Опыт работы в период дистанционного обучения в 7 классе: конструктивные планы учебных занятий по русскому языку на дистанционном обучении
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Синьковская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
Опыт работы в период дистанционного обучения:
конструктивные планы учебных занятий
по русскому языку
на дистанционном обучении (часть 2)
7 класс
к УМК «Русский язык. Ладыженская Т. А. - Бархударов С. Г.»
Материалы подготовлены учителем
русского языка и литературы
Никитиной Е.А.
Смоленск- 2020
Пояснительная записка
Дистанционное обучение, на которое пришлось перейти образовательным организациям весной 2020 г., требовало пересмотра всей системы подачи учебного материала обучающимся. Такая форма обучения как дистанционная система должно включать в себя следующие компоненты: цель обучения, содержание обучения, участники процесса, методы, средства и формы обучения, аудио и видеоматериалы (ссылки на подобранные из сети «Интернет» видеоматериалы имеются в планах занятий).
Отдельно представленные конструктивные планы учебных занятий по русскому языку (для 7 класса) составлены были в период дистанционного обучения 2020 г., задания были систематизированы в соответствии с темами, представленными в учебнике по русскому языку для 7 класса (УМК «Русский язык. Ладыженская Т. А. - Бархударов С. Г. (5-9 классы)».
К уроку русского языка в 7 классе (на 09.04.2020г.)
«Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато»
Рубрика 1 «Изучаем теоретический материал»
Задание 1. Внимательно изучите материал объяснения, зафиксируйте в «рабочий словарь» необходимую часть теории, обязательно выучите материал.
Видеотьютор
«Отличие сложных союзов от местоимений и наречий с предлогами, союзами или частицами».
Для того чтобы отличить союзы от созвучных с ними слов, рекомендуется произвести синтаксический разбор предложения. При этом необходимо помнить, что союз — это служебное слово, которое не отвечает на вопрос члена предложения и, следовательно, членом предложения не является.
Рассмотрим несколько пар союзов и созвучных с ними сочетаний.
1.Союзы тоже, также пишутся слитно.
Местоимение то и наречие так пишутся с частицей же раздельно. Частицу же в этом случае можно опустить.
Я также (тоже) хочу поехать туда. — И я хочу поехать туда. Брат советовал мне то же, что и вы. — Брат советовал то самое, что и вы. Мой друг отлично учится; я учусь так же. — Я учусь так, как он.
2. Союз чтобы пишется слитно, а местоимение что с частицей бы - раздельно. В последнем случае частицу можно отделить от местоимения и перенести в другое место предложения.
Я хочу, чтобы вы больше читали. — Что бы вы посоветовали мне почитать? (Что вы посоветовали бы мне почитать?).
3. Союзы зато, притом, причем, поэтому, затем, зачем, оттого, потому, почему пишутся слитно. Их нужно отличать от местоимений с предлогами, которые пишутся раздельно.
Дорого, зато мило. — Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел. (Здесь возможна замена местоимения другими словами: за это.) Девушка была очень хорошенькая, притом и умница. — Курсы находятся при том (при этом, при другом) институте, где я работаю. Я встретился с ним, причем на том же месте. — При чем (при каких интересах) ты останешься, если истратишь все свои деньги?
4. Союз итак пишется слитно. Союз и наречие так пишутся раздельно.
Итак, экзамены закончились. — Я допустил ошибку в расчетах и так растерялся, что долго не мог ее обнаружить. К союзу нельзя задать вопрос, а к сочетанию и так можно (и как? так).
Рубрика 2 «Смотрим видеоурок»
Рубрика 3 «Проверяем теорию на практике»
Задание 2. Перепишите предложения, раскрывая скобки, объясните слитное и раздельное написания.
1. Один только месяц все так (же) блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба, и так (же) прекрасна была земля в дивном серебряном блеске.
2. На то вам и красное лето дано, что (б) вечно любить это скудное поле, что (б) вечно вам милым казалось оно.
3. Что (бы) он ни говорил, что (бы) ни предлагал, его слушали так, как будто то, что он предлагал, давно известно и есть то самое, что нужно.
4.Теплая небесная вода для растений – то (же) самое, что для нас любовь.
5. Надо было дождаться мулов во что (бы) то ни стало.
6. Снегу было мало, снежных буранов то (же).
К уроку русского языка в 7 классе (на 14.04.2020г.)
«Подчинительные союзы: виды и их значение»
Рубрика 1 «Изучаем теоретический материал»
Задание 1. Внимательно изучите материал объяснения, зафиксируйте в «рабочий словарь» теорию, обязательно выучите материал.
