019 учебного года (период учебных занятий), ориентировочно:


І четверть 03.09.2018 – 26.10.2018

ІІ четверть 05.11.2018 – 28.12.2018

ІІІ четверть 14.01.2019 – 22.03.2019

ІV четверть 01.04.2019 – 24.05. 2019


Каникулы

Осенние 28.10.2018 – 04.11.2018

Зимние 30.12.2018 – 13.01.2019

Весенние 25.03.2019 – 31.03.2019


Последний звонок 24.05.2019

Статус документа

Программа по русскому языку составлена на основе Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 20 июля 2018 года № 678.







Расписание уроков

Понедельник

Четверг















Вторник

Пятница















Среда











Программа разработана в соответствии с примерной программой:

Русский язык : 5-9 кл. : примернаяпрограмма для общеобразоват. организаций (основное общее образование) / Сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Болгаров М.В., Бескоровайная Л.П., Лутова Т.А., Плыс Л.Н.– 4-е изд., доп. и дораб. – Донецк: Истоки, 2018. – 165с.

Настоящая примернаяпрограмма предназначена для 5-9 классов (основная школа) общеобразовательных учебных заведений Донецкой Народной Республики. В основу программы положена идея личностно ориентированного и системно-деятельностного обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся.

Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примернойпрограммы включает перечень понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. В примернуюпрограмму включаются элементы общих сведений о языке, об истории языка, его современных разновидностях. Работа по культуре и развитию речи рассредоточена по всем классам. В каждом классе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль изначение русского языка в мире.

Содержание каждого раздела примернойпрограммы, каждой темы содействует развитию логического мышления иречи учащихся. Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами русского литературного языка, второе направление – обогащение словарного запаса играмматического строя речи учащихся, третье – формирование умений и навыков связного изложения мыслей вустной иписьменной форме. Как обязательная составная часть вработе поразвитию речи учащихся – предупреждение иустранение различных речевых ошибок. Работа поразвитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. В примернуюпрограмму включены уроки текстоведения.

В примернойпрограмме выписаны межпредметные связи на уроках русского языка, личностные, метапредметные, предметные умения и достижения учащихся.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая примернаяпрограмма предназначена для учащихся 5-9 классов общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики и составлена с учётом требований Государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Примерная программа детализирует и раскрывает содержание ГОС, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета «Русский язык» в соответствии с целями изучения, которые определены стандартом.

Даннаяпримерная программа по русскому языку для основного общего образования обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана с учётом:



фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;

требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;



программы развития универсальных учебных действий.

Примерная программа реализует следующие основные функции:

информационно-методическую;

организационно-планирующую;

контролирующую.

Информационно-методическаяфункция позволяет всем участникам учебно-воспитательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии образования, воспитания и развития школьников средствами учебного предмета, о специфике каждого этапа обучения.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения,определение количественных и качественных характеристик учебного материала и уровня подготовки учащихся по русскому языку на каждом этапе.



Контролирующая функция заключается в том,что программа,задавая требования ксодержанию речи, коммуникативным умениям, к отбору языкового материала и к уровню подготовки учащихся на каждом этапе обучения, может служить основой для сравнения полученных в ходе контроля результатов.



Базовая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку,содержание курса,учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, требования к уровню выпускников, список литературы, учебно-методическое обеспечение.



Примерная программаслужиториентиромпритематическомпланировании курса, определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остаётся возможность выбора вариативной составляющей содержания образования.

При этом собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся остаётся за учителем.

Вклад предмета «Русский язык» в достижение целей основного общего образования.

Русский язык – один из самых развитых языков мира, средство межнационального и международного общения, основа формирования гражданской идентичности и толерантности в полилингвальном и мультикультурном обществе. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием.

Русский язык в современном мире – один из официальных языков ООН. В Донецкой Народной Республике он является одним из двух государственных языков.

Метапредметные образовательные функции языка определяютуниверсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности учащегося в процессе его обучения в школе. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Русский язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Русский язык является основой формирования этических норм поведения обучающегося в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание гражданственности и патриотизма,сознательного отношения к языку какявлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности,коммуникативных умений инавыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке,его устройстве;об особенностях функционированиярусского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;

формирование умений опознавать,анализировать,сопоставлять,классифицироватьязыковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Общая характеристика

Учебный предмет «Русский язык» имеет познавательно-практическую направленность. Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных целей курса русского языка в 5-9 классах.

