12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Померанцева Марина Борисовна279
Я стараюсь учить детей добру, сопереживанию, умению дружить. Они учатся видеть прекрасное в людях, природе. Я хочу,чтобы они научились быть счастливыми, жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
Материал размещён в группе «В помощь воспитателю ДОУ..»
4

Методические подходы к формированию взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста

Методические подходы к формированию взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста

Автор: Бобро Марина Борисовна, воспитатель первой квалификационной категории

Дошкольное образовательное учреждение должно создавать условия для интеллектуального, творческого и нравственного развития личности. Чтобы полно и точно раскрыть термин «педагогические условия» обратимся к толковому словарю, где указано, что «условия – 1. это обстоятельства, от которых что-либо зависит; 2. Обстановка в которой что-либо происходит». Таким образом, в данной статье будут рассмотрены различные точки зрения учёных на то, какие нужно создавать педагогические условия в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста, чтобы улучшить взаимоотношения в группе детей старшего дошкольного возраста. Козырева Е. И. определяет сущность педагогических условий как «Совокупность мер педагогического воздействия и возможностей материально-пространственной среды, методов и средств используемых педагогом, для решения поставленных задач». Однако имеется и другая точка зрения на понятие педагогических условий. Куприянов Б. В. отмечает: «Педагогические условия – это планомерная работа по уточнению закономерностей как устойчивых связей образовательного процесса, обеспечивающих возможность проверяемости научно-педагогических исследований. Существует следующая классификация педагогических условий:

Организационно-педагогические условия;

Психолого-педагогические условия;

Дидактические условия.

Под организационно-педагогическими условиями мы понимаем совокупность взаимосвязанных информационных комплексов, которые помогают педагогу организовать деятельность по достижению определенных целей, т.е. к данному типу условий относятся: владение педагогом материалом игр (знание содержание игр и роль ребенка в игре); гибкая позиция применения игр в зависимости от различных факторов в группе (время дня, количество детей в группе, групповые события и т.п.), однако, сохраняющая тип (индивидуальные, групповые, коллективные); обеспечение освоения детьми определенной позиции в игре; стимуляция взаимодействия в игре.

Подбор подвижных игр зависит от общего физического уровня, умственного развития детей, их двигательных умений; состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, режима дня, места проведения игр, интересов детей.

Обязательным условием подготовки педагога к проведению подвижных игр является предварительное разучивание движений как имитационных, так и физических упражнений, действий, которые дети выполняют в игре. Педагог обращает внимание на правильное, раскованное, выразительное выполнение двигательных действий. Для лучшего понимания игрового сюжета проводит предварительную работу: читает художественные произведения, организует наблюдение за природой, за животными, деятельностью людей различных профессий, просмотр видеофильмов, кино- и диафильмов, беседы.

Важно правильно организовать игру в отношении содержания, очередности выполнения заданий, игра может быть проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой группой. Педагог варьирует способы организации игр в зависимости от их структуры и характера, места проведения движений. Продумывает способы сбора ребят на игру и внесение игровых атрибутов.

Объединяя играющих в группы, команды, педагог учитывает физическое развитие и индивидуальные особенности детей. В команды подбирает ребят, равных по силам; для активизации неуверенных, застенчивых детей объединяет их со смелыми и активными ребятами.

Психолого-педагогические условия подразумевают создание таких условий в ситуации дошкольного образования, развития и воспитания дошкольников старшего возраста, которые позволят ребенку успешно развиваться и взаимодействовать с другими детьми группы. К этой группе условий относится определенный подбор игр, который направлен на разные типы игрового взаимодействия при учете игровых интересов детей. Также к психолого-педагогическим условиям относится обеспечение детей постепенным переходом от индивидуальных игр на взаимодействие к коллективным.

Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Поведение в игре во многом зависит от имеющихся двигательных навыков, типологических особенностей нервной системы. Активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, способствует уравновешиванию процессов возбуждения и торможения.

К дидактическим условиям относятся такие условия, которые создают предметно-игровую среду на основе игрового материала, благодаря которым обеспечивается вариативное использование игр направленных на улучшение взаимодействия старших дошкольников.

Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая пло­щадка должна предоставлять условия для развития крупной моторики.

Игровое пространство (как на площадке, так и в помещениях) долж­но быть трансформируемым (меняться в зависимости от игры и предо­ставлять достаточно места для двигательной активности).

Что касается условий формирования взаимоотношений у старших дошкольников в подвижной игре, то изучением этой проблемой занимались Иванкова Р. А., Ерофеева Т. И. и др. Они рассматривали педагогические условия, способствующие формированию положительных взаимоотношений дошкольников.

