12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Почекунина Наталья Борисовна1030
Учитель географии 1 кв.категории. Руководитель ШМО учителей естественно-гуманитарного цикла. Работаю в школе с 2003 года
Россия, Забайкальский край, Сретенск
Материал размещён в группе «географы»
2

Работа с глобусом

Глобус является одним из самых необходимых географических пособий. Любая школа немыслима без глобуса. Он необходим и в начальных, и в средних, и в старших классах, так как ряд вопросов географии, картографии, астрономической географии и геофизики может быть правильно усвоен только с его помощью.
Учебное значение глобуса определяется тем, что, с одной стороны, он представляет модель Земли как мирового тела, а с другой — он является идеальной «картой», свободной от искажений, правильно передающей картину размещения на Земле географических элементов. Поэтому без глобуса нельзя обойтись, когда приходится рассматривать вопросы, связанные с формой, движением Земли и внутренним ее строением, а также при изучении пространственных отношений.
Карта тесно связана с глобусом. Глобус объясняет особенности карты, исправляет ее недостатки, а карта детализирует глобусное изображение земной поверхности. В некоторых вопросах карта и глобус не должны разлучаться, так как они дополняют друг друга.
Уже самая первая встреча детей с глобусом в IV классе имеет конечную цель — познакомить их с особенностями карты. Глобус привлекается для того, чтобы облегчить формирование первого понятия о мелком масштабе карты, об особенностях ориентирования на ней, о некоторых особенностях ее рисунка, связанных с шарообразностью Земли, и уточнить, исправить пространственные представления о размещении на Земле крупных географических объектов. Эта работа с глобусом должна проводиться в системе.
Особенности ориентирования на картах, как известно, отличаются от тех, какие имеются на планах. Основные направления на картах находят по линиям меридианов и параллелей. Первые упражнения по ориентированию следует делать на глобусе. Очень эффективен в этом случае прием с фигуркой человека, прикрепляемой к глобусу. Так дети легче представляют себя в положении наблюдателя, находящегося на поверхности глобуса, и сознательно учатся находить направления по линиям, нарисованным на нем. Такие упражнения создают основу для правильного ориентирования на картах.
Правильные представления о формах и размерах крупных географических объектов (материков и океанов, крупных стран) во многих случаях нельзя получить без глобуса, по одним лишь картам. Например, даже при простом зрительном сопоставлении очертаний крупных объектов на глобусе с изображением их на картах мира и полушарий видны значительные различия в отражении формы и сравнительных их размеров по причине сильных искажений рисунка на картах. Кроме того, на картах мира и полушарий разорвано единство глобусного изображения.
Так, на карте полушарий разорваны на две части Атлантический океан и Антарктида. На карте мира мы привыкли видеть разорванным Тихий океан. Естественно, что учитель должен предусмотреть возможность неправильных представлений, какие у учеников могут получиться при работах с картами, и исправить, а еще лучше — предупредить их. И тут неоценимую помощь оказывает глобус.
В V классе применяются карты СССР и полушарий. Уже здесь необходима значительная работа с глобусом и картами с целью предупреждения неправильных представлений о действительности и о самих картах. Прежде всего детей нужно приучить к мысли, что на картах изображена выпуклая земная поверхность, что на картах земных полушарий искусственно разорвана неразрывная поверхность шара. Эта задача разрешается путем объяснений учителя и упражнений детей с глобусом и картами. Методисты дореволюционной русской школы рекомендовали растолковывать детям, что карта полушарий осязаемо не передает выпуклости Земли, потому что лист бумаги плоский; само изображение полушарий на бумаге с этой целью называли «плоскошариями». Конечно, термин «плоскошария» неудачен, однако понятие о том, что на бумаге изображена выпуклая поверхность Земли, учитель должен объяснить детям при первом же знакомстве с картами СССР и полушарий. Эта задача для карт СССР облегчена тем, что применяется особая картографическая проекция (проф. Соловьева), обладающая глобулярностью и имеющая ряд других методических достоинств.
