Работа по программе «Радуга»
Познавательное развитие
Задачи:
- Расширять кругозор каждого ребёнка на базе ближайшего непосред ственного окружения.
- Создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
- Формировать основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру.
Литература
Гризик Т.Н. планирование работы в детском саду с детьми 3-4 лет: метод. рекомендации для воспитателей/ ( Т.И. Гризик, Г.В. Глушакова, Т.Н. Доронова и др.; науч. рук. Е.В. Соловьёва). – М. : Просвещение. 2011. – 192 с. – (Радуга).
Месяц |
Тематическая карта |
№ |
Тема |
Задачи |
Оборудование |
Литература |
|||||
Сентябрь |
Мониторинг. |
Стр.13 |
|||||||||
Лето |
1 |
Выявить, чем обогатились дети в период летнего отдыха; наладить контакт с детьми на основе приятных для них воспоминаний. |
Птичка (игрушка или демонстрационная картинка), книга «Где обедал воробей». |
||||||||
Лето |
2 |
«Как я провёл лето». |
Выявить, чем обогатились дети в период летнего отдыха; наладить контакт с детьми на основе приятных для них воспоминаний. |
Птичка (игрушка или демонстрационная картинка), книга «Где обедал воробей». |
|||||||
«Детский сад» |
3 |
Мониторинг. «Знакомство с группой». |
Помочь детям адаптироваться к изменившимся условиям в группе; показать расположение отдельных предметов и объектов; выяснить целевое назначение и функцию отдельных предметов. |
Группа |
Стр. 14 |
||||||
«Земля - наш дом» |
4 |
«Знакомство с участком группы». |
Помочь детям адаптироваться к изменившимся условиям на участке; показать расположение отдельных предметов и объектов; выяснить целевое назначение и функцию отдельных предметов. |
Участок, оборудование |
Стр.18 |
||||||
«Земля – наш дом» |
5 |
«Овощи, фрукты». |
Формировать знание детей о овощах и фруктах. |
Модули овощей, фруктов. |
|||||||
Октябрь |
«Рукотворный мир» |
6 |
«Совместная деятельность по созданию аквариума». |
Продемонстрировать детям модель подводного мира (аквариум); вызвать желание создать аквариум в своей группе; выяснить. Что необходимо иметь для создания аквариума. |
Коробка, рыбки, бумага, ракушки, клей, ножницы. |
Стр.21 |
|||||
«Профессии» |
7 |
«Экскурсия в прачечную». |
Продолжать знакомить детей с сотрудниками детского сада и их трудом; познакомить с новыми предметами. |
Прачечная, полотенца. |
Стр.22 |
||||||
«Удивительное рядом» |
8 |
«Рыбы». |
Дать элементарные представления о рыбах и среде их обитания; вызвать у детей желание создать в своей группе аквариум. |
Картинки, открытки, альбомы. |
Стр.18 |
||||||
«Мир вокруг нас» |
9 |
«Предметы вокруг нас. Игрушки». |
Закрепить представления детей о целевом назначении и функциях предметов; закрепить представления детей о нормах взаимоотношений с другими людьми (опосредованно, через игрушки). |
Игрушки группы. |
Стр.27 |
||||||
«Мир вокруг нас» |
10 |
«Предметы вокруг нас. Игрушки». |
Закрепить представления детей о целевом назначении и функциях предметов; закрепить представления детей о нормах взаимоотношений с другими людьми (опосредованно, через игрушки). |
Игрушки группы. |
Стр.27 |
||||||
«Человек и мир природы» |
11 |
«Новая игрушка». |
Продолжать закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов; закрепить представления детей о нормах взаимоотношений с другими людьми (опосредованно, через игрушки). |
Новые игрушки. |
Стр.28 |
||||||
Ноябрь |
|||||||||||
«Осень» |
12 |
«Подарки осени». |
Закрепить представления детей об осени (на основе наиболее ярких впечатлений детей). |
Копилка с подарками осени, детские рисунки осенней тематики. |
Стр.28 |
||||||
«С чего начинается Родина» |
13 |
«Мой дом. Мебель». |
Закрепить представления детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов; закрепить видовые и родовые понятия (обобщения). |
Альбом, предметные картинки, детская мебель. |
Стр.38 |
||||||
«Моя семья» |
14 |
«Мой дом. Посуда». |
Закрепить представления детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов; закрепить видовые и родовые понятия (обобщения). |
Картинки, иллюстрации, игрушечная посуда. |
Стр.34 |
||||||
Декабрь |
«Рукотворный мир» |
15 |
«Изготовление кормушек». |
Создать кормушки для птиц; расширить и уточнить некоторые представления детей об особенностях жизни птиц (питание); продемонстрировать способы изготовления кормушек. |
Полуфабрикаты кормушек (пакеты от молока с надрезами), верёвочки, 1-2 готовые кормушки, ножницы (для педагога), корм для птиц. |
Стр.31 |
|||||
«Земля – наш дом» |
16 |
«Наш новый зелёный друг» |
Внести в группу новое комнатное растение; познакомить детей (на эмоциональном уровне) с условиями содержания нового растения; формировать тёплые чувства к зелёным растениям. |
Фотография будущего комнатного растения группы (точная зарисовка) с запиской, заранее приготовленное растение (поставленное за пределами группы на видном месте). |