Чаще всего проблема условий рассматривается лишь с одной стороны, а именно, каковы условия взаимоотношений детей в группе, но очень важно исследовать и тот аспект проблемы, как инициаторы влияют на группу, каков механизм такого влияния, поскольку деятельность инициатора оказывает значительное влияние на установление положительного взаимодействия в группе детского сада.

Таким образом, важно создавать такие отношения в группе, чтобы каждый ребенок был объектом положительного эмоционального отношения, что можно достичь такими средствами, как: оптимизация оценочных воздействий педагога; обогащение эмоционального опыта общения; включение старших дошкольников в совместную деятельность, которая побуждается гуманными мотивами; научением дошкольников умениям проявлять доброжелательное отношение к окружающим; организацией различных видов деятельности и общения дошкольников.

Возникновение положительного отношения друг к другу возможно в совместной деятельности детей, где требуется умение проявлять взаимопомощь, заботу, быть приветливыми и т. п.

В настоящее время появляются исследования, которые говорят о том, что взаимоотношения детей в группе определяется не только коллективной деятельностью, но и характером общения воспитателя с дошкольниками.

Цель работы педагога заключается в организации деятельности детей таким образом, чтобы она была содержательной, была направлена на формирование и развитие навыков, это такая деятельность, которая привела к самостоятельности детей.

Особенность образовательной работы с детьми дошкольного возраста заключается в том, что попадая в детский сад, они выходят за рамки установившихся семейных отношений. Такая ситуация является для ребенка эмоционально напряженной, поэтому задача педагога заключается в том, чтобы сделать ее максимально комфортной, для чего необходимо учитывать индивидуальность каждого ребенка.

То, что именно педагог оказывает существенное влияние на развитие межличностных отношений дошкольников со сверстниками, проявляется в первую очередь во взаимооценках самих детей. Дошкольники воспринимают членов своей группы во многом с позиции воспитателя, характеризуя детей с точки зрения выполнения установленных взрослым предписаний (например, «он плохой, потому что неаккуратно ест»; «он хороший, потому что убирает за собой игрушки»).

Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение. Стимулируя у ребенка интерес к игре, увлекая его игровой деятельностью, педагог замечает и выделяет существенные факторы в развитии и поведении детей. Необходимо определить (подчас по отдельным штрихам) реальные изменения в знаниях, умениях и навыках. Важно помочь ребенку закрепить положительные качества и постепенно преодолеть отрицательные. Педагогическая наблюдательность, любовь к детям позволяют педагогу вдумчиво выбирать методы руководства детской деятельностью, корректировать поведение ребенка и свое собственное, создавать радостную, доброжелательную атмосферу в группе. Детская радость, сопровождающая игру, является могучим фактором формирования физических, психических, духовных, эстетических и нравственных начал становления ребенка.

Игра приносит пользу, если воспитатель хорошо знает педагогические задачи (воспитательные, оздоровительные), которые решаются во время игры, с анатомо-физическими и психологическими особенностями детей, методикой проведения игр, заботится о создании и соблюдении соответствующих санитарных условий.

Наблюдая за детскими взаимоотношениями, воспитатель должен проанализировать ситуацию, определить какого рода трудности испытывает тот или иной ребенок, и оказать ему помощь и поддержку.

Значительную роль в результативности игры Е. А. Аркин отводил педагогу, его искусству заинтересовать ребенка, правильно объяснить игру, распределить роли, подвести итог; при необходимости педагог успешно может подключиться к игре.

Одна из наиболее важных задач воспитателя – суметь войти в детский коллектив, включиться в сферу игровых действий для того, чтобы показать отличный образец умения играть. Участвуя в игре, он не только поднимает интерес у играющих, но и показывает им, как лучше использовать отдельные приемы, тактические комбинации.

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты?

От умения быстро решать эти вопросы зависят всестороннее воспитание и творческое развитие каждого ребенка.

При умелом руководстве воспитателя подвижной игрой успешно формируется творческая активность детей: они придумывают варианты игр, новые сюжеты, более сложные игровые задания.

Используя метод творческих заданий, воспитатель постепенно подводит детей к придумыванию подвижных игр и самостоятельной их организации.

