12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
anzhelika.groshewa66@gmail.com50 Россия, Башкирская респ., Давлеканово, Башкортостан , Давлекановский район |
Работа над артистичностью
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования Дом детского творчества муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан
Конспект открытого занятия по вокалу
Тема: «Работа над артистичностью»
Составила Грошева Анжелика Андреевна,
педагог дополнительного образования,
МБОУ ДО Дом детского творчества
г. Давлеканово – 2019г.
Цель: формирование и раскрытие творческой индивидуальности, развитие артистической смелости, актерского внимания, воображения и фантазии.
Задачи:
Образовательные:
Обучить правильному произношению скороговорок.
Обучить пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале, чистому произношению и артикуляцией.
Развивающие:
Развивать певческий и артикуляционный аппарат.
Формировать навык сценического общения.
Воспитательные:
Формировать речевую культуру.
Воспитывать внимательность и доброе отношения к друг другу.
Оздоравливающая: способствовать профилактики и коррекции здоровья учащихся путём обучения методиками: дыхательная гимнастика , вокальные упражнения, логопедические упражнения (скороговорки), артикуляционная гимнастика, игра.
Методы:
наглядные – наглядно - иллюстративный, личностный показ;
словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия), беседа;
практические – упражнения, практические задания;
Оборудование: фортепиано, аудиоаппаратура, музыкальные произведения современного направления, телевизор, видео-презентация.
План занятия:
I. Организационный момент.
Объявление темы, цели и задач занятия через беседу-диалог с обучающимися:
II. Актуализация знаний. Совершенствование и закрепление вокальных навыков.
1. Элементы дыхательной гимнастики;
2. Распевание. Использование вокальных упражнений – скороговорок;
3. Элементы артикуляционной гимнастики:
III. Работа над новым материалом
IV. Подведение итогов, выводы. Рефлексия:
Ход занятия:
-Посмотрите на экран, прочитайте цитату, подумайте и скажите о чем на занятии пойдет речь.
-Сегодня мы познакомимся с интересным миром актерского мастерства и артистизма.
«Театр не отображающее зеркало, а — увеличительное стекло!» В.В. Маяковский.
-Чтобы научиться артистичности для начала предлагаю все посторонние мысли оставить за дверью.
Что бы преодолеть все опасения, волнения и тревоги перед сценой мы вообразим себе «Корзику не нужных предметов»:
Сейчас необходимо вспомнить то, что вас тревожит, что может помешать активному участию в нашем занятии, например, это могут быть отвлекающие моменты:
• Накормил ли я кошку?
• Когда дядя выйдет из больницы?
• Мне нечего сказать
Опасения по поводу участия в ходе занятия
• Смогу ли я справиться с волнением?
• Попросят ли меня говорить?
• А вдруг я отвечу не так, как нужно?
Попробуйте все свои тревоги поместить в эту корзинку, вообразив свой ненужный предмет. В то время как опасения находятся в корзине, о них можно забыть.
Все вокалисты знают, что для того, чтобы красиво петь, нужно в первую очередь хорошо разогреть артикуляционный аппарат. Для чего?
- Для того, чтобы была чёткая дикция и было понятным слово в песне
Правильно. Но ещё мы разогреем с вами мышцы живота и восстановим вокальное дыхание.
Разработка языка
Покусывание языка
«Дотянись до пальчика»
«Качели» - дотянуться кончиком языка до носа и до подбородка
«Спираль» - поворачивать язык то на один бок, то на другой.
«Лошадка» - пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот приоткрыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить чтобы он не подворачивался внутрь, нижняя челюсть неподвижна.
«Комарик» - язык поднять за верхние зубы, длительно произносим звук «З-З-З-З».
«Конфета» - закладывать язык за щеку и поочередно перемещать его из одной стороны в другую
Разработка губ
«Поцелуй» - губы сомкнуты как при поцелуе, вытягиваются вперед, а затем рот раскрывается со звуком «муа».
Покусывание сначала верхней затем нижней губ
«Скольжение» - пожевали верхнюю и нижнюю губу. Рот приоткрыли, губы натягиваются на зубы, затем растягиваются в улыбке.
«Лошадка» - пофыркать.
«Рожица» - губы резко опускаем (грустная рожица), затем растягиваем в улыбке.
«Пятачок» - на счет раз –вытянуть губы вперед, на счет два губы расплываются в улыбке, не показывая зубов
Разработка щек
«Полоскание» - надувание втягивание обеих щек одновременно
«Шарик» - перегонка воздуха с одной щеки в другую
“Рыбка»- втягиваем обе щечки в себя
«Хомячок»- плотно сжав губы, надуть обе щеки, изображая жевательные движения хомяка
Хорошая дикция очень важна.
Разработка челюсти
Проговаривать «Дай – дай – дай», подставив под нижнюю челюсть ладонь, при этом челюсть должна испытывать сопротивление от ладони.
Движение челюсти вперед – назад, вниз до максимальной точки. круговые
Работа над опорой звука. Обязательно нужно тренеровать дыхание.
Упражнения:
«Свечка» - представим, что пальцы рук – это горящие свечи и нужно быстро (стаккато) их задуть
Повторяем несколько раз на стаккато звуки «З», «Ч», как бы выталкивая их. «Зу», «Чу» и т.д.
