12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Петроченко Татьяна Ивановна82
Россия, Омская обл., с. Георгиевка



Учим талантливых детей на уроках русского языка и литературы

Петроченко Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Георгиевская средняя общеобразовательная школа» Горьковского муниципального района Омской области

В настоящее время в образовании всё больше внимания уделяется работе с одаренными детьми. Ведь совершенно очевидно, что обществу требуются энергичные, целеустремленные и способные молодые люди. И одна из задач современной школы, на мой взгляд, это воспитание такой талантливой молодежи.

Что же понимается под термином «одаренность»?

В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

Одаренные дети  - это звездочки на школьном  небосклоне. Они всегда стремятся к знаниям, умеют настойчиво идти к намеченной цели, пытаются задать глубокие вопросы, легко строят рассуждения и многое запоминают. Одарённые дети характеризуются внутренней мотивацией, потому что хотят сами понять причины и следствия каких-либо явлений, они с лёгкостью делают выводы, причём выдвигая различные точки зрения. Кроме этого, способные обучающиеся имеют яркое воображение, изобретательность, умеют творчески подойти к любому делу. Любят сложные задания, которые требуют серьезного, самостоятельного и глубокого решения.

Большинство считает, что всеми этими качествами и способностями человек наделен с рождения. Но это не так, потому что способности развиваются в деятельности. «Ученик умственно воспитывается лишь тогда, когда по отношению к знаниям он занимает не пассивную, а деятельную позицию. Только при этом условии учение, познание доставляет ему глубокие чувства радости, удовлетворенности, взволнованности, эмоциональной приподнятости»,  - писал В.А. Сухомлинский.

Сегодня учитель задумывается над тем, как построить работу на уроке так, чтобы максимально задействовать возможности способных детей независимо от их возраста. Конечно, это должен быть принципиально новый качественный подход в обучении, основанный на принципах компетентностно-ориентированного, личностно - ориентированного подхода, а также дифференцированное, развивающее и проблемное обучение.

Наблюдения за деятельностью учащихся показали, что задатки креативности есть почти у всех учащихся, но дети не раскрывают их.

Поэтому идея моего опыта заключается в том, чтобы через систему проблемных ситуаций, заданий повышенного уровня, а также разнообразную форму работы (индивидуальную, парную, групповую) активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить интерес к предмету и максимально задействовать способности одаренных обучающихся.

Задачи:

- сформировать положительную мотивацию к изучению русского языка;

- включить учащихся в продуктивную мыслительную деятельность,

стимулируемую проблемными ситуациями;

- развивать творческое воображение и способность открывать новые

знания, находить новые способы учебного действия.



Наблюдения убедили меня в том, что на уроках с проблемными ситуациями у школьников появляется желание самостоятельно решить задачу, ответить на необычный вопрос, создать свое, особенное творение. Например, в 7 классе на уроке по теме «Союз как служебная часть речи» я предлагаю ребятам такой вопрос: «Части союзных сложных предложений соединяются при помощи союзов. Союз – это служебная часть речи. Есть ли у слова союз лексическое значение? Каков его морфемный состав?» Проблемный вопрос вызывает неоднозначные ответы школьников и активизирует их познавательную активность. Учащиеся столкнулись с фактом недостаточности знаний. Ребятам приходится обращаться к различным словарям для решения данной проблемы. Словарная работа подобного типа формирует у школьников умения и навыки исследовательской деятельности: работа со словарем, анализ словарной статьи, умение формулировать вывод.

Конечно же, работа с одаренными детьми должна быть прежде всего системной. Поэтому не только проблемные ситуации помогают развитию одаренных детей. В связи этим можно обозначить так называемые образовательные «стратегии», направленные на развитие детей с повышенным уровнем способностей.

1) Стратегия «индивидуализации». В настоящее время необходимо учитывать в воспитательно-образовательной системе особенность каждого ребенка.

2) Стратегия «исследовательского обучения». Большое внимание уделяется исследовательской и творческой деятельности обучающихся, тем самым развивая инициативу ребят в соей познавательной деятельности.

3) Стратегия «проблематизации». Ребята сталкиваются с такой проблемой, которая требует от них активизации мыслительной деятельности, помогающей решить данную проблему.

4) «Стратегия интенсификации». Данная стратегия изменяет не темп усвоения, а увеличивает объем выполненных работ.

Я считаю, что работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы необходима, так как, она сохраняет высокий уровень развития ребенка, и даёт ему возможность раскрыть свои способности в дальнейшем и не ограничивать эти способности определенными рамками.

Важным фактором успешного усвоения знаний, разумеется, являются методы обучения. Чтобы обучить интеллектуально одаренных обучащихся, безусловно, нужно применять методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они эффективно развивают творческое мышление, а также повышают познавательную мотивацию, настойчивость, самостоятельность, уверенность в себе, эмоциональную стабильности и способность к сотрудничеству и др.

Методы работы в группе самые разнообразные: это и кооперативное обучение, и мозговой штурм, и групповая дискуссия.

Кооперативное обучение предполагает работу в небольших группах (от 2 до 8 человек), когда обучающиеся, взаимодействуя, решают общую задачу. Такая совместная работа развивает качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.

Мозговой штурм используется для активизации высказываний детей по теме или вопросу. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.

Групповая дискуссия помогает увидеть ученикам проблему с разных сторон, уточнить различные точки зрения, учить ребят принимать мнения всех выступающих с уважением и пониманием.

Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов. Например, в 5 классе на итоговом уроке по сказке Г.-Х. Андерсена была проведена групповая дискуссия по вопросу: « Есть ли сходство между образами Герды и Снежной Королевы? А различия?» Анализируя образы персонажей, учащиеся приходят к выводу, что внешняя красота не всегда говорит о красоте внутренней.

Можно включить в урок задания повышенной трудности, для выполнения которых нужен более высокий уровень, умение свободно оперировать знаниями, использовать их в новых ситуациях. Это наиболее продуктивное направление работы, поэтому сосредоточим на нём основное внимание. Какие же формы и приёмы работы помогут его реализовать?

. Самостоятельный подбор учащимися дидактического материала, аналогичного упражнению учебника. Например, ученикам предлагается при изучении темы «Звуковой состав слова. Транскрипция» составить шуточное стихотворение, в котором обыгрываются слова, различающиеся одним звуком:

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села.

Посмотрите-ка, ребятки,

Раки выросли на грядке.



2. Разноуровневые задания позволят каждому ребёнку выполнить осознать необходимый и посильный объём информации.

Безударные гласные в корне, проверяемые ударением

Б..лезнь. в...зать, д...лекий, зв...нок, к...нфета. к...лоть, л...вить, м...лок, ор...6етъ, п...тно, г...ристый, р...мень, м...лоток, схв...тить. отд...вать, ст...кан, ст...рый. т...желый, л..сной. (20 слов.)

 *  Задание 1-го уровня

•   Вставьте пропущенные буквы, выделяя часть слова с пропуском.

** Задание 2-го уровня

•   Выберите слова с безударной гласной в корне, прове­ряемой ударением, и напишите их вместе с проверяе­мыми словами.

*** Задание 3-го уровня

•  Выпишите слова с безударной гласной в кор­не слова, проверяемой ударением, подчеркните встав­ленную букву, выделите корень. Поставьте ударение.

•   Над первыми 5 словами укажите название частей речи.

Или на литературе ребятам предлагается такая работа: после изучения поэмы «Руслан и Людмила» нарисовать рисунок к выученному наизусть отрывку или написать творческую работу (можно в стихах) «Моё сказочное царство».

При изучении русских народных сказок, учащиеся сочиняли свои сказки, причем им нужно было сказку обязательно оформить.

3. Задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения задания. Такая форма работы позволяет рассматривать те или иные лингвистические явления не однолинейно, а под разными углами зрения, находить варианты решения одной и той же проблемы. Например: Сколько вариантов группировки слов можете предложить? Укажите, что лежит в основе группировки.