Целями изучения русского языка в основной школе являются:

воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;

обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования являются ключевой составляющей Стандарта, которые расширяют представление об образовательных результатах и ориентируют не только на нормирование предметных результатов, но и на достижение метапредметных и личностных результатов. Эти требования сформулированы на основе обобщения и согласования ожидаемых перспектив и запросов личности, семьи, общества и государства к сфере образования. Они представляют собой конкретизированные и операционализированные цели образования.

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога повествование, описание, рассуждение, сочетание разных видов монолога и диалога и этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен мнениями и другие, сочетание разных видов диалога;

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации,одного из государственных языков Донецкой Народной Республики, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики и ее основных разделов: язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в 7 классе сводятся к следующему:

Научить производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, сложных предложений с союзами; составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

Формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка.

Развивать и совершенствовать способность понимать коммуникативные цели и мотивы говорящего; воспринимать на слух информацию художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, устанавливать смысловые части текста, определять их связи.

Формировать и развивать умения:

адекватно воспринимать тексты различных функциональных стилей и разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций;

создавать собственные письменные тексты на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы на основе отбора необходимой информации в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения;

создавать устные и письменные тексты основных жанров публицистического стиля (выступление, статья, интервью);

подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;

писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;

собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;

грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы;

совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.

Данная рабочая программа содержит ряд принципиальных новшеств, определяющих концептуальную новизну преподавания курса русского языка в основной школе, а также в седьмом классе: 1) изменение концепции преподавания (приоритеты, подходы); 2) значительное изменение содержания образования (расширение тем).

Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в основной школе. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

При изучении той или иной темы одна из компетенций является доминирующей (см. календарно – тематический план), но в реальном учебном процессе формирование вышеуказанных компетенций происходит в тесной взаимосвязи, так как в основу разработанной программы положена актуальная в настоящее время идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития учащихся. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.

В соответствии с вышеуказанным подходом содержание представленной программы направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Так, например, изучение морфологии обеспечивает школьникам овладение формами слов, словосочетаний, предложений, соответствующих нормам литературного языка. Усваивая теоретические сведения по морфологии, ученики практически овладевают языковыми средствами учебно – научной речи, анализируют и создают тексты разных стилей и жанров, совершенствуют все виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо), различные коммуникативные навыки. Таким образом, устанавливая взаимосвязь между процессами осознания языковой системы и личным опытом использования языка в определенных условиях, ситуациях общения , данная программа создаёт условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в основной школе.

В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать следующие учебные умения и навыки: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Материал в программе расположен с учётом возрастных возможностей учащихся. Программа предусматривает прочное усвоение материала, так как для повторения в начале и в конце года выделены специальные часы: «Введение. Повторение пройденного в 5-6 классе» (11 часов)», « Повторение и систематизация изученного в 7 классе» (6 часов). Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.

Учебно-тематический план рассчитан на 132 часов из расчёта 4 часа в неделю, 33 учебных недели.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


В результате изучения русского языка учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

Ученик должен знать\ понимать:

роль родного языка в жизни человека и общества;

признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

основные единицы языка, их признаки;

основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);

грамматические признаки причастия как самостоятельной части речи; отличительные особенности причастий и прилагательных;

об особенностях склонения причастий;

определение причастного оборота, его место по отношению к определяемому слову, графическое обозначение причастного оборота в предложении, правило выделения причастного оборота запятыми в предложении;

действительные и страдательные причастия;

краткие страдательные причастия;

способы образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени;

порядок морфологического разбора причастий;

грамматические признаки деепричастия как части речи;

определение деепричастного оборота, правила выделения деепричастного оборота на письме запятыми;

способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида;

порядок морфологического разбора деепричастий;

грамматические признаки наречия как части речи;

смысловые группы наречий;

о лексическом и грамматическом значении слов категории состояния;

признаки классификации самостоятельных и служебных частей речи;

правила употребления предлогов с разными падежами;

о производных и непроизводных, простых и составных предлогах;

о союзе как части речи, его роли в тексте и предложении;

о сочинительных и подчинительных союзах;

порядок морфологического разбора предлогов и союзов;

отличие частиц от самостоятельных частей речи;

формообразующие и смысловые частицы;

отличительные особенности приставке не и отрицательной частицы не, приставки, союза, частицы ни;

о назначении в речи междометий.

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе;

производить синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами;

составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии.

Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Орфограммы, изученные в 7 классе:

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени;

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;

Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов;

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;

Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных;

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями;

Буква Е-Ё после шипящих в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени;

Правописание НЕ с деепричастиями;

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е;

Буквы Е-И в приставках НЕ-НИ отрицательных наречий;

Одна и две буквы Н в наречиях на О-Е;

Буквы О-Е после шипящих на конце наречий;

Буквы О-А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С;

Дефис между частями слова в наречиях;

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных;

Мягкий знак после шипящих на конце наречий;

Слитное и раздельное написание производных предлогов;

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато;

Раздельное и дефисное написание частиц;

Правописание частицы НЕ с различными частями речи;

Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ.

правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации.

Выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого существительного, деепричастные обороты.

По связной речи.

адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы;

подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;

писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;

грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях;

собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;

совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.

Аудирование и чтение

адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную информацию);

извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.

Говорение и письмо

воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

создавать тексты различных стилей и жанров (выступление, статья, интервью, очерк);

осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);

свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.


Система оценивания

В конце изучения каждой темы предусматриваются самостоятельные работы, тестирование, творческие и контрольные работы.


Итоговая работа в форме теста

Методы и формы контроля

Комплексный анализ текста

Осложненное списывание

Тест

Составление сложного плана и простого плана к тексту

Изложение текста (подробное, сжатое, выборочное)

Составление текста определенного стиля и типа речи

Сочинение

Составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста

Редактирование текста

Работа с деформированным текстом

Учитывая необходимость постоянно выявлять степень усвоения программного материала, в 7 классе необходимо провести за год следующее количество итоговых письменных контрольных работ:




Виды работ

Класс

VII

Диктанты

2

Диктант с грамматическим заданием

2

Изложения

1

Сочинения

1

Тесты

4

Всего

10

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

(33 рабочие недели, 4 часа в неделю, 132 часа в год)



Изучение языковых тем

108 часов

Введение

1 час

Контрольные работы

8 часов

Повторение изученного в 5, 6 классах

10 часов

Уроки развития речи и текстоведения

10 + 6 часов

Морфология и орфография. Культура речи

54 часа

Всего

132 часа

Причастие

20 часов



Деепричастие

10 часов



Наречие

20 часов



Категория состояния

4 часа



Служебные части речи

37 часов



Предлог

11часов



Союз

12 часов



Частица

12часов



Междометие

2 часа



Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах

6 часов


1. Вводный урок. Русский язык как развивающееся явление.

Знать некоторые особенности развития русского языка; понятия: русский литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка.

Уметь обобщать знания о языке, полученные в 5–6 классах; оперировать терминами при анализе языкового явления; работать с учебной и справочной литературой.

2. Повторение изученного в 5 – 6 классах.

2.1.Синтаксис и пунктуация

Знать изученные сведения из раздела «Синтаксис и пунктуация»; понятия грамматическая основа предложения, члены предложения; строение ПП и СП; правила постановки знаков препинания в ПП и СП.

Уметь ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях.

2.2. Лексика и фразеология.

Знать понятия лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы.

Уметь ставить знаки препинания в сложном предложении, в предложении с прямой речью, в обозначении орфограмм.

2.3. Фонетика и орфография.

Повторить трудные вопросы темы (роль букв е, ё, ю, я), порядок и особенности фонетического разбора, соотнесенность произношения и написания слов в русском языке, орфограммы, связанные с безударными гласными, проверяемыми согласными, с правописанием ъ и ь.

2.4. Словообразование и орфография.

Вспомнить и закрепить навыки словообразовательного разбора.

Повторить орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях.

Уметь различать формы слова и однокоренные слова.

2.5. Морфология и орфография.

Повторить основные сведения по морфологии, правописание безударных гласных в окончаниях изменяемых частей речи.

Уметь разграничивать части речи по их морфологическим признакам.

2.6. Уроки развития речи.

Знать особенности устной и письменной речи, компонентов речевой ситуации.

Уметь применять языковые средствав зависимости от цели, темы ,основной мысли, адресата и условий.

2.7. Текст. Стили литературного языка.

Знать основные признаки текста, типы речи; изученные стили языка, особенности публицистического стиля.

Уметь анализировать текст, определять его типовую принадлежность; осуществлять комплексный анализ текста.

3. Морфология и орфография. Культура речи.

3.1. Причастие.

Знать характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении.

Уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастий, определять синтаксическую роль причастия в предложении, уметь доказать принадлежность причастия к самостоятельным частям речи в форме рассуждения.

