"Работа над артикуляцией при обучении детей вокалу"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы
«Марьинская школа № 1566 памяти Героев Сталинградской битвы»
«Работа над артикуляцией при обучении детей вокалу»
(Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)
Автор:
Педагог дополнительного
образования
Мазоха Оксана Валериевна
Москва, 2025 г.
Содержание
I. Введение
II. Роль артикуляционного аппарата в формировании звуков в речи и в пении
2.1 Дикция
2.2 Работа артикуляционного аппарата в формировании звуков речи
2.3 Работа артикуляционного аппарата в вокальной речи
III. Поиск путей оптимальной работы артикуляционного аппарата
3.1 Интонирование согласных
3.2 Интонирование гласных в пении
3.3 Артикуляционная работа в процессе разучивания вокального произведения
IV. Приложения
№ 1. Комплекс артикуляционных упражнений
№ 2. Скороговорки
№ 3. Распевки
Список литературы
I. Введение
Пение - единственный вид музыкально-исполнительского искусства, где музыкальное воплощение органично сочетается с выразительным донесением речевого текста. Равноправный дуэт музыки и слова - желаемое соотношение, по выражению Г.Нейгауза, ”двух прекрасных стихий нашей жизни”.
Умение естественно и ясно произносить словесный текст произведения - непременное условие профессионального пения. Хорошее донесение слова, его верная эмоциональная окраска необходимы для исполнителя в любом вокальном жанре. Как бы ни был талантлив и музыкален вокалист, каким бы чудесным по красоте голосом он ни обладал, - его пение не будет производить должного впечатления, если оно не будет дикционно четким. Если слушатель напрягается, чтобы понять смысл слов, то он уже не в полной мере воспринимает и красоту голоса и экспрессию, а сосредоточивается на том, чтобы уловить слово. Перед голосовым аппаратом ставится задача не только формирования красивого певческого тона, умелого сохранения его на всем диапазоне, но и одновременно ясного и четкого произнесения поэтического текста.
Таким образом, дикционная четкость - столь же необходимое качество для певца, как вокальность его голоса. Говоря об эстрадном исполнительстве вообще, нельзя не затронуть такую его сторону, как интонирование слова. Работу над данной проблемой необходимо начинать с первых шагов в освоении эстрадного вокала.
Работая в детском вокальном коллективе, я не понаслышке сталкиваюсь с проблемами вялой, невнятной дикции; незнанием многих законов культуры, логики речи, правил орфоэпии; зачастую простого невнимания к слову и смысловому значению фразы.
Важность и актуальность перечисленных выше проблем повлияли на выбор мною темы методической работы.
Цель работы - поиск путей для оптимальной работы артикуляционного аппарата, интонирования согласных и гласных звуков при обучении детей вокалу.
Объект-деятельность учащихся на занятиях вокалом.
Предмет-влияние системы упражнений и вокальных приемов на процесс активизации артикуляционного аппарата, на интонирование вокальных звуков.
II. Роль артикуляционного аппарата в формировании звуков в речи и в пении.
Вокальность и слово, как было отемечено ранее, - две стороны единого процесса, взаимовлияющие друг на друга, так как производятся они единым голосовым аппаратом. В эстрадном пении, в сравнении с академическим, формирование звука близко к речевому. Как добиться естественного, хорошего произношения текста без ущерба для вокальных качеств голоса? Чтобы оветить на этот вопрос, сначала кратко остановимся на слове в речи и от него перейдем к слову певческому.
2.1 Дикция.
Дикция является средством донесения текстового содержания произведения и одним из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа. В понятие дикции входят: культура ,орфоэпия и логика речи.
Культура предполагает знание и соблюдение правил орфоэпии и правильное ударение в словах. А орфоэпия – это единообразное, присущее русскому литературному языку, произношение. Орфоэпия певческая отличается от речевой тем, что в вокальной дикции слова ритмически и звуковысотно организованны. Чтобы их пропевать, необходимо фиксировать и удерживать на дыхании гласные звуки, на которых и происходит фонация.
Для преподавателя вокала очень важно знать следующие правила орфоэпии:
1)Согласные, оканчивающие слог в середине слова, переносятся к следующему слогу и пропеваются вместе с ним.
Например, пишется : Раскудрявый клен, лист резной. Пропеваетс: Ра-ску-дря-вый клен, лист ре- зной.
2)Согласные, оканчивающие слово, переносятся к началу следующего слова.