Хотя разъяснения учителя и наглядные сравнения картографического рисунка на картах с глобусным изображением приводят детей к пониманию важной особенности карт, однако одних этих мер мало. Необходимо еще поупражнять детей в определении направлений на карте, чтобы приучить к ориентированию на ней по линиям сетки, прокладывании пути, особенно пути из одного полушария карты в другое. Например, заставьте показать на картах полушарий путь из Европы в Северную Америку. Часто можно видеть, как дети стремятся показать неразрывный путь из одного полушария в другое через точку экватора, где оба полушария на стенной карте соприкасаются друг с другом или близко друг к другу подходят. Заставьте затем ребенка посмотреть этот путь на глобусе, и он поймет условность разрывов изображения на карте полушарий.
Важно также не только закрепить умение правильно находить направления по сетке карты и глобуса, но и научить определять по ней относительное географическое положение пунктов. Поставьте, например, задачу определить на карте полушарий, что лежит дальше от экватора (т. е. что севернее) — Исландия или Новая Земля, Москва или Нью-Йорк? На карте эти пункты удалены на равное расстояние. На глобусе же результат получается другим. Такие упражнения вплотную подводят школьников к пониманию координатного значения сетки.
Первые впечатления о положении, формах и сравнительных размерах частей света и океанов учащиеся должны вынести из начальной школы на основе рассмотрения глобуса. Представление о географическом положении СССР — что он почти полностью находится в Восточном полушарии в его северной половине, ближе к Северному полюсу, чем к экватору, в умеренном и частью холодном поясе, в двух частях света — Европе и Азии; о его размерах, сравнительно с поверхностью Земли в целом, должно быть сформировано также на основе рассмотрения глобуса. Полезно для этого применить политический глобус или выделить СССР на физическом глобусе шнуром, флажками и т. п. Для конкретизации пространственных представлений о формах, размерах и положении частей света и океанов глобус как демонстрационный прибор нередко используется в VI и, реже, в VII классах.
В практике многих учителей глобус после VI класса в картографическом плане почти не используется. Это большое упущение. Между тем глобус незаменим при определении больших расстояний между пунктами на земной поверхности. Его значение сохраняется на всем протяжении обучения географии в школе, так как применение карты для этой цели приводит к грубым ошибкам.
Как известно, кратчайшее расстояние между точками (ортодромия) на всех школьных картах, изображающих большую территорию, является кривой линией; кроме того, сам масштаб на таких картах изменчив, и применять для вычисления расстояний тот масштаб, какой на картах указан, следует осмотрительно. Нужно знать, где на картах такие вычисления допустимы. Особенно это следует соблюдать при работах с картами полушарий и мира, где искажения очень велики1. Во всех подобных случаях лучше обращаться к глобусу.
Равномасштабность и отсутствие искажений позволяют быстро и легко получать на нем нужные решения. У учеников нужно воспитывать навык использования глобуса в этом отношении. Такой навык имеет важное практическое значение, ибо в наши дни определение кратчайших расстояний приобрело большой практический смысл, в особенности из-за сильно развитого воздушного транспорта и ракетной техники. Это, в частности, привело к тому, что глобусы теперь применяются в аэронавигации и космических полетах. Немалое значение имеет это и в географии, например, при выяснении особенностей географического положения, конфигурации основных путей международной торговли и т. п.
Глобус незаменим не только для предупреждения или исправления неверных пространственных представлений, получающихся у школьников при работах с картами, он ничем не заменим и при объяснении причин искажений пространственных элементов, присущих мелкомасштабным картам. Опытные учителя в VI классе с этой целью применяют вызывающие большой интерес у школьников приемы сопоставления формы и размеров клеток градусной сетки карты с глобусными клетками и перенесение ортодромии с глобуса на карту. В старших классах с помощью глобуса могут выть разъяснены принципы построения картографических проекций. Для этого применяют проекционные проволочные и стеклянные глобусы.
Многие вопросы географического положения, рассматриваемые в масштабе планеты, невозможно уяснить без глобуса, например представление об антиподах, о материковом и океаническом полушариях, о расположении страны или группы стран по отношению ко всему земному шару, к важнейшим мировым морским путям и т. п. Понятие о связи явлений, возникающей из-за особого географического положения (например, условия формирования климата и почвенно-растительных зон), также невозможно сформировать без глобуса.
