«Работа над музыкальным образом на уроках фортепиано в младших классах»

0
0
Материал опубликован 30 September

Конспект открытого занятия по фортепиано с учащейся 1-го класса .

ТЕМА: «Работа над музыкальным образом на уроках фортепиано в младших классах»

Цель урока: работа над пьесами «Мерлин» Ж.Дандло, «Дятел» В.Цагарейшвили, «Дюймовочка» С. Губайдулина.

Углубление, погружение в изучаемые произведения на уровне образном и техническом, работа над совершенствованием исполнительского мастерства; умения играть всей рукой, а не отдельными пальцами; освоение приѐмов, которые обеспечат стабильную и качественную игру в быстром темпе; умение перестраиваться, играть подряд пьесы разного характера.

Задачи:

Обучающие: дать, закреплять и применять знания о том, что за каждой фразой или мотивом стоит чувство или образ; о том как нужно исполнять различные штрихи (например, разные виды staccato и legato); знания о разных планах фактуры, отличие мелодии от аккомпанемента; знания законов фразировки.

Развивающие: развивать умение освобождать руку, играть свободной рукой, развивать координацию, умение чувствовать руку, ощущать клавиатуру; умение играть различные виды staccato и legato, делать фразировку; умение разграничивать мелодию и аккомпанемент; умение думать одновременно о нескольких задачах, т.е. развитие внимания. Развивать способность видеть чувства и образы за музыкальными мотивами и понимать драматургию произведения, развивать умение эмоционально играть. Развивать выносливость, исполнять подряд три пьесы.

Воспитательные: воспитывать художественный вкус, эстетическое чувство; воспитывать слуховые представления о красивом звуке, об идеале звучания фактуры; воспитывать целеустремленность, внимательность, трудолюбие, активность, дисциплинированность.

Предполагаемый результат занятия:

После окончания занятия обучающиеся будут:

ЗНАТЬ: о новых приемах игры; знать, что если хочешь выразительно играть, нужно представлять образ, нужно этот образ ярко и эмоционально преподносить.

УМЕТЬ: исполнять подряд три произведения, перестраиваться.

Специфика занятия: учебно-развивающее занятие.

Форма организации учебного занятия: индивидуальное занятие.

Методы обучения, используемые на учебном занятии:

словесный метод (рассказ, объяснение, беседа);

наглядный метод (показ);

практический метод (выполнение работы).

Материально-техническое обеспечение учебного занятия:

фортепиано;

ноты;

Структура занятия:

I.Организационный этап (2-3 минуты). Исследование, изучение эмоционального состояния ребенка на текущий момент. Внесение корректив. Начинаем работу над пьесой С. Губайдулиной - «Дюймовочка»

Педагог задает вопрос: какая пьеса, с твоей точки зрения, у тебя лучше получается? Какая пьеса тебе самой больше нравится?

II. Основной этап (30-40 минут).

Работа над пьесой «Дюймовочка»

Педагог:

- Мне очень нравится пьеса «Дюймовочка» в твоем исполнении. Давай с нее начнем и вспомним о том, что в этой пьесе мелодия очень выразительная, на фоне выдержанных звуков в аккомпанементе. Ее нужно разделить на фразочки, каждую прочувствовать, показать главный звук, играть нужно кончиком пальца. Опыт игры штрихом легато у ребенка еще небольшой, легато девочка играет, как «природа дала», природа дала хорошо, в целом звучит очень прилично, но не получаются трихордовые мотивы. Их будем учить отдельно. Добиваться того, чтобы ребенок прослушал каждую нотку, плавно опускал каждый пальчик, помогал себе всей рукой.

Пьеса должна звучать кротко, такой характер у Дюймовочки. Учебный процесс находится на данный момент в такой стадии, когда ребенок знает, какие перед ним поставлены задачи, но не может оценить, правильно ли их выполняет, выполняет ли вообще. Только-только начинается активная работа над музыкальным образом, над звуком. Информации много, поэтому каждый раз ребенок сам ставит себе задачу, что он хочет выполнить.

Мы играем пьесу по отрывкам. Стараемся выполнить все авторские пожелания.

-Первое предложение первого периода нужно играть чуть громче, чем второе. Во втором предложении сделать poco ritenuto в конце и уйти на пианиссимо.

- В следующем отрывке предлагается услышать мелодию в левой руке ( 9- 11 такты), при этом почувствовать движение к сильной доле 11 такта. Правая рука в это время играется чуть тише левой. 11-12 такты – сделать вершину фразы в правой руке на ля бемоль.

- В третьей, четвертой и пятой строчках авторских оттенков нет. Мы сами решили сделать крещендо к 18-19 тактам. Это естественное развитие мелодии. Мы считаем четвертую и пятую строчки кульминационными в этой пьесе. Но играть их надо не на форте, а на меццо форте, но на эмоциональном подъеме. После 19 такта остаемся в набранной динамике.

