Опыт работы в период дистанционного обучения в 10 классе: конструктивные планы учебных занятий по русскому языку на дистанционном обучении
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Синьковская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
Опыт работы в период дистанционного обучения:
конструктивные планы учебных занятий
по русскому языку
на дистанционном обучении
10 класс
к УМК «Русский язык. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мещерина М.А.»
(10-11 классы)
Материалы подготовлены учителем
русского языка и литературы
Никитиной Е.А.
Смоленск- 2020
Пояснительная записка
Дистанционное обучение, на которое пришлось перейти образовательным организациям весной 2020 г., требовало пересмотра всей системы подачи учебного материала обучающимся. Такая форма обучения как дистанционная система должно включать в себя следующие компоненты: цель обучения, содержание обучения, участники процесса, методы, средства и формы обучения, аудио и видеоматериалы (ссылки на подобранные из сети «Интернет» видеоматериалы имеются в планах занятий).
Отдельно представленные конструктивные планы учебных занятий по русскому языку (для 10 класса) составлены были в период дистанционного обучения 2020 г., задания были систематизированы в соответствии с темами, представленными в учебнике по русскому языку для 10 класса (УМК «Русский язык. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мещерина М.А. (10-11 классы)».
К уроку русского языка в 10 классе (на 06.04.2020г.)
«Имя числительное как часть речи.
Лексико-грамматические разряды имени числительного»
Рубрика 1 «Объясняем теоретический материал»
Задание 1.Запишите слова в тетрадь, определите часть речи каждого слова. Поясните: как определили принадлежность к части речи.
Пятак, пять, пятьсот, пятёрка, пятеро, пятерня, пятый, пятитысячный, пятиэтажный, впятером, пятизначный, несколько, много.
Задание 2.Внимательно изучите теоретический материал с примерами, зафиксируйте материал в «ученический словарь», выучите информацию.
1.Имя числительное - лексико-грамматический класс, имеющий значения количество предметов (рублей - сколько?- пять) или порядок предметов при счёте (дом - который по счёту?- пятый).
2.Классификация числительных
1) По значению: количественные (сколько?) и порядковые (который по счёту?).
Количественные имеют разновидности: а) целые (пять), б) дробные (две пятых), в) собирательные (двое- десятеро).
2)По структуре: простые (одно слово с одним корнем: пять), сложные (одно слово с несколькими корнями: двенадцать), составные (несколько слов: двадцать пять).
3.Числительное может являться любым членом предложения в зависимости от контекста.
4. Числительные изменяются в основном по падежам. Некоторые по родам и числам (какие конкретно – информация в других занятиях).
Рубрика 2 «Проверяем теорию на практике»
Задание 3. Запишите предложения, подчеркните числительные, определите в скобках разряды по значению, по структуре.
1)У него оставалось семнадцать рублей. 2)Шёл одиннадцатый день моего отпуска. 3) Четверо суток пришлось готовиться к пересдаче экзамена. 4)Одну четвёртую имения занимал сад. 5) В классе обучалось сорок два ученика. 6) Я живу в третьем доме направо от аллеи. 7) Молодому врачу ещё не было и двадцать трёх лет. 8) Оставалось двадцать пять литров топлива. 9) Пятью пять- двадцать пять. 10) Книг на полках оставалось около двадцати.
К уроку русского языка в 10 классе (на 09.04.2020г.)
«Особенности склонения порядковых числительных»
Рубрика 1 «Объясняем теоретический материал»
Задание 1.Внимательно изучите теоретический материал (параграф 42, пункт 3, учебник, стр. 170), зафиксируйте материал в «ученический словарь», выучите информацию.
Задание 2.Теперь ответьте на вопросы по параграфу:
1.Как склоняются простые и сложные порядковые числительные?
2.В чём особенность склонения составных порядковых числительных?
3.К каким прилагательным относятся притяжательные прилагательные?
Рубрика 2 «Смотрим видеоурок»
Рубрика 3 «Проверяем теорию на практике»
Задание 3. Спишите, заменяя цифры порядковыми числительными. Прочитайте правильно порядковые числительные.
С 3 декабря; к 23 февраля; 6 урок; 60 дом; 4 сутки; 300 выпуск; 10 000 экземпляра; 2000 год; 2005 год; 1885 год; 2 000 000 пассажир метро.
Задание 4. Выполните упражнение 221 (учебник).
К уроку русского языка в 10 классе (на 11.04.2020г.)
«Особенности склонения порядковых числительных»
Рубрика 1 «Объясняем теоретический материал»
Задание 1.Внимательно изучите теоретический материал (параграф 42, пункт 3, учебник, стр. 170), зафиксируйте материал в «ученический словарь», выучите информацию.
Задание 2.Теперь ответьте на вопросы по параграфу:
1.Как склоняются простые и сложные порядковые числительные?
2.В чём особенность склонения составных порядковых числительных?
3.К каким прилагательным относятся притяжательные прилагательные?
Рубрика 2 «Смотрим видеоурок»
Рубрика 3 «Проверяем теорию на практике»
Задание 3. Спишите, заменяя цифры порядковыми числительными. Прочитайте правильно порядковые числительные.
С 3 декабря; к 23 февраля; 6 урок; 60 дом; 4 сутки; 300 выпуск; 10 000 экземпляра; 2000 год; 2005 год; 1885 год; 2 000 000 пассажир метро.
Задание 4. Выполните упражнение 221 (учебник).
К уроку русского языка в 10 классе (на 12.04.2020г.)
«Правописание имён числительных»
Рубрика 1 «Объясняем теоретический материал»
Задание 1.Внимательно изучите теоретический материал (параграф 43, учебник), зафиксируйте материал в «ученический словарь», выучите информацию.
Рубрика 2 «Смотрим видеоурок»
Рубрика 3 «Проверяем теорию на практике»
Задание 2. Запишите предложения и поясните правописание числительных (как это сделано в теоретическом объяснении), заменяя цифры словами. Укажите разряд числительных и падеж.
1. Школьная библиотека пополнилась в этом году 570 книгами.
2. На футбольном состязании присутствовало свыше 95 тысяч зрителей.
3. В соревнованиях по прыжкам в воду с трамплина победила молодая спортсменка с результатом 128,55 балла.
4. Если к 489 прибавить 311, то получится ровно 800.
5. Если из 2791 вычесть 1457, то останется 1334.
1.За лето прочитал пят…надцат… книг.
2.В школе пят..сот учеников.
3.Напечатано восем..сот экземпляров книг.
4.В продаже есть сем..надцат.. видов обоев.
5.Объем бака – шест..десят.. литров.
4.Вспахали девят..надцат.. гектаров земли.
5.Заработано девят..сот рублей.
Задание 3. Выполните упражнение 219 (учебник).
К уроку русского языка в 10 классе (на 20.04.2020г.)
«Комплексный анализ текста по определению лексико-грамматических разрядов местоимений» (2 урока)
Рубрика 1. «Выполняем комплексный анализ текста»
Задание 1. Выполняя комплексный анализ текста, воспользуйтесь записями «рабочего» словаря.
Та..т в лесу снег ещё л..жит плотными подушками и д..ревья пр..гнулись стоят в снежном плену. Тонкие ствол..ки пр..жались к земле пр..мёрзли и ждут освоб..ждения.
Но вот пр..ходит этот жаркий час, самый счас..ливый для д..ревьев и страшный для зверей и птиц. В полной лесной т..шине ш..вельнёт..ся еловая веточ..ка и закачает..ся, хочет..ся ей пр..поднят..ся.
А под ёлкой, пр..крытой её широкими ветками, спит за..ц. Ему страшно, он пр..слушивает..ся. Но вот за..ц м..тнулся поб..жал опять сел столбиком и пр..сматривает..ся, откуда беда, куда ему б..жать. И только пр..встал он на задние лапки, как прыгнет вверх перед самым его носом, как выпр..мит..ся целая берёза!