1)Подчинительный союз выполняет функцию:
а) Гости разошлись, потому что уже наступил вечер. - связь простых предложений (главного и придаточного) в сложном.
2) Виды подчинительных союзов и их значение
Вид по значению | Союзы | Пример |
Временные | когда, пока, только, лишь только, едва, после того как, перед тем как | Пока можно было оставаться на палубе, мы часто поднимались на бак и смотрели на море. Пока ( ), (до каких пор?) [ ]. |
Причинные | потому что, так как, оттого что, ибо, вследствие того что, в связи с тем что | Лиственница может переносить суровые зимы, так как она сбрасывает на зиму хвою. [ ], (почему?) так как ( ). |
Целевые | чтобы, для того чтобы, с тем чтобы | Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать. Чтобы ( ), (зачем?) [ ]. |
Условные | если, раз, если бы | Если я долго не приезжал в город, то, значит, я был болен. Если ( ), (при каком условии?) [ ]. |
Уступительные | хотя, пускай, несмотря на то что | Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми. Хотя ( ), (несмотря на что?) [ ]. |
Сравнительные | как, будто, как будто, словно | Было так тихо, будто город вымер. [ ], (как именно?) будто ( ). |
Следствия | так что | В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча. [ ], (что из этого следует?) так что ( ). |
Изъяснительные | что, как, чтобы, будто | В сотый раз я пожелал, что не родился художником. [ ], (что?) что ( ). |
Примечание. Теоретический материал ориентирован на параграф 63 учебника, но со значительными необходимыми дополнениями.
Рубрика 2 «Проверяем теорию на практике»
Задание 2. Выполните упр. 378 (с.155-156) по данному в учебнике заданию.
Рубрика 3 «Делаем дома»
Задание 3. Прочитайте предложения и найдите грамматическую основу в каждом предложении. Укажите сочинительные и подчинительные союзы и определите их значение. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Схема к каждому предложению обязательна.
1. Огонь в лампе дрогнул и потускнел но через секунду снова разг..релся ровно и ярко.
2. Листья то летели по ветру то отвесно л..жились в сырую траву.
3. Все встали со своих мест как только з..тихли звуки музыки.
4. Наука любит труд..любивых ибо труд это талант.
5. Агр..номы делают всё чтобы ур..жайность наших п..лей возр..стала.
Задание 4. Поясните с помощью словаря различие в значении слов «светофор», «семафор».
К уроку русского языка в 7 классе (на 15.04.2020г.)
«Функции союзов. Употребление союзов в художественной речи»
Рубрика 1 «Работа с изученным материалом»
Задание 1. Запишите в тетрадь ответ на вопрос.
Друзья мои! Прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен.
Непоколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
-Каким значением наделил А.С. Пушкин слово «союз»?
Рубрика 2 «Проверяем умение различать союзы»
Задание 2. Запишите тексты в тетрадь и ответьте на вопросы.
А. Союзы в былинах.
№1. А сели на добрых коней, поехали. А хвост-то у ней расстилается, А грива-то у ней да завивается. У оратая кобыла поступью пошла, А Вольгин конь да ведь поскакивает. А у оратая кобыла грудью пошла, А Вольгин конь да оставается.
-Из какой былины взят фрагмент? Какой союз повторяется? Какова роль союзов во фрагменте?
№2. Не успел он слова вымолвить, Как настоятели новгородские Ударили о велик заклад...(1).Потом поезжали корабли по синю морю, Полетели, как черные ворон…(2)Сидит в палате царь морской, Голова у царя как куча сенная…(3)
-Из какой былины эти фрагменты? Почему во 2-м фрагменте перед союзом как стоит запятая, а в 3-м предложении не стоит?
Б. Союзы в поэтических текстах.
1)По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
- Какой союз повторяется? Какова функция союзов во фрагменте?
Задание 3. Прочитайте тексты в тетрадь и определите тип речи (тип запишите в тетрадь).
1.На фотографии изображены два снегиря. Они прекрасны! Их ярко-красные грудки, словно облитые клюквенным соком, горят на фоне голубого снега и ... Крылышки и хвостик у них чёрно-серые, а на голове чёрная шапочка.
2.Два снегиря нашли гроздь калины или рябины и решили пообедать. Они были очень голодны и с жадностью стали клевать ягоды. Большой снегирь склевал свою долю быстро и стал поглядывать по сторонам да следить, чтобы хищник не напал, а другой перевернулся вниз головой и с аппетитом продолжал свой обед.