«Собака» - язык вытянут, касается нижней челюсти, быстрый вдох и выдох, напоминает дыхание собаки
«Самоварчик» - набрать воздух и сделать один сильны выдох на слове «Пых»
Счет на четыре:
а)«Надуваем шарик», медленно вдыхаем воздух, ладошки разводим в стороны, сдувается на звук С-с-с-с- ладошки соединяем;
б) «Взлетает самолет» на звук Ж - ж - ж - ж, при этом усиливаем или ослабеваем звучание;
в) «Змея или шум леса» на звук Ш - ш - ш - ш, также усиливая и ослабевая звучание;
д) «Заводим мотоцикл» - Р - р - р, «едем на мотоцикле», как бы удаляясь и приблибжаясь;
Для разработки корня языка:
а) кашляем как старички - Кха - кха - кха;
б) постреляем пальцем, прицеливаясь в мишень - Кх - кх - кх;
в) застряла в горле рыбная косточка - Кхх - кхх - кхх;
Слоговые упражнния
Птха – птхэ- птхи – птхо – птху
Нга – нгэ – нги – нго – нгу
Гда-гдэ-гди-гдо-гду
Врувл-вравл-врэвл- вривл-врывл
В чистоговорках «От топота копыт пыль по полю летит».
Бык тупогуб тупогубенький бычок
Шла Саша по шоссе и сосала сушку
Клара у Карла украла кораллы а Карл у Клары украл кларнет.
Разминка голосового аппарата
Упражнение
«Скрипучее дерево» (массаж связок, воздух вибрирует, напоминая скрип старого дерева)
«Рычание»
«Мычание»
Ну а сейчас давайте встанем и немного разомнемся. (Физминутка)
Как живете? - Вот так! (с настроением показать большой палец).
Как плывёте? - Вот так! (любым стилем).
Как бежите? - Вот так! (согнув руки в локтях, притопнуть ногами).
Вдаль глядите? - Вот так! (Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам.)
Ждёте обед? - Вот так! (Поза ожидания, подпереть щеку рукой.)
Машите вслед? - Вот так! (Жест понятен.)
Утром спите? - Вот так! (Ручки под щечку.)
А шалите? - Вот так! (Надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками.)
Работа над новым материалом.
Ну а теперь давайте знакомиться с новой темой занятия, как мы уже с вами выяснили что речь сегодня пойдет о «АРТИСТИЗМЕ»
Сегодня мы с вами будем познавать и изучать как вести себя на сцене, ведь это необходимо каждому, любому исполнителю песни на сцене. Как в сольной работе, так и в ансамбле. Зачем, как вы думаете?
Верно, чтобы исполнитель был грамотным, чувствовал песню и делился своими эмоциями и ощущениями со зрителем. И зритель был с нами в одном ритме, в одной эмоции.
Давайте познакомимся с такими понятиями как ...
Артистизм — умение передавать эмоциональную информацию с помощью движений, мимики, выражения глаз и голоса.
Артистизм это искусство перевоплощения, позволяющее человеку надевать определенную «маску». Вживаясь в роль, человек временно меняет свою личность, не изменяя при этом глубинные личностные установки.
Чтобы быть артистичным нужно владеть мимикой, жестами и пластикой.
МИМИКА - (греч. подражатель) — выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека — радости, грусти, разочарования, удовлетворения и т. п.
ЖЕСТЫ и ПЛАСТИКА – это язык тела — знаковые элементы поз и движений различных частей тела, при помощи которых, как и при помощи слов, структурно оформляются и кодируются мысли и чувства, передаются идеи и эмоции. Техника тела, в которые входят такие незнаковые движения:
a) как мимические жесты
b) жесты головы, рук и ног
c) походка
d)различный поворот корпуса тела.
-А сейчас проверим какие вы артистичные.
Большую роль в развитии актёрского мастерства играют пантомимы. Сейчас мы обыграем пантомимы:
Изобразить походку человека:
Который оказался ночью в лесу…………….
Которому жмут ботинки………………
Который неудачно пнул кирпич……………
Сыщик Шерлок Холмс…………….
Упражнение «Импровизация»
Я называю серию слов, на которые необходимо реагировать сходу – импровизационно. Одно слово- одно движение.
Морозно, дымно, жажда,
шум самолета, сырость, аллергия,
мокрая одежда, яркий свет, тишина,
грязно, темнота, озноб,
шаги, теплый душ, колючий свитер,
тесная обувь, длинное платье, прыжок.
А сейчас давайте обсудим одну песню «В роще калина»
с какой мимикой жестами и характером мы должны ее исполнять?
Просмотр видео «В роще калина»
________________________
Сейчас попробуем эту песню так и исполнить.
Исполнение песни « В роще калина»
Получилось ли у нас исполнить?
Подведение итогов.
Ребятам предлагается оценить свою работу на занятии поднятием рук:
Отлично – руки вверх.
Хорошо – руки на уровне груди.
Плохо – руки опущены вниз.
6.Рефлексия. - Что нового вы узнали на занятии?
- Какие вопросы вызвали затруднения?
- Что больше всего понравилось?
- Довольны ли вы своей работой?
- С каким настроением вы заканчиваете занятие