Стр.36 |
||||||
«Зима» |
17 |
«Птицы зимой» |
Дать элементарные представления о жизни птиц зимой; вызвать желание оказать птицам посильную помощь; закрепить представления детей о целевом назначении и о функции некоторых предметов зимней одежды. |
Предметные картинки, альбом, иллюстрации. |
Стр.30 |
||||||
Новый год |
18 |
Экскурсия в магазин ёлочных игрушек |
Расширить кругозор детей. |
||||||||
Январь |
«Исторический калейдоскоп» |
19 |
«Экскурсия в методический кабинет. Книги». |
Расширить кругозор детей; продолжать знакомить детей с новыми помещениями детского сада; знакомство с методическим кабинетом . |
Книги. |
Стр.33 |
|||||
«Природа и человек» |
20 |
«Помоги зелёным друзьям». |
Продолжать формировать внимательное и бережное отношение к комнатным растениям; настроить детей на совместную с педагогом деятельность по пересадке комнатных растений. |
Комнатное растение, горшок, лопатка, лейка с водой. |
Стр.45 |
||||||
«Юные путешественники» |
21 |
«Экскурсия на кухню». |
Расширить кругозор детей; закрепить представления детей о предметах – помощниках на кухне; показать детям некоторые профессиональные действия. |
Стр.37 |
|||||||
Февраль |
|||||||||||
«Познаём природу» |
22 |
«Подарки зимы» |
Закрепить представления детей о зиме (на основе наиболее ярких впечатлений детей) |
Копилка с подарками зимы, детские рисунки зимней тематики. |
Стр.39 |
||||||
«День защитника Отечества» |
23 |
«Транспорт». |
Формировать знание детей о разных видах транспорта. |
Предметные картинки, иллюстрации, набор машин. |
|||||||
«День защитника Отечества» |
24 |
«Транспорт». |
Формировать знание детей о разных видах транспорта |
Предметные картинки, иллюстрации, набор машин |
|||||||
Март |
«Мамин день» |
25 |
«Экскурсия - поздравление женщин – сотрудниц детского сада». |
Расширять кругозор детей; формировать доброжелательное отношение к другим людям. |
Детские работы. |
Стр.40 |
|||||
«Деятельность людей» |
26 |
«Предметы вокруг нас. Помощники швеи». |
Закрепить представления детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов, закрепить видовые и родовые понятия (обобщения). |
Пособие «Познаю мир» «Предметы вокруг нас», специальная коробка с предметами для рукоделия. |
Стр.41 |
||||||
«Царство растений» |
27 |
«Пересадка комнатных растений» |
Продолжать формировать внимательное и бережное отношение к комнатным растениям; настроить детей на совместную с педагогом деятельность по пересадке комнатных растений. |
Комнатное растение, горшок, земля, лейка с водой. |
Стр.45 |
||||||
«В мире животных» |
28 |
«Экскурсия в методический кабинет. Картины». |
Расширить кругозор детей; продолжать знакомить детей с новыми помещениями детского сада; знакомить с методическим кабинетом ( картины). |
Стр.42 |
|||||||
Апрель |
«Быть здоровыми хотим» |
29 |
«Предметы вокруг нас». |
Закрепить представления детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов одежды; закрепить видовые и родовые понятия (обобщения). |
Предметные картинки, альбом, иллюстрации. |
Стр.44 |
|||||
«Космическое путешествие» |
30 |
«Экскурсия в метод кабинет. В гости к методисту». |
Расширить кругозор детей; продолжать знакомить детей с новыми помещениями детского сада познакомить с работой методиста. |
Презентация о космосе. |
|||||||
«День Земли» |
31 |
Экскурсия «Зелёный детский сад». |
Расширить кругозор детей; формировать познавательное и бережное отношение к растениям; закрепить представления детей о растениях. |
Рассматривание рассады овощей, которую высадили дети старших групп. |
Стр.46 |
||||||
«Земля – наш дом» |
32 |
«Наша группа. Наш участок». |
Обобщить и закрепить полученные детьми представления о своей группе (участке). |
Стр.15 |
|||||||
Май |
«День Победы» |
33 |
«Подарки весны». |
Закрепить представления детей о весне (на основе наиболее ярких впечатлений) |
Копилка с подарками весны, детские рисунки весенней тематики. |
Стр.48 |
|||||
«Азбука безопасности» |
34 |
«Предметы вокруг нас. Инструменты» |
Закрепить представления детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов, помогающих в саду и огороде; закрепить видовые и родовые понятия (обобщения) |
Предметные картинки. |
Стр.40 |
||||||
«Весна» |
35 |
«Вот какие мы большие». |
Радостно и весело закончить учебный год; показать своим детям, что они выросли, многому научились. |
Тематические альбомы, иллюстрации. |
Стр.48 |
||||||
«Лето» |
36 |
«Что подарит лето нам». |
Нацелить детей на ожидание лета; вспомнить, чем обычно люди занимаются летом; предложить поискать приметы лета в мае. |
Картинки, иллюстрации, альбом. |
Стр.48 |
||||||
«Лето» |
37 |
Мониторинг |
Выявить уровень знаний детей. |