3.2. Деепричастие.

Знать характеристику деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении; знать, что основное и добавочное действия, обозначенные глаголом-сказуемым и деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету).

Уметь находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях; определять синтаксическую роль деепричастия; находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий; определять вид деепричастии

3.3. Наречие.

Знать значение наречия; вопросы, на которые оно отвечает; знать, что наречия не изменяются, синтаксическую роль наречия в предложении.

Уметь находить наречия в тексте; группировать словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям прилагательным, другим наречиям; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий.

3.4. Категория состояния.

Знать значение категории состояния; знать, что слова категории состояния не изменяются; что состояние может быть выражено и в положительной, и в сравнительной степени; синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничение наречий и категории состояния.

Уметь находить слова категории состояния; определять, к каким группам по значению относятся слова категории состояния; определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте.

4. Служебные части речи.

Знать перечень служебных частей речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных.

Уметь находить служебные части речи в тексте, классифицировать их.

5. Повторение изученного в 7 классе.

Знать определения основных изученных в 5- 7 классах языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры

Календарно-тематическое планирование уроков


Тема урока К-во ДАТА

ПРИМЕЧАНИЕ

план


план факт



ТЕМА 1. Введение. Повторение изученного в 6 классе.

11




1


Язык как развивающееся явление.

1




2


КР №1. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

1




3


Работа над ошибками. Синтаксис и пунктуация. Основные синтаксические понятия.

1




4


Синтаксический и пунктуационный разбор

1




5


Лексика и фразеология.

1




6


Фонетика и орфография.

1




7


Фонетический разбор слова

1




8


Морфемика и словообразование

1




9


Морфемный и словообразовательный разбор. Омонимичные корни.

1




10-11


Морфология и орфография.

2





12


Морфологический разбор

1




13


КР№ 2. ТЕСТЫ

1




14


Работа над ошибками. РР №1. Диалог. Виды диалога.Ситуация общения

1




15


РР№ 2. Сочинение .Интервью с художником И.Поповым

1






ТЕМА 2. ТЕКСТОВЕДЕНИЕ

6




16


Текст как продукт речевой деятельности. Смысловые части текста. Абзац, его композиция.

1




17


Функционально-смысловые типы текста.

1




18


Стили литературного языка

1




19


Публицистический стиль речи. Особенности публичной речи.

1




20


Сочинение – описание действий в спорте

1




21


Рецензия. Рецензия на прочитанный текст.

1




22


РР№3.Сжатое изложение текста смешанного стиля.

1






морфология. орфография. культура речи

54






ПРИЧАСТИЕ

20




23


Повторение пройденного о глаголе в 5-6 класс

1




24


Понятие о причастии: грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

1




25


Морфологические признаки причастия (признаки прилагательного и глагола).

1




26


РР№4 Устное высказывание на предложенную тему.

1




27


Синтаксическая роль причастий в предложении

1




26-27


Действительные и страдательные причастия.

2




28


Полные и краткие страдательные причастия.

1




29-30


Причастный оборот, выделение запятыми причастного оборота.

2




31


РР №5 КР№ 3. КОНТРОЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ.

1




32


Работа над ошибками.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

1




33


Текстообразующая роль причастий.

1




34-35


Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

2




36


Не с причастиями

1




37


Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий.

1




38-З9


Правописание действительных причастий: безударные личные окончания причастий; написание суффиксов причастий -ущ-(-ющ-), - ащ-(-ящ-).

2




40


Правописание страдательных причастий: написание суффиксов -ем-(-ом-),-им-; буквы а(я) и е перед нн в страдательных причастиях прошедшего времени.


1




41



Н и нн в суффиксах полных причастий и отглагольных прилагательных.

1




42


Одна буква н в кратких причастиях.

1




43


Культура речи. Правильное употребление причастий (орфоэпические, грамматические, лексические нормы).

1




44


КР№4 ТЕСТЫ

1






ДЕЕПРИЧАСТИЕ

10




45


Работа над ошибками. Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

1




46


Синтаксическая роль деепричастий в предложении

1




47


Текстообразующая роль деепричастий.

1




48


РР №6. Описание внешности человека. Структура текста, языковые особенности («портретные» слова).

1




49


Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте.

1




50


Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление).

1




51-52


Деепричастия совершенного и несовершенного вида

2




53


Суффиксы деепричастий совершенного и несовершенного вида.

1




54


Не с деепричастиями.

1




55


Культура речи. Правильное употребление деепричастий (орфоэпические нормы).