Например, пишется: Далекий мой друг, твой радостный свет.
Пропевается: Да-ле-ки-ймо-йдру-ктво-йра-да-сны-йсвет.
Это дает возможность дольше тянуть гласные, добиваясь кантиленного звучания.
3) Есть группа слов, при произношении которых выпадают отдельные согласные.
Например : Солнце – сонце.
4) В некоторых словах одни согласные заменяются другими.
Например: дождь – дощь, что – што.
5) Сочетание букв тс произносится как ц.
6) Сочетание букв ться произносится как цця.
7) В конце слова согласные утрируются (четко произносятся ).
8) Иногда дети усердно пропевают каждый слог текста , не выделяя ударные слоги , такое слоговое пение невыразительно , однообразно , лишено кантилены. Может исказиться смысл слов.
12) От исполнителей требуется умение смягчить неударные слоги.
Работа над логикой речи предполагает выделение главных, несущих основную смысловую нагрузку, а потому ударных и второстепенных слов в пении, донесение смысла каждой фразы.
Надежным условием правильной дикции является непринужденность. целесообразность и экономность движений органов речи, их соподчиненность с работой органов дыхания и резонаторами.
2.2 Работа артикуляционного аппарата в формировании звуков речи.
Формирование звуков речи осуществляется артикуляционным аппаратом.
В артикуляционный аппарат входит группа лицевых и внутриглоточных мышц и нижняя челюсть.
Внешние артикуляционные органы: губы, кончик языка, нижняя челюсть. Их функции – формирование согласных звуков, концентрация звуков гласных при выведении их во внешнюю акустику.
Внутренние артикуляционные органы: корень языка, мягкое небо, мышцы глотки. Их функция - формирование гласных звуков (речевых и вокальных). Первое условие работы артикуляционного аппарата – естественность и активность.
Работая с детьми, стараюсь добиваться активной естественности через снятие различных зажатий и стимуляцию четкой работы различных мыщц и органов. Конечно, очень просто сказать: “снятие зажатий”, - ведь их надо сначала обнаружить, и, только после длительных занятий перед зеркалом и при постоянном внимании, эти недостатки начнут исчезать. В этой работе мне помогают простейшие упражнения, которые выполняются детьми у зеркала.
Приведу небольшой фрагмент урока: “Познакомимся с анатомией своего рта. Взгляните в зеркало. Лицо спокойное. Обратите внимание на естественную форму губ. Теперь попробуйте их активизировать: пошлепать губами, собрать их в трубочку, поднять верхнюю губу, открыть верхние зубы. Попробуйте зевнуть, почувствовать мягкое небо, ведь от верхних зубов идет твердое небо, а затем мягкое, подвижное небо и маленький язычок.
Главным артикуляционным органом является язык. Положение языка влияет на работу гортани. Язык участвует в образовании всех гласных и большинства согласных. Для активизации языка пошевелите языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, ”винтиком “, “трубочкой”. Высуньте кончик языка и быстро-быстро перемещайте его из угла в угол рта. Почувствуйте кончик языка, он активный и твердый, как молоточек. (В этом вам поможет воображение). Побейте кончиком языка по зубам изнутри, как будто беззвучно говорите: да-да-да-да. Хорошо в это время представить себе высокое нёбо и объемный рот. Энергично произнесите: - Д , Т-Д , Т-Д.
Наверху – “высокое небо”. Корень языка спокоен, опущен, поэтому гортань спокойная, свободная. “Послушайте” и запомните эти ощущения.
Чтобы освободить язык и гортань, выполните такое упражнение: быстрый, короткий и глубокий вдох носом, затем полностью выдохните через рот. Выдох резкий, как ”выброс” воздуха со звуком “ФУ” (“щеки опадают”). А чтобы укрепить мышцы гортани, энергично произнесите: К-Г, К-Г, К-Г. Чтобы активизировать мышцы губ, надуйте щеки, сбросьте воздух резким “хлопком” через сжатые ( собранные в “пучок”) губы. Энергично произносите П-Б, П-Б, П-Б. Это упражнение для освобождения нижней челюсти. Просто откройте рот, подвигайте челюстью в стороны, почувствуйте свободу этого движения. Делайте его перед зеркалом, пока не почувствуете легкую усталость. Нижняя челюсть должна быть свободной, но не переоткрытой. Тяжелая, болтающаяся нижняя челюсть делает звук бесформенным, артикуляцию переукрупненной. Челюсти не должны быть зажаты. Постучите мелко, дробно передними зубами, как в ознобе.”