(Сторож, мышь, течь, молодёжь, с пастбищ, река Сож, город Керчь, из училищ, дочь, без калош).

Учащиеся могут предложить массу вариантов группировки слов: а) наличие мягкого знака и его отсутствие; б) тип склонения; в) род; г) падеж;                              д) собственные - нарицательные; е) одушевлённые - неодушевлённые;                       ж) с предлогами – без предлогов; з) имеющие только форму ед. числа и другие.

4. Задания на сравнение, сопоставление явлений. Например, в упражнении предлагается поставить глаголы в форме настоящего времени. Для сильных учеников задание усложняется: определить вид глагола и установить, какая закономерность наблюдается при сопоставлении времени и вида глагола.

На уроках литературы данный вид работы очень распространен: учащиеся сравнивают самых разнообразных героев, выделяя их как сходства, так и различия.

5. Задания исследовательского характера. На уроках мы используем задания поискового характера, направленные на формирование умений добывать информацию, проводить самостоятельные исследования, формулировать и высказывать суждения. Это находит отражение и в реферативных работах учащихся, и в проектных: «Варианты морфем», «Лингвистическая сказка», «Звери мои за меня говорят (о героях басен Крылова)» и т.д.

6. Задания, содействующие  формированию навыка самостоятельного добывания учащимся знаний. Такие задания способствуют активизации детской любознательности, пробуждают желание узнать больше, чем дано на страницах учебника.

Большое значение для формирования навыков самостоятельного добывания знаний и навыков самоконтроля имеет работа со словарями. Практическая необходимость обращаться к словарям  воспитывается на базе ситуативных задач. Например:

Вы готовитесь к докладу. У вас возникли сомнения, как правильно произносить слова: феномен, договор, средства, ходатайствовать, хаос, отчасти, квартал, индустрия. Поставьте ударения в словах, используя словарь.

На уроках литературы это чаще всего подготовка сообщения о биографии писателя с презентацией.

7. Творческие задания.

Репродуктивно - творческие задания предполагают выполнение работы по аналогии, по образцу. Начальным этапом может быть составление предложений по аналогии. Следующий этап - создание сочинений-миниатюр    по образцу. Например, в  упражнении предлагается вставить прилагательные в текст, представляющий собой описание пасмурного дня. Детям, имеющим более высокий уровень подготовки, предлагаю по данному образцу дать самостоятельное описание солнечного дня.

Конечно же, на уроках литературы использую рисунки учащихся, коллажи по произведениям, и здесь уже видно, кто отнесся к тексту формально, а кто осмыслил его творчески.

На уроке русского языка приучаю ребят преобразовывать теоретический материал в различные схемы, кластеры, что позволяет им в дальнейшем изучать материал. Например, в 5 классе кластер «Языковая система» помогает запомнить единицы языка, выучить названия разделов лингвистики.

Таким образом, мы видим, что работа с одаренными детьми интересна, увлекательна и трудоёмка. Учителю приходится готовить для них задания повышенного уровня, чтобы и поддержать интерес, и в то же время зажечь искорки в их сердцах. Именно горящие глаза детей заставляют педагогов изучать различные методики обучения, участвовать в самых разнообразных конкурсах и просто развиваться вместе с ребятами.

Работа с одаренными детьми сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни нашего общества. А для меня всегда девизом в работе были и остаются слова великого педагога В.А. Сухомлинского: «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!» - и тогда у вас и у ваших детей все получится!





































Литература:

 

1.Абутова В.В. О системе работы с одарёнными школьниками.

2. Першович В.С. Уровневая дифференциация как методика развивающего обучения.

3. Глухова С.В. Проектная деятельность в личностно-ориентированном обучении.

4, Логинова Р.Н. Творчески одарённые дети: выявление и развитие.

5. Павлова Е.В. Стратегия работы с одарёнными детьми.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.