"Работа с одаренными детьми в начальных классах"

0
0
Материал опубликован 12 November







«РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»



Гребенкина Елена Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» с.Дивное

Е-mail: enagrebenkina.1982@gmail.com


















Аннотация. В статье рассматриваются основные методы и подходы к выявлению и поддержке одарённых детей в начальной школе. Особое внимание уделяется созданию развивающей образовательной среды, стимулирующей познавательную активность и творческое мышление младших школьников. Необходимость подчёркнуть важность индивидуализации обучения с учётом уникальных способностей каждого ребёнка, а также использования дифференцированных и проектных заданий. В статье анализируются психологические и педагогические особенности одарённых детей, даются рекомендации по взаимодействию педагогов с семьями, направленные на развитие потенциала ребёнка.

Ключевые слова: одарённые дети; выявление талантов; индивидуализация обучения; особенности психолого-педагогического сопровождения особо талантливых детей; дифференцированное обучение; развитие творческого мышления; педагогические методы; образовательные технологии; творческие задания, психологическая поддержка; взаимодействие с семьёй; поддержка одарённых.

Введение

Проблема выявления и развития способностей детей младшего школьного возраста является актуальной задачей современной педагогики. Одарённые дети обладают особыми возможностями и талантами, которые требуют особого подхода и внимания со стороны педагогов. В начальной школе закладываются основы личностного роста ребёнка, формируются познавательные способности и творческие качества, определяющие дальнейшее развитие личности.
Цель данной статьи — рассмотреть особенности работы с одарёнными детьми в начальных классах, выявить эффективные методы и формы организации учебного процесса, способствующие развитию индивидуальных особенностей каждого ученика.
Под одарённостью понимается совокупность качеств личности, обеспечивающих её способность достигать высоких результатов в определённой области деятельности. Это понятие включает интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные и волевые компоненты. Признаки одарённых детей включают высокий уровень творческих способностей, оригинальность мышления, высокую активность и стремление к познанию нового.

Одарённый ребенок… Сколько ожиданий, надежд, сомнений и тревог связано с этими словами. Одаренный, т.е. наделенный определенным даром, способный к какой-либо деятельности более, чем другие, и, следовательно, обладающий выдающимися способностями. Задача учителя - во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, и, во-вторых, умело их развивать и применять на практике. Педагог уже на первом этапе обучения может заметить у учеников определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников. Так, например, у одного ученика проявляется нестандартность мышления, у другого - отличная долговременная память, у третьего – неординарный подход и оригинальность в решении различных учебных задач. Такие ученики, как правило, имеют высокую мотивацию к изучению предмета.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%. Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка. Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования. Для эффективного выявления одаренных детей необходим комплексный подход к процедуре исследования.

Методы диагностики одарённости

Для выявления одарённых детей используются разнообразные диагностические методики:
Психологические тесты

Психодиагностические исследования позволяют определить степень выраженности когнитивных функций, таких как память, внимание, мышление, восприятие и воображение. Наиболее распространённым инструментом являются IQ-тесты, однако важно учитывать их ограниченность и необходимость комплексного подхода.

Наблюдение и самооценка
Наблюдения учителей и родителей играют важную роль в выявлении признаков одарённости. Важно обращать внимание на поведение ребёнка, его интересы, предпочтения и достижения. Самостоятельная оценка собственных возможностей также помогает ребёнку осознать свою уникальность и потенциал.

Портфель достижений
Портфель достижений представляет собой систематизированный сборник работ и проектов, выполненных ребёнком. Этот метод позволяет оценить прогресс в развитии, увидеть сильные и слабые стороны, а также выявить зоны ближайшего развития.
Формы работы с одарёнными детьми
Эффективная работа с одарёнными детьми предполагает использование разнообразных форм и методов обучения:
Индивидуализация образовательного процесса
Индивидуализация подразумевает адаптацию учебных материалов и заданий к индивидуальным особенностям учащихся. Для одарённых детей рекомендуется создание специальных образовательных траекторий, учитывающих их интересы и потребности.
Проектная деятельность
Проектная деятельность способствует формированию исследовательских навыков, креативности и самостоятельности. Учащиеся разрабатывают собственные проекты, решают реальные проблемы, применяют знания на практике.
Групповая форма занятий
Групповые занятия способствуют социализации, развитию коммуникативных навыков и лидерских качеств. Совместная работа над проектами развивает умение сотрудничать, вести диалог и аргументированно отстаивать своё мнение.
Творческие задания
Творческая деятельность стимулирует фантазию, формирует эстетический вкус и художественное видение мира. Занятия искусством, музыкой, литературой помогают раскрыть творческий потенциал ребёнка.

