Статья на тему «Работа педагога-психолога в период дистанционного обучения»
Завалина Ксения Андреевна,
Педагог-психолог
БПОУ УР «Глазовский политехнический колледж»
Работа педагога-психолога в период дистанционного обучения.
Необходимость организации психолого-педагогического сопровождения в процессе реализации дистанционного обучения связана с тем, что все субъекты дистанционного обучения: учащиеся, педагоги, разработчики учебных и методических материалов, родители, начинающие взаимодействовать в сети, нередко сталкиваются трудностями психологического порядка. Психолого-педагогическое сопровождение в процессе дистанционного обучения это: осознанный системный процесс взаимодействия субъектов дистанционного обучения в условиях информационно-образовательной направленный на оказание психолого- педагогической субъектам процесса дистанционного обучения (сетевым педагогам и сетевому ученику) в конструировании и реализации дистанционного обучения.
Главными целями психолого-педагогического сопровождения дистанционного обучения являются:
оказание помощи обучающимся в разработке и реализации индивидуальной образовательной траектории в процессе дистанционного обучения;
обеспечение психологической комфортности всех субъектов дистанционного обучения.
Содержание психолого-педагогического сопровождения дистанционного обучения предполагает несколько направлений работы:
аналитико-диагностическое, которое предполагает: изучение индивидуальных особенностей личности учащихся, выявление познавательных интересов, определение индивидуального стиля познавательной деятельности и т. д.; осуществление мониторинга дистанционных курсов и мониторинга взаимодействия субъектов образовательного процесса.
просветительское, которое включает различные мероприятия, направленные на повышение психологической грамотности участников обучения, работающих в сети интернет;
консультативное, направленное на взаимодействие психологов с различными группами участников дистанционного обучения;
методическое, предполагающее взаимодействие психолога с автором дистанционного курса и сетевым учителем, направленное на конструирование психологической компоненты курса. Речь идет об определённых психологических механизмах, обеспечивающих высокий уровень мотивации и индивидуально–дифференцированный подход к обучению.
Основными методами системы психолого-педагогического сопровождения выступают:
Психологическое интернет-тестирование;
Пример методик:
-опросник Айзенка для определения типа темперамента
-уровень тревожности Филипса
-методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) А.Н.Орла
-методика акцентуации характера и темперамента личности Шмишека и Леонгарда.
Через диагностирование выявляются особенности личности студентов, психологические проблемы, переживания при дистанционном обучении; мотивация к учебной деятельности, способность к сознательной саморегуляции поведения, уровень агрессивности, коммуникативные особенности студентов.
Результаты психодиагностического исследования, а так же рекомендации по каждому студенту доводятся до классных руководителей и мастеров производственного обучения, а также самих студентов и их родителей. Намечается дальнейший план работы.
Психологические тренинги (психолог – сетевой учитель, психолог – сетевой ученик, психолог – куратор в режимах on-line и off-line);
В связи с невозможностью проведения тренингов в привычном понимании, основная часть работы представлена в брошюрках, памятках, размещенных на сайте колледжа, а так же встречи через систему zoom, skуpe, viber.
Используются такие упражнения, как:
- Занятия направленные на личностный рост студентов (игра «Адаптация», «Стратегия успеха», «Лидер-организатор» и т.д.)
- Упражнения на снижение тревожности подростков («Успокаивающее дыхание», «Мы свечки на торте», «Огонь-лед», «Разговор с собой» и т.д.)
- Лекции-беседы («Формирование навыков самоорганизации и адаптации. Практические рекомендации», «Твои успехи и неудачи», «Уверенность в себе» и т.д.)
Консультирование в режимах on-line и off-line;
По преодолению стрессовых ситуаций, эмоциональных трудностей, осуществляется помощь в улучшении межличностных отношений.
Разработаны памятки как для студентов и их родителей, так и для педагогических работников, например «Как выполнить самостоятельную работу», «Как слушать и конспектировать лекцию», «Релаксационные и антистрессовые техники», «Рекомендации педагогам по организации эффективного дистанционного обучения».
Примерный план работы психолого-педагогической службы колледжа на период дистанционного обучения.
№ | Форма работы | Сроки | Ресурс | Ответственные |
1. | Консультирование (родителей, учащихся, педагогов) | Ежедневно, Пн – Пт с 8:00 до 16:00 | Электронная почта ____________ Соц.сеть «ВКонтакте» _____________, «WhatsApp» (по необходимости) Мобильная связь(по необходимости) _______________ | Педагог – психолог Завалина К.А. |
2. | Просветительская и профилактическая деятельность (памятки, ссылки на статьи, видео и т.д.) | Период дистанционного обучения и по необходимости | Сайт колледжа, Соц.сеть «ВКонтакте» | Педагог – психолог Завалина К.А. |
3. | Организационно- методическая деятельность | Период дистанционного обучения | Анализ и планирование деятельности в целом; анализ научной и практической литературы для подбора инструментария и разработки развивающих и коррекционных программ. | Педагог – психолог Завалина К.А. |
4. | Консультирование несовершеннолетних состоящих на учёте в ПДН, КДН, УИИ, нарколога и их родителей (законных представителей) | Ежедневно, Пн – Пт с 8:00 до 16:00 | Электронная почта _______________ Соц.сеть «ВКонтакте» ______________, «WhatsApp» (по необходимости) Мобильная связь(по необходимости) ____________ | Педагог – психолог Завалина К.А. |
5. | Консультирование студентов с инвалидностью и ОВЗ, их родителей | Ежедневно, Пн – Пт с 8:00 до 16:00 | Электронная почта ________________ Соц.сеть «ВКонтакте» ______________, «WhatsApp» (по необходимости) Мобильная связь(по необходимости) _____________ | Педагог – психолог Завалина К.А. |
Таким образом, работа педагога-психолога может осуществляться дистанционно, но традиционные формы работы, конечно же более продуктивные и личноориентированные.