23 такт звучит так же ярко. Очень колоритно звучит квинта в низком регистре в левой руке. Мы ее играли отдельно и слушали красивый сочный тембр. 26, 27, 28 такты представляют собой трезвучия си бемоль мажор, ре мажор и фа диез мажор. Первая тональность бемольная, в ре мажоре два диеза, а в фа диез мажоре целых шесть. Я предлагаю послушать краску этих тональностей. Глубокую, густую, темную в бемольной; просто, спокойно звучит ре мажор и ярко, светло фа диез мажор. Мы движемся из низкого регистра в высокий. Две эти вещи я предлагаю учесть, исполняя 26, 27, 28 такты и сделать чуть-чуть крещендо и замедлить ( фермата выписана автором).

- Репризу начинаем чуть тише, чем закончилась средняя часть. Главное, по настроению она сразу должна быть спокойнее, чем середина. На данном уроке ребенок уже помнит все, что от него требуется, может рассказать об этом, но не делает, т.к. задание слишком объемное. Поэтому мы играем по отрывкам, перед каждым отрывком ребенок рассказывает, что нужно сделать. В заключении пьеса играется целиком и анализируется, что сделано, что не сделано.

2.Работа над пьесой «Мерлин» Ж.Дандло.

Вопрос: что общего между пьесами «Мерлин» и «Дюймовочка». Яркая мелодия, которая играется штрихом легато, настроение у пьес близкое - лирическое, поэтическое, мягкое, обеим пьесам присуще танцевальное начало. Основная трудность исполнения этой пьесы - разделить мелодию и аккомпанемент. Поэтому играем отдельно руками.

Задание - давай сначала сыграем левую руку, нужно вовремя снимать бас и играть бас громко, а аккорды тихо так, чтобы звучал вальс. Попробуй напеть, как будет звучать этот вальс.

Цель: разыграться, освободить плечи, вспомнить ощущение свободной руки, формирование привычки смело бросать руку на клавиатуру; формирование правильных ощущений при игре staccato, умения играть легкое staccato, умения играть с кистью, играть одними пальцами, умение контролировать свои пальцы и играть ритмично в быстром темпе.

Теперь сыграем отдельно правую.

Цель: проконтролировать правильное исполнение легато, мы учимся его играть с кистью и очень мягко, послушать мягкий звук и плавное перетекание одного звука в другой. Т.к. здесь часто допускается ошибка- снятие руки раньше времени, проследить, чтобы лига исполнялась непрерывно. Теперь играем всю пьесу целиком. Правую старайся играть громче. Конечная цель работы над пьесой - сыграть ее выразительно, сделать баланс между правой и левой. Сыграть увлеченно, на одном дыхании. Должна чувствоваться танцевальность. На данном этапе текст уже выучен, но характер пока не получается.

Работа над пьесой «Дятел» В.Цагарейшвили.

На предыдущих уроках мы беседовали о том, что в этой пьесе присутствуют черты грузинской музыки. В частности, большое значение имеет ритмическое начало, танцевальное начало. Часто грузинские танцы исполняются только под ударные инструменты. Грузинские танцы очень темпераментные, зажигательные. Нашу пьесу мы пока не можем быстро сыграть, поэтому сложнее вытащить темперамент, но нужно представить, как будто играешь на ударном инструменте. Девочке, с которой проводится открытый урок, лучше даются лирические настроения. Чтобы «вытащить» из нее темперамент, я предлагаю «потанцевать». Мы ногами выбиваем ритм пьесы, идем мелкими шагами. Получается немного похоже на грузинский танец.

Середина пьесы мягкая и лирическая. Приемы игры здесь используются как в первых двух пьесах. Чем мягче исполняется середина, тем ярче будет контраст с крайними частями, тем выразительнее зазвучит пьеса. Перед исполнением пьесы мы, как всегда, вспоминаем, как ее нужно играть. Выявляем ошибки в исполнении. Это может быть неточный ритм в начале, громкая левая рука в конце фраз, мягкое исполнение первой части, лишние звуки при переходе от второй части к третьей и т.д. Все эти ошибки уже известны, проблема в том, что сложно за всем уследить. Нужно доводить до автоматизма с помощью повторений.

В конце урока исполняем все три пьесы подряд. Тренируем выносливость. Потом анализируем исполнение. III. Заключение: Педагог подводит итоги занятия, стимулирует ребенка к самооценке, просит рассказать, как ребенок собирается учить дома. Записывается домашнее задание. Педагог подчеркивает, что скурпулезная работа над каждым тактом, проделанная на уроке, должна продолжаться дома. Хотелось бы, чтобы все задания, которые мы выполняем, прорабатывались бы так же тщательно. При игре на фортепиано нужно усиленное внимание к деталям. Об этом следует помнить и в отсутствие педагога.


Список используемой литературы

1. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие. - М.: Советский композитор,1987 г.

2. Галич В. О развитии внутреннего слуха, творческой инициативы и фантазии на индивидуальных занятиях в фортепианных классах. Вопросы фортепианной педагогики. Вып.4.- М.: Музыка,1976

3. Гат Й. Техника фортепианной игры. М.: Будапешт, 1973

4. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. Методическое пособие.- М.: Советский композитор,1989

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации