Работа с детьми группа «риска»

1
0
Материал опубликован 9 December в группе

Пояснительная записка к презентации


Организация профилактической  работы с несовершеннолетними,  индивидуальной профилактической работы с детьми группы «риска», стоящими на различных видах профилактического учета.


Работа с детьми зоны риска – это комплекс мероприятий и программ, направленных на поддержку детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации или подвержены различным рискам. К таким детям относятся те, кто сталкивается с проблемами в семье (например, насилие, алкоголизм родителей), имеет трудности в обучении, страдает от бедности, социальной изоляции или других факторов, влияющих на их развитие.



Слайд 2 Целью воспитательной работы Колледжа является создание единого образовательного и воспитательного пространства, обеспечивающего становление российской гражданской идентичности, укрепление нравственных основ общественной жизни, успешную социализацию обучающихся.

Данная цель реализуется через организацию учебной деятельности и досуговой занятости.

Основные задачи профилактической  работы с несовершеннолетними:

  1. Социальная адаптация – создание условий для успешной интеграции детей в общество через образовательные программы, психологическую поддержку и социальные услуги.
  2. Развитие личности – формирование у детей необходимых жизненных навыков, таких как умение принимать решения, справляться со стрессами, строить отношения с окружающими. Оказание помощь в достижении позитивного разрешения проблем
  3. Профилактика правонарушений – снижение вероятности того, что дети совершат правонарушения путем вовлечения их в позитивные виды деятельности и предоставления альтернативных моделей поведения.
  4. Поддержка здоровья – обеспечение доступа к медицинским услугам, спортивным программам и здоровому образу жизни.
  5. Формирование у подростков позитивного ценностного отношения к обществу, учебе, труду, общественным нормам и закону.

Слайд 3

Воспитательная работа в Колледже носит систематический характер, ведется по следующим направлениям:

а) формы

б) методы

в) проектирование моделей

г) алгоритм реабилитации

д) работа с родителями

Слайд 4

Основные направления работы с детьми  зоны риска

Студенты, которые сталкиваются с различными трудностями в своей жизни, такими как проблемы в семье, отсутствие поддержки со стороны родителей, финансовые затруднения, а также сложности в учебе и адаптации к образовательной среде. Эти факторы могут негативно сказаться на их успеваемости, поведении и общем состоянии.


Причины возникновения этих  трудностей у студентов

Причины, по которым студенты попадают в зону риска, разнообразны. Среди наиболее распространенных:

  • Проблемы в семье: развод родителей, алкоголизм, насилие;
  • Финансовые трудности: бедность, невозможность оплатить учебники и другие учебные материалы;
  • Трудности в обучении: низкая мотивация, недостаток базовых знаний, проблемы с концентрацией внимания;
  • Социальная изоляция: отсутствие друзей, чувство одиночества, непонимание со стороны сверстников.

В нашем колледже мы реализуем несколько направлений работы с данной категорией студентов:

 Психолого-педагогическое сопровождение

Наши педагоги и психологи проводят индивидуальные консультации, групповые занятия и тренинги, направленные на развитие эмоционального интеллекта, повышение самооценки и улучшение навыков общения. Мы помогаем студентам справиться с внутренними конфликтами, стрессовыми ситуациями и трудностями во взаимоотношениях с одноклассниками и преподавателями.

Образовательная поддержка

Для студентов, испытывающих трудности в учебе, организуются дополнительные занятия, консультации с преподавателями и кураторские часы. Мы стараемся максимально адаптировать учебный процесс под потребности каждого студента, обеспечивая индивидуальный подход и внимание.

Социальная поддержка

Мы оказываем социальную помощь студентам, находящимся в сложных жизненных обстоятельствах. Это может включать предоставление материальной помощи, организацию питания, содействие в решении жилищных вопросов и т.д. Кроме того, мы активно сотрудничаем с местными органами власти и общественными организациями для обеспечения комплексной поддержки наших студентов.

Профилактические мероприятия

Регулярно проводятся профилактические беседы и лекции на темы здорового образа жизни, профилактики вредных привычек, безопасного поведения в интернете и других актуальных вопросах. Также организуются встречи с представителями правоохранительных органов и медицинских учреждений.

 Результаты работы

Благодаря нашей системной работе, мы наблюдаем положительные изменения среди студентов зоны риска. У многих улучшилась успеваемость, они стали более уверенными в себе, научились лучше контролировать свои эмоции и выстраивать конструктивные отношения с окружающими. Некоторые студенты даже начали проявлять лидерские качества и активно участвовать в общественной жизни колледжа.


Слайд 5 формы работы


Формы работы со студентами «дети риска» включают различные подходы, направленные на поддержку и развитие учащихся, испытывающих сложности в обучении, социализации или адаптации к учебной среде. Вот некоторые формы такой работы:

Индивидуальные консультации

  • Встречи с преподавателем или куратором для обсуждения текущих успехов и проблем.
  • Определение сильных и слабых сторон студента, постановка целей и разработка плана действий.

Психологические тренинги и консультации

  • Групповые и индивидуальные сессии с психологом для решения эмоциональных и поведенческих проблем.

Тренировки по управлению эмоциями, стрессоустойчивости, уверенности в себе

Кружковая и секционная деятельность

  • Участие в спортивных секциях, творческих студиях, научных клубах.
  • Это помогает развить дополнительные интересы, улучшить физическую форму, а также найти новых друзей и расширить круг общения.

Социально-педагогическая поддержка

  • Работа социального педагога с семьей студента для улучшения условий воспитания и обучения.
  • Консультации по вопросам взаимодействия с родителями, организации быта и учебного процесса дома.

Творческие мастерские

  • Организация мастер-классов и студий, где учащиеся могут проявить свои творческие способности.
  • Творческая деятельность способствует самовыражению и повышению самооценки.


Профориентационные мероприятия

  • Посещение предприятий, участие в ярмарках вакансий, встречи с профессионалами разных сфер.
  • Помогает студентам определиться с будущей профессией и понять, какие навыки им нужно развивать.

выездные мероприятия

  • Организация день здоровья, где можно совмещать отдых и развитием социальных навыков.
  • Такие программы часто включают спортивные мероприятия, экскурсии, культурные события.
  • Экскурсии на предприятия и социально значимые учреждения


Слайд 6

Методы

Работа со студентами "зоны риска" требует особого внимания и индивидуального подхода. В образовательной среде к таким студентам могут относиться те, кто испытывает трудности с успеваемостью, посещаемостью занятий, социальной адаптацией или имеет другие проблемы, которые мешают их успешной учебе.

Вот несколько методов работы со студентами этой категории:

1. Индивидуальный подход

  • Личное общение с каждым студентом для выявления причин трудностей (академические, социальные, психологические).
  • Разработка индивидуальных планов обучения и поддержки.
  • Регулярное отслеживание прогресса студента.

2. Психологическая поддержка

  • Организация консультаций с психологами или социальными педагогами.
  • Создание атмосферы доверия и безопасности.
  • Помощь в решении личных проблем, влияющих на учебную деятельность.

3. Дополнительные занятия

  • Проведение дополнительных занятий или консультаций по предметам, вызывающим затруднения.
  • Использование современных образовательных технологий (онлайн-курсы, интерактивные материалы) для повышения мотивации и интереса к обучению.

4. Мотивация и поощрение

  • Поощрение за успехи и достижения, даже небольшие.
  • Установление четких целей и задач, чтобы студенты видели прогресс.
  • Поддержка участия студентов в различных внеучебных мероприятиях (спортивные секции, кружки, волонтерство), что может повысить самооценку и мотивацию.

5. Вовлечение родителей/опекунов

  • Информирование родителей о проблемах и успехах ребенка.
  • Совместная работа с родителями над решением возникающих вопросов.
  • Привлечение родителей к участию в образовательном процессе (например, помощь в выполнении домашних заданий).

6. Групповая работа

  • Формирование групп взаимопомощи среди студентов.
  • Обучение навыкам командной работы и взаимного уважения.
  • Коллективное решение учебных задач, что способствует развитию коммуникативных навыков.

7. Мониторинг и обратная связь

  • Постоянный мониторинг успеваемости и поведения студентов.
  • Предоставление регулярной обратной связи как преподавателями, так и сверстниками.
  • Корректировка подходов и стратегий в зависимости от результатов мониторинга.

8. Развитие жизненных навыков

  • Тренинги по управлению временем, стрессоустойчивости, самоорганизации.
  • Курсы по финансовой грамотности, карьерному планированию и другим важным аспектам жизни.

9. Социальная интеграция

  • Работа с общественными организациями и учреждениями для обеспечения доступа к социальным услугам.
  • Подключение студентов к программам наставничества и поддержки со стороны старших товарищей.

Слайд 7

Проектирование моделей работы со студентами зоны риска предполагает создание структурированных систем, направленных на поддержку и улучшение академической и социальной адаптации этих студентов. Для успешного проектирования необходимо учесть множество факторов, включая причины попадания студентов в зону риска, их индивидуальные потребности и доступные ресурсы образовательного учреждения.

Ниже представлены основные этапы проектирования модели работы со студентами зоны риска:

1. Анализ текущей ситуации

  • Сбор данных об успеваемости, посещаемости, поведении и других показателях студентов.
  • Выявление основных причин, приводящих к попаданию студентов в группу риска (академические трудности, социальные проблемы, семейные обстоятельства и др.).
  • Оценка существующих ресурсов и возможностей образовательного учреждения для оказания помощи.

2. Определение целей и задач

  • Постановка конкретных целей, связанных с улучшением успеваемости и социальной адаптации студентов.
  • Определение ключевых показателей эффективности (KPI) для оценки успеха программы.
  • Учет долгосрочных перспектив развития студентов.

3. Разработка стратегии

  • Выбор приоритетных направлений работы (психологическая поддержка, академическое консультирование, социальная адаптация и т.д.).
  • Планирование мероприятий и программ, направленных на достижение поставленных целей.
  • Распределение ролей и обязанностей между участниками проекта (преподаватели, психологи, социальные педагоги, родители и др.).

4. Создание системы мониторинга и контроля

  • Разработка механизмов регулярного мониторинга успеваемости и поведения студентов.
  • Внедрение инструментов для сбора обратной связи от участников программы (студентов, педагогов, родителей).
  • Организация регулярных встреч и обсуждений для анализа промежуточных результатов и корректировки стратегии.

5. Подбор методов и форм работы

  • Использование разнообразных методов и подходов, соответствующих потребностям конкретной группы студентов (индивидуальное консультирование, групповые занятия, онлайн-ресурсы и т.п.).
  • Применение инновационных педагогических методик и технологий для повышения мотивации и вовлеченности студентов.

6. Интеграция с другими службами и структурами

  • Сотрудничество с внешними организациями (центры психологической помощи, общественные фонды, НКО) для расширения спектра предоставляемых услуг.
  • Координация деятельности всех заинтересованных сторон (школа, семья, социальные службы) для комплексного подхода к решению проблем студентов.

7. Оценка и коррекция

  • Периодический анализ достигнутых результатов и сравнение их с установленными KPI.
  • Коррекция стратегии и методов работы на основе полученных данных.
  • Подготовка отчетов и рекомендаций для дальнейшего совершенствования программы.

Пример модели работы

Модель "Комплексная поддержка"

Цели:

  • Повышение успеваемости студентов зоны риска на 20% в течение года.
  • Снижение уровня прогулов и пропусков занятий на 30%.
  • Улучшение социальной адаптации и межличностных отношений студентов.

Задачи:

  • Диагностика потребностей и проблем студентов зоны риска.
  • Разработка индивидуальных планов поддержки.
  • Организация дополнительных занятий и консультаций.
  • Психологическое сопровождение и поддержка.
  • Взаимодействие с семьями студентов.

Методы и формы работы:

  • Индивидуальные консультации с психологом и социальным педагогом.
  • Дополнительные занятия по предметам, вызывающим трудности.
  • Групповые тренинги по развитию навыков коммуникации и саморегуляции.
  • Онлайн-платформа для дистанционного обучения и поддержки.
  • Родительские собрания и консультации.

Механизмы мониторинга и оценки:

  • Ежемесячный анализ успеваемости и посещаемости.
  • Опросы студентов и родителей о удовлетворенности программой.
  • Регулярные встречи команды проекта для обсуждения результатов и внесения изменений.

Слайд 8

Алгоритм реабилитации работы студента зоны риска представляет собой пошаговый процесс, направленный на восстановление и улучшение его академических достижений, социальной адаптации и общего благополучия. Этот алгоритм включает следующие шаги:

Идентификация и диагностика

На этом этапе важно выявить студентов, находящихся в зоне риска, и определить причины их проблем. Это может включать:

  • Анализ успеваемости и посещаемости.
  • Опрос студентов и преподавателей.
  • Психодиагностику (тесты, анкеты, интервью).
  • Изучение семейной и социальной обстановки.

Разработка индивидуального плана реабилитации

После диагностики разрабатывается индивидуальный план реабилитации, учитывающий специфические нужды и возможности каждого студента. Он может включать такие элементы, как:

  • Цели и задачи реабилитации.
  • Методы и инструменты поддержки (консультирования, дополнительного образования, психотерапии и т.д.).
  • Роли и обязанности участников процесса (педагогов, психологов, родителей, самих студентов).

Реализация реабилитационных мероприятий

На данном этапе начинается непосредственная реализация разработанного плана. Это включает:

  • Проведение индивидуальных и групповых консультаций.
  • Организация дополнительных занятий и тренингов.
  • Оказание психологической поддержки.
  • Взаимодействие с родителями и другими значимыми лицами.