В работе с артикуляционными органами – повтор до легкой усталости. Эти легкие упражнения развивают, совершенствуют артикуляционный аппарат. Многократным, контролируемым, сознательным повторением неудобного движения стараюсь добиваться желаемого результата.
2.3 Работа артикуляционного аппарата в вокальной речи.
Певческие приспособления артикуляторных органов отличаются от речевых. Естественно, это касается гласных, на которых, собственно, и осуществляется пение. Произношение согласных в речи и пении не имеет большой разницы. Рассмотрим некоторые особенности произношения гласных вокальных звуков.
Гласный и характеризуется самым близким и высоким укладом языка по сравнению со всеми другими гласными. На гласном е в пении рот открывается шире, чем на и, язык отходит назад, ротовая полость расширяется, а глоточная сужается. При гласном у рот открыт меньше, язык отодвинут назад, нижняя часть глотки расширена. Гласный а образуется при наиболее открытом ротовом отверстии.
Некоторые педагоги считают обязательным для правильного звукообразования положение языка в форме ложечки с концом, лежащим у нижних зубов. В действительности язык может принимать самые разнообразные положения. Важна свобода артикуляционного аппарата без стремления удержать язык в какой-то одной позиции. Позиция губ в пении в определенной мере связана с характером голоса. Положение губ влияет на тембр певческого звука. Улыбка способствует осветлению тембра. Но степень улыбки, открытости рта, верхних зубов, характерных для эстрадного вокала тоже очень индивидуальны.
Мягкое небо играет исключительно важную роль в голосообразовании, его положение существенно влияет на резонаторные свойства ротоглоточного канала, форму ротоглоточного рупора. Исследователи указывают на его связь с гортанью и носоглоткой, что влияет на окраску звука. По этим причинам мягкое небо должно быть в пении постоянно в активном состоянии. Для поднятия мягкого неба, достижения свободной глотки рекомендуется зевок, ощущение горячей пищи во рту.
Зажатие нижней челюсти и скованность артикуляционного аппарата относятся к наиболее характерным недостаткам начинающих. Зажатая челюсть может быть причиной горлового пения, перенапряжения языка, а он – главный артикулятор гласных. В этом случае я предлагаю ребенку работать с зеркалом, с пальцем на подбородке, с широко открытым ртом, заставляя ученика проверять, свободна ли у него челюсть.А так как у детей хорошо развито образное мышление, можно использовать упражнение: “Бегемот зе-ва-ет, кошечка взды-ха-ет.”
В вокальном исполнении полноценное впечатление от слова, даже если оно дикционно четко, возникает только тогда, когда оно звучит естественно, просто – как в речи. Это зависит от соблюдения в пении некоторых норм произношения речевых слов. (О других правилах орфоэпии уже было сказано ранее). Сейчас пойдет речь о редукции, т.е. о чистых и смешанных гласных. Неопытный, начинающий исполнитель делает все гласные чистыми. Такое пение искажает естественность и правильность звучания слова. Слушателю кажется, что нет фразы. Естественное произношение слова в пении всегда предполагает умение петь чистые и смешанные гласные. Чистыми гласными должны быть только те, которые в слове являются ударными, а остальные редуцируются, смешиваются в различной степени. "Не бывает сентябрь в феврале ". Естественность нарушается, если все гласные пытаться спеть полными чистыми. Естественное произношение будет примерно такое: Не бы-ва-(ит) с(и)н-тябрь (ф) ф(и)-вра-ле.
Сложность исполнения в пении смешанных и чистых гласных связана также с выразительностью музыкальной фразы , ее движением к кульминации. Несовпадения музыкальных кульминаций с ударными слогами встречаются часто.
Считаю, что большую роль играет умение перенести в пение элементы речевых интонаций и акцентов, которые делают слово выразительным. Например, во вступлении к песне “Последняя поэма”:
Ветер ли старое имя развеял,
Нет мне дороги в мой брошенный край...
Эти вокальные строки во многом напоминают речитатив, философское размышление. В их исполнении важна не только интонация. Желательно продекламировать текст без музыки, прислушаться к звучанию слов, найти речевые кульминации, тембральные краски. Речевая выразительность, характер атаки слога, манера артикуляции согласных и бесконечное разнообразие вокальных красок – всё это позволит вывести на первый план слово.
