Работа над формированием понятия «Родина» на уроке окружающего мира

Работа над формированием понятия «Родина» на уроке окружающего мира
Выполнила: М.А. Корнилова, учитель начальных классов
Планируемые образовательные результаты: научатся определять понятия «Родина», «Отчизна», «родная сторона»; правильно называть свое государство – Россия; получат возможность научиться понимать, что место, где родился человек, называется «малая родина.
1.Формирование мотивационной основы действия. Чтение рассказа учителем: «О чём рассказал папа» Беседа с детьми. Работа в тетради. Работа со словарём синонимов. 2. Составление схемы ориентировочной основы действия. Составление «Кластера» на тему Родина. 3.Формирование действий в материализованной форме. Составление схемы «Родины». 4. Громкая внешняя речь, когда содержание ООД отражается в речи 5.Формирование действий во «внешней речи про себя» 6.Формирование действий во внутренней речи Составление «Синквейна» на тему « Родина» | Дети ещё спали, когда вернулся из командировки папа. Он работал много месяцев в далёкой стране Америке. Папа обнял сына и дочь и сказал с волнением в голосе: Учитель: - Поразмышляйте, почему папа скучал? (Потому что человек очень любит свою родину, дом, где родился, город, где прошло его детство). - Вспоминаете ли вы о своем родном селе, улице, доме, когда уезжаете в другие места? Что именно вспоминаете? Почему или по кому скучаете? Как думаете почему? (дома хорошо, уютно, дома ждут папа, мама. Учитель: - Что же такое для человека Родина? (Родина – это место где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом). Учитель: Человек родится в конкретном месте – деревне, посёлке, городе…. Это его малая родина. Где бы впоследствии не жил взрослый человек, его постоянно тянет на родину, ему хочется пройтись по родной улице, постоять у родного дома - Запишите в тетрадь слово «Родина», столбиком впишите все слова синонимы, которыми можно заменить слово «Родина». (Родина - Мать, Отчизна, Отечество, родная страна, родная земля, отчий край, край отцов). -Правильно, ребята! У каждого человека есть свой маленький уголок: город, село, улица, дом, где он родился. Это его малая родина. А страна, в которой ты родился и живёшь – большая Родина. - Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили отцы и деды наши. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всех врагов. - Сейчас, узнаем, как о Родине пишет писатель К.Д. Ушинский: «Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина». Проверка. Учитель на доску прикрепляет слово Родина. Учащиеся выходят к доске вписывают в кластер свои слова. - Как называется страна, в которой вы живёте? (Россия) Слушают гимн РФ - Россия – самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. - Назовите столицу нашей Родины. (Москва). - Рассмотрите политическую карту Российской Федерации в учебнике и карту на доске. Укажите границы Российской Федерации. Найдите столицу России. Найдите и назовите область, в которой вы живёте Назовите район и село, в котором мы живём (У каждого на столе лежат три круга: большой - красный, средний – синий, маленький – белый). -Если бы мы захотели схематично изобразить нашу Родину, то в каком кругу разместили бы страну Россию, Иркутскую область, село Манзурка . Подпишите круги. Страна - красный цвет Область– синий цвет Село - пусть останется белым цветом - Вывод? ( Наш родной край - маленькая частица огромной России) - У вас на столах лежат карточки. Прочитайте. Вставьте нужное слово Место, где мы родились, называется ____________ Страна, в которой мы живём, называется _________ Столица нашей Родины ___________ Какой символ нашего государства называют триколором? _____ Все жители России называются __________ Президента нашей страны зовут _____________ Наш областной город, называется ___________ Проверка. Один учащийся читает вопрос, остальные хором на него отвечают. - Попробуйте подобрать прилагательные к слову «Родина» - какая она для вас? Какой вы ее видите? - Я вам сейчас дам сердечко, это любовь к нашей России, а вы, передавая его друг другу, называйте слова о Родине. Какая она? ( Большая, могучая, красивая, богатая, милая…) - А теперь поработаем в группах и послушаем, какие рассказы получатся у ребят. Используя знания и умения, полученные на уроке, вам нужно прочитать, исправить деформированный рассказ. (Разрезанные части рассказа о Родине надо соединить). Пример: 1.Родина. 2. Малая, большая. 3.Родиться, жить, помнить. 4. Место, где родился человек. 5. Отечество 1.Родина. 2.Великая, близкая. 3. Защищать, восхвалять, любить. 4. Родина там, где чувствуешь себя свободно. 5. Отчизна |
Тарасова Ирина Викторовна