Педагог, применяя в своей работе различные средства, методы, формируют у дошкольника нравственное поведение, знания и культуру поведения. При этом важно использование педагогики сотрудничества, признание в ребенке полноправного члена общества. Благодаря этому подходу с одной стороны развивается чувство общности с социумом, а с другой стороны формируется индивидуальность и свобода личности каждого ребенка. Таким образом, сотрудничество и взаимодействие педагога с дошкольником – это важнейшее условие образования и воспитания в детском саду.

Современные данные психологии говорят о том, что полноценное взаимодействие ребенка с социумом, окружающим миром способствует активному онтогенетическому формированию психики, т.е. ребенок научается подстраиваться к различным организуемым условиям, изменяется его деятельность, что говорит о более интенсивном его развитии.

Для всех видов деятельности детей важны условия, при которых возможно положительное общение педагога с детьми и детей с детьми, а поскольку их совместная деятельность занимает практически все время пребывания в детском саду, то категория общения становится во главе вопроса.

Общение чаще всего осуществляется в виде диалога, но педагогу важно так организовать общение, чтобы дети научились слышать и других.

К образовательной совместной деятельности относятся следующие формы:

закрытая совместная деятельность. Педагог определяет цель, содержание, правила;

обращенная совместная деятельность. Цель и содержание определяется педагогом, в процессе реализации используется опыт детей;

открытая совместная деятельность. Цель, содержание, реализация обсуждаются педагогом совместно с детьми.

К особенностям открытой совместной деятельности относится следующее:

инициативность детей, их активное взаимодействие друг с другом;

децентрация, зоновость пространства;

ориентация на развитие чувства эмпатии, разработка способов взаимодействия (договор, обмен, распределение действий).

Роль педагога в процессе организации совместной деятельности с детьми неоценима. Например, организуя дидактические, сюжетно-дидактические игры при условии совместной деятельности педагога и дошкольника, важно соблюдать некоторые условия:

Отбор знаний, которые были получены в процессе НОД.

Обеспечение преемственности знаний и применения их в игре.

Знакомство детей с видами деятельности взрослых.

Организация игр на уровне коллектива.

Педагог дошкольного образовательного учреждения не только принимает активное участие в игре, но и выполняет функцию режиссера, контролирует соблюдение правил, игровых действий, участвует в распределение ролей, подсказывает варианты действий, а также создает новые ситуации, стимулирует инициативность, поддерживает положительный эмоциональный фон.

Педагог применяет в работе с детьми индивидуальный подход.

Также немаловажным условием становления положительных взаимоотношений является семья, которая начинает воспитание ребенка.

Межличностные отношения в семье для ребенка-дошкольника являются чрезвычайно важными, так как представляют собой первый наиболее устойчивый опыт социализации. Здесь он осваивает формы и содержание общения, которые затем переносятся в дошкольное учреждение и применяются там и ко взрослому, и к сверстнику. Уже в системе семейных отношений выделяют две стороны значимого взаимодействия: деловая и эмоционально-личностная. Эти же стороны общения оказываются очень важными при взаимодействии с педагогом, но особое значение они приобретают при общении со сверстниками. Если у ребенка отсутствуют навыки общения в обеих сферах, то он оказывается непринятым в детское сообщество. Но если хотя бы одна из этих сфер достаточно развита, то ребенок может войти в устойчивое объединение со сверстниками, либо на основе деловых качеств, либо эмоционально-личностных симпатий.

Для формирования у детей и родителей доброжелательных взаимоотношений, здорового образа жизни и в целях повышения интереса к жизни ребенка в ДОУ, организуются совместные спортивные праздники, а так же тематические родительские собрания.

Таким образом, роль педагога в развитии взаимоотношений детей в группе огромна, а взаимодействие педагога и ребенка – есть главное условие достижения дошкольниками высокого уровня владения различными навыками, знаниями, поскольку педагог подбирает определенные роли, которые наиболее полно соответствуют возможностям, потребностям и интересам дошкольника, что приводит к развитию личности, активности, самостоятельности, повышению уровню взаимодействия с социумом.























БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Бабенкова Е. А., Параничева Т. М. Подвижные игры на прогулке. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 96 с.

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 80 с.

Иванова Н. В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении. - Череповец: ЧГУ, 2002. - 150 с.

Куприянов Б. В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. – 2001. – № 2. – С. 101–104.

Мухина B. C. Детская психология / Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1985. – 229 с

Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов. – М.: Просвещение, 1998. – 588 с.

Развитие творчества в подвижных играх. - Режим доступа по: http://pedagog.us/?p=16.

Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2 – 7 лет / Авт. -сост. Э. Я. Степаненкова. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 144 с.

Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.



Опубликовано в группе «В помощь воспитателю ДОУ..»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.