1




56


КР№5 КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ.

1






НАРЕЧИЕ

20




57


Работа над ошибками.Наречие как часть речи

1




58


Синтаксическая роль наречий в предложении.

1




59-60


Разряды наречий по значению.

2




61-62


Степени сравнения наречий.

2




63


Словообразование наречий.

1




64


Текстообразующая роль наречий.

1




65


Правописание наречий: слитное, раздельное и дефисное написание.

1




66


Правописание не с наречиями на –ои –е;не- и ни- в наречиях

1




67


Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е.

1




68


Буквы о и е после шипящих на конце наречий.

1




69


Суффиксы –о и –а на конце наречий.

1




70


Дефис между частями слова в наречиях.

1




71


РР №7. Написание сочинения по картине И.Попова «Первый снег».

1




72-73


Слитные и раздельные написания наречий.

2




74


Ь знак на конце наречий после шипящих

1




75


Культура речи. Правильное употребление наречий (орфоэпические нормы).

1




76


Культура речи. Правильное употребление наречий (грамматические нормы).

1




77


Культура речи. Правильное употребление наречий (лексические нормы).

1




78


КР№6 ТЕСТЫ

1






КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ

4




79-80


Работа над ошибками

Категория состояния как часть речи.

2




81


Отличие категории состояния от наречий.

1




82


Синтаксическая роль слов категории состояния.

1




83


КР №7. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

1






СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. культура речи

37






Работа над ошибками. Предлог как служебная часть речи

11




84


Роль служебных частей речи.


1




85


Предлог как часть речи.

1




86


Синтаксическая роль предлогов в предложении.

1




87


Непроизводные и производные предлоги.

1




88


Правописание производных предлогов.

1




89


Простые и составные предлоги.

1




90


Текстообразующая роль предлогов.


1




91-92


Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.)

2




93


Дефис в предлогах из-за, из-под.


1




94


Предлог в предложении и тексте.

1




95


КР№8. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ.

1







СОЮЗ КАК СЛУЖЕБНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ

12




96


Работа над ошибкамиСоюз как часть речи.

1




97


Разряды союзов по значению (сочинительные и подчинительные).

1




98


Синтаксическая роль союзов в предложении.

1




99


РР№8 Описание действий трудовых процессов. Изложение –описание процесса труда

1




100


Разряды союзов: по составу (простые и составные), по употреблению (одиночные, повторяющиеся, двойные).

1




101


Сочинительные союзы – соединительные, разделительные, противительные.

1




102


Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях

1




103-104


Группы подчинительных союзов.

2




105


Правописание союзов.

1




106


Текстообразующая роль союзов.

1




107


Слитные и раздельные написания союзов.

1




108


Отличие на письме союзов зато, чтобы, тоже от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.


1




109


РР№9КР№9КОНТРОЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ

1






ЧАСТИЦА КАК СЛУЖЕБНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ

12




110


Работа над ошибками.Частица как часть речи

1




111


Разряды частиц по значению и функции (смысловые и формообразующие).

1




112


Синтаксическая роль частиц в предложении.

1




113


Формообразующие и смысловые частицы.

1




114


Смысловые частицы: отрицательные, утвердительные, усилительные, вопросительные, восклицательные.

1




115


Смысловые частицы: уточняющие, выделительно-ограничительные.

1




116


Смысловые частицы: указательные, сомнения, смягчающая требование.

1




117


Формообразующие частицы образуют формы сослагательного и повелительного наклонения глаголов, придают глагольным формам значение многократности повторения действия в прошлом (бывало) и значение невозможности завершить действие вследствие каких-либо причин (было).

1




118


Правописание не и ни с различными частями речи

1




119


Правописание частиц.

1




120


Частица в предложении и тексте.

1




121


Культура речи. Правильное употребление предлогов, союзов и частиц.

1




122


РР№10 Устный рассказ-репортаж на основе увиденного на картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа» по данному началу.

1






МЕЖДОМЕТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

2




123


Синтаксическая роль междометий в предложении Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.

1




124


Дефис в междометиях .Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях

1




125


КР 10. ТЕСТЫ.

1






ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 И 6 КЛАССЕ

6




126


Работа над ошибками.Именные части речи (имя существительное).

1




127


Именные части речи (имя прилагательное).

1




128


Именные части речи (имя числительное).

1




129


Именные части речи (местоимение).

1




130


Начальная форма:неопределённая форма глагола (инфинитив).

1




131-132


Постоянные морфологические признаки глагола (вид глагола).

2




















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.