Одаренный, талантливый ребенок - это, прежде всего ребенок. Как и другим детям, ему нужны ласка, любовь, внимание и помощь близких. Создать среду, которая обеспечит успешное развитие ребенка, уважение его точки зрения, любопытства, поощрение его интересов, даже если эти интересы не всегда понятны взрослым, - задача педагогов и родителей. Всегда важно найти время радоваться ребенку. Не стоит забывать о том, что одаренном ребенку нужен тот же опыт в общении и деятельности, что и всем, но только в большей мере.

Для поддержки одаренных детей я использую:

индивидуальный подход на уроках;

дополнительные занятия с одаренными учащимися;

участие в различных олимпиадах;

психологические консультации, тренинги, тестирование;

конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;

посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;

использование современных средств информации;

создание детских портфолио.

На протяжении многих лет своей педагогической деятельности я стараюсь заниматься развитием и воспитанием одаренных детей. Мною разработана система развивающих задач и упражнений-минуток, которые я предлагаю учащимся в начале урока или во время устного счета.

2 раза в неделю я провожу дополнительные занятия по занимательной математике и русскому языку, которые способствуют развитию логического мышления, формируют такие качества, как инициатива, самоконтроль и расширяют умственный кругозор.

На занятиях по занимательной математике мы рассматриваем задачи с применением рациональных способов решения повышенной сложности, предполагающих творческое исследование, суждение, решаем нестандартные задачи. На итоговых занятиях проводим классные олимпиады с присвоением победителю звания «Самый умный». Часто встречаются задачи повышенной трудности и предполагающие рациональные способы решения. Конечно, многие учащихся решили эту задачу в 5 действиях. А дети, обладающие нестандартным математическим мышлением, сказали, что эта задача с лишними данными.

На дополнительных занятиях по русскому языку чаще всего я учу писать детей сочинения, создавать словесные этюды, делать словесные зарисовки, писать письма, например, Деду Морозу. Особое внимание я уделяю сочинениям-рассуждениям. Для этого подбираю темы, например: 1.Почему ластик стирает? 2.Почему у кукурузы такое смешное имя? и т.д. После обсуждения с классом детям за самые удачные работы присваиваем звание «Талантливый писатель».

Творческие способности учеников особенно проявляются при проведении предметных недель, которые регулярно проводятся в нашей школе, при организации литературных гостиных, при участии в математических и лингвистических каруселях. Большинство детей класса принимают активное участие в различных предметных и интеллектуальных конкурсах уже с 1 класса.

Дети моего класса также активно участвуют и в исследовательской работе. Конечно, это не научные открытия учащихся, а развитие у них соответствующих личностных качеств, приобретение навыка исследования как универсального способа освоения действительности.

Учебная исследовательская деятельность – специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, сознательностью, результатом которых является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

В прошлом учебном году мы подготовили исследовательский проект: «Имена собственные в пословицах и поговорках» занял 1 место в городском открытом конкурсе исследовательских и творческих проектов младших школьников «Что? Откуда? Почему?».


Заключение

Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учебниках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего Отечества. Таким образом, работа с одарёнными детьми требует индивидуального подхода, творческого подхода к образовательному процессу и регулярного мониторинга успеваемости. Организация эффективной системы поддержки и сопровождения позволит обеспечить гармоничное развитие всех сторон личности ребёнка, сформировать базу для успешного продолжения образования и профессиональной самореализации.
При правильной постановке педагогического процесса, школьная среда становится местом раскрытия талантов и формирования успешных учеников. Взаимодействие семьи и школы играет ключевую роль в создании условий для оптимального развития потенциала ребёнка. Осознанная поддержка одарённых детей на ранних этапах обучения имеет решающее значение для дальнейшего успеха ребёнка в учебной и социальной сферах.

Грамотно организованная работа преподавателей и психологов создаёт благоприятные условия для успешной адаптации ребёнка в обществе и раскрытия его уникальных способностей.



Список литературы и источников

Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Возрастная психология

детства и юности. Учебное пособие. Москва: Академия, 2004.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
3. Кириченко А.П. Организация воспитательной работы с одарёнными детьми. Минск: БГУ, 2007.
4. Кондратьев Н.Н. Развитие творческих способностей младших школьников. Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2001.
5. Кудрявцева Т.В. Формирование творческой активности младших школьников. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2002.
6. Немов Р.С. Психология. Книга 2. Общие основы психологии. Москва: Владос, 2003.
7. Савенков А.И. Диагностика и развитие детского творчества. Самара: БАХРАХ-М, 2004.
8. Хохрякова Е.Г. Методика выявления и воспитания одаренных детей. Волгоград: Учитель, 2006.

Интернет-ресурсы
9. Министерство просвещения Российской Федерации. Сайт Министерства. URL: https://edu.gov.ru/
10. Российское образование. Федеральный портал. URL: http://www.edu.ru/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.