Работа на конкурс «Тематические уровневые карточки»
Работа на конкурс
«Тематические уровневые карточки»
Работу выполнила: Иванова Любовь Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Молдинской СОШ имени В. В. Андреева.
2022 год
Пояснительная записка.
Предмет: русский язык.
Раздел: «Деепричастие».
Класс 7 .
Деепричастие как самостоятельная часть речи изучается в 7 классе. На первом уроке учащиеся получают достаточно информации об этой новой части речи, учатся отличать её от других частей речи. На следующих уроках изучается деепричастный оборот и знаки препинания при нём, затем - деепричастия совершенного и несовершенного вида. По программе на эту часть речи отводится немного часов, но материал очень важен, т.к. в 8 классе изучаются обособленные обстоятельства.
Работа с подобными карточками позволяет учителю определить, как усвоен материал, кто из учеников испытывает трудности и нуждается в помощи.
Цели:
закреплять умение отличать деепричастие от причастия, глагола и других частей речи;
знать, что деепричастие образуется от глагола и обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом;
развивать умение правильно образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида;
знать правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте;
уметь находить границы деепричастного оборота, отличать его от причастного.
Тип задания: индивидуальное (возможно использование в группе).
Ожидаемые результаты:
ученики научатся отличать деепричастия от других частей речи;
выделять запятыми деепричастия и деепричастные обороты;
определять вид;
правильно образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида, выделять суффиксы;
правильно строить предложения с деепричастиями.
Рекомендуемое количество времени на выполнение заданий:
К-1 - 5-7 минут;
К-2 – 10-15 минут;
К-3 – 15 минут;
К-4 – 10-15 минут ( зависит от способностей ученика и темпа работы).
Инструкция
В предложенном на конкурс комплекте карточек три группы по три карточки и одна карточка к-4, содержащая задания, расположенные по мере увеличения сложности.
Условные обозначения: к-1 – карточка по первой теме. Расположение карточек в группе – от простого к более сложному( например, к-1/1 содержит задания не очень сложные, с которыми должны справиться все ученики, к-1/2 посложнее, к-1/3 предполагают хорошее знание материала).
К-1 – карточки для развития умения отличать деепричастия от других частей речи. К-2 – образование деепричастий, определение вида. К-3 – постановка запятых при деепричастии и деепричастном обороте. К-4 содержит задания на развитие умения отличать деепричастия, правильно расставлять знаки в предложениях с деепричастиями. Карточки можно использовать на уроке для отработки умений, для контроля знаний.
Группу карточек К-3 можно использовать в 8 классе, когда изучаются обособленные определения и обстоятельства, т.к. в этих карточках есть ещё и причастные обороты, и для подготовки к экзаменам в 9 и в 11классах при повторении обособленных членов предложения. Формат карточек позволяет их редактировать.
Для ученика на каждой карточке написано задание, на одной из них имеется образец записи ответа. Вторая группа карточек содержит поле для внесения ответов.
Использованная литература:
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русской орфографии и пунктуации. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000
Голуб И.Б. Русский язык без репетитора. – М.: Эксмо,2006
ЕГЭ 2014. Русский язык. Сборник заданий и методических рекомендаций / Г.Т.Егораева. .- 7-е изд., перераб. И доп.- М.:Издательство «Экзамен», 2014
Тематические уровневые карточки. Деепричастие. 7 класс.
Группа 1.
К-1/1 | Деепричастие |
Задание. Прочитайте данные ниже слова. Выпишите деепричастия. Прочитав, катились, приподнимаемая, пролетев, сидя, умываясь, вернулся, испугавшись, вспоминаю, прихрамывая, возвращались, попросила, покинули, освещаемая, работая, объясните, раскрасневшись, долетев, сшитая, говоря, успокоилась, ворча, уложились, вытянув, грохоча. |
К-1/2 | Деепричастие |
Задание. Прочитайте данные ниже слова. Выпишите деепричастия. Задумываясь, укрыв, приподнимаемая, шутя, сгоряча, разрушенная, относиться, отдыхавшая, умываясь, испугавшись, прихрамывая, могуча, раскрашена, освещаемая, работая, объясните, раскрасневшись, долетев, сшитая, говоря, успокоилась, выдвинута, простительная, вытянув, укрывая. |
К-1/3 | Деепричастие |
Задание. Прочитайте данные ниже слова. Выпишите деепричастия. Показывавшая, смеясь, сгоряча, разрушенная, облокотившись, младшая, улетая, испугавшись, прихрамывая, испуганная, могуча, раскрашена, будучи, освещаемая, работая, блестящая, раскрасневшись, долетев, сшитая, говоря, успокоилась, выдвинута, воспитана, вытянув, хлопоча. |
Группа 2.
К-2/1 | Деепричастие. Образование деепричастий | ||||
Задание. Прочитайте. От данных глаголов образуйте деепричастия. Запишите их в таблицу, определяя вид. Сосчитать, падать, ласкаться, говорить, увидеть, вспыхнуть, вытянуться, читать, высказать, высказаться, принимать, держать, сохранить, вытянуть, выжить, отвечать, взлетать, гулять, смастерить, кричать.
Выделите суффиксы деепричастий. Придумайте и допишите по два примера в каждый столбик. |
К-2/2 | Деепричастие. Образование деепричастий | ||||
Задание. Прочитайте. От данных глаголов образуйте деепричастия. Запишите их в таблицу, определяя вид. Рассказать, говорить, ласкать, открыться, увидеться, принести, заниматься, читать, высказаться, выписаться, беседовать, сохранить, справиться, выжить, стремиться, корчевать, любить, смастерить, удивляться, тренироваться.
Выделите суффиксы деепричастий. Придумайте и допишите по два примера в каждый столбик. С одним деепричастием придумайте и запишите простое предложение. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
К-2/3 | Деепричастие. Образование деепричастий | ||||
Задание. Прочитайте. От данных глаголов образуйте деепричастия. Запишите их в таблицу, определяя вид. Рассказать, поговорить, ласкать, открыться, увидеться, принести, заниматься, читать, высказаться, выписаться, листать, сохранить, справиться, выжить, устремиться, быть, любить, смастерить, выращивать, тренироваться.
Выделите суффиксы деепричастий. С двумя деепричастиями, придумайте и запишите два простых предложения. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Группа 3.
К-3/1 | Деепричастие. Деепричастный оборот |
Задание. Прочитайте. Найдите предложения с деепричастиями. Спишите эти предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Графически обозначьте деепричастные обороты. Мальчики осторожно перел..зают через забор и с..гнувшись ползут к яблоням (Горький). 2. Группа туристов вышедш..я рано утром в (пол)день ост..новилась для отдыха. 3. Библиотека п..полнилась н..винками художественной л..тературы изда(нн,н)ыми в прошлом году. 4. Птиц.. быстро поднялись испугавшись неожида(нн,н)ого шума и разлетел..сь в разные стор..ны. 5. Мы не дыша сл..дили за полётом чайки. 6. Мы шли долго а затем выбрав место в тени ост..новились на отдых. 7. Дорога вся изрыт..я глубокими к..леями шла тёмным хвойным лесом. 8. Он сидел в кресле удобно выт..нув ноги с открытой книгой на к..ленях. |
К-3/2 | Деепричастие. Деепричастный оборот |
Задание. Прочитайте. Найдите предложения с деепричастиями. Спишите эти предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Графически обозначьте деепричастные обороты. Оставшись один он во(сс,с)т..новил в памяти все подробности вчерашн..го вечера. 2. По пыльной дорог.. ведущ..й к садам т..нулись скр..пучие арбы наполне(нн,н)ые ч..рным виноградом (Л.Толстой). 3. Боясь выдать своё смущение девушка внезапно з..молчала. 4. Сад спускался к реке поросш..й густым камышом (Чехов). 5. Мать (не)уснувшая ночью ни на минуту вскочила с постел.. и сунула огонь в самовар приготовл..нный с вечера (Горький). 6. Кузьма Кузьмич достав из к..рмана свежий огарок изжег его и сел рядом. 7. Метель стихала ра(сс,с)ыпавшись снегом по лесу и т..ряя силу св..стела всё тише и тише. 8. Казаки раз(ъ,ь)ехались не д..говорившись(Шолохов). | |
| |
К-3/3 | Деепричастие. Деепричастный оборот. |
Задание. Прочитайте. Найдите предложения с деепричастиями. Спишите эти предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Графически обозначьте деепричастные обороты. 1. Дорога вся изрыт..я глубокими к..леями шла тёмным хвойным лесом. 2. З..ря зажже(нн,н)ая всходивш..м солнцем запылала п..лыхая всеми о(тт,т)енками алых и желтых красок и осв..щая все вокруг. 3. Горделиво выгнув шею лебедь подплыл к берегу и встр..хнувшись и зам..хав крыльями направ..лся к кормушк... 4. Больной не вынося уличного шума п..просил з..крыть окно в его комнат... 5. Грибники напуганные пр..ближающейся грозой и внезапно потемневш..м небом бросились бежать сломя голову. 6. Снасть с..стояла из броше(нн,н)ой поперёк реки бечевы. 7. Поднявшись все вышли в сени. 8. Работники пр..везенные из города работали не покладая рук помня о будущем щедр..м в..знаграждении. |
Группа 4.
К-4 | Деепричастие. Деепричастный оборот |
Задание 1. Прочитайте данные ниже слова. Выпишите деепричастия. Прочитанный, выкатившись, приподнимаемая, пролетев, сидя, умывался, вернулся, испугавшись, вспоминаю, прихрамывая, возвращались, попросила. Задание 2. Прочитайте. В каждом ряду найдите «лишнее» слово. Выпишите это слово. Свой выбор обоснуйте. Образец: а) прочитана, вышитый, удивляя, видимое. Ответ: а) удивляя – это деепричастие. Остальные слова - причастия. а) замедлив, молчала, вздрогнув, пачкая б) осыпались, слышалось, делался, рассказывая в) летящие, открыта, улыбнувшись, озаряемые г) разбита, отдыхая, сдана, выполнен д) распахнув, возмутившись, сгоряча, грохоча. Задание 3. Прочитайте. Выпишите из предложений глаголы с относящимися к ним деепричастными оборотами (знаки препинания не расставлены). 1. Он шел прихрамывая на правую ногу. 2. Проснувшись час через два я увидел что уже стало темно. 3. Товарищ догнал меня и тихо беседуя мы поехали рядом. 4. Отдохнув несколько дней на юге я вернулся к обычной работе. 5. Птицы быстро поднялись испугавшись неожиданного шума и разлетелись в разные стороны. |