Работа на конкурс «Я -репетитор»

13
1
Участник педагогического конкурса ‒ Всероссийский конкурс «Я – репетитор»
Материал опубликован 16 April 2017
Анкета участника конкурса.

Забелина Алина Викторовна

36 лет

Высшее педагогическое. Рязанский Государственный Педагогический Институт им. С.А. Есенина, учитель математики и физики, 2002 год

Курсы повышения квалиыикации:

- Совершенствование методики преподавания физики в условиях ФГОС ООО, Рязанский институт развития образования, 72 часа

- Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по физике, академия Айти, г.Москва, 72 часа, дистанционно

- Современные технологии решения задач повышенного уровня, Рязанский институт развития образования, 72 часа

-Современный урок в условиях реализации ФГОС, АН ПОО "МАНО", дистанционно

5. Работа в МБОУ «Рыбновская СШ №4» с сентября 2002 года и по сей день

6. Преподаваемые предметы: математика и физика

7. Специализируюсь на повышении успеваемости, подготовке к ОГЭ, ЕГЭ

 

                                                   Конкурсная работа.

Как на репетиторском рынке пробиться новичку? Расскажите, как это сделали Вы?

В положении новичка есть и плюсы, и минусы. Положительная сторона – всё впереди, горит азартом, молодой репетитор привлекательнее для некоторых детей. Минусы – родители больше склонны доверять опыту, рекомендациям, которых у начинающих нет.

Чтобы пробиться на репетиторском рынке, я бы порекомендовала следующее:

- Не гнаться сразу за количеством клиентов:«лучше меньше, да лучше»

- Продумать свою «педагогическую изюминку»

- Свои услуги нужно рекламировать. Дешевле всего – бумажные объявления на остановках, но они не вызывают доверия у родителей, лучше разместить информацию об услугах репетитора в газете или сети интернет. А если уж выбрали бумажный вариант, он должен быть ярким, необычным. Также в каждом крупном городе есть фирмы, предоставляющие работу репетиторам. Можно сотрудничать с ними, если самостоятельно начать карьеру пока сложно.

- Вложите всю душу в работу с первыми своими учениками. Тогда после их рекомендаций, к Вам точно потянутся реки желающих получать знания.

 

Как развить у ребёнка интерес к обучению?

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам немного пофантазировать и представить себе, что все ваши ученики воспринимают занятия не как дополнительную нагрузку, говорят, что время урока промчалось незаметно, не боятся сложных задач и мыслят творчески. Вам нравится такая перспектива? Есть хорошая новость – она достижима. А достигнуть такого замечательного результата поможет применение репетиторами на занятиях элементов Теории решения изобретательских задач.

Начиная работать в школе и на репетиторском рынке в 2002 году, я столкнулась со следующей проблемой. Анализируя работу учащихся на уроках, я замечала, что дети знают формулировки законов, определения, решают задачи по формулам, но при этом практическое применения законов, нестандартные формулировки задач вводят в замешательство даже сильных учащихся. А значит мало выучить по учебнику, нужно стараться мыслить творчески.

Умение решать ТРИЗ задачи повышает вероятность успешного решения проблем не только в учебе, но и в жизни.

Об этом я рассказала в своей статье для «Учительской газеты» под названием «Новый ФГОС плюс старый ТРИЗ».

Выбирая тему самообразования «Применение элементов технологии ТРИЗ на уроках физики и математики», я познакомилась с работами Доктора педагогических наук, профессора, директора Международного научного центра непрерывного креативного образования и развития творческих способностей с активным использованием ТРИЗ  Зиновкиной Мирославы Михайловны.

Ее модель формирования творческой личности учащихся легла в основу моей системы работы.

Структура занятия с элементами ТРИЗ существенно отличается от традиционного урока и включает в себя блоки, реализующие цели урока, адекватные целям креативного образования в целом. Логика построения уроков творчества обусловлена целью, сделать процесс обучения подлинно развивающим.

Блок 1 (УДИВЛЕНИЕ) представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов-сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность.

Всегда удивительно и интересно узнавать о изобретениях, сделанных юными мыслителями. Ученик может примерить на себя роль учёного и получает толчок к собственным изобретениям

Например.

Тема «Агрегатные состояния вещества 7 класс

11-летний Фрэнк Эпперсон забыл на крыльце стакан с содовой (дело было зимой). Через 18 лет, вспоминая этот случай, он открыл прибыльное производство. Хотите узнать какое?

Тема «Удельная теплота сгорания топлива» 8 класс

В 1896 году в Екатеринбурге один крестьянин построил большой бревенчатый дом. Потом обставил его деревянной мебелью, обложил со всех сторон поленьями, облил керосином и поджег при большом стечении народа. В результате этой акции он значительно разбогател... Как вы думаете почему?