III. Поиск путей оптимальной работы артикуляционного аппарата.
Опираясь на разработки современных вокальных эстрадных школ, педагогические находки замечательного преподавателя В.Х. Хачатурова и собственный, пока еще небольшой опыт, в этом разделе я представляю практические упражнения для оптимизации работы артикуляционного аппарата, интонирования согласных и гласных звуков в пении.
Сначала резонанс - потом произношение. Если ученик овладевает настоящим резонансом, то у него оживает и слово. Тезис маэстро Барра: ”Мелодическое пение может быть разговорным”. Он говорил, что когда звук голоса обретает правильность резонаторной настройки и легкость, -согласный полетит вместе с гласным, и слово будет достаточно разборчиво. В губном резонировании Барра видел залог хорошей дикции.
Работа с губным резонансом.
Эта методика проверена десятилетиями. В основу взят губной звук в, который “ вычислил” замечательный итальянский преподаватель пения Барра. У этого звука три позиции.
1.Губа на губу (следить за тем, чтобы в упражнении меньше были задействованы связки, а работали губы).
Следующие два способа изобретены В.Х. Хачатуровым.
2.Верхние зубы открыты, закусить нижнюю губу.
3.”Баба-Яга”. Нижние зубы закусывают верхнюю губу. Выдвигается нижняя челюсть - сложнейшее для детей движение, над которым “ломают головы” многие преподаватели.
При выполнении этого упражнения невольно цепляется нижний регистр, что дает возможность хорошо распеться в малой октаве. Можно перемещаться на октаву вверх, чередуя все три упражнения.
Можно прибегнуть к помощи расчески, держа ее перед губами. Детям нравится это задание, они начинают “резонировать”, т.е. губы включаются в работу.
Американская школа усовершенствовала эту систему, делая вибрацию более выраженной, с ”качем”. Они отталкивались от звука р, который являлся основой в системе распевки.
1.Рычание “тпру” (губы расслаблены, но в работе). Можно указательными пальцами у уголков рта помочь себе расслабить губы. Параллельно обращать внимание на дыхание - опирать последний звук, как бы отталкиваясь.
Комбинаторика этого упражнения усложняется тем, что к вибрации губной прибавляется еще вибрация языка.
2. То же, но с добавлением звука р.
Так, исподволь, мы переходим к работе с кончиком языка, т.е. начинаем работу с согласными.
У звука р есть две “игры”:
1.Кончик языка о твердое небо.
2.Глубокий корневой р.
Выполнение заданий в первой позиции не вызывает особых трудностей, хотя некоторым с трудом удается активизировать кончик языка, одновременно выполняя мелодическое упражнение. А работа с корнем языка получается не у всех. У кого корень языка толще – тому проще, он задевается в работе. Но предлагаю это задание всем, особенно детям, которые картавят. Таким образом, в упражнении на согласный р корень языка держится на контроле.
Работа показала, что дефекты дикции происходят у исполнителей в основном за счет нечеткого произношения согласных. Артикуляция согласных должна быть четкой, но не нарушающей вокальную позицию, которая отличается стабильностью положения голосообразующих органов. Гласные – звуки, образуемые голосом, согласные – звуки, произносимые в сочетании с голосом (с гласными). Некоторые вокалисты говорят, что “гласный несет на себе согласный, как конь седока”, или” гласные - река, согласные - берега”. Хорошо произносимый согласный лучше укрепляет звук, следовательно, выговаривать его надо четко и твердо. Слова, образуемые при пении, должны находиться “впереди”, т.е. на губах, зубах, на кончике языка. Но хорошая дикция не должна достигаться за счет ухудшения звучания голоса. В первую очередь, все-таки, необходимо исходить из музыки.
3.1. Интонирование согласных звуков.
Мы подошли к интонированию согласных звуков.
Начинать можно с согласного м. В выборе этого звука наверняка сыграло роль наблюдение за мычанием коровы. Резонанс этого звука слышен на большое расстояние и без помощи микрофона. Сначала даю задание ребятам просто изобразить мычание, но по определенной мелодии, например, по нисходящей гамме от пятой к первой ступени.
-Му-у-у...
-Только на м .
-На согласный н. При этом зубы и нижние, и верхние открыты, а ощущение звука необходимо поймать в области носа (маски).
Кстати, упражнения со звуками м и н помогают найти головное резонирование, поэтому логично давать их в самом начале распевки.
-Пение м в себя и тут же противодействием - из себя.
То же , но в сочетании с гласными ( мэ , ма , мо ).
-Согласные м, в сначала в себя, а в обратном движении их петь с закрытым ртом. Все эти упражнения выполняются на определенной высоте звука.
-Упражнение на з, ж. Ассоциации с полетом жука, пчелы. Такие задания нравятся детям и позволяют совмещать процесс игры с процессом важной работы.
-Упражнения на р. Зубы разомкнуты, кончик языка упирается в твердое небо. Можно держать палец между зубами.
Очень полезен звук й.
-Этот звук можно присоединять к слогу, например, не – ней. При этом очень хорошо работает корень языка.
-Упражнение со звуками йо-хо-хо, йа-ха-ха замечательно активизируют дыхание, а сочетание й-а как бы “выводит” гласный, увеличивая ротоглоточное пространство.
Педагоги академического направления обычно считают, что звук й сжимает гортань, а в эстрадных упражнениях его используют довольно часто. Й и йотированные гласные вносят более высокий строй звучания. Применение их способствует собранности звука и противодействует форсировке. Однако, “ленивое”, скользящее произношение й иногда провоцирует ученика на “подъезды” к звукам, неточное попадание на нужную высоту, что требует внимания к безукоризненной атаке звука.
В своей работе использую пропевание шипящих на любых звуках, включая динамику:
а) с - тихо,
б) ш - шар, змея,
в) з - зудит муха,
г) ц - цикада,
д) ж - жук жужжит,
е) ррр - тигррр, мотоцикл.
В качестве речевых упражнений , а также для ощущения диафрагмы я предлагаю ученикам следующие сочетания согласных с гласными зуками:
лри-рли, мли-лми, кти-тки, три-рти,
нми-мни, взи-зви, сни-нси, жди-джи,
спи-пси, цфи-фци, тви-вти, ски-кси,
чги-гчи, шти-тши, хри-рхи, щни-нщи .
Речевые упражнения на окончание согласного звука:
ждиг , дриз, птиж, здир, вмил, лчин, взим, трит, блиб, ксих.
Упражнение на сочетание нескольких согласных с гласным звуком:
гбди - бгди - дгби - дбги - гдби - бдги
кпти - пкти - птки - ктпи - тпки - ткпи
вздри - звдри - рзвди - врзди - дрвзи - дврзи
ждли - джли - жлди - длжи - лжди - лджи
нмхи - мнхи - нхми - мхни - хмни - хнми
ктви - ткви - вкти - твки - квти - втки
стни - снти - тсни - тнси - нтси - нсти
Подобные звукосочетания имеют повышенный импеданс, т.е. создают сопротивление звуковой волне на уровне артикуляционного аппарата, снижая нагрузку на голосовые связки.
3.2. Интонирование гласных звуков в пении.
Работу с гласными начинаю со вдоха в состоянии удивления на этот гласный. А затем пение известным нам способом “в себя - из себя” звуков а-э-о-у.
И – очень сложный звук. Общая ошибка всех детей при его исполнении - позиция зуб на зуб. У звука и в бытовой речи узкий выход (как у е). В вокальной же речи он должен открыться, при этом нижняя челюсть опускается вперед и чуть вниз. Чтобы и прозвучал остро и чисто, кромка языка (не кончик) – от клыка до клыка как бы заменяет позицию нижних зубов. Это упражнение очень полезно, ставит правильное эстрадное звучание гласного и. При поступенном движении распевки вверх дети часто начинают упражнение, открывая рот широко, уже в позиции верхнего звука . Но лучше начинать с очень близкого гласного и, зубы разомкнуты примерно на 0,5 см. Постепенно нижняя челюсть опускается, при этом верхние зубы открыты. Для контроля дети могут держать палец на подбородке, постепенно опуская нижнюю челюсть, следить за ее расслабленным состоянием.
Тем же приемом провожу работу с гласными э, а.
Естественно, ребенок не хочет “думать ушами”, самонастраиваться, сразу с гарантией широко открывает рот. Так тоже можно, но лучше через и учить самонастраиваться, с повышением высоты звука ротовое пространство постепенно увеличивается, так как надсвязочный и подсвязочный объем в давлении своем должны сходиться. Это называется импедансом. Выравнивание давления начинается с открытия гласных и, э, а. То же упражнение исполняется на “легато” и “стаккато”.
Следующее упражнение-изобретение В.Х. Хачатурова. Оно связано с биомеханикой, т.е. с состоянием тела.
звук У – вытянутые руки вверх.
О – нимб из рук над головой.
А – сомкнутые, положенные на голову руки.
Э – руки на уровне ушей.
Ы, И – руки, вытянутые в стороны.
Петь в последовательности у-о-а-э-и-э-а-о-у с движениями рук. Сначала можно на одном звуке, затем усложнить упражнение интервалами.
Надо отметить, что одновременно с выполнением этих упражнений желательно обращать внимание на формирование и ведение музыкальной фразы от первого звука до последнего.
В эстрадном вокале в большей степени, чем в академическом применяются сочетания гласных с согласными: брэй,трэ,чха,чхи, гма. (Последнее сочетание очень полезно: г- головное, носовое звучание, м- губной резонатор, хорошо сочетаются и с у, и с э.) А также различные слогосочетания: даридари, ридири, чибирибири...
Пропевание согласных в сочетании с гласным звуком с активным дыханием.
- би - бэ - ба - бо - бу - би,
- ди - дэ - да - до - ду - ди,
- ки - кэ - ка - ко - ку - ки,
- си - сэ - са - со - су – си.
да-до, дэ-до, ду-ди -да
- да-до, дэ-до, ду-ди -да
- ду-ди, да!
- да-до, дэ-до, ду-ди -да
Подобные звукосочетания имеют повышенный импеданс, т.е. создают сопротивление звуковой волне на уровне артикуляционного аппарата, снижая нагрузку на голосовые связки.
3.3.Артикуляционная работа в процессе разучивания вокального произведения.
Перед разучиванием музыкального произведения обязательно рекомендую ученику несколько раз прочитать словесный текст, лучше перед зеркалом. Учу правилу: перед произнесением любой фразы, звука обязательно берите дыхание и направляйте его к корням верхних зубов, в твердое небо.( В шутку прошу представить себя кроликом, грызущим морковь передними зубами).Такую же активность в области передних зубов они должны ощутить в момент произношения текстов, звуков.
Утрированность снимается- активность остается. Утрированное произношение в классе- на сцене прозвучит четко, ярко однако утрированное произношение не должно приводить к зажатию челюстей, гортани, языка, губ. Надо всегда помнить, что согласные должны призноситься активно, мгновенно, четко и легко. Они не должны разбивать поток гласных, которые в пении переходят одна в другую.
Чтобы отработать манеру произнесения гласных ровным потоком и четкого , мгновенного произношения согласных в этом потоке, надо текст песни прочитать ( протянуть) на одних гласных: веселый дождик в эту ночь ...- е-е-ы-о-и-э-у-о..; или пропеть на любой слог : ды-ды-ды... Послушайте этот ровный, красивый поток гласных. Затем в этот поток вставьте быстрые, четкие и легкие согласные, стараясь не нарушить ровность и красоту потока гласных. При этом надо следить, чтобы слово оставалось близким ( на зубах) , гортань- свободной, дыхание- активным.
Говоря об эстрадной музыке, надо отметить особую роль артикуляции в создании ритмической структуры вокального текста. Современная эстрада (рок-н-ролл, хип-хоп, R&B, боссанова и т. д.) с ее энергией звука, остротой ритма, яркими акцентами диктует свои правила вокального исполнения. Необходима предельно четкая дикция, энергичная атака звука. Артикуляция, акценты помогают создавать ритмический рисунок, характерный для того или иного стиля. Возьмем, к примеру, песню из репертуара А.Лорак ‘‘Берег моря” (босанова). Главная проблема при разучивании – четкость, острота в интонировании согласных, акценты в произношении звуков, синкопированные, смещенные иногда по отношению к оркестровым акцентам. В процессе работы предлагаю ученице прохлопать в ладоши или с помощью каких-либо ударных инструментов почувствовать ритм и акценты песни, отдельно продекламировать текст, уделяя внимание четкости произношения согласных и правильности фразировки. Затем прошу совместить исполнение с фонограммой, добиваясь совпадения ритмических акцентов и акцентов в произношении, артикуляции звуков.
Умение перенести в вокал элементы речевых интонаций и акцентов, которые делают слово выразительным, очень важно. Характер атаки слога, бесконечное разнообразие тембровых красок в зависимости от эмоций, манеры артикуляции согласных – все это должно найти отражение в пении.
Сделаем выводы. Работа над артикуляцией, выразительностью речи, произношением звуков – это лишь маленький кирпичик , заложенный в большое и сложное здание с названием ” Формирование и обучение вокального исполнителя”. А поэтапное возведение этого здания – кропотливая совместная работа учителя и ученика в стремлении воспитать настоящего эстрадного певца. Не того, кто выходит на эстраду, а того, кто хочет песней чему-то научить, поделиться сокровенным, разделить со слушателем свои мысли и чувства.
IV. Приложения:
Приложение № 1. Комплекс артикуляционных упражнений.
Артикуляционная гимнастика, предложенная Емельяновым:
-Четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка. Повторите четыре раза. ( Далее – каждое задание исполняется четыре раза.)
-Высовывайте язык до отказа , слегка прикусывая последовательно, кончик языка , и и все более далеко отстоящие поверхности.
-Покусайте язык попеременно правыми и левыми зубами, как бы жуя его.
- Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.
Пощелкайте языком, изменяя форму рта.
Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутреннюю поверхность.
Выверните наружу нижнюю губу обнажив десны и придав лицу обиженное выражение.
Приподнимите верхнюю губу, обнажив десны и придав лицу подобие улыбки.
Чередуйте два предыдущих упражнения в ускоряющемся темпе.
Сделайте нижней челюстью круговое движение вперед - вниз,
(вперед – вправо – назад – влево - вперед).
-Соедините движение челюсти с выворачиванием нижней и верхней губ, приподниманием мышц под глазами и наморщиванием носа. Глаза широко открыты, брови подняты.
Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта, необходимо контролировать в зеркале.
Приложение № 2. Скороговорки.
Работу со скороговорками можно начинать с медленного темпа, постепенно ускоряя. Произносить скороговорки с повествовательной интонацией или с вопросом на одном из слов и с ответом на том же слове. Можно работать в парах. Интересно совмещать чтение скороговорок с движениями.
1.У ежа ежата, у ужа ужата.
2.Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ч, ш, щ...
3.Осип охрип, Архип осип.
4.Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.
5.Фрол прям, Пров крив.
6.Коси, коса, пока роса: роса долой и мы домой.
7.Волки рыщут, пищу ищут.
8.Был баран белорунный белорыл. Всех баранов белорунных
перебелорунил, всех баранов белорылых перебелорылил.
9.Хохлатые хохотушки хохотом хохотали. Ха-ха-ха!
10.В печурке – три чурки, три гуся, три утки.
Приложение № 3. Распевки - скороговорки
1. Вез корабль карамель
Наскочил корабль на мель
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
2. На дворе трава,
На траве дрова,
Не руби дрова
На траве двора.
3. Ди-ги, ди-ги дай
Ди-ги, ди-ги дай
Ди-ги, ди-ги
Ди-ги, ди-ги
Ди-ги, ди-ги дай.
4. Петя шел, шел, шел
И горошину нашел,
А горошина упала
Покатилась и пропала,
Ох-ох-ох-ох,
Где-то вырастит горох.
5. Думал - думал, думал - думал
Думал - думал, думал - думал
В это время ветер дунул
И забыл о чем я думал.
6. Иван Топорышкин пошел на охоту
С ним пудель пошел перепрыгнув забор,
Иван, как бревно, провалился в болото,
А пудель в реке утонул, как топор.
Иван Топорышкин пошел на охоту
С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор,
Иван провалился бревном на болото,
А пудель в реке перепрыгнул забор.
Иван Топорышкин пошел на охоту
С ним пудель в реке провалился в забор,
Иван, как бревно, перепрыгнул болото,
А пудель вприпрыжку попал на топор.
Список литературы.
1. Виноградов К. Работа над дикцией. - М.,1997.
2. Далецкий О.В. Обучение пению.- М., 2003.
3. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 2000.
4. Емельянов В. Развитие голоса. - С.-П. : Лань, 2000.
5. Кац Б. Стань музыкою, слово! – Л.: Советский композитор, 1993.
6. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – Л .: Наука, 2000.
7. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей.- Музыкальная Украина , 1999.
8. Осеннева М., Самарин В. Методика работы с детским вокальным коллективом. - М.: ACADEMA, 1999.
9. Юдин С.П. Формирование голоса певца.- М.: Музыка,1993
29