12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Корнилова Марина Афанасьевна48
Россия, Иркутская обл., Д. Аргун
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Работа над формированием понятия «Родина» на уроке окружающего мира

Выполнила: М.А. Корнилова, учитель начальных классов

Планируемые образовательные результаты:  научатся определять понятия «Родина», «Отчизна», «родная сторона»; правильно называть свое государство – Россия; получат возможность научиться понимать, что место, где родился человек, называется «малая родина.

1.Формирование мотивационной основы действия.

Чтение рассказа учителем: «О чём рассказал папа»









Беседа с детьми.
















Работа в тетради.

Работа со словарём синонимов.











2. Составление схемы ориентировочной основы действия.

Составление «Кластера» на тему Родина.









3.Формирование действий в материализованной форме.







Составление схемы «Родины».









4. Громкая внешняя речь, когда содержание ООД отражается в речи











5.Формирование действий во «внешней речи про себя»

6.Формирование действий во внутренней речи

Составление «Синквейна» на тему « Родина»








Дети  ещё спали, когда вернулся из командировки папа. Он работал много месяцев в далёкой стране Америке. Папа обнял сына и дочь и сказал с волнением в голосе:
 – Ой, как же я соскучился!
 – И по маме? – спросил Егор.
 – И по маме!
 – И по бабушке? – спросила Даша.
 – И по бабушке! Я скучал по нашему дому, нашей улице, даже по нашей полянке в лесу, где мы с вами летом гуляли.
 – Тебе не понравилась Америка? – удивились дети.
 – Нет, Америка – красивая страна. И работа у меня была интересная. Но где бы человек ни находился и как бы ни было ему хорошо в другой стране, он скучает по родным местам, и он  хочет скорее вернуться домой. Другая сторона остаётся для него чужой, чужбиной, как говорили в старину.
 – Почему? – снова спросил Егор

Учитель: - Поразмышляйте, почему папа скучал? (Потому что человек очень любит свою родину, дом, где родился, город, где прошло его детство).

- Вспоминаете ли вы о своем родном селе, улице, доме, когда уезжаете в другие места? Что именно вспоминаете? Почему или по кому скучаете? Как думаете почему? (дома хорошо, уютно, дома ждут папа, мама.

Учитель: - Что же такое для человека Родина? (Родина – это место где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом).

Учитель: Человек родится в конкретном месте – деревне, посёлке, городе…. Это его малая родина. Где бы впоследствии не жил взрослый человек, его постоянно тянет на родину, ему хочется пройтись по родной улице, постоять у родного дома

 - Запишите в тетрадь слово «Родина», столбиком впишите все слова синонимы, которыми можно заменить слово «Родина». (Родина - Мать, Отчизна, Отечество, родная страна, родная земля, отчий край, край отцов).

-Правильно, ребята! У каждого человека есть свой маленький уголок: город, село, улица, дом, где он родился. Это его малая родина. А страна, в которой ты родился и живёшь – большая Родина.

- Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили отцы и деды наши. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всех врагов.


- Сейчас, узнаем, как о Родине пишет писатель К.Д. Ушинский:

  «Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».


Проверка. Учитель на доску прикрепляет слово Родина. Учащиеся выходят к доске вписывают в кластер свои слова.

t1682555435aa.png


-  Как называется страна, в которой вы живёте? (Россия)

Слушают гимн РФ

- Россия – самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы.

- Назовите столицу нашей Родины. (Москва).

-  Рассмотрите политическую карту Российской Федерации в учебнике и карту на доске.

Укажите границы Российской Федерации.

Найдите столицу России.

Найдите и назовите область, в которой вы живёте

Назовите район и село, в котором мы живём


(У каждого на столе лежат три круга: большой - красный, средний – синий, маленький – белый).

-Если бы мы захотели схематично изобразить нашу Родину, то в каком кругу разместили бы страну Россию, Иркутскую область, село Манзурка .

Подпишите круги.

Страна - красный цвет

Область– синий цвет

Село - пусть останется белым цветом

- Вывод( Наш родной край - маленькая частица  огромной России)

- У вас на столах лежат карточки. Прочитайте. Вставьте нужное слово

Место, где мы родились, называется ____________

Страна, в которой мы живём, называется _________

Столица нашей Родины ___________

Какой символ нашего государства называют триколором? _____

Все жители России называются __________

Президента нашей страны зовут _____________

Наш областной город, называется ___________

Проверка. Один учащийся читает вопрос, остальные хором на него отвечают.

- Попробуйте подобрать прилагательные к слову «Родина» - какая она для вас? Какой вы ее видите?  - Я вам сейчас дам сердечко, это любовь к нашей России, а вы, передавая его друг другу, называйте слова о Родине. Какая она? ( Большая, могучая, красивая, богатая, милая…)

- А теперь поработаем в группах и послушаем, какие рассказы получатся у ребят.

Используя знания и умения, полученные на уроке, вам нужно прочитать, исправить деформированный рассказ. (Разрезанные части рассказа о Родине надо соединить).

Пример: 1.Родина.

2. Малая, большая.

3.Родиться, жить, помнить.

4. Место, где родился человек.

5. Отечество

1.Родина.

2.Великая, близкая.

3. Защищать, восхвалять, любить.

4. Родина там, где чувствуешь себя свободно.

5. Отчизна





Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (1)

Тарасова Ирина Викторовна, 08.05.23 в 12:33 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Афанасьевна, за интересный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.