Блоки 2 и 6 (содержательная часть) это отработка того материала, который отражает учебные цели данного ученика (отработка конкретных тем, повышение успеваемости или подготовка к экзамену)

Блок 3 (психологическая разгрузка) представляет собой систему заданий психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга. Приведу примеры: использую упражнения по чтению цветного текста. Ученику необходимо читать слово и называть цвет. Привожу цветной текст для темы «Масса тела. Единицы массы»

Также использую приём рисование обеими руками.

Одновременно рисуем правой и левой рукой в воздухе обозначения физических величин : длины волны, скорости, периода частоты, времени, силы. Это упражнение улучшает эффективность работы обоих полушарий головного мозга. Такое рисование задействует оба полушария мозга.

 

Двигательная гимнастика «Перекрестные движения».

Если тема занятия была очень сложной, решали много задач и дети устали, то использую двигательную гимнастику. Перемещение противоположных конечностей через всё тело требует от левого и правого полушарий головного мозга совместной работы.

 

Блок 4 (головоломка) представляет собой систему усложняющихся головоломок, воплощенных в реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея.

 

Тема урока «Электрическая цепь и её составные части» 8 класс. Соедини текст загадки с картинкой-отгадкой.

Невелик он, но могуч!

Остановит вмиг конвейер,

Замыкает цепи…

Он энергию хранит,

С ним пересечёт экватор

Ваш мобильный телефон.

Что это?

Им силу тока успешно меняют,

Если одну из деталей сдвигают.

Весел, голосист и звонок

Начинает он урок иль зовёт на перемену

Электрический…

 

Блок 5 (интеллектуальный марафон) представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, креативного мышления и творческих способностей учащихся.

На этом этапе я применяю открытые ТРИЗ задачи.

Блок 7 (компьютерная интеллектуальная поддержка) обеспечивает мотивацию и развитие мышления, предусматривает систему усложняющихся компьютерных игр-головоломок, адаптированных к возрасту учащихся, обеспечивает переход из внешнего плана действий во внутренний план.

Блок 8 (резюме) обеспечивает обратную связь с учащимися на занятии и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся самого занятия.  

Я позволю себе возвратиться к структуре урока и обратить ваше внимание на 5 блок «Интеллектуальный марафон».

ТРИЗ-занятие обязательно насыщено разнообразными задачами.

Примеры таких задач:

В середине июня 1937 года экипаж самолета АНТ-25 в составе В.П. Чкалова, Г.Ф. Байдукова и А.В. Белякова совершал первый беспосадочный перелет из СССР в США. Во время короткого «бреющего» полета над Северным полюсом случилось непредвиденное: замерз трубопровод, по которому к мотору поступала вода. Экипажу грозила катастрофа, но летчики в воздухе нашли выход из положения. Как они разморозили трубопровод?

Один завод получил заказ на большую партию сувенирных самоваров. Самовар небольшой – объемом всего 0,4 литра, но во всем остальном – как настоящий. Чтобы проверить, нет ли где-нибудь в самоварах течи, контролеры заливали воду и смотрели, нет ли где капелек. Но самовар маленький, и капельки вытекающие плохо видны. Как выйти из положения?

В астрономической обсерватории ведут поиск новых и сверхновых звезд. Для этого ежедневно фотографируют один и тот же участок неба. И хотя он невелик, на нем в телескоп видно несколько десятков тысяч звезд. Как среди них обнаружить новую звезду, которой вчера еще не было?

В моей «методической копилке» собрано более 200 исследовательско – изобретательских задач, в которых отражены межпредметные связи физики, биологии, экологии, географии и астрономии. Часть задач позаимствована из статей В.А. Курышева «Педагогическая техника: ТРИЗовский подход при решении задач» («Физика в школе» №2/ 2007), И.А. Зырянова «Изобретательские задачи» («Физика в школе» №1/ 2008), некоторые придуманы моими учениками. 

Пример: Я знаю страну, жители которой умеют ходить по воде и не тонут. А вы знаете такую страну?

Накопленным опытом я неоднократно делилась с коллегами. Выступала на районных семинарах учителей физики и математики с мастер-классами по теме:

«Проблемно-ориентированное обучение на базе ТРИЗ» - 2012

«Открытые задачи как инструмент развития креативного мышления » - 2014

«Учим мыслить смело» - 2015

Имею публикации в «Учительской газете» :

Новый ФГОС плюс старый ТРИЗ в № 23 от 16 июня 2015 года

Чемодан чудес в руках и квадракоптер в небе в №44 от 3 ноября 2015 г

Молодо да красочно в №10 от 8 марта 2016 года

ТРИЗ- настоящее сокровище для педагогов, которые ценят своё время и заботятся о будущем своих учащихся.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

БлагоДарю Вас за ценные рекомендации! Обязательно возьму их на заметку и буду применять.

2 June 2017