3.На фотографии мы видим двух снегирей. Мне кажется, что им очень холодно, потому что они распушили свои пёрышки, чтобы не замёрзнуть. Наверное, снегирям трудно искать еду под снегом, поэтому они рады поклевать ягоды рябины, хотя эти ягоды горькие.
К уроку русского языка в 7 классе (на 18.04.2020г.)
Контрольная работа «Союз как часть речи»
Рубрика 1 «Выполняем контрольную работу»
Часть 1. Напишите небольшую лингвистическую статью «Что мы знаем о союзе как служебной части речи?» (объём – 30- 50 слов).
Часть 2. Выполняем практические задания по теме «Союз»
Задание 1. Выполните тестовую работу
1.Укажите неверное утверждение.
а) Части сложного предложения связываются только подчинительными союзами.
б) Сочинительные союзы делятся на группы: соединительные, противительные
и разделительные. в) Союзы бывают подчинительными и сочинительными.
2.Укажите пример с подчинительным союзом.
а) Уйти, чтобы вернуться. б) Бродить по парку и собирать цветы. в) Вследствие быстрого течения.
3.Укажите пример с простым союзом.
а) Приятели сворачивают с дороги и углубляются в лес. б) Растения опыляют не только пчелы, но и другие насекомые. в) Лес стоял молчаливый, потому что главные певцы улетели.
4.Укажите предложения, где перед союзом И ставится запятая (знаки не расставлены.): а) Слышалась тихая тягучая и заунывная песня. б) Пели соловьи и из полей доносился крик перепелов. в) Сквозь мглу трудно было разглядеть цвет и очертания предметов.
5.Укажите разряд подчинительного союза в предложении: Чтобы вода не заливала огонь, пришлось подкладывать в костёр побольше дров. а) целевой б) причинный в) временной
6.Укажите предложение, в котором выделенное слово пишется слитно. а) Птицы то(же) ведут себя по-разному, когда идет снег. б) Артемке было приятно, что его заметили, но в то(же) время и неловко. в) В то(же) воскресенье мы поехали в музей.
Часть 3. Спишите, вставьте пропущенные союзы, определите группу по значению, разряд, отношения.
1.И комар лошадь повалит ... медведь подсобит. 2. Мне стало очень приятно ... я познакомился с этим мальчиком. 3. Не имя красит человека ... человек – имя.4. Весной ... летом цветет сирень? 5. Гнездо скворец устраивает очень глубоко ... туда не пролезла лапой кошка.
Часть 4. В каких предложениях союз И связывает однородные члены? Запишите их, расставляя недостающие знаки препинания.
И весело и величаво поднимается могучее светило.
Из окошка далеко блестят горы и виден Днепр.
Вскоре после восхода набежала тучка и брызнул короткий дождь.
К уроку русского языка в 7 классе (на 23.04.2020г.)
«Урок-закрепление: «Смыслоразличительные частицы»
Рубрика 1 «Смотрим видеоурок»
Рубрика 2 «Проверяем теорию на практике»
Задание 1. Ответьте письменно на вопросы теории:
1)Что такое частица? Для чего она служит в речи?
2)Какие разряды частиц вы знаете?
3)Как образуются формообразующие частицы?
4)Как отличить частицы от омонимичных форм?
Задание 2. Прочитайте текст. Найдите в прочитанном тексте частицы и определим их разряд и значение.
Ответьте письменно на вопросы теории.
Собрались ученики седьмого класса.
— Всё-таки надо решить, как мы проведём нашу праздник,- предложила Клара.
— Разве он состоится? — удивились ребята.
— Конечно, неужели вы забыли о нашем последнем разговоре? — спросила Клара.
— Вот здорово! — закричали ребята.
— Только надо придумать план проведения.
— Пусть Иван сыграет какую-нибудь увертюру, — предложил Женя.
— Вряд ли он сможет прийти на праздник, — возразила Ольга.
— Неужели ему неинтересно быть на таком мероприятии? — удивились ребята.
— Как раз в этот день у него экзамен в музыкальной школе, — пояснила Ольга.
— И даже если экзамен, он к вечеру освободится, — возразил Петя
Почти все ребята приняли участие в обсуждении плана проведения школьного праздника.
Задание 3.Выполните упражнение 414 (учебник, стр. 169).
Рубрика 3 «Проверяем теорию на практике»
Выполните упражнение 418, повторите теоретический материал «Частица и её разряды».