Мониторинг и оценка прогресса

Регулярный мониторинг прогресса студента позволяет оценить эффективность проводимых мероприятий и внести необходимые коррективы. На этом этапе используются:

  • Оценка успеваемости.
  • Анализ посещаемости и активности на занятиях.
  • Обратная связь от студентов и педагогов.
  • Периодические встречи и обсуждения с командой проекта.

Коррекция и адаптация плана

Если результаты мониторинга показывают недостаточный прогресс или выявляют новые проблемы, проводится корректировка плана реабилитации. Это может означать изменение методов работы, пересмотр целей или привлечение дополнительных ресурсов.

Завершение реабилитации и постреабилитационное сопровождение

Когда цели реабилитации достигнуты, программа завершается. Однако важно обеспечить постреабилитационную поддержку, которая поможет закрепить достигнутые результаты и предотвратить повторное попадание студента в зону риска. Постреабилитационная поддержка может включать:

  • Периодическую проверку успеваемости.
  • Продолжение консультационной поддержки.
  • Поддерживающие мероприятия и программы.

Пример алгоритма реабилитации

  1. Идентификация: Студенты Иванов И.И. и Петров П.П. были выявлены как находящиеся в зоне риска из-за низкой успеваемости по математике и физике.
  2. Диагностика: Было проведено тестирование, которое показало, что у Иванова И.И. есть проблемы с концентрацией внимания, а у Петрова П.П. – недостаток базовых знаний по предметам.
  3. План реабилитации:
    • Иванов И.И.: Индивидуальные занятия с репетитором по математике, тренировки на внимание и память, регулярные консультации с психологом.
    • Петров П.П.: Дополнительные уроки по математике и физике, работа с учебным материалом, посещение кружков по интересам для повышения мотивации.
  4. Реализация: Организованы занятия и консультации согласно плану. Родители информированы о ходе работы и привлечены к процессу.
  5. Мониторинг: Еженедельный контроль успеваемости и посещаемости. Обратная связь от преподавателей и психологов.
  6. Коррекция: После месяца занятий было замечено, что Иванов И.И. стал лучше концентрироваться, но у Петрова П.П. остались проблемы с пониманием материала. Были внесены изменения в программу: добавлены более интенсивные занятия по физике и консультация с преподавателем.
  7. Завершение и постреабилитация: Через полгода оба студента показали значительное улучшение успеваемости. Им была предложена периодическая проверка знаний и продолжение консультаций с психологом для поддержания результата.

Этот алгоритм является примером того, как можно организовать работу со студентами зоны риска, учитывая их индивидуальные потребности и обеспечивая комплексную поддержку.


В заключении работы со студентами зоны риска – это сложный и многогранный процесс, требующий учета множества факторов и постоянного анализа результатов. Эффективная модель должна быть гибкой, адаптивной и ориентированной на индивидуальные потребности каждого студента. Успех программы во многом зависит от координации усилий всех участников образовательного процесса и готовности студентов к сотрудничеству и изменениям, а также предполагает многоплановый комплекс мероприятий, направленных на получение студентом представлений об обществе, культуре, включает в себя получение образования и общего развития, воспитания, умения контролировать и взаимодействовать с другими людьми


Предварительный просмотр презентации

Шипунова Оксана Владимировна, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Работа с детьми группа «риска» Краевое государственное бюджетное Профессиональное образовательное учреждение «Ванинский межотраслевой колледж (Центр подготовки кадров)»

Организация профилактической работы с несовершеннолетними, индивидуальной профилактической работы с детьми зоны «риска», состоящие на различных видах профилактического учета. Цель: создание единого образовательного и воспитательного пространства, обеспечивающего становление российской гражданской идентичности, укрепление нравственных основ общественной жизни, успешной социализации обучающихся.

Основные направления работы с детьми зоны «риска» Формы Методы Проектирование моделей Алгоритм реабилитации

Психолого-педагогическое сопровождение Образовательная поддержка Социальная поддержка Внеурочная и досуговая деятельность Работа с родителями Основные направления работы с детьми зоны «риска»

Индивидуальные консультации Кружковая и секционная деятельность Социально-педагогическая поддержка Профориентационные мероприятия Творческие мастерские Выездные мероприятия Формы

Индивидуальный подход Образовательные программы Социально-педагогическая поддержка Дополнительные занятия Мотивация и поощрение Вовлечение родителей/опекунов Групповая работа Развитие жизненных навыков Методы

Анализ текущей ситуации Определение целей и задач Разработка стратегии, подбор методов и форм работы Интеграция с другими службами и структурами Оценка и коррекция Проектирование моделей

Идентификация и диагностика Разработка плана реабилитации Реализация реабилитационных мероприятий Мониторинг и оценка прогресса Оценка и коррекция Алгоритм реабилитации

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.