Всё пр..образилось в лесу. Везде прыгают ветки пр..одолевают пр..грады вырывают..ся из снежного плена. Весь лес кругом шевелит..ся, весь лес пошёл. И мечет..ся за..ц, и встаёт всякий зверь, и птица ул..тает из леса.
1.Озаглавьте текст.
2.Спишите текст. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
3. Укажите признаки текста.
4. Выполните фонетический разбор слова заяц.
5. Выпишите из текста примеры троп (3-4).
6. Над местоимениями укажите разряд.
К уроку русского языка в 10 классе (на 23.04.2020г.)
«Морфологический разбор местоимения»
Рубрика 1 «Смотрим видеоурок»
Рубрика 2 «Фиксируем информацию в словарь» (учебник, стр. 178-179)
Образец разбора
(Для каждого) выбор был очевиден.
I. Очевиден (для кого?) для каждого – лексико-грамматический класс, местоимение, т. к. указывает на предмет: (для кого?) для каждого. Н.ф. – каждый.
II. Морфологические признаки.
1.Пост. п.: определительное, местоимение-существительное.
2.Непост. п.: в Р.п., ед.ч., м.р..
III. Очевиден (для кого?) для каждого
Рубрика 3 «Проверяем теорию на практике»
Задание 1. Найдите местоимения, выпишите, укажите разряд. Выполните их морфологический разбор (3 разбора разных разрядов).
Колькину маму никто по имени-отчеству не называл, все, даже ребята, называли её просто Лёлей. "Вот придет наша Лёля с работы, мы вам покажем!" - кричали они волейболистам соседнего двора, и Колька ходил гордый, будто это он сам умел гасить так, что все игроки по ту сторону сетки боязливо приседали на корточки; будто он сам умел принимать труднейшие мячи, а подавал так, что мяч стремительным черным ядром пролетал в нескольких миллиметрах над сеткой, чудом умудряясь не задеть её.
И тут уж Колька сидел скромно, строго, не выражая своего торжества, а только изредка обменивался взглядами с мамой, которая, казалось, молча спрашивала его: "Ну как? Ты доволен мною?"
А когда команда выигрывала, мама непременно поднимала Кольку на руки и целовала, будто он был самым дорогим победным кубком, врученным ей раз и навсегда за все прошлые, настоящие и будущие победы.
И мама почему-то не заставляла его учиться всему этому. Но зато она научила его тоже ходить в спортивной майке с распахнутым воротом, долго гулять перед сном и делать по утрам гимнастику (она вытаскивала в коридор сразу три коврика - для себя, для отца и совсем маленький для Кольки).
К уроку русского языка в 10 классе (на 24.04.2020г.)
«Правописание местоимений»
Рубрика 1 «Смотрим видеоурок»
Рубрика 2 «Фиксируем информацию в словарь»
(параграф 46, стр.182-183)
Рубрика 3 «Проверяем теорию на практике»
Задание 1. Выполните упражнение 237.
Задание 2. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Н..(за)что уважать; н..(за)что не уважал; (н..)когда говорить; (н..)кого спросить; (н..)(у)кого спросить; увидел (н..)кого иного, как друга; (н..)кого иного не увидел; (н..)кому доложить; сообщил (н..) кому другому, как управляющему; (не)куда спешить; (н..)где не находил порядка; это (н..)как невозможно; (н..)какой совести; н..(на)что купить; н..(на)что не обращать внимания; не (от) куда ждать помощи; (не) чем заняться; здание было (н..)чем иным, как университетом; (н..)чем иным объяснить не мог; (н..)когда не опаздывал; (н..)куда не торопился; н..(к)чему не притрагивался; н..(от)куда не ждал вестей; н..(по)чём не догадался бы; я здесь н..(при)чём; это его (н..)сколько не занимало; (н..)чей котёнок; (во)что(бы)то(н..)стало; н..(в)какую не соглашался.
Рубрика 4 «Выполняем дома»
Задание 3. Выполните упражнение 236, выучите теоретический материал.