В указанном отношении глобус необходимо использовать во всех классах. Уже в IVклассе следует к нему обращаться для создания у детей первичных понятий о том, что различия в природе нашей страны связаны с получением разного количества тепла на разных широтах. Изучение материков и океанов, их размеров, формы, расположения, климатических условий, связанных с широтой и расстоянием от океанов, надо изучать сначала~на глобусе, а затем переходить к карте.
При изучении географии СССР необходимо поступать так же при рассмотрении географического положения СССР, окружающих его морей, условий формирования климата и многих других вопросов, относящихся ко всей территории СССР. В курсах экономической географии СССР и зарубежных стран глобус не менее необходим, ибо экономико-географическое положение любой страны, ее международные торговые и политические связи выявляются на глобусе гораздо ярче и полнее, чем на карте.
Применение глобуса в качестве пособия, помогающего освоить математические особенности карты, должно носить характер активной самостоятельной работы учеников с самим глобусом. Словами и демонстрациями приемов обращения с глобусом тут делу не поможешь. Упражнения по ориентированию, нахождению координат точек, определению кратчайших путей между пунктами и перенесение их на карту и т. п. должны проводиться самими учениками возможно чаще. Не надо забывать конечную цель таких упражнений с глобусом — от них нужно тут же переходить к соответствующим упражнениям с картой.
Рассмотрим теперь работы с глобусом в плане изучения вопросов астрономической (математической) географии и геофизики. Глобус служит главным наглядным пособием, позволяющим одним взглядом увидеть всю Землю в целом и ее форму, представить, что такое диаметр, радиус, окружность Земли.
На основании представления о различном освещении и нагревании земной поверхности солнечными лучами у учащихся формируется понятие о главной причине климатических различий на Земле и о ее тепловых поясах. Причины ледовитости наших северных морей, высокого стояния Солнца в районах, где расположены степи, наличие пустынь на юге СССР получают известную конкретность, если учитель покажет детям на глобусе, как лучи от источника света (лампы или свечи) неодинаково освещают и обогревают различные места его поверхности.
Глобус на наклонной оси служит главным наглядным пособием для объяснения причины смены времен года. Чтобы демонстрировать этот факт, полезно применить сразу четыре глобуса, поместив их вокруг источника света (Солнца) в четырех положениях, соответствующих основным временам года. При недостатке в школе глобусов нужно несколько раз обносить глобус вокруг «Солнца», останавливаясь в нужных местах для объяснений.
Ценным прибором для демонстрации смены времен года является теллурий, так как можно показать одновременно два движения Земли, более точно сохранить соотношение источника света и поверхности глобуса, наклон земной оси и, таким образом, уяснить различия в освещении Земли по временам года, значение тропиков и полярных кругов. Однако применение теллурия у ряда методистов не встречает одобрения. Дети воспринимают его обычно не как учебный прибор, а как занятную игрушку, и потому они плохо вникают в сущность объяснений учителя. По-видимому, применять этот прибор целесообразно в комплексе с использованием на предыдущих уроках обычных глобусов.
Использование глобуса в астрономическом плане далеко не ограничивается описанными выше вопросами. Можно назвать некоторые геофизические вопросы, в преподавании которых глобус существенно необходим для объяснений или иллюстрации изучаемых фактов. Это — приливы и отливы, географическое распространение вулканов, круговорот океанических течений, наблюдения учащихся над светораздельной линией и объяснение различной продолжительности дня и ночи на разных широтах в разное время года, различная скорость линейного движения точек на разных параллелях, имитация опыта Фуко как доказательство суточного вращения Земли, решение разнообразных задач по определению местного времени и часовых поясов, изменение направлений сторон горизонта при движении через полюсы, определение угла падения солнечных лучей в разные времена года на разных широтах и пр.
Как видим, функции глобуса очень разносторонни. Он, как наглядное пособие, позволяет учителю очень многое объяснить и в то же время открывает широкие возможности для проведения разнообразных практических работ и выработки ряда важных практических умений. Работы с глобусом развивают пространственные представления, логичность мышления, ибо на глобусе скрещиваются отвлеченные понятия и конкретные образы явлений. 

Опубликовано в группе «географы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.